0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Стихи в которых есть метафора

Метафора в поэзии

К окончанию 2 тура учебной конкурсной серии «Тропы» выяснилось, что задача различения отдельных тропов для многих авторов оказалась сложной. И эпитеты, и сравнения, которые требовалось выявить и показать их мастерское использование в своих стихах, участники конкурсов постоянно путали с метафорами, что не удивительно: в каком-то смысле они похожи: во всех трех тропах присутствует переносный смысл описываемого поэтическим языком объекта, во всех тропах есть элемент выявления сходства чего-то с чем-то.

«Слагать хорошие метафоры — значит подмечать сходство», — говорил Аристотель. По смыслу, по своему назначению эпитет, сравнение и метафора действительно похожи, но у них разная КОНСТРУКЦИЯ. Эпитет всего лишь определяет предмет, используя для определения образную характеристику, данную в переносном (а не в буквальном — информирующем) смысле. Сравнение — это всегда близко стоящая в тексте пара объектов (или действий), которые сравниваются друг с другом явно и недвусмысленно. Автор утверждает их похожесть в чем-то, а вовсе не впадает в какое-то особое, шизофреническое виденье мира, где то, что он описывает, ведет себя странно и. неправильно с точки зрения обычной логики.

Метафора — это наиболее трудный и самый интересный троп. Часто спорный, особенно для прагматичных поэтов без фантазии, которые тонко и верно чувствуют «ненаучность» высказывания, но не способны воспринять особость поэтической речи — переносного значения сказанного, помогающего создать образ описываемого, а не его конкретные черты.

МетАфора (перенос) — вид так называемого сложного тропа, речевой оборот, при котором свойства одного явления (предмета, понятия) переносятся на другое.

Метафора содержит скрытое сравнение, образное уподобление разных явлений с помощью использования переносного значения слов, где то, с чем сравнивается предмет, лишь подразумевается автором, но не сравнивается с ним напрямую (то есть без использования конструкции предложения, содержащей «как», «подобно», «словно»).

Метафора — это то, что хотя и передает почти тот же смысл, что и троп «эпитет» или троп «сравнение», но представляет собою совсем другое видение мира, иной способ его описания и ощущения. ЛГ, говорящий метафорами, ничего не сравнивает и ничего не определяет — он именно так видит мир. Он живет в своем собственном поэтическом мире, где все видимое им ведет себя не совсем логично, а иногда . не научно! ))).

Как, например, в хрестоматийном стихотворении И.С. Никитина:

«Звёзды меркнут и гаснут, в ОГНЕ ОБЛАКА, белый пар по лугам расстилается. По зеркальной воде, ПО КУДРЯМ ЛОЗНЯКА от зари алый СВЕТ РАЗЛИВАЕТСЯ».

Не сравнивает здесь Никитин ничего и ни с чем — у него все живет своей особой жизнью, в которой облака могут быть в огне, а свет может разливаться по кудрям кустарника. Автор так видит мир и использует такую фигуру речи — метафору.

Давайте понаблюдаем, как наши великие поэты использовали метафоры в своих стихотворениях.

Сначала обратимся к поэзии конца 19 века — Афанасий Фет «На стоге сена ночью южной»:

На стоге сена ночью южной
Лицом ко тверди я лежал,
И ХОР СВЕТИЛ, живой и дружный,
КРУГОМ РАСКИНУВШИСЬ, ДРОЖАЛ.

ЗЕМЛЯ, как смутный сон немая,
Безвестно УНОСИЛАСЬ ПРОЧЬ,
И я, как первый житель рая,
Один В ЛИЦО УВИДЕЛ НОЧЬ.

Я ль несся к бездне полуночной,
Иль сонмы звезд ко мне неслись?
Казалось, будто в длани мощной
Над этой бездной я повис.

И с замираньем и смятеньем
Я ВЗОРОМ МЕРИЛ ГЛУБИНУ,
В КОТОРОЙ с каждым я мгновеньем
Все невозвратнее ТОНУ.

Я выделила в тексте те места, где автор не сравнивает, не описывает что-то, а утверждает свое видение мира с помощью переноса одних качеств (или законов природы, явлений. ) на другие. Использованием метафор автор создает образ персонажа — его настроения, ощущений, хода мысли, — именно персонажа, а не самого пейзажа, не красивой картинки с точными подробностями.

В данном тексте я не выделяла то, что относится не к метафоре, а к сравнению («как первый житель Рая», «будто в длани мощной. «, «как смутный сон»). Не включены в выделения и такие поэтические рассуждения (но не тропы), как: » Я ль несся к бездне полуночной, иль сонмы звезд ко мне неслись?», потому что в них автор просто рассуждает — что к чему несётся: здесь дан буквальный смысл, хотя и сказано это образно, красиво.

Но вернемся к примерам метафор. Рассмотрим поэзию конца 20 века — Александр Блок «Снежное вино»:

И вновь, СВЕРКНУВ ИЗ ЧАШИ ВИННОЙ,
Ты ПОСЕЛИЛА В СЕРДЦЕ СТРАХ
Своей улыбкою невинной
В тяжелозмейных волосах.
Я ОПРОКИНУТ В ТЕМНЫХ СТРУЯХ
И вновь ВДЫХАЮ, не любя,
ЗАБЫТЫЙ СОН о поцелуях,
О СНЕЖНЫХ ВЬЮГАХ ВКРУГ ТЕБЯ.
И ты смеешься дивным смехом,
ЗМЕИШЬСЯ В ЧАШЕ ЗОЛОТОЙ,
И над твоим собольим мехом
Гуляет ветер голубой.
И как, ГЛЯДЯСЬ В ЖИВЫЕ СТРУИ,
НЕ УВИДАТЬ СЕБЯ В ВЕНЦЕ?
Твои не вспомнить поцелуи
На запрокинутом лице?

В тексте не так много типичных метафор (я их выделила заглавными буквами), но они интересны тем, что связаны общим образом — описывают женщину с «тяжелозмейными» волосами. Кстати, «тяжелозмейные»(как и «запрокинутое лицо», «ветер голубой», «чаша золотая») — это эпитеты, а не метафоры, а вот все остальное выделенное — метафоры, перенос мелькнувшего в чаше вина женского лица, «змеящегося в чаше золотой» на видение живых подвижных струй — змей.

И, наконец, примеры использования метафор в революционной поэзии Маяковского.

Маяковский определил метафору как «перемену взгляда на взаимоотношение всех вещей». Он вошел в литературу в такое время, когда революция происходила не только в обществе, но и в искусстве, шли поиски нового поэтического языка. Отсюда обилие необычных метафор в его поэзии.

Одну из задач поэта Маяковский видел в преображении окружающего мира через слово. Пример такой трансформации — стихотворение «А вы могли бы?», где Маяковский демонстрирует свою способность показать «на блюде студня косые скулы океана». Уже из этого стихотворения видно, что немалая часть метафор Маяковского основана на зрительных образах.

«Багровый и белый отброшен и скомкан,
в зеленый бросали горстями дукаты,
а черным ладоням сбежавшихся окон
раздали горящие желтые карты».

Маяковский был не только поэтом, но и художником, поэтому в его творчестве слово было часто неразделимо связано с рисунком.

Еще один прием, используемый Маяковским в построении метафор, — омертвление живого и оживление неживого (чаще всего абстрактных понятий или города).

Омертвление живого — сатирический прием: «вы смотрите устрицей из раковины вещей», «ощетинит ножки стоглавая вошь». Устрица и вошь тоже живые существа, но низшие, совсем неодушевленные. Или «глаза у судьи — пара жестянок мерцает в помойной яме». А одушевляется, например, город, являющийся в глазах Маяковского гораздо более живым, чем его духовно мертвые обитатели.

Если у судьи глаза — жестянки, то у города «зрачки малеванных афиш», «угрюмый дождь скосил глаза», а провода обладают «железной мыслью». Правда, с городом связаны и другие, более мрачные метафоры: «в читальне улиц так часто перелистывал гроба том» или «гробы домов публичных восток бросал в одну пылающую вазу». В этих метафорах можно найти сходство с метафорами позднего Блока.

Интересны и метафоры, связанные с редкими у Маяковского изображениями природы. Они нарочно снижены, так как сотворенное человеком для Маяковского всегда важнее, чем воспеваемая в поэтической традиции природа: «За солнцем улиц где-то ковыляла никому не нужная, дряблая луна» или: «Это бог, должно быть, дивной серебряной ложкой роется в звезд ухе».

В метафорических образах Маяковского город, улица и поэт, творчество нередко переплетаются. Это происходит потому, что Маяковский считал, что задача поэзии — дать голос улице: «Улицы — наши кисти, площади — наши палитры».

Про улицу в поэме «Облако в штанах» говорится:

«Улица корчится безъязыкая
Улица муку молча перла.
Крик торчком стоял из глотки.
Топорщились, застряв поперек горла,
Пухлые такси и костлявые пролетки.
Грудь испешеходили.
Чахотки площе».

Как улица уподобляется человеку, так и человек (в частности, сам Маяковский) уподобляется улице:

« По мостовой
моей души изъезженной
шаги помешанных
вьют жестких фраз пяты».

Прием оживления применяется не только к улице, к городу, но еще и к абстрактным понятиям, а иногда к выражениям. Часто оживляется слово и мысль: «мыслишки звякают лбенками медненькими»; крик: «шевелит ногами непрожеванный крик».

Еще одна особенность метафор Маяковского — это их глобальный масштаб, стихийность (потоп, пожар), обилие военных (оружие) и библейских (распятие, потоп) образов. Дело в том, что Маяковский считал революцию полным обновлением мира, после которой мир должен создаваться заново. Огромную роль в этом процессе (сначала разрушения, а затем сотворения) играют, опять же, поэт и слово. Библеизмы и образы стихии встречаются и в метафорах темы любви, которая является не менее важной, чем революция или сотворение мира, и тесно связана с ними.

В теме поэта и поэзии распространены метафоры, связанные с распятием («гвоздями слов прибит к бумаге я», крови («окровавленный сердца лоскут», «душу вытащу и окровавленную дам, как знамя»), оружия и войны («баррикады сердец и душ»; «парадом развернув моих страниц войска, я прохожу по строчечному фронту», «застыла кавалерия острот, поднявши рифм отточенные пики»), труда, работы и производства («Разговор с фининспектором о поэзии»).

В теме любви сквозными метафорами являются пожар («пожар сердца»), медведь («шкурой ревности медведь лежит когтист»). Именно в этой теме особенно четко виден вселенский масштаб некоторых метафор Маяковского:

Читать еще:  Бродский стихи о любви как жаль что тебя

» Привяжи меня к кометам ,
и вымчи,
рвя о звездные зубья.

Млечный путь перекинув виселицей,
возьми и вздерни меня, преступника».
(«Флейта-позвоночник»)

В этой метафоре переплетаются образ космоса и представление о любви как о небесной каре. Такого рода сопоставление не ново в поэтической традиции, как, впрочем, и основы некоторых других метафор Маяковского, но у него метафора доведена до предела и поэтому особенно яркая.

Можно сказать, что метафора, в общих чертах, — это перенесение свойств одного предмета или понятия на другое. Поиск и опознавание метафор — это непростое дело. А разумное и точное применение их в своих стихах — еще более трудное занятие. Поэт всегда находится на грани двух одинаково неприятных для него ошибок — рифмовки буквального содержания стихотворения и ухода формы в заоблачные метафоры- ассоциации, понятные лишь автору, но абсолютно не понятные и шокирующие своей странностью читателя — повод для написания пародий.

Более подробно и на конкретных примерах применения метафор нашими современниками мы поговорим позже — после завершения еще одного — 3 тура конкурсной серии Тропы.

Примеры метафоры

Метафора — это вид тропа, уподобление двух предметов или явлений на основе их сходства. Слова употребляются в переносном смысле.

Автор, который использует метафору, говорит не буквально. Он находит общие черты у двух понятий и сравнивает предметы между собой, как в примерах ниже.

В прямом смысле это означало бы, чтобы не дать штанам упасть. А в метафорическом — быть готовым к тяжёлым временам, недостатке в еде

Что такое метафора в литературе

Это скрытое сравнение, слова «как» или «словно» только подразумеваются и не являются частью выражения.

Так, из примеров ниже можно видеть, что перо сравнивается с коготком (по тому, как скрипит), взгляд с пчелой (жалит так же сильно), сомненье с клещом (который прицепится — не избавишься), а сердитый человек с ершом (такой же колючий) и т. д.

Примеры метафоры из литературы

«Скрипи, моё перо, мой коготок, мой посох».

«Пятая годовщина», И. А. Бродский

«И взгляда острая пчела«.

«Шаман и Венера», В. В. Хлебников

«Вы, молодняк желторотый, можно сказать, икра«.

«Баллада о рыбном промысле», Ф. А. Искандер

«Светились чуть медузы облаков».

«PAYSAGE D’ENFER», Б. Ю. Поплавский

«Надежды — радужные рыбы, снова попадают на крючки».

«Женщина — особенное море», Е. А. Евтушенко

«Наполовину прикрыв тусклые глаза воспалёнными раковинами век».

«Всходы новые», И. А. Бунин

«Проклят будь, о Рим, о лютый тигр«.

«Хлеба и зрелищ!», А. Н. Майков

«Отцепись, сомненья клещ!».

«Рождественские пожелания и подарки» (К оглавлению), В. В. Маяковский

«Да кто ж про них книжки-то писать будет, про побирох этих, руки их загребущие?».

«Обожаю настольные лампы, угловатые, прошлых времён. Как они свои круглые лапы умещают средь книг и тетрадей».

«Настольные лампы», Б. Ш. Окуджава

«Да ты не ершись, я тебе не в укор говорю. «.

А. Островский «Волки и овцы»

«Истинная красота коренится внутри человека, ложная — вовне».

Примеры метафоры в стихах

«Задремали звёзды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные берёзки,
Растрепали шёлковые косы.
Шелестят зелёные серёжки,
И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»
«С добрым утром».

С. А. Есенин «С добрый утром!»

«Улыбнулись сонные берёзки» — в основе этой метафоры олицетворение.

Другое очень знаменитое стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Белеет парус одинокий» является объектом споров: является ли парус метонимией или метафорой?

Если воспринимать парус как корабль, т.е. существует эпитет, таким образом поэт создал метафору. Если воспринимать парус как часть корабля, то он создал метонимию (одно понятие связано с другим и заменяет его).

«Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном.

Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнётся и скрыпит…
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!»
«Парус» (Белеет парус одинокий)».

Маяковский использует метафору сердце в железе, чтобы описать как трудно пробиться к сердцу девушки, оно будто одето в железные доспехи.

«Сегодня сидишь вот,
сердце в железе.
День ещё —
выгонишь. «

Владимир Маяковский «Лиличка»

Блок не имеет в виду, что царевна поёт и крыльями машет. Окрылённо петь — это метафора, значит петь словно паришь в воздухе, очень воодушевлённо.

«Так окрылённо, так напевно
Царевна пела о весне».

А. Блок «Так окрыленно, так напевно. «

Автор сравнивает женский смех с игристостью, беззаботностью.

«И женский смех
Вокруг весёлый и игристый«.

Узнайте больше про Метонимию.

Как найти метафору в тексте?

Для этого нужно:

  1. Найти слова, которые автор использует в переносном значении.
  2. Подобрать к этим словам синонимы в прямом значении.
  3. Найти скрытое сравнение между этими двумя словами.
  4. Если это получилось — вы нашли метафору.

Например: у него были золотые руки

  1. Слово в переносном значении —‌ золотые.
  2. Синоним в прямом значении — бесценные.
  3. Сравнение между «золотые» и «бесценные», значит «им цены нет» или «цена им — золото».
  4. Золотые руки — метафора.

Разница между эпитетом, метафорой и олицетворением

Олицетворение — это приём в литературе, когда неживым приписываются действия/чувства людей. Например: ветер выл, туча шла, искры пляшут.

Эпитет — выразительно описывает предмет (в прямом или переносном смысле). Например: синее море, легкомысленная молодость.

Метафора — это сравнение двух терминов в необычном (в переносном) смысле, автор пользуется сходством между двумя предметами/явлениями. Например: каменное сердце, осень жизни.

«Не оторвать глаза от перекрёстка, где многоголосо остервенело лают тормоза».
«Из слез, дистиллированных зрачком. «, И. А. Бродский

«Была её душа — Дум грустных улей»
«Царская невеста», В. Хлебников

«Грубые брёвна построим над человеческим роем»
«Признание», В. Хлебников

Какие бывают виды метафор?

Существует несколько разных классификаций метафор. Здесь приводится деление на номинативную, когнитивную, образную и концептуальную.

Номинативная метафора

Это перенос названия с одного предмета/явления на другой, служит образованием новых названий предметов. Например: спинка дивана, молния (застёжка), ручки (посуды).

Когнитивная метафора

Метафора за счёт переноса признаков (предикатных слов), понимание абстрактных понятий из конкретных. Например: деревья таяли в тумане (как масло), колючий ответ (как игла).

Образная метафора

Присутствует синтаксический сдвиг: переход из дескриптивного в предикатное. Например: звезда (кино), жемчужина (поэзии).

Концептуальная метафора

Формирование новой метафоры на основе другой. Например: метафора «наши отношения зашли в тупик» (новая метафора) подразумевает идею того, что «любовные отношения — путешествие».

Метафоры

Какие стихи вы предпочитаете?

Стихи — Метафора

Стихи — Метафора. Любовь к наркоману

Не верь тому, что шепчет ночь,-
Одиночество твой злейший враг.
Околдованный, тебе её не превозмочь
Ты раб ночи, и воцарит лишь мрак

Наглухо забиты двери, и, не услышать мне тебя.
Забудь, что твой разум в битву теней погружен,
Молю, остановись, ведь сердце разрывается любя.
Вернись, прошу, без тебя мне этот мир не нужен…

Стихи — Метафора любви

Я Ваши чувства воспеваю!
Я Вашу красоту боготворю!
Я на ладонях Ваших таю.
Я Вас по-прежнему люблю!

Меня терзает майская гроза.
Я полон сил фантазий и мгновений.
Во мне живет мой ангел — мой огонь:
Мой ненасытный алчный гений.

Но в памяти твоей:
В пустыне ветра дуновений.
Назло судьбе моей
Произнеслось:
«лже — гений».

Сгореть в огне желаний —
Вот мечта
Судьба про жизнь мою всё знала
Когда меня сжигает та
Кто в пустоте стихи мои читала.

Сжигая на костре мою.

Стихи — Предвестие метафоры Венеры

Стихи — Поэту сегодняшней России

К тебе, поэт сегодняшней России,
взываю я рифмованной строкой.
Не предпочти метафоры пустые!
Не возлюби бессмысленный покой!
Не позабудь того, кто стал предтечей
судьбы нелёгкой творческой твоей,
того, чей гений был увековечен,
того, чей зов дошёл до наших дней!

Не позабудь! Ведь ты Его потомок!
Пусть голос твой невнятен и негромок.
Пожар поэзии горит в твоей груди,
и жизни неизбывные сюжеты
способен ты в поэмах воплотить.

Их бег веков неумолимо множит,
и муза успокоиться не.

Стихи — Адрес Небо

Метафора, Гипербола, и Аллегория
Помериться приоритетами в поэзии решили,
И спором сим своим,
Не в шутку, Рифму разозлили.

— Я – главная в поэзии, задравши нос, промолвила она,
Всё остальное пшик и ерунда.
Надменно посмеялся Смысл над ней с утра:
— Да это без меня поэтам не туда и не сюда!

— Грамматике если поэт не обучен,
Стих его будет тленным и скучным! —
Госпожа Грамматика как громыхнёт.
Раз, два! И с плеча кааак рубанёт.

А выше, тешатся Искусство, Культура
Мир техники.

Стихи — Хемингуэй

Жизнь блестела, словно твой паркет.
В тишине густых сосновых палок
Женщина качалась в гамаке,
И арахис жареный жевала.

Белый пудель стриженным хвостом
Всё махал, на солнце члены грея –
Женщина читала энный том
Сочинений Э. Хемингуэя.

Читать еще:  Стихи о тех кто ждет

В щели глаз лились живой водой
Строфы занимательных историй
Про окопы первой мировой,
И о старике, ушедшем в море.

Я был рядом, лучший друг семьи,
А точнее — лучший друг хозяйки.
Ежедневно, с часу до семи,
Рассуждал, качаясь в раскачайке.

Стихи — Scholastikos

Схоластика, язык твой мертв,
И твой хорей и ямб исписан повтореньем.
И холодна основа твоих вод,
Холодная, как лёд, с столь бедственным прочтеньем;
Эпитетом безликим оскверненье
В безликой статике рифмованных болот.

Состарься и умри или живи и пой,
Приметы тленья складывая в буквы.
В столичном смраде ли, в провинциях невзгод,
Всё также прячут преступленья люди
В земле твоей, похожей на бумагу.

Хотя бы раз взорви молчанье,
Ты выспишься, придёт и твой черед.

Стихи — Небесное многоточие

Эдуард Дэлюж
Магнолии времени опадут в небо,
И деревья покроются печалью ожидания
Перед зеркалом твоих глаз,
В беседах, которые выходят за пределы души,
Метафоры называют меня своим молчанием,
Более роковым, чем временные слова.

Все, что я читал тут — морщины красоты,
Спор о сущности истины,
Возвышенное искушение смертью.
Я был там, как я здесь,
Не зная, что однажды я
Вернусь за тобой, Слово.

Психея, я учился любить тебя во плоти,
Я ходил слушать твою тесноту,
Она обнажилась.

Стихи — Избранное

Боюсь, что формат публикации не позволит разместить материалы всех 30 страниц, выдоенных редакцией на мои произведения….но
…..избранное из опубликованного в №12 альманаха «Синь апельсина» №12

Тебе присягнут чернильные капли откровения.

Метафора в стихах

Любовь сбивает с ног, бросает на колени,
Не верит в деньги, игнорирует года.
Она терзает тело и изматывает душу,
Играет с временем, которое уходит в никуда.

Она глуха, слепа, насмешница шалунья,
Реальность глупостью зовет, а разум гонит прочь от бытия.
Она божественна, прекрасна, и околдует и погубит,
Заводит в омут страсти и возносит в небеса.

Назови ме ня солнцем,
Обними меня крепче,
И скажи, что меня не отдашь никому!
И силь нее забьётся
От лю бви твоей сердце,
Я всю нежно сть отдам лишь тебе одному!
Не зов и меня Леди,
Это хо лодно слишком,
Для тебя не хочу я такой быть чужой!
Будем зв ёзды на небе
Ночью, сидя на крыше,
Пересчитывать снов а вдвоём мы с тобой!
Назови меня солнцем,
Я светить буду ярче,
И в объятиях жарких т ебя согревать!
Пусть звезда разо бьётся,
Это нам на удачу!
Назови ме ня солнцем
опять. и опять.

Неторопливо, поджидая утро,
По комнатам прогуливался Сон,
И отливали белым перламутром
Густые пряди, мягкие, как лён…
Он в спальню неприкрытую,случайно
Шагнул, неслышно в тишине ночной,
И, как мужчина трепетно и тайно,
Под глядывал за женщиной на гой…
Рассматривал, развязано и смело,
В его зрачках горел безумства жар,
Сон прикасался к шелковому телу,
Одетому, лишь в бронзовый загар…
Но вдруг она испуганною ланью метнулась,
И свою нагую грудь прикрыла лоскутом измятой ткани,
Во тьме кому-то, улыбнувшись чуть…
Лицо светилось негой и любовью,
Была она доступна и мила…
Всю ночь Сон просидел у изголовья,
Чтоб женщина любимая спала.

В твоих глазах все звёздочки вселенной,
В улыбке яркой свет весенних дней.
Ты солнышко на небе, в ежедневном,
Волшебном одеянии лучей.
Моя зима в тоске звенит ручьями,
Ей не понять, откуда взялся май.
И почему апрельскими штормами,
Душа искрится счастьем через край.
Танцует месяц вальс на небе звёздном,
Целует страстно ветер паруса.
Фрегат любви от снега и морозов
Легко уходит дымкой в небеса.
Волнами ласк фантазии качают,
Хранит восторги чувства глубина.
Сплетая души тёплыми ночами,
В них круглый год главенствует весна!

И я от первой нашей встречи
Парю. Дышу,ЖИВУ ТОБОЙ.
Мне счастья большего не надо.
Могу судьбу благодарить
За то, что стало мне наградой:
С Тобою быть.Тебя любить!

А хочешь, я сегодня буду дождиком.
И капелькой коснусь твоей щеки.
Зароюсь в волосах, ведь ты без зонтика.
И от меня сегодня не уйти.
Коснусь ресниц. в глаза взгляну украдкою.
Останусь нежной влагой на губах.
За плечи обниму, скачусь за пазуху.
Услышу твоё ласковое-ах.
Прильну к твоей груди.
Небрежной струйкою.
Скачусь туда, куда на ум взбредёт.
Ты снова назовёшь меня шалуньею.
Но под навес нарочно не пойдёшь.
Я буду обнимать тебя, как хочется.
Где хочется-ласкать и щекотать.
Я буду просто-теплым летним дождиком.
Таким безумным..можно лишь мечтать.

Мне сегодня рассвет подарил твою нежность,
Тонким лучиком счастья коснувшись ресниц.
Золотыми дождинками неба безбрежность
Опустилась в ладони в дыханьем зарниц…
Мне сегодня рассвет подарил твою ласку —
Невесомо-хрустальную трепетность рук…
Будто ангелы неба божественной сказкой
Зачеркнули все строчки осенних разлук…
Мне сегодня рассвет подарил наше счастье,
В ярких блёсточках солнца звеня серебром.
Драгоценными камешками на запястье
Поцелуи легли бесконечным теплом…
Таю в шёлковой неге жемчужного утра,
Согреваю сердечко под бархатом слов…
Мне в рассвете твоем так тепло и уютно!…
Мне сегодня судьба подарила Любовь…

Она была цветком жасмина нежным,
А он веселой капелькой дождя,
И в лепестках ее укрывшись безмятежно
Любил он отдыхать, мечтой дыша.

Он прилетал всегда издалека,
Она его ждала часами, днями,
Печальным взглядом провожая облака,
Шепча лишь имя ветру робкими губами.

Он, путешествуя в неведомой дали,
Жил только этими цветочными мечтами,
И облака все время торопил
Чтобы скорей к любимой прилетали.

И только лишь, завидя с высоты,
Любимое лицо в зеленых листьях-платье
Он капелькой садился на цветки,
Она сплетала лепестки в объятья,

Он знал, что облетают лепестки,
Она шепталась с ветром про холодный иней,
Но страхи далеко, когда любимые близки,
А отзвуки разлуки пролетают мимо.

И вскоре облетели лепестки,
Но семена Любви и ныне живы,
Они лишь ждут до наступления весны
Укрыты капелькой, которая вдруг превратилась в иней.

А души их летают в облаках,
Что летом так их разлучить хотели,
Целуются в своих небесных снах
И верно ждут апрелевской капели.

Твой нежный взгляд души врачует раны
И можно наконец расслабленно вздохнуть,
Сойти с ума и падая в нирвану,
Постичь влечений опиумных суть.

И ароматы терпкие вдыхая,
В твоих объятьях забываться сном
И, о страданьях вечных забывая,
Парить за гранью лёгким мотыльком.

Если ветер коснётся тебя в тишине,
Это я. я пришла на минутку к тебе.

Если капли дождя застучат по стеклу,
Это я. просто я без тебя не могу.
Если музыка вдруг завладеет Душой,
Значит, снова я здесь.

значит, снова с тобой.

Если сердце тоскуя, забьётся в груди,
Просто ты оглянись. и меня ты найди.

Тёплое дыхание по ресницам кружится,
Лучик солнца выглянул среди облаков,
Бликом счастья плещется по прозрачным лужицам,
Для тебя, моя весенняя любовь!
Дождь звучит мелодией, по стеклу разводами,
Опадает каплями с нежных лепестков.
В нём играют радуги от тоски свободные,
Для тебя, моя хрустальная любовь!


Берёза с ветром целовалась,
Манила хрупкостью своей.
Её, тревожа, ветер рвался
Увидеть наготу ветвей.

И, словно в танце, стан берёзки
Он нежно гнул и обнимал.
Она же, приодев серёжки,
Внимала, что он ей шептал.

Был ветер сильным и упрямым.
Она податлива была.
До поздней осени до самой.
Он приходил. Она ждала.

Когда, всю ночь, дразня собою,
Последний лист с неё сорвал.
Любуясь хрупкой красотою,
Шепнул-«Люблю», и вдруг пропал.

Неделю плакала берёзка
И дождь ей вторил невпопад.
Ей снился ветер. Речка в блёстках
И ветром сорванный наряд.

И вдруг увидела, проснувшись
На ветках нежный первый снег
Вернулся ветер, чуть коснувшись,
Её ветвей, как солнце век.

Одев в нежнейшие одежды,
Укутав милую свою.
Не рвался шквалом он как прежде,
Лишь тихо выдыхал:» Люблю».

Стихи в которых есть метафора

Любовь нельзя «Скачать» или «Скопировать»,
И сгоряча в корзину «Удалить».
«Блокировать» нельзя, «Отформатировать»,
Зато любовь мы можем «Сохранить»…

Нашу жизнь пишут люди, которых мы встречаем на своем пути. Кто-то пишет ее мрачным черным цветом, кто-то — скучным серым, а кто-то расписыват ее всеми цветами радуги. Кто-то из них останется незаметным, как самый мелкий шрифт, а другие — это несомненно caps lock. Некоторых хочется подчеркнуть, некоторых — просто вычеркнуть. А есть те, которые вписались случайно на полях… аккуратным курсивом… Но никого из них не забыть и не стереть из книги жизни.

✔ Наша жизнь подобна зебре пешеходной!
Даже если впереди — зелёный свет,
Осмотрись по сторонам, ведь есть уроды,
Для которых в этой жизни правил нет…
© zulnora

✔ СтОит только положить голову на плаху, палач всегда найдется…
© zulnora

У каждого человека есть право — любить другого или не любить, уважать или не уважать… Но ни у кого нет права бить человека по лицу — пусть даже просто словесно.

«Всё пройдёт. Пройдет и это. Ничто не проходит бесследно.» надпись на кольце Царя Соломона

Я пыталась утешить дождь , а он всё плакал и твердил мне:
« Меня не трожь.»
Тогда я стала рисовать радугу , чтоб хоть как-то небу помочь. Помогло ненадолго. Засветило солнышко весело , ярко! Вот она радость! Но , не успев дорисовать свою радугу , я вновь увидела тучи на небе…
***
Так происходит из века в век. Радость и печаль сменяют друг друга , не позволяя себе загоститься навсегда у человека. И ничего с этим поделать , увы , нельзя… Таков закон мироздания , в нём нету места нашему желанию.

Иди на свет Рождественской звезды. / метафора

Пусть через много преград , на ощупь , но , с открытым сердцем
и Верой , иди не колеблясь навстречу Рождественской
звезде!
Даже если , мерцающий свет звезды тускло мигает во тьме , Она — все равно осветит твой путь!
это путь , к преображению души! чудеса начинаются с малого , а укрепляются навсегда.

Слышать — это не значит слушать , видеть — это не значит смотреть , знать — это не значит понимать , а броситься в воду — не значит поплыть.

Я не боюсь « раздеться донага» — для тех, кто мою душу понимает,
кто никогда не смотрит свысока, хотя намного « выше он летает».
Ну, а для тех, кто и «перчаток не снимает»,
чтобы при встрече поздороваться со мной,
кто « мёд в глаза», а «камень за спиной» —
я буду вежливо-учтивой,… «ледяной».

Красивая женщина — это гора, которую все, кто считает себя умным, стараются обойти, восхищаясь в созерцании.
И только те, кто готов на безумие, могут покорить ее.

✔ У слепой любви — глухой поводырь…
© zulnora

Брак становится очевидным, когда снята свадебная упаковка.

Есть люди, которые отговаривают, потому что у самих не получилось, забывая, что у всех разные возможности. Не бойся пробовать. Верь в свои силы.

Плохой наездник всегда станет отговаривать новичка сесть на лошадь.

-не так важно на каком языке ты с ней общаешься
на английском на китайском
на языке любви секса
посредством подарков жестов или битой посудой
на языке взглядов ласки грубости
главное чтобы для вас обоих этот язык был родным

Депрессия, наверно, тоже вирус, облюбовавший переломы души

«Под горячую руку. «

Не лезь в чужую душу, когда там буря. А то можно и попасть под горячую руку. Дайте «переварить» свой гнев, чтоб ни на ком это не отразилось.

Запрещаю тебе рисовать круги на воде — я только проснулась от шторма. К моим берегам и близко не подходи… опасаюсь , что разобью твою лодку невольно. Эта вода бушует редко , резонируя , однако , до самого дна — метко. Разрывает в клочья сетку , выпуская акулу из клетки.
Может снести водопадом всех , кто рядом. Не верь мне в непогоду , в момент цунами меняю свою породу. Поддаюсь страстям в угоду. Открывает пасть злая природа.
Жди , когда лучи солнца коснутся моей глади , заставляя отразиться весёлой улыбкой. Это знак. Исключены ошибки. Помни , спокойствие обманчиво и зыбко. В тревожный час во мне утонет даже рыбка.

Путь понимания лежит по дороге общения через области интересов под музыку симпатии.

Сложность — это сумма простых дел, как минимум, покрытых пылью и сваленных в кучу.

Стихотворение — это виза для мыслей в мир музыки.

На поляне метафор часто встречаются колокольчики пустозвонства.

20 глава. Язык поэзии. Толпа метафор

Иллюстрация из интернета

ПОЭТИЧЕСКИЙ ЯЗЫК (продолжение)

«ТОЛПА МЕТАФОР. »
Толпа метавшихся метафор
Вошла в музеи и в кафе…
П.Антокольский

В поэтической действительности «толпы метафор» заполняют, конечно, не музеи и не кафе, а лирические тексты, потому что без этого образного средства поэзия давно бы уже высохла под жарким солнцем веков и тысячелетий. И не было бы таких удивительных стихов:

Железный смех упавшего ножа
Поведает о госте запоздалом.
Звонок, щенячьей радостью дрожа,
Зальётся в упоенье небывалом.

И станет жизнь по-прежнему ясна,
Когда тебе, нечаянному, рады,
И в зеркалах, очнувшихся от сна,
Мелькнут улыбки, облики и взгляды.

И вспыхнет свет, и к окнам ночь прильнёт,
Подслушивая наши разговоры.
И тишина, ленивая, как кот,
Уйдёт вдоль стен, задев хвостом за шторы.
(С.Петровская «Гость»)

МЕТАФОРА (от греч.«metaphora» — перенесение) — скрытое сравнение, в основе которого переносное значение слова; оно спрятано в образ:
щёки горят,
заря пылает,
мороз трещит.

Главное достоинство метафоры в том, что она заставляет активно работать воображение.

Наша бытовая речь заполнена метафорами. Мы говорим не задумываясь:
идёт дождь,
убит горем,
весна пришла, хотя у дождя (да и у весны тоже) нет никаких ног и они ходить не могут.
Как представить живого безголового человека? Но откуда-то появилось выражение «потерял голову». Откуда? Кто знает.

Это привычные всем метафорические обороты речи, ставшие нормой, как и
нос лодки,
подошва горы,
серп месяца.

Ну а поэтическая метафора отличается, к тому же, новизной и свежестью образов, а ещё — экспрессивностью и выразительной яркостью.
Вот у Пушкина в романе «Евгений Онегин»:

Кто жил и мыслил, тот не может
В душе не презирать людей;
Кто чувствовал, того тревожит
Призрак невозвратимых дней;
Тому уж нет очарований,
Того змия воспоминаний,
Того раскаянье грызёт.

«Змия воспоминаний» — такой насыщенный эмоциями образ! Да, это воспоминания, но ядовитые, как змея, они жалят, причиняя страдания, боль, раскаяние.

Мастером неповторимых, самобытных метафор был, конечно, С.Есенин:

О красном вечере задумалась дорога,
Кусты рябин туманней глубины.
Изба-старуха челюстью порога
Жуёт пахучий мякиш тишины.

«Красный вечер» — да, это алый закат, но ведь одновременно эпитет «красный» дополнительно значит «красивый»! «Задумалась дорога» — вроде бы состояние покоя, но в глаголе ощущается ожидание и надежда. Как призраки воспоминаний, темнеют в туманной глубине кусты рябин.

Покосившаяся крестьянская изба «жуёт челюстью порога»: беззубая старческая челюсть напоминает порог двери. Ну а «пахучий мякиш тишины» — это вообще гениально! Образ тишины усилен аллитерацией – сочетанием шипящих звуков («мякиш тишины»).

Ещё один пример из стихотворения Н.Рубцова «Далёкое»:

Как всё это кончилось быстро!
Как странно ушло навсегда!
Как шумно – с надеждой и свистом –
Помчались мои поезда!

На первый взгляд, неожиданно: «поезда помчались с надеждой». Но вчитайтесь в первые строфы, где автор, вспоминая детство, прощается с ним, и вы всё поймёте. Новая жизнь – это тот поезд, что мчится не только со свистом и шумом, но и несёт надежды на будущее. Метафора оправданна и логична.

У талантливых писателей и поэтов она всегда оригинальна, на это обратил внимание Аристотель, сказав:

«Всего важнее – быть искусным в метафорах, только этого нельзя перенять у другого; это признак таланта».

Для примера сравним, как с помощью метафор по-разному изображают поэты ночное светило, отражая своё настроение. Вчитайтесь, вслушайтесь, представьте:

Месяц пилигрим
Выходит, наг и нищ. (С.Городецкий)
***
Волчье солнце – месяц крутобокий
В чёрных сучьях мечется, застряв. (В.Луговской)
***
А месяц смотрит с высоты –
Веков холодный глаз. (В.Брюсов)
***

Особенно оригинальны и необычны образы, конечно, С.Есенина:
***
Прячет месяц за овинами
Жёлтый лик от солнца ярого.
***
Месяц рогом облако бодает,
В голубой купается пыли.
***
Даль подёрнулась туманом,
Чешет тучи лунный гребень.
***
Ягнёночек кудрявый — месяц
Гуляет в голубой траве.
***
Месяц, всадник унылый,
Уронил повода.
***
Ковригой хлебною под сводом
Надломлена луна
***
Рыжий месяц жеребёнком
Запрягался в наши сани.
***
Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихой воде.
***

Не могу удержаться, чтобы не напомнить пушкинские строки из «Евгения Онегина», в которых тоже упомянуто ночное светило, но. как-то, по-моему, странно:

Татьяна на широкий двор
В широком платьице выходит,
На МЕСЯЦ зеркальце наводит,
Но в тёмном зеркале одна
Дрожит печальная ЛУНА.
Вы улыбнулись и задумались? Вот и я тоже!

Кроме простых метафор авторы используют развёрнутые, то есть раскрывающиеся на протяжении большого текста, как, например, в стихотворении А.Пушкина «Телега жизни».
В поэме «Облако в штанах» В.Маяковского вы увидите множество развёрнутых метафор: он обыгрывает прямые значения слов фразеологизма («нервы расходились»), и такой приём называется реализацией метафоры:
Слышу:
тихо,
как больной с кровати,
спрыгнул нерв.
И вот —
сначала прошёлся
едва-едва,
потом забегал,
взволнованный,
чёткий.
Теперь и он и новые два
мечутся отчаянной чечёткой.

Вообще Маяковский — непревзойдённый мастер метафор, смелых, необычных, окрашенных яркими красками революционного времени:

На небе, красный, как Марсельеза,
вздрагивал, околевая, закат.
***
Видите —
небо опять иудит
пригоршнью обрызганных предательством звёзд?
***
. с гильотины неба
головой Антуанетты
солнце
покатилось
умирать на зданиях.

Приведу примеры оригинальных метафор из лирики Юнны Мориц. У неё

осенний лист «вдруг прижмётся среди ночи / Лицом морщинистым к окну». А ещё:

В облаках сентября
Намокает заря.
***
Острые гвозди мороза
В спину войдут — не согнутся.
***
Рассвета розовое дерево
Шумит надеждами во мне.
***
И губы слов синеют без любви…

С благоговением отзывается о метафоре польский лингвист Ян Парандовский в замечательном трактате о писательском искусстве «Алхимия слова»: «Для литературного языка необходимо, чтобы писатели работали над «освежением» слов, находящихся во всеобщем употреблении.
В обиходном языке, в плохой литературе, в дешёвой публицистике слова скучают и мучаются всё в одних и тех же постоянно повторяемых сочетаниях. Всё те же прилагательные тянутся, как тени, за своим привычным существительным. Окаменелые обороты, прогнившие метафоры. Плесень, болото, стоячая вода.
Этот застывший мир ждёт дуновения из уст настоящего писателя».

Между прочим, эти размышления тоже построены на яркой и свежей метафоре.
Среди метафор выделяют

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ. О нём рассказ в следующей части.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector