7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Стихи заболоцкого что такое красота

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Рубрики

  • • библиотека (215)
  • история (23)
  • поэзия (47)
  • проза (19)
  • русский язык (25)
  • энциклопедии, справочники (32)
  • • гороскопы, тесты (120)
  • гороскопы (49)
  • народные приметы (17)
  • тесты (50)
  • • детям (220)
  • игры, флешки (41)
  • литература для детей (43)
  • учим английский язык (30)
  • художники для детей (17)
  • юным художникам (22)
  • • живопись (1123)
  • австралийские художники (16)
  • австрийские художники (8)
  • албанские художники (2)
  • алжирские художники (1)
  • американские художники (50)
  • английские художники (47)
  • армянские художники (5)
  • белорусские художники (20)
  • бельгийские художники (5)
  • болгарские художники (9)
  • бразильские художники (7)
  • венгерские художники (5)
  • вьетнамские художники (4)
  • грузинские художники (9)
  • датские художники (2)
  • израильские художники (3)
  • индийские художники (4)
  • иранские художники (4)
  • испанские художники (17)
  • итальянские художники (19)
  • канадские художники (13)
  • китайские художники (24)
  • корейские художники (12)
  • латвийские художники (6)
  • литовские художники (4)
  • мексиканские художники (4)
  • молдавские художники (2)
  • немецкие художники (8)
  • нигерийские художники (1)
  • нидерландские художники (10)
  • ново зеландские художники (3)
  • норвежские художники (3)
  • перуанские художники (3)
  • польские художники (21)
  • португальские художники (3)
  • российские художники (555)
  • румынские художники (6)
  • сербские художники (5)
  • сингапурские художники (3)
  • тайские художники (2)
  • турецкие художники (5)
  • узбекские художники (3)
  • украинские художники (29)
  • филиппинские художники (4)
  • финские художники (3)
  • французские художники (23)
  • хорватские художники (3)
  • художники разных стран (33)
  • чешские художники (1)
  • чилийские художники (3)
  • шведские художники (7)
  • шотландские художники (4)
  • эссе по картинам художников (7)
  • южноафриканские художники (2)
  • японские художники (17)
  • • жизнь замечательных людей (379)
  • артисты театра и кино (18)
  • артисты эстрады (37)
  • афоризмы и цитаты (43)
  • мудрость народов мира (25)
  • никто не забыт (50)
  • правила жизни (51)
  • спортсмены (14)
  • • здоровье (274)
  • долголетие (30)
  • здоровое питание, диеты (47)
  • лечебная зарядка, массаж (44)
  • мед.литература, диагностика (35)
  • целебные свойства растений (47)
  • • интересные факты (384)
  • животный мир (50)
  • космос (37)
  • люди (50)
  • разное (49)
  • растения и природа (39)
  • события и факты (49)
  • • искусство (132)
  • искусство такое разное (39)
  • рукоделие (20)
  • скульптуры, памятники (34)
  • цветы, растения (18)
  • • история создания шедевров (176)
  • картины зарубежных художников (21)
  • картины российских художников (49)
  • музыка (25)
  • песни зарубежные (22)
  • песни российские (34)
  • стихи (24)
  • • какой сегодня праздник? (369)
  • весна (75)
  • зима (91)
  • календарь праздников (21)
  • лето (90)
  • осень (91)
  • • кино,театр (226)
  • документальные фильмы (41)
  • зарубежные фильмы (35)
  • мультфильмы, детские фильмы (20)
  • российские худ. фильмы (49)
  • театр (18)
  • • красивейшие места планеты (244)
  • города, деревни, замки (50)
  • моря, реки, озёра, водопады (42)
  • парки, сады (31)
  • растения (24)
  • удивительная природа (46)
  • • кулинария (343)
  • вторые блюда (36)
  • выпечка (42)
  • десерты (34)
  • завтрак (32)
  • заготовки на зиму (16)
  • кабачки, тыква (25)
  • напитки (8)
  • оладьи, блины (24)
  • первые блюда (8)
  • разное (21)
  • салаты и закуски (47)
  • • мода (119)
  • история костюма и моды (36)
  • мода прошлого и настоящего (47)
  • фантазия причёсок (26)
  • • мои речные круизы (237)
  • путешествия по Пермскому краю (30)
  • теплоход В.Маяковский (49)
  • теплоход К.Минин (22)
  • теплоход М.Кутузов (39)
  • теплоход Н.Гоголь (28)
  • теплоход П.Бажов (14)
  • теплоход Пушкарёв (21)
  • теплоход Родная Русь (11)
  • теплоход Урал (12)
  • • музыка, видео. зарубежные исполнители (103)
  • инструментальная музыка (25)
  • • музыка, видео. российские исполнители (141)
  • музыка из кинофильмов (14)
  • музыкальные конкурсы (40)
  • • музыка, муз. открытки (259)
  • азбука вокала (23)
  • классическая музыка (19)
  • музыкальные альбомы (46)
  • песня года (17)
  • • оглавления разделов дневника (37)
  • • оформление дневника (130)
  • фотогенераторы (25)
  • чайнику от чайника (50)
  • • пермь-пермский край (237)
  • балетный конкурс «арабеск» (24)
  • знаменитые люди Перми (23)
  • прогулки с фотоаппаратом. (50)
  • разное (35)
  • театры, концерты, музеи (40)
  • фестиваль белые ночи в перми (32)
  • • православие (95)
  • православие (30)
  • православные праздники (26)
  • сочельник, рождество, крещение (24)
  • • праздники (283)
  • необычные праздники (40)
  • новый год (49)
  • новый год на картинах художников (36)
  • • притчи (164)
  • притчи в стихах (26)
  • • ссылки на разные темы (92)
  • • стихи (437)
  • времена года (50)
  • грусть, одиночество (40)
  • дети, воспоминания о детстве (22)
  • жизнь, возраст (50)
  • ирина самарина-лабиринт (50)
  • классики (47)
  • праздники (27)
  • про животных (18)
  • про музыку и танец (7)
  • юмор в стихах (45)
  • • стихи часть 2 (105)
  • андрей дементьев (11)
  • лариса рубальская (16)
  • эдуард асадов (5)
  • • танец (241)
  • балет (50)
  • бальные танцы (37)
  • танец на картинах художников (32)
  • танцы народов мира (40)
  • танцы разные (37)
  • • умелые руки (269)
  • вышивка (7)
  • вязание (46)
  • вязаные цветы (18)
  • игрушки (45)
  • коврики (35)
  • пэчворк (13)
  • самоучитель: вязание, шитьё. (26)
  • тапочки, пинетки (24)
  • шитьё (13)
  • • уютный дом, дача (126)
  • дача (50)
  • квартира, дом (30)
  • • фотографы (185)
  • городской пейзаж, природа (33)
  • животный мир (50)
  • люди (47)
  • люди и животные (10)
  • начинающему фотографу (10)
  • • цитаты из дневников друзей (32)

Всегда под рукой

  • К приложению

Поиск по дневнику

Статистика

Трогательное стихотворение Николая Заболоцкого — Некрасивая девочка. Размышления поэта о красоте.

Среди других играющих детей

Она напоминает лягушонка.

Заправлена в трусы худая рубашонка,

Колечки рыжеватые кудрей

Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,

Черты лица остры и некрасивы.

Двум мальчуганам, сверстникам её,

Отцы купили по велосипеду.

Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,

Гоняют по двору, забывши про неё,

Она ж за ними бегает по следу.

Чужая радость так же, как своя,

Томит её и вон из сердца рвётся,

И девочка ликует и смеётся,

Охваченная счастьем бытия.

Ни тени зависти, ни умысла худого

Ещё не знает это существо.

Ей всё на свете так безмерно ново,

Так живо всё, что для иных мертво!

И не хочу я думать, наблюдая,

Что будет день, когда она, рыдая,

Увидит с ужасом, что посреди подруг

Она всего лишь бедная дурнушка!

Мне верить хочется, что сердце не игрушка,

Сломать его едва ли можно вдруг!

Мне верить хочется, что чистый этот пламень,

Который в глубине её горит,

Всю боль свою один переболит

И перетопит самый тяжкий камень!

И пусть черты её нехороши

И нечем ей прельстить воображенье,-

Младенческая грация души

Уже сквозит в любом её движенье.

А если это так, то что есть красота

И почему её обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

Анализ стихотворения «Некрасивая девочка» Н. Заболоцкого
Тема различий внешней и внутренней красоты поднимается в произведениях поэтов разного времени, и возможно, будет звучать еще долгое время. В своем стихотворении «Некрасивая девочка» Николай Заболоцкий описывает внешность главной героини без использования метафор и гипербол – он пишет то, что видит: «черты лица остры и некрасивы», «рот длинен, зубки кривы». Это простая маленькая девочка в дырявой рубашке, отличающаяся от своих сверстников внешностью, которую обыватель назвал бы дурной, некрасивой и отталкивающей.

Но в противовес внешней «некрасивости», автор произведения тонко подмечает ее характер, ее внутреннюю красоту, тот самый огонь, который горит внутри сосуда и тот, что есть истинная красота. Заболоцкий отмечает, что чужая радость для девочки точно так же, как и своя, она еще не делит, как взрослые, на свое и чужое все то, что ее окружает. Она чиста в своей детской наивности, и своим произведением автор как будто просит читателя все-таки обращать внимание именно на красоту внутри, а не то, что снаружи.

Читать еще:  Сколько звезд на небе стих

Размышляя о том, что же ждет девочку в будущем, автор с горечью подмечает, что со временем, подрастая, бедный ребенок поймет, что среди своих сверстниц она всего лишь «бедная дурнушка», над которой будут подшучивать или же дружить из жалости. Выделяется то, что большее внимание отводят внешности, а не душе и сердцу, что в современном даже автору мире то, что снаружи ценится гораздо больше, чем то, что внутри. И все же поэт надеется, что даже чужие насмешки не осквернит чистую душу, а грязный мир не заполнит сердце пороками и завистью. Он рассуждает на тему того, что же все-таки есть красота – пустой сосуд, или огонь, мерцающий в сосуде.

Портрет ребенка создается Заболоцким не с помощью метафорических описаний, автор прибегает к четким эпитетам: «худая рубашонка», «колечки кудрей» и т.д. Однако, размышляя на тему чувств, а затем и будущего некрасивой девочки, начинают появляться и метафоры– «охваченная счастьем бытия», «…радость так же, как своя, томит ее и вон из сердца рвется», «младенческая грация души».

Стихотворение можно отнести к жанру элегии, поскольку его автор рассуждает об одном из вечных философских вопросов – что есть истинная красота. Преобладающий настрой произведения – грустный. Размер стихотворения – пятистопный ямб. Представлены разные типы рифмы – параллельная, кольцевая, перекрестная. Встречается и женская, и мужская рифмы.

Спасибо за ваши комментарии!

Рубрики:• история создания шедевров

Процитировано 3 раз
Понравилось: 26 пользователям

Стихи заболоцкого что такое красота

Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Двум мальчуганам, сверстникам её,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про неё,
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость так же, как своя,
Томит её и вон из сердца рвётся,
И девочка ликует и смеётся,
… показать весь текст …

Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться,
И день и ночь, и день и ночь!
Гони её от дома к дому,
Тащи с этапа на этап,
По пустырю по бурелому,
Через сугроб, через ухаб!
Не разрешай ей спать в постеле,
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в черном теле,
И не снимай с неё узды!
Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
… показать весь текст …

Нет на свете печальней измены, чем измена себе самому.

Потерпи, уступи и прости —
Так Святые Отцы нас учили,
Чтоб на жизненно верном пути
Злые силы с дороги не сбили.
Потерпи, уступи и прости,
И тебе точно так же уступят.
Очень просто удар нанести,
Если злоба на злобу наступит.
Ослепит все глаза пеленой
По зловеще безумному нраву,
А во гневе слепого слепой
Обязательно свалит в канаву.
Сколько в мире хороших семей,
Неразлучных на веки, казалось,
… показать весь текст …

Очарована, околдована,
С ветром в поле когда-то обвенчана,
Вся ты словно в оковы закована,
Драгоценная ты моя женщина!

Не веселая, не печальная,
Словно с темного неба сошедшая,
Ты и песнь моя обручальная,
И звезда ты моя сумасшедшая…

Я склонюсь над твоими коленями,
Обниму их с неистовой силою,
И слезами и стихотвореньями
Обожгу тебя, добрую, милую…
… показать весь текст …

О КРАСОТЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЛИЦ

Есть лица, подобные пышным порталам,
Где всюду великое чудится в малом.
Есть лица — подобия жалких лачуг,
Где варится печень и мокнет сычуг.
Иные холодные, мертвые лица
Закрыты решетками, словно темница.
Другие — как башни, в которых давно
Никто не живет и не смотрит в окно.
Но малую хижинку знал я когда-то,
Была неказиста она, небогата,
Зато из окошка ее на меня
Струилось дыханье весеннего дня.
… показать весь текст …

Вылетев из Африки в апреле
К берегам отеческой земли,
Длинным треугольником летели,
Утопая в небе, журавли.

Вытянув серебряные крылья
Через весь широкий небосвод,
Вел вожак в долину изобилья
Свой немногочисленный народ.

Но когда под крыльями блеснуло
Озеро, прозрачное насквозь,
Черное зияющее дуло
Из кустов навстречу поднялось.
… показать весь текст …

Облетают последние маки

Облетают последние маки,
Журавли улетают, трубя,
И природа в болезненном мраке
Не похожа сама на себя.

По пустыной и голой алее
Шелестя облетевшей листвой,
Отчего ты, себя не жалея,
С непокрытой бредешь головой?

Жизнь растений теперь затаилась
В этих странных обрубках ветвей,
Ну, а что же с тобой приключилось,
Что с душой приключилось твоей?
… показать весь текст …

Детство

`
Огромные глаза, как у нарядной куклы,
Раскрыты широко. Под стрелами ресниц,
Доверчиво-ясны и правильно округлы,
Мерцают ободки младенческих зениц.
На что она глядит? И чем необычаен
И сельский этот дом, и сад, и огород,
Где, наклонясь к кустам, хлопочет их хозяин,
И что-то, вяжет там, и режет, и поет?
Два тощих петуха дерутся на заборе,
Шершавый хмель ползет по столбику крыльца.
А девочка глядит. И в этом чистом взоре
Отображен весь мир до самого конца.
Он, этот дивный мир, поистине впервые
… показать весь текст …

СЕНТЯБРЬ

.
Сыплет дождик большие горошины,
Рвется ветер, и даль нечиста.
Закрывается тополь взъерошенный
Серебристой изнанкой листа.

Но взгляни: сквозь отверстие облака,
Как сквозь арку из каменных плит,
В это царство тумана и морока
Первый луч, пробиваясь, летит.

Значит, даль не навек занавешена
Облаками, и, значит, не зря,
Словно девушка, вспыхнув, орешина
… показать весь текст …

Что есть красота и почему её обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, или огонь, мерцающий в сосуде?

Исхудавший от голода, злой,

Шел по кладбищу он И уже выходил за ворота.

Вдруг под свежим крестом,

С невысокой могилы, сырой

И окликнул невидимый кто-то.
… показать весь текст …

Читая стихи

Любопытно, забавно и тонко:
Стих, почти непохожий на стих.
Бормотанье сверчка и ребенка
В совершенстве писатель постиг.
И в бессмыслице скомканной речи
Изощренность известная есть.
Но возможно ль мечты человечьи
В жертву этим забавам принесть?
И возможно ли русское слово
Превратить в щебетанье щегла,
Чтобы смысла живая основа
Сквозь него прозвучать не могла?
Нет! Поэзия ставит преграды
Нашим выдумкам, ибо она
… показать весь текст …

Лесное озеро

Опять мне блеснула, окована сном,
Хрустальная чаша во мраке лесном.

Сквозь битвы деревьев и волчьи сраженья,
Где пьют насекомые сок из растенья,
Где буйствуют стебли и стонут цветы,
Где хищными тварями правит природа,
Пробрался к тебе я и замер у входа,
Раздвинув руками сухие кусты.
В венце из кувшинок, в уборе осок,
В сухом ожерелье растительных дудок
Лежал целомудренной влаги кусок,
Убежище рыб и пристанище уток.
Но странно, как тихо и важно кругом!
… показать весь текст …

Читать еще:  Стихи цветаевой которые стали песнями

Из записок старого аптекаря

Красотка Акулина захворала,
Но скоро ей уже полегче стало.
А ведь не будь у нас пенициллина,
Пожалуй, померла бы Акулина!

Болтают, что в соседнем переулке
Какой-то бывший князь,
Имея драгоценности в шкатулке,
Скончался, не лечась.
Дивлюся я такому человеку:
Хоть ты и князь, но уважай аптеку!

Как хорошо, что дырочку для клизмы
Имеют все живые организмы!
… показать весь текст …

Простые, тихие, седые,
Он с палкой, с зонтиком она, —
Они на листья золотые
Глядят, гуляя дотемна.
Их речь уже немногословна,
Без слов понятен каждый взгляд,
Но души их светло и ровно
Об очень многом говорят.

В неясной мгле существованья
Был неприметен их удел,
И животворный свет страданья
Над ними медленно горел.
Изнемогая, как калеки,
… показать весь текст …

Два мира есть у человека… Один , который нас творил… Другой , который мы от века , творим по мере наших сил…

Старая сказка

Сравните, как в заданной Некрасовым интонации — «Ты всегда хороша несравненно» (#844175 ) — сливаются голоса самых разных поэтов:» Кое-как удалось разлучиться» — Ахматова;» Я не знаю, зачем на рассвете» — Блок; «В нашу прозу с ее безобразьем» — Пастернак; «В этом мире, где наша особа» — Заболоцкий и т. д.) -Это из статьи О.Седаковой(#844175).А ниже -тот Заболоцкий

В этом мире, где наша особа
Выполняет неясную роль,
Мы с тобою состаримся оба,
Как состарился в сказке король.

Догорает, светясь терпеливо,
Наша жизнь в заповедном краю,
И встречаем мы здесь молчаливо
Неизбежную участь свою.

Но когда серебристые пряди
Над твоим засверкают виском,
Разорву пополам я тетради
И с последним расстанусь стихом.
… показать весь текст …

ПОРТРЕТ

Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.

Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?

Ее глаза — как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза — как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
… показать весь текст …

Все, что было в душе

Все, что было в душе, все как будто опять потерялось,
И лежал я в траве, и печалью и скукой томим.
И прекрасное тело цветка надо мной поднималось,
И кузнечик, как маленький сторож, стоял перед ним.

И тогда я открыл свою книгу в большом переплете,
Где на первой странице растения виден чертеж.
И черна и мертва, протянулась от книги к природе
То ли правда цветка, то ли в нем заключенная ложь.

И цветок с удивленьем смотрел на свое отраженье
И как будто пытался чужую премудрость понять.
Трепетело в листах непривычное мысли движенье,
То усилие воли, которое не передать.
… показать весь текст …

О красоте человеческих лиц

  • Любовь
  • Заболоцкий

В стихотворении «О красоте человеческих лиц» Николай Заболоцкий рисует психологические портреты людей на основе их физиогномики. По мнению автора, лица людей способны многое рассказать нам о человеке – его грехах и пороках, милосердии и добродетели.

Разбор стихотворения

Стих состоит из двух взаимосвязанных частей, в первое даётся описание «хороших и плохих» лиц, во второй Заболоцкий уходит в воспоминания и рисует образ человека, который навсегда останется в его памяти. В нем внешняя неказистость, сполна компенсируется внутренним светом и душевным теплом.

Если лица, которые лепят на себя маску величия, но являются лишь воплощением раздутого малого, а бывают лица, которые напоминают жалкие лачуги с таким же запустением внутри человека.

Есть лица — подобия жалких лачуг,
Где варится печень и мокнет сычуг.

Есть лица, напоминающие тюрьмы – с таким человеком нельзя поговорить о красоте неба, ибо он его видит только через решетку, но встречаются и лица, подобные пустующим башня, которые видны издалека, но внутри пусты, как старая консервная банка…

Другие — как башни, в которых давно
Никто не живет и не смотрит в окно.

По лицу человека можно сказать, если присмотреться на уголки губ, просвет глаз и мимику, что там спрятано внутри, за внешним занавесом, за маской снаружи.

Хижина в воспоминаниях прошлого

Во второй части стиха Заболоцкий вспоминает прошлое и видит в нём неказистую хижину с небогатым убранством, которая буквально излучала тепло, а из её приземистого окошка:

Струилось дыханье весеннего дня.

Не всегда внешняя неказистость говорит о внутренней духовной пустоте, как и далеко не всегда показная роскошь имеет внутри нечто большее, чем пустота и осколки небытия.

Средства выразительности

Из средств выразительности Заболоцкий использует в стихотворении:

  • Сравнения.
  • Антонимы.
  • Метафоры.
  • Эпитеты.

Сравнения помогают противопоставить внешнее и внутреннее, выражение лица и мир внутри человека. Вот основные сравнения в стихе:

  1. Словно темница.
  2. Подобные пышным порталам.
  3. Как солнце сияющих нот.
  4. Другие (лица) — как башни.

Антоним – «великое… в малом», а из метафор выделим:

  1. Где варится печень и мокнет сычуг.
  2. Лица / закрыты решетками, словно темница.

В первом сравнении несложно представить лицо, которое сморщено и ничтожно, но это не влияние старости, а отражение пустоты внутреннего мира.

Во втором случае один взгляд на лицо говорит, что этот человек отгородился от всего мира, с ним невозможно вести дружескую беседу и надеяться на откровенность и приятный диалог.

Также в стихотворении есть несколько эпитетов, наделяющих выразительностью ряд существительных – это «жалкие лачуги», «пышные порталы» и «ликующие песни». Прилагательное является в этом случае определяющим словом и передает существительному новые качества и свойства.

С помощью стихотворения Заболоцкий хочет показать, что лицо человека является отражением его внутреннего мира и по особенностям физиогномики можно многое узнать о людях.

Текст

Есть лица, подобные пышным порталам,
Где всюду великое чудится в малом.
Есть лица — подобия жалких лачуг,
Где варится печень и мокнет сычуг.
Иные холодные, мертвые лица
Закрыты решетками, словно темница.
Другие — как башни, в которых давно
Никто не живет и не смотрит в окно.
Но малую хижинку знал я когда-то,
Была неказиста она, небогата,
Зато из окошка ее на меня
Струилось дыханье весеннего дня.
Поистине мир и велик и чудесен!
Есть лица — подобья ликующих песен.
Из этих, как солнце, сияющих нот
Составлена песня небесных высот.

Читает стих Б Ветров

«Некрасивая девочка» — анализ стихотворения Николая Заболоцкого

Рождение произведения

На период написания (а написано оно было в 1948 году) автор этого сочинения немало задавался философскими вопросами как в своей голове, так и в своём творчестве. Тема общественного отвержения была очень близка Заболоцкому. Если изучить его биографию, в которой есть место для трёхлетней ссылки, пятилетнего пребывания в сталинских лагерях, продолжительных гонений со стороны советского литературного сообщества, то становится вполне понятно почему.

Стихотворение «Некрасивая девочка» Николай Заболоцкий назвал в честь его главной героини — маленькой девочки, гуляющей во дворе с друзьями. Неизвестно, что первым привлекло внимание поэта — отталкивающий внешний вид ребёнка или его же симпатичное поведение, но на написание элегии он вдохновился, когда наблюдал за играющей малышкой.

Тема, идея и содержание

Основная проблематика произведения — человеческая красота и её влияние на жизнь индивидуума. Внутренняя красота — тихий, но чарующий, ни с чем не сравнимый, обжигающе прекрасный «мерцающий огонь», противопоставляется внешней — «сосуду», в котором часто «пустота». Рассказывая о невзрачной с виду, но совершенной внутри девочке, автор с грустью размышляет о том, что второе часто играет гораздо большую роль в нашем обществе, в то время как первое вовсе упускается из виду.

Читать еще:  Какое склонение у слова стихах

Первая часть

В первой половине стихотворения идёт повествовательная и описательная часть произведения. Сначала автор приводит нам краткое описание внешности главной героини, затем описывает её поведение и эмоции.

Первое, что делает поэт — это пытается передать читателю своё общее впечатление от наблюдаемой, сравнивая маленькую девчушку с «лягушонком», и выделяя её этим «среди толпы играющих детей». Затем внимание автора перемещается на неказистый наряд девчонки — ветхую рубашку, заправленную в трусы. Одежда хотя и не является показателем природной внешней красоты человека, но зато отлично вписывается в общую картину, подчёркивая её.

У малышки неприбранные рыжие кудряшки — эта деталь тоже усиливает ощущение потрёпанности и нескладности. Следом идёт указание уже на сами неприглядные черты — кривые зубы, длинный рот, слишком острое и в целом неприглядное лицо.

В преддверии главных событий сообщается, что «двум мальчуганам, сверстникам её, отцы купили по велосипеду». Казалось бы, каким образом это может относиться к теме девичьей красоты? Следуем дальше — а дальше ситуация накаляется. «Сегодня мальчики, не торопясь к обеду, гоняют по двору, забывши про неё». Как мог бы повести себя любой другой ребёнок в ответ на подобное? Как правило, на такое отвечают обидой, завистью, злобой. И вряд ли кого-то можно было бы за это винить, ведь это вполне справедливая реакция на пренебрежение. Но тем героиня и поражает поэта: вместо того, чтобы обижаться, ябедничать, злиться и плакать, «она ж за ними бегает по следу» и «ликует», «смеётся».

«Чужая радость так же, как своя, томит её и вон из сердца рвётся», — вот что приводит поэта в восхищение, поневоле заставляет любоваться внутренней красотой ребёнка. То, что обычный человек встретил бы обидой, ненавистью, завистью, она встречает совершенно противоположным — она на седьмом небе от счастья уже оттого, что счастливы другие, уже просто потому, что живёт на этом свете. Способность так искренне радоваться за другого, особенно когда ты сам при этом оказался далеко не в лучшем положении, дана далеко не каждому. И среди этих немногих счастливчиков оказался несчастный «лягушонок».

На этом первая часть прерывается и начинается вторая. Если до этого писатель просто наблюдал и обрисовывал увиденное, то дальше он активно делится своими измышлениями по поводу описанной картины.

Вторая половина стихотворения

Во второй части идёт рассуждение на тему внутренней и внешней красоты. Писатель, подводя итог своим наблюдениям, пытается сделать адекватный прогноз дальнейшей жизни ребёнка, излагает свои надежды на светлое развитие событий, и печально задаётся вопросом на тему «что есть красота».

Юное создание не склонно к таким деструктивным чувствам, как зависть, желчь, обида, желание отомстить — вот главное качество, которое так сильно привлекло Заболоцкого в играющей девочке. Он восторгается её детской чистотой, непосредственностью, умению радоваться простым жизненным мелочам — «ей всё на свете так безмерно ново, так живо всё, что для иных мертво!».

Автор так проникается симпатией к ребёнку, что всерьёз переживает по поводу её наступающего будущего. И первое, что приходит ему на ум — это, к сожалению, суровая проза жизни. «И не хочу я думать, наблюдая, что будет день, когда она, рыдая, увидит с ужасом, что посреди подруг она всего лишь бедная дурнушка!» В нашем мире внешняя привлекательность и правда играет значительную роль, и, конечно, особенно это касается прекрасной половины человечества.

Красивая женщина всегда имеет преимущество перед некрасивой, чувствует себя более уверенной и счастливой даже в далёких от любви сферах жизни. Поэтому душевная красота малютки рискует испортиться и поломаться о жестокий и несправедливый мир.

Повзрослев и осознав свою непривлекательность, девушка имеет все шансы впасть в глубокое отчаяние и растерять все внутренние сокровища. Но Заболоцкий питает надежду, что такая пора для неё никогда не наступит. «Чистый пламень», который горит в сердце этого маленького человека, по убеждению поэта, должен стать очищающим огнём, уберегающим девушку от всей грязи этого мира, способным спасти её прекрасную душу от одиночества и страданий.

Следом подводится итог всему вышесказанному. По мнению писателя, совершенно неважно, что девочка не отличается хорошими внешними данными, и вряд ли способна усладить чей-то взор. Ведь несмотря на это, девочка всё равно обладает таким чудесным свойством, как «младенческая грация души», которая отчётливо «сквозит в любом её движенье». А значит, истинная красота уже при ней. И именно в ней малышка найдёт спасение от будущих насмешек, и с помощью неё переживёт все невзгоды, которые встретятся ей на пути.

Приближаясь к концу, Заболоцкий напрямую задаёт риторический вопрос, ответ на который уже ясен: «что есть красота и почему её обожествляют люди?» Автор напоминает читателям, что по-настоящему красивым человека делают его мысли и поступки, а вовсе не внешний лоск. «Сосуд она, в котором пустота, или огонь, мерцающий в сосуде?» По мнению писателя, конечно, красота заключается именно в этом самом внутреннем «огне».

Стилистические особенности

По сути, всё произведение представлено в виде монолога писателя. Стихотворение состоит из двух смысловых частей:

  • Описание главной героини.
  • Размышление над её дальнейшей судьбой, а также над понятием «красоты».

Формальная и смысловая композиции совпадают: каждая из смысловых частей текста занимает ровно одну строфу. Всего их получается две.

Это произведение представляет собой философское размышление над важной жизненной проблемой, поэтому его вполне можно отнести к жанру элегии. Также его можно назвать философской лирикой. Стихотворение написано пятистопным ямбом. Используются перекрёстная, параллельная и кольцевая (АВВА) рифмовки. Последняя явно преобладает над остальными.

Для передачи образа девочки активно используются эпитеты и метафоры:

  • «худая рубашонка»;
  • «бедная дурнушка»;
  • «чистый пламень»;
  • «охваченная счастьем бытия»;
  • «в глубине ее горит»;
  • «всю боль свою один переболит»;
  • «младенческая грация души».

Однако лучше читать полностью «Некрасивую девочку» Заболоцкого, не ограничиваясь кратким анализом стихотворения. Только так можно понять философский замысел автора и сделать собственные выводы.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: