0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

В каком году есенин написал стих топи да болота

«Топи да болота» анализ стихотворения Есенина по плану кратко – идея, тема, жанр

Стихотворение Есенина “Топи да болота”, написанное простым языком, очень трогает душу. Оно наполнено искренней любовью и нежностью к родным местам. Краткий анализ “Топи да болота” по плану поможет ученикам 5 класса понять его смысл и почувствовать эмоции, которыми автор наполнил поэтические строки. Его можно использовать на уроке литературы и как основной, и как дополнительный материал.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Топи да болота.

История создания – стихотворение написано в первый год пребывания поэта в Москве, в 1914-м. Опубликовано оно в первой книге Есенина – “Радуница”.

Тема – любовь к малой Родине.

Композиция – одночастная, на протяжении четырех строф автор рисует идиллическую картину осени в своем родном крае.

Жанр – пейзажная лирика.

Стихотворный размер – трехстопный хорей.

Эпитеты“синий плат”, “лесные кудри”, “темные ели”, “суховатая липа”, “ветряной посвист”, родной край”, “забытый край”.

Метафоры“хвойной позолотой взвенивает лес”, “плат небес”.

Олицетворение“елям снится”, “ракиты слухают“.

История создания

В отличие от поздней лирики, в которой деревня предстает в самом неприглядном виде, ранние стихотворения Есенина показывают ее идиллическую сторону. К таким относится и “Топи да болота”, написанное в 1914 году. Автор наполнил поэтические строки произведения искренней любовью к своему краю.

Впервые оно было напечатано в “Радунице” – первом сборнике есенинских стихотворений, который вышел в 1916 году.

Стихотворение посвящено любви к своей Родине, причем не большой Родине, России, а малой. В первые годы жизни в Москве поэт сильно тосковал по своему селу, и чувство ностальгии стало частью его ранней поэзии. Он рассказывает о местах, где родился и вырос, с особенной нежностью. На чужбине, какой сначала была для него столица, он тоскует о Константиново, и посвящает ему лучшие свои строки.

Композиция

Автор не использует сложные композиционные приемы, просто рисуя картину осени в деревне. Первые две строфы кажутся немного мрачными, в них описываются болота и густой хвойный лес, темный даже в разгар дня. Но последние – это яркая и счастливая картинка. Стих Есенина рассказывает и о бескрайних просторах леса, и о луге, где работают косари.

Последние две строчки показывают, почему поэт так проникновенно описывает самый обычный осенний день в деревне: это его родина, по которой он сильно скучает. Он вспоминает о тихом осеннем умиротворении, которое приходит на смену тяжелой работе, с особенным чувством.

Это пейзажное стихотворение, в котором Есенин до малейших деталей передает не единожды виденную им картину осенней деревни. Он описывает даже запахи, так что читатель как будто окунается в осень, чувствует ее сам.

Трехстопный хорей с перекрестной рифмой способствует передаче эмоционального состояния и как нельзя лучше подходит для поэтического описания природы.

Средства выразительности

В ранний период своего творчества Есенин его находился в поиске метода, но у него уже образовался набор любимых художественных средств. В стихотворении “Топи да болота” он использует их все:

  • Эпитеты – “синий плат”, “лесные кудри”, “темные ели”, “суховатая липа”, “ветряной посвист”, родной край”, “забытый край”.
  • Метафоры – “хвойной позолотой взвенивает лес”, “плат небес”.
  • Олицетворение – “елям снится”, “ракиты слухают“.

Нельзя не отметить максимально простой язык, который делает произведение еще более живым и проникновенным. Будучи настоящим мастером пейзажной лирики, автор располагает каждый троп на своем месте, делая его частью общей картины и передавая с их помощью красоту родной природы.

Сергей Есенин — Топи да болота: Стих

Топи да болота,
Синий плат небес.
Хвойной позолотой
Вззвенивает лес.

Тенькает синица
Меж лесных кудрей,
Темным елям снится
Гомон косарей.

По лугу со скрипом
Тянется обоз —
Суховатой липой
Пахнет от колес.

Слухают ракиты
Посвист ветряной…
Край ты мой забытый,
Край ты мой родной.

Анализ стихотворения «Топи да болота» Есенина

Ранняя лирика Есенина отличается особой искренностью и чистотой. Первое время после переезда в Москву он продолжал считать себя простым деревенским поэтом, испытывающим огромную тоску по родному селу. При этом Есенин видел, что его «деревенская лирика» находит множество поклонников среди уставшего от жизни городского общества. Печаль от разлуки с родиной и желание рассказать о ее красоте окружающим рождали в душе поэта очень чистые произведения. Одним из них является стихотворение «Топи да болота» (1914 г.).

Есенин не идеализирует родную землю. Бескрайние «топи да болота» составляют большую часть ее территории. Просто в бесхитростной русской природе нужно уметь разглядеть особое очарование и привлекательность. Ранние стихотворения поэта сами по себе напоминают родную землю. Они написаны в предельно сжатой форме, но с использованием очень метких и выразительных слов и эпитетов. Есенин словно разбрасывает по простым и наивным строчкам настоящие жемчужины: «хвойная позолота», «лесные кудри», «посвист ветряной».

Еще одним приемом поэта является олицетворение родной природы. В любом описании пейзажа чувствуется особенная, не зависящая от человека жизнь («елям снится», «слухают ракиты»). Человеческая деятельность становится не определяющей, а всего лишь дополняющей природу, подстраивающейся под ее законы. «Гомон косарей» — это просто сон деревьев. Тянущийся по лугу обоз органично вписывается в окружающую природу, становится ее неотъемлемой частью («суховатой липой пахнет от колес»).

В последней строфе появляется печальный мотив. Есенин обращается к родной земле: «Край ты мой забытый». В этом выражается личная тоска поэта, который предчувствует, что с годами ему будет сложнее приезжать погостить в родное Константиново. В более широком смысле Есенин понимает, что патриархальный образ жизни постепенно изживает себя. Ему самому первое время было очень нелегко вжиться в бурный поток городской жизни. Жители больших городов утратили связь с родными корнями. Крестьянская одежда и простонародный говор Есенина делали его иностранцем в глазах городского общества. Для вхождение в это общество поэту невольно придется изменится. Но, как покажет время, самым дорогим и близким к сердцу обращением к с. Константиново для него останется: «Край ты мой родной».

Читать еще:  Сергей есенин стихи кто я что я

Школьное чтиво

Произведения школьной литературы в простой и доступной форме

21.05.2020

Есенин С. «Топи да болота»

Главные герои стихотворения «Топи да болота» и их характеристика

  1. Поэт. Лирический герой. Меланхолик, романтик. Пребывает в ностальгии.

План пересказа стихотворения «Топи да болота»

  1. Топи и небо
  2. Вззвенивает лес
  3. Тенькают синицы
  4. Косари
  5. Обоз
  6. Липовые колеса
  7. Ракиты и ветер
  8. Забытый край

Главная мысль стихотворения «Топи да болота»
Природа родного края всегда самая красивая на свете.

Чему учит стихотворение «Топи да болота»
Стихотворение учит любить Родину, родной край. Учит замечать красоты природы, находить ее в самых обычных и привычных вещах, нас окружающих. Учит образному мышлению.

Отзыв на стихотворение «Топи да болота»
Мне нравится это немного грустное, но такое красивое стихотворение. В нем поэт описывает свой родной край, и кажется, будто там нет ничего красивого — болота и лес. Все очень просто. Но именно эта простота и завораживает. И описана она с таким пронзительным чувством ностальгии, что дух захватывает.

Анализ стихотворения «Топи да болота»
Стихотворение было написано Сергеем Есениным в 1914 году.
По жанру это пейзажная лирика.
Тема стихотворения — любовь к родному краю.
В стихотворении поэт описывает простую природу своего края. Другому она показалась бы скучной — болота, хвойный лес, редкие птицы и ветер. Но автор находит такие яркие образы, такие красивые эпитеты, что в его изображении эта природа оживает. Поэт переносит читателя в волшебный мир своего собственного видения окружающего. Грусть, сопутствующая этому стихотворению, проникает в сердце, заставляет сопереживать человеку, оторванном от Родины.
Автор использует множество олицетворений, ведь природа для него является живым существом. Именно это делает это стихотворение таким запоминающимся.
Стихотворный размер хорей, рифмовка перекрестная АВАВ.

Средства художественной выразительности в стихотворении «Топи да болота»
Эпитеты: синий плат, хвойной позолотой, темным елям, суховатой липой, край забытый, край родной.
Метафоры: плат небес, хвойной позолотой, вззвенивет лес, лесных кудрей, тянется обоз.
Олицетворения: елям снится, слухают ракиты, посвист ветряной.

Пословицы к стихотворению «Топи да болота»
Где родной край, там и рай.
Нет в мире краше Родины нашей.
В своем болоте и лягушка поет.
На родной стороне каждый камушек знаком.
Где родился, там и пригодился.

Читать краткое содержание, краткий пересказ стихотворения «Топи да болота»
Над болото синеет небо. Вокруг хвойный лес. Мелькают синицы, а ели помнят о косарях.
Мимо по лугу едет обоз. От него тянет липой.
Ракиты слушают свист ветра. Это забытый, родной край.

Рисунки и иллюстрации к стихотворению «Топи да болота»

Читать стихотворение «Топи да болота»
Топи да болота,
Синий плат небес.
Хвойной позолотой
Вззвенивает лес.

Тенькает синица
Меж лесных кудрей,
Темным елям снится
Гомон косарей.

По лугу со скрипом
Тянется обоз —
Суховатой липой
Пахнет от колес.

Слухают ракиты
Посвист ветряной…
Край ты мой забытый,
Край ты мой родной.

Стихотворение и анализ «Топи да болота…»

Синий плат небес.

Меж лесных кудрей,

Темным елям снится

По лугу со скрипом

Пахнет от колес.

Край ты мой забытый,

Край ты мой родной.

Краткое содержание

В. Менк. Утро на болоте. 1880

Русская природа была для Есенина музой на протяжении всего его творчества. Данное стихотворение подтверждает это буквально каждой своей фразой. Очень ярко и выразительно, не приукрашивая, описывает поэт осень в своем родном Константиново. В стихотворении видны не только зрительные образы, но слышатся звуки и ощущаются запахи осенней поры.

Топи и болота, яркое синее небо, зелень хвойного леса – все пребывает в гармонии, наполнено жизнью и умиротворением. Благодаря простым, народным выражениям, текст становится максимально приближенным к разговорной речи. Слышно, как «тенькает синица», «взвенивает лес», «со скрипом тянется обоз». Ощущается запах хвои, как «суховатой липой пахнет от колес». Есенин практически не пользуется высокой лексикой, поэтому его произведения понятны представителю любого сословия – и крестьянину, и городскому жителю. Они наполняют сердце любовью, учат видеть прекрасное в простых сельских пейзажах.

Анализ

История создания

Данное стихотворение было написано в 1914 году. Это время относится к раннему периоду творчества С.А. Есенина. Он только что переехал в Москву, поэтому тоска по родным местам, где прошли его детство и юность, очень сильно одолевала поэта. Воспоминания о Константиново, его природе, о близких сердцу уголках и стали поводом для создания этого произведения.

Весь текст стихотворения – это один огромный сгусток любви к родине. Здесь явно прослеживается так характерная для раннего творчества Есенина идеализация сельских пейзажей и всего деревенского уклада в целом. Впервые произведение было напечатано в есенинском сборнике стихов «Радуница» в 1916 году.

Персонажи и образы

Вся пейзажная лирика Есенина выстроена на образах родной природы. Поэт не просто рисует поля, небеса, деревья, топи, он наделяет их чертами и свойствами живых существ, которые все понимают и чувствуют. Они словно находятся в постоянном ожидании того светловолосого мальчика, который рос в этих краях, а потом покинул их. Слова «Край ты мой забытый, край ты мой родной» являются этому подтверждением. Лирический герой, на которого спроецирован образ самого Есенина, здесь выражен не явно. Но он присутствует, потому что именно его глазами читатель видит всю описываемую картину.

Читать еще:  Как много человеку мало стих

Композиция

Сюжет, как его принято понимать, здесь отсутствует. Композиция линейная, относительно простая, без выраженных композиционных точек. Экспозицию и завязку можно наблюдать в первом четверостишии, когда читатель знакомится с лесом, благодаря краткому, но точному описанию.

После этого начинается развитие действия: пение синицы, спящие ели, скрип обоза, ветер над ракитами. С помощь этих деталей создается красочный образ сельской жизни. В последних двух строках содержатся и кульминация, и развязка. В них заключена непомерная тоска поэта по покинутому родному краю.

Произведение относится к литературному направлению имажинизм, но содержит и элементы романтизма. Литературный род – лирика, жанр – стихотворение о природе, или пейзажная лирика.

Размер и средства художественной выразительности

При создании стихотворения использовался трехстопный хорей с перекрестной рифмовкой (АБАБ) и множеством неточных рифм, характерных для поэзии Серебряного века: болота – позолотой, скрипом – липой.

Стихи Есенина о природе насыщены средствами художественной выразительности. Данный текст содержит: эпитеты: «синий плат», «лесные кудри», «темные ели»; метафоры: «синий плат небес», «хвойной позолотой вззвенивает лес»; олицетворения: «лесные кудри», «темным елям снится», «слухают ракиты посвист ветряной». Помимо этого автор пользуется живыми образными словами, так называемыми просторечиями: «тенькает», «слухают», а также применяет собственный окказионализм (новое, нигде до этого не встречающееся слово, придуманное самим поэтом, авторский неологизм).

Проблематика и основная идея произведения

Поэт не поднимает в данном стихотворении никаких проблем, он просто выражает восхищение красотой родного края. Тема эта также не нова для его творчества, она обусловлена горячей сыновьей любовью к родине, светлыми чувствами к русской природе. Произведение учит беречь природу, относиться к ней так, если бы это было понимающее и чувствующее существо, никогда не забывать отчий край, то место, где появился на свет.

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Рубрики

  • Авиация (150)
  • Астрономические явления (17)
  • Атмосферные конвективные явления (13)
  • Атмосферные оптические явления (30)
  • Атмосферные электрические явления (14)
  • Бабочки (20)
  • ВАТИКАН (23)
  • Владимир Джанибеков (8)
  • Водолей (20)
  • Вокруг Солнечной системы (80)
  • Вопрос-Ответ (2364)
  • Габсбурги (16)
  • Гаремы (7)
  • Далёкий космос (114)
  • Дальние страны (1258)
  • ДИНАСТИИ (39)
  • Дорога — это жизнь (39)
  • ДОСЬЕ (40)
  • Животные (536)
  • Загадки истории (445)
  • ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ИМЕНА (864)
  • Замки и Дворцы (27)
  • ЗАПОВЕДНИКИ (13)
  • ЗДОРОВЬЕ (268)
  • Земля (144)
  • ЗЕРКАЛО (5)
  • Искусство (715)
  • Истории любви (186)
  • ИСТОРИЯ (2448)
  • История одного стихотворения (2035)
  • История одной картины (1122)
  • Книги для детей (256)
  • Краса ветвей зависит от корней (30)
  • КУЛЬТУРА (249)
  • КУЛЬТУРНЫЙ КОД (53)
  • Легенды и мифы (185)
  • ЛИТЕРАТУРА (301)
  • ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГЕРОИ (203)
  • ЛИЦА ИСТОРИИ (496)
  • ЛИЦА РАЗВЕДКИ (159)
  • ЛЮДИ (571)
  • Люди-легенды (120)
  • МАЯКИ (9)
  • Микеланджело Буонарроти (29)
  • Микробиология: ВИРУСЫ и БАКТЕРИИ (33)
  • МИКРОмир (16)
  • Мода (54)
  • Москва (75)
  • Музеи (123)
  • Наполеон Бонапарт (68)
  • Насекомые (105)
  • НАУКА (623)
  • Облака (15)
  • Оружие (23)
  • ОТКРЫТИЯ и ИЗОБРЕТЕНИЯ (253)
  • ПАРАЗИТЫ (23)
  • Первые среди равных (197)
  • ПЛАНЕТАРИЙ (81)
  • Поэзия (764)
  • Праздники (53)
  • Притчи (34)
  • Проза (478)
  • Прошлое и настоящее Ташкента (203)
  • Психология (81)
  • Птицы (214)
  • Растения (120)
  • Рекорды (19)
  • РОЗА ВЕТРОВ (22)
  • Романовы (106)
  • Россия (1238)
  • Сады и парки (36)
  • Самарканд — столица Тамерлана (22)
  • Санкт-Петербург (113)
  • Символы (165)
  • Скульпторы (38)
  • СЛОВАРЬ (77)
  • Соборы и Мечети (65)
  • СПИРАЛЬ ВРЕМЕНИ (23)
  • Судьбы человеческие (1617)
  • ТАЙНЫ и ЗАГАДКИ (370)
  • Ташкент (18)
  • Узбекистан (213)
  • Фарфор (8)
  • ФЕНОМЕН (167)
  • ФИЛАТЕЛИЯ (195)
  • Фотографии (521)
  • ФОТОГРАФЫ и их фотографии (187)
  • Фра Беато Анджелико (13)
  • ХУДОЖНИКИ (804)
  • ЦВЕТЫ (48)
  • ЧАЙ (24)
  • ЧЕЛОВЕК и ПРИРОДА (44)
  • ЧТОБЫ ПОМНИЛИ (734)
  • ЭВОЛЮЦИЯ (19)
  • ЭКСПЕДИЦИИ и НАХОДКИ (290)
  • ЭПОХА СССР (455)
  • ЮСУПОВЫ (21)

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

  • Все (1)

Постоянные читатели

  • Все (213)

Сообщества

Статистика

Сергей Александрович Есенин. «Топи да болота…»

Сергей Александрович Есенин

Топи да болота,
Синий плат небес.
Хвойной позолотой
Взвенивает лес.

Тенькает синица
Меж лесных кудрей,
Темным елям снится
Гомон косарей.

По лугу со скрипом
Тянется обоз —
Суховатой липой
Пахнет от колес.

Слухают ракиты
Посвист ветряной…
Край ты мой забытый,
Край ты мой родной.

Пейзажную лирику Сергея Есенина можно разделить на два этапа. Первый из них приходится на 1914 – 1920 годы, когда молодой поэт пытается найти свой стиль изложения и понимает, что источником его вдохновения является родная природа. Однако в более поздних стихах Есенин все чаще и чаще критикует село, которое после жизни в столице кажется ему грязным, унылым, безрадостным и лишенным былого очарования. Поэтому неудивительно, что самые проникновенные, чистые и волнующие стихи, посвященные родным местам, Есенин пишет именно в первые годы пребывания в Москве. Он тоскует по селу Константиново, в котором прошло его детство, и с нежностью вспоминает все те мелочи, которые согревают его душу на чужбине.

К раннему периоду творчества поэта также относится стихотворение «Топи да болота», написанное в 1914 году и посвященное осени в родном селе, которую автор изображает очень ярко, красочно и непредвзято. «Синий пласт небес» в этом идиллическом пейзаже соседствует с «хвойной позолотой» осеннего леса, «теньканьем синиц» и «гомоном косарей». Это – период спокойствия и умиротворения, когда в селах уже завершены полевые работы, и «по лугу со скрипом тянется обоз», который везет на гумно последний урожай.

Читать еще:  Какие стихи лермонтова положены на музыку

Есенину удается передать не только скрип липовых колес телеги, но и запахи, витающие в прохладном осеннем воздухе, когда сырость смешивается с ароматом скошенных лугов, выжженных знойным летним солнцем, поспевающей в лесу брусники и первых грибов. Все эти запахи настолько дороги и близки поэту, что ему достаточно лишь закрыть глаза, чтобы мысленно перенестись в мир, который так дорог, близок и понятен ему с самого детства. Однако Есенин понимает, что теперь у него совсем другая жизнь, в которой нет места сельским забавам и развлечениям. Поэтому с некоторой грустью и тоской автор восклицает: «Край ты мой забытый, край ты мой родной».

Став горожанином, в душе Есенин по-прежнему остается сельским парнем, для которого нет более увлекательного занятия, чем пройтись по лесной тропинке или же вдохнуть аромат полевых цветов. Но поэт понимает, что к прошлой жизни вернуться ему уже вряд ли удастся, так как он сделал свой жизненный выбор. Но, прощаясь в стихах с родными местами и сохраняя в памяти их удивительную красоту, Есенин до конца не уверен в том, действительно ли правильно он поступил, променяв сельскую глушь, где навсегда оставил свое сердце, на блеск и суету шумной Москвы, в которой он чувствует себя чужим и неприкаянным.

Анализ стихотворения «Топи да болота» Есенина

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 36.

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 36.

Стихотворение Есенина “Топи да болота”, написанное простым языком, очень трогает душу. Оно наполнено искренней любовью и нежностью к родным местам. Краткий анализ стихотворения “Топи да болота” по плану поможет ученикам 5 класса понять его смысл и почувствовать эмоции, которыми автор наполнил поэтические строки. Его можно использовать на уроке литературы и как основной, и как дополнительный материал.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Топи да болота.

История создания – стихотворение написано в первый год пребывания поэта в Москве, в 1914-м. Опубликовано оно в первой книге Есенина – “Радуница”.

Тема – любовь к малой Родине.

Композиция – одночастная, на протяжении четырёх строф автор рисует идиллическую картину осени в своём родном крае.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – трёхстопный хорей.

Эпитеты“синий плат”, “тёмные ели”, “суховатая липа”, “ветряной посвист”, родной край”, “забытый край”.

Метафоры“хвойной позолотой >взвенивает лес”, “лесные кудри”, “плат небес”.

Олицетворение“елям снится”, “ракиты слухают”.

История создания

В отличие от поздней лирики, в которой деревня предстаёт в самом неприглядном виде, ранние стихотворения Есенина показывают её идиллическую сторону. К таким относится и “Топи да болота”, написанное в 1914 году. Автор наполнил поэтические строки произведения искренней любовью к своему краю.

Впервые оно было напечатано в “Радунице” – первом сборнике есенинских стихотворений, который вышел в 1916 году.

Стихотворение относится к пейзажной лирике и посвящено любви к своей Родине, причём не большой Родине, России, а малой. В первые годы жизни в Москве поэт сильно тосковал по своему селу, и чувство ностальгии стало частью его ранней поэзии. Он рассказывает о местах, где родился и вырос, с особенной нежностью. На чужбине, какой сначала была для него столица, он тоскует о Константинове, и посвящает ему лучшие свои строки.

Композиция

Автор не использует сложные композиционные приёмы, просто рисуя картину осени в деревне. Первые две строфы кажутся немного мрачными, в них описываются болота и густой хвойный лес, тёмный даже в разгар дня. Но последние – это яркая и счастливая картинка. Стих Есенина рассказывает и о бескрайних просторах леса, и о луге, где работают косари.

Последние две строчки показывают, почему поэт так проникновенно описывает самый обычный осенний день в деревне: это его родина, по которой он сильно скучает. Он вспоминает о тихом осеннем умиротворении, которое приходит на смену тяжелой работе, с особенным чувством.

Это лирическое стихотворение, в котором Есенин до малейших деталей передаёт не единожды виденную им картину осенней деревни. Он описывает даже запахи так, что читатель как будто окунается в осень, чувствует её сам.

Трёхстопный хорей с перекрестной рифмой способствует передаче эмоционального состояния и как нельзя лучше подходит для поэтического описания природы.

Средства выразительности

В ранний период своего творчества Есенин находился в поиске метода, но у него уже образовался набор любимых художественных средств. В стихотворении “Топи да болота” он использует их великое множество:

  • Эпитеты – “синий плат”, “тёмные ели”, “суховатая липа”, “ветряной посвист”, родной край”, “забытый край” .
  • Метафоры – “хвойной позолотой взвенивает лес”, “лесные кудри”, “плат небес”.
  • Олицетворения – “елям снится”, “ракиты слухают” .

Нельзя не отметить максимально простой язык, который делает произведение ещё более живым и проникновенным. Будучи настоящим мастером пейзажной лирики, автор располагает каждый троп на своём месте, делая его частью общей картины и передавая с их помощью красоту родной природы.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector