0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Удручённый ношей крестной.в каком стихе тютчева

«Стихотворение «Эти бедные селенья» (восприятие, истолкование, оценка)»

1855 год, год написания Тютчевым стихотворения «Эти бедные селенья…», был для России временем прихода к власти Александра II. Смена царя всегда сопровождалась ростом надежды на улучшения в общественной и государственной жизни. Тяжелое царствование Николая I, ненавидевшего и всячески пресекавшего свободу, закончилось. Вместе с этим в душе русских людей опять начали подниматься вопросы, которые при прошлом царе могли привести на виселицу или в Сибирь: вопросы о свободе и равенстве.

Анализируемое стихотворение относится к так называемой политической лирике Тютчева. Поэт долгое время состоял на госслужбе, поэтому, высказываясь на любую политическую тему, он должен был быть особенно осторожен. Ведь отступничество, а именно так и рассматривалось вольнодумие, каралось весьма сурово.

Основная тема стихотворения — закабаленность русского человека. Здесь речь идет о крепостном праве. Надо отметить, что Тютчев долгое время работал послом в Европе, где рабство и любое подобие крепостного права исчезло много веков назад. Поэтому, видя попрание человеческих законов в родной стране, поэт не мог оставаться равнодушным.

Прием, на котором строится все стихотворение, — иносказание. Используя «эзопов язык», Тютчев раскрывает свой взгляд на судьбу России и ее народа.

В первой же строфе мы встречаемся лицом к лицу с российской деревней, такой, какой ее видит поэт:

Эти бедные селенья,

Эта скудная природа —

Край родной долготерпенья,

Край ты русского народа!

Сразу же вводится и основная тема: говорится о повальной бедности и долготерпении простого русского народа. Но лирический герой стихотворения вовсе не ненавидит свою родную сторону за это униженное состояние. Напротив, он любит ее всем сердцем, и оттого его боль при виде страданий России становится нестерпимой.

В судьбе русского народа герой видит что-то святое и величественное. Смирение людей перед своей рабской участью кажется ему христианским. Гордыня, не свойственная русскому человеку, — это удел других народов:

Не поймет и не заметит

Гордый взор иноплеменный,

Что сквозит и тайно светит

В наготе твоей смиренной.

Вообще, христианский мотив звучит в произведении довольно четко. Всем хорошо известно, что Иисус не принадлежал к высшим социальным слоям, а был простым плотником, бедным человеком. Провозгласив равенство между людьми, сын Божий и не представлял, что в некоторых странах рабство, самая страшная форма унижения людей, продержится еще целых восемнадцать с половиной веков после распятия.

У Тютчева образ Христа и образ русского крестьянина сближаются до почти полного их слияния. Это позволяет поэту сравнить страдания русского крепостного с крестом, который Иисус нес на Голгофу. А также предположить, что «царь небесный» мог явиться на землю в образе раба, крепостного:

Удрученный ношей крестной,

Всю тебя, земля родная,

В рабском виде царь небесный

В последней строчке звучит и вовсе по тем временам крамольная мысль: земля русская благословлена ее крепостными. Они есть цари истинные, небесные, а не преходящие, земные.

Это стихотворение написано четырехстопным хореем. Рифма перекрестная, преимущественно женская.

В произведении использованы художественные средства, присущие «эзопову языку»: иносказания («в рабском виде царь небесный»), перифразы («царь небесный», «крестная ноша»), метафоры и эпитеты («край долготерпенья», «взор иноплеменный», «наготе смиренной»).

Таким образом, данное стихотворение раскрывает поэта Тютчева как художника-гуманиста. Не только мир чувств был важен для него. Он анализировал и высказывал в творчестве свои взгляды на различные аспекты человеческой жизни. В произведении «Эти бедные селенья…» Тютчев выразил гнетущее чувство несправедливости. Поэт не призывает к насильственным методам. Отнюдь, насилие для свержения тирании для него было равнозначно насилию тирании. Поэтому русский народ, по Тютчеву, — христианский мученик. И выжить народу помогает, так же, как и мученику, вера и терпение. А их русскому народу не занимать!

Стихотворение и анализ «Эти бедные селенья…»

Эти бедные селенья,

Эта скудная природа —

Край родной долготерпенья,

Край ты русского народа!

Не поймет и не заметит

Гордый взор иноплеменный,

Что сквозит и тайно светит

В наготе твоей смиренной.

Удрученный ношей крестной,

Всю тебя, земля родная,

В рабском виде царь небесный

Краткое содержание

Н. Бажин. Вечер в деревне. 1898

Стихотворение повествует об окружающем мире, в котором прослеживается особая, неповторимая судьба России, её терпеливого, верящего в справедливость, народа. Российскую действительность, озарённую невнятным, невидимым светом, не в состоянии понять ни один чужеземец. Единственным свидетелем народного долготерпения и страдания является сам Христос. Только сын Божий служит для измученного русского народа надеждой на светлое будущее. Россию веками благословляет и хранит Бог.

История создания

Произведение, насквозь пропитанное болью за недостойную жизнь народа, написано Тютчевым в 1855 г. Этот год оказался для страны особенным: пришёл к власти Александр II. Смена царского правления сопровождалась ростом надежды на заметное улучшение в сфере государственной и общественной жизни.

Тягостное правление предыдущего царя Николая I, ненавидевшего и пресекавшего любые ростки свободы, наконец-то завершилось. В умах русских людей вновь стали подниматься животрепещущие вопросы, которые при прошлом царе привели бы либо в Сибирь, либо на виселицу. Это вопросы о социальном равенстве и свободе.

Тютчев пишет это стихотворение после возвращения на Родину из Германии. Он рассуждает о том, почему для него нищая Россия лучше сытой Европы. Невзирая на бедность людей и рабский труд, Россия великая духовная держава, которую благословил Бог.

Жанр, направление, размер

Стихотворение относится к жанру политической лирики. Его можно трактовать, как поэтическое послание русскому народу, душевный крик о политической несправедливости в мире, неравных экономических реалиях.

Произведение написано четырёхстопным хореем. Рифмовка перекрёстная, в основном женская.

Композиция

С композиционной точки зрения, стихотворение состоит из трёх строф:

Первая строфа – в ней поэт описывает «бедные селенья» и «скудную природу», говоря о том, что всё это «край русского народа». Тютчев определяет его достаточно ёмко, называя: «край родной долготерпенья». В этой строке ощутимо сочувствие автора к людям, которые вынуждены жить в этих «бедных селеньях».

Читать еще:  Когда нибудь я стану мамой стихи

Вторая строфа – в ней поэт размышляет о загадочности души русского народа, которую невозможно понять «взору иноплеменных».

Третья строфа – в ней отражается идейное содержание всего произведения, заключающееся в искренней вере автора, что Царь Небесный не оставит «земли родной», ведь он «сходил» её «благословляя». Автор преклоняется перед нравственной силой русских людей, верит в них.

Образы и символы

В произведении Тютчева три ключевых образа, наполненных особой смысловой нагрузкой:

образ лирического героя – романтический герой испытывает мучительное чувство отчаяния за свою многострадальную Отчизну. Он понимает истинное положение вещей, оплакивает каждый клочок родной земли. Но при этом, герой гордится тем, что родился именно на русской земле, восклицая: «Край ты русского народа!»;

образ народа – поэт характеризует народ как несвободный: люди не в силах дать достойный отпор власти. Автор осуждает внутреннюю политику царского правления и крепостное право;

образы света и Христа – основными символами выступают два смысловых образа: света и Христа, олицетворяющих собою надежду и защиту. Свет ассоциируется с высшей земной ценностью: поруганная Родина, с её поблекшей красотой, всё ещё озарена тайным божественным светом. Она желанна для поэта и любима им.

Темы и настроение

Основная тема произведения – повальная бедность и долготерпение простого русского народа. Прежде всего, поэт поднимает тему крепостного права. Учитывая тот факт, что Тютчев много лет работал при дипломатическом ведомстве в Европе (Германии), где крепостное право исчезло много столетий назад, его отношение к крепостничеству было резко отрицательным. Наблюдая за повсеместным попранием человеческих прав в России, Тютчев не мог оставаться равнодушным.

Основная идея

Основная мысль произведения заключается в следующем: русский народ по своей природе и менталитету – смиренный мученик, которого спасают безграничное терпение и вера. Духовность – вот главное богатство России. Донося до читателей эту философскую мысль, Тютчев не призывает к насильственным методам свержения власти. Для поэта насилие, необходимое для свержения тирании, равнозначно самому насилию, исходящему от тиранов. Поэтому русский народ – это христианский мученик. Выжить ему помогают две вещи – вера и терпение.

Средства выразительности

Тютчев использует в данном произведении следующие средства выразительности:

эпитеты – «бедные», «скудная», «смиренной»;

метафоры – «взор иноплеменный», «край долготерпенья»;

иносказания – «в рабском виде царь небесный»;

перифразы – «царь небесный», «крестная ноша»;

анафора – в начале каждой строки слова приобретают значительную эмоциональную нагрузку, усиливая параллелизм: «Эти бедные селенья, эта скудная природа, край родной… край ты русского народа»;

аллитерация – ритмический рисунок каждой строчке автор задаёт чередованием согласных звуков «с» и «р».

Эти бедные селенья…

Эти бедные селенья,
Эта скудная природа —
Край родной долготерпенья,
Край ты Русского народа!
Не поймет и не заметит
Гордый взор иноплеменный,
Что сквозит и тайно светит
В наготе твоей смиренной.
Удрученный ношей крестной,
Всю тебя, земля родная,
В рабском виде Царь Небесный
Исходил, благословляя.

Статьи раздела литература

  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Обратная связь
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
  • Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день
  • Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»
  • Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.

Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.

Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».

Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.

Удручённый ношей крестной.в каком стихе тютчева

December 6th, 2019

Теперь тебе не до стихов,
О слово русское, родное!
Созрела жатва, жнец готов,
Настало время неземное.

Ложь воплотилася в булат;
Каким-то Божьим попущеньем
Не целый мир, но целый ад
Тебе грозит ниспроверженьем.

Все богохульные умы,
Все богомерзкие народы
Со дна воздвиглись царства тьмы
Во имя света и свободы!

Читать еще:  Кто первый стал собирать песни на стихи абая

Тебе они готовят плен,
Тебе пророчат посрамленье, —
Ты — лучших, будущих времен
Глагол, и жизнь, и просвещенье!

О, в этом испытаньи строгом,
В последней, в роковой борьбе,
Не измени же ты себе
И оправдайся перед Богом.

24 октября 1854

Нет, карлик мой! трус беспримерный!
Ты, как ни жмися, как ни трусь,
Своей душою маловерной
Не соблазнишь Святую Русь…

Иль, все святые упованья,
Все убежденья потребя,
Она от своего призванья
Вдруг отречется для тебя.

Иль так ты дорог провиденью,
Так дружен с ним, так заодно,
Что, дорожа твоею ленью,
Вдруг остановится оно.

Не верь в Святую Русь кто хочет,
Лишь верь она себе самой, —
И Бог победы не отсрочит
В угоду трусости людской.

То, что обещано судьбами
Уж в колыбели было ей,
Что ей завещано веками
И верой всех ее царей, —

То, что Олеговы дружины
Ходили добывать мечом,
То, что орел Екатерины
Уж прикрывал своим крылом, —

Венца и скиптра Византии
Вам не удастся нас лишить!
Всемирную судьбу России —
Нет, вам ее не запрудить.

Эти бедные селенья,
Эта скудная природа —
Край родной долготерпенья,
Край ты Русского народа!

Не поймёт и не заметит
Гордый взор иноплеменный,
Что сквозит и тайно светит
В наготе твоей смиренной.

Удручённый ношей Крестной,
Всю тебя, земля родная,
В рабском виде Царь Небесный
Исходил, благословляя.

13 августа 1855

Ужасный сон отяготел над нами,
Ужасный, безобразный сон:
В крови до пят, мы бьёмся с мертвецами,
Воскресшими для новых похорон.

Осьмой уж месяц длятся эти битвы
Геройский пыл, предательство и ложь,
Притон разбойничий в дому молитвы,
В одной руке распятие и нож.

И целый мир, как опьянённый ложью,
Все виды зла, все ухищренья зла.
Нет, никогда так дерзко правду Божью
Людская кривда к бою не звала.

И этот клич сочувствия слепого,
Всемирный клич к неистовой борьбе,
Разврат умов и искаженье слова —
Всё поднялось и всё грозит тебе,

О край родной! — такого ополченья
Мир не видал с первоначальных дней.
Велико, знать, о Русь, твоё значенье!
Мужайся, стой, крепись и одолей!

Начало августа 1863

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить.

Ты долго ль будешь за туманом
Скрываться, Русская звезда,
Или оптическим обманом
Ты обличишься навсегда?

Ужель навстречу жадным взорам,
К тебе стремящимся в ночи,
Пустым и ложным метеором
Твои рассыплются лучи?

Всё гуще мрак, всё пуще горе,
Всё неминуемей беда —
Взгляни, чей флаг там гибнет в море,
Проснись — теперь иль никогда.

20 декабря 1866

Они кричат, они грозятся:
«Вот к стенке мы славян прижмём!»
Ну, как бы им не оборваться
В задорном натиске своём!

Да, стенка есть — стена большая, —
И вас не трудно к ней прижать.
Да польза-то для них какая?
Вот, вот что трудно угадать.

Ужасно та стена упруга,
Хоть и гранитная скала, —
Шестую часть земного круга
Она давно уж обошла.

Её не раз и штурмовали —
Кой-где сорвали камня три,
Но напоследок отступали
С разбитым лбом богатыри.

Стоит она, как и стояла,
Твердыней смотрит боевой:
Она не то чтоб угрожала,
Но. каждый камень в ней живой.

Так пусть же бешеным напором
Теснят вас немцы и прижмут
К её бойницам и затворам, —
Посмотрим, что они возьмут!

Как ни бесись вражда слепая,
Как ни грози вам буйство их, —
Не выдаст вас стена родная,
Не оттолкнёт она своих.

Она расступится пред вами
И, как живой для вас оплот,
Меж вами станет и врагами
И к ним поближе подойдёт.

Напрасный труд — нет, их не вразумишь, —
Чем либеральней, тем они пошлее,
Цивилизация — для них фетиш,
Но недоступна им её идея.

Как перед ней ни гнитесь, господа,
Вам не снискать признанья от Европы:
В её глазах вы будете всегда
Не слуги просвещенья, а холопы.

Из переполненной Господним гневом чаши
Кровь льётся через край, и Запад тонет в ней.
Кровь хлынет и на вас, друзья и братья наши! —
Славянский мир, сомкнись тесней.

«Единство, — возвестил оракул наших дней, —
Быть может спаяно железом лишь и кровью. »
Но мы попробуем спаять его любовью, —
А там увидим, что прочней.

Новое в блогах

  • Как вывести сюда мое сообщество?

Сообщество «Русские мы»

Стихотворения Тютчева

Ты ль это, Неман величавый?

Твоя ль струя передо мной?

Ты, столько лет, с такою славой,

России верный часовой.

Один лишь раз, по воле бога,

Ты супостата к ней впустил-

И целость русского порога

Ты тем навеки утвердил.

Ты помнишь ли былое, Неман?

Тот день годины роковой,

Когда стоял он над тобой,

Он сам — могучий южный демон,

И ты, как ныне, протекал,

Шумя под вражьими мостами,

И он струю твою ласкал

Своими чудными очами.

Победно шли его полки,

Знамена весело шумели,

На солнце искрились штыки,

Мосты под пушками гремели

И с высоты, как некий бог,

Казалось, он парил над ними

И двигал всем и все стерег

Очами чудными своими.

Лишь одного он не видал.

Не видел он, воитель дивный,

Что там, на стороне противной,

Стоял Другой — стоял и ждал.

И мимо проходила рать-

Всё грозно-боевые лица,

И неизбежная Десница

Клала на них свою печать.

И так победно шли полки,

Знамена гордо развевались,

Струились молнией штыки,

И барабаны заливались.

Несметно было их число-

И в этом бесконечном строе

Читать еще:  Где родился дед мороз где он жил и где он рос стих

Едва ль десятое чело

Клеймо минуло роковое.

Между 5 и 7 сентября 1853

Эти бедные селенья,

Эта скудная природа-

Край родной долготерпенья,

Край ты русского народа!

Не поймет и не заметит

Гордый взор иноплеменный,

Что сквозит и тайно светит

В наготе твоей смиренной.

Удрученный ношей крестной,

Всю тебя, земля родная,

В рабском виде Царь небесный

13 августа 1855

Вот от моря и до моря

Нить железная скользит,

Много славы, много горя

Эта нить порой гласит.

И, за ней следя глазами,

Путник видит, как порой

Птицы вещие садятся

Вдоль по нити вестовой.

Вот с поляны ворон черный

Прилетел и сел на ней,

Сел и каркнул и крылами

Замахал он веселей.

И кричит он, и ликует,

И кружится все над ней:

Уж не кровь ли ворон чует

13 августа 1855

Куда сомнителен мне твой,

Святая Русь, прогресс житейский!

Была крестьянской ты избой-

Теперь ты сделалась лакейской.

Гуманный внук воинственного деда,

Простите нам, наш симпатичный князь,

Что русского честим мы людоеда,

Мы, русские, Европы не спросясь.

Как извинить пред вами эту смелость?

Как оправдать сочувствие к тому,

Кто отстоял и спас России целость,

Всем жертвуя призванью своему, —

Кто всю ответственность, весь труд и бремя

Взял на себя в отчаянной борьбе,

И бедное, замученное племя,

Воздвигнув к жизни, вынес на себе, —

Кто, избранный для всех крамол мишенью,

Стал и стоит, спокоен, невредим,

Назло врагам, их лжи и озлобленью,

Назло, увы, и пошлостям родным.

Так будь и нам позорною уликой

Письмо к нему от нас, его друзей!

Но нам сдается, князь, ваш дед великий

Его скрепил бы подписью своей.

Тихо в озере струится

Отблеск кровель золотых,

Много в озеро глядится

Жизнь играет, солнце греет,

Но под нею и под ним

Здесь былое чудно веет

Солнце светит золотое,

Блещут озера струи.

Здесь великое былое

Словно дышит в забытьи;

Не смущая дивных снов

И тревогой мимолетной

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать-

В Россию можно только верить.

Грозной тучею сплошной,

Дым за дымом, бездна дыма

Тяготеет над землей.

Мертвый стелется кустарник,

Травы тлятся, не горят,

И сквозит на крае неба

Обожженных елей ряд.

На пожарище печальном

Нет ни искры, дым один,-

Где ж огонь, злой истребитель,

Лишь украдкой, лишь местамн,

Словно красный зверь какой,

Пробираясь меж кустами,

Пробежит огонь живой!

Но когда наступит сумрак,

Дым сольется с темнотой,

Он потешными огнями

Весь осветит лагерь свой.

Пред стихийной вражьей силой

Молча, руки опустя,

Человек стоит уныло —

Евгений Воробьёв # написал комментарий 5 декабря 2012, 15:16 Давно на почве европейской,
Где ложь так пышно разрослась,
Давно наукой фарисейской
Двойная правда создалась;
Для них — закон и равноправность,
Для нас — насилье и обман,
И закрепила стародавность
Их как наследие славян.

Иванова Елена # написала комментарий 5 декабря 2012, 15:30 Из любимого. Стихотворение Тютчева — Силентиум

Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои —
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи,-
Любуйся ими — и молчи.

Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймёт ли он, чем ты живёшь?
Мысль изречённая есть ложь.
Взрывая, возмутишь ключи,-
Питайся ими — и молчи.

Лишь жить в себе самом умей —
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум;
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи,-
Внимай их пенью — и молчи.

Silentium — Молчание (лат.)

Зарезин Михаил # ответил на комментарий Леонид Моргач 7 декабря 2012, 13:04 Из статьи «Овстуг» в Википедии:
Село сегодня
Усадебный дом, воссозданный в 1986 г. по проекту В. Н. Городкова
Музей-усадьба Ф. И. Тютчева (экспозиция открыта в 1957, усадебный дом восстановлен в 1986)
.
С 1961 года проводятся ежегодные Тютчевские праздники поэзии (с 1985 — Всесоюзные, Всероссийские). Бюст Ф. И. Тютчева (1961), памятник Ф. И. Тютчеву (1978, скульптор А. Кобилинец).

209-девять лет со дня рождения — самая «некруглая» дата. Мне кажется, Вы несправедливы к Брянским властям.

Леонид Моргач # написал комментарий 6 декабря 2012, 23:26 Смущает их, и до испугу,
Что вся славянская семья
В лицо и недругу и другу
Впервые скажет: — Это я!
При неотступном вспоминанье
О длинной цепи злых обид
Славянское самосознанье,
Как божья кара, их страшит!

Давно на почве европейской,
Где ложь так пышно разрослась,
Давно наукой фарисейской
Двойная правда. создалась:
Для них — закон и равноправно=ть,
Для нас — насилье и обман,
И закрепила стародавность
Их как наследие славян.

И то, что длилося веками,
Не истощилось и поднесь
И тяготеет и над нами-
Над нами, собранными здесь.
Еще болит от старых болей
Вся современная пора.
Не тронуто Коссово поле,
Не срыта Белая Гора!

А между нас,- позор немалый,-
В славянской, всем родной среде,
Лишь тот ушел от их опалы
И не подвергся их вражде,
Кто для своих всегда и всюду
Злодеем был передовым:
Они лишь нашего Иуду
Честят лобзанием своим.

Леонид Моргач # написал комментарий 6 декабря 2012, 23:27 Опально-мировое племя,
Когда же будешь ты народ?
Когда же упразднится время
Твоей и розни и невзгод,
И грянет клич к объединенью,
И рухнет то, что делит нас.
Мы ждем и верим провиденью-
Ему известны день и час.

И эта вера в правду бога
Уж в нашей не умрет груди,
Хоть много жертв и горя много
Еще мы видим впереди.
Он жив — верховный промыслитель,
И суд его не оскудел,
И слово царь-освободитель
За русский выступит предел.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector