4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Стихи сколько слогов

Количество слогов в стихе

Наконец — то мы перешли к первому основному правилу — в рифмующихся и холостых стихах, должно быть одинаковое количество слогов! Запомните его! Конечно, вы можете взять с полки любого знаменитого мастера поэзии, такого как Пушкин, Лермонтов, и опровергнуть теорию количества слогов, но хочу вам сказать, что мы изучаем основу на которой держится вся поэзия. Пока, вы должны уяснить эти азы, чтоб потом, набравшись опыта и творить дальше. Кстати, что такое — холостая строчка? Это строчка — свободная от рифмы, которая должна рифмоваться, но не рифмуется. Вернемся к первому правилу:

Когда это будет, не знаю 9 слогов

В краю белоногих берез 8 слогов

Победу Девятого мая 9 слогов

Отпразднуют люди без слез 8 слогов

Здесь перекрестная рифмовка (АБАБ) и последовательность слогов тоже, как видим — перекрестная. Правило соблюдено!

Попробуем нарушить это правило — заменить во 2-й строчке слово «белоногих» на «белых»

Когда это будет, не знаю 9 слогов

В краю белых берез 6 слогов

Победу Девятого мая 9 слогов

Отпразднуют люди без слез 8 слогов

Мы убрали всего лишь 2 слога. Теперь попробуем прочитать изначальный и переделанный вариант. Какой звучит лучше? На переделанном вы замнетесь на второй строчке!

Рассмотрим другие нюансы:

Надо мною – тишина 7 слогов

Небо, полное дождя, 7 слогов

Дождь проходит сквозь меня, 7 слогов

Но боли больше нет. 6 слогов

Сразу видим — рифмовка (АААБ). Последняя, четвертая строчка — холостая. Она свободна от рифмы, к ней нет пары. Поэтому допускается ее отличие от других количеством слогов.

Прозрачен воздух, нет в лучах пылинок 11 слогов

И словно кто хрусталь тончайший бьет 10 слогов

Мне кажется стеклянный небосвод — 10 слогов

Весь в трещинах осенних паутинок. 11 слогов

Здесь кольцевая рифмовка (АББА) и последовательность количества слогов — аналогична!

Руки дрожали от веса мешка, 10 слогов

Сумка продуктов сегодня полна 10 слогов

Этого мало на месяц, а жаль 10 слогов

Внуки забыли старушку. Печаль. 10 слогов

Здесь смежная рифмовка (ААББ), последовательность количества допускается и такое. Если изменить в размерах одну строчку — всё будет нарушено и стихотворение будет хуже читаться. Допускать такое крайне нежелательно без опыта.

Как определить размер стихотворения: 3 простых способа

Расскажем, как легко определять и не путать между собой стихотворные размеры: хорей, ямб, амфибрахий, анапест, дактиль. Заодно узнаем, зачем они нужны и как устроены.

  • Text Link

Что такое стихотворный размер и зачем он нужен

Стихотворный размер — это порядок чередования ударных и безударных слогов в строке. Этот порядок создаёт особый ритм, который и отличает стихи от прозы. Чтобы убедиться в этом, обратимся к истории.

В начале XVIII века русские поэты подражали французским авторам, в стихах которых главное — это число слогов в строке. Получалось не очень складно.

«Уме недозрелый, плод недолгой науки!
Покойся, не понуждай к перу мои руки:
Не писав летящи дни века проводити
Можно, и славу достать, хоть творцом не слыти.
Ведут к ней нетрудные в наш век пути многи,
На которых смелые не запнутся ноги».
А.Д. Кантемир, «На хулящих учения. К уму своему», 1729 г.

В каждой строке этого отрывка — равное количество слогов (13), но текст не воспринимается как поэзия, даже несмотря на рифмы. Дело в том, что во французском языке ударение в словах всегда падает на последний слог. Из-за этого возникает строгий ритмический порядок, а одинаковая длина строк усиливает ощущение монотонности. В русском языке ударение в словах не зафиксировано, поэтому ритм не возникает сам собой, и равенство строк по длине не спасает положение.

В середине XVIII века на это обратили внимание ведущие литераторы того времени — В.К. Тредиаковский и М.В. Ломоносов. Опираясь на тексты народных песен, они разработали новую систему стихосложения. Она предполагает не только соразмерную длину строк, но и определённую расстановку ударений, которая задаёт ритм.

«Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут».
М. В. Ломоносов, «Ода на день восшествия на престол Елисаветы
Петровны», 1747 год.

С тех пор русская поэзия приобрела привычную нам форму.

Виды стихотворных размеров

В основе классического русского стихосложения пять моделей (метров), известных ещё с Античности — хорей, ямб, амфибрахий, анапест, дактиль. Именно их изучают в школе как стихотворные размеры.

Размеры различаются устройством стоп. Стопа — это повторяющаяся группа ударных и безударных слогов в строке.

По стопам размеры делятся на:

  • двусложные (стопа из двух слогов — ударного и безударного);
  • трёхсложные (стопа из трёх слогов — ударного и двух безударных).

От того, на каком месте в стопе находится ударный слог, зависит стихотворный размер произведения.

Для удобства записи стихотворных размеров используют специальные символы. Ударные слоги принято обозначать знаком «—», а безударные — знаком «U». Границы стоп обозначаются как «|».

Хорей

Хорей — это двусложный размер, в котором ударение в стопе падает на первый слог: |—U|

А.С. Пушкин, «Зимний вечер», 1825 г.

Ямб — это двусложный размер, в котором ударение в стопе падает на второй слог: |U—|

Ф.И. Тютчев, «Весенняя гроза», 1828 г.

Дактиль

Дактиль — трёхсложный размер, в котором ударение в стопе падает на первый слог: |—UU|

Степью лазурною, цепью жемчужною. »
|—UU|—UU|—UU|—UU|

Читать еще:  В чем видели своеобразие ранних стихов ахматовой

М.Ю. Лермонтов, «Тучи», 1840 г.

Амфибрахий

Амфибрахий — это трёхсложный размер, в котором ударение в стопе падает на второй слог: |U—U|

С.В. Михалков, Гимн Российской Федерации, 2000 г.

Анапест

Анапест — это трёхсложный размер, в котором ударение падает на третий слог: |UU—|

И.А. Бродский, 1962 г.

Спондей и пиррихий

Стихотворений, в которых все ударения находились бы исключительно на «правильных» местах, практически не существует. Убедимся в этом на примере начала поэмы А.С. Пушкина «Евгений Онегин», написанной ямбом. Разделим отрывок на слоги и расставим ударения во всех словах:

Если бы перед нами был идеальный ямб, за каждым безударным слогом следовал бы ударный (U—). Но уже в самом начале мы видим два ударных слога подряд: «мой дя|дя» (——|U). Такое нарушение размера называется спондей.

В конце второй строки место ударного слога занято безударным: «зане|мог» (UU|—). Такое отступление от размера называется пиррихий.

Пиррихии и спондеи встречаются почти в каждом стихотворении, но определить стихотворный размер они не мешают. Когда мы читаем стихи, наша речь подчиняется заложенному в произведении ритму, и небольших отступлений от него мы, как правило, не замечаем. Если произнести строчки из примера вслух, можно ощутить, что ударение на слове «мой» немного проглатывается, а в слове «занемог» будто бы образуется побочное ударение на первом слоге.

Учите литературу вместе с домашней онлайн-школой «Фоксфорда»! По промокоду LITERA5112021 вы получите бесплатный недельный доступ к курсу литературы за ваш класс.

Как определить размер стихотворения

Метод 1. Скандирование

Допустим, требуется определить размер этого текста:

Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймёт ли он, чем ты живёшь?
Мысль изречённая есть ложь.
Ф.И. Тютчев, «Silentium!», 1829

Самый простой способ определить стихотворный размер этого отрывка — проскандировать его как детскую считалку или кричалку на стадионе. Нужно абстрагироваться от расположения ударений в каждом слове и постараться поймать общий ритм стиха. Ударные слоги можно выстукивать рукой по столу или притопывать в такт.

Выстукивая ритм, нетрудно заметить, что акценты приходятся на каждый второй слог. Следовательно, перед нами двусложный размер. А поскольку нечётные слоги безударные — это ямб.

Метод 2. «Ваня»

Этот метод придуман стиховедом А.А. Илюшиным. Определить классические размеры стихов можно, соотнося его с разными формами имени Иван:

  • Ваня — хорей:
    «Буря мглою небо кроет» (А.С. Пушкин)
    В
    аня-Ваня-Ваня-Ваня
  • Иван — ямб:
    «И буду век емуверна» (А.С. Пушкин)
    Ив
    ан-Иван-Иван-Иван
  • Ванечка — дактиль:
    «Ранними летними росами» (А.А. Блок)
    В
    анечка-Ванечка-Ванечка
  • Ванюша — амфибрахий:
    «Однажды в студёную зимнюю пору» (Н.А. Некрасов)
    Ван
    юша-Ванюша-Ванюша-Ванюша
  • Иоанн — анапест:
    «Я тебепринесудва кармана стрижей с маяка» (Н. Подвальный)
    Ио
    анн-Иоанн-Иоанн-Иоанн-Иоанн

Метод 3. Графический

Этот метод требует больше всего времени, зато он самый наглядный и точный.

Для наиболее точного определения стихотворного размера рекомендуется брать отрывки не менее 6-8 строк.

Допустим, нужно определить размер следующих стихотворных строк:

Я вернулся в мой город, знакомый до слёз,
До прожилок, до детских припухлых желёз.
Ты вернулся сюда, так глотай же скорей
Рыбий жир ленинградских речных фонарей.
О.Э. Мандельштам, «Ленинград», 1930

Распечатаем или перепишем текст на бумагу, после чего карандашом разделим его на слоги, расставим ударения и нарисуем схему:

Внимательно посмотрим на схему. В большинстве случаев ударные слоги разделяются двумя безударными. Значит, перед нами трёхсложный размер. Попробуем разделить его на стопы по три слога:

Большинство ударений в стопах падает на третий слог. Следовательно, это анапест.

Как не путать стихотворные размеры

Зачастую школьники легко определяют ударения и число стоп в стихах, но путаются в названиях размеров. Чтобы запомнить их, существуют мнемонические правила. Например, слово «Ямб» начинается на букву Я. Это последняя буква алфавита, а значит, и ударение в ямбе — на последний (второй) слог. По этой логике в хорее ударение падает на первый слог.

А чтобы не путаться в трёхсложных размерах, запомните слово «ДАМА»:

Д — дактиль;
АМ — амфибрахий;
А — анапест.

Размеры перечислены в той же последовательности, что и ударные слоги в стопе.

Кроме того, можно запомнить мнемоническое стихотворение В.В. Онуфриева. В нём строчка, посвящённая каждому из метров, им же и написана:

Вовсе не сложные
Размеры трёхсложные,
Всё зависит от сильных в них мест.

Дактиль — он первый,
Второй — амфибрахий,
Ну а третий уже анапест!

У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.

Попробовать бесплатно

Интересное по рубрике

Найдите необходимую статью по тегам

Подпишитесь на нашу рассылку

Мы в инстаграм

Домашняя онлайн-школа
Помогаем ученикам 5–11 классов получать качественные знания в любой точке мира, совмещать учёбу со спортом и творчеством

Читать еще:  Какие стихи читал есенин блоку

Посмотреть

Рекомендуем прочитать

Реальный опыт семейного обучения

Звонок по России бесплатный

Пишите нам письма

Посмотреть на карте

Если вы не нашли ответ на свой вопрос на нашем сайте, включая раздел «Вопросы и ответы», закажите обратный звонок. Мы скоро свяжемся с вами.

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Музыка

  • Все (489)

Метки

Рубрики

  • ВОСПИТАНИЕ,ОБУЧЕНИЕ (1947)
  • ТЕКСТЫ ДЛЯ ЧТЕНИЯ (210)
  • ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ (188)
  • ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ (117)
  • ТЕКСТЫ ДЛЯ ИНОСТРАНЦЕВ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ (97)
  • ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ (90)
  • ПРОПИСИ (65)
  • МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ТЕТРАДИ (57)
  • ЧТЕНИЕ ПО СЛОГАМ (40)
  • ЛАБИРИНТЫ (17)
  • РИСУЕМ ПАЛЬЧИКАМИ (6)
  • ДИСГРАФИЯ (4)
  • ЛОГОПЕДИЯ (4)
  • ДЕТСКИЕ ПРАЗДНИКИ (3)
  • ОБРАЗОВАНИЕ ШАГ ЗА ШАГОМ (2)
  • ЛЕВША (1)
  • Point-to-Point (362)
  • ВСЁ О СОБАКАХ (70)
  • ИЛЛЮСТРАЦИИ К СКАЗКАМ (53)
  • ЗАРАБОТОК В ИНТЕРНЕТЕ (25)
  • АЛТАЙ ФОТО (14)
  • ФИЛЬМЫ, СЕРИАЛЫ (5)
  • ИСТОРИЧЕСКИЕ ФИЛЬМЫ (2)
  • АЙФОН (4)
  • ТРЕНИНГ (4)
  • ПЕНСИОННЫЙ КАЛЬКУЛЯТОР (2)
  • sos. (226)
  • АКВАРИУМ (28)
  • АКРИЛ (319)
  • БУДУЩИМ МАМАМ (749)
  • ВЕЧНЫЕ ЦЕННОСТИ (7079)
  • ВИТРАЖИ (119)
  • ВЫШИВКА (177)
  • Горы Алтай (15)
  • ДЕКУПАЖ (167)
  • ДЕТСКОЕ. (2726)
  • ДИЗАЙН И ЛАНДШАФТ (1096)
  • КЛУМБЫ, ГОРКИ (241)
  • ВИДЕО ЦВЕТЫ. РАССАДА (3)
  • ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ ДНЕВНИКА (595)
  • КАРТИНКИ, ФЛЕШКИ С КОДАМИ (23)
  • ЖЕНСКИЕ ХИТРОСТИ (7761)
  • ДОМАШНИЕ ХИТРОСТИ (175)
  • СТИРКА (88)
  • МАНИКЮР (12)
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ЗАРАБОТОК В УДОВОЛЬСТВИЕ (1)
  • ЖИВОПИСЬ (414)
  • РИСУНКИ (7)
  • ИКОНЫ (2)
  • КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА (1)
  • ИНТЕРЕСНЫЕ КНИГИ! (312)
  • АУДИОКНИГИ (17)
  • ДУША, ЕЁ УРОКИ И ЦЕЛЬ. ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО. С (5)
  • ИНТЕРЕСНЫЕ РЕЦЕПТЫ (2703)
  • САЛАТЫ (311)
  • ЛЕТНИЕ РЕЦЕПТЫ (213)
  • ВКУСНОЕ МЯСО (88)
  • СУПЧИКИ (56)
  • МУЛЬТИВАРКА (27)
  • КАПАПЕ, РОЛЛЫ.. (13)
  • ДОМАШНИЙ СЫР (9)
  • К НОВОМУ ГОДУ (1013)
  • КВИЛЛИНГ (266)
  • КНИГИ МЕГРЕ «АНАСТАСИЯ» (15)
  • КРАСОТЫ МИРА (79)
  • КУКЛЫ — ОБЕРЕГИ (292)
  • ЛЮБИМЫЙ СКАЗОЧ-НИК! (103)
  • МЕДИТАЦИИ, ПРАКТИКИ (1896)
  • МАНТРЫ (16)
  • ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ (8)
  • МЕДИЦИНА И НЕ ТОЛЬКО (2920)
  • НАРОДНАЯ МЕДИЦИНА (1585)
  • ОЧИЩЕНИЕ ОРГАНИЗМА (490)
  • ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ (65)
  • ПОЗВОНОЧНИК (58)
  • ЛЕЧИМ КАШЕЛЬ (47)
  • ОТЕКИ (40)
  • ЗДОРОВЫЙ СОН (33)
  • ПАРАЗИТЫ (20)
  • ПОЧКИ (17)
  • СОЛЕВЫЕ ПОВЯЗКИ (11)
  • УТРЕННИЙ ЦИГУН-МАССАЖ (6)
  • ЦИСТИТ (3)
  • ДОКТОР БОЖЬЕВ-ЛЕЧЕНИЕ БЕЗ ЛЕКАРСТВ (1)
  • КИНЕЗИОЛОГИЯ (1)
  • МОЁ ТВОРЧЕСТВО: ОБЕРЕГИ, ПОДЕЛКИ (25)
  • МОИ СТИХИ (62)
  • МОИМ ДРУЗЬЯМ (1187)
  • МОЛИТВЫ (75)
  • МУДРОСТЬ ИНДЕЙЦЕВ (3)
  • МУЗЫКАЛЬНЫЕ НАХОДКИ (1138)
  • ДЛЯ ЗАСЫПАНИЯ И МЕДИТАЦИЙ (121)
  • ИСЦЕЛЯЮЩАЯ МУЗЫКА (75)
  • ОПЕРЕТТА (3)
  • НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (1744)
  • РОСПИСЬ (308)
  • НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ (296)
  • НАТУРАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ЧИСТОТЫ ДОМА И ТЕЛА (1274)
  • РЕЦЕПТЫ КРАСОТЫ (777)
  • общение с ангелами (22)
  • ОДЕЖДА СЛАВЯН (129)
  • ОТКРЫТКИ СВОИМИ РУКАМИ (87)
  • ОШО (150)
  • ПОЛЕЗНОЕ ДЛЯ КОМПА (190)
  • ПРОБЛЕМЫ НОУТА.ЧИСТКИ (34)
  • ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ! (122)
  • ПРИТЧИ (268)
  • СКАЗКИ ЭЛЬФИКИ (54)
  • ПСИХОЛОГИЯ (784)
  • РИЧАРД БАХ (9)
  • РОДОВЫЕ ПОМЕСТЬЯ (5367)
  • РУНЫ И ДР ГАДАНИЯ (266)
  • РУСЬ (3532)
  • РОССИЯ СЕГОДНЯ (1700)
  • УКРАИНА (1288)
  • РОДНОВЕРИЕ (389)
  • ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВОЙ САЙТ (22)
  • ВЕДРУССЫ (9)
  • САД — ОГОРОД (1708)
  • УМНОЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЕ (169)
  • БОЛЕЗНИ И ВРЕДИТЕЛИ (65)
  • КЛУБНИКА (7)
  • СИДЕРАТЫ (6)
  • МАЛИНА (1)
  • СВАДЬБА (71)
  • СВОИМИ РУКАМИ (2979)
  • ВАЛЯНИЕ (3)
  • СЛАВЯНСКИЕ УЗОРЫ (179)
  • СВАСТИКИ (8)
  • СТИХИ РАЗНЫХ АВТОРОВ (1072)
  • СТИХИ ДЛЯ ДЕТЕЙ (29)
  • СТРОИТЕЛЬСТВО И РЕМОНТ (311)
  • ТАЛЬКОВ (21)
  • УЧИМСЯ РИСОВАТЬ! (547)
  • ИНТУИТИВНОЕ РИСОВАНИЕ (8)
  • УЮТНЫЙ ДОМ (2693)
  • фото (222)
  • ФЭНТЕЗИ (51)
  • ХОККУ (6)
  • ХОЛОДНЫЙ ФАРФОР, ТЕСТО, ПЛАСТИКА (96)
  • ЦВЕТЫ В ВАШЕМ ДОМЕ (612)
  • ОРХИДЕИ (43)
  • ВЫРАЩИВАЕМ ЭКЗОТИКУ (40)
  • ГЕРАНЬ (27)
  • ФИКУС (11)
  • ПЕТУНИИ (11)
  • ОЛЕАНДР (8)
  • ДЕКАБРИСТ (6)
  • ГИППЕАСТРУМ (3)
  • КОКЕДАМА (2)
  • ШЬЁМ И ВЯЖЕМ (349)
  • ЭТО ИНТЕРЕСНО! (4196)
  • ЭТО КРАСИВО! (1965)
  • ЯПОНСКИЙ САДИК (137)

Фотоальбом

  • Все (55)

Стена

  • К приложению

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Правила деления на слоги по «старым» и «новым» правилам

Правила деления на слоги

Проблема деления слов на слоги в русском языке является одной из наиболее сложных в современной лингвистике и до конца не решенной. Это связано с отсутствием единого понимания сущности слога. Невозможность зафиксировать признаки слога как единого целого, фонетическая невыраженность границы между слогами приводит некоторых лингвистов к мысли, что слогораздела в русском языке вообще не существует.

Сейчас действуют две основные теории слогов: Р. И. Аванесова (Московская фонологическая школа) и Л. В. Щербы (Ленинградская фонологическая школа). Правила деления на слоги в этих двух теориях несколько различаются. Ленинградская школа делит на слоги так, как привычно слуху советского гражданина и как раньше учили во всех российских школах (и поэтому ее правила называют в народе «старыми»), а Московская совершенно иначе («новые правила»).

Но поскольку на данный момент ни одна из этих школ другую не опровергла, в разных учебниках правила слогоделения могут быть сформулированы по-разному, в зависимости от того, позицию какой фонологической школы разделяет автор учебника.

Если раньше мы делили слова на слоги и переносили эти слова по одному и тому же правилу, мы придерживались теории Щербы. В теории Аванесова этими процессами управляют 2 разных правила и деление слова на слоги часто не совпадает с делением на части слова (приставка, корень, суффикс, окончание) и с делением слова для переноса. Так, слово кошка следует делить на слоги согласно теории Щербы так: кош-ка, согласно теории Аванесова так: ко-шка.

Например, слово рассчитанный делится на морфемы рас-счит-а-нн-ый (рас — приставка, счит — корень; а, нн — суффиксы; ый — окончание).

Это же слово при переносе членится следующим образом: рас-счи-тан-ный.

На слоги по Аванесову слово делится так: ра-ссчи-та-нный.

Правила деления слов на слоги в русском языке (Московская школа. Литневская Е. И. Русский язык: Краткий теоретический курс для школьников. М., 2006)

1. В слове столько слогов, сколько гласных; два гласных не могут находиться в пределах одного слога.

Читать еще:  Удручённый ношей крестной.в каком стихе тютчева

Слог — это один звук или несколько звуков, произносимых одним выдыхательным толчком воздуха: во-да, на-у-ка. Согласные звуки являются неслоговыми. При произношении слова согласные звуки «тянутся» к гласным, образуя вместе с гласными слог.

2. Слог может состоять из одного звука (и тогда это обязательно гласный) или нескольких звуков (в этом случае в слоге, кроме гласного, есть согласный или группа согласных): ободок — о-бо-док; страна — стра-на; ночник — но-чник; миниатюра — ми-ни-а-тю-ра.

3. Слоги бывают открытыми и закрытыми.

• Открытый слог оканчивается на гласный звук: во-да, стра-на.

• Закрытый слог оканчивается на согласный звук: сон, лай-нер.

• Открытых слогов в русском языке больше. Закрытые слоги обычно наблюдаются в конце слова: но-чник (первый слог открытый, второй — закрытый), о-бо-док (первые два слога открытые, третий — закрытый).

• В середине слова слог, как правило, оканчивается на гласный звук, а согласный или группа согласных, стоящих после гласного, обычно отходят к последующему слогу: но-чник, ди-ктор.

• В середине слова закрытые слоги могут образовывать лишь непарные звонкие согласные [й], [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’] (сонорные): май-ка, Сонь-ка, со-лом-ка.

4. Иногда в слове могут писаться два согласных, а звучать один, например: изжить [иж:ыт’]. Поэтому в данном случае выделяются два слога: и-зжить. Деление на части из-жить соответствует правилам переноса слова, а не делению на слоги.

То же самое можно проследить на примере глагола уезжать, в котором сочетание согласных зж звучит как один звук [ж:]; поэтому деление на слоги будет — у-е-зжать, а деление слова для переноса — уез-жать.

Особенно часто ошибки наблюдаются при выделении слогов у форм глаголов, оканчивающихся на -тся, -ться. Деление вить-ся, жмёт-ся является делением на части для переноса, а не делением на слоги, поскольку в таких формах сочетание букв тс, тьс звучит как один звук [ц]. При делении на слоги сочетания букв тс, тьс целиком отходят к последующему слогу: ви-ться, жмё-тся.

5. При сочетании нескольких согласных в середине слова:

• два одинаковых согласных обязательно отходят к последующему слогу: о-ттечь, да-нный;

• два и более согласных обычно отходят к последующему слогу: ша-пка, ра-вный.
Исключение составляют сочетания согласных, в которых первым является непарный звонкий (сонорный): буквы р, рь, л, ль, м, мь, н, нь, й: мар-ка, зорь-ка, бул-ка, стель-ка, дам-ка, бан-ка, бань-ка, лай-ка. То есть если после сонорного согласного следует парный по глухости / звонкости согласный, граница слогов проходит между ними. Пример: Спар-так.

Если обобщить правило более доходчиво:

Слова «разрубаются» на слоги после каждой гласной. Сколько гласных, столько слогов.

НО: если после гласной стоят р, рь, л, ль, м, мь, н, нь, й, и за ними есть еще парная согласная, они (сонорные и сонорные с ь) отходят к предыдущему слогу.

Если же этих согласных 2 одинаковых (нн, мм, лл . , 2 любых сонорных, парных, сначала парный потом непарный), они отходят к последующему слогу.

Чтобы не запутаться, освежите в голове и правила переноса >>

Как определить, сколько слогов в слове? В слове столько слогов, сколько в нем гласных

Примеры слов с одним слогом: звук, волк, класс, гусь, ёж, слон, жук, ель, зверь, змей, стол, гриб, лист, дверь, стул, дом, лось, речь, пень, зубр, кот, край.
Примеры слов с двумя слогами: ответ, гласный, медведь, яма, аист, урок, язык, заяц, зайцев, якорь, ёжик, осень, юла, орех, змея, лиса, ястреб, друзья, чайник, белка, оса, длинный, удар, русский, окно, Юра, арбуз, чайка, утюг, ива, ёлка, тетрадь, морковь, огонь, утка, коньки, ухо, школа, пчела, муха, июнь, ящик, вьюга, иней, мальчик, стакан, деньки, сказка, метель, Юля, Яша, олень, солнце, семья.
Слова, в которых 3 слога: учитель, огурец, урожай, ягода, какие, яблоко, овощи, воробей, согласный, попугай, ученик, ударный, деревья, карандаш, Мария, азбука, бабочка, линия, кастрюля, Россия, большая, прописи, аллея, ёлочка.
Слов с четырьмя слогами: обезьяна, велосипед, акация.
Слова, в которых 5 слогов: ударение, математика, литература, белоголовый.

Потренируемся в делении на слоги?

Сколько слогов в слове ЗВУК? 1 гласная, значит 1 слог звук.

Сколько слогов в слове ОГУРЕЦ? 3 гласных, значит 3 слога: о|гу|рец, слово делится на слоги одинаково по «старым» и «новым» правилам.

Сколько слогов в слове УЧИТЕЛЬ? 3 гласные, значит 3 слога: у|чи|тель , слово делится на слоги одинаково по «старым» и «новым» правилам.

Сколько слогов в слове ОТВЕТ? 2 гласных, значит 2 слога. По теории Щербы делим на слоги как от|вет, по Аванесову о|твет.

Сколько слогов в слове ГЛАСНЫЙ? 2 гласных, значит 2 слога. По Щербе делим глас|ный, по Аванесову гла|сный.

С удовольствием поможем разделить на слоги любое слово. Свои вопросы задавайте в комментариях:

Рубрики:ВОСПИТАНИЕ,ОБУЧЕНИЕ/ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Метки: русский язык учимся готовим к школе

Процитировано 3 раз
Понравилось: 2 пользователям

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: