6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ты откуда русская зародилась музыка стих

музыка мира

МИХАИЛ МАТУСОВСКИЙ

Танцплощадка допоздна открыта.

Я ее законам подчинен.

Хриплая пластинка «Рио—Рита»,

С заводной пружиной патефон.

Пахнет первоцветом, пахнет маем.

Скрипки плачут тонко и навзрыд.

Мы-то ничегошеньки не знаем,

Что кому судьба наворожит.

И под знойный голос патефона,

Счастливы в неведеньи своем,

Затаив дыханье, полусонно

По волнам мелодии плывем.

Вы уж их за это не вините.

Вес забыв на несколько минут,

Парни в башмаках на кожемите

Модные движенья выдают.

И партнерши в ситчиках примятых,

Прижимаясь к ним на вираже,

Их волнуют душным ароматом

Массовой продукции ТЭЖЭ.

Да и как, скажите, ухитриться,

Как суметь предвидеть наперед –

Кто из них поляжет на границе,

Кто из них безвестно пропадет.

Кто в крови и глине из атаки

Доползет в ближайший медсанбат,

Кто ничком под танковые траки

Кинется со связкою гранат.

Кто, приняв немыслимые муки,

Сгинет от России вдалеке,

Кто в сыром бараке в Равенсбрюке

Номер свой увидит на руке.

Кто к земле прижмется недвижимо,

Загнанный, как волк, со всех сторон.

Но покуда – действует пружина

И исправно тянет патефон.

Танцплощадка допоздна открыта.

В спелых звездах южный небосвод.

И на полный голос «Рио—Рита»

Что-то иностранное поет.

ГЕННАДИЙ СЕРЕБРЯКОВ

Ты откуда, русская,

Зародилась, музыка?

То ли в чистом ноле,

То ли в лесе мглистом?

В радости ли? В боли?

Или в птичьем свисте?

Ты скажи, откуда

Грусть в тебе и удаль?

В чьем ты сердце билась

С самого начала?

Как же ты явилась?

Как ты зазвучала?

Пролетали утки –

Уронили дудки.

Пролетали гуси –

Уронили гусли.

Их порою вешней

Нашли, не удивились.

Ну а песня? С песней

На Руси родились.

ГЕНРИК ИБСЕН

В АЛЬБОМ КОМПОЗИТОРА

Орфей зверей игрою усмирял

И высекал огонь из хладных скал.

Камней у нас в Норвегии немало,

И диких тварей слишком много стало.

Играй! Яви могущество свое:

Исторгни искры, истреби зверье.

Перевод с норвежского А. Ахматовой.

Н. ЗАБОЛОЦКИЙ

Танцуй, Равель! Не унывай, Испанец!

Вращай, История, литые жернова.

Будь мельничихой в грозный час прибоя!

О Болеро, священный танец боя!

«Ты откуда, русская, зародилась музыка» — музыкальная гостиная, посвящённая творчеству П. И. Чайковского

Оксана Витт
«Ты откуда, русская, зародилась музыка» — музыкальная гостиная, посвящённая творчеству П. И. Чайковского

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 60»

«Ты откуда, русская, зародилась музыка»

Музыкальная гостиная, посвящённая творчеству П. И. Чайковского для детей подготовительной к школе группы

музыкальным руководителем

1 квалификационной категории

г. Березники, 2016 г.

Цель: прививать любовь к классической музыке, к творчеству П. И. Чайковского.

1. Развивать музыкальный вкус, музыкальные и творческие способности детей, актёрские начала, навыки выразительного чтения;

2. Продолжать учить детей слушать музыку осознанно, вдумчиво;

3. Вовлекать дошкольников в разные виды художественно-эстетической деятельности;

4. Расширять кругозор детей через знакомство с музыкой П. И. Чайковского;

Муз.репертуар: Песня «Уж как по мосту, мосточку»

Слушание «Камаринская»

Танец «Полька»

Оркестр «Неаполитанская песенка»

Импровизация с лентами и цветами

Оформление: выставка детских рисунков по произведениям Чайковского, портрет композитора.

Оборудование: мультимедиа, цветные ленты, цветы, детские музыкальные инструменты

Звучит «Апрель» П. И. Чайковского, дети входят в зал и рассаживаются на стульчики, чтецы выстраиваются у центральной стены

Реб. : Деньки стоят погожие,

На праздники похожие,

А в небе – солнце теплое,

Веселое и доброе.

Реб. : Все реки разливаются,

Все почки раскрываются,

Ушла зима со стужами,

Сугробы стали лужами.

Реб. : Покинув страны южные,

Вернулись птицы дружные.

На каждой ветке скворушки

Сидят и чистят перышки.

Реб. : Пришла пора весенняя,

Пришла пора цветения.

И, значит, настроение

У всех людей – весеннее!

Вед. : Дорогие гости! Дорогие дети! 25 апреля день рождения П. И. Чайковского. И сегодня, нашу музыкальную гостиную мы посвящаем памяти великого композитора.

Вед. : Пётр Ильич родился на Урале в небольшом городе Воткинске, где его отец, горный инженер, был директором завода. Позже семья Чайковских переехала в город Алапаевск, а через год – в Петербург. Десяти лет мальчика отдали в Училище правоведения. Именно здесь он начал серьезно заниматься музыкой, которая преподавалась для желающих. Ученики часто собирались в музыкальной комнате и там слушали Чайковского, который не только выразительно играл разные пьесы, но также импровизировал.

Но первые его музыкальные впечатления связаны с песнями, которые он слышал в детстве от матери, родственников и от народных певцов, обитателей рабочего поселка. Чайковский полюбил русскую народную песню, которая стала основой его прекрасной музыки. Народная песня звучит и в его операх, и в симфониях. Послушаем эти мелодии, которые стали украшением его музыки.

Дети выстраиваются полукругом и поют

«Уж как по мосту, мосточку» рус. нар. песня

Реб. : Ты откуда, русская,

Зародилась музыка?

То ли в чистом поле,

То ли в лесе мглистом?

В радости ли? В боли

Или в птичьем свисте?

Ты скажи, откуда

Грусть в тебе и удаль?

В чьем ты сердце билась

С самого начала.

Как же ты явилась?

Как ты зазвучала?

Вед. : А знаете ли вы, ребята, что может музыка? Что она умеет?

Дети: Заставляет радоваться, грустить, может рассмешить, разозлить, успокоить, убаюкать, может рассказывать…

Вед. : Действительно, музыка – настоящая волшебница.

Что может быть задорнее и радостнее удалой русской пляски? Сейчас прозвучит «Камаринская». Чайковский написал эту пьесу в форме вариаций, где тема русской плясовой изменяется с каждой вариацией, словно переливается, как бриллиант, своими гранями.

Звучит «Камаринская»

Вед. : Как прозвучала музыка?

Дети: Весело, лихо, задорно, с удалью.

Вед. : Пётр Ильич много путешествовал: он бывал во Франции, Италии, Америке, Германии. Свои впечатления он выражал в музыке. Так родился чешский танец «Полька». Весёлый, легкий, полный изящества, и даже шаловливый танец у Петра Ильича Чайковского принимает характер детского танца. В музыке этой пьесы слышатся задорные короткие ноты, стремительная мелодия словно делает подскоки на месте.

Звучит пьеса «Полька»

Вед. : А сейчас я хочу проверить ваши музыкальные знания. Готовы ответить на вопросы викторины о музыке?

Вед. : 1. Как называется музыка, которую исполняют только на инструментах без участия голоса? (инструментальная)

2. Какую музыку называют вокальной? (музыку, предназначенную для пения)

3. Как называются люди, создающие музыкальные произведения?

(композиторы)

4. Какая группа музыкальных инструментов возникла первой? (ударные)

5. Как называется большой коллектив певцов? (хор)

6. А музыкантов-инструменталистов? (оркестр)

7. Какое слово по-итальянски означает «труд», «сочинение»? (опера)

8. В каком веке в руках у дирижера появилась палочка? (в 19 веке)

9. Как переводится с итальянского и французского языков слово «балет»? (танец)

10. С помощью какого инструмента можно проверить, правильно ли настроены фортепиано, скрипка, виолончель? (с помощью камертона)

11. Какой музыкальный инструмент является самым большим? (орган)

12. Четыре музыканта, играющих вместе – это … Что? (квартет)

13. Сколько струн у скрипки? (четыре)

14. Кто создал величайший балет «Лебединое озеро»? (П. И. Чайковский)

Какие молодцы, наши юные любители музыки.

Реб. : Что за звуки! Неподвижно внемлю

Сладким звукам я;

Забываю вечность, небо, землю,

Всемогущий! Что за звуки! Жадно

Сердце ловит их,

Как в пустыне путник безотрадной

Каплю вод живых!

И в душе они опять рождают

Сны веселых лет

И в одежду жизни одевают

Читать еще:  Сочинение мы еще не знали что стихи пушкина

Все, чего уж нет.

Принимают образ эти звуки,

Образ милый мне;

Мнится, слышу тихий плач разлуки,

Вед. : Итальянская мелодия, которую Чайковский назвал «Неаполитанской песенкой», вошла в «Детский альбом», как фортепианная пьеса, а потом прозвучала в балете «Лебединое озеро». Наши дети исполнят её на детских музыкальных инструментах.

Оркестр «Неаполитанская песенка»

Вед. : Сегодня на нашу встречу, мы пригласили ученицу музыкальной школы…

Она исполнит пьесу П. И. Чайковского

Вед. : Ребята, назовите три балета, написанные П. И. Чайковским.

Дети: «Лебединое озеро», «Спящая красавица”», «Щелкунчик».

Вед. : Все они основаны на сказочных сюжетах, где происходят волшебные превращения и всегда добро побеждает зло.

Здесь Петр Ильич использует бесконечное множество танцевальных жанров музыки. Самый излюбленный и волшебный танец – вальс, без него не обходился ни один балет.

Балет «Спящая красавица» открывается именно вальсом, известным по всему миру.

Предлагаю и вам, дети, окунуться в волшебный мир танца. Выбирайте атрибуты и вставайте врассыпную.

Звучит Вальс из балета «Спящая красавица»

Дети импровизируют с лентами и цветами

Вед. : В 1940 году был открыт мемориальный музей Чайковского в Воткинске, его именем названы Московская и Киевская консерватории, концертный зал в Москве.

А в Москве каждые 4 года проводится Международный конкурс имени Чайковского. Его музыка продолжает звучать, занимая большое место в жизни людей нашего времени.

Концерт окончен. Музыка вдруг смолкла.

Но так ли это? Кажется, сейчас она звучит

И будет долго, долго ещё звучать для каждого из нас

И будет звать в неведомые дали, звенеть, искриться радугой – дугой,

Как будто нам жар – птицу в руки дали и напоили всех живой водой…

Такой могучей, сказочною силой порой бывает музыка полна,

Что кажется, как солнце, негасимой, как океан, безбрежною она…

Тот каждый день с волненьем будет ждать, когда мы вместе

Дверь в страну мелодий ключом скрипичным отомкнём опять!

Звучит музыка П. И. Чайковского, дети рассматривают выставку рисунков к произведениям композитора

«Музыка в балетах Чайковского». Доминантно-тематическое занятие (подготовительная группа) Цель: формирование основ музыкальной и духовной культуры через ознакомление детей с жизнью и творчеством П. И. Чайковского. Задачи: -накапливать.

Фрагмент рабочей программы «Музыкальная гостиная» Фрагмент рабочей программы «Музыкальная гостиная» Вторая младшая группа Цель: Обогатить эмоционально-художественное восприятие детей через.

Конспект НОД по творчеству П. И. Чайковского в старшей группе детей с ЗПР «Времена года» Задачи: Художественно-эстетическое развитие: – продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, вызвать яркий эмоциональный отклик при.

Литературно-музыкальная гостиная «Встреча у камина» Задачи: 1. Познакомить с содержанием сказки «Стойкий оловянный солдатик»,пополнять словарный запас детей. 2. Помочь воспринимать интонационный.

Литературно-музыкальная гостиная «Выстояли и победили» Цель мероприятия: воспитание патриотизма в дошкольниках через славное историческое прошлое России Задачи: 1. формировать у детей представление.

Музыкальная гостиная П. И. Чайковского. Развлечение для детей старшего дошкольного возраста Музыкальная гостиная П. И. Чайковского (Развлечение для детей старшего дошкольного возраста) Цель: Создание условий для воспитания у детей.

Развлечение для старших дошкольников «Музыкальная гостиная «В гости к музыке П. Чайковского» В гости к музыке П. И. Чайковского! (Музыкальный праздник для детей дошкольного возраста) Оформление зала: портрет П. И. Чайковского, экспозиция.

Музыкальная гостиная «Волшебная музыка Э. Грига» (фотоотчет) В рамках образовательного проекта «Классическая музыка в детском саду» в нашем детском саду прошла Музыкальная гостиная, где прозвучала.

Музыкально-литературная гостиная «Осенняя пора» по произведениям П. И. Чайковского «Времена года» Цель мероприятия – воспитание у детей чувства прекрасного. Задачи: • продолжить знакомство с произведениями из цикла «Времена года» П. И. Чайковского;.

План работы кружка «Музыкальная гостиная» Пояснительная записка Целью кружковой работы ставлю: знакомство с творчеством и основными датами из жизни биографии и творчества русских.

Ты откуда русская зародилась музыка

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГАПОУ СО «ВОЛЬСКТЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ им. Ф. И. ПАНФЕРОВА»

ПМ 01. Преподавание по программам начального общего образования

урока музыки, проведенного 24.09.18г.

в 4 «Б» классе МОУ «СОШ №6 г. Вольска»

студенткой группы 4н3

Барановой Анастасией Сергеевной

Методист: _________ (Люлина Г.В.)

Тема: Ты откуда, русская, зародилась музыка?

Тип урока: практический

Цель: Познакомить обучающихся с жанрами русских народных песен и источником их возникновения

Научить сравнивать, сопоставлять средства музыкальной выразительности, подбирать ассоциации и звучащие жесты (музыкальные движения) к музыке;

Развивать навык обобщать аналитический материал и осознавать жанровые особенности русских народных песен;

Прививать интерес к истории народа, её прошлому.

1. Р азвиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. О ценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Ф ормируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

1. Р азвиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. О ценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. П рогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Познавательные:

1. Ра звиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. П редставлять информацию в виде схемы.

3 . Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации

Коммуникативные:

1. Р азвиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

Музыкальный материал: русские народные песни и пляска: “У зори-то у зорюшки”, “Колыбельная”, “Солдатушки, бравы ребятушки”, “Милый мой хоровод” ,“Барыня”.

Оборудование: конспект, презентация.

-Музыкальное приветствие – «Здравствуйте ребята»

-Здравствуйте, меня зовут Анастасия Сергеевна. Сегодня я проведу у вас урок музыки.

– Расскажите, над какой темой вы работали на предыдущих уроков?

– Здорово! Сегодня я вам предлагаю познакомиться с интересной темой урока. Но для начала ответьте на вопрос.

-Откуда берет свое начало русская народная песня?

– Конечно на Руси.

Ты откуда, русская,

Зародилась, музыка?

То ли в чистом поле,

То ли в лесе мглистом?

В радости ли? В боли?

Или в птичьем свисте?

Ты скажи, откуда

Грусть в тебе и удаль?

В чьем ты сердце билась

С самого начала?

Как же ты явилась?

Как ты зазвучала?

Пролетали утки –

Уронили дудки.

Пролетали гуси –

Уронили гусли.

Их порою вешней

Нашли, не удивились.

Ну а песня? С песней

На Руси родились.

-Сегодня мы поговорим о жанрах народных песен.

-Сегодня урок у нас будет необычный. Давайте представим, что у нас есть машина времени, с помощью которой, мы попали в далекие времена.

Давным-давно, почти две тысячи лет назад. Русские люди жили племенами и общинами, и назывались они тогда древними славянами.

1.Колыбельная

Итак, община, здесь живет молодая семья. А зовут их, Иван, Марья да сыночек их маленький. Марьюшка делом занята – песню поет. Угадайте какую?

-Эту песню нам пела мама,

Когда колыбель качала.

– Что за песню пела мама?

– А какие колыбельные песни вы знаете?

Послушаем колыбельную и представим себя в виде дирижеров.

Пока ребеночек спит, Марья без дела не сидит, по дому хлопочет. Вяжет, ткет, прядет и жнет. И, конечно, песни поет.

Эти песни любят труд.

Послушаем трудовую песню и представим себя в виде дирижеров.

Ну вот и ребеночек проснулся, с ним нужно поиграть – игровые песни

Зайка серенький сидит

Читать еще:  Как называется повествование художественное произведение в стихах

И ушами шевелит.

Вот так, вот так

Он ушами шевелит!

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Вот так, вот так

Надо лапочки погреть!

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Вот так, вот так

Надо зайке поскакать.

Зайку волк испугал!

Зайка тут же убежал.

– Садитесь и продолжаем наше путешествие.

4.Хороводные

На лугу иль на опушке

-Вместе собрались подружки.

Это что за хоровод?

– Как вы думаете, какие песни пели, когда водили хоровод?

-Правильно, хороводные. Давайте послушаем.

Наверное, вы замечали, что когда поешь частушки , становится веселее, радостнее на душе, а внутри как будто птицы поют. .

-Какие частушки знаете вы?

– Отлично, а теперь послушаем мои.

Весело живется людям, хорошо поработали, можно и отдохнуть:

На гулянке, на вечёрке,

И под горкой, и на горке

Он и пляшет, и поёт.

Песни бодрые, живые.

Эти песни… (плясовые)

7. Лирические

Вот и день к концу подходит, пора петь песни задушевные, сердечные, нежные. Запишем еще один жанр – жанр лирической песни.

Лирические песни — народные песни, выражающие личные чувства и настроения поющих.

8. Солдатские

Жизнь идёт, пришло время Ивану в армии служить.

Про любовь в них и про дружбу,

Про войну в них и про службу,

Их всегда поют…( солдаты)

Правильно, записываем еще один жанр – солдатские песни.

Поможем Ивану, встанем и дружно маршируем вместе с ним.

Вот и пришло время нам возвращаться домой, в наше время.

-Ребята, где мы побывали сегодня на уроке, чем занимались?

-С кем познакомились?

-О каком жанре музыкального искусства мы говорили сегодня на уроке?

-Какие жанры русской народной песни были для вас интересны?

-Назовите произведения, которые вам запомнились, для кого они написаны и кем?

-Одинаковы были произведения по смыслу, характеру, настроению?

– Творческая работа детей.( дети рисуют «звучащую картинку» к любому жанру народной песни, если остаётся время на уроке, если нет- домашнее задание)

Впечатление об уроке.

Весёлые нотки (дети рисуют смайлики с их настроением)

Найти и выучить одну русскую народную частушку.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Музыкотерапия для детей дошкольного и младшего школьного возраста

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя

  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы

  • Баранова Анастасия СергеевнаНаписать 2944 19.09.2018

Номер материала: ДБ-097264

  • Музыка
  • 4 класс
  • Конспекты

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    19.09.2018 121
    19.09.2018 151
    19.09.2018 212
    19.09.2018 106
    19.09.2018 94
    19.09.2018 433
    19.09.2018 129
    19.09.2018 139

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки внедрит в программы вузов модуль по Великой Отечественной войне

Время чтения: 1 минута

55 российских школ остаются на карантине по коронавирусу

Время чтения: 0 минут

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Детей до 14 лет можно будет регистрировать на портале госуслуг

Время чтения: 1 минута

РАО учредит научно-образовательный центр для подготовки научных кадров

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

презентация” Ты откуда русская, зародилась музыка?”

презентация” Ты откуда русская, зародилась музыка?”

Скачать:

ВложениеРазмер
ty_otkuda_russkaya_zarodilas_muzyka.ppt2.78 МБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Ты откуда, русская, зародилась музыка? Подготовил ученик 4 класса :Якунин Максим

Ты откуда, русская, зародилась музыка? То ли в чистом поле, то ли в лесе глистом? В радости ли? В боли? Или в птичьем свисте? Ты скажи, откуда грусть в тебе и удаль? В чьём ты сердце билась с самого начала? Как же ты явилась? Как ты зазвучала? Пролетели утки – уронили дудки. Пролетели гуси – уронили гусли. Их порою вешней нашли, не удивились. Ну а песня? С песней на Руси родились. Г. Серебряков

Цель работы: выявить, почему мы любим русскую народную песню Всем хорошо известно два факта: На массовых мероприятиях молодёжь слушает как русскую так и зарубежную современную музыку в стиле диско. Но в то же время в узком кругу , на мероприятиях для души звучит русская народная песня.

Задачи для нашей группы: дать представление о рождение русской народной песни; определить на какие разряды разделились песни в связи с историческим развитием страны; определить значение фольклора в жизни русского народа; составить перечень русских песен часто исполняемых;

Гипотеза исследования Мы считаем, что русская песня, пришедшая к нам из глубины веков, будет жить на протяжении многих лет из – за своей душевной теплоты.

Разряды на которые разделились песни в связи с историческим развитием страны Русские народные песни Обрядовые Необрядовые Календарно – обрядовые Семейно – обрядовые Лирические колядки – «Добрый вечер» Масленичные- « А мы масленицу дожидаем» Веснянки – «Ой бежит ручьём вода» Хороводные- « Во поле берёза стояла» Игровые- – «Коршун» свадебные- « Ой сад во дворе» Похоронные – песни при рождении , крещении ребёнка – колыбельные»Ай качи..»,пеструшки «Зайка белый» любовные – «Тонкая рябина» солдатские – «Солдатушки, бравы ребятушки» бурлацкие – «Дубинушка» бытовые – «Камаринская» На протяжении многих веков народ сочинял песни как летопись своей жизни. В них радость и печали, удачи и трудности . В этих песнях разных по характеру, раскрывается сердечность и широта души русского народа.

Фольклор- ( folklore – народная мудрость). Музыкальный фольклор- это народные песни и танцы, былины и инструментальные наигрыши. Произведение живёт в устной традиции, передаётся от одного исполнителя к другому. Фольклор – это не только народная мудрость. Это ещё и проявление души народа.

Частушка- весёлые, озорные, страдания , лирические куплеты . Слово «частушка»- происходит от «частый», то есть быстрый. Мелодия у них совсем коротенькая, всего один куплет, который много раз повторяется с разными словами. Уверяют нас старушки: древний возраст у частушки. Завтра стукнет ей в обед уже целых двести лет! Не одну уже сотню лет частушка веселит народ, помогая пережить самые страшные и тяжёлые времена: голод и нищету, беды и несчастья.

Вывод На протяжении многих веков народ сочинял песни как летопись своей жизни В народных песнях – судьба русского народа Русские песни олицетворяют особый народный характер и сам дух народа Из далёкого прошлого несут нам народные песни удивительную свежесть, скромность и нежность, сердечную простоту и задушевность. Гипотеза подтверждена : в русской песне отражены не только широта и щедрость русского характера, в ней заключена тайна души народа. Песня – это душа народа. И из -за своей душевной теплоты русская песня будет жить на протяжении многих веков.

Перечень русских народных песен «Тонкая рябина» «Выходили красны девицы» « Бояре, а мы к вам пришли» « Камаринская» «Водичка, водичка, умой моё личико» «Радуга – дуга, не давай дождя» «А мы масленицу дожидаем…» «Солнышко, выгляни!» «Ой бежит ручьём вода» «Во поле берёза стояла» «Ой сад во дворе» «Тонкая рябина» «Дубинушка» Из далёкого прошлого и ближайших времён несут нам народные песни удивительную свежесть, скромность и нежность. В народных песнях – судьба русского народа.

“Ты откуда русская зародилась музыка”

Урок во 2 классе “Ты откуда русская зародилась музыка”

Просмотр содержимого документа
«”Ты откуда русская зародилась музыка”»

Ты откуда, русская, зародилась музыка?

Ты откуда, русская, зародилась музыка? То ли в чистом поле, то ли в лесе глистом? В радости ли? В боли? Или в птичьем свисте? Ты скажи, откуда грусть в тебе и удаль? В чьём ты сердце билась с самого начала? Как же ты явилась? Как ты зазвучала? Пролетели утки – уронили дудки. Пролетели гуси – уронили гусли. Их порою вешней нашли, не удивились. Ну а песня? С песней на Руси родились. Г. Серебряков

Всем хорошо известно два факта:

  • На массовых мероприятиях молодёжь слушает как русскую так и зарубежную современную музыку в стиле диско.
  • Но в то же время в узком кругу , на мероприятиях для души звучит русская народная песня.

Цель работы: выявить, почему мы любим русскую народную песню

Задачи для нашей группы:

  • дать представление о рождение русской народной песни;
  • определить на какие разряды разделились песни в связи с историческим развитием страны;
  • определить значение фольклора в жизни русского народа;
  • составить перечень русских песен часто исполняемых;

Гипотеза исследования

Мы считаем, что русская песня, пришедшая к нам из глубины веков, будет жить на протяжении многих лет из – за своей душевной теплоты.

Разряды на которые разделились песни в связи с историческим развитием страны

Русские народные песни

Календарно – обрядовые

Необрядовые

Семейно – обрядовые

колядки – «Добрый вечер»

Масленичные- « А мы масленицу дожидаем»

Веснянки – «Ой бежит ручьём вода»

Хороводные- « Во поле берёза стояла»

Игровые- – «Коршун»

свадебные- « Ой сад во дворе»

Похоронные –

песни при рождении ,

крещении ребёнка – колыбельные»Ай качи..»,пеструшки «Зайка белый»

любовные – «Тонкая рябина»

солдатские – «Солдатушки, бравы ребятушки»

бурлацкие – «Дубинушка»

бытовые – «Камаринская»

На протяжении многих веков народ сочинял песни как летопись своей жизни. В них радость и печали, удачи и трудности . В этих песнях разных по характеру, раскрывается сердечность и широта души русского народа.

Фольклор- ( folklore – народная мудрость). Музыкальный фольклор- это народные песни и танцы, былины и инструментальные наигрыши. Произведение живёт в устной традиции, передаётся от одного исполнителя к другому. Фольклор – это не только народная мудрость. Это ещё и проявление души народа.

Частушка- весёлые, озорные, страдания , лирические куплеты . Слово «частушка»- происходит от «частый», то есть быстрый. Мелодия у них совсем коротенькая, всего один куплет, который много раз повторяется с разными словами. Уверяют нас старушки: древний возраст у частушки. Завтра стукнет ей в обед уже целых двести лет!

Не одну уже сотню лет частушка веселит народ, помогая пережить самые страшные и тяжёлые времена: голод и нищету, беды и несчастья.

Перечень русских народных песен

  • «Тонкая рябина»
  • «Выходили красны девицы»
  • « Бояре, а мы к вам пришли»
  • « Камаринская»
  • «Водичка, водичка, умой моё личико»
  • «Радуга – дуга, не давай дождя»
  • «А мы масленицу дожидаем…»
  • «Солнышко, выгляни!»
  • «Ой бежит ручьём вода»
  • «Во поле берёза стояла»
  • «Ой сад во дворе»
  • «Тонкая рябина»
  • «Дубинушка»

Из далёкого прошлого и ближайших времён несут нам народные песни удивительную свежесть, скромность и нежность. В народных песнях – судьба русского народа.

  • На протяжении многих веков народ сочинял песни как летопись своей жизни
  • В народных песнях – судьба русского народа
  • Русские песни олицетворяют особый народный характер и сам дух народа
  • Из далёкого прошлого несут нам народные песни удивительную свежесть, скромность и нежность, сердечную простоту и задушевность.

Гипотеза подтверждена : в русской песне отражены не только широта и щедрость русского характера, в ней заключена тайна души народа. Песня – это душа народа. И из -за своей душевной теплоты русская песня будет жить на протяжении многих веков.

  • Гипотеза подтверждена: в русской песне отражены не только широта и щедрость русского характера, в ней заключена тайна души народа. Песня – это душа народа. И из -за своей душевной теплоты русская песня будет жить на протяжении многих веков.

Ты откуда, русская, зародилась музыка?

Презентация к уроку

Цель:

  • Познакомить обучающихся с жанрами русских народных песен и источником их возникновения;
  • Отследить связь народных песен с повседневной жизнью;
  • Способствовать формированию у обучающихся следующих универсальных учебных действий:
    • Личностные: способность нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания.
    • Регулятивные: целеполагание, прогнозирование, коррекция, оценка результата, способность к волевому усилию.
    • Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, моделирование, умение обобщать знания и делать выводы, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
    • Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками, способность выражать собеседнику эмпатию.

Задачи:

Образовательные:

  • На основе уже имеющихся знаний и через вопросы помочь учащимся осознать источники русской песни и ее значение в жизни людей.
  • Научить обобщать аналитический материал и осознавать жанровые особенности русских народных песен
  • Научить вслушиваться в произведение и анализировать средства музыкальной выразительности: интонации, темп, ритм, лад, динамику, регистр, жанровые особенности.

Развивающие:

  • Развивать познавательную активность, умение работать в группе;
  • Научить сравнивать, сопоставлять средства музыкальной выразительности, подбирать ассоциации и звучащие жесты (музыкальные движения) к музыке.

Воспитывающие:

  • Привить навык самостоятельной работы;
  • Сформировать опыт самоанализа в процессе слушания музыки используя схему;
  • Воспитывать умение высказывать свою точку зрения и прислушиваться к мнению другого.

Музыкальный материал: русские народные песни и пляска: “У зори-то у зорюшки”, “Колыбельная”, “Солдатушки, бравы ребятушки”, “Милый мой хоровод” – 2 варианта, “Тонкая рябина”, “Барыня”.

Оборудование: синтезатор, СD-запись, рассказ М.Горького “Как сложили песню”, стихотворение Г.Серебрякова “Ты откуда, русская, зародилась музыка?”.

Этапы урокаДеятельность учителяПредполагаемая деятельность учащихся
Организационный моментМузыкальное приветствие –

– На экране новая тема для нас и задачи-вопросы:

-Откуда берет свое начало русская народная песня?

– Жанры русских народных песен?

– Значение народных песен в жизни людей?

– Перед вами репродукция с картины русского художника 20 века

– Мы видим здесь разные ситуации, и радостные и печальные и обыденные.

Звучат фрагменты песен “Колыбельная” – учащимся подобрать музыкальные движения к песне и показать их

– В чем особенность интонаций этой песни?

– они повторяются, покачивающиеся.

Во время слушания учащимся предлагается подобрать музыкальные движения к песне и показать их

– К какому жанру вы бы отнесли эту песню?

Предлагается учащимся подобрать музыкальные движения к песне и показать их.

– В чем особенность этой песни?

С каким событием из жизни человека связана эта песня?

– Она танцевальная, спокойная, плавная, хороводная

– Чтобы танцевать, отдыхать, общаться

мягкая плавная,
нежная и ласковая,
скорбная и печальная,
бодрая и энергичная

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: