6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Стихи в которых есть эпитеты

Что такое эпитет в русском языке? Примеры в литературе

Лингвистическое поня­тие «эпи­тет» при­ве­дет нас к худо­же­ствен­но­му сло­ву, к сти­лю речи, исполь­зу­е­мо­му писа­те­ля­ми и поэта­ми в лите­ра­ту­ре, к народ­но­му творчеству.

Эпитет — это один из раз­но­вид­но­стей тро­пов, худо­же­ствен­ных средств речи. Слово «троп» гре­че­ско­го про­ис­хож­де­ния и бук­валь­но зна­чит «пово­рот, обо­рот речи». Можно ска­зать, что троп — это фор­ма поэ­ти­че­ско­го мыш­ле­ния. Слово исполь­зу­ет­ся не тра­ди­ци­он­но, а с неожи­дан­ной сто­ро­ны, кото­рую смог заме­тить худож­ник сло­ва. Такое пере­осмыс­ле­ние слов созда­ет худо­же­ствен­ный яркий образ, для чего слу­жат эпи­те­ты в рус­ском языке.

Определение

А вот какое опре­де­ле­ние, что такое эпи­тет в рус­ском язы­ке, дает Википедия:

Прилагательные в роли эпитетов

В рус­ском язы­ке чаще все­го в роли эпи­те­тов высту­па­ют при­ла­га­тель­ные. В народ­ном твор­че­стве за эпи­те­та­ми сохра­ни­лось эмоционально-оценочное зна­че­ние, бла­го­да­ря чему они пре­вра­ти­лись в свое­об­раз­ные, лег­ко узна­ва­е­мые поэ­ти­че­ские штампы.

Примеры эпитетов-прилагательных в русском языке

  • белые ручень­ки;
  • крас­на девица;
  • доб­рый молодец;
  • ясный месяц;
  • зорь­ка алая;
  • буй­ная головушка;
  • горь­кая доля;
  • трес­ку­чий мороз;
  • чисто поле;
  • доб­рый конь.

Примеры эпитетов из художественной литературы

Эпитеты помо­га­ют писа­те­лю глуб­же выра­зить свои чув­ства и пере­жи­ва­ния, пока­зать свое отно­ше­ние к окру­жа­ю­щей его дей­стви­тель­но­сти, напри­мер, чита­ем у Игоря Северянина:

Я вспом­нил свою любовь былую, любовь души две­на­дца­ти­ве­сен­ней .

Марина Цветаева созда­ет поэ­ти­че­ский образ с помо­щью эпитетов:

Льстивые ивы и тра­вы поклон­ные , воль­но­лю­би­во­го юно­шу — славьте.

У М. Волошина при­вле­ка­ют взгляд строки:

Я про­бе­гаю жад­ным взгля­дом вестей горю­чих письмена.

Непревзойденным масте­ром лири­ки явля­ет­ся Сергей Есенин. В его поэ­зии суще­ству­ет уди­ви­тель­ная гар­мо­ния чув­ства и мыс­ли, свя­зи с род­ной при­ро­дой и зем­лей, кото­рые зву­чат в стихах:

Край люби­мый ! Сердцу снятся
Скирды солн­ца в водах лон­ных .
Я хотел бы затеряться
В зеле­нях тво­их сто­звон­ных .

Эпитеты помо­га­ют создать поэту вот этот непо­вто­ри­мый поэ­ти­че­ский образ:

Закружилась листва золо­тая
В розо­ва­той воде на пруду,
Словно бабо­чек лег­кая стая
С зами­ра­ньем летит на звезду.

Прочитаем отры­вок сти­хо­тво­ре­ния Николая Гумилева «Старина» и убе­дим­ся, сколь­ко в нем эпи­те­тов, созда­ю­щих яркий образ, кото­рым хотел поде­лить­ся поэт с читателями:

Вот парк с пустын­ны­ми опушками,
Где сон­ных трав печаль­на зыбь,
Где позд­но вече­ром с лягушками
Перекликаться любит выпь.
Вот дом, ста­рин­ный и некрашеный,
В нем слов­но пла­ва­ет туман,
В нем залы гул­кие украшены
Изображением пейзан.

Авторские эпитеты

Иногда писа­те­ли созда­ют свои автор­ские эпитеты:

  • мар­ме­лад­ное настро­е­ние (А.П. Чехов);
  • чур­бан­ное рав­но­ду­шие (Д. Писарев);
  • мали­но­вая улыб­ка (И. Анненский).

Видео «Тропы. Эпитет»

Эпитеты

Какие стихи вы предпочитаете?

Стихи — Любовь не имеет эпитетов

Извини, что не звоню. ГОРДОСТЬ!
Только думать о Тебе в радость!
Если я скажу «люблю», разве новость?
Мне бы глаз твоих глоток. малость.

Ты уехала тогда. Грустно.
По приезду позвонить не обещела.
Да и я себе сказал: «пусто!»
Только в жизни без тебя. места мало!

****
Вот сидеть бы мне и дурачиться.
И смотреть в окно, в глаза осени.
Не девченка ты, а обманщица!
Но. Обнять мне тебя очень хочется.

****
И пусть мы сегодня теряем,
Разлуку и боль познаем.
Зря.

Стихи — Не сошлись в эпитетах

Стихи — МирКантильМатика

Перебираю в уме эпитеты…
Сравниваю, взвешиваю, подвергаю критике…
Смотрю в зеркало, хочу увидеть суть
Но вижу, снова и снова, лишь надорванные,
И воспаленные нити.
Заякорённые в сознании…
А мозг всё перебирает и перебирает
эпитеты…
критика….
видимо…

Нравится смотреть, но не хочется видеть…
Хочется понять, но страшно поверить…

В то, что линейный аппарат не в силах измерить
В то, что не имеет ни логики, ни смысла
Светлый профиль идиотизма,
Самокопание на грани садизма.
Ум.

Стихи — Басня

В погожий, солнечной поляне,
Где, некогда, услады ради,
Отдался Волк, Лисе, в лесу
И, якобы, в лосиной яме,
Сороки, в эстафетной стае,
Свидетельства внебрачной связи
По признакам снесли Суду:

Волк изнасиловал Лису,
В период явно экстремальный!
Матёрый(!) оскорбил весну,
Что возмутительно, — оральный
Лиса, позволив, аборальный
Вдруг предпочла, к зверья стыду, —
Перефразировал Суду
Истец, как способ аморальный!

На той же солнечной поляне,
Цветы, где пчёлки опыляли
И, якобы.

Стихи — Весна. Розы. Любовь

Коль суждено любить в Твоих глазах
Весенний аромат от чайной розы,
Дыханьем наслаждаюсь в лепестках,
Прильнув к губам — в учтивой позе…

Уж серебрится седина в висках,
Столь желтизны — весной в мимозе,
От них летят эпитеты в строках,
Чтоб сделать выбор, что душе дороже?!

В дрожанье кроткое в Твоих устах,
Вливаю мысли — изреченьем прозы,
Но, рифмой слаще, в её слогах —
Дыханье чаще и чуток моложе…

В любящем сердце — миллион эстрад
Отстукивают ритмы белой, алой розе.

Стихи — Мираж

Стихи — Рыжий кот

Стихи — Путь, продолжение

Ждём, появляйтесь, рождайтесь, выглядывайте,
радуйте, стариков, радуйте.
— На кого, оставить царство?
— Цур на ………………….
— Цур
Пополняйте ресурс, не «поп мастурбацией», а
творчеством и новым пророчеством, знанием,
нам на радость, а бесам гадость………………

Kazantseva Z.V.:
— Мысли мыслителя не объяснимы

qwert2011:
— Ясным днём, тёмной ночью, в туман, утром и
вечером, не объяснить мысли, мыслителя,
листья силы, корни слабости, кроны, короны,
звуки, ноты, вкус, укус, лишь художник.

Стихи — В сетях сетевой поэзии

Стихи — Уж нет почти дневного света

Уж нет почти дневного света
И ветры дуют, как шальные,
Вслед за мучительным рассветом
Приходят сумерки ночные.

Декабрь. Морозу — Воеводе
Пора вступить в свои права,
Ледком схватило мелководье,
Покрылась инеем трава.

И в плавном вальсе снег кружится —
Блистая юной чистотой,
На крыши и луга ложится,
Пушистой белою фатой.

Прошелестев — чечёток стая
В ольшаник села на покой,
На изменённый мир, взирая, —
«Откуда взялся он такой?»

Читать еще:  И день как ночь и ночь как вечность стихи

Вот, от валежины в низинке —
Цепочка.

«Зимнее утро» (Пушкин): метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения

В стихотворении А. С. Пушкина «Зимнее утро» нашли отражение и настроение поэта, и описание чудной зимней картины природы, и вскользь показана буря, разгулявшаяся накануне. Стихотворная картина получилась столь замечательной благодаря средствам художественной выразительности, о которых разговор пойдет ниже.

Эти художественные элементы помогают литераторам передавать душевное состояние свое или героев произведения, создавать живые описания окружающей действительности. Они присутствуют как в поэтическом, так и в прозаическом творчестве. В русской литературе насчитывается более 25 таких средств, которые делятся на три группы: синтаксические, лексические и фонетические. Лексические средства называют тропами.

Давайте рассмотрим средства выразительности, использованные Пушкиным в стихотворении «Зимнее утро»: эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения и некоторые другие.

Эпитеты

Это как правило прилагательные. В литературном произведении они служат для описания объектов, мест, людей. В стихотворении использованы следующие эпитеты.

  • чудесный (день),
  • прелестный друг,
  • мутном (небе),
  • голубыми (небесами),
  • бурую (кобылку),
  • нетерпеливого коня,
  • пустые (поля),
  • милый берег.

Олицетворения

Олицетворения иногда называют персонификациями. Это

  • Носилась (мгла).
  • Желтела (луна).
  • Чернеет лес.
  • Трещит печь (фактически, в печи потрескивают дрова).

Метафоры

Если эпитеты – это определения, выраженные в прямом значении, то метафоры – это определения, высказанные в переносном смысле;

  • Веселым треском. Иначе говоря, потрескивание дров веселит автора.
  • Прозрачный лес. То есть деревья с облетевшей листвой становятся прозрачными.
  • Янтарным блеском. Солнце заливает комнату теплым желтоватым светом, напоминающим цвет янтаря.
  • Великолепными коврами. Снежный покров часто сравнивают с коврами. А тут еще и великолепные.
  • Утреннему снегу, то есть по снегу, выпавшему утром, и еще нетронутому людьми и скотом.

Сравнения

Луна как бледное пятно. В густом тумане или снежном вихре луна виднелась бледным пятном. По другому ее воспринимать было трудно.

Архаизмы

В стихотворении использованы старославянизмы с элементами древнеримской мифологии:

сомкнуты негой взоры – фраза, полностью построенная в старославянском стиле. Нега – это наслаждение, удовольствие. Аврора – богиня утренней зари у дохристианских римлян. Поэты нередко отождествляли языческих богов с природными явлениями, представителями которых боги являлись. Вечор, тоже архаичная форма слова «вечер».

Стилистические средства выразительности

В стихотворении поэт применил антитезу. Противопоставление имеется в содержании картин: буря накануне вечером и солнечное утро:

  • печальная – веселым;
  • мутным – прозрачный;
  • мрачный – янтарным блеском, блестит.

В последней строфе наблюдается антитеза: леса густые, поля пустые.

Эмоционально-оценочная лексика выражена словами: красавица, друг прелестный. Здесь же присутствует обращение к подруге. Обращения тоже являются одной из форм стилистической выразительности.

Потрескивание дров выражено аллитерацией повторением звуков -ск-. -ст-: сквозь, блестя, блестит, треском.

Эпитет

О чем эта статья:

4 класс, 5 класс, 6 класс

Определение эпитета

Эпитет — это слово или фраза, которые добавляют выразительность стоящим рядом словам. Может использоваться с положительным или отрицательным оттенком, в прямом или переносном значении. Эпитеты могут быть выражены:

  • прилагательным (кислое лицо),
  • наречием (горячо любить),
  • существительным (веселья шум),
  • числительным (вторая жизнь).

На самом деле у термина «эпитет» в русском языке есть много определений. В широком смысле это любое слово, которое определяет предмет, описывает его характерные черты. Например: «синее небо», «теплое утро».

В узком смысле эпитетом называется средство выразительности, которое помогает автору передать отношение к предмету, придает предмету красочность, живость. Иногда в качестве эпитета используется слово в переносном значении. Например: «лошадиное здоровье», «драгоценный опыт».

Еще примеры эпитетов в русском языке:

  • бессмертное знамя;
  • мрачный день;
  • черепаший темп;
  • горькая досада;
  • кудрявый дым;
  • легкомысленная молодость;
  • волчья тоска;
  • звонкий поцелуй.

Постоянный эпитет — это выразительное описание, которое тесно связано с определенным объектом, тем самым образуя устойчивое выражение. Например: «синее море>», «красна девица»

С определением эпитета в русском языке разобрались — теперь давайте узнаем, какие бывают виды эпитетов.

Виды эпитетов

Существуют различные классификации эпитетов в русском языке. Рассмотрим самые распространенные из них.

По сфере употребления

Эту классификацию предложил советский лингвист К. С. Горбачевич, соавтор «Словаря эпитетов русского литературного языка». Он разделил эпитеты на общеязыковые, народно-поэтические и авторские.

Общеязыковые эпитеты — самая многочисленная группа слов. У некоторых существительных (лицо, взгляд, глаза, улыбка, жизнь) есть сотни характеризующих определений. Такие эпитеты уже устойчиво закрепились в нашей речи. И даже если их используют в переносном значении, мы понимаем, что это значит. Например: проницательный взгляд, ироническая улыбка, бисерный почерк, трескучий мороз.

Народно-поэтические эпитеты пришли к нам из народного искусства — фольклора. Например: море синее кругом, красная весна, для батюшки-царя, лук дубовый, грусть-тоска.

Свойства народно-поэтических эпитетов:

Форма прилагательного в усеченной форме (сыра земля, чисто поле);

Перенос ударения (зелено вино, шелковые луга);

Эпитет стоит после определяемого слова (Эпитет стоит после определяемого слова (ветра буйные, горе горькое).).

Редкие или авторские эпитеты — неожиданные, часто неповторимые смысловые ассоциации. Писатели придумывают сочетание определяемого слова и определяющего (эпитета) в зависимости от того, какой образ или окраску они хотят придать слову. Например: скучный берег (А. С. Пушкин), маленький характер (А. И. Герцен), похоронный крик (Н. А. Некрасов), задумчивый и нежный мой край (С. А. Есенин).

Однако при определенных условиях (авторитет писателя, яркость образа) эти эпитеты могут стать общеязыковыми. Поэтому, граница между общеязыковыми и авторскими эпитетами достаточно подвижна.

По характеру обозначения признака

По способу обозначения признака выделяют эпитеты с прямым и переносным значением.

Эпитеты с прямым значением — это выразительные слова, которые употреблены в своем обычном смысле. Например: бледное лицо, горячий песок, зеленый лес.

Эпитеты с переносным значением, как нетрудно догадаться из названия, рождаются из использования слов в переносном смысле. Так, прилагательное лошадиный имеет прямое значение «принадлежащий или имеющий отношение к лошади», но в словосочетании лошадиное здоровье оно употребляется не в прямом, а в переносном смысле: «очень крепкое здоровье».

Читать еще:  Потому что люблю тебя стихи

Сравните пары примеров: в первом случае прилагательное употребляется в прямом значении, во втором — в переносном. Именно в переносном значении эти прилагательные приобретают образность и становятся эпитетами:

  • лошадиная сбруя и лошадиное здоровье;
  • жуткая история и жуткая боль;
  • гробовая доска и гробовая тишина;
  • могучий боец и могучая гора;
  • пламенный столб и пламенная речь.

По степени устойчивости связи с определяемым словом

Некоторые эпитеты могут сочетаться с разными определяемыми словами — такие эпитеты называются свободными. Пример свободного эпитета — прилагательное золотой в словосочетаниях: золотая листва, золотые волосы, золотые отблески солнца.

Эпитеты, которые имеют устойчивую связь с одним определяемым словом, называются постоянными. Многие народно-поэтические эпитеты, о которых мы говорили выше, являются постоянными: белы руки, добрый молодец, уста сахарные.

По структуре

По структуре эпитеты делятся на простые и сложные.

С простыми эпитетами все понятно — они состоят из одного слова, обычно прилагательного, у которого один корень: парус одинокий, светлое будущее, звенящая тишина.

Сложный эпитет — это образное прилагательное, у которого больше одного корня. Такие эпитеты обычно можно развернуть в более длинное словосочетание:

  • солнцеликая дева — дева с лицом, сияющим, как солнце;
  • огненно-рыжие волосы — волосы рыжие, как огонь;
  • мертвенно-бледное лицо — лицо бледное, как у мертвеца;
  • чернобровая красавица — красавица с черными бровями.

К сложным также относятся такие эпитеты, которые образованы повторением одного и того же прилагательного. Например, в той самой страшилке: «В одном черном-черном городе, на черной-черной улице. » используется сложный эпитет черный-черный.

Мы много узнали об эпитете как средстве выразительности речи. Теперь научимся находить эпитеты на примерах из литературы.

Примеры эпитетов из литературы

Эпитеты как средства выразительности часто используют в стихотворениях, повестях, романах и рассказах. Они помогают писателю глубже выразить свои чувства и переживания, показать свое отношение к окружающей действительности.

Цели эпитетов как средства выразительности в литературе:

  • подчеркнуть характерный признак или свойство объекта, например: голубое небо, дикое животное;
  • пояснить и уточнить признак, который поможет выделить объект, например: листья лиловые, багряные, золотые;
  • вызвать удивление или смех, например, для сочетания контрастных слов: светлая брюнетка, яркая ночь;
  • одушевить предмет, например: грохочет первый звон весенний, грохочет в небе темно-синем;
  • создать атмосферу и вызвать нужные эмоции, например: чужой и одинокий ко всему;
  • сформировать у читателей мнение о происходящем, например: малый ученый, но педант.

Примеры эпитетов в русской литературе:

  • «Крадучись, играя в прятки, сходит небо» (Б. Л. Пастернак);
  • «Ветер дул с бессмысленной яростью» (К. Г. Паустовский);
  • «Вдруг, точно пронзенная, она вздрогнула» (Ф. М. Достоевский);
  • «Кругом трава так весело цвела» (И. С. Тургенев).

А теперь попробуйте сами — укажите эпитеты в этих отрывках.

Край любимый! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных.

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных.

Вот парк с пустынными опушками,

Где сонных трав печальна зыбь,

Где поздно вечером с лягушками

Перекликаться любит выпь.

Вот дом, старинный и некрашеный,

В нем словно плавает туман,

В нем залы гулкие украшены

Прозрачный сумрак, луч лампады,

Кивот и крест, символ святой.

Все полно мира и отрады

Вокруг тебя и над тобой.

Эпитет и метафора

И эпитет, и метафора относятся к тропам — образным языковым средствам, которые делают текст и речь выразительнее и ярче.

Метафора предполагает сравнение, причем необычное и неявно выраженное. Например: Метафора предполагает сравнение, причем необычное и неявно выраженное. Например: ядовитый человек, волчья хватка..

Эпитет описывает слово, помогает нарисовать его воображаемый образ. При этом эпитет может быть частью развернутой метафоры. Так, например, появился новый термин — метафорический эпитет.

Метафорический эпитет — троп с признаками метафоры и эпитета. Предполагает скрытое, необычное сравнение и красочное описание слова. Например: каменная веселость, васильковые очи.

Эпитет и относительное прилагательное

Относительные прилагательные содержат в себе свойство, характеристику или функцию определяемого слова. Такие прилагательные могут обозначать:

  • предмет или материал: каменный стол (стол, которые сделан из камня), кожаный портфель (портфель, который сшит из кожи);
  • место: приозерный санаторий (санаторий, который расположен у озера);
  • функцию или действие: спортивный снаряд (снаряд для спорта);
  • принадлежность к человеку: мамина ручка (ручка мамы);
  • принадлежность к животному или птице: гусиный пух (пух гуся);
  • время: утренняя зарядка (зарядка с утра);
  • численность/количество: столетняя война (война в сто лет).

Относительные прилагательные могут становиться эпитетами, если они придают определяемому объекту характерные черты, эмоциональную окраску, яркость.

Понять, когда относительные прилагательные являются эпитетами, а когда — нет, можно на парах примеров:

  • каменный стол — каменное лицо;
  • золотая медаль — золотой век;
  • спортивный снаряд — спортивная осанка;
  • столетняя война — столетний дом.

Что такое эпитет? Виды и примеры эпитетов

Эпитет — это образное, художественное определение. Эпитет выразительно описывает признак предмета, его качество или свойство.

Задача эпитета — создать яркий образ. Чаще всего в качестве эпитетов используют прилагательные («белоснежная зима»). Но эпитетом может быть и наречие («горячо спорить»), и существительное («собака Калин-царь»), и числительное («первый ученик»), и причастие, и деепричастие («когда весенний, первый гром, как бы резвяся и играя, грохочет в небе голубом»).

Эпитет — одна из разновидностей тропов, художественных средств речи. Название происходит от греческого слова έπίθετος — «приложенный».

Чем эпитет отличается от описания и метафоры

Эпитет не просто указывает на определенное качество, а эмоционально и образно характеризует предмет, явление, человека или любой другой объект. Поэтому не стоит путать эпитеты с описаниями. Например, в выражении «седой старик» слово «седой» — это описательное прилагательное. А в стихотворении Тургенева «утро туманное, утро седое» — уже эпитет.

Читать еще:  Стихи которые можно читать по ролям

Следует также отличать эпитет от метафоры. Метафора — это скрытое сравнение, перенос свойств одного предмета на другой. Примеры метафоры: «говор волн», «море радости». При этом эпитеты могут быть составляющей частью метафоры.

Например, Владимир Маяковский сравнивает свои стихи с оружием и использует эпитеты, чтобы раскрыть эту метафору:

Виды эпитетов

В русском языке выделяют различные виды эпитетов.

Общеязыковые эпитеты — это принятая норма. «Гробовая тишина», «нежный ветерок», «мягкий голос».

Народно-поэтические эпитеты уходят корнями в устный фольклор, в сказки и былины. Зачастую это тоже устойчивые выражения: «добрый молодец», «красна девица».

Постоянный эпитет неразрывно связан с определяемым словом, образуя устойчивое выражение. Например, «косолапый мишка» или «железный конь».

Индивидуально-авторские эпитеты придуманы конкретным человеком, используются ситуативно. Например, «мармеладное настроение» (А.П. Чехов).

Также эпитеты можно делить на оценочные, описательные и эмоциональные.
Оценочный эпитет — «чудесный вечер».
Описательный эпитет — «золотая осень».
Эмоциональный эпитет — «унылая пора».

Эпитеты также делятся на простые и сложные. Простые эпитеты выражены одним словом («парус одинокий»), сложные эпитеты — словосочетанием («берег, милый для меня»).

Примеры эпитетов в русском языке

Примеры эпитетов в литературе

Ночь была свежая и неподвижно-светлая (Л. Толстой)

Кругом трава так весело цвела (И. Тургенев)

Мой край, задумчивый и нежный (С. Есенин)

Полночь сошла, непроглядная темень (Н. Гумилев)

В блюдечках — очках спасательных кругов (В. Маяковский)

О, покой мой многонеделен (А. Ахматова)

Шаркающей кавалерийской походкой (М. Булгаков)

Примеры эпитетов в песнях

Как я люблю глубину твоих ласковых глаз (В. Агатов)

Стихи в которых есть эпитеты

Новинки
Популярное

В школьную программу по литературе в обязательном порядке входят стихи с эпитетами — определениями, придающими словам большую выразительность и красоту. До сих пор нет точного определения этому художественному приему, но без него текст будет блеклым и совсем не поэтичным.

Приведем несколько примеров эпитетов в стихотворениях для лучшего понимания. Кстати, они бывают самыми разнообразными, в том числе:

  • метафорические (золотой луч);
  • цветовые (янтарный мед);
  • лирические/эмоциональные (печальная звезда);
  • со сравнениями (белоснежный, то есть белый, как снег);
  • тавтологические (горе горькое);
  • книжные (легкокрылые мечты).

Если вам задали найти, в каких стихотворениях классиков есть эпитеты, наша подборка окажется для вас незаменимой. Читайте поэзию, пополняйте лексикон, учитесь говорить красиво и получайте хорошие оценки!

По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.

Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска…

Ни огня, ни черной хаты,
Глушь и снег… Навстречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне…

Скучно, грустно… Завтра, Нина,
Завтра к милой возвратясь,
Я забудусь у камина,
Загляжусь не наглядясь.

Звучно стрелка часовая
Мерный круг свой совершит,
И, докучных удаляя,
Полночь нас не разлучит.

Грустно, Нина: путь мой скучен,
Дремля смолкнул мой ямщик,
Колокольчик однозвучен,
Отуманен лунный лик.
А. С. Пушкин

Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»
С. Есенин

Там липы в несколько обхватов
Справляют в сумраке аллей,
Вершины друг за друга спрятав,
Свой двухсотлетний юбилей.

Они смыкают сверху своды.
Внизу — лужайка и цветник,
Который правильные ходы
Пересекают напрямик.

Под липами, как в подземельи,
Ни светлой точки на песке,
И лишь отверстием туннеля
Светлеет выход вдалеке.

Но вот приходят дни цветенья,
И липы в поясе оград
Разбрасывают вместе с тенью
Неотразимый аромат.

Гуляющие в летних шляпах
Вдыхают, кто бы ни прошел,
Непостижимый этот запах,
Доступный пониманью пчел.

Он составляет в эти миги,
Когда он за сердце берет,
Предмет и содержанье книги,
А парк и клумбы — переплет.

На старом дереве громоздком,
Завешивая сверху дом,
Горят, закапанные воском,
Цветы, зажженные дождем.
Б. Пастернак

Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно — покой и простор!
Листья поблекнуть ещё не успели,
Жёлты и свежи лежат, как ковёр.

Славная осень! Морозные ночи,
Ясные, тихие дни…
Нет безобразья в природе! И кочи,
И моховые болота, и пни —

Всё хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю…
Быстро лечу я по рельсам чугунным,
Думаю думу свою…
Н. Некрасов

И лишь светящаяся груша
О тень сломала копья драки,
На ветке лож с цветами плюша
Повисли тягостные фраки.
В. Маяковский

Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег.
А. Фет

Вы листочку сродни и зеленой коре,
Полудети еще и дриады.
Что деревья шумят, что журчат водопады
Понимали и мы — на заре!

Вам струистые кудри клонить в водоем,
Вам, дриадам, кружить по аллее…
Но и нас, своенравные девочки-феи,
Помяните в апреле своем!
М. Цветаева

Город суетливый, непонятный,
Зоопарк — зеленая тюрьма,
Публика снует туда-обратно,
За оградой высятся дома…

Солнца блеск, смеющиеся губы,
Возгласы, катанье на лошадке,
Сбросить бы свою медвежью шубу
И бежать в тайгу во все лопатки!

Вспомнил мать и сладкий мед пчелы,
И заныло сердце медвежонка,
Носом, словно мокрая клеенка,
Он, сопя, обнюхивал углы.

Если в клетку из тайги попасть,
Как тесна и как противна клетка!
Медвежонок грыз стальную сетку
И до крови расцарапал пасть.

Боль, обида — все смешалось в сердце.
Он, рыча, корябал доски пола,
Бил с размаху лапой в стены, дверцу
Под нестройный гул толпы веселой.

Кто-то произнес: — Глядите в оба!
Надо стать подальше, полукругом.
Невелик еще, а сколько злобы!
Ишь, какая лютая зверюга!

Силищи да ярости в нем сколько,
Попадись-ка в лапы — разорвет! —
А «зверюге» надо было только
С плачем ткнуться матери в живот.
Э. Асадов

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector