0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Стихи сколько букв и звуков

Азбука звуков стихи и пособие для изучения звуков

из книги АЗБУКА ЗВУКОВ

художник: Чуракова Е.С., методическая разработка пособия «Весёлый паровозик» педагога детской развивающей студии Васильевой Л.А., консультант: педагог начальных классов прогимназии № 237 Сапарова А.Н.

Что такое звук? Скажи!
Постучи и пошурши,
Покричи и позвени,
Звук, попробуй, догони!
Даже если подойдёшь
Очень осторожно,
Не увидишь, не найдёшь,
А услышать можно.

ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
А О Ы У Э
Я Ё И Ю Е

А
Анечка упала на пол,
Кот ладошку расцарапал,
И не ладится игра,
Аня громко плачет: А-А-А!

О
Мы лошадку накормили,
Дать овса ей не забыли.
Не осталось ничего,
А лошадка: «Иго-го-о-о!»

Ы
Мыс песчаный у реки,
Рыбу ловят рыбаки.
Знаем мы, они могли бы
Наловить немало рыбы-ы-ы!

У
Пароход гудит трубой,
Издаёт он звук какой?
Угадать вам помогу,
Загудит он громко:
«У-У-У!»

Э
Эх, забава! Эх, потеха!
Разбудить в пещере эхо!
Крикнешь громко: «Эге-ге-э-э!»,
А оно в ответ тебе: «Э-Э-Э!»

Я [ЙА]
Яна ягоды в лукошко
Собрала совсем немножко.
Обещает ей Илья:
«Поделюсь с тобою я».

Ё [ЙО]
Ёжик выбежит на лёд,
Поскользнётся, упадёт,
Неуклюжий я какой,
Причитает: «О-ё-ё-й!»

И [ЙЫ]
Запищали вдруг цыплята,
Корма дали маловато.
Мама, зёрнышек возьми-и-и,
Милых деток покорми-и-и!

Ю [ЙУ]
Воет вьюга от натуги.
Не боится Юля вьюги.
Вместе с вьюгой я спою:
«Баю- баюшки -баю-у-у-у!»

Е [ЙЭ]
Целый вечер снег идёт,
Козлик по лесу бредёт,
Бедный козлик плачет: «Ме-е-е!
Заблудился я во тьме-е-е!»

Н М Л Р Й Б В Г Д Ж З

П Ф К Т Ш С Х Ц Ч Щ

Н
Но-но-но! Гоню коня.
Конь хороший у меня.
Но-но-но! Летит стрелой
Быстрый конь мой вороной.
Но-но-но!

М
Маму звал телёнок: «М-м-м-у!
Где же мама, не пойм-м-му!»
«М-м-му!» — зовёт корову сын –
«Я изм-м-мучился один!»
«М-м-м-у!»

Л
Ляле громко петь велят.
Спела Ляля: «Ля-ля-ля!»
Еле-еле слышно спела,
Видно каши мало ела.
«Ля-ля-ля!»

Р
«Р-Р-Р!» — Рычит Дружок сердито,
Зубы скалит, пасть раскрыта.
Чтобы подружиться нам,
Кость ему большую дам.
Д-р-р-р-ужок!

Й
Закричала Майя: «Ой!»-
«Укололась я иглой!»
Сразу принесли ребята
Майе йод, бинты и вату.
Ой!

Б
Окунь бил хвостом по мели.
Брызги в стороны летели.
Буль-буль-буль – вода кругом.
Мчимся к речке босиком.
Буль!

В
Ввысь взлетает самолёт,
В даль, в неведомые страны,
Он отправился в полёт
За моря и океаны.
В-В-В!

Г
«Га-га-га!» — галдел гусак.
Песню спеть не мог никак.
Голос у него не тот,
Говорит, а не поёт.
«Га-га-га!»

Д
Слышишь тихий перезвон?
Динь-дон! Динь-динь-дон!
Это в поле там и тут
Колокольчики растут.
Динь-дон!

Ж
У жука шесть лапок чёрных
И ужасно важный вид.
В жёлудь спрятался проворно
И жужжит, жужжит, жужжит!
Ж-Ж-Ж!

З
«З-З-З!» – звенела пчёлка звонко-
«Напугаю я девчонку.
Знаю, страшен мой укус».
А девчонка: «Не боюсь!»
З-З-З!

П
Пых-пых-пых! Пыхтит трубой
Паровоз, спеша домой.
Подъезжает: пых-пых-пых!
Вот подъехал и затих.
Пых!

Ф
«Ф-Ф-Ф!» — на пса зафыркал кот.
«Пёс ко мне не подойдёт,
Чтобы я не оцарапал
Пса своей когтистой лапой.
Ф-Ф-Ф!»

К
«У меня прекрасный слух!» —
Кукарекает петух.
«Ко-ко-ко!» — наседка вторит –
«Станешь ты артистом вскоре!»
«Ко-ко-ко!»

Т
Дятел клювом: «Тук-тук-тук!
Вылезай усатый жук!»
Жук от страха сам не свой
Притаился под корой.
Тук!

Ш
Ветерок шуршал листвой.
«Шалунишка озорной!» —
Шелестели камыши –
«Ши-ши-ши! да Ши-ши-ши!»

С
«Тс-с-с!» — сказала мама – «Тише!»
«Может нас Сашок услышать».
Спит братишка сладко-сладко.
Видит сны в своей кроватке.
Тс-с-с!

Х
Мы стихи читали хором
Вместе с Петей и Егором.
Петя вечером простыл.
Очень хрипло говорил:
«Х-х-хр!»

Ц
Мой котёнок очень ловко
Ночью мышь поймал в кладовке.
Цепко сцапал: цап-царап!
Мышь не вырвалась из лап.
Цап!

Ч
«Ч-чхи!» — чихаю я с утра.
Пить лекарство мне пора.
Если вылечу простуду,
К вечеру чихать не буду.
Ч-ч-хи!

Щ
Расторопно, но без спешки
Белка щёлкает орешки.
Щёлк да щёлк ! – устала щёлкать,
Забралась в дупло на ёлке.
Щёлк!

Примечание к пособию: звук [Й] всегда мягкий.

Звуки [Я], [Ё], [И], [Ю], [Е] произносятся как: [ЙА], [ЙО], [ЙЫ], [ЙУ], [ЙЭ].
Например: в начале слова: ёж, ёлочка
после Ь, Ъ: листья
после гласной буквы: красное, деревянные, гуляю

Звуки [Я], [Ё], [И], [Ю], [Е] произносится как: [А],[О],[Ы],[У],[Э]
после согласной буквы: пятна [п`атна](пьатна),лёд(льод), мир(мьыр),тюль(тьуль),
тень (тьэнь)

Песенка «Весёлый паровозик»
Музыка Ольги Усовой, исполняет Ольга Усова
http://www.youtube.com/watch?v=OcKJIeqGiKo

Стучат-стучат колёса,
Как часики стучат.
Весёлый паровозик
Везёт-везёт ребят.

В страну весёлых звуков,
Послушать плеск ручья,
И дятлов перестуки,
И трели соловья.

Как напевает ветер
И прячется в листву,
Как на опушке дети
Кричат: «Ау, ау!»

А горизонт всё шире
Меж елей и осин,
Вагончика четыре,
А паровоз один.

Мальчишек и девчонок
Везёт он всё быстрей,
А звуки им вдогонку
Кричат: «Эгей, эгей!»

Вагончик первый мчится,
За ним бежит второй,
Давай считать учиться
Начнём и мы с тобой.

Стучат-стучат колёса
И просят сосчитать,
Два к одному прибавить,
От трёх один отнять.

А паровозик мчится
Меж елей и осин,
Вагончика четыре,
А паровоз один.

В вагоне третьем едем
Теперь уже домой.
А третьему соседи
Четвёртый и второй.

Мы звуки изучили
И выучили счёт.
Весёлый паровозик
Домой ребят везёт.

Весёлый паровозик
Домой ребят везёт!

Из книги Татьяны Коноваловой «Азбука звуков»
консультант педагог начальных классов прогимназии № 237 Сапарова А.Н.

Дорогие ребята!
Не все из вас умеют читать и писать. А смотреть и слушать умеют все. Ну что же, тогда смотрите и слушайте. Вы знаете, что такое звук?

Что такое звук? Скажи!
Покричи и пошурши,
Постучи и позвени.
Звук, попробуй, догони!
Даже если подойдёшь
Очень осторожно-
Не увидишь, не найдёшь,
А услышать можно.

Звуки – это то, что мы слышим. Звуки бывают гласные и согласные. Если слышится только голос, значит, звук гласный. А если слышится и голос, и шум – звук согласный. Первый звук, с которым мы познакомимся – гласный звук [А]. Мы слышим звук [А], если кто-то плачет, кричит от испуга «А-а-а!», или переспрашивает: «А?». Когда мы что-то вспомнили, то часто говорим: «А-а, вспомнил!». А когда ещё мы можем услышать звук [А]? Как мамы укачивают своих малышей? Правильно: «А-а, а-а, а-а-а». Звук [А] — очень музыкальный звук, поэтому он часто встречается в песнях. Например, в песне «Калинка, калинка, калинка моя…». Слышите звук [А]? Бывает, что звук [А] полностью заменяет припев. Вот какой важный и нужный звук [А]. Звук [А], как и другие гласные звуки, очень часто помогает петь, кричать, плакать, смеяться и говорить.
Со звуком [А] мы познакомились. Теперь послушаем рассказ о гласном звуке [У]. В каких словах мы слышим звук [У]? Му-у-уха, ту-у-у-уча. А ещё? Пугало, ручей, курица, кулак. А какие слова начинаются со звука [У]? У-у-у-улей, у-у-у- удочка, у-у-у-улитка, у-у-у-ураган, у-у-у-уха, у-у-у-улыбка. Когда мы встечаемся со звуком [У]? Чаще всего, если что-то гудит: пароход, паровоз, сирена. А когда ещё можно услышать звук [У]? Если ухает филин или кукует кукушка. В песнях звук [У] тоже встречается часто. Например, в старинной песне про Дубинушку: «Эй, ухнем!». А ещё в этой песне хорошо слышится звук [Э].
Звук [Э] тоже гласный. Этот звук люди произносят, когда окликают кого-нибудь: «Эй!», когда удивляются чему-то: «Эге!» Со звука [Э] начинаются слова: этаж, эскимо, экскаватор, эхо. Вы слышали когда-нибудь, как отвечает эхо? Эхо слышнее всего в горах, в пустой комнате, в пещере. А когда можно услышать звук [О]?
Звук [О] слышится, если лошадка кричит «Иго-го-о-о», курочка завёт цыплят: «ко-ко-ко-о-о». Если человек радуется, расстраивается, удивляется, то произносит звук [О]. Гласный звук [О] хорошо слышится в песенке: «Во поле берёзонька стояла».
А вот звук [Ы] встречается в песнях не часто. Есть песенка о крайнем севере, где звук [Ы] слышится в припеве: «Мы поедем, мы помчимся на оленях утром ранним». Звук [Ы] есть в словах: мы, мыло, рыба, пыль, тыква, сыр, мысли.
Есть среди звуков один особенный согласный звук [Й]. Он дружит со всеми гласными звуками. Если звук [Й] слышится вместе с одним из гласных звуков, то этот гласный звук изменяется и звучит по другому. Например, когда говорят [Й][А], мы слышим «Я». Звук [Й] и звук [А] слышатся вместе в словах «яблоко», «яхта», «яркий». Если говорят [Й][О], то слышится «Ё», йод, ёлка, ёжик. Вместе со звуком [Ы] звук [Й] слышится в словах «иголка», «иней», «искорка». А вместе со звуком [У] звук [Й] завывает, как ветер: «вью-у-уга», «ю-у-у-жный». Когда звук [Й] произносят вместе со звуком [Э], получается «Е»: «ежевика», «ехать», «ещё».

Читать еще:  Как издать сборник стихов в беларуси

© Copyright: Татьяна Коновалова 7, 2013
Свидетельство о публикации №113032008557

Выполнить звуко-буквенный (фонетический) разбор слова. Транскрипция

Текстовод.Фонетика производит фонетический разбор слова онлайн.

Добавьте слово в форму, и программа автоматически произведёт его разбор.

Такой разбор еще называют звуко-буквенный — т. к. в процессе анализа слова подсчитывается количество букв и звуков.

Также, при фонетическом разборе слово делится на слоги и ставится ударение.

Но основная цель — выполнить фонетическую транскрипцию и произвести характеристику всех звуков.

Порядок проведения фонетического разбора:

1. Постановка ударения.

2. Разбивка на слоги.

Здесь предоставляются 2 варианта: слоги для анализа и варианты для переноса слова.

3. Транскрипция слова [в квадратных скобках].

4. Характеристика слова.

5. Транскрипция каждого звука по порядку.

Звук помещается в квадратные скобки.

а) Если он согласный, то определяются следующие его характеристики:

  • звонкий/глухой/сонорный,
  • парный/непарный,
  • твёрдый/мягкий.

Мягкость звука обозначается знаком апострофа [«].

б) Если звук гласный, то устанавливается его ударность.

в) Если у буквы отсутствует звук (ь, ъ и др.), то ставится прочерк [-].

* Не бывает звуков [е], [ё], [ю], [я]. Буквы е, ё, ю, я имеют в разных словах различные звуки.

* Также, нет звука у непроизносимых согласных в корне слова.

Например, солнце — [сонц»э]

6. Подсчёт букв и звуков.

7. Составление цветовой схемы слова.

Наш сервис позволяет сделать звуко-буквенный разбор слова русского языка любой части речи.

В качестве бонуса программа определяет часть речи, число, падеж, категории одушевленности и переходности, род, лицо, время; вид, наклонение, степень и форму (глаголов) и др.

Помните, что е и ё — это две разные буквы, влияющие на результат разбора.

Примите, также, во внимание, что омографы (слова с одинаковым написанием, но разным произношением) будут иметь совершенно разный фонетический разбор.

На сайте textovod.com вы найдёте разбор всех возможных омографов.

Учтите, что последовательность нашего разбора может отличаться от порядка анализа вашей учебной программы.

Русский язык

План урока:

Фонетический разбор – что это такое?

Слово «фонетика» пришло в русскую речь из греческого языка. В переводе означает «звук».

Что изучает фонетика

Наука «фонетика» изучает звуковой состав языка, историю происхождения разных звуков, а также характеристику каждого звука.

Фонетика подробно рассматривает, какие органы речи человека участвуют в образовании того или иного звука: губы, язык, зубы, нёбо.

Так, например, мы уже знаем, что звуки делятся на гласные и согласные. В образовании гласных принимает участие голос, согласных – голос и шум или только шум.Всего в русском языке 6 гласных и 36 согласных. Согласные звуки делятся на две группы.

1 группа «Твёрдые и мягкие согласные»

2 группа «Звонкие и глухие согласные»

Звуки, соединяясь друг с другом, образуют слоги и слова. С помощью звуков мы различаем слова в речи. Можно поменять всего лишь один звук в слове, и его значение полностью меняется:

  • кот (животное) –код (шифр);
  • мак (цветок)– маг (волшебник);
  • порт (место для стоянки морского транспорта)– корт (площадка для игры в теннис).

Фонетика рассматривает также, в какой позиции находятся звуки: сильной или слабой. Позиция для звука считается сильной, если он произносится отчётливо.

Сильная позиция для гласного – нахождение звука под ударением:варе́нье, го́сти, ноя́брь. Все безударные звуки в этих и других словах занимают слабую позицию.

Для согласного звука позиция является сильной, если рядом расположены гласные звуки: молоточки, вьюга, нога, дороги. Каждый согласный произносится чётко, не возникает сомнений в написании.

Согласный находится в слабой позиции, если:

Проверяют правописание, изменяя слово, чтобы после слабой согласной стоял гласный звук: молоток – молотки, друг – у друга, бязь – из бязи, ошибка – ошибочка, ложка – ложечки. Если такой способ не подходит, то написание слова запоминаем и проверяем в орфографическом словаре.

Звуки на письме отображаются в виде букв.

Порядок фонетического разбора слова

Слово часто произносится совсем не так, как пишется. Например: пишем «молоко», «шоколад», а произносим «малако», «шакалат». Фонетический разбор слова, по-другому, звуковой анализ, помогает понять, разницу между звуками, которые мы произносим, и буквами, которые пишем. Звуковую запись слова делают с помощью транскрипции.

Послушаем академика Звуковеда, как правильно выполнить эту работу.

Примеры от академика Звуковеда:

Важно правильно записывать слово в транскрипции:

  • гласные и согласные в сильной позиции пишутся так, как слышатся;
  • обязательно ставится ударение;
  • звуки в слабой позиции записываются, как произносятся;
  • мягкость согласных обозначается знаком в виде запятой справа над буквой.

Цветовая схема слова

Ребята, а вы знаете, что звуки имеют свой цвет? Наш гость сказочный художник Карандаш расскажет об этом подробнее.

Теперь слово можно записать в виде цветных квадратиков:

Ребята, согласные звуки произносятся слитно вместе с гласными, которые стоят за ними: каша, Буратино. Это явление носит название слияние звуков. Давайте узнаем, как Карандаш предлагает обозначать слияние согласного с гласным в цветовой схеме.

Чёрная чёрточка сверху – знак ударения. Он ставится над гласной в сильной позиции. В цветовой схеме используют ещё один знак (прямая вертикальная чёрная черта): разделение слова на слоги.

А вот как записываются в цветовой схеме йотированные буквы, которые дают два звука:

Звук [й’] согласный и мягкий. Поэтому в схеме обозначается зелёным цветом. Он сливается с гласной [о], в схеме слова эти звуки делят один прямоугольник на две части.

Число букв и звуков в словах

Ребята, используя цветовую схему слова, вам не составит труда дать характеристику каждому звуку, подсчитать количество букв и звуков.

Вы уже знаете из предыдущих уроков, что в словах может наблюдаться несовпадение количества звуков и букв. Рассмотрим, в каких случаях это происходит.

  • Если в слове имеется мягкий знак Ь: мышь, пальчик. Запишем транскрипции слов, подсчитаем количество букв и звуков в словах: [мыш] (4 буквы, 3 звука), [пал’ч’ик] (7 букв, 6 звуков). Звуков меньше, чем букв.
  • Если в слове имеются йотированные буквы, которые образуются двумя звуками: согласным [й]и гласными:[а], [у], [о][э]. Пример:ёлка [й’олка] (4 буквы, 5 звуков), юг [й’ук] (2 буквы, 3 звука), ягода [й’агада] (5 букв, 6 звуков). В этих примерах звуков больше, чем букв.

Кроме Ь, не имеет звука буква Ъ. Но твёрдый знак не изменяет количество звуков в словах. За ним следуют йотированные гласные, у которых 2 звука, поэтому число букв и звуков в словах с Ъ может совпадать: подъезд [падй’эст] (7 букв, 7 звуков), отъезд [атй’эст] (6 букв, 6 звуков).

Ребята, друг Карандаша, сказочный изобретатель Самоделкин предлагает потренироваться в выполнении заданий, связанных с темой нашего урока.

Практические упражнения

Задание 1.

Соотнесите слово хозяйка со схемами, сделайте правильный выбор.

Задание 2.

Запишите транскрипцию отгадки и составьте цветовую схему слова. Сколько букв в слове? Сколько звуков? Сколько слогов?

Задание 3.

Рассмотрите цветовую схему. Подберите слова, которые этой схеме соответствуют.

Список слов: метель, бочка, шофёр, стол, тюлень, ведро, кресло, капель. Сколько слов подходит для данной схемы?

Задание 4.

Соедините стрелкой цветовые схемы с подходящими по звуковому составу словами.

Правильные ответы:

Задание 1. Схема под цифрой 3.

Задание 2. Сорока. [сарока], 6 букв, 6 звуков, 3 слога.

Задание 3. Метель, тюлень, капель.

Ребята, наш урок закончился. Волшебные человечки Карандаш и Самоделкин прощаются с вами. Вам осталось сделать самопроверку знаний – пройти тестирование.

Как определить размер стихотворения: 3 простых способа

Расскажем, как легко определять и не путать между собой стихотворные размеры: хорей, ямб, амфибрахий, анапест, дактиль. Заодно узнаем, зачем они нужны и как устроены.

  • Text Link

Что такое стихотворный размер и зачем он нужен

Стихотворный размер — это порядок чередования ударных и безударных слогов в строке. Этот порядок создаёт особый ритм, который и отличает стихи от прозы. Чтобы убедиться в этом, обратимся к истории.

В начале XVIII века русские поэты подражали французским авторам, в стихах которых главное — это число слогов в строке. Получалось не очень складно.

«Уме недозрелый, плод недолгой науки!
Покойся, не понуждай к перу мои руки:
Не писав летящи дни века проводити
Можно, и славу достать, хоть творцом не слыти.
Ведут к ней нетрудные в наш век пути многи,
На которых смелые не запнутся ноги».
А.Д. Кантемир, «На хулящих учения. К уму своему», 1729 г.

В каждой строке этого отрывка — равное количество слогов (13), но текст не воспринимается как поэзия, даже несмотря на рифмы. Дело в том, что во французском языке ударение в словах всегда падает на последний слог. Из-за этого возникает строгий ритмический порядок, а одинаковая длина строк усиливает ощущение монотонности. В русском языке ударение в словах не зафиксировано, поэтому ритм не возникает сам собой, и равенство строк по длине не спасает положение.

Читать еще:  Стихи рубальской я хуже чем была но лучше чем буду

В середине XVIII века на это обратили внимание ведущие литераторы того времени — В.К. Тредиаковский и М.В. Ломоносов. Опираясь на тексты народных песен, они разработали новую систему стихосложения. Она предполагает не только соразмерную длину строк, но и определённую расстановку ударений, которая задаёт ритм.

«Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут».
М. В. Ломоносов, «Ода на день восшествия на престол Елисаветы
Петровны», 1747 год.

С тех пор русская поэзия приобрела привычную нам форму.

Виды стихотворных размеров

В основе классического русского стихосложения пять моделей (метров), известных ещё с Античности — хорей, ямб, амфибрахий, анапест, дактиль. Именно их изучают в школе как стихотворные размеры.

Размеры различаются устройством стоп. Стопа — это повторяющаяся группа ударных и безударных слогов в строке.

По стопам размеры делятся на:

  • двусложные (стопа из двух слогов — ударного и безударного);
  • трёхсложные (стопа из трёх слогов — ударного и двух безударных).

От того, на каком месте в стопе находится ударный слог, зависит стихотворный размер произведения.

Для удобства записи стихотворных размеров используют специальные символы. Ударные слоги принято обозначать знаком «—», а безударные — знаком «U». Границы стоп обозначаются как «|».

Хорей

Хорей — это двусложный размер, в котором ударение в стопе падает на первый слог: |—U|

А.С. Пушкин, «Зимний вечер», 1825 г.

Ямб — это двусложный размер, в котором ударение в стопе падает на второй слог: |U—|

Ф.И. Тютчев, «Весенняя гроза», 1828 г.

Дактиль

Дактиль — трёхсложный размер, в котором ударение в стопе падает на первый слог: |—UU|

Степью лазурною, цепью жемчужною. »
|—UU|—UU|—UU|—UU|

М.Ю. Лермонтов, «Тучи», 1840 г.

Амфибрахий

Амфибрахий — это трёхсложный размер, в котором ударение в стопе падает на второй слог: |U—U|

С.В. Михалков, Гимн Российской Федерации, 2000 г.

Анапест

Анапест — это трёхсложный размер, в котором ударение падает на третий слог: |UU—|

И.А. Бродский, 1962 г.

Спондей и пиррихий

Стихотворений, в которых все ударения находились бы исключительно на «правильных» местах, практически не существует. Убедимся в этом на примере начала поэмы А.С. Пушкина «Евгений Онегин», написанной ямбом. Разделим отрывок на слоги и расставим ударения во всех словах:

Если бы перед нами был идеальный ямб, за каждым безударным слогом следовал бы ударный (U—). Но уже в самом начале мы видим два ударных слога подряд: «мой дя|дя» (——|U). Такое нарушение размера называется спондей.

В конце второй строки место ударного слога занято безударным: «зане|мог» (UU|—). Такое отступление от размера называется пиррихий.

Пиррихии и спондеи встречаются почти в каждом стихотворении, но определить стихотворный размер они не мешают. Когда мы читаем стихи, наша речь подчиняется заложенному в произведении ритму, и небольших отступлений от него мы, как правило, не замечаем. Если произнести строчки из примера вслух, можно ощутить, что ударение на слове «мой» немного проглатывается, а в слове «занемог» будто бы образуется побочное ударение на первом слоге.

Учите литературу вместе с домашней онлайн-школой «Фоксфорда»! По промокоду LITERA5112021 вы получите бесплатный недельный доступ к курсу литературы за ваш класс.

Как определить размер стихотворения

Метод 1. Скандирование

Допустим, требуется определить размер этого текста:

Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймёт ли он, чем ты живёшь?
Мысль изречённая есть ложь.
Ф.И. Тютчев, «Silentium!», 1829

Самый простой способ определить стихотворный размер этого отрывка — проскандировать его как детскую считалку или кричалку на стадионе. Нужно абстрагироваться от расположения ударений в каждом слове и постараться поймать общий ритм стиха. Ударные слоги можно выстукивать рукой по столу или притопывать в такт.

Выстукивая ритм, нетрудно заметить, что акценты приходятся на каждый второй слог. Следовательно, перед нами двусложный размер. А поскольку нечётные слоги безударные — это ямб.

Метод 2. «Ваня»

Этот метод придуман стиховедом А.А. Илюшиным. Определить классические размеры стихов можно, соотнося его с разными формами имени Иван:

  • Ваня — хорей:
    «Буря мглою небо кроет» (А.С. Пушкин)
    В
    аня-Ваня-Ваня-Ваня
  • Иван — ямб:
    «И буду век емуверна» (А.С. Пушкин)
    Ив
    ан-Иван-Иван-Иван
  • Ванечка — дактиль:
    «Ранними летними росами» (А.А. Блок)
    В
    анечка-Ванечка-Ванечка
  • Ванюша — амфибрахий:
    «Однажды в студёную зимнюю пору» (Н.А. Некрасов)
    Ван
    юша-Ванюша-Ванюша-Ванюша
  • Иоанн — анапест:
    «Я тебепринесудва кармана стрижей с маяка» (Н. Подвальный)
    Ио
    анн-Иоанн-Иоанн-Иоанн-Иоанн

Метод 3. Графический

Этот метод требует больше всего времени, зато он самый наглядный и точный.

Для наиболее точного определения стихотворного размера рекомендуется брать отрывки не менее 6-8 строк.

Допустим, нужно определить размер следующих стихотворных строк:

Я вернулся в мой город, знакомый до слёз,
До прожилок, до детских припухлых желёз.
Ты вернулся сюда, так глотай же скорей
Рыбий жир ленинградских речных фонарей.
О.Э. Мандельштам, «Ленинград», 1930

Распечатаем или перепишем текст на бумагу, после чего карандашом разделим его на слоги, расставим ударения и нарисуем схему:

Внимательно посмотрим на схему. В большинстве случаев ударные слоги разделяются двумя безударными. Значит, перед нами трёхсложный размер. Попробуем разделить его на стопы по три слога:

Большинство ударений в стопах падает на третий слог. Следовательно, это анапест.

Как не путать стихотворные размеры

Зачастую школьники легко определяют ударения и число стоп в стихах, но путаются в названиях размеров. Чтобы запомнить их, существуют мнемонические правила. Например, слово «Ямб» начинается на букву Я. Это последняя буква алфавита, а значит, и ударение в ямбе — на последний (второй) слог. По этой логике в хорее ударение падает на первый слог.

А чтобы не путаться в трёхсложных размерах, запомните слово «ДАМА»:

Д — дактиль;
АМ — амфибрахий;
А — анапест.

Размеры перечислены в той же последовательности, что и ударные слоги в стопе.

Кроме того, можно запомнить мнемоническое стихотворение В.В. Онуфриева. В нём строчка, посвящённая каждому из метров, им же и написана:

Вовсе не сложные
Размеры трёхсложные,
Всё зависит от сильных в них мест.

Дактиль — он первый,
Второй — амфибрахий,
Ну а третий уже анапест!

У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.

Попробовать бесплатно

Интересное по рубрике

Найдите необходимую статью по тегам

Подпишитесь на нашу рассылку

Мы в инстаграм

Домашняя онлайн-школа
Помогаем ученикам 5–11 классов получать качественные знания в любой точке мира, совмещать учёбу со спортом и творчеством

Посмотреть

Рекомендуем прочитать

Реальный опыт семейного обучения

Звонок по России бесплатный

Пишите нам письма

Посмотреть на карте

Если вы не нашли ответ на свой вопрос на нашем сайте, включая раздел «Вопросы и ответы», закажите обратный звонок. Мы скоро свяжемся с вами.

Фонетический анализ слова

Звуко-буквенный анализ слова

В русском языке огромное количество слов, которые пишутся не так, как произносятся.

Например, мы говорим «хАрАшо», но знаем, что писать слово надо «хОрОшО».

Чтобы научиться разбираться, из каких звуков состоят слова, в школах выполняют такое задание, как фонетический разбор слова.

Фоне́тика — это раздел науки о языке, изучающий звуки речи.

Фонетический разбор — это анализ слова с точки зрения его правильного произношения.

Фонетический разбор еще называют звуко-буквенным разбором, т.к. при разборе идет определение количества букв, звуков, ударения в слове, выделение гласных и согласных звуков, их классификация.

Таким образом, фонетический разбор отражает «звучание» слова, правильное произношение с учётом сложившихся правил и традиций русской речи. Звуко-буквенный разбор нацелен на то, чтобы разобрать слово на буквы и звуки, выяснить, что одни и те же буквы в разных положениях могут обозначать разные звуки.

Нередко дети испытывают затруднения, выполняя фонетический разбор слов. Причины могут быть разные. Но можно выделить две основные:

  • ребенок не владеет нужными знаниями и правилами фонетического разбора;
  • или же у него плохо развит фонематический слух, т.е. способность выделять, воспроизводить, различать звуки речи.
Читать еще:  Стихи о тех кто ушел за радугу

Для начала необходимо четко понимать разницу между буквами и звуками.

Звуки — это наименьшие звуковые единицы речи. Звуки мы слышим и произносим. При фонетическом разборе звуки записываются в квадратных скобках.

Буквы — это знаки для обозначения звуков на письме. Буквы мы видим и пишем.

Правила фонетического разбора слова

Гласные звуки

В алфавите русского языка 10 гласных букв:

А О У Ы Э – указывают на твёрдость согласного звука

Я Ё Ю И Е указывают на мягкость согласного звука

Но гласных звуков только 6:

[а], [о], [у], [э], [ы], [и] . Звуков [е], [ё], [ю], [я] в русском языке не существует.

Йотированные гласные — это гласные, которые дают 2 звука, один из которых Й .

Гласные Е, Ё, Ю, Я в некоторых случаях обозначают два звука: гласный + й. Называются такие звуки йотированными.

Но!

Я, Ё, Ю, Е – обозначают два звука, только если стоят:

  • в начале слова (яма, ёж, юбка, ель)
  • после гласной (новая, знаю)
  • после ь, ъ (вьюга, подъезд)

Также йотированным может быть звук И , если он стоит после Ь (соловьи, ручьи, муравьи).

Согласные звуки

В русском языке 21 согласная буква. А согласных звуков 36. Как это возможно? Давайте разбираться.

Среди согласных звуков 6 пар по звонкости глухости:

[Б] [В] [Г] [Д] [Ж] [З] – парные звонкие согласные звуки

[П] [Ф] [К] [Т] [Ш] [С] – парные глухие согласные звуки

Парные звуки обозначаются разными буквами, но читаться как звонкий или глухой звук в зависимости от положения в слове.

Есть в русском языке непарные согласные звуки:

[Л] [М] [Н] [Р] [Й’]непарные звонкие согласные звуки

[Х] [Ц] [Ч’] [Щ’] непарные глухие согласные звуки

Также необходимо знать:

[Ж] [Ш] [Ц] всегда твёрдые звуки

[Ч’] [Щ’] [Й’] –всегда мягкие звуки

Ъ, Ь – звука не дают. Они только указывают на твёрдость(Ъ) или мягкость (Ь) согласного звука, стоящего перед ним.

Памятка фонетического разбора

Запомните также следующие правила:

  1. После согласных Ж, Ш, Ц слышим звук [ы]: жираф [жыраф];
  2. Удвоенные согласные звуки обозначаются одним звуком;
  3. Все слова в транскрипции пишутся с маленькой буквы;
  4. Непроизносимая согласная не пишется;
  5. Звонкие парные согласные заменяются своей глухой парой в слабой позиции: подружка [падрушка], сапог [сапок];
  6. Звуки [о], [э] только под ударением.

Что такое транскрипция в русском языке?

Фонетическая транскрипция — это графическая запись звучания слова. Это то, что мы записываем в квадратных скобках. Она используется в фонетическом разборе слова. Бывают задания на проведение полного фонетического или звуко-буквенного разбора. А иногда, как более продвинутый вариант, требуется сразу записать транскрипцию слов.

корона [карона]

снег [сн’эк]

ель [й’эл’]

вьюга [в й’уга]

ежи [й’ижы]

ружьё [руж й’о]

серёжка [с’ир’ошка]

сказка [скаска]

Примеры звуко-буквенного разбора

Бага́ж [бага́ш] — 2 слога, 5 букв, 5 звуков.

б [б] – согласный, парный, звонкий, твёрдый;

а [а] – гласный, безударный;

г [г] – согласный, парный, звонкий, твёрдый;

а [а] – гласный, ударный;

ж [ш] – согласный, парный, глухой, твёрдый.

Рожь [рош] – 1 слог, 4 буквы, 3 звука.

р [р] – согласный, непарный, звонкий, твёрдый;

о [о] – гласный, ударный;

ж [ш] – согласный, парный, глухой, твёрдый;

ь [-]

Я [й’а] — 1 слог, 1 буква, 2 звука.

я [й’] – согласный, непарный, звонкий, мягкий;

[а] – гласный, ударный.

Её [й’и й’о] — 2 слога, 2 буквы, 4 звука.

е [й’] – согласный, непарный, звонкий, мягкий;

[и] – гласный, безударный;

ё [й’] – согласный, непарный, звонкий, мягкий;

[о] – гласный, ударный.

Ель [й’эл’] — 1 слог, 3 буквы, 3 звука.

е [й’] – согласный, непарный, звонкий, мягкий;

[э] – гласный, ударный;

л [л’] – согласный, непарный, звонкий, мягкий;

ь [-]

Ёжик [й’о́жык] – 1 слог, 4 буквы, 5 звуков.

ё [й’] – согласный, непарный, звонкий, мягкий;

[о] – гласный, ударный;

ж [ж] – согласный,парный, звонкий, твёрдый;

и [ы] – гласный, безударный;

к [к] – согласный, парный, глухой, твёрдый.

Ночь [ноч’] — 1 слог, 4 буквы, 3 звука.

н [н] – согласный, непарный, звонкий, твёрдый;

о [о] – гласный, ударный;

ч [ч’] – согласный, непарный, глухой, мягкий;

ь [-]

Обед [аб’эт] — 2 слога, 4 буквы, 4 звука.

о [а] – гласный, безударный;

б [б’] – согласный, парный, звонкий, мягкий;

е [э] – гласный, ударный;

д [т] – согласный, парный, глухой, твёрдый.

Кольцо [кал’ц о] — 2 слога, 6 букв, 5 звуков.

к [к] – согласный, парный, глухой, твёрдый;

о [а] – гласный, безударный;

л [л’] – согласный, непарный, звонкий, мягкий;

ь [-]

ц [ц] – согласный, непарный, глухой, твёрдый;

о [о] – гласный, ударный.

Чайка [ч’ай’ка] — 2 слога, 5 букв, 5 звуков.

ч [ч’] – согласный, непарный, глухой, мягкий;

а [а] – гласный, ударный;

й [й’] – согласный, непарный, звонкий, мягкий;

к [к] – согласный, парный, глухой, твёрдый;

а [а] – гласный, безударный.

Беречь [б’ирэч’] — 2 слога, 6 букв, 5 звуков.

б [б’] – согласный, парный, звонкий, мягкий;

е [и] – гласный, безударный;

р [р’] – согласный, непарный, звонкий, мягкий;

е [э] – гласный, ударный;

ч [ч’] – согласный, непарный, глухой, мягкий;

ь [-]

Июнь [ий’ун ] – 2 слога, 4 буквы, 4 звука.

и [и] – гласный, безударный;

ю [й’] – согласный, непарный, звонкий, мягкий;

[у] – гласный, ударный;

н [н’] – согласный, непарный, звонкий, мягкий;

ь [-]

Маяк [май’ак ] – 2 слога, 4 буквы, 5 звуков.

м [м] – согласный, непарный, звонкий, твердый;

а [а] – гласный, безударный;

я [й’] – согласный, непарный, звонкий, мягкий;

[а] – гласный, ударный;

к [к] – согласный, парный, глухой, твёрдый.

Осень [ос’ин’] — 2 слога, 5 букв, 4 звука.

о [о] – гласный, ударный;

с [с’] – согласный, парный, глухой, мягкий;

е [и] – гласный, безударный;

н [н’] – согласный, непарный, звонкий, мягкий;

ь [-]

Жить [жыт’] — 1 слог, 4 буквы, 3 звука.

ж [ж] – согласный,парный, звонкий, твёрдый;

и [ы] – гласный, ударный;

т [т’] – согласный, парный, глухой, мягкий;

ь [-]

Не так-то просто правильно записать звуки, из которых состоит слово. Для этого нужно много знать, понимать и помнить. Надеюсь, что статья помогла разобраться в том, как делать фонетический анализ слов.

Вам могут пригодиться карточки по русскому языку в каждую из которых включено задание на звуко-буквенный разбор слова.

В качестве игрового материала предлагаю скачать игру, способствующую автоматизации навыков чтения и письма, развивающая звукопроизношение и звуковосприятие. Также игра способствует расширению словарного запаса, развитию связной речи , памяти и внимания.
Игра будет интересна и полезна и дошкольникам, и младшим школьникам.

Скачать игру

Смотрите также: «Разбор слова по составу»

С уважением, Ольга Наумова

Заходите в Книжную лавку за полезными книгами!

Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!

Фонетический разбор

Фонетический разбор — это характеристика каждого звука, из которого состоит слово. Слово, заданное для фонетического разбор, обозначается в тексте цифрой 1 , которая ставится после слова для разбора ( петь 1 ).

При фонетическом разборе записывается:

  • фонетическая запись слова в квадратных скобках с ударением;
  • количестов слогов;
  • количестов букв, количество звуков;
  • характеристика каждому звуку: гласный звук (ударный/безударный) или согласный звук (звонкий или глухой, парный или непарный; твёрдый или мягкий, парный или непарный)

! Обрати внимание, что количество букв и звуков в слове могут не совпадать!

петь [п’эт’] — 4 буквы, но 3 звука (т.к. мягкий знак звука не даёт).

ёж [й’ош] — 2 буквы, но 3 звука (т.к. буква ё в начале слова даёт 2 звука — согласный [й’] и гласный [о]).

Примеры фонетического (звуко-буквенного) разбора:

Багаж 1 был сдан в камеру хранения.

Бага́ж [бага́ш] — 2 слога, 5 букв, 5 звуков.

б [б] – звук согласный, звонкий парный, твёрдый парный;

а [а] – звук гласный, безударный;

г [г] – звук согласный, звонкий парный, твёрдый парный;

а [а] – звук гласный, ударный;

ж [ш] – звук согласный, глухой парный, твёрдый непарный.

В полях поспевала золотая рожь 1 .

Рожь [рош] – 1 слог, 4 буквы, 3 звука.

р [р] – звук согласный, звонкий непарный, твёрдый парный;

о [о] – звук гласный, ударный;

ж [ш] – звук согласный, глухой парный, твёрдый непарный;

ь [-]

По дорожке семенил маленький ёжик 1 .

Ёжик [й’о́жык] – 1 слог, 4 буквы, 5 звуков.

ё [й’] – звук согласный, звонкий непарный, мягкий непарный;

[о] – звук гласный, ударный;

ж [ж] – звук согласный, звонкий парный, твёрдый непарный;

и [ы] – звук гласный, безударный;

к [к] – звук согласный, глухой парный, твёрдый парный.

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector