Стихи о рыжей дворняге как читать
Стихи о рыжей дворняге Эдуард Асадов
Хозяин погладил рукою
Лохматую рыжую спину:
— Прощай, брат! Хоть жаль мне, не скрою,
Но все же тебя я покину.
Швырнул под скамейку ошейник
И скрылся под гулким навесом,
Где пестрый людской муравейник
Вливался в вагоны экспресса.
Собака не взвыла ни разу.
И лишь за знакомой спиною
Следили два карие глаза
С почти человечьей тоскою.
Старик у вокзального входа
Сказал:- Что? Оставлен, бедняга?
Эх, будь ты хорошей породы.
А то ведь простая дворняга!
Огонь над трубой заметался,
Взревел паровоз что есть мочи,
На месте, как бык, потоптался
И ринулся в непогодь ночи.
В вагонах, забыв передряги,
Курили, смеялись, дремали.
Тут, видно, о рыжей дворняге
Не думали, не вспоминали.
Не ведал хозяин, что где-то
По шпалам, из сил выбиваясь,
За красным мелькающим светом
Собака бежит задыхаясь!
Споткнувшись, кидается снова,
В кровь лапы о камни разбиты,
Что выпрыгнуть сердце готово
Наружу из пасти раскрытой!
Не ведал хозяин, что силы
Вдруг разом оставили тело,
И, стукнувшись лбом о перила,
Собака под мост полетела.
Труп волны снесли под коряги.
Старик! Ты не знаешь природы:
Ведь может быть тело дворняги,
А сердце — чистейшей породы!
Другие статьи в литературном дневнике:
- 26.05.2008. Перед зарей Маргарита Алигер
- 25.05.2008. Сначала Людмила Щипахина
- 24.05.2008. Дочь Нелли Закусина
- 23.05.2008. Дверь полуоткрыта. Анна Ахматова
- 22.05.2008. Край любимый! Сердцу снятся. Сергей Есенин
- 21.05.2008. Я, говорит, не воин. Новелла Матвеева
- 20.05.2008. Баллада о прокуренном вагоне Александр Кочетков
- 19.05.2008. Белые турманы Римма Казакова
- 18.05.2008. Хорошая девочка Лида Ярослав Смеляков
- 17.05.2008. И ты ушла. И тихо, тихо снова. Николай Перевалов
- 16.05.2008. Сказка Марина Бородицкая
- 15.05.2008. Перед судом Александр Блок
- 14.05.2008. Тебе Каменгс
- 13.05.2008. Петергоф Олег Ладыженский
- 12.05.2008. Всё опустело, опостылело. Лариса Васильева
- 11.05.2008. Смерть берёзки Александр Яшин
- 10.05.2008. Есть такие голоса. Марина Цветаева
- 09.05.2008. В дороге Василий Захарченко
- 08.05.2008. Целовались. Плакали и пели. Юлия Друнина
- 07.05.2008. Жираф Николай Гумилев
- 06.05.2008. Твои глаза. отрывок Генрих Гейне пер. С. Маршака
- 05.05.2008. Придешь ты — и счастьем повеет. Александр Грин
- 04.05.2008. Я лист Нина Жосу Перевод с молдавского Р. Казакова
- 03.05.2008. Обратите внимание! Нина Котегова
- 02.05.2008. Женский голос Константин Ваншенкин
- 01.05.2008. Стихи о рыжей дворняге Эдуард Асадов
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
LiveInternetLiveInternet
- Регистрация
- Вход
—Рубрики
- Аудиокниги (187)
- Виртуальные туры (57)
- Вяжем деткам (100)
- Вязание спицами для взрослых. (2718)
- Детское (43)
- Животные, птицы (188)
- Журналы по вязанию (53)
- Здоровье, красота (316)
- Интересно, необычно . (256)
- Интернет, компьютер (48)
- Искусство (1002)
- Красота природы (45)
- Кулинария (2018)
- Лучшие фотографы (45)
- Мудрости жизни (110)
- Музыка (857)
- Одёжки на ножки (28)
- Оформление дневника (209)
- Полезные сайты (308)
- Понравившееся в дневниках (878)
- Праздники, открытки (637)
- Психология, отношения (106)
- Разное (75)
- Религия, духовное (25)
- Рукоделие (573)
- Советы по вязанию (26)
- Стихи (1172)
- Узоры спицами (48)
- Уникальные люди (30)
- Фотоподборки (571)
- Хозяюшка (советы, рекомендации) (41)
- Художественные фильмы (107)
- Цветы, цветущее (461)
- Шапки, шали, шарфики (45)
- Эзотерика, магия, гадания (21)
- Юмор (101)
—Музыка
- Все (6)
—Подписка по e-mail
Стихи о рыжей дворняге . Эдуард Асадов
Хозяин погладил рукою
Лохматую рыжую спину:
— Прощай, брат! Хоть жаль мне, не скрою,
Но все же тебя я покину.
Швырнул под скамейку ошейник
И скрылся под гулким навесом,
Где пестрый людской муравейник
Вливался в вагоны экспресса.
Собака не взвыла ни разу.
И лишь за знакомой спиною
Следили два карие глаза
С почти человечьей тоскою.
Старик у вокзального входа
Сказал:- Что? Оставлен, бедняга?
Эх, будь ты хорошей породы.
А то ведь простая дворняга!
Огонь над трубой заметался,
Взревел паровоз что есть мочи,
На месте, как бык, потоптался
И ринулся в непогодь ночи.
В вагонах, забыв передряги,
Курили, смеялись, дремали.
Тут, видно, о рыжей дворняге
Не думали, не вспоминали.
Не ведал хозяин, что где-то
По шпалам, из сил выбиваясь,
За красным мелькающим светом
Собака бежит задыхаясь!
Споткнувшись, кидается снова,
В кровь лапы о камни разбиты,
Что выпрыгнуть сердце готово
Наружу из пасти раскрытой!
Не ведал хозяин, что силы
Вдруг разом оставили тело,
И, стукнувшись лбом о перила,
Собака под мост полетела.
Труп волны снесли под коряги.
Старик! Ты не знаешь природы:
Ведь может быть тело дворняги,
А сердце — чистейшей породы!
Эдуард Асадов «Стихи о рыжей дворняге» читает Инна Мень.
Очень захотелось добавить в пост ещё и вот это видио .
не плачьте, так выглядит неподдельная любовь, доброта и сострадание .
Рубрики: | Стихи |
Процитировано 14 раз
Понравилось: 43 пользователям
- 43 Запись понравилась
- 14 Процитировали
- Сохранили
- 14Добавить в цитатник
- Сохранить в ссылки
« Пред. запись — К дневнику — След. запись » Страницы: [1] [Новые] Научиться у собак
Мы придумали многие тысячи слов,
Научились писать и читать,
Переводим стихи мы со ста языков,
Только близких не можем понять…А собака тебе лишь посмотрит в глаза,
Мокрым носом уткнётся в ладонь,
И поймёт сразу всё, что ты хочешь сказать,
Ей не нужно для этого слов…Как хочу изучить я собачий язык!
Мне о многом ей надо сказать,
А потом попросить и меня научить,
Как без слов всех людей понимать!Мы гордимся, что есть у нас много друзей,
Поздравленья им в праздники шлём,
Только наши друзья нас подводят порой,
Да и мы их легко предаём…А собака не может кого-то предать,
И друзей не подводит она,
За друзей свою жизнь ей не жалко отдать,
Ведь ей жизнь без друзей не нужна…Как хочу изучить я собачий язык,
Чтоб на равных мне с ней говорить,
Попрошу я её и меня научить,
Как мне правильно надо дружить!О любви сочинили мы тысячи книг,
Над романами слёзы мы льём,
Но так часто бросаем любимых своих,
И за деньги любовь продаём…А собака не ждёт ничего для себя,
И примеров тому нам не счесть.
Хоть ты нищий, хоть царь, она любит тебя,
Просто так, лишь за то, что ты есть…Как хочу изучить я собачий язык,
Чтоб на равных мне с ней говорить,
Попрошу я её и меня научить,
Как же правильно надо любить.Мы посты соблюдаем, и ходим мы в храм,
Чтоб грехи там свои замолить,
Но не можем годами родным и друзьям,
Даже мелкой обиды простить…А собаку, ты если ведёшь усыплять,
Хоть она это сразу поймёт,
Без обиды посмотрит она на тебя,
И тихонечко руку лизнёт…Как хочу изучить я собачий язык!
Мне так много ей надо сказать,
Попрошу я собаку меня научить,
Как обиды свои нужно людям прощать!…Эдуард Асадов
Стихи о рыжей дворняге (+ Анализ)
- Об авторе
- Недавние публикации
СТИХИ О РЫЖЕЙ ДВОРНЯГЕ
Эдуард АсадовХозяин погладил рукою
Лохматую рыжую спину:
— Прощай, брат! Хоть жаль мне, не скрою,
Но все же тебя я покину.Швырнул под скамейку ошейник
И скрылся под гулким навесом,
Где пестрый людской муравейник
Вливался в вагоны экспресса.Собака не взвыла ни разу.
И лишь за знакомой спиною
Следили два карие глаза
С почти человечьей тоскою.Старик у вокзального входа
Сказал:- Что? Оставлен, бедняга?
Эх, будь ты хорошей породы…
А то ведь простая дворняга!Огонь над трубой заметался,
Взревел паровоз что есть мочи,
На месте, как бык, потоптался
И ринулся в непогодь ночи.В вагонах, забыв передряги,
Курили, смеялись, дремали…
Тут, видно, о рыжей дворняге
Не думали, не вспоминали.Не ведал хозяин, что где-то
По шпалам, из сил выбиваясь,
За красным мелькающим светом
Собака бежит задыхаясь!Споткнувшись, кидается снова,
В кровь лапы о камни разбиты,
Что выпрыгнуть сердце готово
Наружу из пасти раскрытой!Не ведал хозяин, что силы
Вдруг разом оставили тело,
И, стукнувшись лбом о перила,
Собака под мост полетела…Труп волны снесли под коряги…
Старик! Ты не знаешь природы:
Ведь может быть тело дворняги,
А сердце — чистейшей породы!«Эдуард Асадов — стихи»
«Стихи о животных»
«Стихи о животных Эдуарда Асадова»- I Анализ стихотворения Асадова «Стихи о рыжей дворняге» 1 вариант
- II Анализ стихотворения «Стихи о рыжей дворняге» Асадова 2 вариант
Анализ стихотворения Асадова «Стихи о рыжей дворняге» 1 вариант
В 1948 году Эдуард Аркадьевич Асадов (1923–2004) написал одно из самых пронзительных и трогательных произведений о преданности животного человеку. «Стихи о рыжей дворняге» заслуженно входят в список лучших произведений о животных.
В стихотворении рассказывается история брошенного пса. Его хозяин в силу каких-то обстоятельств оставляет питомца на вокзале, а сам садится на поезд и уезжает. Несмотря на то, что автор вкладывает в уста героя слова «Прощай, брат!», у читателя формируется негативное отношение к этому человеку. Чувствуется, что и автор недоволен поступком хозяина, поскольку описывая его действия, он использует жесткие резкие слова – «швырнул под скамейку ошейник».
Другим персонажам произведения нет дела до оставленной собаки. Лишь какой-то старик обращается к псу, сетуя, что взял бы его себе, но тот недостаточно благородной породы:
Эх, будь ты хорошей породы…
А то ведь простая дворняга!К этому герою автор еще вернется в финале, укоряя его за примитивные поверхностные рассуждения:
Старик! Ты не знаешь природы:
Ведь может быть тело дворняги,
А сердце — чистейшей породы!В стихотворении десять четверостиший, из них четыре строфы посвящены поведению самой собаки. Автор подробно описывает то, как животное следит понимающим взглядом за удаляющейся фигурой хозяина, как безуспешно преследует поезд; как теряя силы, еле волочит сбитые в кровь лапы. Такое пристальное внимание к состоянию собаки призвано разбудить в читателе сочувствие. Это известная особенность лирики Эдуарда Аркадьевича, который исподволь с помощью своих стихов воспитывает в людях лучшие качества.
Интересно, что в этом стихотворении автор не противопоставляет человеческий мир и мир животных. Говоря о вокзале, поэт сравнивает его с пестрым муравейником, подчеркивая тем самым, что люди ничем не лучше или хуже окружающего их мира. Даже промышленное изделие – паровоз, по мнению автора, похоже на животное:
Взревел паровоз что есть мочи,
На месте, как бык, потоптался…Объединяет всех этих персонажей – собаку, паровоз – то, что они что-то делают для человека. Люди же в произведении отказываются от действий. Глаголы, которые применяет автор по отношению к героям-людям, чаще используются с частицей «не»: «не думали», «не вспоминали», «не ведал». Поэт повторяет несколько раз «не ведал хозяин, что…», чтобы подчеркнуть безучастие, равнодушие героя.
Мораль стихотворения содержится в последних строках и может применяться не только по отношению к питомцам. Красота человека, по мнению поэта, заключена в сердце. Поэтому так важно уметь вовремя разглядеть за внешностью доброе и преданное сердце.
Анализ стихотворения «Стихи о рыжей дворняге» Асадова 2 вариант
Стихи о животных – одна из ключевых тем в творчестве Эдуарда Аркадьевича Асадова.
Стихотворение датируется 1948 годом. Поэту в эту пору исполнилось 25 лет, он фронтовик, после ранения потерял зрение, но нашел в себе силы дальше учиться, поступил в Литературный институт. До публикации дебютного сборника осталось три года. Пока же он пишет стихи, автобиографическую прозу, есть у него и спутница жизни – та, что навещала его еще в госпитале. Проводником в мир большой литературы стал для начинающего поэта К. Чуковский. В жанровом отношении – поэтический рассказ, щемящая драма о верности и предательстве. Рифмовка перекрестная, 10 строф. Открывается произведение почти мирной картиной на вокзале. Хозяин гладит свою собаку, потом зачем-то прощается с нею. Зовет пса братом, сожалеет, что им придется расстаться. Уходит он резко, не оборачиваясь. Покоряясь воле хозяина, собака не двигается с места, хотя уже и поняла, что ее бросили тут. Эту маленькую драму никто не заметил. Люди едут кто куда, занятые своими мыслями. Всюду шум, смех, сигаретный дым. «Два карие глаза» следят за темной удаляющейся фигуркой. Только скучающий старик вдруг заговаривает с псом, хотя он, похоже, тоже понимает бесперспективность содержания дворняги. «Взревел паровоз» (инверсия): теперь, когда все почти потеряно, собака имеет право на шанс. Попытаться догнать, чтобы он сразу понял, что врозь им обоим будет плохо. У бывшего хозяина уже и гора с плеч свалилась, что ж, сделанного не воротишь. Скорее всего, дома его ждут. Но туда нельзя привести рыжую дворнягу, не поймут. В сущности, он сам еще не понял, что это предательство останется занозой в его сердце на всю жизнь. А между тем, еще недавно счастливая в своей беспородности, а теперь – самая невезучая собака тщетно гонится «за красным мелькающим светом». Дело безнадежное, но она вкладывает в него все силы. Так, будто они уже ей никогда не пригодятся. Вот уже и «лапы в кровь», и ясно, что невозможно встретиться с тем, кто сам не желает встречи. В итоге она бежит навстречу лишь смерти. Автору нечего сказать бывшему ее хозяину, поэтому он обращается к старику, не разглядевшему «чистейшую породу» сердца собаки. Интонация напряженная, взволнованная, множество восклицаний и многоточий. Перечислительные градации, отрицания, сравнение (как бык). Афоризм в финале.
«Стихи о рыжей дворняге» Эдуарда Асадова – пронзительный рассказ о цене предательства.
Эдуард Асадов ‘Стихи о рыжей дворняге’
Стихи о рыжей дворняге
Хозяин погладил рукою
Лохматую рыжую спину:
— Прощай, брат! Хоть жаль мне, не скрою,
Но все же тебя я покину.Швырнул под скамейку ошейник
И скрылся под гулким навесом,
Где пестрый людской муравейник
Вливался в вагоны экспресса.Собака не взвыла ни разу.
И лишь за знакомой спиною
Следили два карие глаза
С почти человечьей тоскою.Старик у вокзального входа
Сказал:- Что? Оставлен, бедняга?
Эх, будь ты хорошей породы.
А то ведь простая дворняга!Огонь над трубой заметался,
Взревел паровоз что есть мочи,
На месте, как бык, потоптался
И ринулся в непогодь ночи.В вагонах, забыв передряги,
Курили, смеялись, дремали.
Тут, видно, о рыжей дворняге
Не думали, не вспоминали.Не ведал хозяин, что где-то
По шпалам, из сил выбиваясь,
За красным мелькающим светом
Собака бежит задыхаясь!Споткнувшись, кидается снова,
В кровь лапы о камни разбиты,
Что выпрыгнуть сердце готово
Наружу из пасти раскрытой!Не ведал хозяин, что силы
Вдруг разом оставили тело,
И, стукнувшись лбом о перила,
Собака под мост полетела.Труп волны снесли под коряги.
Старик! Ты не знаешь природы:
Ведь может быть тело дворняги,
А сердце — чистейшей породы!Дубликаты не найдены
Собака ТАЯ в поисках любящей семьи
👋🏻 Приготовьтесь знакомиться с нашей Таей!
🐾 Когда Тая заходит в помещение — становится как-то особенно тепло!
Уютная, весёлая, лёгкая, умная — все это про нее! ✨🐶 Собака обожает общаться, играть и проводить время вместе с человеком.
❗ Не слишком любит делить ваше внимание с другими питомцами.
Поэтому пристраивается в семью без животных!🎈 Наша красотка обожает детей, поэтому станет лучшим другом Вашему ребенку.
👀 Давно мечтаете о собаке? Наша Тая уже ждёт встречи.
👉🏻 Тая ждет знакомства с вами в нашем приюте каждый день с 12:00 до 16:00
По всем вопросам:
☎ +7-921-741-49-01 (с 12 до 16 часов)Бульдог
Мой бульдог Ася.
Очень привязана ко мне, как и я к ней, впрочем.
Всегда стараюсь брать с собой, но, к сожалению, не везде пускают.
Иногда приходится оставлять в машине, и каждый раз мне это трудно даётся.Всё время сидит с таким взглядом, ожидая моего возвращения.
Недавно в одном из супермаркетов предложили поместить её в переноску. Обижалась весь день.
Больше такое не практикуем.
Верность
Zick Ryder — Стихи о рыжей дворняге (Эдуард Асадов)
Стихи о рыжей дворняге
Хозяин погладил рукою
Лохматую рыжую спину:
— Прощай, брат! Хоть жаль мне, не скрою,
Но все же тебя я покину.
Швырнул под скамейку ошейник
И скрылся под гулким навесом,
Где пестрый людской муравейник
Вливался в вагоны экспресса.
Собака не взвыла ни разу.
И лишь за знакомой спиною
Следили два карие глаза
С почти человечьей тоскою.
Старик у вокзального входа
Сказал:- Что? Оставлен, бедняга?
Эх, будь ты хорошей породы…
А то ведь простая дворняга!
Огонь над трубой заметался,
Взревел паровоз что есть мочи,
На месте, как бык, потоптался
И ринулся в непогодь ночи.
В вагонах, забыв передряги,
Курили, смеялись, дремали…
Тут, видно, о рыжей дворняге
Не думали, не вспоминали.
Не ведал хозяин, что где-то
По шпалам, из сил выбиваясь,
За красным мелькающим светом
Собака бежит задыхаясь!
Споткнувшись, кидается снова,
В кровь лапы о камни разбиты,
Что выпрыгнуть сердце готово
Наружу из пасти раскрытой!
Не ведал хозяин, что силы
Вдруг разом оставили тело,
И, стукнувшись лбом о перила,
Собака под мост полетела…
Труп волны снесли под коряги…
Старик! Ты не знаешь природы:
Ведь может быть тело дворняги,
А сердце — чистейшей породы!
Чтец: Zick Ryder
Композитор и исполнитель: Zick Ryder, сольный музыкальный проект «Dust Factory».
Винсент, собака с хвостом-плюшкой, в поисках дома (Неактуально)
Винсент — рыжий красавчик и счастливый обладатель хвоста-плюшки. Ему 4 года, высота в холке около 60 см, вес 29 кг. Здоров, кастрирован, чипирован. Ладит с животными, дружелюбен с людьми. Послушный и игривый, добрый и доверчивый, активный и преданный!
Прошлое имя Винса осталось неизвестным. По словам жителей Московского района СПб он жил с пьющим человеком, который на целый день оставлял Винса на улице на самовыгул, а вечером забирал его ночевать в квартиру. Но этой зимой хозяин перестал пускать его домой. На укоры соседей он сказал, что собака теперь сама по себе, а он сам по себе. И стал Винс уличным псом. По-началу он подбегал к своему бывшему хозяину, но тот отталкивал и прогонял его. Так и ночевал Винс на улице в мороз под открытым небом.
Но пёсика пожалели соседи, выложили про него ПЕРВЫЙ ПОСТ в вк с просьбой о помощи https://vk.com/wall-37664938_560082 .
Был ещё пост https://vk.com/wall-186219866_93902 в комментариях к которому уже другие соседи стали поднимать истерику о якобы «диких» собаках.
В морозную ночь с 17 на 18 февраля, когда температура воздуха опускалась до -28, мы поймали Винса (что оказалось совсем нетрудно, потому что он очень ласковый и наивный, и он один-одинёшенек находился на таком холоде в час ночи посреди припаркованных во дворе машин), чтобы самые морозные дни он проведёл в тепле в стационаре ветклиники.
Так началась история спасения Винса с улицы.
20 февраля мы кастрировали Винсента, сейчас он на 10-ти дневной передержке для того, чтобы он отъелся и восстановился после операции.
Что будет дальше? Неизвестно. Это уже зависит только от нас! В данный момент мы ищем хорошую передержку или сразу дом.Мы ищем добрых хозяев, которые будут любить и заботиться о Винсе. Отдаётся по договору с ненавязчивым отслеживанием судьбы. Не на цепь. Территориально — СПб и ЛО, но готовы доставить в другой регион.
Анализ произведения «Стихи о рыжей дворняге» Э. Асадов
«Стихи о рыжей дворняге» – это пронзительное стихотворение студент Асадов написал, учась после войны в Литературном институте. Вообще тема четвероногих – одна из любимейших (хотя и не самая обширная) в творчестве поэта. Так пронзительно о друзьях наших меньших в русской поэзии могли писать очень немногие поэты.
Особенно Эдуард Аркадьевич любил собак, держал их в доме, почитал своими товарищами и собеседниками. А главное – отождествлял их с людьми, причем «чистейшей породы». Ниже можете ознакомиться с кратким анализом по плану произведения «Стихи о рыжей дворняге».
- Асадов «Стихи о рыжей дворняге» – отрывок
- Краткий анализ произведения «Стихи о рыжей дворняге» Э. Асадов
- «Стихи о рыжей дворняге» Э. Асадов – анализ по плану
- Асадов «Стихи о рыжей дворняге» – полный текст
Асадов «Стихи о рыжей дворняге» – отрывок
Хозяин погладил рукою
Лохматую рыжую спину:
— Прощай, брат! Хоть жаль мне, не скрою,
Но все же тебя я покину.
Швырнул под скамейку ошейник
И скрылся под гулким навесом,
Где пестрый людской муравейник
Вливался в вагоны экспресса.
Собака не взвыла ни разу.
И лишь за знакомой спиною
Следили два карие глаза
С почти человечьей тоскою.
Краткий анализ произведения «Стихи о рыжей дворняге» Э. Асадов
Вариант 1
В 1948 году Эдуард Аркадьевич Асадов (1923–2004) написал одно из самых пронзительных и трогательных произведений о преданности животного человеку. «Стихи о рыжей дворняге» заслуженно входят в список лучших произведений о животных.
В стихотворении рассказывается история брошеного пса. Его хозяин в силу каких-то обстоятельств оставляет питомца на вокзале, а сам садится на поезд и уезжает. Несмотря на то, что автор вкладывает в уста героя слова «Прощай, брат!», у читателя формируется негативное отношение к этому человеку. Чувствуется, что и автор недоволен поступком хозяина, поскольку, описывая его действия, он использует жесткие резкие слова – «швырнул под скамейку ошейник».
Другим персонажам произведения нет дела до оставленной собаки. Лишь какой-то старик обращается к псу, сетуя, что взял бы его себе, но тот недостаточно благородной породы:
Эх, будь ты хорошей породы…
А то ведь простая дворняга!
К этому герою автор еще вернется в финале, укоряя его за примитивные поверхностные рассуждения:
Старик! Ты не знаешь природы:
Ведь может быть тело дворняги,
А сердце — чистейшей породы!
В стихотворении десять четверостиший, из них четыре строфы посвящены поведению самой собаки. Автор подробно описывает то, как животное следит понимающим взглядом за удаляющейся фигурой хозяина, как безуспешно преследует поезд; как теряя силы, еле волочит сбитые в кровь лапы.
Такое пристальное внимание к состоянию собаки призвано разбудить в читателе сочувствие. Это известная особенность лирики Эдуарда Аркадьевича, который исподволь с помощью своих стихов воспитывает в людях лучшие качества.
Интересно, что в этом стихотворении автор не противопоставляет человеческий мир и мир животных. Говоря о вокзале, поэт сравнивает его с пестрым муравейником, подчеркивая тем самым, что люди ничем не лучше или хуже окружающего их мира. Даже промышленное изделие – паровоз, по мнению автора, похоже на животное:
Взревел паровоз что есть мочи,
На месте, как бык, потоптался…
Объединяет всех этих персонажей – собаку, паровоз – то, что они что-то делают для человека. Люди же в произведении отказываются от действий. Глаголы, которые применяет автор по отношению к героям-людям, чаще используются с частицей «не»: «не думали», «не вспоминали», «не ведал». Поэт повторяет несколько раз «не ведал хозяин, что…», чтобы подчеркнуть безучастие, равнодушие героя.
Мораль стихотворения содержится в последних строках и может применяться не только по отношению к питомцам. Красота человека, по мнению поэта, заключена в сердце. Поэтому так важно уметь вовремя разглядеть за внешностью доброе и преданное сердце.
«Стихи о рыжей дворняге» Э. Асадов – анализ по плану
Вариант 1
Произведение «Стихи о рыжей дворняге» было написано Эдуардом Асадовым в 1948 году, в период, когда поэт только начал возвращаться на писательскую стезю после тяжелой травмы, полученной на войне. В это время из-под пера поэта появилось совсем не много стихов, но все они касаются души человека, вызывают искренние слезы сочувствия.
Тема стихотворения – рассказ о преданности собаки. Автор утверждает, что внешность не всегда является показателем внутреннего мира. Образ дворняги можно понимать, как в прямом, так и в переносном смысле. Во втором случае под этой аллегорией скрывается образ невзрачного, но доброго человека.
Центральный образ «Стихов о рыжей дворняге» – брошенная хозяином собака. В начале стиха автор рассказывает, как человек отвязал собаку, и та провожала его до самого вокзала. Куда уехал хозяин непонятно, но автор говорит, что, едя в вагоне, он не вспоминал о верном друге. Собака осталась одна и, возможно, ее бы подобрал старик на вокзале, но «беда» в том, что собака была «дворнягой».
Животное по зову своего сердца пустилось во всю за вагоном. Описанию погони Э. Асадов посвятил несколько строк. Дворняга бежала по шпалам, задыхаясь и разбивая лапы в кровь, пока, обессилив, не стукнулась «лбом о перила». Так закончилась жизнь верного друга, только из-за того, что собака «не вышла породой».
В последнем куплете Э. Асадов обращается к старику, который не сумел разглядеть в дворняге «сердце чистейшей породы». Автор упрекает человека в том, что тот не знает природы, не умеет замечать доброту, если та скрыта под простой оболочкой. Обращение риторическое, но оно адресовано не только герою произведения, но и читателям. И говорится в нем не только о собаках…
В произведении Э. Асадова «Стихи о рыжей дворняге» можно выделить образ лирического героя. Он долгое время остается «за кулисами», наблюдая за действиями других героев, и лишь в конце позволяет себе «выйти» и обратиться к старику. Образ лирического героя тесно связан с автором, сливается с ним.
Текст не перегружен художественными средствами. Автор употребляет их лишь тогда, когда нужно сделать акцент на событии или внутреннем состоянии героев. Он использует метафоры («пестрый людской муравейник вливался в вагоны экспресса», «выпрыгнуть сердце готово»), эпитеты («лохматая рыжая спина», «рыжая дворняга», «красный мелькающий свет»), сравнение «взревел паровоз…, как бык», антитезу «эх, будь ты хорошей породы… А то ведь простая дворняга!».
Стихотворение Эдуарда Асадова «Стихи о рыжей дворняге» состоит из 10 катренов с перекрестной рифмой. Каждый куплет выражает относительно законченную мысль. Стихотворный размер произведения – трехстопный амфибрахий. Такая ритмическая организация замедляет темп повествования, подчеркивает грустное настроение и трагический пафос стиха.
Мотив стихотворения «Стихи о рыжей дворняге» распространенный в русской и мировой литературе. Тем не менее, трогательная интерпретация Э. Асадова входит в 100 лучших произведений ХХ века.
Самые известные стихи поэта Эдуарда Асадова
6 сентября 2013 17:00
Он родился в разгар НЭПа, последний школьный звонок услышал почти одновременно с сообщением о начале войны, спустя три года ослеп на фронте от осколков разорвавшегося рядом артиллерийского снаряда и оставшиеся 60 лет жизни прожил в полной темноте. При этом стал для миллионов советских парней и девчат духовным светочем, доказав своим творчеством – человек видит не глазами, а сердцем…
Стихи о рыжей дворняге
Это пронзительное стихотворение студент Асадов написал, учась после войны в Литературном институте. Вообще тема четвероногих – одна из любимейших (хотя и не самая обширная) в творчестве поэта. Так пронзительно о друзьях наших меньших в русской поэзии могли писать очень немногие поэты. Особенно Эдуард Аркадьевич любил собак, держал их в доме, почитал своими товарищами и собеседниками. А главное – отождествлял их с людьми, причем «чистейшей породы».
Хозяин погладил рукою
Лохматую рыжую спину:
— Прощай, брат! Хоть жаль мне, не скрою,
Но все же тебя я покину.
Швырнул под скамейку ошейник
И скрылся под гулким навесом,
Где пестрый людской муравейник
Вливался в вагоны экспресса.
Собака не взвыла ни разу.
И лишь за знакомой спиною
Следили два карие глаза
С почти человечьей тоскою.
Старик у вокзального входа
Сказал:- Что? Оставлен, бедняга?
Эх, будь ты хорошей породы.
А то ведь простая дворняга!
Не ведал хозяин, что где-то
По шпалам, из сил выбиваясь,
За красным мелькающим светом
Собака бежит задыхаясь!
Споткнувшись, кидается снова,
В кровь лапы о камни разбиты,
Что выпрыгнуть сердце готово
Наружу из пасти раскрытой!
Не ведал хозяин, что силы
Вдруг разом оставили тело,
И, стукнувшись лбом о перила,
Собака под мост полетела.
Труп волны снесли под коряги.
Старик! Ты не знаешь природы:
Ведь может быть тело дворняги,
А сердце — чистейшей породы!
Падает снег
Ранение, приведшее лейтенанта Асадова к полной слепоте, обострило его внутреннюю жизнь, научив молодого человека «разгадывать сердцем» малейшие движения души – своей и окружающих. То, что не замечал зрячий человек, поэт видел четко и ясно. И сопереживал, что называется «на разрыв».
Падает снег, падает снег —
Тысячи белых ежат.
А по дороге идет человек,
И губы его дрожат.
Мороз под шагами хрустит, как соль,
Лицо человека — обида и боль,
В зрачках два черных тревожных флажка
Измена? Мечты ли разбитой звон?
Друг ли с подлой душой?
Знает об этом только он
Да кто-то еще другой.
И разве тут может в расчет идти
Какой-то там этикет,
Удобно иль нет к нему подойти,
Знаком ты с ним или нет?
Падает снег, падает снег,
По стеклам шуршит узорным.
А сквозь метель идет человек,
И снег ему кажется черным.
И если встретишь его в пути,
Пусть вздрогнет в душе звонок,
Рванись к нему сквозь людской поток.
Трусиха
Стихи Асадова редко хвалили «именитые» литераторы. В некоторых газетах той эпохи его критиковали за «слезливость», «примитивный» романтизм, «преувеличенный трагизм» тем и даже их «надуманность». Пока рафинированная молодежь декламировала Рождественского, Евтушенко, Ахмадуллину, Бродского, парни и девушки «попроще» сметали с прилавков книжных магазинов выходившие стотысячными тиражами сборники стихов Асадова. И наизусть читали их на свиданиях своим возлюбленным, глотая слезы, не стыдясь этого. Сколько сердец соединили на всю жизнь стихи поэта? Думается, немало. А кого сегодня соединяет поэзия.
Шар луны под звездным абажуром
Озарял уснувший городок.
Шли, смеясь, по набережной хмурой
Парень со спортивною фигурой
И девчонка — хрупкий стебелек.
Видно, распалясь от разговора,
Парень, между прочим, рассказал,
Как однажды в бурю ради спора
Он морской залив переплывал,
Как боролся с дьявольским теченьем,
Как швыряла молнии гроза.
И она смотрела с восхищеньем
В смелые, горячие глаза.
А когда, пройдя полоску света,
В тень акаций дремлющих вошли,
Два плечистых темных силуэта
Выросли вдруг как из-под земли.
Первый хрипло буркнул:- Стоп, цыпленки!
Путь закрыт, и никаких гвоздей!
Кольца, серьги, часики, деньжонки —
Все, что есть,- на бочку, и живей!
А второй, пуская дым в усы,
Наблюдал, как, от волненья бурый,
Парень со спортивною фигурой
Стал спеша отстегивать часы.
И, довольный, видимо, успехом,
Рыжеусый хмыкнул:- Эй, коза!
Что надулась?! — И берет со смехом
Натянул девчонке на глаза.
Дальше было все как взрыв гранаты:
Девушка беретик сорвала
И словами:- Мразь! Фашист проклятый!-
Как огнем детину обожгла.
И глаза в глаза взглянула твердо.
Тот смешался:- Ладно. тише, гром. —
А второй промямлил:- Ну их к черту! —
И фигуры скрылись за углом.
Лунный диск, на млечную дорогу
Выбравшись, шагал наискосок
И смотрел задумчиво и строго
Сверху вниз на спящий городок,
Где без слов по набережной хмурой
Шли, чуть слышно гравием шурша,
Парень со спортивною фигурой
И девчонка — слабая натура,
«Трус» и «воробьиная душа».
Баллада о друге
«Темы для стихов беру из жизни. Много езжу по стране. Бываю на заводах, фабриках, в институтах. Без людей жить не могу. И высшей задачей своей почитаю служение людям, то есть тем, для кого живу, дышу и работаю», — писал о себе Эдуард Аркадьевич. Не оправдывался в ответ на придирки коллег по цеху, а спокойно и доброжелательно объяснял. Вообще уважение к людям, пожалуй, было его самым главным качеством.
Когда я слышу о дружбе твердой,
О сердце мужественном и скромном,
Я представляю не профиль гордый,
Не парус бедствия в вихре шторма,-
Я просто вижу одно окошко
В узорах пыли или мороза
И рыжеватого щуплого Лешку —
Парнишку-наладчика с «Красной Розы».
Каждое утро перед работой
Он к другу бежал на его этаж,
Входил и шутя козырял пилоту:
— Лифт подан. Пожалте дышать на пляж.
Вынесет друга, усадит в сквере,
Шутливо укутает потеплей,
Из клетки вытащит голубей:
— Ну все! Если что, присылай «курьера»!
Пот градом. Перила скользят, как ужи.
На третьем чуть-чуть постоять, отдыхая.
И снова ступени, как рубежи:
Одна — вторая, одна — вторая.
И так не день и не месяц только,
Так годы и годы: не три, не пять,
Трудно даже и сосчитать —
При мне только десять. А после сколько?!
Дружба, как видно, границ не знает,
Все так же упрямо стучат каблуки.
Ступеньки, ступеньки, шаги, шаги.
Одна — вторая, одна — вторая.
Ах, если вдруг сказочная рука
Сложила бы все их разом,
То лестница эта наверняка
Вершиной ушла бы за облака,
Почти не видная глазом.
И там, в космической вышине
(Представьте хоть на немножко),
С трассами спутников наравне
Стоял бы с товарищем на спине
Хороший парень Алешка!
Пускай не дарили ему цветов
И пусть не писали о нем в газете,
Да он и не ждет благодарных слов,
Он просто на помощь прийти готов,
Если плохо тебе на свете…
Миниатюры
Наверное, нет тем, которым Эдуард Асадов не посвятил бы миниатюру – емкую, порой, едкую, но всегда – удивительно точную. В творческом багаже поэта их несколько сотен. Многие из них в 80-90-е годы люди цитировали, порой, даже не подозревая, кто их автор. Спроси тогда – ответили бы «народные». Большинство четверостиший (редко – восьмистиший) написаны будто на нашу сегодняшнюю жизнь.
Президент и министры! Вы жизнь поставили
На колени. Ведь цены буквально бесятся!
Вы хотя б на веревки цены оставили,
Чтобы людям доступно было повеситься!
Он зубы клиентам охотно вставлял.
Однако при этом их так «выставлял».
Что те, отощав животами,
С полгода стучали зубами.
Хватит болтать про народ, господа,
И, пузо надув, вещать о народности!
Ведь после Петра, за годами года,
Правили нашим народом всегда
И как послание нам, нынешним:
Будь добрым, не злись, обладай терпеньем.
Запомни: от светлых улыбок твоих
Зависит не только твое настроенье,
Но тысячу раз настроенье других.
Умер поэт 21 апреля 2004 года на 82-м году жизни. Похоронили Эдуарда Аркадьевича на Кунцевском кладбище рядом с матерью и любимой женой, которую он пережил всего на семь лет. Свое сердце поэт завещал похоронить на Сапун-горе у Севостополя, где разрыв снаряда 4 мая 1944 года навсегда лишил его зрения и круто изменил его жизнь…
Читайте также
Возрастная категория сайта 18 +
Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г. Главный редактор — Сунгоркин Владимир Николаевич. Шеф-редактор сайта — Носова Олеся Вячеславовна.
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.