0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

В каком году лермонтов написал стих осень

Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Осень»

Ниже приводится сочинение «Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Осень»», которое размещено в качестве примера подобного рода сочинений, не претендует на идеальность и безошибочность, не предназначено для дословного копирования.

1. История создания (год, биография, прототип).

3. Лирический герой, его чувства.

4. Композиция. Движение мысли, сюжета, деление на части.

5. Ключевые образы (предметный мир).

6. Художественные средства; размер.

7. Идея (основная мысль).

М. Ю. Лермонтов написал стихотворение «Осень» в 1828 году, когда ему было 14 лет. Это одно из самых ранних произведений поэта, предположительно написанное в имении бабушки. По мнению исследователей творчества М. Ю. Лермонтова, известная нам версия стихотворения – это неполный или незаконченный текст, в котором нет окончания.

Тема стихотворения – описание русской природы в начале осени.

Лирический герой наблюдает за изменениями, происходящими с природой в тот период, когда лето уступает свои права осени. Поэт передает тоску лирического героя. Описание природы дается в традициях русской пейзажной лирики.

Стихотворение состоит из трех четверостиший. В первом – описывается смена цвета листьев с зеленого на желтый на всех деревьях, кроме елей. Во втором четверостишии упоминается то, что пахарю стало не комфортно отдыхать в поле после работы. В третьем – лирический герой замечает, что дикие звери стараются скрыться в редеющем лесу, а ночью месяц светит тускло сквозь туман – признак похолодания. Все четверостишия объединены одной идеей – они показывают, какие изменения происходят с наступлением осени.

М. Ю. Лермонтов использовал такие художественные средства, как метафору («поникши ели»), эпитеты («месяц тускл», «зелень мрачную», «зверь отважный»), олицетворения («ели.. хранят», «месяц… серебрит»). Стихотворение написано четырехстопным хореем с перекрестной рифмой.

Мне кажется, что основная мысль стихотворения заключается в попытке передать читателю настроение лирического героя (тоску) через описание изменений в окружающей его природе.

Михаил Юрьевич Лермонтов
Осень («Листья в поле пожелтели. »)

Листья в поле пожелтели,
И кружатся и летят;
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят.

Под нависшею скалою
Уж не любит, меж цветов,
Пахарь отдыхать порою
От полуденных трудов.

Анализ стихотворения «Осень» Лермонтова

Средняя оценка: 4

Всего получено оценок: 74.

Средняя оценка: 4

Всего получено оценок: 74.

Стихотворение “Осень” М. Ю. Лермонтова изучается на уроках литературы в 5 классе. В произведении поэт описывает красоту природы в начале осени в традициях русской пейзажной лирики, передаёт грусть лирического героя через обилие метафор, эпитетов и олицетворений. В нашей статье вы найдёте полный и краткий анализ “Осень” по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Осень.

История создания – стихотворение написано четырнадцатилетним поэтом в 1828 году предположительно в имении бабушки. Опубликовано в 1829 году.

Тема – описание природы с приходом осени.

Композиция – три четверостишия, объединённых в одну строфу, описывающие состояние природы довольно мрачными красками.

Жанр – лирическое стихотворение описательного характера. В полной версии произведение было “грустной элегией”.

Стихотворный размер – четырёхстопный хорей с перекрёстной рифмовкой.

Метафоры“месяц поле серебрит”, “ели зелень…хранят”.

Эпитеты“мрачная зелень”, “отважный зверь”, “месяц тускл”.

Олицетворение“листья …кружатся и летят”.

История создания

В 1828 году в возрасте 14 лет Лермонтов написал стихотворение “Осень”. Опубликовано оно было в 1829 году. Здесь уже проявились основные мотивы его стихов, навеянные душевными переживаниями юного поэта. Летние месяцы он проводил в имении своей бабушки; изменения в природе с приходом осени поэт и описал в этом простом и грустном стихотворении.

Оно дошло до нас не полностью: существует версия, что окончание его было утеряно, так как находилось на следующей странице в записях поэта, которая была вырвана. В этот период юношу очень тяготила разлука с отцом, их конфликт с бабушкой, юношеские переживания. Ориентир на романтические мотивы с печальным финалом, видимо, был характерен и для этой неоконченной “грустной элегии”. В итоге мы имеем лирическое стихотворение пейзажного характера.

Стихотворение относится к пейзажной лирике, в нём описывается приход осени, чувствуется её прохладное дыхание. Невесёлые картины, предчувствие близких холодов, даже “зверь” стремиться спрятаться в такую погоду. Её приход неминуем, и, несомненно, поэт видит прелесть в смене времён года, но по-романтически печальное настроение – неизменный атрибут творчества раннего Лермонтова. Нет в лермонтовской осени золотых красок, торжественной красоты и пышных нарядов леса, как у А. С. Пушкина.

Пейзажная лирика у поэта связана исключительно с душевными переживаниями, она – отражение внутреннего мира. Простые описательные стихи не характерны для творчества Лермонтова, его природа всегда созвучна человеческой душе. Лирический герой в стихотворении не явный, но его взгляд ведёт нас по осенним картинам, которые сменяются, чередуются и имеют чёткий отпечаток личности автора. “Мрачная” зелень, “поникшая” ель, “тусклый” месяц – всё это восприятие осени лирическим героем, который видит в ней тоску и увядание. Так как произведение Лермонтова не окончено, определить его главную мысль сложно. До нас дошло чисто описательное лирическое повествование, смысл которого в том, чтобы передать картины наступающей осени.

У М. Ю. Лермонтова с детства был дар наблюдательности, особое поэтическое мышление, художественное преобразование окружающей действительности. В стихотворении чувствуется скука и “усталость” лирического героя от неизбежного цикла природы.

Композиция

Стихотворение состоит из трёх четверостиший, объединённых в одну строфу. Лирический герой наблюдает за изменениями в природе, они кажутся ему грустными и мрачными. Видение природы создаёт общий минорный тон стихотворения. Строфа, содержащая философскую составляющую, не сохранилась. Синтаксически стихотворение состоит из трёх небольших предложений. В стихотворении описаны картины, которые возникают в разное время суток, следовательно это собирательный образ осенней увядающей природы. Об этом свидетельствуют упоминание о полуденном отдыхе пахаря и содержание двух последних стихов: “Ночью месяц тускл, и поле сквозь туман лишь серебрит”.

Исследователи творчества Лермонтова склоняются к тому, что это элегия. Однако сохранившийся отрывок даёт нам право воспринимать его как лирическое стихотворение описательного характера. Стихотворение написано четырёхстопным хореем, использована перекрёстная рифмовка. Чередуются женские и мужские рифмы, которым пока не хватает оригинальности и богатства, появившихся позднее в зрелых стихотворениях поэта.

Средства выразительности

Юный автор использует эпитеты для образной передачи увиденных осенних пейзажей: “тускл месяц”, “мрачная зелень”, “отважный зверь” . Метафоры “месяц поле серебрит” и “ели зелень…хранят” делают картины природы одухотворёнными, загадочными, живущими своей особой жизнью. Ту же роль выполняет олицетворение “листья…кружатся и летят” – они подобны птицам.

В стихотворении имеются инверсионные предложения, где порядок слов не прямой, это придаёт стихотворению поэтичность и даёт возможность интонационно выделить отдельные фразы.

Осень (Лермонтов)

Точностьточная
← Стихотворения 1828—1836Осень
автор Михаил Юрьевич Лермонтов (1814—1841)
Заблуждение Купидона →
Читать еще:  С маршака стих как то рано поутру
См. Стихотворения 1828 . Дата создания: 1828, опубл.: 1889. Источник: ФЭБ (1936) [1] • Стихотворение №1 (ПСС 1989) [2] .

Авторские и издательские редакции текста [ править ]

  • Осень // Сочинения Лермонтова. Полное собрание в одном томе, 1901 (дореф. орфография)
  • Осень // Сочинения Лермонтова. Полное собрание в одном томе, 1901 (совр. орфография)
  • Осень // Полное собрание сочинений: В 5 т., 1935—1937. Т.1
  • Осень // Полное собрание стихотворений: В 2 т., 1989. Т.1


Листья в поле пожелтели,
И кружатся, и летят;
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят.
Под нависшею скалою
Уж не любит меж цветов
Пахарь отдыхать порою
От полуденных трудов.
Зверь отважный поневоле
Скрыться где-нибудь спешит.
Ночью месяц тускл и поле
Сквозь туман лишь серебрит.

Примечания [ править ]

  1. ↑ Лермонтов М. Ю. Полное собрание сочинений: В 5 т. — М.; Л.: Academia, 1935—1937. Т. 1. Стихотворения, 1828—1835. — 1936. — С. 1.
  2. ↑ Датируется 1828. Стихотворение сохранилось не полностью (следующий лист тетради вырван). Впервые: Соч. под ред. Висковатова (т. 1, 1889. стр. 1). Нумерация по изданию: Лермонтов М. Ю. Полное собрание стихотворений: В 2 т. — Л.: Сов. писатель. Ленингр. отд-ние, 1989.

Если произведение является переводом, или иным производным произведением, или создано в соавторстве, то срок действия исключительного авторского права истёк для всех авторов оригинала и перевода.

Общественное достояние Общественное достояние false false

Анализ стихотворения Михаила Лермонтова “Осень”

М. Ю. Лермонтов “Осень”

——————————————————————
Листья в поле пожелтели,
И кружатся, и летят;
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят.
Под нависшею скалою
Уж не любит меж цветов
Пахарь отдыхать порою
От полуденных трудов.
Зверь отважный поневоле
Скрыться где-нибудь спешит.
Ночью месяц тускл и поле
Сквозь туман лишь серебрит.
——————————————————————
1828

Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова “Осень”

Русская природа многогранна, самобытна и прекрасна в любое время года. Зима торжественна, радует глаз белоснежными шапками, шубами деревьев, иглистым инеем, разноцветными искорками на снегу под ярким солнцем в морозный денек. Весна – время пробуждения, оживления всего живого, появляются первые зеленые листочки, распускаются пестрым ковром цветы, щебечут, предвкушая скорое тепло, птицы. Лето – пора тепла, цветения всех растений, хорошего настроения.

Но самый красивый сезон – это осень. Насыщенной цветовой палитре можно позавидовать. Сентябрь – праздник ярких красок, романтики, терпкого и свежего воздуха. Осень – время подведения итогов, сбора урожая, в том числе эмоционального, философского. Неудивительно, что данный период вдохновил немало поэтов, писателей, художников, музыкантов на создание великих произведений.

М. Ю. Лермонтов особо часто обращался к теме природы в своих ранних стихотворениях. Некоторые исследователи творчества поэта считают, что это было своего рода оттачиванием мастерства стихосложения, так как повзрослев, он перестал уделять внимание пейзажной лирике. И даже говорил, что любование природой – удел юных, романтических натур, еще не успевших встретиться с несправедливостью и разочарованиями в жизни.

Мне же кажется, что лирик искренне выражал свои эмоции в каждом произведении. Окружающий мир не просто фон. Пейзажная поэзия автора примечательна отождествлением природных явлений с эмоциональным состоянием лирического героя. Образный параллелизм – один из любимых приемов Михаила Юрьевича.

Природа предстает полноправной участницей жизни персонажей, своеобразным действующим лицом. У одинокого, замкнутого, меланхоличного поэта осень вызывала особый эмоциональный трепет, чувство единения, родства.

«Осень» – одно из немногих уцелевших ранних стихотворений автора. Написано было в 1828 году. Михаилу тогда было всего 14 лет. Он обучался в пансионе, готовясь к университету. Товарищи отмечали, что Миша всегда был задумчив, приходил с книгой и в перерывах читал. В свободное время писал стихи.

Сохранилась только половина текст стихотворения. Вторая страница из тетради была вырвана. Лермонтов всегда был строг, требователен к себе, а к своему творчеству особенно. Поэтому из, накопленных за десять лет, работ смог выбрать лишь несколько поэм и лирических миниатюр для первого сборника.

Стихотворение «Осень» написано простым языком. Читатель не встретит здесь скрытых смыслов, замысловатых оборотов, глубоких образов. Здесь нет лирического героя, помимо самой природы и автора, созерцающего ее явления. Присутствуют образы дня и ночи. Темное время суток обжигает своим холодом, напоминая о скором приходе зимы.

Лермонтов рисует природу по-своему, как он ее видит. Стихи обладают высоким уровнем художественности. Стихотворение относится к лирике пейзажной, описательной. Но уже в нем можно заметить ростки неизменной тоски, печали, меланхолии, сопровождавших автора на протяжении жизни, проявлявшихся в более позднем творчестве. Лермонтов совсем еще был юн, но уже успел испытать первые разочарования в жизни. Ранняя лирика была выдержана в стиле романтизма.

Михаил Юрьевич создает тонкий образ межсезонья. Жаркое, веселое, полное счастья, положительных эмоций, лето сменяется тоскливой, щемящей осенью. Здесь на помощь приходит антитеза. Пожелтевшая, яркая листва противопоставляется поникшим елям, которые еще хранят «мрачную зелень».

Произведение построено на перекрестной рифме. Сочетаются первая и третья строчка, а вторая с четвертой – соответственно. Стихотворный размер – четырехстопный хорей. Композиция кольцевая. Первая строчка описывает осень в поле, а последняя ночь, туман, серебристый месяц там же. Возможно, композиционное построение изначально отличалось, так как стихотворение сохранилось не целиком.

Лирик очень точно передал чувство утраты по теплу, лету, прошлой жизни, беззаботному счастью. Вместе с тем, читатель понимает, что герой смирился с этим чувством. Возникает ощущение неизбежности, цикличности событий. Стихотворение вызывает светлую грусть, заставляет задуматься о скоротечности летней радости, тепла. После прочтения хочется укутаться в теплый плед, пить сладкий чай, сидя на веранде, наблюдая за изменениями в природе.

Здесь нет глубоких смыслов, только гармоничная смена сезонов. Вечный круговорот явлений, которой не изменит своего хода после нашего пребывания на планете. Увядание, завершение цикла необходимо для зарождения новой жизни.

Вызывает восхищение красивый, но лаконичный язык автора. Выбраны простые, но меткие, живописные метафоры: «месяц поле серебрит», «ели зелень мрачную хранят».

Стихотворение оставляет приятные эмоции после прочтения, заставляет глубоко окунуться в атмосферу осени.

«Осень» анализ стихотворения Лермонтова по плану кратко – тема, эпитеты, идея, история создания

Стихотворение “Осень” М. Ю. Лермонтова изучается на уроках литературы в 5 классе. В нашей статье вы найдёте полный и краткий анализ “Осень” по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Осень.

История создания – стихотворение написано четырнадцатилетним Лермонтовым в 1828 году предположительно в имении бабушки поэта. Опубликовано в 1829 году.

Тема – описание прихода осени в природе.

Композиция – три четверостишия, объединённых в одну строфу, описывающие состояние природы мрачными красками.

Жанр – лирическое стихотворение описательного характера. В полной версии произведение было “грустной элегией”.

Стихотворный размер – четырёхстопный хорей с перекрёстной рифмовкой.

Читать еще:  Который час стихи

Метафоры“месяц поле серебрит”, “ели зелень…хранят”.

Эпитеты“тусклый месяц”, “мрачная зелень”, “отважный зверь”, “поникши ели”.

Олицетворение“листья …кружатся и летят”.

История создания

В 1828 году в возрасте 14 лет Лермонтов написал стихотворение “Осень”. Опубликовано оно было в 1829 году. Немного незрелое, но талантливое и характерное произведение навеяно душевными переживаниями юного поэта. Скучая в летние месяцы в имении своей бабушки, наблюдая за трудом крестьян, поэт пишет это простое и грустное стихотворение.

Оно дошло до нас не полностью: существует версия, что окончание его было утеряно, так как находилось на следующей странице в записях поэта, которая была вырвана. В этот период юношу очень тяготила разлука с отцом, их конфликт с бабушкой, юношеские переживания. Ориентир на романтические мотивы с печальным финалом видимо был характерен и для этой неоконченной “грустной элегии”. В итоге мы имеем лирическое стихотворение пейзажного характера.

Стихотворение относится к пейзажной лирике, в нём описывается приход осени, чувствуется её прохладное дыхание. Невесёлые картины, предчувствие близких холодов, даже “зверь” стремиться спрятаться в такую погоду. Её приход неминуем, и, несомненно, поэт видит прелесть в смене времён года, но по-романтически печальное настроение – неизменный атрибут творчества раннего Лермонтова. Нет в лермонтовской осени золотых красок, торжественной красоты и пышных нарядов, как у А. С. Пушкина.

Пейзажная лирика у поэта связана исключительно с душевными переживаниями, она – отражение внутреннего мира. Простые описательные стихи – не характерны для творчества Лермонтова, его природа всегда созвучна человеческой душе. Лирический герой в стихотворении не явный, но его взгляд ведёт нас по осенним картинам, которые сменяются, чередуются и имеют чёткий отпечаток личности автора. “Мрачная” зелень, “поникшая” ель, “тусклый” месяц – всё это восприятие осени лирическим героем, который видит в ней смерть и увядание. Так как произведение Лермонтова не окончено, определить его главную мысль сложно. До нас дошло чисто описательное лирическое повествование, смысл которого в том, чтобы передать картины наступающей осени.

У М. Ю. Лермонтова с детства был дар к наблюдательности, особому поэтическому мышлению, художественному преобразованию окружающей действительности. В стихотворении чувствуется скука и даже раздражительность, “усталость” лирического героя от неизбежного цикла природы.

Композиция

Стихотворение состоит из четырёх четверостиший, объединённых в одну строфу. Лирический герой наблюдает за изменениями в природе, они кажутся ему мрачными и серыми. Видение природы создаёт общий минорный тон стихотворения. Строфа содержащая философскую составляющую не сохранилась. Синтаксически стихотворение состоит из четырех небольших предложений. В нём нет описания конкретного временного периода, когда лирический герой любуется на определённый пейзаж. В стихотворении описаны картины, которые имеют место в разное время суток, следовательно – это собирательный образ осенней увядающей природы. Об этом свидетельствуют два последних стиха: “Ночью месяц тускл, и поле сквозь туман лишь серебрит”.

Исследователи творчества Лермонтова склоняются к варианту – элегии. Однако сохранившийся отрывок даёт нам право воспринимать его как лирическое стихотворение описательного характера. Стихотворение написано четырёхстопным хореем перекрёстной рифмовкой. Рифма в основном женская, её нельзя назвать бедной, но и богатой, насыщенной, как в зрелых стихотворениях, она не является.

Средства выразительности

Юный автор использует эпитеты для образной передачи увиденных осенних пейзажей: “тусклый месяц”, “мрачная зелень”, “отважный зверь”, “поникши ели”. Метафоры “месяц поле серебрит” и “ели зелень…хранят” делают картины природы одухотворёнными, загадочными, живущими своей особой жизнью. Ту же роль выполняет олицетворение “листья…кружатся и летят” – они подобны птицам.

В стихотворении имеются инверсионные предложения, где порядок слов не типичен, это придаёт стихотворению поэтичность и даёт возможность интонационно выделить отдельные фразы.

Михаил Лермонтов

Осень (Листья в поле пожелтели…) (+ Анализ)

  • Об авторе
  • Недавние публикации

ОСЕНЬ
Михаил Лермонтов

Листья в поле пожелтели,
И кружатся и летят;
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят.
Под нависшею скалою
Уж не любит, меж цветов,
Пахарь отдыхать порою
От полуденных трудов.
Зверь отважный поневоле
Скрыться где-нибудь спешит.
Ночью месяц тускл и поле
Сквозь туман лишь серебрит.

Год написания: 1828

  • I Анализ стихотворения Лермонтова «Осень» 1 вариант
  • II Анализ стихотворения «Осень» Лермонтова 2 вариант
  • III Анализ стихотворения «Осень (Листья в поле пожелтели)» Лермонтова 3 вариант

Анализ стихотворения Лермонтова «Осень»
1 вариант

Михаил Лермонтов никогда не считал себя лириком, полагая, что восхищение красотой окружающего мира – удел романтических натур, не успевших познать горечи разочарования. Тем не менее, на начальном этапе своего творчества поэт периодически обращался к теме родной природы, но при этом его пейзажная лирика нередко носила социальный характер. Примером такого произведения является стихотворение «Осень» написанное в 1828 году, когда юному Лермонтову едва исполнилось 14 лет. В это время он проходил обучение в пансионе, готовясь к поступлению в университет. Однако по настоянию бабушки время от времени оставлял учебу и приезжал в родовое имение под Москвой, где проводил время за чтением книг и очень много гулял в окрестностях деревни.

Именно в родовом имении Лермонтов впервые смог оценить красоту русской природы, ее величие и роскошь. Даже несмотря на то, что осень никогда не была любимым временем года поэта, он сумел найти в ней удивительное очарование, созвучное собственному душевному состоянию. Первое, что бросилось Лермонтову за околицей села – облетающие с деревьев пожелтевшие листья. Но при этом автор отмечает, что «в бору поникши ели зелень мрачную хранят». Темная и сырая осень привлекает поэта гораздо сильнее, чем золото опадающих листьев. И объясняется этот феномен личными переживаниями Лермонтова, который лишен возможность общаться с отцом, о чем очень сильно сожалеет. Именно в этот период любознательный и покладистый мальчик превращается в импульсивного, раздражительного и очень вспыльчивого юношу, который разочарован жизнью и не видит в ней смысла. Поэтому с легкой горечью поэт констатирует тот факт, что «уж не любит, меж цветов, пахарь отдыхать порою от полуденных трудов». Дикий же зверь, мелькнувший среди редеющего леса, норовит поскорее найти для себя более надежное укрытие, чтобы не стать легкой добычей для человека, жилье которого находится поблизости.

Парус (Белеет парус одинокой…) (+ Анализ)

Обладая врожденной наблюдательностью, Лермонтов сумел подметить и еще один характерный признак осени , когда «месяц ночью тускл», и уже не заливает своим молочным светом соседние поля и луга, а лишь слегка их серебрит. Его сияние едва пробивается через густой туман, создавая мистическую и овеянную печалью картину. Но именно она так дорога и близка сердцу юного поэта, который видит в угасании природы естественное завершение жизненного цикла, и покорно принимает то, что готовит каждому из на судьба.

Анализ стихотворения «Осень» Лермонтова
2 вариант

Стихотворение “Осень” М. Ю. Лермонтова изучается на уроках литературы в 5 классе. В произведении поэт описывает красоту природы в начале осени в традициях русской пейзажной лирики, передаёт грусть лирического героя через обилие метафор, эпитетов и олицетворений.

Читать еще:  Стих здравствуй папа родной как ты там

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Ильиной Галиной Сергеевной. Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.

Краткий анализ

История создания – стихотворение написано четырнадцатилетним поэтом в 1828 году предположительно в имении бабушки. Опубликовано в 1829 году.
Тема – описание природы с приходом осени.
Композиция – три четверостишия, объединённых в одну строфу, описывающие состояние природы довольно мрачными красками.
Жанр – лирическое стихотворение описательного характера. В полной версии произведение было “грустной элегией”.
Стихотворный размер – четырёхстопный хорей с перекрёстной рифмовкой.
Метафоры – “месяц поле серебрит”, “ели зелень…хранят”.
Эпитеты – “мрачная зелень”, “отважный зверь”, “месяц тускл”.
Олицетворение – “листья …кружатся и летят”.

История создания

В 1828 году в возрасте 14 лет Лермонтов написал стихотворение “Осень”. Опубликовано оно было в 1829 году. Здесь уже проявились основные мотивы его стихов, навеянные душевными переживаниями юного поэта. Летние месяцы он проводил в имении своей бабушки; изменения в природе с приходом осени поэт и описал в этом простом и грустном стихотворении.

Оно дошло до нас не полностью: существует версия, что окончание его было утеряно, так как находилось на следующей странице в записях поэта, которая была вырвана. В этот период юношу очень тяготила разлука с отцом, их конфликт с бабушкой, юношеские переживания. Ориентир на романтические мотивы с печальным финалом, видимо, был характерен и для этой неоконченной “грустной элегии”. В итоге мы имеем лирическое стихотворение пейзажного характера.

Казачья колыбельная песня (+ Анализ)

Тема

Стихотворение относится к пейзажной лирике, в нём описывается приход осени, чувствуется её прохладное дыхание. Невесёлые картины, предчувствие близких холодов, даже “зверь” стремиться спрятаться в такую погоду. Её приход неминуем, и, несомненно, поэт видит прелесть в смене времён года, но по-романтически печальное настроение – неизменный атрибут творчества раннего Лермонтова. Нет в лермонтовской осени золотых красок, торжественной красоты и пышных нарядов леса, как у А. С. Пушкина.

Пейзажная лирика у поэта связана исключительно с душевными переживаниями, она – отражение внутреннего мира. Простые описательные стихи не характерны для творчества Лермонтова, его природа всегда созвучна человеческой душе. Лирический герой в стихотворении не явный, но его взгляд ведёт нас по осенним картинам, которые сменяются, чередуются и имеют чёткий отпечаток личности автора. “Мрачная” зелень, “поникшая” ель, “тусклый” месяц – всё это восприятие осени лирическим героем, который видит в ней тоску и увядание. Так как произведение Лермонтова не окончено, определить его главную мысль сложно. До нас дошло чисто описательное лирическое повествование, смысл которого в том, чтобы передать картины наступающей осени.

У М. Ю. Лермонтова с детства был дар наблюдательности, особое поэтическое мышление, художественное преобразование окружающей действительности. В стихотворении чувствуется скука и “усталость” лирического героя от неизбежного цикла природы.

Композиция

Стихотворение состоит из трёх четверостиший, объединённых в одну строфу. Лирический герой наблюдает за изменениями в природе, они кажутся ему грустными и мрачными. Видение природы создаёт общий минорный тон стихотворения. Строфа, содержащая философскую составляющую, не сохранилась. Синтаксически стихотворение состоит из трёх небольших предложений. В стихотворении описаны картины, которые возникают в разное время суток, следовательно это собирательный образ осенней увядающей природы. Об этом свидетельствуют упоминание о полуденном отдыхе пахаря и содержание двух последних стихов: “Ночью месяц тускл, и поле сквозь туман лишь серебрит”.

Жанр

Исследователи творчества Лермонтова склоняются к тому, что это элегия. Однако сохранившийся отрывок даёт нам право воспринимать его как лирическое стихотворение описательного характера. Стихотворение написано четырёхстопным хореем, использована перекрёстная рифмовка. Чередуются женские и мужские рифмы, которым пока не хватает оригинальности и богатства, появившихся позднее в зрелых стихотворениях поэта.

Средства выразительности

Юный автор использует эпитеты для образной передачи увиденных осенних пейзажей: “тускл месяц”, “мрачная зелень”, “отважный зверь”.
Метафорымесяц поле серебрит” и “ели зелень…хранят” делают картины природы одухотворёнными, загадочными, живущими своей особой жизнью. Ту же роль выполняет олицетворениелистья…кружатся и летят” – они подобны птицам.

Мцыри (Поэма) (+ Анализ)

В стихотворении имеются инверсионные предложения , где порядок слов не прямой, это придаёт стихотворению поэтичность и даёт возможность интонационно выделить отдельные фразы.

Анализ стихотворения «Осень (Листья в поле пожелтели)» Лермонтова
3 вариант

Стихотворение «Осень» (1828 г.) является одним из первых сохранившихся произведений молодого Лермонтова. Уцелело лишь начало, следующий лист в тетради поэта вырван. Автору было 14 лет, он готовился к поступлению в университет и посвящал много времени прогулкам по родовому имению.

В зрелом творчестве Лермонтов редко обращался к пейзажной лирике. Она служила ему только фоном. Но в первых литературных опытах он пробует свои силы на описании окружающего мира. Неопытность автора очень заметна. Он практически не пользуется выразительными средствами. Стихотворение написано простым языком, в нем нет никаких намеков и тайных символов. Автор не пытается поведать о собственных чувствах и мыслях, он кратко и ясно описывает природу. Талант Лермонтова проявляется в том, что он стремится охватить всю совокупность изменений, затрагивающих растительный, животный и человеческий миры.

Описание начинается с обычных желтеющих листьев, но постепенно оно расширяется. Картина леса дополняется образами пахаря и «зверя отважного». Стихотворение удачно завершает спустившаяся на землю ночь с одиноким месяцем над туманным полем.

В произведении «Осень» можно заметить первые ростки неизменной тоски и печали Лермонтова. Поэт еще очень молод, но уже испытал первые разочарования в жизни. В раннем возрасте он потерял мать, после чего по завещанию воспитывался бабушкой. Отец навещал его крайне редко, отношения ограничивались перепиской. Мальчик был очень чувствительным и ранимым. Современники вспоминали, что именно в это время Лермонтов становится раздражительным, замкнутым, часто уходит в себя. Молодой поэт очень много читал и, вероятно, создавал в своем воображении собственный мир. Увлечение романтизмом легло на благодатную почву. Вскоре Лермонтов почувствует свое острое одиночество.

Какие могли быть серьезные переживания у 14-летнего ребенка? Но Лермонтов выбирает для описания именно осень – время увядания и упадка. Его подавленное настроение проявляется через все образы: «поникши ели», «уж не любит», «месяц тускл». Возможно, что несохранившаяся часть содержит описание чувств самого поэта.

Стихотворение «Осень» посвящено родному пейзажу, но восхищаться русской природой Лермонтов будет уже в зрелом возрасте. В детстве его больше привлекали красоты Кавказа. Молодой поэт описывал прекрасное только в мечтах и был не удовлетворен окружающим миром.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector