В тот год осенняя погода чей стих
А. С. Пушкин о глобальном потеплении
«В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа.
Снег выпал только в январе
На третье в ночь. Проснувшись рано,
В окно увидела Татьяна
Поутру побелевший двор,
Куртины, кровли и забор,
На стеклах легкие узоры,
Деревья в зимнем серебре,
Сорок веселых на дворе
И мягко устланные горы
Зимы блистательным ковром.
Всё ярко, всё бело кругом».
Что может быть прекраснее первого снега!
Однако почему же в пятой главе «Евгения Онегина» он выпал так поздно: «…только в январе На третье в ночь»?
Нам все время внушают, что раньше, а в первой четверти XIX века и подавно, зимы были настоящими – с метелями и морозами, которые наступали чуть не с Покрова, т.е. с 14-го октября по “новому” стилю. А если «онегинскую» дату – «на третье в ночь» – привести к современному календарю, то это будет и вовсе «на пятнадцатое в ночь»!
Но не мог же поэт так пошутить над читателями, да и в чем может быть шутка, когда погода была у всех, что называется, на виду?!
Зачем же гадать, если в нашем распоряжении классический «Комментарий к роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин» Владимира Набокова?
Открываем сей труд на странице, посвященной разбору пятой главы нетленного романа в стихах и после вышеприведенной поэтической цитаты читаем: «Вверху черновика (2370, л. 79 об.) Пушкин надписал дату — «4 генв.» (4 января 1826 г.)».
Вот оказывается как, поэт начал писать пятую главу или, по крайней мере, строфу о погоде «4 генв.»! Не будем проводить манипуляции с календарями и оставим эту дату по юлианскому.
Далее В. Набоков разбирает что есть «на дворе» – ну это же писалось для англоязычных студентов, которые русского деревенского двора не представляли – нам это не так интересно.
И вот опять разбирается поэтический оборот про погоду; читаем Набокова далее:
«Поэтому стихи 1–2:
В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе… —
значат всего-навсего, что подобная погода (осенняя) продолжалась (или длилась) в том году (1820) в течение долгого времени (до января 1821 г.), и за надобностью обстоятельства места русская фраза закругляется под конец этим на дворе».
Так, это хорошо, что Набоков нам напомнил, что действие в романе началось в 1820 году и перешло в 1821-й, и как раз возобновилось вместе с выпавшим «на третье в ночь» снегом.
Читаем Набокова с возрастающим интересом далее:
«Заметим, что в предыдущей, четвертой главе (строфа XL) лето чудесным образом завершается в ноябре, что расходится с постулированной краткостью северного лета (гл. 4, XL, 3), поскольку осенняя погода в тех краях, где было поместье Лариных, устанавливалась не позднее последних чисел августа (по старому стилю, разумеется). Запоздалый приход и осени, и зимы в «1820» г., не очень-то четко означен в четвертой главе, хотя на самом деле конец этой главы (строфы XL–L) покрывает тот же самый временной промежуток (с ноября по начало января), что и строфы I–II гл. 5. Пушкинский «1820-й» отличается от реального 1820 г., который на северо-западе России был отмечен чрезвычайно ранним снегопадом (в Петербургской губернии — 28 сентября, судя по письму Карамзина Дмитриеву)» – конец цитаты из Набокова.
Ну вот и профессор В. Набоков пишет, что лето в Псковской губернии (а о каких еще местах мог писать Пушкин, находясь в Михайловском?) заканчивалось в августе, как и положено лету. Да и снег выпал в год действия романа даже ранее праздника Покрова – 28 сентября по юлианскому календарю.
Так что же имел ввиду поэт, намекая, что «в тот год осенняя погода стояла долго на дворе…»? Может быть нужно читать между строк? Может здесь, не побоимся этого предположения, о каком другом «возмущении», и не только погодном, указано?
А ведь правда! Ведь же было «возмущение»! Так это же поэт возможно о восстании декабристов написал!? Ну конечно же, чтобы обойти цензуру, написал про погоду, которая осенняя, а значит и ненастная, а значит с ветрами и бурями, ну понятно….
Ну, а может быть, все же просто он проснулся третьего генваря 1826 года, взглянул через заиндевевшее окно и увидел как «дворовый мальчик…» и т.д.? Ну это слишком банально, когда такие события в столице….
Так может быть нам обратиться к истории декабрьского «возмущения», может там что интересное про погоду найдем?
Самое простое – взглянуть на картины; есть же полотна и даже вполне известных живописцев той эпохи про сие событие. Вот, например, классическая картина В.Ф. Тимма «Декабристы на Сенатской площади». На полотне мостовая написана белилами – т.е. она под снегом? Так подробно выписаны скачущие кони, стройные ряды восставших полков, хмурое небо, заснеженная мостовая… Видимо, с натуры писал живописец сию мостовую? Возможно он с мольбертом в тот день оказался на Сенатской и успел, так сказать, запечатлеть?! Но, увы, в год восстания декабристов Тимму было пять лет и жил он в Риге… Так может ему про погоду в тот исторический день рассказал муж его сестры, также живописец, Карл Брюллов? Увы, Карл Павлович в тот год изучал шедевры живописи в Италии. Так что живописцы не оправдали надежд.
Тогда обратимся к мемуарам современников. Самое верное – почитать мемуаристов из военных. Ведь должны же были николаевские служаки, привыкшие к дисциплине, верно зафиксировать обстановку?! Возможно, это будет верный способ внести ясность в календарь погоды.
Поэтому откроем «Записки» графа Е.Ф. Комаровского. Это тот самый Евграф Федотович Комаровский, который, будучи в 1796 году полковым адъютантом Измайловского полка, ноябрьским утром, еще в потемках, по поручению великого князя Константина Павловича скупал по лавкам Гостиного двора форменные перчатки и трости (см. «Матильда Кшесинская и другие… часть III»). За прошедшие годы Комаровский вырос по службе и был уже генерал-адъютантом.
Во время «возмущения» 14 декабря 1825 г. граф Комаровский был в С.-Петербурге при особе Е.И.В. Николае Павловиче. Как человек крайне дисциплинированный и приверженный священной особе императора, Евграф Федотович был, конечно же, на стороне царствующей династии.
Этими качествами Комаровского и воспользовался Николай Павлович, дав ему поручение, архиважное в сложившейся после подавления выступления мятежных офицеров и даже некоторых гражданских лиц ситуации. Он послал его в Москву сообщить генерал-губернатору Первопрестольной князю Голицыну о своем восшествии на престол. Комаровскому нужно было как можно быстрее добраться до Москвы, т.к. любое промедление, по мысли нового императора Николая I, было чревато «возмущением» и в Москве.
Комаровский с педантизмом генерал-адъютанта фиксирует время своего выезда: «Я выехал из Петербурга во вторник в 8 часов вечера, 15 декабря» (цитата по: Граф Евграф Федотович Комаровский, «Записки», из-во «Захаров», Москва, 2003г.).
Причем у графа – как он указал в мемуарах, – была также задача нагнать по дороге некоего поручика Свистунова. Насчет этого поручика было подозрение, что он мог принадлежать к заговорщикам и выехал по направлению к Москве 14 декабря для связи с московскими смутьянами-декабристами еще до введения по всем заставам Санкт-Петербурга строжайшего пропускного режима, чтобы ни одна мышь…
Так вот, исполнительный и дисциплинированный Комаровский пишет в своих «Записках»: «Я ехал так скоро, как бы желал, по причине недостатка в снеге, особливо по шоссе – в некоторых местах был голый песок, а чтобы сие вознаградить, я не выходил почти из повозки, выключая нескольких минут, чтобы напиться чаю».
Искомого поручика Свистунова генерал Комаровский нагнал в Вышнем Волочке. Как оказалось, кавалергард Свистунов ехал неспешно и, как лично выяснил у него Комаровский, «за ремонтом» – т.е. с целью покупки лошадей для своего полка. Свистунов, всё же, ввел генерала в заблуждение, т.к. все-таки был в числе декабристов, но не о нем речь.
Полностью полагаясь на записки Комаровского, можно констатировать, что во время этой гонки по трассе С.-Петербург – Москва 15-17 декабря 1825г. снега было так мало, что «в некоторых местах был голый песок». Комаровский домчался по Москвы за два дня и две ночи – можно сказать, что это была рекордная скорость для того времени. Граф в своих “Записках” скромно отметил: «Я приехал в Москву в ночь с четверга на пятницу и остановился у военного генерал-губернатора князя Голицына».
Если снега во второй декаде декабря 1825 года не было «по шоссе» С.-Петербург – Москва, то вполне возможно, что не было его и в пушкинском Михайловском, или же «было так мало». Михайловское находится в двухстах верстах по прямой к юго-западу от трассы, по которой мчался Комаровский, что для российских просторов – расстояние пустяковое.
Так что, скорее всего, поэт в начале пятой главы «Евгения Онегина» своими нетленными строками рассказал потомкам о реальной погоде, которая в те дни «стояла долго на дворе».
Александр Пушкин
В тот год осенняя погода… («Евгений Онегин» — Глава V) + Анализ
- Об авторе
- Недавние публикации
- I «В тот год осенняя погода…» Александр Пушкин
- II Анализ стихотворения «В тот год осенняя погода» Пушкина 1 вариант
- III Анализ стихотворения «В тот год осенняя погода…» 2 вариант
«В тот год осенняя погода…»
Александр Пушкин
Анализ стихотворения «В тот год осенняя погода» Пушкина 1 вариант
Анализ стихотворения «В тот год осенняя погода…» 2 вариант
Представленный отрывок пятой главы великого стихотворного романа «Евгений Онегин» написан в 1926 году. Но полностью глава увидела свет лишь в 1828 году. Он является замечательно красивой, полной скрытого смысла пейзажной зарисовкой, отражающей параллелизм явлений – и завершение томительного ожидания снега, укрывающего озимые от стужи, и определенности отношений главных героев. Поэт довольно лаконично передает и приподнятое настроение героини, и радостную атмосферу, созданную первым снегопадом – веселятся даже сороки.
Евгений Онегин. Глава Первая (Роман в стихах)
Небольшой отрывок включает такие средства художественной выразительности:
- олицетворения – «ждала природа», «веселые сороки», «побелевший двор», делающие явления природы полноправными, живыми персонажами стихотворения;
- инверсию – «стояла долго», «ждала природа», «увидела Татьяна», «на стеклах … узоры», «сорок веселых», «зимы блистательный ковер», которая позволяет интонационно выделить основной фрагмент каждого сообщения, наделить его особым смыслом;
- лексический повтор – «ждала, ждала» – имеет усилительный характер;
- анафору – «все ярко, все бело» – она подчеркивает масштаб всеобъемлющих изменений;
- распространенный ряд однородных членов предложения – «двор, куртины (клумбы), кровли, забор, узоры, деревья, сорок, горы», позволяющий поэту в мельчайших деталях изобразить сельский пейзаж;
- синекдоху – «деревья в серебре» – в двух словах создает яркий образ искрящихся, опушенных инеем ветвей;
- эпитеты – «блистательный ковер», «легкие узоры», «зимнее серебро» – наполняют пространство стихотворения воздухом и светом, создают звенящую атмосферу зимнего праздника, уподобляют природу нарядной гостиной;
- метафору – «ковер зимы» – объединяет явления по сходству – снег покрывает землю подобно ковру;
- эллипсис – «на третье (число) в ночь» – пропуск слова объясняется необходимостью соблюдения стихотворного размера, но смысл можно легко восстановить из контекста.
С целью сохранения рифмовки поэт допускает смещение акцента в слове – «поутру».
Отрывок предшествует знаменательному эпизоду святочного сна главной героини, исподволь подготавливая к нему читателя. Перемены в природе отражают внутреннее состояние девушки: мороз сковал грязь, черное стало белым. Татьяна чувствует, что снег – определенный знак судьбы, который она не в состоянии истолковать, предвестник ее грядущего преображения, подающий надежду на лучшее.
В тот год осенняя погода
В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа.
Снег выпал только в январе
На третье в ночь. Проснувшись рано,
В окно увидела Татьяна
Поутру побелевший двор,
Куртины, кровли и забор,
На стеклах легкие узоры,
Деревья в зимнем серебре,
Сорок веселых на дворе
И мягко устланные горы
Зимы блистательным ковром.
Все ярко, все бело кругом.
Статьи раздела литература
- E-mail: cultrf@mkrf.ru
- Обратная связь
- Нашли опечатку? Ctrl+Enter
- Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день
- Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»
- Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
- Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?
- Как предложить событие в «Афишу» портала?
- Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?
Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».
Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.
Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.
Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru
Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».
В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».
Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.
Стихотворение и анализ «В тот год осенняя погода…»
В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа.
Снег выпал только в январе
На третье в ночь. Проснувшись рано,
В окно увидела Татьяна
Поутру побелевший двор,
Куртины, кровли и забор,
На стеклах легкие узоры,
Деревья в зимнем серебре,
Сорок веселых на дворе
И мягко устланные горы
Зимы блистательным ковром.
Все ярко, все бело кругом.
Краткое содержание
Иллюстрация Л. Белюкина
Словами «В тот год осенняя погода…» начинается первая строфа пятой главы романа «Евгений Онегин» Александра Сергеевича Пушкина.
По сюжету произведения Евгений уже получил письмо Татьяны, и в своем ответе прямо заявил, что отвергает ее, так как не питает к ней никаких чувств. Однако, безответная любовь еще сильнее укрепилась в сердце девушки. Это лирическое отступление, которое предваряет знаменитый святочный сон Татьяны, можно назвать бессюжетным описанием природы.
В тот год осень долго не хотела сдавать свои права. Пушкин пишет, что вся природа ждала наступления зимы. Он дважды повторяет слово «ждала», чтобы усилить ощущение этого нетерпения. Природа словно истомилась под гнетом угрюмой осени, но «снег выпал только в январе». Поэт описывает это событие, как нечто важное и долгожданное, поэтому календарная точность «на третье в ночь…» здесь вполне уместна.
Раннее пробуждение героини, увидевшей в окно преображенную землю, как бы свидетельствует о конце кризиса, как в природе, так и в ее душе. Побелевший двор, куртина (клумба), кровля, забор – все покрыто зимним узором. На стекле мороз своей кистью нарисовал затейливые картины. Все говорит о том, что зима, как полноправная хозяйка, наконец-то, вошла в свои владения.
Анализ
История создания
Стихотворение было написано в процессе работы над пятой главой «Евгения Онегина», в 1826 году. Двадцатисемилетний поэт проводил в Михайловском последние месяцы ссылки. Осенью этого же года он будет вызван императором для выяснения всех разногласий. Встреча пройдет успешно, и собеседники расстанутся на волне взаимного понимания. Вскоре Пушкин станет членом редакции нового журнала «Московский вестник». Но все это случится позже, а пока поэт пишет пятую главу, которую посвятит своему другу, критику П.А. Плетневу. Опубликована она будет в 1828 году.
Персонажи и образы
Данный фрагмент представляет собой пейзажную лирику в чистом ее виде. В нем дается необыкновенно точное описание природы, истомившейся в ожидании зимы. Первые четыре строчки передают ощущение осенней тоски, кругом мрачно и слякотно…
Преображение происходит буквально за одну ночь. Кругом бело, светло и красиво, как в сказке. На таком противопоставлении Пушкин выстраивает систему образов анализируемого стихотворения. Здесь нет ни центральных персонажей, ни лирического героя, так как поэт ставил целью показать картину зимнего пейзажа.
Через преображение природы автор позволяет читателю понять внутреннее состояние Татьяны. Ее душу раздирает тоска и разочарование, девушка полна уныния, схожего с картиной осени в первом четверостишии. Но, выпавший снег позволяет героине вновь ощутить жизнь, в ней возрождается надежда на новые чувства, пробуждаются новые желания. Вид утренней ослепительной белизны помог Татьяне отпустить обиду и вновь открыться миру.
Композиция
Композиционно стихотворение состоит из двух частей. Первая часть очень маленькая, в ней всего четыре строки и несколько слов в пятой строчке. Вторая часть посвящена первому снегу и связанному с ним преображению природы. В картине не наблюдается никакого движения, она абсолютно статична. Поэтому глаголы здесь заменяет большое число прилагательных, которые очень метко описывают все изменения. Лексика не вычурная, а вполне бытовая, понятным языком, через запятые автор перечисляет все перемены, случившиеся с природой за одну ночь.
По жанру данный отрывок можно отнести к пейзажной лирике, если рассматривать его вне связи с романом. Несмотря на то, что «Евгений Онегин» относится к реализму, именно в этом фрагменте очень ярко проступают элементы романтизма. Как часть романа это стихотворение несет в себе смешение лирики и эпоса. В целом жанр романа обозначен самим автором – «роман в стихах».
Размер и средства художественной выразительности
Поскольку стихотворение не является самостоятельным произведением, то и стихотворный размер у него соответствует остальному тексту. Это онегинская строфа, то есть четырехстопный ямб с характерной для него рифмой. В начале стихотворения рифма перекрестная, далее ее сменяет смежная, затем идет опоясывающая и в последних двух строках – парная рифма: АБАБ ВВГГ ДЕЕД ЖЖ.
Стихотворение построено на антитезе: осенняя мрачность противопоставлена зимнему сказочному наряду. Пушкин использует очень красивую метафору: «деревья в зимнем серебре». Торжество зимы передано эпитетами: «легкие узоры», «побелевший двор», «сорок веселых», «блистательным ковром». Последний эпитет можно назвать апофеозом зимы, передающим ослепительную чистоту первого снега ярким солнечным утром: «все ярко, все бело кругом».
Проблематика и основная идея произведения
Отрывок не содержит явных проблем, кроме передачи душевного состояния Татьяны посредством изображения изменившегося пейзажа. Этот прием называется психологическим параллелизмом и широко применяется в романтических произведениях. Позже его стали использовать и приверженцы реализма.
Это отступление было написано, скорее всего, для того, чтобы читатель ближе познакомился с глубокими внутренними переживаниями героини. С одной стороны – это отчаяние, разочарование, обида, затянувшееся ожидание перемен. С другой – прощение, очищение, надежда, светлые эмоции. Тема безответной любви всегда будет волновать человечество, она не имеет ограничений во времени. Поэтому это стихотворение будет актуальным всегда, как и другие пушкинские творения.
Зима. Крестьянин торжествует
Какие слова нужно объяснить ребенку
Зима. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно.
Этот маленький отрывок из “Евгения Онегина” знают все русские люди. Но чем дальше мы удаляемся от эпохи А.С.Пушкина, тем сложнее маленьким детям учить это стихотворение наизусть. Почему? Потому что на 14 строчек приходится минимум 8 устаревших слов, без понимания которых ребенок не нарисует в своем воображении картинку, запечатленную поэтом. Не почувствует радость и свежесть первого морозного дня, восторга и единения природы и человека.
Дети легко заучивают стихи, когда они им понятны. Поэтому все непонятные слова необходимо объяснить.
Дровни – это сани, на которых возили дрова. Бразды – колеи, борозды, следы от полозьев на снегу. Кибитка – крытая повозка. Что значит крытая? К саням или летнему экипажу был прикреплен кожаный или матерчатый верх, “капюшон”, это прообраз современного кабриолета.
Человек, правящий лошадьми, запряженными в повозку. Ямщик правил почтовыми или ямщицкими (аналог такси) повозками. Он сидел на облучке – сидении для кучера впереди повозки. Тулуп – шуба, скроенная как халат, обнимающая все тело, как правило, была подпоясана кушаком – поясом, сшитым, как правило, из широкой тесьмы либо полотнища ткани, иногда с бархатом по концам, кушак обвязывал человека по талии и использовался с верхней одеждой. Красный кушак был признаком щегольства, кроме того, его цвет легко был узнаваем издали. Дворовый мальчик – маленький слуга в барском доме. Салазки – наши обычные, ручные, санки. А Жучкой звали всех черных собак. (Какого цвета собаку нужно нарисовать к сказке “Репка”?)
Почему же кибитка летит, крестьянин торжествует, а мальчишка смеется? Потому что все рады снегу. Прочтем стихи, предшествующие “Зиме. ” и открывающие собой пятую главу поэмы:
В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа.
Снег выпал только в январе
На третье в ночь.
Проснувшись рано,
В окно увидела Татьяна
Поутру побелевший двор,
Куртины, кровли и забор,
На стеклах легкие узоры,
Деревья в зимнем серебре,
Сорок веселых на дворе
И мягко устланные горы
Зимы блистательным ковром.
Все ярко, все бело кругом.
Вот потому радуются все – ямщик, крестьянин, ребенок, мать: люди ждали снега и скучали по нему.
Теперь, когда все незнакомые слова поняты, у ребенка начинают возникать образы. На заднем плане несется быстрая кибитка, ямщик-модник (кушак-то красный!) с удалью гонит лошадей. Вокруг разлетаются снежинки (как в кильватере катера разлетаются брызги). Навстречу кибитке, а может, за ней следом медленно тащится крестьянская тощая лошаденка, она везет крестьянина в лес. Почему не из леса? Потому как крестьянская лошадка обновляет путь, то есть бежит по первому снегу, прокладывая бороздки-колеи, это еще и указание на часть суток. Утро, несомненно, раннее утро. Еще даже не все проснулись.
Дворовый мальчик не занят и может поиграть. Он радуется первому снегу этой зимой, он возится с черной собакой и санками, и хотя ему холодно, он не хочет расставаться с солнечными искорками на снегу. Мать грозит ему в окно, но не мешает, она сама рада снегу – для нее снег значит отдых от полевых работ и хорошие озимые, веселое настроение. Наверное, она смотрит на сына и любуется им, наверное, она улыбается.
Хорошо поняв, о чем говорится в стихотворении, и нарисовав в воображении картинку, ребенок с удовольствием запомнит и крестьянина, и кибитку и мальчика с собакой. Воображение включится, вспомнится ощущение морозца и зимнего солнца. Кстати, подобные стихотворения-описания дают неограниченный простор для занятий рисованием.
В связи с этим произведением детям постарше можно прочитать рассказ А.П. Чехова “Не в духе” (1884). Главный герой, становой пристав Прачкин, впервые в жизни слышит пушкинские строки и комментирует их в соответствии со своим жизненным опытом и плохим настроением после карточного проигрыша (становой пристав – полицейская должность, при которой человек возглавлял следствие по полицейским, исполнительным и распорядительным делам):
“- “Зима. Крестьянин, торжествуя. – монотонно зубрил в соседней комнате сын станового, Ваня. – Крестьянин, торжествуя. обновляет путь. “
– “Торжествуя. “” – размышляет невольно слушающий пристав. – “Влепить бы ему десяток горячих, так не очень бы торжествовал. Чем торжествовать, лучше бы подати исправно платил.
– “Его лошадка, снег почуя. снег почуя, плетется рысью как-нибудь. “” – слышит далее Прачкин и не может удержаться от замечания:
“- Еще бы она вскачь понеслась! Рысак какой нашёлся, скажи на милость! Кляча – кляча и есть.
– “Вот бегает дворовый мальчик. дворовый мальчик, в салазки Жучку посадив. “
– Стало быть, наелся, коли бегает да балуется. А у родителей нет того в уме, чтоб мальчишку за дело усадить. Чем собаку-то возить, лучше бы дрова колол.
– “Ему и больно и смешно, а мать грозит. а мать грозит ему в окно. “
– Грози, грози. Лень во двор выйти да наказать. Задрала бы ему шубёнку да чик-чик! чик-чик! Это лучше, чем пальцем грозить. А то, гляди, выйдет из него пьяница. Кто это сочинил?” – в конце концов не выдерживает Прачкин.
– Пушкин? Гм. Должно быть, чудак какой-нибудь. Пишут-пишут, а что пишут – и сами не понимают! Лишь бы написать!”
Однако здесь нужно действовать очень деликатно. Юмор должен основываться на понимании ситуации. Лучше не торопиться, не стоит читать этот рассказ детям – младшим школьникам до того, как не убедитесь, что они понимают, почему Аполлон Григорьев, поэт и литературный критик 19 века, сказал: “Пушкин – это наше все”.
Снег выпал 15 января: Малый ледниковый период на Земле закончился только при Пушкине
29 декабря 2019 1:00
Все чаще сейчас, удивляясь аномально бесснежной зиме, декабрьским ливням, народ цитирует строчки из пятой главы «Евгения Онегина».
В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе.
Зимы ждала, ждала природа,
Снег выпал только в январе
На третье в ночь…
По новому стилю – в ночь на 15 января! Представляете? Первый снег – лишь после Старого нового года. Впрочем, этот странный праздник в России стали отмечать после 1918- го, когда большевики отменили юлианский календарь и ввели григорианский, по которому просвещенная Европа жила аж с 1582 года.
КОГДА ОСЕННЯЯ ПОГОДА СТОЯЛА ДОЛГО НА ДВОРЕ?
Важно отметить: зима тогда сразу пришла всерьез и надолго, покрыв все белым ковром.
В окно увидела Татьяна
Поутру побелевший двор,
Куртины, кровли и забор,
На стеклах легкие узоры,
Деревья в зимнем серебре,
Сорок веселых на дворе
И мягко устланные горы
Зимы блистательным ковром.
Все ярко, все бело кругом.
На самом ли деле так поздно пришла зима, как это описано у Пушкина? И если да, какой это был год? Или эти строки – всего лишь поэтическая фантазия Александра Сергеевича?
Вопрос отнюдь не праздный.
«Смеем уверить, что в нашем романе время расчислено по календарю», – утверждал сам поэт.
Отталкиваясь от этой фразы, известный литературовед Юрий Лотман произвел ряд вычислений и выстроил хронологию «Евгения Онегина». По ней действие пятой главы происходит в январе 1821 года.
«Реальная погода в тот год не совпадала с пушкинским описанием, – заявил профессор Лотман. – Снег выпал исключительно рано. 28 сентября 1820 г. Карамзин писал Дмитриеву из Царского Села: «Выпал снег». Правда, снег лежал недолго; 14 октября 1820 г. Н.И.Тургенев сообщал брату Сергею в Константинополь из Петербурга: «Мы живем между дождем и грязью, в физическом и нравственном смысле.»
Вот те на! Выходит, поэт все придумал и мы напрасно цитируем его строчки про снег, выпавший только в середине календарной зимы?
На мой взгляд, это Лотман слишком прямолинейно воспринял поэтические намеки на даты и числа.
Обратимся к надежному независимому источнику. «Тысячелетняя летопись необычайных явлений природы» Е. Борисенкова и В. Пасецкого. Издана в 1988 г. Авторы, геофизик и историк, доктора наук, изучив более тысячи русских летописей, массу других отечественных и зарубежных документов, метеорологических записей, восстановили, буквально по годам, подробную хронику стихийных бедствий. Но главная их задача – история климата. Ведь «в литературе, особенно популярной, появляется много сообщений о необычности современного климата, его экстремальности, которая якобы никогда ранее не наблюдалась, и о том, что все это связано с расширившимися масштабами человеческой деятельности. Между тем рассмотрение современного климата в историческом плане дает основания для более умеренной оценки происходящих событий.»
Написано более 30 лет назад. Но сегодня звучит еще более актуально. Ведь спекуляций вокруг погодных аномалий только прибавилось. Во всяком случае, про глобальное потепление три десятка лет назад шумихи не было.
И НАВОДНЕНИЕ В ПРИДАЧУ
Вот строчка из «Тысячелетней летописи необычайных явлений природы»:
«Зима 1824/25 г. на северо-запад пришла необычайно поздно. Пушкин, живший в ссылке в Михайловском, весьма образно изобразил это природное явление в пятой главе «Евгения Онегина»: «Снег выпал только в январе…»
Пятую главу, кстати, Пушкин начал писать 5 января 1826 г. Спустя год после прихода необычайно поздней зимы, свидетелем чего он был. Так что Александр Сергеевич не обманул с климатическим феноменом.
Той удивительно поздней зиме предшествовало еще одно необычайное природное явление, также зафиксированное Пушкиным и Летописью докторов наук Е. Борисенкова и В. Пасецкого. Петербургское наводнение 7 (19) ноября 1824 года. Самое значительное и разрушительное за всю историю Северной столицы.
Вода тогда поднялась на 4,21 метра. «В Петербурге погибло, по одним данным, 208, по другим – 569 человек. Было разрушено 462 дома, 3681 дом получил повреждения. В магазинах подмокло и пришло в негодность 900 тыс. пудов муки на 248 460 руб. Погибло 3600 голов скота. Общий ущерб от наводнения составил около 20 млн руб. ассигнациями.»
А вот что писал Пушкин в поэме «Медный всадник»:
Рвалася к морю против бури,
Не одолев их буйной дури.
И спорить стало ей невмочь…
ЛЕД И ПЛАМЕНЬ
У двух этих климатических феноменов на северо-западе России, разделенных двумя месяцами затянувшейся осенней погоды, было нечто общее. Глобальное.
Завершалась первая четверть XIX века. А вместе с ней – Малый ледниковый период, царивший на Земле с XIV века. Его вызвали, по мнению ученых, замедление теплого течения Гольфстрим, минимальная солнечная активность, сильные извержения вулканов…
«Хотя во второй четверти XIX в., судя по инструментальный данным, наметился переход от Малого ледникового периода к общему постепенному потеплению в северном полушарии, число особо опасных природных явлений, а вместе с ними и тяжелых голодных лет не только не уменьшилось, а, напротив, возросло, – пишут Е. Борисенков и В. Пасецкий. – Всего в исторических источниках за первую половину XIX в. отмечено 35 засух. 25 раз обильные дожди вредили посевам и травам. 23 возврата холодов в конце весны – начале лета и 21 ранний мороз не только в конце, а порой и в середине лета. За полстолетия Россия и Западная Европа пережили 31 холодную, 8 умеренных и 11 мягких зим. Во второй половине XIX в. все явственнее ощущается постепенное потепление климата в северном полушарии. Прежде всего это было замечено в Арктике, ледовитость морей которой заметно уменьшилась, что позволило возобновить плавание к устьям Оби, Енисея и Лены и совершить первое сквозное плавание Северным морским путем в 1878/79 г. Число морозных дней во второй половине XIX в. уменьшилось в 2 раза по сравнению с предыдущим полустолетием. Это отнюдь не означало, что резко уменьшилось проявление необычных природных явлений. Начальный этап современного потепления не избежал ни чрезвычайных холодов, ни повышенной увлажненности, сильных засух.»
Да уж, тяжело жить в эпоху перемен. В том числе и климатических.
Выходит, «солнце русской поэзии» не просто образно описал очень поздний приход зимы в 1825 году, но и зафиксировал в своем романе исторический переход от Малого ледникового периода к всеобщему потеплению, которое идет на Земле до сих пор.
С недавних пор его называют Глобальным. Впрочем, вокруг этого термина среди политиков, климатологов и других заинтересованных лиц кипят не менее глобальные страсти. На самом ли деле нынешнее потепление спровоцировано деятельностью человека? Или это обычное природное явление? В истории нашей планеты всегда чередовались периоды потеплений и похолоданий. Главный противник – президент США Дональд Трамп. Он публично называет глобальное потепление глобальной мистификацией, дорогостоящей подделкой, дорогущей ерундой. И демонстративно вышел из Парижского договора по климату, чтобы не платить миллиарды долларов в общую копилку для борьбы с повышением температуры на Земле.
Аномальную осеннюю погоду вплоть до самого Нового года – 2020 некоторые тоже пытаются «пришить» глобальному потеплению, вызванному, дескать, промышленными выбросами.
Вспомним, однако, Пушкина: «Снег выпал только в январе».
Хотя промышленных выбросов в таких объемах, как сегодня, тогда не было. И про глобальное потепление никто не заикался. И, кстати, паники по поводу запоздавшей зимы, судя по роману «Евгений Онегин», никто не поднимал, как теперь.
Читайте также
Возрастная категория сайта 18 +
Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г. Главный редактор — Сунгоркин Владимир Николаевич. Шеф-редактор сайта — Носова Олеся Вячеславовна.
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
АО “ИД “Комсомольская правда”. ИНН: 7714037217 ОГРН: 1027739295781 127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.