1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Стихи синий платочек кто написал

Синий платочек

Музыка Е. Петербургского, слова Я. Галицкого и М. Максимова (1942)
Исполняет Клавдия Шульженко

Музыка была написана Ежи Петербургским в 1940 году в Минске, в номере гостиницы «Беларусь». Во время гастролей в Москве музыку услышал и написал к ней слова поэт и драматург Яков Галицкий. Уже через два дня песню исполнил солист ансамбля Станислав Ландау. Непритязательная лирическая песенка очень быстро стала настоящим шлягером. Ее стали включать в свой репертуар известные исполнители: Вадим Козин, Михаил Гаркави, Лидия Русланова, Екатерина Юровская, Изабелла Юрьева, Клавдия Шульженко.

С началом войны многие популярные актеры выступали на фронтах перед бойцами. Появилось много «военных» вариантов текста «Синего платочка» (в том числе «Двадцать второго июня»). В книге Вячеслава Хотулева «Клавдия Шульженко: жизнь, любовь, песня» изложена одна из таких историй:

— Однажды после концерта в части. к Клавдии Ивановне подошел молодой лейтенант. Сказал, что его зовут Михаил Максимов и что он написал новые слова на мотив «Синего платочка». Эта песня уже года три как находилась в обойме популярных песен. 22-летний лейтенант, краснея и запинаясь, предложил ей (Шульженко) свои стихи, она обещала их почитать. Наивные и искренние строки Максимова ей очень понравились. Вечером того же дня она исполнила песню Е. Петербургского на слова Максимова. Потом Михаил всем желающим переписывал «слова». Через неделю о песне знал весь Волховский фронт. Через два месяца — вся передовая. и весь тыл.«

Михаил Максимов взял за основу уже известный текст Галицкого, но изменил часть строчек на современный военный лад. Его стихи заканчивались словами: «Строчит пулеметчик за синий платочек, что был на плечах дорогих». В этой редакции стихотворение было напечатано во фронтовой дивизионной газете «За Родину!», № 101 от 8 июня 1942 года, на второй странице, с подписью «Лейтенант М. Максимов».

Вскоре, еще во время войны, песня была записана на грампластинки, что сделало ее популярной. Считается, что с записи этой редакции песни в 1942 году было возобновлено производство грампластинок, прерванное войной.

В книге «Когда вы спросите меня» Шульженко вспоминала, что граммофонная запись «Платочка» делалась зимой в холодном здании студии. Шульженко пела не раздеваясь. Оператор Галя Журавлева положила на станок восковой диск, и запись пошла. Артистка пела, а Галя вспоминала проводы своего мужа, который оставил ее с маленьким сынишкой на руках. Оператор слушала и не замечала, что ее слезы падают на воск и растапливают его. Запись оказалась негодной, но таким «браком» Шульженко гордилась всю жизнь.

В ноябре 1942 года на экраны страны вышел фильм «Концерт фронту», поставленный на Центральной студии кинохроники режиссером М. Слуцким. В съемках участвовали многие артисты, среди них и Клавдия Шульженко с исполнением «Синего платочка».

В своих воспоминаниях поэт-фронтовик А. Сурков писал:

— Уже с первых дней войны стало слышно, что рядом с коваными строками «Идет война народная, священная война» в солдатском сердце теплятся тихие лирические слова песенки «Синенький скромный платочек». Так и было. Более того — в солдатских окопах и землянках в короткие минуты отдыха пели не только прежний довоенный вариант «Синего платочка». Повсеместно бытовали самые различные его переделки: лирические, шуточные, сатирические.

Песня «Синий платочек» стала символом Великой Отечественной, даже через много лет после войны Клавдия Шульженко не снимала ее с репертуара, а образ самой певицы с синеньким платочком в руках стал хрестоматийным.

Текст

Помню, как в памятный вечер
Падал платочек твой с плеч,
Как провожала и обещала
Синий платочек сберечь.

И пусть со мной
Нет сегодня любимой, родной,
Знаю, с любовью ты к изголовью
Прячешь платок дорогой.

Письма твои получая,
Слышу я голос родной.
И между строчек синий платочек
Снова встает предо мной.

И часто в бой
Провожает меня облик твой,
Чувствую, рядом с любящим взглядом
Ты постоянно со мной.

Сколько заветных платочков
Мы сохраняем с собой!
Нежные речи, девичьи плечи
Помним в страде боевой.

За них, родных,
Желанных, любимых таких,
Строчит пулеметчик за синий платочек,
Что был на плечах дорогих.

Кончится время лихое,
С радостной вестью приду,
Снова дорогу,
К милой порогу
Я без ошибки найду.

И вновь весной
Под знакомой ветвистой сосной.
Милые встречи,
Нежные речи,
Нам возвратятся с тобой.

Забытые имена — Ковынев Борис

Недавно довелось прочитать очень интересное исследование историка и
журналиста Сергея Смолянникова в еженедельнике «2000». В поисках авторов
памятной для всех ветеранов ВОВ песни «Двадцать второго июня…» журналист
открыл имя автора песни, которая долгое время считалась народной. Приятно,
что им оказался наш земляк и известный советский поэт Борис Ковынев.

Но передадим слово первоисточнику, правда, с нашими сокращениями.

«Уже неделю шли бои как на новой, так и старой, до сентября 1939-го,
границе — т. н. «линии Сталина». Уже не только высшему руководству страны
стало понятно, что война будет затяжной и кровопролитной.

Уже «Священная война» как гимн стойкости и отваги заполнила эфир, как
вдруг 29 июня из репродукторов раздались известные ныне слова на не менее
известный мотив:

Двадцать второго июня,
Ровно в четыре часа,
Киев бомбили, нам объявили,
Что началася война !

Итак, известна дата первого исполнения — 29 июня. Как историк,
поставивший перед собой задачу разгадать тайну этой популярной песни,
первый ответ я получил. Хотя не скрою, определенный, я бы сказал даже,
профессиональный интерес проявляют к этому и другие исследователи из
России и Польши. Но главный след песни, тем более песни о Киеве, найден
как раз в Матери городов русских — в столице Украины.

Работая в архивах, обратил внимание на папку «Песни военных лет —
переделанные из мирных». Она заинтересовала меня настолько, что я
пересмотрел огромное количество нотных листов и партитур. И вот — удача!

В одном из политдонесений Юго-Западного фронта сообщалось:
«. Красноармеец Н. И. Немчинов из ансамбля песни и пляски Киевского
особого военного округа перед бойцами, убывающими на фронт на Киевском
вокзале, 29 июня с. г. исполнил новую песню Е. Петерсбурского
(Петербургского) «Прощальная», которую командиры и бойцы встретили с
воодушевлением, просили переписать слова, а исполнять они ее будут на
позициях уже сами, так как мотив ее им знакомый. » В той же папке лежал и
нотный лист с мелодией данной песни. В меру своих музыкальных возможностей
я напел «Двадцать второго июня. » и получил. «Синий платочек». Тут же,
в папке, лежала и партитура «Синего платочка».

У большинства песен два автора — композитор и поэт. Композитор нам
известен. Кто же поэт? В «Энциклопедии советской песни» указано: «Песня
«Двадцать второго июня ровно в четыре часа», протяженностью 1 мин. 47 сек.
написана на музыку Е. Петерсбурского, слова народные, в 1941 г.

Описание: «. Киев бомбили, нам объявили, что началася война. » И все.

Лишь после кропотливых поисков удалось выяснить, что песня с настоящим
названием «Прощальная», которое не прижилось, поскольку навевало самые
грустные мысли (война как-никак), но с «народным именем», утвержденным в
Москве, — «Двадцать второго июня, ровно в 4 часа», — была сочинена
известным (!) советским поэтом Борисом Ковыневым на музыку популярного
вальса Ежи Петерсбурского «Синий платочек». Впервые она исполнялась на
Украине бойцом Н. И. Немчиновым 29 июня 1941 г., после чего мгновенно
распространилась по всей стране.

Благодаря многолетним исследованиям историков-музыковедов Юрия
Бирюкова и Марины Смородинской удалось узнать, что в первый день войны
поэт Ковынев написал стихотворение «Двадцать второго июня» и опубликовал
его в газете Юго-Западного фронта.

Со временем он забыл об этом, а когда в 1943-м пришел к редактору
литературно-художественного альманаха «Поэзия» Сергею Павловичу Красикову
и показал вырезку со своим стихотворением, подписанным его фамилией, и
попросил сравнить с известной песней, ему было отказано в авторском праве,
поскольку та уже считалась народной. Так и объявляли: песня «Двадцать
второе июня», музыка и слова народные.

А ведь имя Бориса Константиновича Ковынева было очень известно до
войны. Его сборники стихов рекомендовал к печати Горький. К своему стыду,
я и сам недавно узнал, что знаменитый «Авиамарш» — гимн мальчишек,
мечтавших стать «сталинскими соколами», написан именно Ковыневым:

Там, где пехота не пройдет
И бронепоезд не промчится,
Угрюмый танк не проползет,
Там пролетит стальная птица.

Он же автор стихов к песням, ставшим легендами: «По долинам и по
взгорьям», «Называют меня некрасивою» и др. А ещё примечательно,
что Борис Константинович — наш земляк, ибо родился на
Полтавщине, в гоголевских местах, в селе Марьевка.

Читать еще:  Как цитировать стихи в егэ

К сожалению, по своей скромности Ковынев (настоящая фамилия Ковань)
никогда не претендовал на авторство песни и тайну её унёс с собой в могилу
в 1970-м. Похоронен поэт на Ваганьковском кладбище в Москве. »

Подготовил Ян ПРУГЛО, «Полтавщина»

КОВЫНЕВ, Борис Константинович [р. 10(23).II.1903, дер. Марьевка
Полтав. губ.] — русский советский поэт. В 1926 окончил лит. ф-т ВХУТЕМАСа.
Первые стихи опубл. в 1920. В 1925 вышел сб. «Стихи», в 1926 — «Последний
из могикан. 2-я книга стихов», в к-рых отразилось влияние поэзии С. А.
Есенина. В 1925—30 осноыной темой стихов, поэм и рассказов Ковынева стала
тема международной солидарности рабочего класса: сб-ки «Стихи о борьбе и
застенках» (1925, совм. с А. Тайгиным), «Глаза индуса» (1927, совм. с Б.
Савранским), «Повесть о негритенке» и «Повесть о капитане и китайчонке
Лане» (1928, совм. с Д. Алтаузеном). В соавторстве с А. Ясным и Алтаузеном
К. написал повесть в стихах «Ленинский наказ» (1925) — о классовой борьбе
в деревне, о создании первых кооперативов . . .

Двадцать второго июня, ровно в 4 часа

Двадцать второго июня,
Ровно в четыре часа

Киев бомбили,
Нам объявили,
Что началася война.

Кончилось мирное время,
Нам расставаться пора.

Я уезжаю,
Быть обещаю
Верным тебе до конца.

И ты смотри,
С чувством моим не шути!

Выйди, подруга,
К поезду друга,
Друга на фронт проводи.

Дрогнут колеса вагона,
Поезд помчится стрелой.

Ты мне с перрона,
Я — с эшелона
Грустно помашем рукой.

Пройдут года,
Снова я встречу тебя.

Ты улыбнешься,
К сердцу прижмешься
И поцелуешь, любя.

Песни дорог войны. Синий платочек и 22 июня

ИСТОРИЯ ПЕСЕН «СИНИЙ ПЛАТОЧЕК» И «ДВАДЦАТЬ ВТОРОГО ИЮНЯ…»

О двух лирических песнях с одинаковой мелодией вальса, созданных в довоенном 1939 году и получивших новые тексты позже, рассказывают украинский военный писатель-историк Сергей Алексеевич Смолянников (род. 1961) и ярославский композитор, музыковед полковник в отставке Юрий Евгеньевич Бирюков (рожд. 1935).

В 1940 году в Советском Союзе впервые прозвучала песня «Синий платочек», превратившаяся в «Двадцать второе июня. » летом 1941 года.

Счастливая и необычная судьба у песни «Синий платочек»: она родилась дважды.

В 1939 году, спасаясь от фашистской неволи, в Советский Союз приехали выступать с концертами участники популярного польского эстрадного коллектива «Голубой джаз». Весной 1940 года коллектив гастролировал в Москве. Концерты проходили в саду «Эрмитаж». Среди многочисленных мелодических импровизаций композитора и пианиста джаз-оркестра Ежи Петерсбургского (1897 – 1979), прозвучавших в концерте, была лирическая песенка «Небесна хустечка» – «Синий платочек». На одном из концертов побывал поэт и драматург Яков Маркович Галицкий (1891 – 1963, фото не сохранено). Мелодия понравилась ему. И тут же, во время концерта, он подтекстовал на эту мелодию. Слова про девичий синий платочек наполнили её новым смыслом, как бы вдохнули жизнь.

После концерта поэт познакомился с композитором, показал ему набросок своих стихов, и через несколько дней состоялась премьера песни. «Синий платочек» в сопровождении «Голубого джаза» спел солист Станислав Ляндау.

Вряд ли подозревал тогда Я.М. Галицкий, автор многих пьес, с успехом шедших в те годы на сценах столичных театров, что не им, а именно этому скромному его поэтическому опыту предстоит долгая жизнь. Песню включили в свой репертуар многие известные исполнители: Лидия Андреевна Русланова, Изабелла Даниловна Юрьева, Вадим Алексеевич Козин, Клавдия Ивановна Шульженко.

Синенький, скромный платочек
Падал с опущенных плеч.
Ты провожала
И обещала
Синий платочек сберечь.
И пусть со мной
Нет сегодня
Любимой, родной,
Знаю, с любовью
Ты к изголовью
Прячешь платок голубой.
Письма твои получая,
Слышу я голос родной.
И между строчек
Синий платочек
Снова встаёт предо мной.
И мне не раз
Снились в предутренний час
Кудри в платочке,
Синие ночки,
Искорки девичьих глаз.
Сколько заветных платочков
Носим мы в сердце с собой!
Радости встречи,
Девичьи плечи
Помним в страде боевой.
За них, родных,
Любимых, желанных таких,
Строчит пулемётчик,
За синий платочек,
Что был на плечах дорогих
Строчит пулемётчик,
За синий платочек,
Что был на плечах дорогих!

Простота сделала «Синий платочек» легко запоминаемой, близкой, понятной и дорогой всем нам песней.

Великая Отечественная война вызвала к жизни новые песни, которые нужны были солдатам первых эшелонов, отправлявшимся на фронт, первым призывникам и добровольцам, ополченцам, толпившимся на сборных пунктах. И такие новые песни, походные, строевые, лирические сочинялись нашими композиторами и поэтами, публиковались в газетах, выходили отдельными листовками, исполнялись по радио, звучали с экрана в боевых киносборниках: песни-лозунги, песни-призывы, выразившие чувство всенародного гнева, ярости, стремление к борьбе, к отпору врагу.

Со старыми же песнями произошла странная и неожиданная метаморфоза: мирные, довоенные они стали первыми военными, обрели как бы второй смысл, ставший главным. Повествуя о любви и любимых, о разлуках и встречах, о родном доме и русской природе, они зазвучали как рассказы, как напоминание о тех мирных днях, той мирной жизни, за возвращение которой шла война, ради которой солдаты воевали и жертвовали собственной жизнью. Заново родившись, песни эти помогали воевать. Они стали символом и своеобразным залогом того, что мирное время вернется, что его надо вернуть, сметя захватчиков с родной земли.

В солдатских окопах и землянках в короткие минуты отдыха пели не только прежний довоенный вариант «Синего платочка». Повсеместно бытовали самые различные его переделки: лирические, шуточные, сатирические. Начало им было положено, пожалуй, той песней, что придумана безымянным автором буквально в первые дни вражеского нашествия и начиналась словами:

ДВАДЦАТЬ ВТОРОГО ИЮНЯ…

Двадцать второго июня,
Ровно в четыре часа,
Киев бомбили, нам объявили,
Что началася война.
Кончилось мирное время,
Нам распрощаться пора,
Я уезжаю, быть обещаю
Верным тебе навсегда.
И ты смотри,
Чувством моим не шути,
Выйди, подруга, к поезду друга,
Друга на фронт проводи.
Дрогнет состав эшелона,
Поезд помчится стрелой,
Я из вагона – ты мне с перрона
Грустно помашешь рукой.
Пройдут года,
И снова я встречу тебя,
Ты улыбнёшься,
К сердцу прижмёшься,
Я расцелую тебя.

Та же тема расставания и разлуки, вызванных войной, нашла отражение и в переделанной концовке довоенного «Синего платочка», с которым выступала в годы войны на фронте Лидия Андреевна Русланова (1900 – 1973):

Ты уезжаешь далёко.
Вот беспощадный звонок.
И у вагона
Ночью бессонной
Ты уже странно далёк.
Ночной порой
Мы распрощались с тобой.
Пиши, мой дружочек,
Хоть несколько строчек,
Милый, хороший, родной…

Но всё-таки самую широкую известность и распространение в годы войны получил тот фронтовой вариант «Синего платочка», инициатором создания и первой исполнительницей которого стала замечательная наша певица, народная артистка Советского Союза Клавдия Ивановна Шульженко (1906 – 1984).

С голоса этой популярной исполнительницы «Синий платочек» обрёл как бы второе рождение и вторую жизнь, стал одной из самых знаменитых песен военных лет.

Время написания стихов этого фронтового варианта «Синего платочка» – 9 апреля 1942 года. Их автор – литсотрудник газеты «В решающий бой!» 54-й армии Волховского фронта, лейтенант Михаил Александрович Максимов.

Синенький, скромный платочек
Падал с опущенных плеч.
Ты говорила, что не забудешь
Ласковых, радостных встреч.
Порой ночной
Мы распрощались с тобой…
Нет больше ночек!
Где ты, платочек,
Милый, желанный, родной?
Помню, как в памятный вечер
Падал платочек твой с плеч,
Как провожала и обещала
Синий платочек сберечь.
И пусть со мной
Нет сегодня любимой, родной,
Знаю, с любовью ты к изголовью
Прячешь платок голубой.
Письма твои получая,
Слышу я голос живой.
И между строчек синий платочек
Снова встает предо мной.
И часто в бой
Провожает меня облик твой,
Чувствую, рядом с любящим взглядом
Ты постоянно со мной.
Сколько заветных платочков
Носим в шинелях с собой!
Нежные речи,
Девичьи плечи
Помним в страде боевой.
За них, родных,
Желанных, любимых таких.
Строчит пулеметчик за синий платочек,
Что был на плечах дорогих!

«Синий платочек» – в репертуарах многих популярных исполнителей и коллекти-вов. В Интернете есть видеоклипы, песню поют:
– Лидия Андреевна Русланова (1900 – 1973), заслуженная артистка РСФСР;
– Изабелла Даниловна Юрьева (1899 – 2000), народная артистка Российской Федерации;
– Клавдия Ивановна Шульженко (1906 – 1984), народная артистка СССР.

Смотреть видеоклип и слушать песню «Синий платочек» в исполнении Клавдии Ивановны Шульженко:

История песни «Синий платочек»

Песня «Синий платочек» была безумно популярна в Советском Союзе, а в наши дни её любят не только в Российской Федерации, но и далеко за её пределами. Композицию исполняли многие знаменитые артисты. Особенно востребована она была в годы Отечественной войны. Тогда появились на свет альтернативные версии текста, призванные поднять боевой дух на фронте и скрасить тяжелые будни тружеников тыла.

Читать еще:  Год как мы вместе стихи

Давайте вспомним, как была написана знаменитая композиция, которая для многих стала одной из главных песен военного времени и послевоенных лет.

История песни «Синий платочек»

Хотя у большинства меломанов этот вальс ассоциируется с Великой Отечественной войной, Ежи (Юрий Яковлевич) Петерсбурский сочинил его в 1940 году, находясь в гостинице «Беларусь».

Этот польский композитор также широко известен как автор танго «Утомлённое солнце». В то время он руководил джазовым оркестром Белорусской ССР, для которого и предназначалось произведение.

Слова песни «Синий платочек» написал советский поэт-песенник, драматург, переводчик и сценарист Яков Гольденберг, часто подписывавший свои работы псевдонимом Галицкий. Первым вальс исполнил Станислав Ландау.

Композиция сразу же приглянулась публике, и её тотчас начали петь другие артисты. Ещё до войны Ленинградская фабрика выпустила пластинку с песней «Синий платочек» в версии Екатерины Юровской, которой аккомпанировал на рояле Борис Мандрус.

В 1940 года Московский опытный завод «Грамзапись» издал пластинку с романсами в исполнении Изабеллы Юрьевой. Одной из песен стал «Синий платочек».

В довоенный период вальс был невероятно популярен. Он звучал на всех танцевальных площадках. Его исполняли профессиональные ансамбли и многочисленные любительские коллективы.

Песня «Двадцать второго июня, ровно в 4 часа»

Как только началась Великая Отечественная, Борис Ковынев сочинил стихотворение «Двадцать второго июня, ровно в четыре часа», положив его на музыку «Синего платочка». Так родилась одна из знаменитейших военных песен, к которой народ позже дописал десятки новых куплетов.

Процитируем Юрия Бирюкова:

Несколько лет назад поэт-песенник Сергей Павлович Красиков, длительное время редактировавший литературно-художественный альманах «Поэзия», рассказал мне, что стихи про «двадцать второе июня», в числе других, принёс к нему однажды поэт Борис Ковынев и предложил опубликовать в разделе, составленном из произведений, родившихся в годы Великой Отечественной войны. Он показал при этом вырезку с их публикацией в одной из фронтовых газет, подписанной его фамилией. Однако члены редколлегии сочли эти стихи примитивными и не заслуживающими опубликования в альманахе.

Возможно, они были правы. Но эти строки сочинялись оперативно, по горячим следам событий. А главное — были подхвачены и запеты миллионами. Сам Ковынев об этом, наверное, не знал и не догадывался. Во всяком случае, не настаивал на выполнении своей просьбы. Забрал стихи и ушёл. К тому времени он был уже довольно пожилым человеком.

«Синий платочек» Лидия Русланова

Всенародно любимые исполнители выступали с концертами на фронтах ВОВ. Лидия Русланова изменила и дополнила слова песни «Синий платочек», придав им актуальности:

Ты уезжаешь далёко.
Вот беспощадный звонок.
И у вагона
Ночью бессонной
Ты уже странно далек.

Ночной порой
Мы распрощались с тобой.
Пиши, мой дружочек,
Хоть несколько строчек,
Милый, хороший, родной…

В 1942 году эта и другие песни Руслановой вышли на пластинке. Когда Лидию Андреевну арестовали, тираж уничтожили, но сохранился один экземпляр, благодаря чему есть возможность послушать, как пела «Синий платочек» Лидия Русланова.

«Синий платочек» Клавдия Шульженко

Несомненно, самую известную и популярную версию песни исполнила Клавдия Шульженко. Она тоже выступала на фронте, где познакомилась с военным корреспондентом Михаилом Максимовым. Позже он рассказывал, что артистка попросила его переписать слова песни «Синий платочек». По её задумке, обновлённый текст необходимо было посвятить войне с фашистами.

В биографической книге о Клавдии Шульженко писатель Вячеслав Хотулев несколько иначе рассказывает об этой истории:

Однажды после концерта в части… к Клавдии Ивановне подошёл молодой лейтенант… Сказал, что его зовут Михаил Максимов и что он написал новые слова на мотив «Синего платочка». Эта песня уже года три как находилась в обойме популярных песен. 22-летний лейтенант, краснея и запинаясь, предложил ей (Шульженко) свои стихи, она обещала их почитать.

Наивные и искренние строки Максимова ей очень понравились. Вечером того же дня она исполнила песню Е. Петербургского на слова Максимова. Потом Михаил всем желающим переписывал «слова». Через неделю о песне знал весь Волховский фронт. Через два месяца — вся передовая… и весь тыл.

«Клавдия Шульженко: жизнь, любовь, песня»

Проникновенная версия песни обрела всенародную любовь. Далее можно послушать онлайн «Синий платочек» в исполнении Клавдии Ивановны и посмотреть видео.

«Синий платочек» по-прежнему входит в число наиболее популярных военных песен. Без этой композиции не обходится ни один крупный концерт, посвященный началу ВОВ или Великой победе над фашизмом.

Так спела «Синий платочек» Татьяна Буланова. Смотрим музыкальное видео.

Делитесь любимыми версиями знаменитой фронтовой песни в комментариях.

Интересные факты

  • В годы Отечественной войны появились многочисленные народные версии текста песни «Синий платочек».

Слова песни «Синий платочек»

(в исполнении Екатерины Юровской)

Синенький, скромный платочек
падал с опущенных плеч.
Ты говорила, что не забудешь
ласковых радостных встреч.

Порой ночной, ты распростилась со мной.
Нет прежних ночек, где ж ты, платочек,
милый, далёкий, родной.

Кончилась зимняя стужа,
даль голубая ясна.
Сердце согрето, верится в лето,
солнцем ласкает весна.

И вновь весной,
под знакомой, тенистой сосной,
мелькнёт, как цветочек, синий платочек,
милый, любимый, родной.

Текст песни «Синий платочек»

Синенький, скромный платочек
Падал с опущенных плеч.
Ты говорила,
Что не забудешь
Ласковых, радостных встреч.

Порой ночной
Мы распрощались с тобой…
Нет больше ночек!
Где ты, платочек,
Милый, желанный, родной?

Помню, как в памятный вечер
Падал платочек твой с плеч,
Как провожала,
и обещала
Синий платочек сберечь.

И пусть со мной
Нет сегодня любимой, родной,
Знаю, с любовью
Ты к изголовью
Прячешь платок голубой.

Письма твои получая,
Слышу я голос живой.
И между строчек
Синий платочек
Снова встает предо мной.

И часто в бой
Провожает меня облик твой,
Чувствую, рядом
С любящим взглядом
Ты постоянно со мной.

Сколько заветных платочков
Носим в шинелях с собой!
Нежные речи,
Девичьи плечи
Помним в страде боевой.

За них, таких,
Желанных, любимых родных.
Строчит пулеметчик
За синий платочек,
Что был на плечах дорогих!

Цитата о песне

Песня «Синий платочек» стала символом Великой Отечественной, даже через много лет после войны Клавдия Шульженко не снимала её с репертуара, а образ самой певицы с синеньким платочком в руках стал хрестоматийным.

СИНЕНЬКИЙ, СКРОМНЫЙ ПЛАТОЧЕК.

В ПОДДЕРЖКУ ПРОЕКТА ВИКТОРА ПАНОВА К ДНЮ ПОБЕДЫ: https://www.chitalnya.ru/work/1303813/

СИНЕНЬКИЙ, СКРОМНЫЙ ПЛАТОЧЕК.

Слова Якова Галицкого и Михаила Максимова
Музыка Ежи Петерсбурского
Историческая справка, стихи и работа со звуком: Елена БЕЛОВА https://www.chitalnya.ru/work/1303788/
Исполнение: — Людмила ПОЛЯКОВА-ЗАКОВА

Мелодия песни впервые прозвучала на концертах Голубого джаза (солист Ежи Петерсбургский). Один из этих концертов проходил в саду «Эрмитаж».
После концерта поэт и драматург Я. М. Галицкий.познакомился с композитором, показал ему набросок своих стихов, и через несколько дней состоялась премьера песни. «Синий платочек» в сопровождении «Голубого джаза». Песня очень быстро стала настоящим шлягером. Её стали включать в свой репертуар известные исполнители: Вадим Козин, Михаил Гаркави, Лидия Русланова, Екатерина Юровская, Изабелла Юрьева. Каждый исполнитель пел её чуть-чуть по-своему.
Известный вариант слов принадлежит сотруднику газеты «В решающий бой» лейтинанту Михаилу Александровичу Максимову.
Он вспоминает: «Узнав, что я пишу стихи, Шульженко попросила меня написать новый текст „Синего платочка“. „Песня популярна в народе, — сказала она, — у нее приятная мелодия. Но нужны слова, которые бы отражали нашу великую битву с фашизмом“. Михаил Максимов взял за основу уже известный текст Галицкого, но изменил часть строчек на современный военный лад. Его стихи заканчивались словами: „Строчит пулеметчик за синий платочек, что был на плечах дорогих“.Вот в таком варианте песню стала исполнять на фронтовых концертах Клавдия Шульженко.
В таком варианте она и стала одной из самых популярных песен Великой Отечественной Войны.
http://tanki-media.ru/bp_07_musica/texts_lirika/s.

Этот синенький скромный платочек.
Знали б те, кто пришёл слушать джаз,
Что появятся несколько строчек
В довоенном саду «Эрмитаж»,
А потом запоют эту песню
На концертах и просто – в домах…
Станет в годы сражений известной,
Зазвучит для солдат на фронтах.
И обычный сотрудник газеты,
Среди сводок военных, в тетрадь
К ней напишет такие куплеты,
Что начнут по окопам звучать.
Пела Клавочка* их перед боем,
Провожая на подвиг бойцов,
И с концерта они, пешим строем,
Уходили на битву с врагом.
Этот синенький скромный платочек.
Песня с нами. Живее живых!
Нам вовек не забыть этих строчек.
Вспомним снова сегодня о них!

Читать еще:  Как выучить стих фета весенний дождь

Синенький скромный платочек
Падал с опущенных плеч.
Ты говорила, что не забудешь
Ласковых, радостных встреч.

Порой ночной
Мы распрощались с тобой.
Нет прежних ночек.Где ты платочек,
Милый, желанный, родной?

Помню, как в памятный вечер
Падал платочек твой с плеч,
Как провожала и обещала
Синий платочек сберечь.

И пусть со мной
Нет сегодня любимой, родной, —
Знаю: с любовью ты к изголовью
Прячешь платок дорогой.

Письма твои получая,
Слышу я голос родной.
И между строчек синий платочек
Снова встает предо мной.

И часто в бой
Провожает меня облик твой,
Чувствую: рядом с любящим взглядом
Ты постоянно со мной.

Сколько заветных платочков
Носим в шинелях с собой!
Нежные речи, девичьи плечи
Помним в страде боевой.

За них, родных,
Желанных, любимых таких,
Строчит пулеметчикза синий платочек,
Что был на плечах дорогих!

Стихи синий платочек кто написал

Синий платочек

Исполняет Клавдия Ивановна Шульженко

История создания песни «Синий платочек»

Счастливая и необычная судьба у этой песни: она родилась дважды. Впервые прозвучала ее незатейливая мелодия в довоенном 1939 году, когда, спасаясь от фашистской неволи, в Советский Союз приехали участники популярного польского эстрадного коллектива «Голубой джаз».. Весной 1940 года они гастролировали в Москве. Концерты проходили в саду «Эрмитаж».

На одном из них побывал поэт и драматург Я. М. Галицкий. Среди многочисленных мелодических импровизаций композитора и пианиста джаз-оркестра Ежи Петерсбурского, прозвучавших в концерте, одна особенно понравилась ему. И тут же, во время концерта, он подтекстовал понравившуюся мелодию. Слова про девичий синий платочек наполнили ее новым смыслом, как бы вдохнули жизнь, сделали «Синий платочек» легко запоминаемой, близкой, понятной песней. Её включили в свой репертуар многие известные певицы и певцы: Л. Русланова, И. Юрьева, В. Козин.

Текст песни «Синий платочек» Якова Галицкого (1940 год)

Синенький, скромный платочек
Падал с опущенных плеч.
Ты говорила,
Что не забудешь
Ласковых, радостных встреч.

Порой ночной
Ты распрощалась со мной,
Нет прежних ночек,
Где ты, платочек?
Милый, желанный, родной?

Кончилась зимняя стужа,
Даль голубая ясна.
Солнцем согрето, верится в лето,
Сердце ласкает весна.

И вновь весной,
Под знакомой тенистой сосной
Мелькнет, как цветочек,
Синий платочек,
Милый, желанный, родной.

Но все-таки самую широкую известность и распространение в годы войны получил, вне всякого сомнения, тот фронтовой вариант «Синего платочка», инициатором создания и первой исполнительницей которого стала замечательная певица, народная артистка Советского Союза Клавдия Ивановна Шульженко.

В 1942 году лейтенант Михаил Александрович Максимов, литсотрудник газеты «В решающий бой!», был с заданием от редакции на Волховском фронте, где познакомился с К. Шульженко. Узнав о том, что он пишет стихи, Клавдия Ивановна сразу же предложила написать новый текст на музыку довоенной песни «Синий платочек», чтобы в нем были такие слова, которые созвучны времени. Вот, что вспоминала сама Клавдия Ивановна об этом:

«Песня попала в точку. Думаю, что мне она далась так легко потому, что настроения и мысли, отразившиеся в ней, витали в воздухе. Я старалась выразить в «Синем платочке» то, что узнала и увидела на встречах с фронтовиками, чем жила, о чем думала.

Песня полюбилась повсюду. В частях, куда мы приезжали впервые, меня встречали вопросом-просьбой: «А «Синий платочек» споете?» После концерта слушатели подходили и просили «дать им слова». С улыбкой вспоминаю, как иногда превращалась в учительницу записывающих под диктовку «Синий платочек».

С песней этой для меня связаны десятки самых дорогих воспоминаний, сотни волнующих страниц военной жизни. Об одной из них напомнила сохраненная как ценная реликвия фронтовая газета «Победа» от 26 мая 1942 года. Здесь напечатана статья «Содружество», в которой корреспондент газеты рассказывал о наших концертах в четвертом гвардейском истребительном полку Военно-Воздушных Сил Краснознаменного Балтийского флота, где служил Герой Советского Союза Василий Федорович Голубев. По его просьбе, по заявкам его товарищей «Синий платочек» приходилось исполнять по три-четыре раза в каждом выступлении. Газета писала: «Каждый концерт Клавдии Шульженко превращается стихийно в митинг, в демонстрацию единства и тесной дружбы бойцов Красной Армии и Флота и работников советского искусства.

И вот на днях во время одного из этих своеобразных митингов В. Коралли от лица ансамбля, пожелав успеха гвардейцам, выразил наказ ленинградцев — побольше сбивать фашистских стервятников, побольше истреблять гитлеровскую мразь.

— А мы вам обещаем,— сказал он,— снова приехать, как только услышим, что сбит еще один вражеский самолет.

Ответное слово держал прославленный мастер воздушного боя и штурмовик гвардеец Василий Голубев.

— Вы бы лучше не уезжали,— сказал он артистам,— ведь, пожа­луй, завтра снова придется сюда приехать.

Гвардейцы всегда верны своей клятве, своему слову. И к вечеру следующего дня гвардейцы уже звонили Клавдии Шульженко:

— Приезжайте! Мы слово сдержали — за вами теперь долг!

В этот день Василий Голубев и его боевые товарищи в жарком бою с численно превосходящим противником сбили пять немецких самолетов и подбили еще четыре.

Ансамбль снова прибыл к гвардейцам. В ответ на новую победу артисты дали отличный концерт, вложив в него все свое мастерство. Долго он длился.

И снова стихийно возник митинг.

— Я не боялся,— сказал Василий Голубев,— что мы не сдержим слово. Этого у нас не бывает. Другое смущало: гитлеровцы нас по­баиваются, и вот подумал: вдруг не будут летать в этот день. Но фашисты отважились появиться в воздухе — вот мы и поработали. А вам спасибо большое за концерты. Они вселяют в нас новые силы для борьбы с врагом. Можете быть уверены: наш гвардейский счет еще увеличится намного!»

Трудно подыскать слова, чтобы выразить чувства, которые ис­пытываешь, когда слышишь столь высокую оценку труда артиста».

Клавдия ШУЛЬЖЕНКО, народная артистка СССР

Редактор газеты «В решающий бой», в которой лейтенант Максимов был военным корреспондентом, отказался даже напечатать текст песни «Синий платочек», сказав: «О каких синих платочках может идти сейчас речь? Кругом война, смерть, разрушения. «

Синий платочек

Стихи Михаила МАКСИМОВА (1942 год)

На сегодняшний день на всех концертах, посвященных Великой Отечественной войне, большинство певцов, за редким исключением, исполняют песню «Синий платочек» неизвестного «автора», представляющую собой смесь двух текстов. А в авторах значатся сразу две фамилии Галицкий и Максимов.

Клавдия Ивановна Шульженко всегда исполняла песню «Синий платочек» только на слова М. Максимова. С голоса этой популярной исполнительницы «Синий платочек» обрел как бы второе рождение и вторую жизнь, стал одной из самых знаменитых песен военных лет. Правда всю песню целиком она исполнила только однажды – в фильме «Концерт фронту». А потом она убрала из неё последние 8 строчек, заканчивая словами «Строчит пулемётчик за синий платочек, что был на плечах дорогих». Почему она это сделала? Может считала, что так эффектнее, кто знает. И те, кто исполняет эту песню на слова Михаила Максимова, тоже поступают так. Теперь только Юлия Зиганшина поет её в первоначальном варианте.

Ясность в историю этой песни нам помогла внести дочь того самого лейтенанта Михаила Максимова, который написал новый текст песни «Синий платочек» для Клавдии Шульженко в 1942 году, – Елена Михайловна Петрова (Максимова), проживающая сейчас в Болгарии. Она прислала нам эту фронтовую открытку с песней, написанной её отцом.

Кроме этого, прислала и еще одну фронтовую песню отца – «Узелок», которая пролежала в разных архивах более 70 лет и была впервые исполнена в 2019 году на концерте в Москве заслуженной артисткой Татарстана Юлией Зиганшиной. Предлагаем её вашему вниманию.

УЗЕЛОК

Уходил на войну на неведомый срок.
Подарила мне милая белый платок.
Шитый лёгким узором хороший платок.
В уголке завязала тугой узелок.

– Для того завязала, – промолвила мне, –
Чтобы помнил о милой своей на войне.
Чтоб никто, кроме нас, не посмел и не смог
На дарёном платке развязать узелок.

А вернёшься домой, как закончишь войну,
Я и встречу тебя, и тебя обниму.
Обо всём распрошу, и в глаза погляжу,
И сама на платке узелок развяжу.

С той поры прошагал я немало дорог,
И храню, берегу на платке узелок,
Что в тот памятный вечер
Над быстрой рекой
Был завязан при встрече
Родною рукой.

Фронт. Июль, 1943 г. М. Максимов

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector