4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

В чем видели своеобразие ранних стихов ахматовой

Творчество Анны Ахматовой

Вы будете перенаправлены на Автор24

Анна Ахматова является ярким представителем Серебряного века.

Об Ахматовой говорят как о преемнице Александра Сергеевича Пушкина. Он считал, что для того чтобы творить, поэт должен страдать и все время мучиться, думая о своем предназначении. Поэзия должна нести в массы эталоны дружбы и любви, чести и достоинства, милосердия.

В стихах Анны Андреевны отражается ее жизнь. Она считала, что через свое творчество она может влиять на чувства и эмоции людей. Ее стихи вряд ли смогут оставить равнодушным читателя, ведь в них слышится тонкий задушевный голос автора, глубина и красота чувств.

Особенности творчества Ахматовой

Писать поэтесса начала, учась в гимназии. В написании стихов у Анны не было учителей. Первый сборник, куда вошли написанные в годы учебы стихи — «Вечер», сразу привлек внимание критиков. После выхода в марте 1917 года второго сборника «Четки», о ней заговорили как о зрелом авторе. Критиков поразил талант молодой поэтессы, в ее творчестве они разглядели душевное состояние покинутой женщины.

Ее часто называли «мастером интимной лирики», а поэзию – «интимным дневником», «женской исповедью», «исповедью женской души». Свои душевные переживания она выражает простыми будничными словами. И эта будничность лишь усиливает затаенный психологический смысл. В стихотворениях Ахматовой остаются запечатленными важнейшие переломные моменты ее жизни, душевное напряжение. Это позволяет говорить о том, что в ее творчестве есть повествовательный момент, а на поэзию наложила отпечаток русская проза. Литературовед В. М. Жирмунский говорил о том, что жизненные ситуации в стихах Ахматовой изображаются в самый острый момент, как в новеллах. «Новеллизм» Анны Андреевны усиливается благодаря живой разговорной речи, произносимой вслух.

Для поэзии поэтессы характерен перенос неоконченной фразы на другую строку и своего рода психологический параллелизм – частый смысловой разрыв между двумя частями строфы. За этим разрывом скрывается ассоциативная связь.

В некоторых стихах Ахматовой можно наблюдать повествование не только от первого лица, но и совмещение повествовании первого и третьего лиц.

Готовые работы на аналогичную тему

Психологическая глубина ее стихов выражается в разных приемах, таких как подтекст, деталь, жест, которые могут передать глубину чувства, либо его противоречивость. Это можно увидеть в стихотворении «Песня последней встречи», где героиня от волнения надела перчатку не на ту руку.

В лирике Анны Андреевны множество метафор, например: «трагическая осень», «лохматый дым», «тишайший снег». Очень часто ими она выражала любовные чувства. Метафоры поэтессы взяты из мира природы.

В числе примечательных особенностей творчества Ахматовой можно выделить необычные сравнения: «Душный зной, словно олово» // «Льется от небес до иссохшей земли»).

Так же часто она употребляла сочетание противоречащих друг другу определений: «Смотри, ей весело грустить. Такой нарядно обнаженной».

Большую роль в стихах имеет деталь. В стихотворении о своем кумире Пушкине «В Царском селе» Ахматова так описывает детали, что читатель сразу чувствует присутствие Александра Сергеевича на аллеях парка и узнает его интересы и особенности.

Важную роль Ахматова отдает цвету, ее любимый белый, а не любимый черный. Именно их контраст оттеняет противоречивость чувств и настроений.

Тема Петербурга и любви в поэзии поэтессы

Масштабной темой в поэзии поэтессы является тема любви. Как правило у нее она драматична и несчастна. Но эта тема не интимная, а наоборот масштабная и всеохватывающая. В ней отражаются сложность и богатство чувств человека, связь с миром. Героиня стихов не замыкается в себе, а видит всю красоту и безграничность мира, он ей дорог и любим.

Художественное мышление Ахматовой пронизано религиозными чувствами.

Поэтессе свойственна была нравственна оценка, ощущение своей греховности и стремление к покаянию, которое характерно для сознания православного человека.

Героиня стихов Анны часто предстает перед читателем с молитвой на устах. Писательница верила в то, что все грешники будут прощены Богом. Духовность автора создает использование религиозной лексики: лампада, монастырь, литургия, обедня, икона, колокольня, образа. В стихотворениях «Предсказание», «Причитание», цикл «Библейских стихов» используются такие жанры ее лирики как – исповедь, проповедь, предсказание, то есть то, что наполнено библейским содержанием.

Вместе с основной темой любви в творчестве Анны есть место теме Петербурга и людей, живущих в нем. Героиня стихов Ахматовой влюблена в этот величественный город, в его площади, набережные, колонны и статуи. Часто тема любви и Петербурга присутствуют вместе в стихах.

Первая мировая война, революция, Великая Отечественная война в лирике Ахматовой

Первую мировую войну Ахматова восприняла как народное страшное бедствие. С этого периода в ее творчестве чаще слышатся мотивы гражданственности, тема России, Родины.

В своем стихотворении «Молитва» она просит Бога забрать все, чем она дорожит, ради спасения своей страны.

Ахматова была патриотом своей страны. В период революции, когда перед каждым писателем встал вопрос о том, остаться на родине или покинуть ее, у Ахматовой был один путь, она оставалась верна своей стране.

В стихотворении «Мне голос был…» можно разглядеть любовь поэтессы к своей родине, она не может себя представить без России, она настоящий патриот.

Годы революции были очень тяжелыми для Анны Андреевны. Жизнь впроголодь, бедность и расстрел Гумилева обессилили ее. В 1920-е и 1930-е годы она очень мало писала, и ей казалось, что вдохновение совсем ее покинуло.

Положение усугублялось еще и тем, что к ней относились как к представительнице дворянской культуры, которая была против нового строя.

В 1937 году арестовали ее сына Льва. Да и сама она жила в ожидании ареста. В этот сложный период она чувствовала себя затравленным волком.

С 1935 по 1937 года она создает произведение, посвященное страшному периоду репрессий в стране, поэму «Реквием». Это произведение было напечатано лишь через 22 года после смерти писательницы. Содержание поэмы она держала в голове и решилась перенести его на бумагу только в 1961 году.

В «Реквиеме» Ахматова передает не только свои переживания о судьбе сына, он и атмосферу, страдания и переживания всего русского народа. Она вызывает к справедливости за каждого невинно обвиненного и погибшего в годы репрессий.

Начало Великой Отечественной войны Ахматова связывает с трагедией, с мировой катастрофой. К русскому народу, обессиленному репрессиями, Ахматова обращается с призывом переплавить боль и страдания в силу мужества. Об этом призыве она написала стихотворение «Клятва».

В стихах военных лет Ахматова пишет о детях. Для нее дети это еще и солдаты, идущие на фронт, офицеры и все, кто причастен к этой трагедии.

В военные годы она находилась в эвакуации в Ташкенте. Все ее мысли были о жестокой войне и надежде на победу.

В ташкентских стихах «Под Коломной», «Смоленское кладбище», «Три стихотворения», «Наше священное ремесло» Ахматова затрагивает тему памяти. Эта тема о прошлом России, о предках, о ее близких людях.

В стихотворениях 1950-1960-х годов возникает тема Родины.

В одном из лучших стихотворений последних лет «Родная земля» живет мысль автора от кровной принадлежности человека к родной земле.

До конца дней поэтесса не прекращала писать. Она писала о Питере, о его окрестностях, размышляла о смерти и жизни. И конечно она не переставала писать о любви, о том, что соединение двух сердец необходимо для людей. Диалог Анны Ахматовой с миром, людьми, природой был страстным, живым и правдивым.

Читать еще:  Какие стихи гамзатова стали песнями

В чем видели своеобразие ранних стихов ахматовой

Творчество Анны Ахматовой в группе акмеистов и в русской поэзии в целом следует определить как «трагический лиризм». Если ее коллеги по акмеизму определяются по принципу художественного преображения внешней реальности в объективном аспекте, в энергии действия, в непосредственном переживании культуры как памяти и как одной из целей жизни, то Ахматова сосредоточивает свое художественное внимание на внутренней, эмоциональной сфере, на становлении личности, на внутренних конфликтах, через которые проходит личность, подчеркиваем: личность – в условиях самой трагической эпохи истории России.

Хронологически русская революция совпала с серединой творческого пути Ахматовой. Именно в ней, в страшной большевистской революции, следует искать основной, самый острый из личных конфликтов Ахматовой. Именно эта трагическая реальность является жизненной основой поэзии Ахматовой. В поэзии вообще, а в акмеизме в особенности, художественная форма в ее строгой дисциплинированности и смысловой насыщенности является основой художественного произведения. Внутренний смысл всякого художественного произведения осуществляется именно через его форму. Это и есть основной принцип и исходный пункт школы акмеизма.

Передать в конкретно-образной, строгой и одновременно подвижной и как бы текучей, эластичной художественной системе строй внутренней жизни поэта – это и есть создание лирической поэзии. Но на долю Ахматовой выпала более широкая задача: трагическая лирика ее, все расширяясь и усложняясь, становится голосом эпохи. При этом, оставаясь лирикой, она приобретает эпические черты, прочитываясь в своей цельности, как единая эпическая поэма. Трагизм в искусстве можно несколько поверхностно определить как безвыходную борьбу, героическую из-за своей безысходности и кончающуюся смертью героя. При рассмотрении поэзии Ахматовой, мы сразу видим как трагическая тема и трагический характер дают в своем становлении целую радугу эмоционально-образных красок. Каждое душевное состояние, каждый конфликт дает новизну и острое преломление. Ощущается движение, нарастание, недомолвка, растерянность.

В первую половину своего творческого пути Анна Ахматова стала мастером любовной лирики и приобрела этим широкую известность. Могло казаться, что ее художественный облик определился, и круг ее поэзии замкнулся. В отточенной художественной форме она фиксировала оттенок, эмоциональный конфликт или ситуацию, как бы предоставляя читателю додумывать и осмысливать сказанное. Здесь яркая и разнообразная шкала переживаний. В плане будущего становления ахматовской поэзии следует подчеркнуть, что такая лирика всегда внутренне трагична, даже в том случае, когда изображено оптимистическое или как бы радостное душевное движение. Тут и заключается освежение трагической темы: во-первых, трагический герой показан в становлении и разнообразии эмоциональных переживаний, а во-вторых – возможность выхода на исключение, и в-третьих – трагическая тема дана через призму лирических отрывков (отдельные стихотворения как части эпического единства).

Прежде чем стать трагическим голосом России, Анна Ахматова прошла школу лиризма и создала в поэзии свой собственный характер. Трагическая Муза обретает лицо, почерк, судьбу. Она становится реальным человеком своей страшной эпохи. Она живет, дышит, чувствует, реагирует, как все мы. Но она говорит за нас. И очень важно, что этот человек, наделенный предельной чуткостью эмоционального и художественного восприятия, унаследовавший высокую и сложную культурную традицию международного диапазона, человек, глубоко чувствующий Россию (тема России у нее одна из основных), человек, живущий вселенским сознанием и глубоко религиозный, стал свидетелем, участником и живым голосом трагической эпохи жесточайшей коммунистической диктатуры. Эта диктатура пыталась зажать рот Ахматовой (она долгие годы должна была молчать, писать в стол). В 1946 году в советских журналах появились жестокие статьи против нее. Ее сын Лев Гумилев сидел в тюрьме, а сам Гумилев был расстрелян еще в 1921 году.

На протяжении всей своей жизни Ахматова росла – росла вглубь. Она очень рано (с первых сборников) достигла завершенного художественного мастерства. В наше время наблюдается недооценка этих первых ее удач, а ведь ими определилось ее лицо.

Смуглый отрок бродил по аллеям,

У озерных грустил берегов,

И столетие мы лелеем

Еле слышный шелест шагов.

Иглы сосен густо и колко

Устилают низкие пни…

Здесь лежала его треуголка

И растрепанный том Парни.

Вот ее встреча с Пушкиным-лицеистом. Это и тема Царского Села. А Пушкин в творчестве Ахматовой – тема особая. Пушкин прошел через всю ее жизнь. Пушкин – как часть темы России, ее высочайший взлет. А вот примеры ахматовской ранней любовной лирики:

Перо задело о верх экипажа.

Я поглядела в глаза его.

Томилось сердце, не зная даже

Причины горя своего.

Безветренен вечер и грустью скован

Под сводом облачных небес,

И словно тушью разрисован

В альбоме старом Булонский лес.

Бензина запах и сирени,

Он снова тронул мои колени

Почти не дрогнувшей рукой.

И вот еще одно стихотворение 1910 года – удивительное по чистоте звучания и четкости рисунка:

Хочешь знать, как все это было?

Три в столовой пробило,

И прощаясь, держась за перила,

Она словно с трудом говорила:

«Это все… Ах, нет, я забыла,

Я люблю Вас, я Вас любила

Вот она, лирическая конфликтность. Здесь уже чувствуется тот трагический накал, в котором источник позднего творчества Ахматовой.

Хочется подчеркнуть, что при всем насыщенном лиризме ахматовской любовной темы, вовсе не сама эта тема, а именно трагизм (одиночество, боль) является главным в ее лирике. Трагизм, даже в ранних ее стихах, тем глубже и отчетливее, чем ярче, иногда даже радостнее, фон, на котором этот трагизм показан.

Стихи Ахматовой открывают нам очень многое: глубину характера, чуткую восприимчивость, строгую красоту женского облика. Мы уже угадываем тот чистейший кристалл, через который будет преломлена и в нем сохранена страшная действительность, о которой говорит Ахматова. И еще будет сохранена чистота ее облика, достоинство человеческой души, сохраненной наперекор всему – в железных зубах жестокой действительности.

В середине второго периода творческой жизни трагизм Ахматовой достигает апогея. Именно тогда ее стихи приобретают трагическое звучание. Здесь необходимо напомнить и о религиозности Ахматовой. Эта тема тоже неуклонно присутствует в ее поэзии. Когда мы говорим о трагической ахматовской теме, мы должны отметить, что трагизм ее не безысходен, как в античности (а вообще, античность ей близка). Трагизм Ахматовой, если можно так выразиться, трагизм христианский: в нем постоянно чувствуется надежда на возможность выхода. Темнота в нем является темнотой предрассветной. Героическое состояние одушевлено всей силой религиозного чувства. Еще в 1915 году она писала:

Дай мне горькие годы недуга,

Задыханья, бессонницу, жар,

Отыми и ребенка, и друга,

И таинственный песенный дар –

Так молюсь за Твоей литургией

После стольких томительных дней,

Чтобы туча над темной Россией

Стала облаком в славе лучей.

Это уже как бы вступление в основную тему второго периода. А в 1936 году, в стихотворении «Воронеж», посвященном замученному большевиками Осипу Мандельштаму, звучит отчаяние: «А в комнате опального поэта / Дежурят страх и Муза в свой черед. / И ночь идет/ Которая не ведает рассвета». Здесь вся полнота, напряженность интенсивности переживаемого момента. Ахматова пишет кратко. В каждую строку, в каждое двустишие вкладывается максимальный смысл и символ. Напряженная полнота и новизна художественного свершения определяется в ее строках тем, что тут животрепещущее свидетельство: Ахматова жива, она при самых тяжелых обстоятельствах остается верной себе.

Читать еще:  Кто я тебе стихи

Ахматову цитировать трудно не только потому, что каждое ее стихотворение представляет нерасторжимое единство, но и потому еще, что она пользуется шифрами. Шифры – неотъемлемая часть лирики. А в советский период шифры диктовались внешними причинами. Но иногда, именно в этот период – вторая половина тридцатых годов, голос Ахматовой звучит с полной прямотой:

…И каждому завидую, кто плачет,

Кто может плакать в этот страшный час

О тех, кто там лежит на дне оврага…

Но выкипела, не дойдя до глаз,

Глаза мои не освежила влага.

В этих строках – плач по всем растрелянным и по всем, кого мучили.

Поэма «Реквием» занимает исключительное место в поздней поэзии Ахматовой. Здесь и четверостишие «Распятие»: «Магдалина билась и рыдала, / Ученик любимый каменел, / А туда, где молча Мать стояла / Так никто взглянуть и не посмел». Этого было бы достаточно, чтобы выразить всю боль за Россию. Но это есть только вступление. В период с 1935 по 1940 гг. Ахматова создает свой «Реквием» – одно из самых страшных и вместе с тем замечательных произведений русской поэзии. Название достаточно ясно: это плач, панихида по погибшим в советских тюрьмах и лагерях. Стиль поэмы не похож на прежний стиль Ахматовой.

Школа акмеизма – очень строгая, включающая долгую традицию – вплоть до греческой античности. Акмеистическая дисциплина дала Ахматовой возможность и силу вынести то бремя, которое выпало на ее долю. И хотя «Реквием» контролируется строжайшей эстетической нормой, изображенная в нем страшная реальность передана более прямо, скупо и пронзительно.

Предыстория поэмы описана самой Ахматовой. Как-то одна из женщин, стоявшая у ворот тюрьмы узнала ее и спросила: «А это Вы можете описать?» Она ответила: «Могу». Из античной (греческой) традиции мы знаем плакальщиц на похоронах. И вот «Анна всея Руси» выступает плакальщицей по русскому народу, идущему на страдание. Прямота придает ее строкам обобщенно-символический смысл. «Реквием» обращен и к ее сыну, находившемуся в то время в заключении. В двустишиях «Эпилога» она говорит, что если «Когда-нибудь в этой стране / Воздвигнуть задумают памятник мне», то пусть его воздвигают только там, «где стояла я триста часов / И где для меня не открыли засов. / Затем, что и в смерти блаженной боюсь / Забыть громыхание черных марусь, / Забыть, как постылая хлопала дверь / И выла старуха, как раненый зверь…» Вот он – путь Ахматовой. Она родилась «в просторной детской молодого века», а потом стояла у тюремной стены с передачей, среди сотен других женщин.

Ахматова почти всю жизнь прожила в Петербурге: ее строки неотделимы от петербургских и петергофских парков, от Пушкина, от Царского Села, кажется – от самого воздуха Петербурга. Вряд ли можно найти более характерного «петербургского» поэта, чем Анна Ахматова. «Отраженье мое в каналах, / Звук шагов – в эрмитажных залах». Под конец, Петербург становится как бы надгробным памятником всем погибшим и умученным советской властью.

К трагическому крылу ее поэзии принадлежит «Поэма без героя». Это многоплановое и сложное по структуре произведение, сюжетно-тематически связанное с гибелью Империи и посвященное всем тем, кто вместе с нею погиб. Эта могучая Империя была колоссальным явлением на пересечении культуры, истории и человеческих судеб. Анна Ахматова была кровно связана с Империей, и когда Империя погибла, голос Ахматовой стал одним из самых чистых по звучанию, в котором слышалась память Империи и голос Петербурга.

Ахматова, как многие русские поэты, обладала своеобразным пророческим даром. Кажется, она в юности предчувствовала, что ей придется стать свидетелем страшных лет. И невозможно не помнить о том, какое колоссальное значение для ее творчества имел Пушкин. Она думала и писала о нем всю жизнь, он как бы до конца сопровождал ее. Пушкин, Петербург, Империя, страдание, русский народ – вот основные линии, определяющие мир Ахматовой. Трагедийная глубина и насыщенность ее поэзии бездонны. Анна Ахматова – это сама Россия и боль за нее.

Нет, это не я, а кто-то другой страдает.

Я бы так не могла. А то, что случилось,

Пусть черные сукна покроют,

И пусть унесут фонари…

Памятник Ахматовой – это облик самой Ахматовой и то наследие, которое она нам оставила. В голосе Ахматовой мы слышим голос вечной России – и залог ее будущего величия.

А. А. Ахматова. Тема поэта и поэзии. Особенности поэтики

Урок 75. Русская литература 9 класс ФГОС

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

Конспект урока «А. А. Ахматова. Тема поэта и поэзии. Особенности поэтики»

Сегодня на уроке мы:

· продолжим говорить о творчестве Анны Ахматовой.

· узнаем, какова роль поэта с точки зрения Анны Ахматовой.

· разберёмся, какие особенности лирики сделали её одним из ведущих поэтов XX века.

Это – выжимки бессонниц,

Это – свеч кривых нагар,

Это – сотен белых звонниц

Первый утренний удар.

Это – т`плый подоконник

Под черниговской луной,

Это – пчёлы, это – донник,

Это – пыль, и мрак, и зной, – написала Анна Ахматова в стихотворении «Про стихи» 1940 года.

Начало творческого пути Анны Ахматовой связано с обществом акмеистов, основанным её мужем, поэтом Николаем Гумилёвым. Вспомним основные принципы акмеизма:

Считается, что Ахматова отошла от идей акмеизма, но мы видим, что в этом стихотворении главные принципы акмеистов соблюдены.

Начало двадцатого века – время новаторства в поэзии, поиска новых форм и средств выражения. Но Анну Ахматову эти новшества не захватили, её поэтика близка классической поэзии Золотого века русской литературы. Даже ближе, чем какого-либо другого поэта этого времени. Возможно потому, что поэтесса росла на стихах Некрасова и боготворила Пушкина, считая его поэзию идеальной.

Пушкин всегда для Ахматовой был эталоном. Детство и юность поэтессы прошли в пушкинских местах – Царском Селе. Она даже рассказывала, что однажды во время прогулки с няней нашла булавку в виде лиры и посчитала это даром от самого поэта.

Ахматова написала множество статей, посвящённых его творчеству. Образ поэта появляется и в её стихах.

Смуглый отрок бродил по аллеям,

У озёрных грустил берегов,

И столетие мы лелеем

Еле слышный шелест шагов.

Для многих стихотворений в качестве эпиграфа поэтесса брала пушкинские строки. Некоторые темы, мотивы, образы, даже языковая игра у Ахматовой перекликаются с пушкинскими. Например, мотив воспоминаний и разговора поэта с совестью.

У Пушкина:

Воспоминание безмолвно предо мной

Свой длинный развивает свиток.

У Ахматовой:

А я всю ночь веду переговоры

Читать еще:  Шуточные стихи когда даришь пиво

С неукротимой совестью своей.

Даже смуглая Муза у Ахматовой – это Муза смуглого отрока, то есть Пушкина.

Ещё одна особенность творчества Анны Ахматовой – это живой, одухотворённый образ вдохновения. Муза Ахматовой персонифицирована. Она предстаёт в стихах поэтессы живой женщиной. Можно даже представить её внешний облик. Муза Ахматовой стройная, смуглая, босая.

Вот, например, стихотворение «Музе» 1911 года:

Муза-сестра заглянула в лицо,

Взгляд её ясен и ярок.

И отняла золотое кольцо,

Первый весенний подарок.

В этом стихотворении прослеживается идея о невозможности земного женского счастья для поэтессы. Творчество, вдохновение, поэтический дар несовместимы с житейскими радостями.

Образ Музы на постепенно меняется. В ранних стихах Муза предстаёт «милой гостьей с дудочкой в руке», но после нарастает трагизм. Вот строки, написанные в 1916 году:

Весёлой Музы нрав не узнаю:

Она глядит и слова не проронит,

А голову в веночке тёмном клонит,

Изнеможённая, на грудь мою.

А в 1960 году, уже на закате жизни, поэтесса напишет:
Моею Музой оказалась мука.

Она со мною кое-как прошла

Там, где нельзя, там, где живёт разлука,

Где хищница, отведавшая зла.

Трагические интонации в лирике Ахматовой – это эмоциональная реакция на тяжёлые годы, страшные события, которые переживала страна. В стихотворении «Молитва» поэтесса пишет, что готова пожертвовать всем ради Родины:

Дай мне горькие годы недуга,

Задыханья, бессонницу, жар,

Отыми и ребенка, и друга,

И таинственный песенный дар –

Так молюсь за твоей литургией

После стольких томительных дней,

Чтобы туча над тёмной Россией

Стала облаком в славе лучей.

С точки зрения поэтессы, судьба поэта неотделима от судьбы родины. Его задача – запечатлеть в стихах её жизнь, пропустив через себя всю её боль, пройдя вместе все тяжкие испытания. Голос поэта – это голос народа. Об этом Ахматова прямо пишет в поэме «Реквием»:

И если зажмут мой измученный рот,

Которым кричит стомильонный народ,

Пусть так же они поминают меня

В канун моего поминального дня.

Эта поэма создавалась в страшные тридцатые годы, когда были арестованы сын и гражданский муж поэтессы. Как и тысячи женщин, поэтесса стояла в тюремных очередях, пытаясь спасти своих близких. В поэме судьба лирической героини, жены и матери, судьба самой Анны Ахматовой, сливается с судьбами тысяч таких же несчастных.

Нет, и не под чуждым небосводом,

И не под защитой чуждых крыл –

Я была тогда с моим народом,

Там, где мой народ, к несчастью, был.

Поэтический дар – дар и тяжёлый, и радостный. От него нельзя отказаться, как нельзя отказаться от собственной сути.

Тот же мотив единения поэта с родиной, проживания боли своего народа, появляется и в военных стихах Ахматовой.

В стихотворении «Клятва» лирическая героиня сливается с народом в единое целое, говоря от его имени:

И та, что сегодня прощается с милым,

Пусть боль свою в силу она переплавит.

Мы детям клянёмся, клянёмся могилам,

Что нас покориться никто не заставит!

Поэт – личность особая. Он не только проживает жизнь целой страны, улавливая все веяния времени. Он за обыденным видит тайное, улавливает голос бытия, превращая это в стихи:

Сердитый окрик, дёгтя запах свежий,

Таинственная плесень на стене…

И стих уже звучит, задорен, нежен,

На радость вам и мне.

Это строки из знаменитого стихотворения Ахматовой «Мне ни к чему одические рати…» из цикла «Тайны ремесла». В этом цикле поэтесса рассуждает на главные для поэта темы: тайна вдохновения, предназначение поэта, отношения поэта и читателя.

Лирика Ахматовой очень доверительна, интимна, эмоциональна. Часто создаётся ощущение, что поэтесса исповедуется читателю.

Чтоб быть современнику ясным,

Весь настежь распахнут поэт, – пишет она в стихотворении «Читатель».

Быть открытым миру необходимо и для того, чтобы суметь воплотить его в стихах, выразить невыразимое.

Читатель в этом стихотворении назван неведомым другом, с которым поэт ведёт непрерывный, неизменный и вечный разговор.

За что-то меня упрекают

И в чём-то согласны со мной.

Так исповедь льётся немая,

Беседы блаженнейший зной.

Многие критики Лирику Ахматовой называют «романной». У каждого сборника стихов поэтессы есть герой, объединяющий стихотворения. Можно проследить сюжетную линию стихотворного цикла, увидеть, как взаимодействуют персонажи. Каждое стихотворение цикла – это маленькая глава романа, полная драматизма.

Стихи Ахматовой предельно лаконичны. Они описывают переломный момент в жизни героев, ключевую ситуацию. При этом того, что было до или после этого момента, читатель не знает. Поэтесса вовлекает читателя в процесс сотворчества, словно предлагая самостоятельно дорисовать картину, основываясь на своих эмоциях, воображении, жизненном опыте.

Стихотворения Ахматовой ещё называют гейзерами за их необыкновенную яркость и эмоциональность. Они словно на мгновение вырываются из тяжёлого молчания и исчезают вновь. Такая мощь стиха достигается в том числе и за счёт удивительного владения художественной деталью. Одной ёмкой, точно подобранной детали поэтессе часто достаточно, чтобы выразить всю психологическую глубину сцены.

Например, знаменитые строки из стихотворения «Песня последней встречи», которые стали объектом для подражания и многочисленных пародий:

Так беспомощно грудь холодела,

Но шаги мои были легки.

Я на правую руку надела

Перчатку с левой руки.

Через незначительную на первый взгляд бытовую деталь – неправильно надетую перчатку – Ахматова показывает, как сильны переживания лирической героини. Растерянная, подавленная, героиня словно оторвана от реальности и погружена в свой внутренний мир.

В стихотворении «Смятение» такой деталью выступает цветок – красный тюльпан в петлице у возлюбленного лирической героини.

Мне очи застит туман,

Сливаются вещи и лица,

И только красный тюльпан,

Тюльпан у тебя в петлице.

Яркий цветок концентрирует в себе весь эмоциональный накал лирической героини: страсть, боль, гнев, бессилие, ревность. Мир для неё словно растворяется, остаётся только этот цветок жгучего красного цвета. Убери этот образ – и стихотворение рассыплется.

Эмоциональность достигается и с помощью частого использования прямой речи в стихах:

И прощаясь, держась за перила,

Она словно с трудом говорила:

«Это все… Ах, нет, я забыла,

Я люблю вас, я вас любила…»

Частые восклицания, вопросы, междометие и обрывочность, сбивчивость речи также усиливают эмоциональное напряжение и добавляют искренности ахматовской лирике. Это создаёт ощущение интимности, доверительной беседы.

Метафоры у Ахматовой необыкновенно яркие, выразительные: «трагическая осень», «лохматый дым», «тишайший снег». Очень часто метафоры связаны с миром природы, например:

Высоко в небе облачко серело,

Как беличья расстеленная шкурка.

В стихах Ахматовой можно увидеть множество аллюзий и подтекстов. Она обращается и к сокровищницам мировой культуры, и к библейским мотивам, и к устному народному творчеству, фольклору. В лирике поэтессы чёткий чеканный стих сочетается с ощущением зыбкости, невесомости мира, эфемерности бытия.

Критик Николай Недоброво так высказался о творчестве Ахматовой:

«Напряжение переживаний и выражений Ахматовой даёт иной раз такой жар и такой свет, что от них внутренний мир человека скипается с внешним миром. Только в таких случаях в стихах Ахматовой возникает зрелище последнего; оттого и картины его не отрешённо пластичны, но, пронизанные душевными излучениями, видятся точно глазами тонущего. »

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector