2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

В какой сборник валерий брюсов объединил свои стихи

50 великих стихотворений. Валерий Брюсов. Библия

Приблизительное время чтения: 9 мин.

«Магом» и «верховным жрецом» называли Валерия Брюсова современники-литераторы… Волевой, гордый и властный вождь поэзии Серебряного века пытался охватить своим творчеством все темы, все жанры, весь мир. В репертуаре этого «чародея» есть стихотворение, выделяющееся на фоне его мистического творчества, – «Библия». Как же выглядит «книга книг» в интерпретации самого таинственного поэта русской литературы? Продолжаем наш проект «50 великих стихотворений».

«Библия»

Исторический контекст

Автор

О произведении

Отсылки к Библии

Непонятные слова

Библия

О, книга книг! Кто не изведал,
В своей изменчивой судьбе,
Как ты целишь того, кто предал
Свой утомленный дух — тебе!

В чреде видений неизменных,
Как совершенна и чиста —
Твоих страниц проникновенных
Младенческая простота!

Не меркнут образы святые,
Однажды вызваны тобой:
Пред Евой — искушенье Змия,
С голубкой возвращенной — Ной!

Все, в страшный час, в горах, застыли
Отец и сын, костер сложив;
Жив облик женственной Рахили,
Израиль-богоборец — жив!

И кто, житейское отбросив,
Не плакал, в детстве, прочитав,
Как братьев обнимал Иосиф
На высоте честей и слав!

Кто проникал, не пламенея,
Веков таинственную даль,
Познав сиянье Моисея,
С горы несущего скрижаль!

Резец, и карандаш, и кисти,
И струны, и певучий стих —
Еще светлей, еще лучистей
Творят ряд образов твоих!

Какой поэт, какой художник
К тебе не приходил, любя:
Еврей, христианин, безбожник,
Все, все учились у тебя!

И сколько мыслей гениальных
С тобой невидимо слиты:
Сквозь блеск твоих страниц кристальных
Нам светят гениев мечты.

Ты вечно новой, век за веком,
За годом год, за мигом миг,
Встаешь — алтарь пред человеком,
О Библия! о книга книг!

Ты — правда тайны сокровенной,
Ты — откровенье, ты — завет,
Всевышним данный всей вселенной
Для прошлых и грядущих лет!

Исторический контекст

Валерий Брюсов пишет стихотворение «Библия» в 1918 году в Москве. К этому моменту в связи с Октябрьской революцией и начинающейся Гражданской войной происходят серьезные подвижки в литературе. Символизм – крупнейшее литературное течение, лидером которого был Валерий Брюсов, перестал отвечать духу времени.

Владимир Маяковский. Кадр из фильма «Барышня и хулиган» (1918 г.)

На литературной арене хозяйничают новые направления, которые поддерживают революционные идеи и которым благоволит власть. Главной фигурой, объединившей поэзию и революцию в своем творчестве, стал футурист Владимир Маяковский. Параллельно продолжают свою деятельность авторы, которых традиционно относят к Серебряному веку русской литературы (Блок, Гумилёв, Есенин, Волошин, Цветаева и другие). Часть писателей, испугавшись Революции, теряет связь с «новой» Россией и покидает страну, формируя новый художественный пласт – литературу русского зарубежья.

На этом фоне Валерий Брюсов в своем творчестве обращается к бессмертной теме религии и бессмертной книге – Библии.

Автор

Валерий Брюсов (1873-1924) в первую очередь известен как поэт-основатель главнейшего в Серебряном веке литературного направления – символизма – и как фигура, которая повлияла практически на всех представителей русской литературы рубежа XIX-XX вв.

Поэты-символисты пытались раскрыть в своей поэзии таинственную сущность мира, используя особый язык – язык символов, который понятен только избранным (зачастую только самим символистам). Поэты использовали нелогичные и неожиданные образы. Каждое стихотворение являлось ребусом для читателя. Ярким примером символистской поэзии можно считать стихотворение Брюсова «Творчество»:

Фиолетовые руки
На эмалевой стене
Полусонно чертят звуки
В звонко-звучной тишине

В символистский период своего творчества поэт особенно отличался тщеславием и самовлюбленностью, мечтал стать главным поэтом эпохи. Так, свой первый сборник стихотворений в 1895 году он озаглавил «скромно» – «Шедевры» («Chefs d’oeuvre»).

Михаил Врубель. Портрет Валерия Брюсова. 1906 г.

Главной религией в то время для вождя символизма было творчество. Художественному дару поэт поклонялся словно божеству.

Брюсов не был глубоко верующим человеком, но вопросами веры и религии интересовался всегда. Он вырос в купеческой семье, где царили материалистические и атеистические порядки: «о религии в нашем доме и помину не было».

При этом он признавался поэтессе Зинаиде Гиппиус: «Да, я на распутье (…) если я и не верую еще, то хочу и ищу узнать». Одним из показательных примеров обращения Брюсова к тексту Библии является стихотворение «Конь блед» (1904 год), где описывается страшное апокалиптическое видение: на улицах города появляется всадник, которому имя «смерть» (Откр. 6;8). В этом стихотворении позже увидели предсказание катаклизмов в России в первой половине ХХ века.

Валерий Брюсов. Египетский раб. Читает автор

В поэте всегда преобладало богоборческое начало. Известны красноречивые строки Брюсова: «И Господа, и Дьявола хочу прославить я» (1901 год). Но он всегда признавал величие Библии, которую поэт внимательно читал со своими собратьями по перу (К. Бальмонтом, А. Белым и др.). Брюсов отводил Писанию важную роль и утверждал, что, «если бы ему нужно было бы ограничить число читаемых книг, то он оставил бы три: «Библию, Гомера и Шекспира».

Валерий Брюсов, в 1900-х (до 1917)

К моменту написания стихотворения «Библия» (1918 г.) Брюсов прекращает играть роль лидера символизма и наставника молодых поэтов. Теперь он переходит к академической деятельности, переводит европейских авторов, читает лекции, работает в разнообразных советских учреждениях, участвует в московской издательской жизни. Отношение поэта к вере и религии меняется. Он серьезно подходит к религиозным проблемам, деля в своей библиотеке книги на определенные разделы: «Библейские истории», «Церковные книги», «Богословие», «Святое писание», «История церкви».

Итогом эволюции взглядов на роль христианства в жизни поэта и на место Библии в ней Брюсов излагает в своем стихотворении «Библия».

Читать еще:  Стихи парню который нравится своими словами

По своему торжественному настроению стихотворение Брюсова напоминает оды XVIII века. Поэт восхваляет «книгу книг», пишет оду Библии. Естественно, что поэт не использует сложный язык эпохи Державина и Ломоносова, но пишет в том же русле, используя слова и образы, понятные и для современников Брюсова, и для нас.

Брюсов, подтверждая влияние Библии на все искусства, говорит, что и «резец, и карандаш, и кисти» призваны создавать образы «книги книг».

Брюсов был прекрасным переводчиком (поэт переводил Гёте, Гюго, Метерлинка, Уайльда и др.) и мог с полной уверенностью сказать, что Библия в той или иной степени повлияла как на писателей и художников, так и на простого человека: «Еврей, христианин, безбожник, Все, все учились у тебя!».

Интересно, что «Библия» на фоне ранних символистских стихотворений Брюсова выглядит очень прозрачно и очевидно. Однако некоторые значимые библейские имена и сюжеты, связанные с их носителями, нуждаются в объяснении.

Отсылки к Библии

Всего в четырех четверостишиях Брюсов пересказал в хронологическом порядке важные события и истории героев двух первых ветхозаветных книг (Бытия и Исхода).

Праматерь и праведник

Начинает вереницу героев стихотворения первая женщина и праматерь человеческого рода Ева (имя Ева переводится как «жизнь»). Брюсов напоминает читателю историю о грехопадении первых людей. Поддавшись искушению дьявола, явившегося ей в виде змия, Ева, а за ней и ее муж Адам, вкусили в раю запретный плод с древа познания добра и зла, нарушив заповедь Бога. За это Ева и Адам были лишены бессмертия и изгнаны из Эдема (рая) ангелом, посланным Богом (Быт. 3-20).

«Ной выпускает ворона и голубя», нидерландская миниатюра, 1450—1460. Автор: DREUX, Jean; MASTER of Margaret of York; HENNECART, Jean, Общественное достояние

Следующим героем, которого упоминает Брюсов в этом же четверостишии, является праведник Ной. В наказание за развращенный образ жизни людей Господь послал на землю Великий потоп. Только Ной, оказавшийся единственным, кто жил чистой жизнью и почитал Бога, получил весть об этом бедствии. Ной по наставлению Бога построил огромный корабль – ковчег. Праведнику было велено взять с собой домочадцев, а также животных «по паре, мужеского пола и женского» (Быт. 7; 9). Начался потоп, все истребилось с земли: остался только Ной и то, что было с ним в ковчеге (Быт. 7; 23). Ковчег странствовал пять месяцев, пока, наконец, вода не остановилась. Когда поверхность земли высохла, обитатели ковчега смогли выйти на сушу. Началась новая эпоха в жизни людей (Быт. 7-8).

Брюсов не забыл упомянуть важного героя истории о Великом потопе –голубя. Чтобы узнать, сошла ли с земли вода, и есть ли на поверхности что-то живое, Ной послал голубя, который однажды возвратился с масличным листом в клюве, «и Ной узнал, что вода сошла с земли» (Быт. 8;11). Голубь часто упоминается в Библии и обладает целым спектром символических значений (символ Святого Духа, символ чистоты и невинности). В стихотворении Брюсова, как и в истории о ковчеге, голубь считается добрым вестником, возвещающим мир с Господом.

Красавица и жертвоприношение

В следующих четырех строках автор обращается к драматической истории Авраама и его сына Исаака. Однажды Бог решил испытать веру Авраама: Он повелел принести в жертву его единственного сына Исаака. Как человек, Авраам безутешно страдал, но как преданный служитель Бога он не сомневался в Его справедливости и мудрости.

Придя к вершине горы Мория, он устроил там «жертвенник, разложил дрова, и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров» (Быт. 22; 9). Но Господь вознаградил Авраама, послав ангела, который не позволил пролиться крови Исаака и возвестил старцу, что Бог лишь испытывал его. Авраам стал образцом истинно верующего человека.

Рахиль. Автор: Мауриций Готтлиб — This thread, source not specified., Общественное достояние

Здесь же Брюсов не обделяет вниманием еще один важный библейский женский образ – красавицу Рахиль. Именно она считается праматерью всего израильского народа (о нём Брюсов упоминает в этом же четверостишии). Согласно Библии, этот народ является избранным Богом для того, чтобы через него «совершить спасение падшего человечества». Историю о них поэт Серебряного века излагает в следующих четырех строках.

Иосиф и его братья

Иосиф был любимым сыном Иакова (Быт. 37-50). За это его возненавидели братья и хотели убить. Но, передумав проливать кровь, бросили в ров. В это время мимо проезжали египетские купцы, и братья решили продать им Иосифа.

Иосиф открывается братьям в Египте. Автор: Анонимный автор — http://www.van-ham.com, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=12250314

Оказавшись в Египте, Иосиф претерпевает различные злоключения, но, благодаря своей способности истолковывать сны, достигает власти. После того, как его братья, страдая от голода, прибыли в Египет, он дал им пищу и кров. Иосиф не только не отомстил за их бессердечность и жестокость, а проявил к ним братскую любовь и учтивость.

Пророк и скрижали

Завершает цепочку ветхозаветных героев пророк Моисей. Именно он считается автором первых пяти книг Библии. Он – вождь израильского народа. Именно ему на вершине горы Синай Господь вручил каменные таблички (скрижали) с высеченными на них десятью заповедями – религиозно-моральными предписаниями (Исх. 20-24).

Таким образом, в своем стихотворении «Библия» Валерий Брюсов определил исключительную роль Священного писания в жизни каждого человека, выделив ключевые библейские ветхозаветные образы для искусства, литературы и живописи.

Непонятные слова

Резец – инструмент с лезвием для резания чего-нибудь. Пример: резец скульптора.

Скрижаль – табличка, доска с текстом (как правило, священным). По библейскому сказанию, 10 заповедей Моисея были начертаны на двух каменных скрижалях.

Читать еще:  Стихи бунина о природе которые легко учатся

В. Я. Брюсов как основоположник русского символизма. Жизнь и творчество

Урок 13. Русская литература 11 класс. ФГОС. 1 часть

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

Конспект урока «В. Я. Брюсов как основоположник русского символизма. Жизнь и творчество»

Сегодня на уроке мы:

· Поговорим о судьбе и творчестве одной из самых выдающихся личностей Серебряного века русской литературы.

· Узнаем, как создать и возглавить литературное направление.

· Прикоснёмся к загадкам творчества Валерия Яковлевича Брюсова.

В день своего тридцатилетия Валерий Яковлевич Брюсов сказал: «Я хочу жить, чтобы в истории всеобщей литературы обо мне было две строчки. И они будут».

Сказанное сбылось. Брюсов стал вождём и основателем русского символизма, одним из самых значимых литераторов своего времени. Прославился как поэт, переводчик и драматург, автор романов. Помимо этого, Брюсов был историком, литературоведом, теоретиком стихосложения, издателем и критиком, которого начинающие и опытные литераторы боялись, как огня. Остаться на страницах мировой литературы было целью Брюсова, к которой он шёл со всей своей неуёмной энергией и потрясающим упорством.

Родился будущий лидер русских символистов 1 декабря 1873 года в состоятельной московской в семье. Дед Брюсова Кузьма Андреевич Брюсов был крепостным, но сумел выкупить себя из крепостных стать купцом, разбогатев на торговле пробкой. Второй дед поэта Александр Яковлевич Бакулин был поэтом-самоучкой из мещанского сословия. Бакулин писал сказки, басни, повести, пьесы и даже смог издать книжку своих сочинений под названием «Басни провинциала».

Отец поэта Яков Кузьмич Брюсов был не менее интересной личностью. В юности он самостоятельно изучал медицину, читал труды по философии, экономике и биологии, собрал хорошую домашнюю библиотеку. Яков Кузьмич увлекался революционно-демократическими идеями и философией материализма. Сына он воспитывал в рационалистическом духе, прививал интерес к естественным наукам. И домашняя библиотека Брюсовых была несколько специфической.

О своём детском чтении поэт вспоминал: «От сказок, от всякой ”чертовщины”, меня усердно оберегали. Зато об идеях Дарвина и принципах материализма я узнал раньше, чем научился умножать».

Читать Валерий Брюсов начал уже в три года, а к четырём он записывал печатными буквами свои первые произведения. Первым литературным опытом Брюсова была комедия «Лягушка». А первой публикацией считается «Письмо в редакцию», отправленное отцом поэта в детский журнал «Задушевное слово». Юному литератору тогда было всего 10 лет. Первой самостоятельной публикацией Брюсова стала статья о тотализаторе на скачках в журнале «Русский спорт» в 1889 году.

В 1885 году Валерия Брюсова зачислили сразу во второй класс частной классической гимназии Креймана. Во время учёбы Валерий Брюсов издавал рукописный журнал «Начало», а из-за рукописной газеты «Листок пятого класса» юному литератору даже пришлось сменить гимназию. Слишком уж рьяно он обличал гимназические порядки и высмеивал учителей.

Литературные опыты полностью захватили юного поэта. Он бесконечно что-то сочинял, писал прозу и стихи, экспериментируя с различными размерами и формами. По воспоминаниям поэта, у него скапливались «громадные пакеты исписанной бумаги».

В гимназии Поливанова Брюсова захватила новая страсть – математика. Любовь к расчётам и теоремам поэт сохранил на всю жизнь. Интересно, что некоторые критики упрекали Брюсова в том, что в его стихах больше холодного математического расчёта, чем интуитивных мистических озарений. Помимо математики, в эти годы Брюсов увлёкся философией.

Ещё одной его любовью стала поэзия Пушкина, впоследствии Брюсов даже написал несколько исследовательских работ в области пушкинистики. Но самым важным и можно сказать судьбоносным увлечением Брюсова-гимназиста стала поэзия французского декаданса. Поэт признавался: «Знакомство в начале девяностых годов с поэзией Верлена и Малларме, а вскоре и Бодлера, открыло мне новый мир. Под впечатлением их творчества созданы те мои стихи, которые впервые появились в печати».

Перед поступлением в университет Брюсов сделал в дневнике очень любопытную запись: «Талант, даже гений, честно дадут только медленный успех, если дадут его. Это мало! Мне мало. Надо выбрать иное. Найти путеводную звезду в тумане. И я вижу ее: это декадентство. Да! Что ни говорить, ложно ли оно, смешно ли, но оно идёт вперёд, развивается, и будущее будет принадлежать ему, особенно когда оно найдёт достойного вождя. А этим вождём буду Я! Да, Я!»

Брюсов даже написал письмо Полю Верлену. В этом письме он назвал себя основателем русского символизма и определил своё высшее предназначение – распространение символизма в России.

В 1893 году Валерий Брюсов стал студентом историко-филологического факультета Московского университета. Помимо изучения университетской программы Брюсов активно занимался самообразованием, особое внимание уделяя иностранным языкам. Брюсов хотел читать зарубежную литературу в оригинале, а не пропущенной через призму восприятия переводчика. «Если бы мне жить сто жизней, они не насытили бы всей жажды познания, которая сжигает меня», ‒ записано в дневнике поэта. Всего Брюсов выучил около двадцати языков, часть из которых были мёртвыми.

Не забывал Брюсов и о своей главной цели – стать вождём символизма. В 1894 году Брюсов издаёт первый из трёх сборников под названием «Русские символисты». Чтобы придать веса молодому движению символистов, большую часть стихотворений в этих сборниках Брюсов написал сам, опубликовав их под разными псевдонимами.

Известность Валерию Брюсову принёс третий сборник «Русские символисты», где было опубликовано знаменитое одностишие «О закрой свои бледные ноги». Это был первый моностих в русской поэзии почти за сто лет. Критика просто взорвалась от возмущения. Почему одна строчка? К кому она обращена? Что символизируют эти ноги? Появилось множество трактовок. Одни видели в моностихе эротический подтекст, другие – религиозный. Моностих представлялся им криком Иуды, увидевшего ноги распятого Христа.

Читать еще:  Тютчев стихи как сердцу высказать себя

Философ Владимир Соловьёв съязвил по поводу моностиха: «Для полной ясности следовало бы, пожалуй, прибавить: “ибо иначе простудишься”, но и без этого совет г. Брюсова, обращённый очевидно к особе, страдающей малокровием, есть самое осмысленное произведение всей символической литературы».

Сам же поэт комментировал только форму своего произведения, говоря о том, что идеалом для поэта должен стать один-единственный стих, который способен передать читателю все идеи и настроения, вложенные автором. Брюсов был доволен общественным резонансом. Эпоха символизма в России началась.

В 1895 году был издан первый самостоятельный сборник стихов Валерия Брюсова с вызывающим названием «Шедевры», которое было написано по-французски. Поэт часто использовал в названиях своих поэтических сборников французский язык или латынь.

В сборнике «Шедевры» тоже не обошлось без скандального стихотворения. Им стало «Творчество».

Тень несозданных созданий

Колыхается во сне,

Словно лопасти латаний

На эмалевой стене.

Фиолетовые руки

На эмалевой стене

Полусонно чертят звуки

В звонко-звучной тишине.

Стихотворение, как нетрудно догадаться по названию, представляет собой описание творческого процесса в видении поэта-символиста. Вспомним, что поэт-символист – это демиург, создатель миров и исследователь таинственного потустороннего мира. В начале стихотворения мы видим «несозданные создания» ‒ призрак, предчувствие идеи. В финале «созданные создания» покорно ластятся к творцу.

Тайны созданных созданий

С лаской ластятся ко мне,

И трепещет тень латаний

На эмалевой стене.

Творческий процесс начинается с образа теней, которые отбрасывают листья латаний на стену. Потом пространство расширяется – появляются «прозрачные киоски» (садовые беседки), стены тают, и образ фиолетовых теней сменяется образом ночного сада.

Скандальными стали строки четвёртой строфы, где

Всходит месяц обнажённый

При лазоревой луне.

Критики недоумевали, как это месяц может всходить, когда уже на небе есть луна?! Брюсова даже хотели объявить душевнобольным и запереть в лечебницу. Но ведь его стихи не реалистические зарисовки, а откровения символиста-мистика!

В сборнике «Это я» ключевым стало стихотворение «Юному поэту», в котором Брюсов излагает принципы символизма.

Юноша бледный со взором горящим,

Ныне даю я тебе три завета:

Первый прими: не живи настоящим,

Только грядущее — область поэта.

Помни второй: никому не сочувствуй,

Сам же себя полюби беспредельно.

Третий храни: поклоняйся искусству,

Только ему, безраздумно, бесцельно.

Согласно этим трём заветам и жил сам Брюсов. Поэт Владислав Ходасевич вспоминал: «Он любил литературу, только её. Самого себя – тоже только во имя её».

Валерий Брюсов был женат на Иоанне Рунт, которая стала хранительницей его творческого наследия. Брак был заключён по любви, но счастья супругам он не принёс. Светская и литературная жизнь увлекала поэта гораздо больше, чем семейная.

Закончив университет, Брюсов несколько лет проработал в историко-литературном журнале «Русский архив». В краткой автобиографии поэт писал, что четверть века он был автором почти всех периодических изданий, написав бесчисленное множество стихов, статей, романов и пьес.

Поэт стал одним из организаторов издательства «Скорпион», где печатались все видные русские символисты. Был редактором и со-редактором журналов «Новый Путь», «Весы» и «Русская Мысль».

В 1900 году сборник «Третья Стража» открывает второй период творчества Брюсова, который называют зрелым. В лирике поэта вместе с историко-мифологическими образами появляется образ города.

Стальной, кирпичный и стеклянный,

Сетями проволок обвит,

Ты – чарователь неустанный,

Ты – неслабеющий магнит.

Драконом, хищным и бескрылым,

Засев, – ты стережёшь года,

А по твоим железным жилам

Струится газ, бежит вода.

В урбанистической поэзии Брюсова отчётливо звучит тема надвигающихся перемен. Кроме того, поэт обращается к гражданской лирике.

Примером может послужить стихотворение «Каменщик» из сборника «Граду и миру».

– Каменщик, каменщик в фартуке белом,

Что ты там строишь? кому?

– Эй, не мешай нам, мы заняты делом,

Строим мы, строим тюрьму.

– Каменщик, каменщик с верной лопатой,

Кто же в ней будет рыдать?

– Верно, не ты и не твой брат, богатый.

Незачем вам воровать.

– Каменщик, каменщик, долгие ночи

Кто ж проведёт в ней без сна?

– Может быть, сын мой, такой же рабочий

Тем наша доли полна.

– Каменщик, каменщик, вспомнит, пожалуй.

Тех он, кто нёс кирпичи!

– Эй, берегись! под лесами не балуй.

Знаем все сами, молчи!

На прошлом уроке мы говорили о многоликости и противоречивости русского символизма, живым воплощением которого был Брюсов. И поэзия Брюсова так же многолика и противоречива. Поэт постоянно искал новые стихотворные размеры, при этом часто возвращаясь к классической форме стиха. В лирике Брюсова гимн человеку-творцу, призывы к переустройству мира, жизнеутверждающие мотивы сменялись характерными для декаданса настроениями безысходности, отчаяния и стремлением к смерти.

Во время Первой мировой войны Валерий Брюсов был военкором газеты «Русские ведомости». С фронта поэт вернулся жестоко разочарованным и потрясённым страшными картинами войны. Революцию Брюсов принял восторженно. Он сразу же включился в общественную жизнь, руководил Комитетом по регистрации печати. Потом получил должность председателя Президиума Всероссийского союза поэтов, а также стал первым ректором Высшего литературно-художественного института, организованного в 1921 году.

Но неуёмная энергия поэта уже иссякала. Постоянная литературная и общественная работа подтачивала силы. Да и богемный образ жизни долгие годы разрушал здоровье Брюсова. Умер поэт 9 октября 1924 года от пневмонии.

Похоронен император русского символизма на Новодевичьем кладбище Москвы.

О себе Валерий Брюсов так написал в дневнике: «Юность моя – юность гения. Я жил и поступал так, что оправдать моё поведение могут только великие деяния».

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector