В чем сходство и различие стихов фета и тютчева
Сравнительный анализ поэтических произведений Ф.И Тютчев А.Фет. — презентация
Федор Тютчев был старше Афанасия Фета на семнадцать лет. Разница в возрасте, местах, которые они посещали и в которых жили, наложили отпечаток на произведения великих русский лириков, сумевших как никто выразить в поэтической форме свои мысли и переживания. Массовые читатели-современники достаточно холодно относились к их поэзии, и только время расставило все на свои места. Эти два гения близки трепетным отношением к русской природе и любви. Давайте проведем сравнение Тютчева и Фета.
Лирика Тютчева и Фета
Два величайших поэта своей эпохи — Федор Иванович Тютчев и Афанасий Афанасьевич Фет. Вклад этих писателей в систему русского стихосложения неоценим. В творчестве их обоих можно встретить черты, присущие многим литературным деятелям того времени. Возможно, именно поэтому этих двух поэтов так часто сравнивают.
Между тем, и у Тютчева, и у Фета есть особые, неповторимые детали и настроения, которые не встретишь в творчестве другого. Среди сходств творчества двух поэтов можно отметить то, как описывается внутренний мир лирических героев. И Тютчев, и Фет, уделяют большее внимание глубочайшим душевным переживаниям человека, портреты их лирических героев очень психологичны.
Кроме психологизма оба поэта используют прием параллелизма: внутренний мир, настроение человека, его глубокие переживания и чувства часто находят отражение в природе. Описания самой природы у поэтов так же схожи. У них природа двупланова: у нее есть пейзажная и психологическая сторона. Этим как раз и объясняется применение параллелизма: описание внешнего мира как бы переходит в описание эмоций лирического героя. Еще одно сходство – мотивы любовной лирики.
Тютчев и Фет пережили жуткую трагедию: потеряли любимого человека, и эта потеря отразилась в характере их любовной лирики. Несмотря на такое большое количество описанных выше сходных черт лирики Фета и Тютчева, в их творчестве достаточно много различий. Лирика Фета тяготеет более к описательной пейзажной тематике, в то время как стихотворения Тютчева обладают философским характером (хотя и у него достаточно пейзажных стихотворений). Отношение к жизни в стихотворениях поэтов так же разнится: Фет восторгается жизнью, а Тютчев воспринимает ее как бытие.
Поэты по-разному воспринимают природу и человека: для Тютчева природа – это огромный мир, перед лицом которого человек становится бессильным, а Фет воспринимает ее как живое существо, живущее в абсолютной гармонии с человеком. Различна и «техническая» сторона стихотворений. Фет в большом количестве использует синтаксические средства выразительности, особенно часто у него встречается композиционный повтор.
Тютчев же чаще применяет иносказательные тропы, в особенности метафору и ее разновидности. Итак, несмотря на большое количество найденных сходств, нельзя упускать из виду и огромный пласт различий между лирикой Фета и Тютчева. Поэты жили в одной эпохе, на них влияло одно общество и даже некоторые факты биографии у них сходны, поэтому не стоит удивляться, что в их творчестве есть некоторые сходные мотивы. Но при этом Фет и Тютчев являются самостоятельными творческими личностями, способными творить нечто самобытное и уникальное, вкладывая в это частичку своей души.
Анализ стихотворений А. А. Фета и Ф. И. Тютчева
В русской поэзии было множество поэтов, писавших чувственно и проникновенно о любви, природе, родине. Но наиболее глубоко и трогательно это получалось у Афанасия Фета и Федора Тютчева, которые хоть и были похожи в разнообразии спектра раскрываемых чувств, но имели колоссальные отличия в подаче своих произведений и мировоззрении, понимании своего внутреннего мира и места человека в мире.
Ярким примером различий между лирикой Тютчева и Фета является описание осени в стихотворениях “Осенний вечер” и “Осень”. Несмотря на общую тему стихов авторы по-разному раскрывают суть осени, представляют ее в разном свете, говорят о разных, порой противоположных, эмоциях.
Федор Тютчев в поэзии “Осенний вечер” одухотворяет это время года, наделяет божественностью и величием. Его осень предстает перед читателем в невообразимой красоте и трепетности. Поэт открыто восхищается осенним вечером, воодушевляется его красотой и наслаждается негой, в которую окунает его окружающее великолепие.
В то же время Тютчев испытывает чувство грусти, ведь красота осени быстротечна и вслед за ней наступит более прозаичное зимнее время, нагоняющее печаль и отчаянье. В то же время Федор Тютчев показывает, через образ осени, период человеческой жизни, близкий к увяданию, но еще полный сил и возможностей, когда перед ощущением скорой старости открывается вторая молодость.
Осень в стихотворении Афанасия Фета раскрывается с иной стороны. Автор одухотворяет ее, но показывает в неразрывной связи с человеческим существом, нагоняя печаль и смуту. Фетовская осень непоколебима в своей грусти, она не воодушевляет на написание стихов, лишь угнетает, невообразимой тяжестью ложиться на душевное состояние. Но, не смотря на холодность осени поэт говорит о существовании горячей любви, которая неподвластна грозному времени года.
Таким образом, в стихах классиков по-разному раскрывается осенняя пора. Если Тютчев представляет осень одухотворенным божеством, то Фет говорит лишь о ее угнетающей холодности, наполняющей существо апатией и невеселыми мыслями.
Это интересно: Умом Россию не понять Тютчев стихотворение полностью с анализом.
Методическая разработка к уроку «Сравнительный анализ стихов Ф. Тютчева и А.Фета
Сопоставительный анализ стихотворений Ф. Тютчева “Еще земли печален вид…” и стихотворения А. Фета “Еще весны душистой нега…”
Общее для Тютчева и Фета — философское осмысление единства человека и природы. Однако у Тютчева, особенно в ранней лирике, образы, связанные с природой, тяготеют к отвлечённости, обобщённости, условности. В отличие от Тютчева, у Фета они на уровне деталей более конкретны, нередко предметны.
Эти стихотворения объединяет общая тематика: в них показано предчувствие весны как обновление жизни. Оба передают переходное состояние природы. Светлое, радостное настроение.
Но есть и отличия. Так, лирический герой у Тютчева и Фета отличается своим отношением к природе, открывающейся ему. Хотя в обоих стихотворениях лирический герой радуется приходу весны, у Тютчева пейзаж — это возможность поразмыслить о человеке, о его душевном состоянии. У Фета же главное — это красота нарождающейся весны во всех даже самых обыкновенных предметах, и человек не главная часть этого мира. Композиция стихотворений при одинаковом движении от природы к человеку разнится: у Тютчева стихотворение имеет две части: первая строфа — пейзажная зарисовка, вторая — философское развитие темы, поэтическое обобщение. В первой половине этого стихотворения автор описывает состояние природы ранней весной, ее пробуждение. А во второй – о пробуждении души человеческой. Природа ранней весны, в описании Тютчева, показана в самом начале своего пробуждения:
Еще земли печален вид,
А воздух уж весною дышит
Весна еще не пришла, «…еще природа не проснулась», но весть о ее приходе уже наполняет все вокруг. Во второй части стиха автор обращается к своей душе, которая подобно зимней природе, тоже спала, но общее пробуждение коснулось и ее. Пробуждение своей души Тютчев описывает очень романтично и нежно, используя такие глаголы: волнует, ласкает, целует, золотит.
У Фета в стихотворении тоже можно выделить 2 части, но поэт не сопоставляет, а показывает человека в единстве, в гармонии с окружающим миром.Третья строфа представляет собою антитезу двум предыдущим. В ней-то и содержится главная мысль поэта, тонко чувствующего грядущее пробуждение природы:
Но возрожденья весть живая
Уж есть в пролетных журавлях,
И, их глазами провожая,
Стоит красавица степная
С румянцем сизым на щеках.
Поэту важно создать и передать яркое эмоциональное впечатление. Этой цели служат эпитеты (душистая весна, замороженный путь, пролетные журавли). Автор использует синтаксический параллелизм как главный композиционный принцип. Слова с высокой стилистической окраской («низойти») добавляет образу возвышенность, облагораживает весну. Величие образу весны также придает инверсия. Не случайно и перемещение ударения в слове «полны». Таким образом, можно сказать, что у Тютчева главное — человек, у Фета — природа. В обоих стихотворениях похожи образы предвесенней природы, совпадают ключевые слова: «весна», «нега». Оба стихотворения импрессионистичны: поэты не столько изображают пейзаж, сколько передают субъективное состояние лирического героя, именно его чувства окружают пейзаж. Однако образы природы у Тютчева и Фета существенно отличаются: у Тютчева образ природы тяготеет к отвлеченности, обобщенности, детали носят символический характер («мертвый стебль», «редеющий сон», «блестит лазурь», «блестят и тают глыбы снега»). У Фета, напротив, образы природы на уровне деталей конкретны, предметны («телега», «овраги полны снега», «краснеет липа», «березник чуть желтеет»).
Художественные средства однотипны: анафора, эпитеты, олицетворение, инверсия, ассонанс, синтаксический параллелизм. У Тютчева одна — единственная картина природы в стихотворении, у Фета пейзаж дается в фрагментах, дробится на множество кусочков.Не случайно употребление частиц «едва» и «чуть»: они вносят оттенок живого мига в картину природы. Появление весны неминуемо, она приближается шаг за шагом, миг за мигом.
Важная мысль заключена в метафоре.
Но возрожденья весть живая
Уж есть в пролетных журавлях… На лексическом уровне стихотворения отличаются. Тютчев использует слова высокого стиля: «стебль», «лазурь», «редеющий сон», «золотит мечты», Фет наряду со словами высокого стиля «низойти», «весть»легко вводит самую простую лексику: «телега», «сизый румянец». У Фета тоже появляется слово “нега”. В современном лексиконе это слово кажется устаревшим, а в поэтическом словаре XIX века оно употреблялось часто, и Фет охотно использовал его. Это существительное, однокоренное прилагательному “нежный”, глаголу “нежиться”; их смысловое значение — удовольствие с оттенком мягкости, тонкости, изящества. Для Тютчева важна обобщающая величественная картина, для Фета — простая и конкретная.
На уровне синтаксиса стихотворения также разнятся. У Тютчева философское звучание стихотворения подчеркивают фигура умолчания и риторические вопросы, осложненные предложения. Стихотворение Фета не претендует на философскую обобщенность, что отражается и в синтаксисе: предложения более простые, нет фигур умолчания, риторических вопросов.Образ весны возникает из отрицаний и обобщается в последней строфе, которая начинается с антитезы: “Но возрожденья весть живая // Уж есть…” Особую роль приобретают звуки, связанные со словом “жизнь”: “возро ж денья”, “ ж ивая”, “прово ж ая”.
Поэтическая идея в обоих стихотворениях близка: весна — возрождение природы, весна — пробуждение человеческой души. В обоих стихотворениях поэтическая мысль движется от пейзажной картины к человеку. Общее для поэтов — философское осмысление человека и природы. У Тютчева и Фета природа — живое существо, а человек — часть природы. Но если для Фета главное красота природы во всех ее проявлениях, а человек находится в гармонии с окружающим миром, — то у Тютчева человек сопоставляется с природой, т.е. находится в некотором разладе с нею, хотя в этом стихотворении разлад еще почти не ощущается, еще нет того трагизма взаимоотношения человека и природы, который появится у позднего Тютчева. Точные детали, которые использовал Фет ,позволяют почувствовать и понять, что речь идёт не о весне вообще, а о весне в России, которую Фет знает и, несомненно, любит, несмотря на все упрёки современников в безыдейности.Тютчев символичен, Фет конкретен. Фет не считал, что поэзия должна исправлять пороки, обличать несправедливость, касаться социальных и политических вопросов. По его мнению, поэзия не связана с сиюминутными повседневными заботами, и её назначение — будить в человеке чувство прекрасного, заставлять трепетать сердца, делать человека лучше, чище, нравственней. Фет всегда был поклонником красоты, её певцом. Идея совершенства, гармонии мира и человека присутствовала в его поэзии изначально, поэт оставался верен ей до конца. Он не соглашался с тем, что искусство должно служить сиюминутным человеческим потребностям. По Фету, поэзия зовёт к высокому наслаждению и человеческому счастью. Счастье он понимал не как безоблачную жизнь, а как вечную работу души, сердца.
Таким образом, у Тютчева философский характер лирики, мысль в которой всегда сливается с образом. Стремление поэта осмыслить жизнь Вселенной и место человека в ней, постичь тайны космоса и человеческого бытия. У Фета трагический характер лирики, доминирующее чувство — напряжение. Вместе с тем наблюдается присущий поэзии Фета свет и оптимизм. Диалектика трагедии и радости, преодоление драматических ситуаций чувством гармонии мира. Жизнь, по Тютчеву, — это противоборство враждебных сил. Но драматизм восприятия действительности сочетается с неиссякаемой любовью ко всем ее проявлениям. Любовь — это почти всегда трагедия, ведущая к безнадежности и смерти, но именно любовь дает человеку величайший душевный взлет, ощущение счастья. Жизнь в стихах Фета — миг, закрепленный в вечности. Красота в его стихах — это преодоленное страдание, радость, добытая из боли. Любовь — это тоже проявление изначальной красоты и гармонии мира, которые помогают человеку подняться над обыденной жизнью, найти точку опоры для душевных порывов. Человеческое «я» по отношению к природе не капля в океане, а две равные беспредельности. Незримые движения человеческой души созвучны зримой диалектике природы. День и обычная жизнь — это покровы, скрывающие первозданный хаос мира, видимый ночью. Душа человека изначально — это тоже хаос. Наблюдается импрессионистский характер изображения чувств, их фрагментарность и предельная образность. Вместе с тем строгая художественная структура стихов, их внутреннее равновесие сочетаются с ощущением эскизности, нарочитой оборванности.У Тютчева образная система лирики сочетает предметные реалии внешнего мира и субъективные впечатления от этого мира, производимые на поэта. Мастерство в изображении гармонии предметных реалий мира внешнего и глубины мира внутреннего. У Фета неожиданные и яркие краски, звуки, запахи мира создаются повышенной метафоричностью лирики, динамичностью и музыкальностью поэтических образов. Настроение преобладает над мыслью, а она «растворена» в музыке, которая тоже есть проявление красоты. Мастерство Тютчева заключается в создании фонетических и живописных образов, сочетании звукописи с неожиданной палитрой красок, цветных образов. А мастерство — в использовании параллелизмов, повторов, периодов, ритмических пауз, богатство и глубина поэтических интонаций, звуковой инструментовки.
Список литературы:
1. Аксаков И.С. Биография Федора Ивановича Тютчева. М., 1886.
Лирика Тютчева и Фета (Сравнительный анализ)
Два величайших поэта своей эпохи – Федор Иванович Тютчев и Афанасий Афанасьевич Фет. Вклад этих писателей в систему русского стихосложения неоценим. В творчестве их обоих можно встретить черты, присущие многим литературным деятелям того времени. Возможно, именно поэтому этих двух поэтов так часто сравнивают. Между тем, и у Тютчева, и у Фета есть особые, неповторимые детали и настроения, которые не встретишь в творчестве другого.
Среди сходств творчества двух поэтов можно отметить то, как описывается внутренний мир лирических героев. И Тютчев, и Фет, уделяют большее внимание глубочайшим душевным переживаниям человека, портреты их лирических героев очень психологичны. Кроме психологизма оба поэта используют прием параллелизма: внутренний мир, настроение человека, его глубокие переживания и чувства часто находят отражение в природе.
Описания самой природы у поэтов так же схожи. У них природа двупланова: у нее есть пейзажная и психологическая сторона. Этим как раз и объясняется применение параллелизма: описание внешнего мира как бы переходит в описание эмоций лирического героя. Еще одно сходство – мотивы любовной лирики. Тютчев и Фет пережили жуткую трагедию: потеряли любимого человека, и эта потеря отразилась в характере их любовной лирики.
Несмотря на такое большое количество описанных выше сходных черт лирики Фета и Тютчева, в их творчестве достаточно много различий. Лирика Фета тяготеет более к описательной пейзажной тематике, в то время как стихотворения Тютчева обладают философским характером (хотя и у него достаточно пейзажных стихотворений). Отношение к жизни в стихотворениях поэтов так же разнится: Фет восторгается жизнью, а Тютчев воспринимает ее как бытие. Поэты по-разному воспринимают природу и человека: для Тютчева природа – это огромный мир, перед лицом которого человек становится бессильным, а Фет воспринимает ее как живое существо, живущее в абсолютной гармонии с человеком. Различна и «техническая» сторона стихотворений. Фет в большом количестве использует синтаксические средства выразительности, особенно часто у него встречается композиционный повтор. Тютчев же чаще применяет иносказательные тропы, в особенности метафору и ее разновидности.
Итак, несмотря на большое количество найденных сходств, нельзя упускать из виду и огромный пласт различий между лирикой Фета и Тютчева. Поэты жили в одной эпохе, на них влияло одно общество и даже некоторые факты биографии у них сходны, поэтому не стоит удивляться, что в их творчестве есть некоторые сходные мотивы. Но при этом Фет и Тютчев являются самостоятельными творческими личностями, способными творить нечто самобытное и уникальное, вкладывая в это частичку своей души.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Тютчев и Фет в чем схожесть и различие в творчестве?
Имена Тютчева и Фета в истории литературы всегда стоят рядом. И не только потому, что они современники, поэты одной эпохи.
Фет и Тютчев утверждают небесное происхождение поэзии.
По мнению и Тютчева, и Фета, поэзия, творчество есть некое таинство, необъяснимое, не подвластное человеческой воле, рассудку. Поэт, как прилежный ученик, внимает своей Музе.
. Счастлив и тревожен
Ласкательный твой повторяю стих,
признается Фет в стихотворении «Музе». Фет часто подчеркивает свободу своей музы, свободу творчества поэта:
Заботливо храня твою свободу,
Непосвященных я к тебе не звал,
И рабскому их буйству я в угоду
Твоих речей не осквернял.
Оба поэта понимают творчество, как озарение, как божественный дар. Но назначение, роль поэзии каждый понимает по-своему.
У Тютчева роль поэзии — примирительная. Она должна помочь человеку выжить «среди громов, среди страстей», внести гармонию в его измученную душу, примирить с несовершенством мира. Возвышенная и прекрасная, «с лазурной ясностью во взоре», поэзия у Тютчева «льет примирительный елей» на «бушующее море» жизни.
У Фета свое представление о назначении поэта:
Тоскливый сон прервать единым звуком,
Упиться вдруг неведомым, родным,
Дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам,
Чужое вмиг почувствовать своим,
Шепнуть о том, пред чем язык немеет,
Усилить бой бестрепетных сердец.
Здесь поэзии отводится более активная роль: она должна помочь человеку увидеть и испытать лучшие стороны жизни, почувствовать всю красоту и многообразие бытия, раскрасить, оживить все вокруг и заставить нас любить жизнь и восторгаться ею.
На мой взгляд, Тютчев и Фет очень близки в своем понимании назначения поэта и поэзии. Если убрать «пафос» Фета, то и у него получится то же, что и у Тютчева: поэзия помогает человеку примириться с жизнью, находить в ней свои маленькие радости. Но восторг Фета настолько заразителен, что от него трудно отказаться. С его умением радоваться жизни, ценить каждое ее мгновение, веселее и ярче жить. Тютчев как бы смотрит на жизнь со стороны и пытается понять ее. Он больше думает о жизни, чем живет. Стихи же Фета воспринимаются как сама жизнь. И в ней больше чувств, эмоций, ощущений, чем раздумий о ней. Поэтому мне ближе и сама поэзия Фета, которая зовет «подняться в жизнь иную, учуять ветр с цветущих берегов», и суждения поэта о ней.
I. Эпоха одна — поэты разные. (В истории литературы имена Тютчева и Фета стоят рядом. Их сближает не только принадлежность к одной эпохе. Среди своих современников они выделяются еще особым пониманием поэзии. Их стихи не спутаешь со стихами других поэтов XIX века, например с поэзией Н. А. Некрасова).
II. Общее во взглядах Тютчева и Фета на поэзию.
- «Небесное» происхождение поэзии. (Тютчев утверждает, что «она с небес слетает к нам — небесная к земным сынам» («Поэзия»), Фет также видит свою Музу в небесном одеянии:
Все та же ты, заветная святыня, На облаке, незримая земле, В венце из звезд, нетленная богиня С задумчивой улыбкой на челе.)
- Творчество — тайна, не подвластная рассудку. (Оба поэта понимают творчество как озарение, как божественный дар, они внимают только своей Музе и защищают право поэта на свободу творчества от суетных проблем, моды, вкусов публики.)
III. Различие взглядов Тютчева и Фета на назначение поэзии.
Тютчев о роли поэзии. (Тютчев считает, что поэзия должна помочь человеку выжить «среди громов, среди страстей». Она «льет примирительный елей» на «бушующее море жизни».)
Представление Фета о роли поэта и поэзии. (Фет отводит поэзии более активную роль: она должна помочь человеку увидеть и испытать лучшие стороны жизни, оживить все вокруг, заставить нас любить жизнь и восторгаться ею. Хорошие стихи должны помочь
Дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам, Чужое вмиг почувствовать своим, Шепнуть о том, пред чем язык немеет, Усилить бой бестрепетных сердец. )
IV. Чье понимание поэзии мне ближе? (Оба поэта, в общем, говорят об одном и том же: поэзия помогает человеку примириться с жизнью, находить в ней свои маленькие радости. Но восторг Фета настолько заразителен, что от него трудно отказаться. В его поэзии больше радости и оптимизма, больше чувств, эмоций, чем раздумий о жизни. Поэтому суждения Фета о поэзии мне ближе.)
Литература
Два величайших поэта своей эпохи – Федор Иванович Тютчев и Афанасий Афанасьевич Фет. Вклад этих писателей в систему русского стихосложения неоценим. В творчестве их обоих можно встретить черты, присущие многим литературным деятелям того времени. Возможно, именно поэтому этих двух поэтов так часто сравнивают. Между тем, и у Тютчева, и у Фета есть особые, неповторимые детали и настроения, которые не встретишь в творчестве другого.
Среди сходств творчества двух поэтов можно отметить то, как описывается внутренний мир лирических героев. И Тютчев, и Фет, уделяют большее внимание глубочайшим душевным переживаниям человека, портреты их лирических героев очень психологичны.
Кроме психологизма оба поэта используют прием параллелизма: внутренний мир, настроение человека, его глубокие переживания и чувства часто находят отражение в природе. Описания самой природы у поэтов так же схожи. У них природа двупланова: у нее есть пейзажная и психологическая сторона.
Этим как раз и объясняется применение параллелизма: описание внешнего мира как бы переходит в описание эмоций лирического героя.
Еще одно сходство – мотивы любовной лирики. Тютчев и Фет пережили жуткую трагедию: потеряли любимого человека, и эта потеря отразилась в характере их любовной лирики.
Несмотря на такое большое количество описанных выше сходных черт лирики Фета и Тютчева, в их творчестве достаточно много различий.
Лирика Фета тяготеет более к описательной пейзажной тематике, в то время как стихотворения Тютчева обладают философским характером (хотя и у него достаточно пейзажных стихотворений).
Отношение к жизни в стихотворениях поэтов также разнится: Фет восторгается жизнью, а Тютчев воспринимает ее как бытие.
Поэты по-разному воспринимают природу и человека: для Тютчева природа – это огромный мир, перед лицом которого человек становится бессильным, а Фет воспринимает ее как живое существо, живущее в абсолютной гармонии с человеком.
Различна и «техническая» сторона стихотворений. Фет в большом количестве использует синтаксические средства выразительности, особенно часто у него встречается композиционный повтор. Тютчев же чаще применяет иносказательные тропы, в особенности метафору и ее разновидности.
Поэты жили в одной эпохе, на них влияло одно общество и даже некоторые факты биографии у них сходны, поэтому не стоит удивляться, что в их творчестве есть некоторые сходные мотивы. При этом Фет и Тютчев являются самостоятельными творческими личностями, способными творить нечто самобытное и уникальное, вкладывая в это частичку своей души.
Тютчев или Фет — почувствуйте разницу
Юрий Козлов
Что же до Фета, то он на портрете Ильи Репина выглядит типичным немцем. Похожие грубовато-волевые лица можно видеть на полотнах в залах средневековой немецкой живописи в Эрмитаже. Он тоже немалую часть жизни провел на государственной службе — в армии и судах, а еще с немецкой основательностью занимался в имении сельским хозяйством, чем удивлял своего друга Тургенева, брезговавшего вникать в «дела земли».
Растянувшаяся на сорок лет бюрократическая волокита с происхождением доставила Фету немало моральных и материальных страданий. Дело в том, что его отец — богатый помещик Афанасий Неофитович Шеншин, женившись на немке (лютеранке), узаконил брак по православному канону уже после рождения сына, а потому отцом Фета по принятым тогда правилам стал считаться первый (немецкий) муж матери. Есть и другая версия: Шеншин взял в жены беременную от первого мужа женщину.
Тютчев и Фет — тончайшие лирики, певцы неба и природы, женской красоты и нежных взглядов — поднялись в своем творчестве до высших, доступных поэтам философских обобщений. Тютчев разгадывал тайну мироздания посредством алгебры любви, последовательно вычисляя в юности, зрелости и старости ее меняющиеся, но неизменно трепетно-возвышенные формулы. Фет постигал эту тайну, продираясь сквозь тернии бытия, в изнуряющей борьбе за существование, в земледельческих «трудах и днях» в духе Гесиода.
Фото: «Вечерняя Москва»
Заниматься политикой в России, говорил Тютчев, — все равно что высекать искру из куска мыла. И Фет, и Тютчев видели в исторической судьбе России перманентное несовпадение общественных идеалов с формами и методами государственного управления, на своих судьбах ощущали «свинцовые мерзости жизни», бескрайний горизонт ошибок и глупостей, совершаемых властью. И Тютчев, и Фет были в молодые годы либералами, а умерли консерваторами. Тютчев искал истину в умозрительном единстве славян, в «особенной стати», не измеряемой «общим аршином» России. Фет — в «Вечерних огнях» (так назывались последние сборники его стихов) поэзии и философии. В 1888 году он перевел на русский язык трактат Шопенгауэра «Мир как воля и представление».
Оба стремились в своем творчестве выйти за пределы времени и пространства, прикоснуться к «делам неба». Но если Тютчев в итоге склонился перед высшей волей, признав, что любая человеческая «мысль изреченная есть ложь», Фет пошел дальше — за тем огнем, «что просиял над целым мирозданьем, и в ночь идет, и плачет уходя». Тютчев на исходе жизни смирился с божественным, отделяющим бессмертную душу от смертного тела провидением, обрел утешение в сочувствии очередной любящей женщины. Фет (если это можно считать утешением) до последнего дня верил в неразрывное единство души и тела. Он считал, что только в этом единстве рождается живое полноценное чувство. В конце жизни Тютчев мечтал всего лишь тихо согреться у просиявшего божественного огня. Фет был готов сгореть, раствориться в нем без остатка. «Только песне нужна красота, красоте же и песен не надо», — так он понимал природу поэзии. И Фет, и Тютчев навсегда остались в этой вечной песне и в этой вечной красоте.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции
В чем сходство и различие стихов фета и тютчева
Система преподавания литературы в школах прочно связала некоторых поэтов в народном сознании: Пушкина и Лермонтова, Ахматову и Цветаеву, Маяковского и Есенина. Один из таких «дуэтов» — Федор Тютчев и Афанасий Фет. Несмотря на приличную разницу в возрасте, — Тютчев был на 17 лет старше Фета — они не только были знакомы, но и относились друг к другу с большим теплом.
Они родились в разные годы, но в один день — 23 ноября по старому стилю (сейчас 5 декабря). Когда произошло их первое знакомство — неизвестно. Фет к Тютчеву, судя по его воспоминаниям, относился с обожанием, свойственным юному «фанату». Тютчев же по скромности своей комплиментов Фета стеснялся, но отвечал ему тем же. В 1859 году Фет написал статью «О стихотворениях Тютчева». Это был отзыв на поэтический сборник Тютчева 1854 года. «Поэтическая сила, т. е. зоркость г. Тютчева — изумительна». Он в стихотворениях является «магическим толкователем тончайших чувств». А между тем масса читающей публики сборник Тютчева по достоинству не оценила, отчего ее эстетическое чувство, по мнению Фета, сильно пострадало.
В 1862 году Фет в теплом и ироничном дружеском стихотворении просил Тютчева прислать ему свою фотографию:
Мой обожаемый поэт,
К тебе я с просьбой и с поклоном:
Пришли в письме мне твой портрет,
Что нарисован Аполлоном.
Давно мечты твоей полет
Меня увлек волшебной силой,
Давно в груди моей живет
Твое чело, твой облик милый.
Твоей камене — повторять,
Прося стихи — я докучаю,
А все заветную тетрадь
Из жадных рук не выпускаю.
Поклонник вечной красоты,
Давно смиренный пред судьбою,
Я одного прошу — чтоб ты
Во всех был видах предо мною.
Вот почему спешу, поэт,
К тебе я с просьбой и поклоном:
Пришли в письме мне твой портрет,
Что нарисован Аполлоном.
До 1953 года предполагалось, что это было одно стихотворение. Потом появилась версия, что «Тебе сердечный мой поклон. » было написано на одном листе с подписью и датой, «Иным достался от природы. » — на втором. Стихотворения, разные даже по строфике, были по ошибке соединены в списках.
Есть еще несколько известных стихотворных обращения Фета к Тютчеву: «Нетленностью божественной одеты. » 1863 года, «Прошла весна — темнеет лес. » 1866 года и, наконец, «На книжке стихотворений Тютчева» 1883 (или 1884) года:
Вот наш патент на благородство, —
Его вручает нам поэт;
Здесь духа мощного господство,
Здесь утонченной жизни цвет.
В сыртах не встретишь Геликона,
На льдинах лавр не расцветет,
У чукчей нет Анакреона,
К зырянам Тютчев не придет.
Фет много писал о Тютчеве в своих мемуарах под интригующим названием «Мои воспоминания». «. Не могу не приветствовать в моем воспоминании тени одного из величайших лириков, существовавших на земле», — отмечал он.
«Было время, когда я раза три в неделю заходил в Москве в гостиницу Шевалдышева на Тверской в номер, занимаемый Федором Ивановичем. На вопрос: «Дома ли Федор Иванович?» — камердинер-немец, в двенадцатом часу дня, — говорил: «Он гуляет, но сейчас придет пить кофей». И действительно, через несколько минут Федор Иванович приходил, и мы вдвоем садились пить кофей, от которого я ни в какое время дня не отказываюсь. Каких психологических вопросов мы при этом не касались! Каких великих поэтов не припоминали! И, конечно, я подымал все эти вопросы с целью слушать замечательные по своей силе и меткости суждения Тютчева и упивался ими».
Фет вспоминал, как однажды показал Тютчеву свое новое стихотворение и как счастлив он был услышать отзыв старшего товарища: «Как это воздушно!» О первой встрече поэтов ничего неизвестно, но вот о последней — в 1864 году — мы знаем из первых уст. Фет застал Федора Тютчева в один из худших моментов его жизни: после смерти Елены Денисьевой, с которой тот прожил в гражданском браке 14 лет и которая родила ему троих детей. Тютчев собирался уехать во Францию и позвал своего друга попрощаться. Этот эпизод Фет подробно описал в воспоминаниях:
«В первом часу ночи, возвращаясь в гостиницу Кроассана, я вместе с ключом от номера получил от швейцара записку. Зажигая свечу на ночном столике, я, при мысли сладко задремать над французским романом, намерен был предварительно, уже лежа в постели, прочесть и записку. Раскрываю последнюю и читаю: «Тютчев просит тебя, если можно, прийти с ним проститься». Конечно, я через минуту был снова одет и полетел на призыв. Безмолвно пожав руку, Тютчев пригласил меня сесть рядом с диваном, на котором он полулежал. Должно быть, его лихорадило и знобило в теплой комнате от рыданий, так как он весь покрыт был с головою темно-серым пледом, из-под которого виднелось только одно изнемогающее лицо. Говорить в такое время нечего. Через несколько минут я пожал ему руку и тихо вышел».
Система преподавания литературы в школах прочно связала некоторых поэтов в народном сознании: Пушкина и Лермонтова, Ахматову и Цветаеву, Маяковского и Есенина. Один из таких «дуэтов» — Федор Тютчев и Афанасий Фет. Несмотря на приличную разницу в возрасте — Тютчев был на 17 лет старше Фета, — они не только были знакомы, но и относились друг к другу с большим теплом.
Они родились в разные годы, но в один день — 23 ноября по старому стилю (сейчас 5 декабря). Когда произошло их первое знакомство — неизвестно. Фет к Тютчеву, судя по его воспоминаниям, относился с обожанием, свойственным юному «фанату». Тютчев же по скромности своей комплиментов Фета стеснялся, но отвечал ему тем же. В 1859 году Фет написал статью «О стихотворениях Тютчева». Это был отзыв на поэтический сборник Тютчева 1854 года. «Поэтическая сила, т. е. зоркость г. Тютчева — изумительна». Он в стихотворениях является «магическим толкователем тончайших чувств». А между тем масса читающей публики сборник Тютчева по достоинству не оценила, отчего ее эстетическое чувство, по мнению Фета, сильно пострадало.
В 1862 году Фет в теплом и ироничном дружеском стихотворении просил Тютчева прислать ему свою фотографию:
Мой обожаемый поэт,
К тебе я с просьбой и с поклоном:
Пришли в письме мне твой портрет,
Что нарисован Аполлоном.
Давно мечты твоей полет
Меня увлек волшебной силой,
Давно в груди моей живет
Твое чело, твой облик милый.
Твоей камене — повторять,
Прося стихи — я докучаю,
А все заветную тетрадь
Из жадных рук не выпускаю.
Поклонник вечной красоты,
Давно смиренный пред судьбою,
Я одного прошу — чтоб ты
Во всех был видах предо мною.
Вот почему спешу, поэт,
К тебе я с просьбой и поклоном:
Пришли в письме мне твой портрет,
Что нарисован Аполлоном.
И Тютчев фото прислал. Со стихотворным ответом:
Тебе сердечный мой поклон
И мой, каков ни есть, портрет,
И пусть, сочувственный поэт,
Тебе хоть молча скажет он,
Как дорог был мне твой привет,
Как им в душе я умилен.
Иным достался от природы
Инстинкт пророчески-слепой —
Они им чуют, слышат воды
И в темной глубине земной.
Великой Матерью любимый,
Стократ завидней твой удел —
Не раз под оболочкой зримой
Ты самое ее узрел.. .
До 1953 года предполагалось, что это было одно стихотворение. Потом появилась версия, что «Тебе сердечный мой поклон. » было написано на одном листе с подписью и датой, «Иным достался от природы. » – на втором. Соединены стихотворения, разные даже по строфике, были по ошибке соединены в списках.
Есть еще несколько известных стихотворных обращения Фета к Тютчеву: «Нетленностью божественной одеты. » 1863 года, «Прошла весна — темнеет лес. » 1866 года и, наконец, «На книжке стихотворений Тютчева» 1883 (или 1884) года:
Вот наш патент на благородство,-
Его вручает нам поэт;
Здесь духа мощного господство,
Здесь утонченной жизни цвет.
В сыртах не встретишь Геликона,
На льдинах лавр не расцветет,
У чукчей нет Анакреона,
К зырянам Тютчев не придет.
Но муза, правду соблюдая,
Глядит – а на весах у ней
Вот эта книжка небольшая
Томов премногих тяжелей.
Фет много писал о Тютчеве в своих мемуарах под интригующим названием «Мои воспоминания». «. Не могу не приветствовать в моем воспоминании тени одного из величайших лириков, существовавших на земле», — отмечал он.
«Было время, когда я раза три в неделю заходил в Москве в гостиницу Шевалдышева на Тверской в номер, занимаемый Федором Ивановичем. На вопрос: «Дома ли Федор Иванович?» — камердинер-немец, в двенадцатом часу дня, — говорил: «Он гуляет, но сейчас придет пить кофей». И действительно, через несколько минут Федор Иванович приходил, и мы вдвоем садились пить кофей, от которого я ни в какое время дня не отказываюсь. Каких психологических вопросов мы при этом не касались! Каких великих поэтов не припоминали! И, конечно, я подымал все эти вопросы с целью слушать замечательные по своей силе и меткости суждения Тютчева и упивался ими».
Фет вспоминал, как однажды показал Тютчеву свое новое стихотворение и как счастлив он был услышать отзыв старшего товарища: «Как это воздушно!» О первой встрече поэтов ничего неизвестно, но вот о последней — в 1864 году — мы знаем из первых уст. Фет застал Федора Тютчева в один из худших моментов его жизни: после смерти Елены Денисьевой, с которой тот прожил в гражданском браке 14 лет и которая родила ему троих детей. Тютчев собирался уехать во Францию и позвал своего друга попрощаться. Этот эпизод Фет подробно описал в воспоминаниях:
«В первом часу ночи, возвращаясь в гостиницу Кроассана, я вместе с ключом от номера получил от швейцара записку. Зажигая свечу на ночном столике, я, при мысли сладко задремать над французским романом, намерен был предварительно, уже лежа в постели, прочесть и записку. Раскрываю последнюю и читаю: «Тютчев просит тебя, если можно, прийти с ним проститься». Конечно, я через минуту был снова одет и полетел на призыв. Безмолвно пожав руку, Тютчев пригласил меня сесть рядом с диваном, на котором он полулежал. Должно быть, его лихорадило и знобило в теплой комнате от рыданий, так как он весь покрыт был с головою темно-серым пледом, из-под которого виднелось только одно изнемогающее лицо. Говорить в такое время нечего. Через несколько минут я пожал ему руку и тихо вышел».