2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

В каком стиле писал маяковский многие свои стихи

Взгляд на творчество поэта Владимира Маяковского

*Послушайте! Ведь если звезды зажигаются!* —
Взгляд на творчество поэта Владимира Маяковского.

Яни Сит — Это мой литературный псевдоним на сайте Стихи.ру

Раннее творчество Маяковского удивит любого читателя. Большинство его поэм не переведены.

Версия перевода «Послушайте», представленная в данной публикации, является самой лучшей среди всех вариантов перевода этого стихотворения. Ритмика и музыка перевода by Maria Enzensberger with a foreward by Elaine Feinstein поразила всех литературоведов в мире. Эта версия наиболее точно передаёт индивидуальность поэта.

Творчество Владимира Маяковского стартовало в 1912 на Московском бульваре. Стихи родились в непринуждённой беседе с Давидом Бурлюком, студентом и другом поэта. Давид Бурлюк представил молодого Владимира Маяковского своим друзьям. Бурлюка считают *отцом Русского футуризма*. В это время в искусстве развивались течения кубизма в живописи и футуризма в поэзии. Гуро, Ларионов, Каменский, Гончарова, Татлин, Малевич публиковали всевозможные литературные иллюстрации,организовывали художественные выставки, публичные лекции и дебаты с целью нести новое искусство в жизнь.Кубо-Футуризм был освоен московскими футуристами в 1913 году, они нашли связь между футуризмом в поэзии и кубизмом в живописи.

В тот же 1913 году футурист Крученых (Kruchenykh) описал процесс так: «Футуризм в живописи использует части плоскости — диагональные секции и геометрические формы, особое освещение; поэты-футуристы работают с измельченными словами, частями слов, половинками слов, и создают новые словесные комбинации». Поэзию Маяковского можно описать как *словесную живопись*, стихи его читаются как *кубизм в искусстве*. B это время он также активно работает в области рисунка, участвует в художественных выставках Ларионова в 1913 году. Примерно в том же году Маяковский и Татлин выпустили ссерию иллюстрированных брошюр. Второй типичный футуризм в творчестве поэта Маяковского — это урбанизм. Он писал стихи на городскую тематику, социальные, связанные с непосредственной жизнью людей, используя футуристический метод повествования: части слов, словесные комбинации, неологизмы. Ранние поэмы также характеризуются любовью поэта Маяковского к революции.

Любовь к четырём женщинам, самой любимой и дорогой из которых, всё-таки, была Лилечка Брик, разрыв с любимой, одиночество, революционные взгляды, предательство друзей, недоверие Сталина — всё это явилось слоённым пирогом из многих причин, из-за которых поэт совершил четыре попытки самоубийства. После революции тон поэзии Владимира Маяковского становится наиболее драматичным. Маяковский поставил несколько фильмов в этот период :
фильм «Молодая девушка и хулиган» сохранился. Наиболее примечательным стихотворением Маяковского явилось: «Послушайте», переведённое почти на все языки мира. В нём отразилась боль и страсть поэта, его духовность, вера в гуманность и доброту, в красоту сердца человеческого. Разрешите представить Вам наилучший из переводов этого стихотворения великими мастерами литературного перевода Maria Enzensberger with a foreward by Elaine Feinstein.
*
перевод: Maria Enzensberger
with Elaine Feinstein

Listen,
if stars are lit,
it means there is someone who needs it.
It means that someone wants them to be,
that someone deems those speckles of spit
. magnificent.

And overwrought,
in the swirls of afternoon dust,
he bursts in on God,
afraid he might be already late.

In tears,
he kisses God’s sinewy hand
and begs him to guarantee
that there will definitely a star.

He swears
he won’t be able to stand
. the starless ordeal.

Later,
he wanders around, worried,
but outwardly calm.
And to someone else, he says:

«Now,
it’s all right.
You are no longer afraid,
are you?»

Listen,
if stars are lit,
it means there is someone who needs it.
It means it is essential
that every evening
at least one star should ascend
over the crest of the building.
1914

*У ЛЮБВИ ТВОЕЙ И ПЛАЧЕМ НЕ ВЫМОЛИШЬ ОТДЫХ!*!*

Любовь к Лиличке Брик, Веронике Полонской, переписка с живущей во Франции женщиной. Боль, одиночество, предательство друзей, униженный Сталиным патриотизм. Четыре попытки самоубийства.

. Перед моими глазами красивый молодой мужчина с сигаретой в зубах — мой Владимир Маякoвский!

Дым табачный воздух выел.
Комната —
глава в крученыховском аде.
Вспомни —
за этим окном
впервые
руки твои, исступленный, гладил.
(«Лиличка!»)

***
Кроме любви твоей,
мне
нету моря,
а у любви твоей и плачем не вымолишь
. отдых.
(«Лиличка!»)

***
Когда я училась в школе, изучала поэмы В. Маяковского «Владимир Ильич Ленин» и «Хорошо!», а также «Левый марш!». Из любовной лирики ничего не было включено в программу. Сегодня я хочу представить Вам отрывки из любовной лирики Владимира Маяковского.

***
Если б так поэта измучила,
он
любимую на деньги б и славу выменял,
а мне
ни один не радостен звон,
кроме звона твоего любимого имени.
(«Лилечка!»)

***
Слов моих сухие листья ли
заставят остановиться,
жадно дыша?
Дай хоть
последней нежностью выстелить
твой уходящий шаг.
(«Лилечка!»)

***
И какая-то общая
звериная тоска
плеща вылелась из меня
и расплылась в шелесте.
«Лошадь, не надо.
Лошадь, слушайте. —
. Деточка,
все мы немножко лашади.
(«Хорошее отношение к лошадям»)

***
Но враг не сунется — В небо сторожно
глядит, не моргнув, Атлантический глаз.
То стынешь в блеске лунного лака,
То стонешь, облитый пеною ран.
(«Атлантический океан»)

***
Маяковского считают одним из основоположников футуризма по форме и стилю изложения мыслей в стихах. Для меня же он всегда был и будет святым поэтом, независимо к какому стилю критики причисляли его стихи.

***
Любит? не любит? Я руки ломаю
и пальцы
. разбрасываю разломавши
так рвут загадав и пускают
. по маю
венчики встречных ромашек.
(«Неоконченное»)

***
море уходит вспять
море уходит спать
Как говорят инцидент исчерпан
любовная лодка разбилась о быт
С тобой мы в расчёте
И не к чему перечень
взаимных болей, бед и обид.
(«Неоконченное»)

***
Гражданин фининспектор, «я выплачу пять,
все *нули* у цифры скрестя!
Я *по праву* требую пядь
в ряду *беднейших* рабочих и крестьян.
А если *вам кажется, *что всего дело’ов —
это пользоваться *чужими словесами,
то вот вам *товарищи, моё стило’,
и можете *писать* сами!
(«Разговор с фининспектором о поэзии»)

***
«Гражданин фининспектор! Простите за
. беспокойство.
Спасибо. *не тревожьтесь. я постою.
У меня к вам *дело* деликатного свойства:
о месте *поэта* в рабочем строю.
((«Разговор с фининспектором о поэзии»)

***
Есть ли наших золот небесней?
Нас ли сжалит пули оса?
Наше оружие — наши песни.
Наше золото — звенящие голоса.
(«Наш марш»)

*
Выбегу,
тело в улицу брошу я.
Дикий,
обезумлюсь,
отчаяньем иссечась.
Не надо этого,
дорогая,
хорошая,
дай простимся сейчас.
Всё равно
любовь моя —
тяжкая гиря ведь —
висит на тебе,
куда ни бежала б.
Дай в последнем крике выреветь
горечь обиженных жалоб.
(«Лилечка»)
*

Дай хоть последней нежностью выстелить твой уходящий шаг!
http://www.stihi.ru/2004/09/28-982
автор Яни Сит
. Я знаю силу слов и знаю слов набат!
. Владимир Маяковский.

Где Лилия Брик, Владимир!
. Где спит Иосип Брик?
Где Вероника Полонская
. дышит любовью? —
Хочу заплакать истерически —
. В КРИК.
И твои четыре
. попытки самоубийства.
могла бы, верю, предотвратить.
Минутой молчания
. почтим поэта и человека.
Володя! Мне бы в твою эпоху жить!
Ты, такой сильный
. и такой слабый.
В зубах — сигарета,
. на сердце боль!
Не пожалел и тебя Сталин.
Летел ты с обрыва известности
. в неизвестность —
с тобою моё сердце доколь.
«Лошадь, не надо,
Лошадь, слушайте —
чего вы думаете, что их плоше?
Деточка,
все мы немножко лошади,
каждый из нас по-своему лошадь.»
Так верю я, в твоё воскрешение!
В твою нежность,
. прострелившую моё сердце!
Да, Володя, все мы
. немножко лошади.
И бьёт в нас непонимание
холодных,
. бездушных иноверцев.
Больно и обидно
. за твою судьбу так!
«Дай хоть
последней нежностью выстелить
твой уходящий шаг.»
*

В эту поэту включены выдержки
из двух любимых стихов Маяковского:
«Лиличка!» и «Лошадь не надо.Лошадь,слушайте»
*

Словарь Литературоведческих Терминов., Москва, 1988:

Футуризм ( от лат. futurum — будущее). 1. Как литературное течение возникло в 1909 году в Италии (во главе с Маринетти), выступившие с проповедью формалистических новшеств в поэзии (отказ от синтаксической организации речи, введение неязыковых форм в текст: нотных и математических знаков и пр.).

Возникшее в России в 1910 году течение в литературе и живописи — кубофутуризм представлено прежде всего в творчестве И. Северянина (эгофутуризм), В. Маяковского, В. Хлебникова, братьев Бурлюков, В. Каменского.

Словарь Литературоведческих Терминов.
Справочные материалы.

Акмеизм — литературное течение в русской поэзии второго десятилетия двадцатого века. Акмеизм выделился из символизма. Акмеизм проповедовал ясный, свежий и «простой» поэтический язык, где слова прямо и четко называли бы предметы, не обращались, как в символизме, к «таинственным мирам». Название Акмеизм шло от греческого «akme» — «острие, высшая точка», что указывало на стремление Акмеизма к особому точному образу.
К Акмеизму принадлежали или примыкали С. Городецкий, Н. Гумилёв, О. Мандельштам,
А. Ахматова и др.

Однако реальность, к которой настойчиво стремился Акмеизм., ограничивалась природой, картинами прошлого, галантной экзотикой, миром вещей и личными взаимоотношениями людей. Создав немало интересных лирических стихов, акмеисты поэтому не смогли стать вровень с запросами революционного времени, а в ряде случаев вступали с ним в противоречие. Слабости Акмеизма отметил в своей статье «Без божества, без вдохновенья» Александр Блок.

Словарь Литературоведческих Терминов.
Справочные материалы.

Символ (от греч. symvol — условный знак). В Древней Греции так называли половины разрезанной надвое палочки, которые помогали их обладателям узнать друг друга в далеком месте. Символ — предмет или слово, условно выражающий суть какого-либо явления. Так, в словах «Вакхической песни» Пушкина «Да здравствует солнце, да скроется тьма» солнце выступает как символ счастья, радости, разума. Буревестник у Горького — символ, предвещающий революционную бурю. Заключая в себе переносное значение, Символ близок тропу (в частности, сравнению, метафоре).

Индивидуальный характер имеет символ в творчестве символистов. Например, Символ Прекрасной Дамы у Блока. Символизм — это литературное направление (течение) конца ХIX — начала ХХ века. Символизм сложился во Франции уже в 70 -80-е годы ХIX века. Символ для символистов — это общепонятный знак. От реалистического образа он отличается тем, что передаёт не объективную суть явления, а собственное индивидуальное представление поэта о мире, чаще всего смутное и неопределённое.

Многие символисты выражали идеи декаданса, отражая пессимистические настроения, создавая символы смерти, увядания. Но к символам прибегали и поэты, занимающие прогрессивные позиции, например, бельгийский поэт Эмиль Верхарн, автор поэтического сборника «Города-спруны», немецкий драматург Г. Гауптман, автор драмы «Потонувший колокол», бельгийский драматург М. Метерлинг, создатель драмы «Синяя птица».

В России Символизм сформировался в 1890-1900-е годы (Д. Мережковский, З. Гиппиус, К. Бальмонт, В. Брюсов, Ф. Сологуб); позже в русле символизма выступили А. Белый, А. Блок, С. Городецкий, Вяч. Иванов. В эти десятилетия Символизм определял лицо многих журналов («Весы», «Золотое Руно», «Аполлон»). Серьёзные исторические испытания (русско-японская война, революция 1905-1907 годов) ускорили размежевание среди русских символистов. Лучшие поэты — А. Блок, В. Брюсов, А. Белый — постепенно отходили от Символизма.

В. Брюсов и А. Белый проявили себя в последние годы творчества как художники гражданского склада. Поэма » Двенадцать» А. Блока (1918), стоящая у истоков советской поэзии, соединяет черты как реалистической, так и символистской поэтики.

Словарь Литературоведческих Терминов.
Справочные материалы.

Поэзия Серебряного века. Творчество В. В. Маяковского (1893—1930). В помощь школьнику

Вместе с профессиональным репетитором изучаем поэзию футуриста Владимира Маяковского

Текст: Ольга Разумихина *

Изучая поэзию Серебряного века, мы уже поговорили о творчестве символиста А.А. Блока и имажиниста С.А. Есенина. Настало время присмотреться к произведениям Владимира Владимировича Маяковского, причислявшего себя к футуристам и призывавшего бороться с пережитками прошлого — и строить на их руинах новый, в чём-то суровый, но справедливый, прекрасный и вдохновляющий мир.

Певец революции

Фигура В. В. Маяковского среди творческих личностей ХХ века уникальна: прежде ни один автор, добившийся в России всенародной славы (за исключением разве что Максима Горького), не выходил из простой, бедной рабочей семьи. Все крупнейшие писатели и поэты XIX века были преимущественно дворянами, пускай и обедневшими:

  • А. С. Пушкин знал свою родословную — разумеется, дворянскую — вплоть до предков, появившихся на свет в XIII в.;
  • М. Ю. Лермонтов оказался более «молодым» представителем высшего сословия — его род был основан в XVIII в.;
  • Н. В. Гоголь принадлежал к старинному казацкому роду, его предки были поляками; отец классика долго не мог добиться получения дворянства, но всё-таки получил грамоту;
  • Н. А. Некрасов происходил из семьи некогда очень богатых ярославских дворян; отец будущего писателя проиграл в карты почти всё их состояние, но сын со временем исправил положение;
  • И. С. Тургенев не написал бы выдающегося романа «Дворянское гнездо», если бы с детства не наблюдал порядков, сложившихся в знатном обществе;
  • Ф. М. Достоевский родился в «статусе» боярина, но в десять лет уже принадлежал к высшему сословию;
  • Ф. И. Тютчев унаследовал от отца роскошное имение, построенное в классицистическом стиле, где не покладая рук работали сотни крепостных;
  • Л. Н. Толстой старался использовать свой чин и богатство во благо, безвозмездно обучая в родовом поместье крестьянских детей.

    Из купеческого сословия, правда, происходил И. А. Гончаров, однако это не помешало его родителям дать сыну прекрасное образование и обеспечить всем необходимым. Ещё одним купцом, но с гораздо более тяжёлой судьбой, является А. П. Чехов: отец заставлял его каждый день работать в собственной аптечной лавке. И всё же видных писателей и поэтов из рабочего класса до ХХ века в литературе не было.

    Читать еще:  Какой же русский не любит быстрой езды стих

    Однако к 1900-м гг. общественный настрой в России и близлежащих странах, начавший меняться ещё с отмены крепостного права в 1861 г., стал совсем другим. Дворянство больше не было привилегированным классом — по крайней мере в умах новых поколений. Не хотел быть слугой какого-нибудь барина, конечно, и Владимир Маяковский, появившийся на свет на Кавказе в 1893 году. Мало того, что он родился в семье простого лесничего и с детства понимал, каким трудом сотни тысяч людей зарабатывают на скудный хлеб, — так ещё и предками будущего великого поэта (и по отцу, и по матери) были казаки, а это народ до крайности вольнолюбивый. Поэтому неудивительно, что юный Владимир увлёкся революционными идеями. Он писал пылкие юношеские стихи, призывающие к освободительной борьбе, распространял агитки, читал запрещённую литературу — и в 16-летнем возрасте попал в тюрьму, где провёл почти год. Кстати, именно в Бутырской тюрьме (семья Маяковского к тому времени перебралась в Москву) Владимир начал заниматься поэзией «по-настоящему». Первые свои опыты он оценивал как крайне неудачные. Однако уже в 1912 году, через два года после освобождения из тюрьмы, Маяковский написал стихи, которые по сей день входят в собрание его сочинений. В этих работах, написанных пока что «классическими» строфами, а не знаменитой «лесенкой», тем не менее видно неодолимое тяготение автора к экспериментам с образами, синтаксисом, звукописью. В стихотворении «Ночь» (1912), например, есть такие строки:

    Толпа — пестрошёрстая быстрая кошка —

    плыла, изгибаясь, дверями влекома;

    каждый хотел протащить хоть немножко

    громаду из смеха отлитого кома.

    Внимательный читатель увидит, что здесь уже прослеживается тенденция изображать бешеную, бессердечную, голодную до хлеба и зрелищ толпу как единое существо, пугающее, крайне несимпатичное. Такая толпа появится и в программных произведениях Маяковского — стихотворениях «Нате!» (1913) и «Хорошее отношение к лошадям» (1918), поэме «Облако в штанах» (1915).

    «Ранний» Маяковский

    Многие литературоведы делят весь корпус работ Маяковского на «ранние» и «поздние». Причём кого ни спроси — «ранний» Маяковский (до 1918 г.) нравится всем больше.

    Действительно, в первые пять-шесть лет творческой деятельности юный футурист был дерзок и высказывал поистине революционные идеи; его лирический герой не боялся бросать вызов обществу, более того — гордился этим. Не случайно один из футуристических сборников, в составлении которого поучаствовали Велимир Хлебников и Алексей Кручёных, назывался «Пощёчина общественному вкусу» и включал в себя дерзкий манифест, в котором значилось:

    «Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода Современности.

    Кто не забудет своей первой любви, не узнает последней.

    Кто же, доверчивый, обратит последнюю Любовь к парфюмерному блуду Бальмонта? Вымойте ваши руки, прикасавшиеся к грязной слизи книг, написанных этими бесчисленными Леонидами Андреевыми. Всем этим Максимам Горьким, Куприным, Блокам, Сологубам, Аверченко, Чёрным, Кузминым, Буниным и проч. и проч. — нужна лишь дача на реке. С высоты небоскрёбов мы взираем на их ничтожество!»

    При этом в глубине души он (речь о лирическом герое, но и сам Маяковский, скорее всего, тоже) был раним, чуток и мягок. Да, он резко критиковал обывательские вкусы и манеры сограждан — но при этом знал, что в душе каждого человека есть что-то светлое, доброе, устремлённое ввысь. А какой нежностью проникнуто знаменитое стихотворение «Послушайте!» (1914):

    Послушайте!

    Ведь, если звёзды

    зажигают —

    значит — это кому-нибудь нужно?

    Значит — это необходимо,

    чтобы каждый вечер

    над крышами

    загоралась хоть одна звезда?!

    Маяковский осознанно создал образ «грубого гунна», тем более что и внешний вид этому способствовал: рост — 189 см, бритая налысо голова, громкий, зычный голос. В другом образе ему было бы сложно декламировать такие провокационные стихотворения, как «Вам!» (1915), «Дешёвая распродажа» (1916), «Ешь ананасы, рябчиков жуй» (1917). Каждое выступление «раннего» Маяковского было призывом к бунту; поэт страстно мечтал о том, чтобы в России, да и во всём мире, победили революционные силы.

    «Поздний» Маяковский

    И революция действительно свершилась. Российская империя превратилась в СССР — Союз Советских Социалистических Республик. Кардинально сменились органы власти, законы; изменились даже некоторые правила русского языка (например, на конце слов после согласных перестали писать Ъ). И, конечно же, обрадованный Маяковский не мог не посвятить всего себя, весь свой талант тому, чтобы славить революцию и воспитывать в людях идейность. После 1917 года Владимир Владимирович также написал не одно и не два прекрасных стихотворений, вошедших в анналы мировой классики, — например, «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» (1920). И всё-таки «поздний» Маяковский — это в первую очередь автор поэм «Сто пятьдесят миллионов» (1920), «Пятый интернационал» (1922) и «Владимир Ильич Ленин» (1924), названия которых говорят сами за себя, — а также множества недлинных произведений, высмеивающих ту или иную традицию, являющуюся, по мнению поэта, пережитком буржуазного прошлого. Вот что читаем в стихотворении «Кому и на кой ляд целовальный обряд» (1923):

    Верующий крестьянин

    или неверующий,

    надо или не надо,

    но всегда

    норовит

    выполнять обряды.

    Шёл

    через деревню

    прыщастый калека.

    Калеке б этому —

    нужен лекарь.

    А калека фыркает:

    «Поможет бог».

    Остановился у образа —

    и в образ чмок.

    Здесь Маяковский, всегда выступавший против религии (не личной веры, а именно религии), показывает, что целование икон может приводить к распространению инфекций; таким образом, его стихотворение осуществляет в первую очередь образовательную — или, если угодно, воспитательную — функцию.

    Впрочем, стихи «позднего» Маяковского не обязательно строятся на высмеивании или осуждении какого-либо обычая. Иногда поэт, напротив, прославляет — какого-либо человека либо атрибут новой власти. Среди таких произведений наибольшую популярность получили «Стихи о советском паспорте» (1829):

    Я волком бы

    выгрыз

    бюрократизм.

    К мандатам

    почтения нету.

    К любым

    чертям с матерями

    катись

    любая бумажка.

    Но эту.

    Я

    достаю

    из широких штанин

    дубликатом

    бесценного груза.

    Читайте,

    завидуйте,

    я —

    гражданин

    Советского Союза.

    Паспорт Советского Союза является «дубликатом бесценного груза» — то есть самого гражданства СССР. Увы, с каждым годом Владимир Владимирович, оставаясь глашатаем революции, увы, всё больше сомневался, действительно ли его родина будет «впереди планеты всей». Что, если Советский Союз остановился на полпути?

    К сожалению, отношение к Владимиру Владимировичу во второй половине 1920-х сильно изменилось. Лицемерная толпа предала своего героя: произведения Маяковского сурово критиковали — либо попросту игнорировали. Так, в 1929 году будущий классик устроил выставку, посвящённую 20-летию его творческой карьеры, но никто из видных лиц на мероприятие не пришёл. Писатель Л. А. Кассиль так вспоминал о приёме: «Не словесного, а делового, серьезного признания хотел он [Маяковский] добиться этой выставкой. Он готовил армию своих стихов к новому наступлению. Он хотел показать, как он вооружен. Не все даже близкие друзья понимают его».

    К сожалению, В. В. Маяковский ушёл из жизни, подозревая, что его стихи, поэмы, фильмы, плакаты и картины больше никому не нужны. Однако время, как всегда, отделило зёрна от плевел, и сейчас творчество Владимира Владимировича пользуется огромной — и более чем заслуженной — популярностью.

    Интересные факты

    1. В раннем детстве В. В. Маяковский пережил трагедию — смерть отца. Владимир Константинович погиб по нелепой случайности: сшивая бумаги, он уколол палец булавкой, из-за чего у него началось заражение крови. Из-за психологической травмы Маяковский всю жизнь тщательнейшим образом следил за гигиеной: носил с собой карманную мыльницу, чтобы при необходимости вымыть руки, избегал грязных и ржавых вещей, а прежде чем что-то выпить или съесть в гостях, тщательно осматривал посуду: не грязная ли? Однажды «ритуал» Владимира Владимировича попал на видео. Маяковский был не только поэтом, но и актёром, и в 1918 году снялся в немом фильме «Барышня и хулиган». В картине есть следующая сцена: войдя в трактир, классик Серебряного века берёт со стола стакан, поднимает его к лампе и просматривает на свет: не забыли ли его помыть?

    2. «Грубый гунн» Маяковский очень любил животных. Встречаясь с возлюбленной Лилей Брик, он шутливо спрашивал: «Не видела ли ты каких-нибудь интересных собаков и кошков?» Самого себя он иногда называл «щеном» (то есть щенком»), а в письмах любимой рисовал на полях милых зверушек.

    3. Немногие помнят, что В. В. Маяковский писал ещё и детские стихи. Его перу принадлежит знаменитое произведение «Что такое хорошо и что такое плохо», которое начинается так:

    Крошка сын

    к отцу пришёл,

    и спросила кроха:

    — Что такое

    хорошо

    и что такое

    плохо?

    4. Название стихотворения «Нате!» (1913) можно истолковать двояко. По-русски это слово обозначает резкий жест, а в переводе с английского Hate — «ненависть». Написанные заглавными буквами, эти слова выглядят одинаково.

    Колонка «В помощь школьнику» будет полезна и тем, кто хочет просто освежить в памяти сюжет той или иной книги, и тем, кто смотрит глубже. В материалах О. Разумихиной найдутся исторические справки, отсылки к трудам литературоведов, а также указания на любопытные детали и «пасхалки» в текстах писателей XVIII— XX вв.

    Маяковский

    Владимир Владимирович Маяковский — русский поэт и писатель.

    Родился 19 июля 1893 года (7 июля по старому стилю) в селе Багдади в Российской империи (сейчас — город Багдади в Грузии).

    Считал себя футуристом (последователем авангардного движения футуризма). Футуристы отрицали всё прошлое искусство, их мысли и творчество были направлены только вперёд в будущее.

    Талант Маяковского был многогранен. Он проявлял большие способности к рисованию, играл в театре, снимался в кино, был театральным режиссёром, писал агитационные пьесы, создавал детские книги.

    14 апреля 1930 года Маяковский застрелился (ему было 36 лет).

    Поэзия Маяковского

    Творчеству Маяковского присуща экспрессия — то есть яркое выражение чувств и эмоций.

    В стихах поэта много метафор и гипербол (преувеличений). В них также много разговорной лексики и неологизмов (новых слов).

    Неологизмы Маяковский зачастую придумывал сам. В его стихах можно встретить такие слова, как: дрыгоножество, сердцелюдые, молоткастый, серпастый и др.

    Поэт часто использует сатиру и высмеивает читателей.

    «Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста
    Где-то недокушанных, недоеденных щей;
    вот вы, женщина, на вас белила густо,
    вы смотрите устрицей из раковин вещей».
    Нате!, 1913

    В своей ранней поэзии Маяковский стремился быть непонятным читателю. Позже он стал больше ориентироваться на рабочий класс и писать для него.

    «Лесенка» Маяковского

    Стихотворения поэта сравнивают с большими тяжёлыми конструкциями.

    Поэт отрицал стихотворный размер. Для своих произведений он использовал собственный ритм.

    С 1923 года в его творчестве появилась «лесенка» или «ступени» — способ графического изображения стихотворения на бумаге.

    «Сегодня
    пулей
    наемной руки
    застрелен
    товарищ Войков.
    Зажмите
    горе
    в зубах тугих,
    волненье
    скрутите стойко».
    Да или нет?, 1927

    Поэт использовал такую манеру записи, чтобы при чтении не сбился ритм и чтобы правильно были расставлены паузы.

    Первая публикация

    Впервые стихи Маяковского были опубликованы в альманахе «Пощечина общественному вкусу» (вышел 18 декабря 1912 года).

    Это был коллективный манифест футуристов, в котором авторы высмеивали традиционную литературу. В его составлении участвовал и Маяковский.

    «Читающим наше Новое Первое Неожиданное.
    Только мы — лицо нашего Времени. Рог времени трубит нами в словесном искусстве.
    Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода Современности».

    Его отдельный первый сборник стихов «Я!» увидел свет в следующем году (1913).

    Маяковский и революция

    Маяковский был не только зрителем двух революций (Февральской и Октябрьской), он активно в них участвовал.

    Поэту были близки идеи социалистической революции. Они привлекли его, когда Маяковский был ещё подростком. В то время в Грузии проходили антиправительственные демонстрации и митинги.

    В своей автобиографии «Я сам» Маяковский пишет: «стихи и революция как-то объединились в голове».

    С 1908 по 1910 год был членом партии большевиков (РСДРП(б)). Поэт вёл агитационные беседы с рабочими.

    Маяковский активно выступал против капитализма и буржуазного строя. Высказывался за со­ци­аль­ную спра­вед­ли­во­сть. Он также писал агитационные пьесы, рисовал карикатуры, создавал стихи с сатирой (многие видели в них высмеивание бюрократии и создавшегося после революций государственного строя).

    Жизнь Маяковского

    Его отец был запорожским казаком. Мама — дочерью капитана Кубанского пехотного полка. У поэта были две сестры — старшая и младшая. Поэт с детства учился рисованию, сам научился читать.

    Отец Маяковского умер от заражения крови, когда поэту было 13 лет. После этого его семья переехала за старшей дочерью в Москву.

    Маяковский учился в Строгановском художественно-промышленном училище (сейчас Московская государственная художественно-промышленная академия имени С.Г. Строганова).

    Затем в Училище живописи, ваяния и зодчества, откуда был исключён за участие в мероприятиях и диспутах футуристов.

    Читайте больше про Футуризм.

    Аресты Маяковского

    В четырнадцать лет Маяковский вступает в партию большевиков. За участие в этой (тогда подпольной) организации Маяковского впервые арестовали. Впрочем, вскоре освободили за малостью лет.

    Потом Маяковского арестовывали ещё дважды, так как своё участие в организации он не прекратил.

    Третий арест произошел в июле 1909 года и закончился тюремным сроком. Большую часть этого срока (Маяковского выпустили в январе 1910) он провёл в Бутырской тюрьме. Поэту было 16 лет.

    Агитационные плакаты Маяковского

    В 1919 году начинает сотрудничать с Российским телеграфным агентством (РОСТ). Создаёт рисунки и тексты к агитационным плакатам «Окна сатиры РОСТА», которые считаются первыми рекламными объявлениями.

    Читать еще:  Какие стихи написать на памятнике родителям

    Выставка Маяковского

    В 1930 году поэт проводит выставку «20 лет работы Маяковского».

    Сатира в его произведениях сыграла с ним злую шутку. Власти считали, что он критикует существующий строй. Критики не считали его писателем-революционером, негативно принимали его произведения, считали, что он «больше не поэт».

    И хотя выставку посетили несколько тысяч человек, известные писатели и поэты, равно как и государственные лица, на неё не пришли.

    Смерть Маяковского

    14 апреля 1930 года в возрасте 36 лет Маяковский покончил жизнь самоубийством. Он оставил предсмертную записку:

    «ВСЕМ
    В том что умираю не вините никого и пожалуйста не сплетничайте. Покойник этого ужасно не любил».

    Личная жизнь Маяковского

    Поэт не был женат.

    В 1915 году Маяковский познакомился с Осипом и Лилей Брик. Осип Брик был писателем и критиком.

    Лиля Брик на долгие годы становится музой и возлюбленной Маяковского. Он посвятил ей свою стихотворение «Облако в штанах» и многие другие. Осип не препятствовал их отношениям.

    Позже, путешествую по США, Маяковский знакомится с Элли Джонс. Их роман приводит к рождению дочери Элен-Патриции, с которой поэт виделся лишь однажды.

    Последней пассией Маяковского стала Вероника Полонская – актриса МХАТа.

    Стиль футуристической поэзии Маяковского

    К середине 1910-х гг. в основном сложился стиль Владимира Маяковского, чертами которого были:

    1) метрическое разнообразие (использование классических силлабо-тонических стихотворных размеров, а также дольника, тактовика, акцентного стиха, верлибра);

    2) экзотическая рифма 14 : составная (каламбурная) («дробь я – копья», «ветра вой – фетровой», «небо – мне бы», «ввысь поведи – в исповеди» и т. п.), неравносложная («точно – чахоточного», «мякоти – лягте», «рассеянный – Сеной», «неладно – ладана» и т. п.) и др.;

    3) членение текста на графически обозначенные интонационные отрезки;

    4) ассоциативная метафоричность;

    5) реализация темы одиночества через мотивы агрессивности и страдания;

    6) антиэстетизм (обращенность к эстетическим категориям в диапазоне между трагическим и безобразным);

    Остановимся на двух последних чертах, наиболее ярко, по нашему мнению, характеризующих новизну содержания поэзии Маяковского.

    Антиэстетизм поэта связан не только с главенством темы одиночества и неблаговидным статусом образа женщины в его творчестве (о чем мы говорили ранее), но и с богоборческими мотивами. Посягательство на святость всевышнего для человека, чье духовное становление происходило в обстановке уважительного отношения к богу, нередко оборачивается подрывом основ собственного мировоззрения, а это «безопорное» существование в свою очередь подталкивает бунтаря-богоборца к отчаянию. Мы далеки от мысли, что «бог наказывает строптивца», – просто для человеческой психики наиболее комфортным состоянием является ее гармония с бытием.

    Дисгармоничен поэтический мир Бодлера и «проклятых поэтов», осваивавших эстетику безобразного, важной составляющей которой были богоборческие мотивы. Дисгармонично и творчество Маяковского, в котором с 1913 г. присутствует образ бога-ничтожества: «Вспугнув копытом молитвы высей, // арканом в небе поймали бога // и, ощипавши, с улыбкой крысьей, // глумясь, тащили сквозь щель порога» («За женщиной»). Едва произнесенное, кощунство тянет за собой шлейф слов и образов, принадлежащих к низкой эстетике: «глумясь», «ощипавши», «крысья улыбка».

    Зададимся вопросом о причинах, побудивших поэта стать богоборцем. Их несколько, но основных – две: атмосфера духовного кризиса в европейской культуре начала века и непреодоленное одиночество самого поэта.

    Одинокому лирическому герою Маяковского кажется, что его не замечают, и ему хочется стать необъятным: тогда-то на него непременно обратят внимание. Его персона гиперболизируется почти до размеров универсума (стихотворение «Себе, любимому, посвящает эти строки автор» (1916 г.), где герой уподобляется солнцу, грому, великому океану), и единственное препятствие на этом пути – бог. Чувство обиды на всевышнего (за что мне такие муки? зачем я на земле, «такой большой и такой ненужный»?), порождающее сомнение в его могуществе, придает силы низвергнуть его и самому занять освободившееся место.

    Вызов богу как ответ на ниспосланные им страдания и одиночество в классической русской поэзии с особой силой прозвучал у М. Ю. Лермонтова: «Устрой лишь так, чтобы тебя отныне // Недолго я еще благодарил» («Благодарность», 1840 г.). Однако в лермонтовском творчестве слышится обида на бога, но не подвергается сомнению его величие, а у Маяковского все доведено до нигилистического предела, и потому доведено, что коллективное бессознательное его эпохи было поражено религиозным скептицизмом.

    Таким образом, сочетание особенностей индивидуального мироощущения с духовной доминантой русской (и, шире, европейской) культуры дало невиданный результат: Вселенная «поступила в распоряжение» лирического героя Маяковского. Разумеется, такой «масштаб действий» стимулировал обращение к гиперболическому стилю мышления.

    Гиперболизмом проникнута почти вся поэтика Владимира Маяковского 15 , однако мы обратим внимание на гиперболичность его лирического героя, у которого жажда признания (понимания) нередко переходит в манию величия («Я и Наполеон», 1916 г.), не ведающую пределов. Возможные помехи в лице литературных авторитетов или исторических персон устраняются без проблем и проволочек, взгляд устремляется в небо, а там – бог.

    И бог заплачет над моею книжкой!

    Не слова – судороги, слипшиеся комом;

    и побежит по небу с моими стихами под мышкой

    и будет, задыхаясь, читать их своим знакомым.

    Мечта пушкинской старухи о золотой рыбке на посылках, иллюзия, утопичность которой более чем очевидна. И, как следствие, в этом же стихотворении – атрибуты низкой эстетики: «нос сифилитика», «слюни», «проститутки».

    Низведя бога до «крохотного божика», лирический герой Маяковского мнит себя то сверхчеловеком, то даже фигурой космического масштаба. К архетипам «мать-земля», «родина-мать», «бог-отец» восходят гиперболы Маяковского, в которых обозначается метафорическое родство лирического героя с космическими объектами. Так, луна для него – «жена» («Несколько слов о моей жене»), солнце – «отец» («Несколько слов обо мне самом»), земля – «одичавшая дряхлая мать» («Мы», 1913 г.) и «сестра» («От усталости», 1913 г.) 16 . Земля и луна, кроме того, еще и «любовницы». Ангелы и их космические аналоги – кометы занимают в небесной табели о рангах Маяковского еще менее почетное место: «Перья линяющих ангелов бросим любимым на шляпы, // будем хвосты на боа обрубать у комет, ковыляющих в ширь» («Мы»).

    Поэт чувствует, что посягает на духовные основы, и страшно ему от этого бывает, но страх свой он переплавляет в агрессию – и звучит «железный стих» 17 , в котором ощущается стремление противостоять эстетике распада, охватившей даже небесную сферу («дряблая луна», «у раненого солнца вытекал глаз», «неба свисшиеся губы», «в петле облака», «клочьями порванной тучи в выжженном небе», «возьму и убью солнце!» и т. п.).

    Крайне редко гиперболизм Владимира Маяковского сочетается с нейтрализованным богоборчеством и умеренным антиэстетизмом, и тогда мы видим поэта «нежным, как облако в штанах». В любимом многими стихотворении «Послушайте!» «кто-то» (примечательная анонимность, вызванная, очевидно, желанием оберечь лирическое «я» от почтительного отношения к всевышнему) «врывается к богу, // боится, что опоздал, // плачет, // целует ему жилистую руку, // просит – // чтоб обязательно была звезда! – // клянется – // не перенесет эту беззвездную муку!». Гибрид бытовой сцены и сцены в служебном кабинете – самое большое, чего удостоился господь у «поэта пролетариата».

    Ради неизвестного и возвышенного «кого-то», кому «необходимо, чтобы каждый вечер над крышами загоралась хоть одна звезда», автор готов смилостивиться: он сочувствует «беззвездной муке» героя и ласково называет звезды «плевочками». Хам в благодушном настроении? – нет, просто Маяковский не выносит «заезженного» романтического образа звезды, однако, будучи по мироощущению романтиком-новатором, обнаруживает способность понять того, кто мыслит более традиционно. Не будем слишком строго судить молодого футуриста: ведь цинизм является оборотной стороной романтизма, а циник – всего лишь разочарованным романтиком.

    Стихотворение получилось страстным по интонации, а его первые три строчки («Послушайте! // Ведь если звезды зажигают – // значит – это кому-нибудь нужно?») запоминаются навсегда. Однако этим стартовым взлетом, собственно, и исчерпывается высший поэтический смысл стихотворения. Дальше следует погружение бесценного образа в омут необязательных метафор и ассоциаций, и в результате блуждающая авторская мысль с трудом возвращается к ослабленной версии начала. Можно досадовать, что прекраснейшие строки попали в негодный контекст, но нельзя не восхищаться их создателем. С годами гениальное в стихах Маяковского не убывало, но удельный вес творческих неудач возрос неимоверно: ведь поэт стал писать больше и длиннее, безнадежно «забалтывая» даже самые блистательные озарения. Воистину, «Я – бесценных слов транжир и мот» – не только автохарактеристика, но и проницательное признание.

    «Космические» гиперболы Маяковского возникали от осо­знания им невозможности обрести покой на земле. В его стихах постоянно присутствует эта напряженная вертикаль: земля — космос (у Лермонтова она также просматривается довольно отчетливо), причем место, откуда истерзанная душа лириче­ского героя устремляется к небу, — как правило, город.

    Как и у Достоевского, город у Маяковского — источ­ник психологической неустойчивости и импульсивных дей­ствий. Правда, у великого писателя урбанистический пейзаж конкретен, а у «горлана-главаря», как правило, – абстрактен, но это расхождение обусловлено прежде всего различием между реалистической прозой и модернистской поэзией.

    Город как среда обитания человека воспринимается Владимиром Мая­ковским негативно («Бросьте города, глупые люди» — «Лю­бовь», 1913 г.; «Адище города окна разбили на крохотные, со­сущие светами адки» — «Адище города», 1913 г.), здесь можно находиться в толпе и быть одиноким, кричать и не быть услы­шанным, здесь столько трагедий остаются неведомыми миру! Однако городская жизнь и городские пейзажи пробужда­ют вдохновение («На глади асфальта мне хорошо грассиро­вать!» — «Кофта фата»), поэтому муза Маяковского обитает в городе и над городом, не соглашаясь на поиск «в горизонталь­ной плоскости». Как следствие, возникает поэтический мир, в котором флора и фауна излишни (они обычно присутствуют как фрагменты метафор или урбанистического пейзажа, а не как самостоятельные объекты описания).

    Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

    Владимир Маяковский: главный бунтарь русской литературы

    Общественное признание, революционные потрясения, неразделённая любовь – через всё это прошёл Маяковский.

    Футуризм — новое слово в поэзии Серебряного века

    Будущий поэт родился 19 июля 1893 года в селе Багдати, Грузия, в семье лесничего Владимира. У Маяковского было две сестры, а два его брата умерли ещё в детском возрасте.

    Юный Владимир свободно владел грузинским языком. Первое образование он получил в гимназии города Кутаиси, куда поступил в 1902 году. Любовь к искусству с ранних лет была присуща Маяковскому: юноша решил учиться на художника.

    В 1906 году Владимир Владимирович переехал в Москву вместе с матерью, начал учиться в гимназии № 5. Из-за невозможности оплатить обучение он был исключен из гимназии.

    Первая русская революция Маяковского не оставила в стороне. Будущий поэт вступил в Российскую социал-демократическую рабочую партию. В подполье у Маяковского была кличка «товарищ Константин». Именно под этим прозвищем Маяковский распространял революционную прессу в молодёжных кругах. За подпольную деятельность Маяковскому приходилось платить свободой.

    Во время одного из арестов в тюрьме было написано первое стихотворение Маяковского (1909). В 1911 году поэт поступил в Московское училище живописи. Уже тогда Владимир Владимирович любил выделяться творческими экспериментами, используя необычные цвета в своих художественных работах.

    В начале 1910-х в Российской империи происходит творческий кризис символистов. 1890-е можно назвать началом русского Серебряного века: поэты-символисты перенесли мистические мотивы французских лириков в свои тексты. Однако вскоре на смену символизму пришли акмеизм и футуризм — принципиально новые стили, отвергнувшие идеалы Александра Блока, Дмитрия Мережковского и Андрея Белого.

    Маяковский, любивший творческие эксперименты, настоящий бунтарь по характеру, вступил в ряды поэтов-футуристов, поставивших на первое место в своём творчестве форму произведений и непризнание старых литературных авторитетов. Владимир Владимирович оставил свою подпись под манифестом футуристов «Пощёчина общественному вкусу», в котором нашли отражения революционные идеи начинающих поэтов: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода Современности…».

    Первое стихотворение Маяковского — «Ночь» — было опубликовано в 1912 году. В следующем году писатель написал трагедию «Владимир Маяковский», которую поставил сам и сыграл в ней главную роль.

    Маяковский в своей поэзии решил бросить вызов старым порядкам. Также он придумал «лесенку» — необычное ритмическое построение стихотворения, выделявшее стихи Маяковского от произведений, написанных стандартными поэтическими размерами. Вот, к примеру, написанное змейкой стихотворение «Нате!», в котором отражено настроение лирического героя Маяковского:

    «А если сегодня мне, грубому гунну,

    кривляться перед вами не захочется — и вот

    я захохочу и радостно плюну,

    плюну в лицо вам

    я — бесценных слов транжир и мот…».

    Придуманная Маяковским и ставшая его визитной карточкой стихотворная «лесенка» вызывала негодование среди его коллег. Ведь редакции платили в то время не за количество символов в произведении, а за количество строк.

    В 1915 году была окончена знаменитая поэма Маяковского «Облако в штанах». Изначально она называлась «Тринадцатый апостол», но такое название не пропустила в печать цензура. Дальнейшая поэзия Маяковского, кроме антивоенных тематик, содержит также сатирические мотивы.

    Впрочем, сводить творчество Маяковского только к теме противостояния общественным нравам не стоит. Самой большой любовью в жизни поэта и его музой была Лиля Юрьевна Брик. С ней и её мужем, Осипом, Маяковский дружил, а затем переехал жить в их квартиру. Именно замужней женщине Маяковский посвятил любовное стихотворение «Лиличка! (Вместо письма)», в котором поэт-бунтарь показал читателям себя с другой стороны:

    «И в пролет не брошусь,

    и курок не смогу над виском нажать.

    кроме твоего взгляда,

    не властно лезвие ни одного ножа…».

    Помимо написания стихотворений, в творчестве Маяковского особое место занимали сценарии к фильмам. Он снялся в трёх своих фильмах, сыграв главные роли в этих картинах.

    Приближался революционный 1917 год, сыгравший огромную роль в судьбе Маяковского.

    Читать еще:  Анализ стиха а я иду где ничего не надо

    Маяковский: «талантливейший поэт советской эпохи»

    Революционные потрясения 1917 года Маяковский встретил с большим энтузиазмом. 1918−1919 годы в биографии поэта были ознаменованы широким распространением темы революции. Владимир Владимирович пропагандировал идеи большевистской власти, негативно отзываясь о реалиях прошлого.

    Новая власть поощряла творчество поэта, поддерживавшего революционные стихи. В годы НЭПа поэт много гастролировал по территории Советской России, часто издавался в прессе. Представители партийной верхушки положительно отзывались об авторе «Облака в штанах».

    В 1922—1924 годы Маяковский посещал Германию, Францию, Латвию. В 1925 году совершил путешествие в США, Мексику, Гавану.

    В Америке у поэта случилась краткая связь с одной русской эмигранткой (Элли Джонс), в результате которой на свет появилась дочь Маяковского, Патрисия. Маяковский пользовался популярностью у женщин. Однако поэт официально не зарегистрировал ни одни свои отношения. Известно, что, кроме дочери Патриции, у Маяковского есть ещё и сын от связи с художницей Лилей Лавинской — Глеб-Никита, советский скульптор.

    В 1920-е поэт учредил творческое объединение ЛЕФ (Левый фронт искусств) и журнал «ЛЕФ», в котором был редактором. Также Маяковский участвовал в выпуске плакатов «Окна сатиры РОСТА».

    Постепенно Маяковский стал разочаровываться в революции. Нэпманы и партийные деятели вызывали у поэта раздражение. Быт, с которым боролся Маяковский в творчестве всю жизнь, возвращался в Россию. Владимир Владимирович написал сатирическое стихотворение «Прозаседавшиеся», в котором высмеял бюрократизм новых хозяев мира:

    «Мечтой встречаю рассвет ранний:
    «О, хотя бы
    еще
    одно заседание
    относительно искоренения всех заседаний!»».

    В 1929 году, когда только начинался « Великий перелом », Маяковский активно участвовал в антирелигиозной кампании большевиков. Поэт вместе с Максимом Горьким, Николаем Бухариным и Анатолием Луначарским выступил на II съезде Союза безбожников, на котором поддержал идею об отказе от «заигрывания» с церковью. Поэт всю жизнь был воинствующим атеистом.

    В начале 1930 года Владимир Владимирович много болел. Далее Маяковского ждала череда неудач: его выставка «20 лет работы» не принесла успеха, а пьесы «Клоп» и спектакль «Баня» провалились. Также поэту с трудом давалось написание поэмы «Во весь голос».

    Душевное состояние Владимира Владимировича ухудшалось. 14 апреля 1930 года Маяковский застрелился из маузера. В своей предсмертной записке поэт оставил следующие слова: «В том, что умираю, не вините никого, и, пожалуйста, не сплетничайте, покойник этого ужасно не любил…».

    Самоубийство Маяковского до сих пор у многих вызывает вопросы. Кто-то считает, что за смертью поэта стояли сотрудники НКВД, другие же говорят о неразделённой любви к «Лиличке» Брик, не дававшей лирику покоя до конца жизни. Среди последних стихотворений Маяковского есть произведение «Неоконченное», читая которое ощущается мотив разрыва с любимой женщиной (пунктуация авторская):

    «…любовная лодка разбилась о быт

    С тобой мы в расчете

    И не к чему перечень

    взаимных болей бед и обид…».

    В 1935 году Иосиф Сталин так написал о значении творчества Владимира Маяковского для советской культуры: «Маяковский был и остается лучшим, талантливейшим поэтом нашей советской эпохи. Безразличие к его памяти и его произведениям — преступление…».

    После смерти поэта-футуриста советская власть начала насаждать его стихи, по выражению Бориса Пастернака, «как картошку при Екатерине». Однако для многих людей творчество Маяковского остаётся актуальным и в наши дни.

    В честь великого поэта и драматурга названы многие объекты (например, библиотеки Маяковского, улицы, пощади, парки, станции метро, кинотеатры), установлены многочисленные памятники. Театры им. Вл. Маяковского находятся в Москве, Норильске, Душанбе.

    Маяковский, Владимир Владимирович

    Происхождение, образование, начало революционной и творческой деятельности
    Владимир Владимирович Маяковский родился 19 июля (7 июля по старому стилю) 1893 г. в грузинском селе Багдати (Российская империя) в семье лесничего. Отец и мать родились в Грузии, их предками были запорожские и кубанские казаки. Всего в семье было пятеро детей, но два сына умерли в раннем детстве.
    С 1902 г. Владимир Маяковский учился в гимназии в Кутаиси. В 1906 г., после смерти отца, мать с двумя детьми переехала в Москву, где училась старшая дочь. Владимир поступил в гимназию №5, в 1908 г. он был исключен из нее, так как мать не могла платить за обучение.
    В том же году вступил в Российскую социал-демократическую рабочую партию (РСДРП(б), разъяснял населению ее идеи, участвовал в митингах. В июле 1909 г. был арестован по подозрению в причастности к организации побега 13 арестанток, приговоренных к каторге. В августе был помещен в Бутырскую тюрьму, в заключении начал писать стихи. После освобождения в январе 1910 г. покинул ряды партии.
    В 1911 г. Маяковский обучался в подготовительном классе Строгановского училища, в том же году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ). Он создал много живописных работ — от портретов и пейзажей до шаржей. Среди них «Женский портрет», «Женщина в синем», «Натурщица», «Чуковский в новой шляпе», пейзаж «Волга».
    Футурист
    Во время обучения познакомился с основателями группы футуристов «Гилея» и присоединился к ним. В 1912 г. состоялись его первые публичные выступления — в феврале он принял участие в диспуте о современном искусстве, устроенном обществом художников-авангардистов «Бубновый валет», а в ноябре читал свои стихи в артистическом клубе «Бродячая собака» в Петербурге. В декабре в футуристическом сборнике «Пощечина общественному вкусу» впервые были напечатаны стихотворения Маяковского — «Ночь» и «Утро». Также там был опубликован манифест, подписанный Маяковским и другими поэтами-футуристами, включая Велимира Хлебникова, в котором они заявили о разрыве с традициями русской классики и необходимости создания нового литературного языка (впоследствии Маяковский создал немало неологизмов, придававших его стихам особую выразительность).
    Вскоре появились положительные отзывы о Маяковском, так, Максим Горький считал, что среди футуристов Маяковский — единственный настоящий поэт.
    В марте 1913 г. был издан альманах «Требник троих» со стихотворениями Маяковского «А вы могли бы?», «Вывескам», «Театры».
    В мае 1913 г. был опубликован первый сборник «Я», состоявший из четырех стихотворений, написано стихотворение «Нате!», в котором автор выступил против буржуазного общества. В том же году поэт создал трагедийную пьесу «Владимир Маяковский». Ее премьера состоялась в декабре в петербургском театре «Луна-парк», Маяковский сыграл главную роль (поэта) и выступил режиссером и постановщиком спектакля.
    В феврале 1914 г. Маяковский был исключен из МУЖВЗ за участие в движении футуристов.
    Творчество в период Первой мировой войны
    В начале Первой мировой войны Маяковский пытался вступить в армию, но получил отказ ввиду его якобы политической неблагонадежности. Тема войны, которую он называл «кровавой бессмыслицей», заняла в его поэзии значительное место. В числе самых известных стихов этого периода — «Война объявлена», «Мама и убитый немцами вечер», «Мысли в призыв» (1914), «К ответу!» (1917).
    Позже Маяковского все-таки призвали на военную службу, но он уже не хотел идти на фронт. В 1915—1917 гг. по протекции Максима Горького его распределили в чертежный отдел 1-й запасной автомобильной роты петроградской Военно-автомобильной школы. Он продолжал печататься, участвовать в публичных выступлениях. В сентябре 1915 г. отдельным изданием была выпущена его поэма «Облако в штанах», в феврале 1916 г. — «Флейта-позвоночник», в конце 1917 г. — антивоенная поэма «Война и мир» (до этого публиковалась отдельными главами, написана в 1916 г.).
    В 1917 г. Маяковский вступил в профессиональный союз художников-живописцев Москвы.
    Поэт революции
    7 ноября (25 октября по старому стилю) , в день начала Октябрьской революции, Маяковский находился в штабе восстания в Смольном институте. В ноябре 1917 г. на заседании Временного комитета уполномоченных Союза деятелей искусств он заявил, что «нужно приветствовать новую власть и войти с ней в контакт». С этого момента революционная тема стала одной из самых важных в его творчестве, и в историю он вошел как «поэт революции». В марте 1918 г. были опубликованы стихотворения «Наш марш», «Революция. Поэтохроника», «Открытое письмо рабочим». В ноябре того же года к первой годовщине Октябрьской революции была выпущена сатирическая социально-бытовая пьеса «Мистерия Буфф», этой дате также были посвящены сборник «Ржаное слово», стихотворение «Ода революции». В декабре 1918 г. он выступил перед матросами в Матросском театре в Петрограде со специально написанным для этого события стихотворением «Левый марш».
    В конце 1922 г. Маяковский основал в Москве творческое объединение ЛЕФ (Левый фронт искусств, существовал до 1929 г.), а в марте 1923 г. под его редакцией вышел первый номер журнала «ЛЕФ», в котором была напечатана лирическая поэма «Про это». В журнале печатались также Борис Пастернак, Осип Брик и др. На разных этапах деятельности ЛЕФ подвергался критике в изданиях «Под знаменем марксизма», «Новый мир», газете «Известия».
    В 1922-1923 гг. вышли произведения «IV интернационал», «Пятый интернационал», «Моя речь на Генуэзской конференции», в которых поэт развивал тему необходимости мировой революции.
    В 1922-1924 гг. Маяковский посетил Германию, Францию, Латвию, в 1925 г. — США, Мексику, на Кубу. Результатом поездок стали такие произведения, как «Как работает республика демократическая?», «Сказка про купцову нацию, мужика и кооперацию», «Песни рабочим», «Париж», «Мое открытие Америки».
    С 1923 г. Маяковский начал применять придуманный им графический прием, ставший его визитной карточкой, — разбивку строк так называемой лесенкой (впервые — в поэме «Про это»).
    В год смерти Владимира Ильича Ленина Маяковский написал одноименную поэму, которая в феврале 1925 г. вышла отдельным изданием.
    В 1926-1929 гг. сотрудничал с газетами «Комсомольская правда», «Труд», печатался в журналах «Новый мир», «Молодая гвардия», «Огонек». В этот период Маяковский приобрел славу подлинно пролетарского писателя — «Песня молния», «Десятилетняя песня», посвященная Красной армии, «Марш ударных бригад», «Ленин с нами». В 1927 г. вышла поэма «Хорошо!», которую нарком просвещения Анатолий Луначарский назвал «Октябрьской революцией, отлитой в бронзу».
    Произведения для детей
    В марте 1925 г. Маяковский написал детскую книжку «Сказка о Пете, толстом ребенке, и о Симе, который тонкий». После этого им было создано более 20 стихотворных произведений для детей, среди которых «Что такое хорошо и что такое плохо?» (1925), «Что ни страница — то слон, то львица» (1926), «Кем быть?» (1928).
    Другие направления творчества
    Маяковский также известен как сценарист и актер. В 1918 г. он написал сценарии к фильмам «Не для денег родившийся» (по роману Джека Лондона «Мартин Иден»), «Барышня и хулиган» (по повести Эдмондо де Амичиса «Учительница рабочих»), в которых исполнил главные роли, а также «Закованная фильмой». В 1926-1929 гг. стал автором еще девяти киносценариев.
    В 1919-1922 гг. работал в Москве в Российском телеграфном агентстве (РОСТА) над текстами и рисунками для «Окон сатиры». За этот период им были сделаны рисунки для более 400 плакатов и написаны тексты для более 600.
    Кроме того, Маяковский стоял у истоков советской рекламы. В октябре 1923 г. он начал писать рекламные тексты для Моссельпрома, которые печатались на плакатах, в объявлениях, на вывесках, обертках. Все они заканчивались двустишием — «Нигде кроме как в Моссельпроме». Эта деятельность, которую он называл «хозяйственной агиткой», вызывала нарекания со стороны критиков и любителей «чистой» поэзии.
    Последние годы жизни и творчества
    В 1928-1929 гг. популярность Маяковского начала снижаться. Его сатирическая пьеса «Клоп» (1928) была подвергнута критике, в том числе за ироническое изображение будущего. Во многих газетах были размещены статьи с заголовками «Долой маяковщину!».
    В 1929 г. в ответ на постановление ВЦИК «О религиозных объединениях», направленном на антирелигиозную борьбу, Маяковский написал стихотворение «Надо бороться», в котором призвал к богоборчеству. В том же году он принял участие во II съезде Союза воинствующих безбожников, где призвал писателей и поэтов к участию в борьбе с религией.
    В феврале 1930 г. Маяковский вошел в Российскую ассоциацию пролетарских писателей. В марте 1930 г. решил подвести итоги своей деятельности, для чего организовал выставку «20 лет работы». Она отображала все достижения поэта, но не принесла успеха. Ее не посетили ни коллеги по ЛЕФу, ни высшее партийное руководство.
    14 апреля 1930 г. в Москве в своей рабочей комнате в коммунальной квартире в Лубянском проезде (ныне это Государственный музей В. В. Маяковского) Владимир Маяковский покончил жизнь самоубийством. Кремирован в крематории около Донского монастыря. Первоначально прах находился в колумбарии Нового Донского кладбища, но по настоянию родственников 22 мая 1952 г. урна была захоронена на Новодевичьем кладбище. Результаты экспертизы, проведенной криминалистами Федерального центра судебных экспертиз Минюста РФ в 2002 г., подтвердили, что Маяковский застрелился сам.
    Признание
    Произведения Маяковского переведены более чем 30 языков.
    Во многих городах России в честь Маяковского названы улицы, пощади, парки, станции метро, театры, библиотеки, установлены многочисленные памятники. Его имя носит малая планета (2931) Маяковский, открытая в 1969 г., а также воздушное судно А330 VQ-BCU, принадлежащее Аэрофлоту (с 2009 г.).
    На разные стихи и отрывки из поэмы «Хорошо!» в 1959 г. Георгий Свиридов написал «Патетическую ораторию» для баса, меццо-сопрано, хора и симфонического оркестра.
    Личные сведения
    Владимир Маяковский не был официально женат. В 1915 г. познакомился с Лилей Брик, женой писателя и литературного критика Осипа Брика, хозяйкой литературно-художественного салона. Долгие годы их связывали близкие отношения, ей Маяковский посвящал практически все стихи о любви.
    Кроме того, у поэта были романы с другими женщинами. Среди них была художница Лилия Лавинская, которая родила от него сына Глеба-Никиту (1921-1986, был скульптором-монументалистом). Отцовство Маяковского было раскрыто в 2013 г. в документальном телепроекте Первого канала «Третий лишний». Также у поэта был роман с Елизаветой Зиберт, эмигранткой из России (познакомились в США), которая родила от него дочь Патрисию (1926-2016, была писателем и педагогом).

  • Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов:
    Adblock
    detector