0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тургенев стихи как хороши

Тургенев стихи как хороши

«Как хороши, как свежи были розы. » — эта строчка из стихотворения Ивана Мятлева «Розы» (1834) стала рефреном знаменитого стихотворения в прозе И.С. Тургенева (1879) и не менее знаменитого стихотворения Игоря Северянина «Классические розы» (1925), входившего в репертуар Александра Вертинского.

Трудно назвать стихотворную строку, имевшую в течение почти столетия такую удивительную судьбу, что уже само по себе заставляет внимательнее отнестись к творчеству этого «забытого» поэта. И.П.Мятлев — одна из заметных фигур Золотого пушкинского века. Его мать была дочерью и внучкой двух фельдмаршалов графов Салтыковых, от которых Мятлев унаследовал баснословные богатства. Он был дружен с А.С. Пушкиным и даже приходился ему шестиюродным братом. Входил как в высшие светские, так и в высшие литературные круги. Славился даром поэта-каламбуриста, мастера стихотворных пародий и эпиграмм. Его шуточно-сатирическая поэма «Сенсации и замечания госпожи Курдюковой за границею. » считается предтечей Козьмы Пруткова. Но по большому счету испытание временем выдержала только строчка из «Роз», обессмертившая имя Мятлева благодаря Тургеневу и Игорю Северянину.

Стихотворение «Розы» И.П. Мятлев (1796-1844) написал в 1834 г. Впервые напечатано в 1835 г. без указания автора.

Как хороши, как свежи были розы
В моем саду! Как взор прельщался мой!
Как я молил весенние морозы
Не трогать их холодною рукой!

Как я берег, как я лелеял младость
Моих цветов заветных, дорогих;
Казалось мне, в них расцветала радость;
Казалось мне, любовь дышала в них.

Но в мире мне явилась дева рая,
Прелестная, как ангел красоты;
Венка из роз искала молодая —
И я сорвал заветные цветы.

И мне в венке цветы еще казались
На радостном челе красивее, свежей;
Как хорошо, как мило соплетались
С душистою волной каштановых кудрей!

И заодно они цвели с девицей!
Среди подруг, средь плясок и пиров,
В венке из роз она была царицей,
Вокруг ее вилась и радость и любовь!

В ее очах — веселье, жизни пламень,
Ей счастье долгое сулил, казалось, рек,
И где ж она. В погосте белый камень,
На камне — роз моих завянувший венок.

Эти строки, вернее первая строка, стали более известны благодаря И. С. Тургеневу, который использовал её в одном из своих «стихотворений в прозе». Тургенев не называет имени поэта. Поэтому иногда ошибочно автором этих поэтических строк считают именно его.

Почему Тургенев вспоминает давно прошедшее? Вспоминает то, о чём не хотел думать в юности? Тургеневу-писателю всегда было характерно интенсивное лирическое переживание. В конце 70-х годов 19 века оно вылилось в небольшие лирические произведения, жанр которых он сам определил, как «Стихотворения без рифмы и размера».

«КАК ХОРОШИ, КАК СВЕЖИ БЫЛИ РОЗЫ. «

Где-то, когда-то, давно-давно тому назад, я прочел одно стихотворение. Оно скоро позабылось мною. но первый стих остался у меня в памяти:

«Как хороши, как свежи были розы. «

Теперь зима; мороз запушил стекла окон; в темной комнате горит одна свеча. Я сижу, забившись в угол; а в голове всё звенит да звенит:

«Как хороши, как свежи были розы. «

И вижу я себя перед низким окном загородного русского дома. Летний вечер тихо тает и переходит в ночь, в теплом воздухе пахнет резедой и липой; — а на окне, опершись на выпрямленную руку и склонив голову к плечу, сидит девушка — и безмолвно и пристально смотрит на небо, как бы выжидая появления первых звезд. Как простодушно-вдохновенны задумчивые глаза, как трогательно-невинны раскрытые, вопрошающие губы, как ровно дышит еще не вполне расцветшая, еще ничем не взволнованная грудь, как чист и нежен облик юного лица! Я не дерзаю заговорить с нею, — но как она мне дорога, как бьется мое сердце!

«Как хороши, как свежи были розы. «

А в комнате всё темней да темней. Нагоревшая свеча трещит, беглые тени колеблются на низком потолке, мороз скрыпит и злится за стеною — и чудится скучный, старческий шепот.

«Как хороши, как свежи были розы. «

Встают передо мною другие образы. Слышится веселый шум семейной, деревенской жизни. Две русые головки, прислонясь друг к дружке, бойко смотрят на меня своими светлыми глазками, алые щеки трепещут сдержанным смехом, руки ласково сплелись, в перебивку звучат молодые, добрые голоса; а немного подальше, в глубине уютной комнаты, другие, тоже молодые руки бегают, путаясь пальцами, по клавишам старенького пианино — и Ланнеровскии вальс не может заглушить воркотню патриархального самовара.

«Как хороши, как свежи были розы. «

Свеча меркнет и гаснет… Кто это кашляет там так хрипло и глухо? Свернувшись в калачик, жмется и вздрагивает у ног моих старый пес, мой единственный товарищ. Мне холодно. Я зябну. и все они умерли. умерли.

«Как хороши, как свежи были розы. «

Романов. «Розы» («Во дни надежды молодой»)

Стихотворение «Розы» написано Константином Романовым 9 декабря 1886 г. в Мраморном дворце.

Во дни надежды молодой,
Во дни безоблачной лазури
Нам незнакомы были бури, –
Беспечны были мы с тобой.
Для нас цветы благоухали,
Луна сияла только нам,
Лишь мне с тобою по ночам
Пел соловей свои печали.
– В те беззаботные года
Не знали мы житейской прозы:

Как хороши тогда,
Как свежи были розы!

То время минуло давно.
– Изведав беды и печали,
Мы много скорби повстречали;
Но унывать, мой друг, грешно:
Взгляни, как Божий мир прекрасен;
Небесный свод глубок и чист,
Наш сад так зелен и душист,
И теплый день, и тих, и ясен,
Пахнул в растворенную дверь;
В цветах росы сияют слезы.

Как хороши теперь,
Как свежи эти розы!

За все, что выстрадали мы,
Поверь, воздается нам сторицей.
Дни пронесутся вереницей,
И после сумрачной зимы
Опять в расцветшие долины
Слетит счастливая весна;
Засветит кроткая луна;
Польется рокот соловьиный,
И отдохнем мы от труда,
Вернутся радости и грезы:

Как хороши тогда,
Как свежи будут розы!

Стихотворение «Классические розы» Северянин (Игорь Васильевич Лотарев) (1887-1941) написал в Тойле, в Эстонии, в 1925 г.

Игорь Северянин выносит эпиграфом к своим «Классическим розам» первое четверостишие Мятлева, указывая и имя поэта, и дату написания мятлевских «Роз» (правда, неточную).

Стихотворение о нелегкой судьбе России после октябрьских событий 1917 года:

Как хороши, как свежи были розы
В моем саду! Как взор прельщался мой!
Как я молил весенние морозы
Не трогать их холодною рукой!

В те дни, когда роились грезы
В сердцах людей, прозрачны и ясны,
Как хороши, как свежи были розы
Моей прекрасной, голубой страны.

Прошли лета и всюду льются слезы,
Нет ни страны, ни тех, кто жил в стране.
Как хороши, как свежи были розы
Воспоминаний о минувшем дне.

Но дни идут, уже стихают грозы,
Вернуться в дом Россия ищет троп.
Как хороши, как свежи будут розы,
Моей страной мне брошенные в гроб!

Игорь Северянин похоронен на Таллинском кладбище. На могильном камне высечено:

Как хороши, как свежи будут розы,
Моей страной мне брошенные в гроб!

Вот такая история стихотворения «Розы», написанного Иваном Мятлевым в середине 19 века.

Читать еще:  Почему я до сих пор одна стих

Иван Тургенев — Как хороши, как свежи были розы: Стих

Где-то, когда-то, давно-давно тому назад, я прочел одно стихотворение. Оно скоро позабылось мною… но первый стих остался у меня в памяти:
Как хороши, как свежи были розы…

Теперь зима; мороз запушил стекла окон; в темной комнате горит одна свеча. Я сижу, забившись в угол; а в голове всё звенит да звенит:
Как хороши, как свежи были розы…

И вижу я себя перед низким окном загородного русского дома. Летний вечер тихо тает и переходит в ночь, в теплом воздухе пахнет резедой и липой; а на окне, опершись на выпрямленную руку и склонив голову к плечу, сидит девушка — и безмолвно и пристально смотрит на небо, как бы выжидая появления первых звезд. Как простодушно-вдохновенны задумчивые глаза, как трогательно-невинны раскрытые, вопрошающие губы, как ровно дышит еще не вполне расцветшая, еще ничем не взволнованная грудь, как чист и нежен облик юного лица! Я не дерзаю заговорить с нею — но как она мне дорога, как бьется мое сердце!

Как хороши, как свежи были розы…
А в комнате всё темней да темней… Нагоревшая свеча трещит, беглые тени колеблются на низком потолке, мороз скрыпит и злится за стеною — и чудится скучный, старческий шёпот…

Как хороши, как свежи были розы…
Встают передо мною другие образы… Слышится веселый шум семейной деревенской жизни. Две русые головки, прислонясь друг к дружке, бойко смотрят на меня своими светлыми глазками, алые щеки трепещут сдержанным смехом, руки ласково сплелись, вперебивку звучат молодые, добрые голоса; а немного подальше, в глубине уютной комнаты, другие, тоже молодые руки бегают, путаясь пальцами, по клавишам старенького пианино — и ланнеровский вальс не может заглушить воркотню патриархального самовара…

Как хороши, как свежи были розы…
Свеча меркнет и гаснет… Кто это кашляет там так хрипло и глухо? Свернувшись в калачик, жмется и вздрагивает у ног моих старый пес, мой единственный товарищ… Мне холодно… Я зябну… И все они умерли… умерли…

Как хороши, как свежи были розы…

Анализ стихотворения в прозе «Как хороши, как свежи были розы» Тургенева

Тема старости и бесплодных сожалений – основная в произведении Ивана Сергеевича Тургенева «Как хороши, как свежи были розы».

Стихотворение написано в 1879 году. Его автор, переступая порог старости, оглядывается на свою жизнь, вспоминает горькие уроки и минуты радости. Житель двух столиц – французской и русской, И. Тургенев доживал свой век в Европе, рядом с самым близким для него семейством Виардо. По жанру – драматическое стихотворение в прозе, элегия. Лирический герой – единственное действующее лицо, проходящее через весь цикл. Название миниатюре дала строчка из стихотворения Ивана Мятлева. Странно, что писатель утверждает, что запамятовал и сам стих, и его автора. Ведь его сочинил его когда-то друг, столь же преданный почитатель таланта певицы Полины Виардо. Поздняя ревнивая нотка или желание подчинить факты своему трагическому мироощущению, исключающему фамилии и даты, говорили в писателе. Многоточия превалируют в этом стихотворении. Зачин почти сказочный: где-то, когда-то, давно-давно тому назад. Горит свеча, а в голове старика «все звенит да звенит»: как хороши, как свежи были розы… наконец, начинается долгожданная череда воспоминаний: загородный русский дом, поздний летний вечер, полный пьянящих ароматов, и девушка в проеме окна. Ее словесный портрет подчеркнуто сентиментальный, а не романтический или, тем более, страстный. Авторские эпитеты: простодушно-вдохновенны, трогательно-невинны. Чистота и юность этого образа сохранились в памяти лирического героя. Несколько восклицаний: как бьется мое сердце! Кто она? Первая любовь? Незнакомка? Неизвестно.

Опять рефрен строки И. Мятлева. В 4 абзаце повтор «темней да темней». Свеча как образ горения жизни коптит, трещит. Мороз тоже недоволен, и бубнит себе под нос одинокий старик все ту же затверженную строчку про розы… Звучит мощный ностальгический мотив. В скудном описании сразу узнаются русские картины. «Две русые головки» смотрят на героя из пучины времени. Может, это он и его брат Николай (они и взрослые остались дружны), или же здесь возникает тень умершего в 15 лет брата Сергея. Уменьшительные суффиксы слов подчеркивают нежность автора: головки, дружке, глазки. Затем временной скачок – и вот уже «молодые руки, путаясь пальцами»: играет, кажется, девушка, и, кажется, вальс И. Ланнера. Тот самый, что был популярен так много лет назад. Эпитет «патриархальный самовар» усиливает тему тоски по семейному уюту. «Свеча меркнет»: параллель с закатом жизни. «И гаснет»: образ, говорящий о смерти. «Кто это кашляет там так?»: кто этот старик в зеркале? У ног героя зябнет старый пес, верный охотник. «Я зябну…»: все как будто происходит прямо сейчас, читатель видит эту далекую картину. «Все они умерли… умерли…»: он и сам почти в забытьи. Когда его не станет – исчезнет всякая память об этих людях на земле. В конце все тот же почти жалобный, заунывный рефрен из старого стиха забытого приятеля.

И. Тургенев долго воспринимал свои стихотворения в прозе как наброски. Не собирался он их и печатать. После публикации миниатюры получили высокую оценку как коллег по перу, так и читающей публики.

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Рубрики

  • Памятные даты (503)
  • Мои поздравление (46)
  • Поздравления друзьям (25)
  • Война и Победа (17)
  • Мои даты (9)
  • Нотр-Дам де Пари (4)
  • Отдыхаем (424)
  • Новый год (46)
  • Это интересно (398)
  • Художники (364)
  • Сальвадор Дали (7)
  • Эрте (Роман Тыртов) (2)
  • Любимые исполнители (325)
  • ДиДюЛя (29)
  • Дэвид Гарретт (22)
  • Высоцкий (17)
  • Андреа Бочелли (16)
  • Хулио Иглесиас (16)
  • IL DIVO (12)
  • Андре Рьё (10)
  • Леонард Коэн (9)
  • Алла Пугачева (8)
  • Ярослав Сумишевский (8)
  • Крис Ри (8)
  • Дмитрий Хворостовский (8)
  • Гэри Мур (8)
  • Максим Мрвица (8)
  • Conchita Wurst (6)
  • Наргиз (5)
  • Максим Фадеев (5)
  • Вячеслав Ольховский (5)
  • Игорь Тальков (5)
  • Уитни Хьюстон (5)
  • Сергей Захаров (4)
  • Борис Гребенщиков (4)
  • Джо Дассен (4)
  • Муслим Магомаев (4)
  • Олег Погудин (4)
  • Энгельберт Хампердинк (4)
  • Челентано (3)
  • Стинг (3)
  • Олег Винник (3)
  • Артур Руденко (3)
  • Юлия Самойлова (2)
  • Иван Ребров (2)
  • Методие Бужор (2)
  • Валерий Агафонов (2)
  • Грегори Лёмаршаль (2)
  • Юрий Гуляев (1)
  • Люди истории (262)
  • Романовы (9)
  • Любимые стихи (235)
  • Татиана Щеглова (17)
  • Эндрю Фриз (15)
  • Валентина (Батвалентина) (12)
  • Эдуард Дэлюж (11)
  • Константин Бальмонт (11)
  • Андрей Федорченко (11)
  • Самарина-Лабиринт (10)
  • Эдуард Асадов (9)
  • Вадим Странник (9)
  • Иосиф Бродский (8)
  • Белла Ахмадулина (8)
  • Светлана Пугач (8)
  • Пушкин (7)
  • Дэнн Фенциклидин (6)
  • Аль Квотион (5)
  • Виктория Виртанен (5)
  • Михаил Лермонтов (4)
  • Фазза (4)
  • Илья Евтеев (4)
  • Татьяна Воронцова (3)
  • Богдан Филатов (2)
  • Лариса Рубальская (2)
  • Ирина Майская (2)
  • Наум Сагаловский (1)
  • Просто нравится (233)
  • Общество и мы (233)
  • Заповедник (8)
  • Музыка (192)
  • Игорь Крутой (24)
  • Джованни Марради (17)
  • Джон Соколофф (13)
  • Крис Сфирис (9)
  • Дмитрий Маликов (9)
  • Микаэл Таривердиев (9)
  • Алексей Рыбников (6)
  • Поль Мориа (1)
  • Игорь Двуреченский (1)
  • Философия жизни (163)
  • Мои ролики (153)
  • Фотографы (135)
  • Аслан Ахмадов (4)
  • Музыкальные открытки (129)
  • Актеры (123)
  • Леонардо Ди Каприо (6)
  • Андрей Миронов (4)
  • Юрий Богатырев (2)
  • Робин Уильямс (2)
  • Олег Басилашвили (1)
  • Семья (114)
  • Рецепты (5)
  • Знаменитые женщины (109)
  • Алиса Фрейндлих (7)
  • Майя Плисецкая (5)
  • Людмила Гурченко (5)
  • Софи Лорен (4)
  • Одри Хепбёрн (3)
  • Инна Чурикова (2)
  • Елена Образцова (2)
  • Алла Демидова (2)
  • Вивьен Ли (2)
  • Грета Гарбо (2)
  • Галина Вишневская (1)
  • Путешествия (106)
  • AirPano (11)
  • Храм Гроба Господня (2)
  • Кино (85)
  • Еврейское счастье фильм Познер (7)
  • Выставки и музеи (65)
  • Природа (54)
  • Красота и здоровье (45)
  • Астрология (36)
  • Астрология с улыбкой (12)
  • Психология (35)
  • Марк Ифраимов (3)
  • Сказки Эльфики (2)
  • Барбара де Анжелис (2)
  • Любовь и романтика (34)
  • Театр (31)
  • Дети (28)
  • Тесты и гадания (26)
  • Притчи (23)
  • Флешки (17)
  • Jacquie Lawson (12)
  • Уроки по Лиру (17)
  • Любаша (5)
  • Лариса Гурьянова (3)
  • Галина Шадрина (2)
  • Иришка-Манюшка (2)
  • Плейкасты (8)
  • Мои плейкасты (7)
  • Аудиокниги (7)
  • Бернар Вербер (4)
Читать еще:  Стихи как бросить курить

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Постоянные читатели

  • Все (315)

Статистика

Как хороши, как свежи были розы… История одного стихотворения.

Как хороши, как свежи были розы
В моём саду! Как взор прельщали мой!
Как я молил весенние морозы
Не трогать их холодною рукой!

Как я берёг, как я лелеял младость
Моих цветов заветных, дорогих;
Казалось мне, в них расцветала радость,
Казалось мне, любовь дышала в них.

Но в мире мне явилась дева рая,
Прелестная, как ангел красоты,
Венка из роз искала молодая,
И я сорвал заветные цветы.

И мне в венке цветы ещё казались
На радостном челе красивее, свежей,
Как хорошо, как мило соплетались
С душистою волной каштановых кудрей!

И заодно они цвели с девицей!
Среди подруг, средь плясок и пиров,
В венке из роз она была царицей,
Вокруг её вились и радость и любовь.

В её очах — веселье, жизни пламень;
Ей счастье долгое сулил, казалось, рок.
И где ж она. В погосте белый камень,
На камне — роз моих завянувший венок.

Стихотворения «Розы » впервые было напечатано в «Собрании стихотворений» в 1835 года без указания имени автора — поэта пушкинской поры Ивана Петровича Мятлёва (1796-1844).

Эти строки, вернее первая строка, стали более известны благодаря
И. С. Тургеневу, который использовал её в одном из своих «стихотворений в прозе» (1882). Поэтому иногда ошибочно автором этих поэтических строк считают именно его.

В произведении Тургенева «Как хороши, как свежи были розы»
есть такие строчки:

«Где-то, когда-то, давно-давно тому назад, я прочёл одно стихотворение. Оно скоро позабылось мною… но первый стих остался у меня в памяти:

«Как хороши, как свежи были розы …»

Почему Тургенев вспоминает давно прошедшее? Вспоминает то, о чём не хотел думать в юности? Тургеневу-писателю всегда было характерно интенсивное лирическое переживание. В конце 70-х годов 19 века оно вылилось в небольшие лирические произведения, жанр которых он сам определил, как «Стихотворения без рифмы и размера».

Послушайте аудиозапись из сайта Старое радио «Тургенев И — Как хороши, как свежи были розы» (чит. А.Мартынов)

Всего Иваном Сергеевичем за границей было написано
83 стихотворения, в которых отразился весь писатель, его большой
восхитительный ум, тонкое эстетическое миропонимание,
неизбывная скорбь одинокого и бездомного человека…

Сейчас посмотрите для отдыха ролик — «Фонтан и розы»
— с музыкой Игоря Крутого «Я скучаю по тебе, даже когда сплю…».

Классические розы.

Как хороши, как свежи были розы
В моем саду! Как взор прельщали мой!
Как я молил весенние морозы
Не трогать их холодною рукой!

***
В те времена, когда роились грезы
В сердцах людей, прозрачны и ясны,
Как хороши, как свежи были розы
Моей любви, и славы, и весны!

Прошли лета, и всюду льются слезы.
Нет ни страны, ни тех, кто жил в стране.
Как хороши, как свежи ныне розы
Воспоминаний о минувшем дне!

Но дни идут — уже стихают грозы.
Вернуться в дом Россия ищет троп.
Как хороши, как свежи будут розы,
Моей страной мне брошенные в гроб!

Именно последние две строчки этого стихотворения выбиты на надгробии Игоря Северянина в Таллинне, где он похоронен.

***
Вот такая история стихотворения «Розы», написанного Иваном Мятлёвым в середине 19 века.

Рубрики:Художники
Мои ролики
Это интересно
Отдыхаем

Метки: Это интересно Отдыхаем Художники Мои ролики

Процитировано 9 раз
Понравилось: 9 пользователям

Ivan Turgenev — «Как хороши, как свежи были розы…» (Стихотворения в прозе) («Kak khoroshi, kak svezhi byli rozy…»)

«Как хороши, как свежи были розы…» (Стихотворения в прозе)

Как свидетельствует черновой автограф, Тургенев первоначально хотел дать другую концовку стихотворению. Оборвав наполовину заключительную цитату «Как хороши, как свежи…», Тургенев стал писать дальше: «Нет, не стану думать о розах», но, не закончив фразу, зачеркнул ее и дописал цитату: «были розы», очевидно, не желая нарушать общий меланхолический тон стихотворения.

Стихотворение, первая строка которого дала заглавие данному произведению и повторяется затем несколько раз в его тексте в качестве лейтмотива, принадлежит И. П. Мятлеву и было впервые напечатано в 1835 г. под заглавием «Розы». Начальная строфа его читается так:

Как хороши, как свежи были розы
В моем саду! Как взор прельщали мой!
Как я молил весенние морозы
Не трогать их холодною рукой.

Первый раз на это стихотворение, начальная строка которого долгие годы звучала в памяти Тургенева, указал А. Ф. Кони в заметке «Певица Полина Виардо Гарсия» (Рус Ст, 1884, май, с. 403). Впоследствии Н. А. Янчук в «Литературных заметках» (Известия ОРЯС, 1907, кн. 4, с. 251–255), процитировав полностью это стихотворение по рукописному альбому 1840-х годов, напомнил о том, что строка, популяризированная Тургеневым, стала крылатой фразой и заглавием для вдохновленных им произведений скульптуры и музыки. Так озаглавлена, например, скульптура В. А. Беклемишева (Третьяковская галерея в Москве), изображающая молодую женщину с розой на коленях. На ту же тургеневскую тему с варьирующимся лейтмотивом («Как хороши тогда, Как свежи были розы», «Как хороши теперь, Как свежи эти розы» и т. п.) в 1886 г. написал стихотворение К. Р. («Новые стихотворения К. Р.». 2-е изд. СПб., 1900, с. 11–12). Популярность этой фразы-цитаты в словесном обиходе подтверждает В. В. Маяковский («Писатели мы») (см.: Ашукин Н. С., Ашукина М. Г. Крылатые слова. М., 1955, с. 250–251).

Ланнеровский вальс. — Вальсы И. Ф. К. Ланнера (1780–1843), дирижера, скрипача и композитора, были по манере близки к вальсам Штрауса-старшего и завоевали популярность благодаря мелодичной выразительности и изяществу. В повести «Ася» Тургенев упоминает звуки старинного ланнеровского вальса: «…я почувствовал, что все струны сердца моего задрожали в ответ на те заискивающие напевы» (наст изд., т. 5, с. 156). Вальс Ланнера упомянут также в поэме А. Григорьева «Видения» (1846):

Ланнера живой
Мотив несется издали, то тих,
Как шепот страсти, то безумья полн
И ропота, как шумный говор волн.

Как хороши, как свежи были розы

Еще мальчишкой я любил дома сидеть в старом мягком кресле с книгой на коленях. Удобнее всего было сидеть с большой книгой на коленях. Одной из таких больших книг был у нас том избранных произведений Ивана Тургенева, изданный по случаю какого-то юбилея великого писателя. Большой толстый том в плотном сером картонном переплете, напечатанный на меловой бумаге и с красочными иллюстрациями.

Читать еще:  Что писал пушкин кроме стихов

И там был цикл стихотворений в прозе. Среди них мне особенной запомнилось стихотворение под названием «Как хороши, как свежи были розы». Вроде бы ничего особенного, самые обычные, самые простые и вроде бы даже заурядные слова, так, своего рода небольшая жанровая смысловая сценка, но… забыть ее я не мог и она запала у меня в памяти навсегда, навечно. Вот и сейчас она у меня всплыла в памяти ни с того, ни с сего.
Ее самая первая строчка:

«Как хороши, как свежи были розы…»

Так и называлось то стихотворение Ивана Сергеевича Тургенева:

«Как хороши, как свежи были розы»

«Где-то, когда-то, давно-давно тому назад, я прочел одно стихотворение. Оно скоро позабылось мною… но первый стих остался у меня в памяти:
Как хороши, как свежи были розы…

Теперь зима; мороз запушил стекла окон; в темной комнате горит одна свеча. Я сижу, забившись в угол; а в голове всё звенит да звенит:
Как хороши, как свежи были розы…

И вижу я себя перед низким окном загородного русского дома. Летний вечер тихо тает и переходит в ночь, в теплом воздухе пахнет резедой и липой; а на окне, опершись на выпрямленную руку и склонив голову к плечу, сидит девушка – и безмолвно и пристально смотрит на небо, как бы выжидая появления первых звезд.

Как простодушно-вдохновенны задумчивые глаза, как трогательно-невинны раскрытые, вопрошающие губы, как ровно дышит еще не вполне расцветшая, еще ничем не взволнованная грудь, как чист и нежен облик юного лица! Я не дерзаю заговорить с нею – но как она мне дорога, как бьется мое сердце!

Как хороши, как свежи были розы…

А в комнате всё темней да темней… Нагоревшая свеча трещит, беглые тени колеблются на низком потолке, мороз скрипит и злится за стеною – и чудится скучный, старческий шёпот…

Как хороши, как свежи были розы…

Встают передо мною другие образы… Слышится веселый шум семейной деревенской жизни. Две русые головки, прислонясь друг к дружке, бойко смотрят на меня своими светлыми глазками, алые щеки трепещут сдержанным смехом, руки ласково сплелись, вперебивку звучат молодые, добрые голоса; а немного подальше, в глубине уютной комнаты, другие, тоже молодые руки бегают, путаясь пальцами, по клавишам старенького пианино – и ланнеровский вальс не может заглушить воркотню патриархального самовара…

Как хороши, как свежи были розы…

Свеча меркнет и гаснет… Кто это кашляет там так хрипло и глухо? Свернувшись в калачик, жмется и вздрагивает у ног моих старый пес, мой единственный товарищ… Мне холодно… Я зябну… И все они умерли… умерли…
Как хороши, как свежи были розы…»

Что здесь еще можно добавить к этим словам Ивана Сергеевича Тургенева? Ничего кроме слов восхищения: как чисты, как красивы, как прозрачны и как неувядаемо зримы эти бесхитростные Тургеневские слова про розы. И как им долго жить в сердцах русского человека.

PS Когда-то мы в школе их учили наизусть. Сейчас эти стихи уже не учат — нет надобности учить нынешних детей России словесной красоте.

Как хороши, как свежи были розы

«Как хороши, как свежи были розы» – фраза, впервые появившаяся в стихотворении Мятлева «Розы» и вдохновившая других поэтов на написание «розовых» стихотворений:

Мятлев. Стихотворение «Розы»

Стихотворение «Розы» И.П. Мятлев (1796-1844) написал в 1834 г. Впервые напечатано в 1835 г. без указания автора.

Как я берёг, как я лелеял младость
Моих цветов заветных, дорогих;
Казалось мне, в них расцветала радость,
Казалось мне, любовь дышала в них.

И заодно они цвели с девицей!
Среди подруг, средь плясок и пиров,
В венке из роз она была царицей,
Вокруг её вились и радость и любовь.

«Розы» – Сергей Чекалин (Муз. С. Чекалина) ►

Тургенев. «Как хороши, как свежи были розы»

Стихотворение в прозе «Как хороши, как свежи были розы» написано Иваном Тургеневым в сентябре 1879 г.

Где-то, когда-то, давно-давно тому назад, я прочёл одно стихотворение. Оно скоро позабылось мною. но первый стих остался у меня в памяти: Как хороши, как свежи были розы.

Теперь зима; мороз запушил стёкла окон; в тёмной комнате горит одна свеча. Я сижу, забившись в угол; а в голове всё звенит да звенит: Как хороши, как свежи были розы.

И вижу я себя перед низким окном загородного русского дома. Летний вечер тихо тает и переходит в ночь, в тёплом воздухе пахнет резедой и липой; а на окне, опершись на выпрямленную руку и склонив голову к плечу, сидит девушка – и безмолвно и пристально смотрит на небо, как бы выжидая появления первых звёзд. Как простодушно-вдохновенны задумчивые глаза, как трогательно-невинны раскрытые, вопрошающие губы, как ровно дышит ещё не вполне расцветшая, ещё ничем не взволнованная грудь, как чист и нежен облик юного лица! Я не дерзаю заговорить с нею,– но как она мне дорога, как бьётся моё сердце! Как хороши, как свежи были розы.

А в комнате всё темней да темней. Нагоревшая свеча трещит, беглые тени колеблются на низком потолке, мороз скрипит и злится за стеною – и чудится скучный, старческий шёпот. Как хороши, как свежи были розы.

Встают передо мною другие образы. Слышится весёлый шум семейной деревенской жизни. Две русые головки, прислонясь друг к дружке, бойко смотрят на меня своими светлыми глазками, алые щёки трепещут сдержанным смехом, руки ласково сплелись, вперебивку звучат молодые, добрые голоса; а немного подальше, в глубине уютной комнаты, другие, тоже молодые руки бегают, путаясь пальцами, по клавишам старенького пианино – и ланнеровский вальс не может заглушить воркотню патриархального самовара. Как хороши, как свежи были розы.

Свеча меркнет и гаснет. Кто это кашляет там так хрипло и глухо? Свернувшись в калачик, жмётся и вздрагивает у ног моих старый пёс, мой единственный товарищ. Мне холодно. Я зябну. и все они умерли. умерли. Как хороши, как свежи были розы.

Романов. «Розы» («Во дни надежды молодой»)

Стихотворение «Розы» написано Константином Романовым 9 декабря 1886 г. в Мраморном дворце.

Игорь Северянин. «Классические розы»

Стихотворение «Классические розы» Северянин (Игорь Васильевич Лотарёв) (1887-1941) написал в Тойле, в Эстонии, в 1925 г. Эпиграфом он выбрал первую строфу стихотворения «Розы» Мятлева.

В те времена, когда роились грёзы
В сердцах людей, прозрачны и ясны,
Как хороши, как свежи были розы
Моей любви, и славы, и весны!
Прошли лета, и всюду льются слёзы.. .
Нет ни страны, ни тех, кто жил в стране.
Как хороши, как свежи ныне розы
Воспоминаний о минувшем дне!
Но дни идут – уже стихают грозы.
Вернуться в дом Россия ищет троп…
Как хороши, как свежи будут розы,
Моей страной мне брошенные в гроб!

«Классические розы» – Иосиф Кобзон (Муз. О. Иванова) ►

Игорь Северянин похоронен на Таллинском кладбище. На могильном камне высечено:

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector