Стихи в которых есть эпитеты
Что такое эпитет в русском языке? Примеры в литературе
Лингвистическое понятие «эпитет» приведет нас к художественному слову, к стилю речи, используемому писателями и поэтами в литературе, к народному творчеству.
Эпитет — это один из разновидностей тропов, художественных средств речи. Слово «троп» греческого происхождения и буквально значит «поворот, оборот речи». Можно сказать, что троп — это форма поэтического мышления. Слово используется не традиционно, а с неожиданной стороны, которую смог заметить художник слова. Такое переосмысление слов создает художественный яркий образ, для чего служат эпитеты в русском языке.
Определение
А вот какое определение, что такое эпитет в русском языке, дает Википедия:
Прилагательные в роли эпитетов
В русском языке чаще всего в роли эпитетов выступают прилагательные. В народном творчестве за эпитетами сохранилось эмоционально-оценочное значение, благодаря чему они превратились в своеобразные, легко узнаваемые поэтические штампы.
Примеры эпитетов-прилагательных в русском языке
- белые рученьки;
- красна девица;
- добрый молодец;
- ясный месяц;
- зорька алая;
- буйная головушка;
- горькая доля;
- трескучий мороз;
- чисто поле;
- добрый конь.
Примеры эпитетов из художественной литературы
Эпитеты помогают писателю глубже выразить свои чувства и переживания, показать свое отношение к окружающей его действительности, например, читаем у Игоря Северянина:
Я вспомнил свою любовь былую, любовь души двенадцативесенней .
Марина Цветаева создает поэтический образ с помощью эпитетов:
Льстивые ивы и травы поклонные , вольнолюбивого юношу — славьте.
У М. Волошина привлекают взгляд строки:
Я пробегаю жадным взглядом вестей горючих письмена.
Непревзойденным мастером лирики является Сергей Есенин. В его поэзии существует удивительная гармония чувства и мысли, связи с родной природой и землей, которые звучат в стихах:
Край любимый ! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных .
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных .
Эпитеты помогают создать поэту вот этот неповторимый поэтический образ:
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.
Прочитаем отрывок стихотворения Николая Гумилева «Старина» и убедимся, сколько в нем эпитетов, создающих яркий образ, которым хотел поделиться поэт с читателями:
Вот парк с пустынными опушками,
Где сонных трав печальна зыбь,
Где поздно вечером с лягушками
Перекликаться любит выпь.
Вот дом, старинный и некрашеный,
В нем словно плавает туман,
В нем залы гулкие украшены
Изображением пейзан.
Авторские эпитеты
Иногда писатели создают свои авторские эпитеты:
- мармеладное настроение (А.П. Чехов);
- чурбанное равнодушие (Д. Писарев);
- малиновая улыбка (И. Анненский).
Видео «Тропы. Эпитет»
Эпитеты
Какие стихи вы предпочитаете?
Стихи — Любовь не имеет эпитетов
Извини, что не звоню. ГОРДОСТЬ!
Только думать о Тебе в радость!
Если я скажу «люблю», разве новость?
Мне бы глаз твоих глоток. малость.
Ты уехала тогда. Грустно.
По приезду позвонить не обещела.
Да и я себе сказал: «пусто!»
Только в жизни без тебя. места мало!
****
Вот сидеть бы мне и дурачиться.
И смотреть в окно, в глаза осени.
Не девченка ты, а обманщица!
Но. Обнять мне тебя очень хочется.
****
И пусть мы сегодня теряем,
Разлуку и боль познаем.
Зря.
Стихи — Не сошлись в эпитетах
Стихи — МирКантильМатика
Перебираю в уме эпитеты…
Сравниваю, взвешиваю, подвергаю критике…
Смотрю в зеркало, хочу увидеть суть
Но вижу, снова и снова, лишь надорванные,
И воспаленные нити.
Заякорённые в сознании…
А мозг всё перебирает и перебирает
эпитеты…
критика….
видимо…
Нравится смотреть, но не хочется видеть…
Хочется понять, но страшно поверить…
В то, что линейный аппарат не в силах измерить
В то, что не имеет ни логики, ни смысла
Светлый профиль идиотизма,
Самокопание на грани садизма.
Ум.
Стихи — Басня
В погожий, солнечной поляне,
Где, некогда, услады ради,
Отдался Волк, Лисе, в лесу
И, якобы, в лосиной яме,
Сороки, в эстафетной стае,
Свидетельства внебрачной связи
По признакам снесли Суду:
Волк изнасиловал Лису,
В период явно экстремальный!
Матёрый(!) оскорбил весну,
Что возмутительно, — оральный
Лиса, позволив, аборальный
Вдруг предпочла, к зверья стыду, —
Перефразировал Суду
Истец, как способ аморальный!
На той же солнечной поляне,
Цветы, где пчёлки опыляли
И, якобы.
Стихи — Весна. Розы. Любовь
Коль суждено любить в Твоих глазах
Весенний аромат от чайной розы,
Дыханьем наслаждаюсь в лепестках,
Прильнув к губам — в учтивой позе…
Уж серебрится седина в висках,
Столь желтизны — весной в мимозе,
От них летят эпитеты в строках,
Чтоб сделать выбор, что душе дороже?!
В дрожанье кроткое в Твоих устах,
Вливаю мысли — изреченьем прозы,
Но, рифмой слаще, в её слогах —
Дыханье чаще и чуток моложе…
В любящем сердце — миллион эстрад
Отстукивают ритмы белой, алой розе.
Стихи — Мираж
Стихи — Рыжий кот
Стихи — Путь, продолжение
Ждём, появляйтесь, рождайтесь, выглядывайте,
радуйте, стариков, радуйте.
— На кого, оставить царство?
— Цур на ………………….
— Цур
Пополняйте ресурс, не «поп мастурбацией», а
творчеством и новым пророчеством, знанием,
нам на радость, а бесам гадость………………
Kazantseva Z.V.:
— Мысли мыслителя не объяснимы
qwert2011:
— Ясным днём, тёмной ночью, в туман, утром и
вечером, не объяснить мысли, мыслителя,
листья силы, корни слабости, кроны, короны,
звуки, ноты, вкус, укус, лишь художник.
Стихи — В сетях сетевой поэзии
Стихи — Уж нет почти дневного света
Уж нет почти дневного света
И ветры дуют, как шальные,
Вслед за мучительным рассветом
Приходят сумерки ночные.
Декабрь. Морозу — Воеводе
Пора вступить в свои права,
Ледком схватило мелководье,
Покрылась инеем трава.
И в плавном вальсе снег кружится —
Блистая юной чистотой,
На крыши и луга ложится,
Пушистой белою фатой.
Прошелестев — чечёток стая
В ольшаник села на покой,
На изменённый мир, взирая, —
«Откуда взялся он такой?»
Вот, от валежины в низинке —
Цепочка.
«Зимнее утро» (Пушкин): метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения
В стихотворении А. С. Пушкина «Зимнее утро» нашли отражение и настроение поэта, и описание чудной зимней картины природы, и вскользь показана буря, разгулявшаяся накануне. Стихотворная картина получилась столь замечательной благодаря средствам художественной выразительности, о которых разговор пойдет ниже.
Эти художественные элементы помогают литераторам передавать душевное состояние свое или героев произведения, создавать живые описания окружающей действительности. Они присутствуют как в поэтическом, так и в прозаическом творчестве. В русской литературе насчитывается более 25 таких средств, которые делятся на три группы: синтаксические, лексические и фонетические. Лексические средства называют тропами.
Давайте рассмотрим средства выразительности, использованные Пушкиным в стихотворении «Зимнее утро»: эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения и некоторые другие.
Эпитеты
Это как правило прилагательные. В литературном произведении они служат для описания объектов, мест, людей. В стихотворении использованы следующие эпитеты.
- чудесный (день),
- прелестный друг,
- мутном (небе),
- голубыми (небесами),
- бурую (кобылку),
- нетерпеливого коня,
- пустые (поля),
- милый берег.
Олицетворения
Олицетворения иногда называют персонификациями. Это
- Носилась (мгла).
- Желтела (луна).
- Чернеет лес.
- Трещит печь (фактически, в печи потрескивают дрова).
Метафоры
Если эпитеты – это определения, выраженные в прямом значении, то метафоры – это определения, высказанные в переносном смысле;
- Веселым треском. Иначе говоря, потрескивание дров веселит автора.
- Прозрачный лес. То есть деревья с облетевшей листвой становятся прозрачными.
- Янтарным блеском. Солнце заливает комнату теплым желтоватым светом, напоминающим цвет янтаря.
- Великолепными коврами. Снежный покров часто сравнивают с коврами. А тут еще и великолепные.
- Утреннему снегу, то есть по снегу, выпавшему утром, и еще нетронутому людьми и скотом.
Сравнения
Луна как бледное пятно. В густом тумане или снежном вихре луна виднелась бледным пятном. По другому ее воспринимать было трудно.
Архаизмы
В стихотворении использованы старославянизмы с элементами древнеримской мифологии:
сомкнуты негой взоры – фраза, полностью построенная в старославянском стиле. Нега – это наслаждение, удовольствие. Аврора – богиня утренней зари у дохристианских римлян. Поэты нередко отождествляли языческих богов с природными явлениями, представителями которых боги являлись. Вечор, тоже архаичная форма слова «вечер».
Стилистические средства выразительности
В стихотворении поэт применил антитезу. Противопоставление имеется в содержании картин: буря накануне вечером и солнечное утро:
- печальная – веселым;
- мутным – прозрачный;
- мрачный – янтарным блеском, блестит.
В последней строфе наблюдается антитеза: леса густые, поля пустые.
Эмоционально-оценочная лексика выражена словами: красавица, друг прелестный. Здесь же присутствует обращение к подруге. Обращения тоже являются одной из форм стилистической выразительности.
Потрескивание дров выражено аллитерацией повторением звуков -ск-. -ст-: сквозь, блестя, блестит, треском.
Эпитет
О чем эта статья:
4 класс, 5 класс, 6 класс
Определение эпитета
Эпитет — это слово или фраза, которые добавляют выразительность стоящим рядом словам. Может использоваться с положительным или отрицательным оттенком, в прямом или переносном значении. Эпитеты могут быть выражены:
- прилагательным (кислое лицо),
- наречием (горячо любить),
- существительным (веселья шум),
- числительным (вторая жизнь).
На самом деле у термина «эпитет» в русском языке есть много определений. В широком смысле это любое слово, которое определяет предмет, описывает его характерные черты. Например: «синее небо», «теплое утро».
В узком смысле эпитетом называется средство выразительности, которое помогает автору передать отношение к предмету, придает предмету красочность, живость. Иногда в качестве эпитета используется слово в переносном значении. Например: «лошадиное здоровье», «драгоценный опыт».
Еще примеры эпитетов в русском языке:
- бессмертное знамя;
- мрачный день;
- черепаший темп;
- горькая досада;
- кудрявый дым;
- легкомысленная молодость;
- волчья тоска;
- звонкий поцелуй.
Постоянный эпитет — это выразительное описание, которое тесно связано с определенным объектом, тем самым образуя устойчивое выражение. Например: «синее море>», «красна девица»
С определением эпитета в русском языке разобрались — теперь давайте узнаем, какие бывают виды эпитетов.
Виды эпитетов
Существуют различные классификации эпитетов в русском языке. Рассмотрим самые распространенные из них.
По сфере употребления
Эту классификацию предложил советский лингвист К. С. Горбачевич, соавтор «Словаря эпитетов русского литературного языка». Он разделил эпитеты на общеязыковые, народно-поэтические и авторские.
Общеязыковые эпитеты — самая многочисленная группа слов. У некоторых существительных (лицо, взгляд, глаза, улыбка, жизнь) есть сотни характеризующих определений. Такие эпитеты уже устойчиво закрепились в нашей речи. И даже если их используют в переносном значении, мы понимаем, что это значит. Например: проницательный взгляд, ироническая улыбка, бисерный почерк, трескучий мороз.
Народно-поэтические эпитеты пришли к нам из народного искусства — фольклора. Например: море синее кругом, красная весна, для батюшки-царя, лук дубовый, грусть-тоска.
Свойства народно-поэтических эпитетов:
Форма прилагательного в усеченной форме (сыра земля, чисто поле);
Перенос ударения (зелено вино, шелковые луга);
Эпитет стоит после определяемого слова (Эпитет стоит после определяемого слова (ветра буйные, горе горькое).).
Редкие или авторские эпитеты — неожиданные, часто неповторимые смысловые ассоциации. Писатели придумывают сочетание определяемого слова и определяющего (эпитета) в зависимости от того, какой образ или окраску они хотят придать слову. Например: скучный берег (А. С. Пушкин), маленький характер (А. И. Герцен), похоронный крик (Н. А. Некрасов), задумчивый и нежный мой край (С. А. Есенин).
Однако при определенных условиях (авторитет писателя, яркость образа) эти эпитеты могут стать общеязыковыми. Поэтому, граница между общеязыковыми и авторскими эпитетами достаточно подвижна.
По характеру обозначения признака
По способу обозначения признака выделяют эпитеты с прямым и переносным значением.
Эпитеты с прямым значением — это выразительные слова, которые употреблены в своем обычном смысле. Например: бледное лицо, горячий песок, зеленый лес.
Эпитеты с переносным значением, как нетрудно догадаться из названия, рождаются из использования слов в переносном смысле. Так, прилагательное лошадиный имеет прямое значение «принадлежащий или имеющий отношение к лошади», но в словосочетании лошадиное здоровье оно употребляется не в прямом, а в переносном смысле: «очень крепкое здоровье».
Сравните пары примеров: в первом случае прилагательное употребляется в прямом значении, во втором — в переносном. Именно в переносном значении эти прилагательные приобретают образность и становятся эпитетами:
- лошадиная сбруя и лошадиное здоровье;
- жуткая история и жуткая боль;
- гробовая доска и гробовая тишина;
- могучий боец и могучая гора;
- пламенный столб и пламенная речь.
По степени устойчивости связи с определяемым словом
Некоторые эпитеты могут сочетаться с разными определяемыми словами — такие эпитеты называются свободными. Пример свободного эпитета — прилагательное золотой в словосочетаниях: золотая листва, золотые волосы, золотые отблески солнца.
Эпитеты, которые имеют устойчивую связь с одним определяемым словом, называются постоянными. Многие народно-поэтические эпитеты, о которых мы говорили выше, являются постоянными: белы руки, добрый молодец, уста сахарные.
По структуре
По структуре эпитеты делятся на простые и сложные.
С простыми эпитетами все понятно — они состоят из одного слова, обычно прилагательного, у которого один корень: парус одинокий, светлое будущее, звенящая тишина.
Сложный эпитет — это образное прилагательное, у которого больше одного корня. Такие эпитеты обычно можно развернуть в более длинное словосочетание:
- солнцеликая дева — дева с лицом, сияющим, как солнце;
- огненно-рыжие волосы — волосы рыжие, как огонь;
- мертвенно-бледное лицо — лицо бледное, как у мертвеца;
- чернобровая красавица — красавица с черными бровями.
К сложным также относятся такие эпитеты, которые образованы повторением одного и того же прилагательного. Например, в той самой страшилке: «В одном черном-черном городе, на черной-черной улице. » используется сложный эпитет черный-черный.
Мы много узнали об эпитете как средстве выразительности речи. Теперь научимся находить эпитеты на примерах из литературы.
Примеры эпитетов из литературы
Эпитеты как средства выразительности часто используют в стихотворениях, повестях, романах и рассказах. Они помогают писателю глубже выразить свои чувства и переживания, показать свое отношение к окружающей действительности.
Цели эпитетов как средства выразительности в литературе:
- подчеркнуть характерный признак или свойство объекта, например: голубое небо, дикое животное;
- пояснить и уточнить признак, который поможет выделить объект, например: листья лиловые, багряные, золотые;
- вызвать удивление или смех, например, для сочетания контрастных слов: светлая брюнетка, яркая ночь;
- одушевить предмет, например: грохочет первый звон весенний, грохочет в небе темно-синем;
- создать атмосферу и вызвать нужные эмоции, например: чужой и одинокий ко всему;
- сформировать у читателей мнение о происходящем, например: малый ученый, но педант.
Примеры эпитетов в русской литературе:
- «Крадучись, играя в прятки, сходит небо» (Б. Л. Пастернак);
- «Ветер дул с бессмысленной яростью» (К. Г. Паустовский);
- «Вдруг, точно пронзенная, она вздрогнула» (Ф. М. Достоевский);
- «Кругом трава так весело цвела» (И. С. Тургенев).
А теперь попробуйте сами — укажите эпитеты в этих отрывках.
Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.
Вот парк с пустынными опушками,
Где сонных трав печальна зыбь,
Где поздно вечером с лягушками
Перекликаться любит выпь.
Вот дом, старинный и некрашеный,
В нем словно плавает туман,
В нем залы гулкие украшены
Прозрачный сумрак, луч лампады,
Кивот и крест, символ святой.
Все полно мира и отрады
Вокруг тебя и над тобой.
Эпитет и метафора
И эпитет, и метафора относятся к тропам — образным языковым средствам, которые делают текст и речь выразительнее и ярче.
Метафора предполагает сравнение, причем необычное и неявно выраженное. Например: Метафора предполагает сравнение, причем необычное и неявно выраженное. Например: ядовитый человек, волчья хватка..
Эпитет описывает слово, помогает нарисовать его воображаемый образ. При этом эпитет может быть частью развернутой метафоры. Так, например, появился новый термин — метафорический эпитет.
Метафорический эпитет — троп с признаками метафоры и эпитета. Предполагает скрытое, необычное сравнение и красочное описание слова. Например: каменная веселость, васильковые очи.
Эпитет и относительное прилагательное
Относительные прилагательные содержат в себе свойство, характеристику или функцию определяемого слова. Такие прилагательные могут обозначать:
- предмет или материал: каменный стол (стол, которые сделан из камня), кожаный портфель (портфель, который сшит из кожи);
- место: приозерный санаторий (санаторий, который расположен у озера);
- функцию или действие: спортивный снаряд (снаряд для спорта);
- принадлежность к человеку: мамина ручка (ручка мамы);
- принадлежность к животному или птице: гусиный пух (пух гуся);
- время: утренняя зарядка (зарядка с утра);
- численность/количество: столетняя война (война в сто лет).
Относительные прилагательные могут становиться эпитетами, если они придают определяемому объекту характерные черты, эмоциональную окраску, яркость.
Понять, когда относительные прилагательные являются эпитетами, а когда — нет, можно на парах примеров:
- каменный стол — каменное лицо;
- золотая медаль — золотой век;
- спортивный снаряд — спортивная осанка;
- столетняя война — столетний дом.
Что такое эпитет? Виды и примеры эпитетов
Эпитет — это образное, художественное определение. Эпитет выразительно описывает признак предмета, его качество или свойство.
Задача эпитета — создать яркий образ. Чаще всего в качестве эпитетов используют прилагательные («белоснежная зима»). Но эпитетом может быть и наречие («горячо спорить»), и существительное («собака Калин-царь»), и числительное («первый ученик»), и причастие, и деепричастие («когда весенний, первый гром, как бы резвяся и играя, грохочет в небе голубом»).
Эпитет — одна из разновидностей тропов, художественных средств речи. Название происходит от греческого слова έπίθετος — «приложенный».
Чем эпитет отличается от описания и метафоры
Эпитет не просто указывает на определенное качество, а эмоционально и образно характеризует предмет, явление, человека или любой другой объект. Поэтому не стоит путать эпитеты с описаниями. Например, в выражении «седой старик» слово «седой» — это описательное прилагательное. А в стихотворении Тургенева «утро туманное, утро седое» — уже эпитет.
Следует также отличать эпитет от метафоры. Метафора — это скрытое сравнение, перенос свойств одного предмета на другой. Примеры метафоры: «говор волн», «море радости». При этом эпитеты могут быть составляющей частью метафоры.
Например, Владимир Маяковский сравнивает свои стихи с оружием и использует эпитеты, чтобы раскрыть эту метафору:
Виды эпитетов
В русском языке выделяют различные виды эпитетов.
Общеязыковые эпитеты — это принятая норма. «Гробовая тишина», «нежный ветерок», «мягкий голос».
Народно-поэтические эпитеты уходят корнями в устный фольклор, в сказки и былины. Зачастую это тоже устойчивые выражения: «добрый молодец», «красна девица».
Постоянный эпитет неразрывно связан с определяемым словом, образуя устойчивое выражение. Например, «косолапый мишка» или «железный конь».
Индивидуально-авторские эпитеты придуманы конкретным человеком, используются ситуативно. Например, «мармеладное настроение» (А.П. Чехов).
Также эпитеты можно делить на оценочные, описательные и эмоциональные.
Оценочный эпитет — «чудесный вечер».
Описательный эпитет — «золотая осень».
Эмоциональный эпитет — «унылая пора».
Эпитеты также делятся на простые и сложные. Простые эпитеты выражены одним словом («парус одинокий»), сложные эпитеты — словосочетанием («берег, милый для меня»).
Примеры эпитетов в русском языке
Примеры эпитетов в литературе
Ночь была свежая и неподвижно-светлая (Л. Толстой)
Кругом трава так весело цвела (И. Тургенев)
Мой край, задумчивый и нежный (С. Есенин)
Полночь сошла, непроглядная темень (Н. Гумилев)
В блюдечках — очках спасательных кругов (В. Маяковский)
О, покой мой многонеделен (А. Ахматова)
Шаркающей кавалерийской походкой (М. Булгаков)
Примеры эпитетов в песнях
Как я люблю глубину твоих ласковых глаз (В. Агатов)
Стихи в которых есть эпитеты
Новинки
Популярное
В школьную программу по литературе в обязательном порядке входят стихи с эпитетами — определениями, придающими словам большую выразительность и красоту. До сих пор нет точного определения этому художественному приему, но без него текст будет блеклым и совсем не поэтичным.
Приведем несколько примеров эпитетов в стихотворениях для лучшего понимания. Кстати, они бывают самыми разнообразными, в том числе:
- метафорические (золотой луч);
- цветовые (янтарный мед);
- лирические/эмоциональные (печальная звезда);
- со сравнениями (белоснежный, то есть белый, как снег);
- тавтологические (горе горькое);
- книжные (легкокрылые мечты).
Если вам задали найти, в каких стихотворениях классиков есть эпитеты, наша подборка окажется для вас незаменимой. Читайте поэзию, пополняйте лексикон, учитесь говорить красиво и получайте хорошие оценки!
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска…
Ни огня, ни черной хаты,
Глушь и снег… Навстречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне…
Скучно, грустно… Завтра, Нина,
Завтра к милой возвратясь,
Я забудусь у камина,
Загляжусь не наглядясь.
Звучно стрелка часовая
Мерный круг свой совершит,
И, докучных удаляя,
Полночь нас не разлучит.
Грустно, Нина: путь мой скучен,
Дремля смолкнул мой ямщик,
Колокольчик однозвучен,
Отуманен лунный лик.
А. С. Пушкин
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.
У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»
С. Есенин
Там липы в несколько обхватов
Справляют в сумраке аллей,
Вершины друг за друга спрятав,
Свой двухсотлетний юбилей.
Они смыкают сверху своды.
Внизу — лужайка и цветник,
Который правильные ходы
Пересекают напрямик.
Под липами, как в подземельи,
Ни светлой точки на песке,
И лишь отверстием туннеля
Светлеет выход вдалеке.
Но вот приходят дни цветенья,
И липы в поясе оград
Разбрасывают вместе с тенью
Неотразимый аромат.
Гуляющие в летних шляпах
Вдыхают, кто бы ни прошел,
Непостижимый этот запах,
Доступный пониманью пчел.
Он составляет в эти миги,
Когда он за сердце берет,
Предмет и содержанье книги,
А парк и клумбы — переплет.
На старом дереве громоздком,
Завешивая сверху дом,
Горят, закапанные воском,
Цветы, зажженные дождем.
Б. Пастернак
Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно — покой и простор!
Листья поблекнуть ещё не успели,
Жёлты и свежи лежат, как ковёр.
Славная осень! Морозные ночи,
Ясные, тихие дни…
Нет безобразья в природе! И кочи,
И моховые болота, и пни —
Всё хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю…
Быстро лечу я по рельсам чугунным,
Думаю думу свою…
Н. Некрасов
И лишь светящаяся груша
О тень сломала копья драки,
На ветке лож с цветами плюша
Повисли тягостные фраки.
В. Маяковский
Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег.
А. Фет
Вы листочку сродни и зеленой коре,
Полудети еще и дриады.
Что деревья шумят, что журчат водопады
Понимали и мы — на заре!
Вам струистые кудри клонить в водоем,
Вам, дриадам, кружить по аллее…
Но и нас, своенравные девочки-феи,
Помяните в апреле своем!
М. Цветаева
Город суетливый, непонятный,
Зоопарк — зеленая тюрьма,
Публика снует туда-обратно,
За оградой высятся дома…
Солнца блеск, смеющиеся губы,
Возгласы, катанье на лошадке,
Сбросить бы свою медвежью шубу
И бежать в тайгу во все лопатки!
Вспомнил мать и сладкий мед пчелы,
И заныло сердце медвежонка,
Носом, словно мокрая клеенка,
Он, сопя, обнюхивал углы.
Если в клетку из тайги попасть,
Как тесна и как противна клетка!
Медвежонок грыз стальную сетку
И до крови расцарапал пасть.
Боль, обида — все смешалось в сердце.
Он, рыча, корябал доски пола,
Бил с размаху лапой в стены, дверцу
Под нестройный гул толпы веселой.
Кто-то произнес: — Глядите в оба!
Надо стать подальше, полукругом.
Невелик еще, а сколько злобы!
Ишь, какая лютая зверюга!
Силищи да ярости в нем сколько,
Попадись-ка в лапы — разорвет! —
А «зверюге» надо было только
С плачем ткнуться матери в живот.
Э. Асадов