14 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Вставай страна огромная чьи стихи

Священная война

Музыка А. Александрова, слова В. Лебедева-Кумача

«Священная война» — патриотическая песня периода Великой Отечественной войны, ставшая своеобразным гимном защиты Отечества.

24 июня 1941 года одновременно в газетах «Известия» и «Красная звезда» были опубликованы стихи поэта В.И. Лебедева-Кумача «Священная война». Сразу же после публикации композитор А.В. Александров написал к ним музыку. Печатать слова и ноты не было времени, и Александров написал их мелом на доске, а певцы и музыканты переписали их в свои тетради. Еще день был отведен на репетицию.

26 июня 1941 года на Белорусском вокзале одна из невыехавших еще на фронт групп Краснознаменного ансамбля красноармейской песни и пляски СССР впервые исполнила эту песню. По воспоминаниям очевидцев, песню в тот день исполнили пять раз подряд. В мае 2005 года, в память об этом событии, на здании вокзала установлена мемориальная доска.

Однако вплоть до 15 октября 1941 года «Священная война» широко не исполнялась, так как считалось, что она имеет чрезмерно трагичное звучание: в ней пелось не о скорой победе «малой кровью», а о тяжелой смертной битве. И только с 15 октября 1941 года, когда вермахт захватил уже Калугу, Ржев и Калинин, «Священная война» стала ежедневно звучать по всесоюзному радио — каждое утро после боя кремлевских курантов.

Песня приобрела массовую популярность на фронтах Великой Отечественной войны и поддерживала высокий боевой дух в войсках, особенно в тяжелых оборонительных боях. За время войны песня дважды записывалась на грампластинки: в 1941 и 1942 годах. После освобождения Германии от фашизма «Священную войну» с воодушевлением исполнили и записали местные жители на немецком языке.

В 1990-е годы в некоторых СМИ авторство «Священной войны» стали приписывать провинциальному учителю словесности А.А. Боде, относя время написания песни к Первой мировой войне, а Лебедева-Кумача обвиняя в плагиате. Однако историки убедительно опровергли эту версию. В частности, в Российском государственном архиве литературы и искусства находится черновик песни, написанный рукой Лебедева-Кумача, с его многочисленными правками, отражающими последовательную работу над созданием текста.

Текст

Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой!

Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна, —
Идет война народная,
Священная война!

Дадим отпор душителям
Всех пламенных идей,
Насильникам, грабителям,
Мучителям людей.

Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна, —
Идет война народная,
Священная война!

Не смеют крылья черные
Над Родиной летать,
Поля ее просторные
Не смеет враг топтать!

Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна, —
Идет война народная,
Священная война!

Василий Лебедев-Кумач — Священная война: Стих

Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой!

Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна, —
Идет война народная,
Священная война!

Как два различных полюса,
Во всем враждебны мы:
За свет и мир мы боремся,
Они — за царство тьмы.

Дадим отпор душителям
Всех пламенных идей,
Насильникам, грабителям,
Мучителям людей!

Не смеют крылья черные
Над Родиной летать,
Поля ее просторные
Не смеет враг топтать!

Гнилой фашистской нечисти
Загоним пулю в лоб,
Отребью человечества
Сколотим крепкий гроб!

Встает страна огромная,
Встает на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой.

Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна, —
Идет война народная,
Священная война!

Анализ стихотворения «Священная война» Лебедева-Кумача

Произведение «Священная война» Василия Лебедева-Кумача было положено на музыку композитором Александром Александровым.

Стихотворение, как утверждал сам автор, создано в ночь на 23 июня 1941 года. Поэту исполнилось 43 года, он уже известен как автор множества ушедших в народ песен, поощрен государственными наградами, женат. В жанровом отношении – гимн, в метрическом – ямбический стих с перекрестной рифмовкой, 8 строф. Ритм маршевый, чеканный, пафос трагический, лейтмотив – самопожертвование целого народа во имя победы. Повелительное и грозное обращение «вставай» открывает стихотворение. «Страна огромная» (эпитет, а еще и инверсия): колоссальная площадь СССР общеизвестна. Лексика и образы стихотворения народны, национальны (чего стоит, например, его название или узнаваемая в веках «проклятая орда»). Противопоставление, борьба добра и зла – один из основных приемов изображения действительности. «Царство тьмы»: почти библейский образ. С третьей строфы возникает местоимение «мы». Четвертая строфа клеймит врага: душители, насильники, грабители, мучители (перечислительная градация). Здесь нелюди идут против людей. Метафора «крылья черные» имеет и прямой смысл – вражеская авиация. «Поля просторные»: колхозные, общие. В шестой строфе – обещание победить, «сколотить гроб» неприятелю. В предпоследнем четверостишии страна уже «встает», поднимается на подвиг, идет на смерть. В финале – рефреном идет вторая строфа. Первое время власти считали песню скорее трагической, чем вдохновляющей на победу «малой кровью». Однако уже в октябре, после множества потерь, ей дали добро. Она же каждое утро звучала по радио. Стихи богаты на повторы, рефрены, ряд яростных отрицаний, анафоры и эпифоры, есть в них и сравнение (как волна), аллитерация (звукопись), эпитеты (силой темною, пламенных идей), каскад энергичных восклицаний. Но главное – напряженность, заряженность интонации, высокий накал чувств. В 1990-е годы возникла полемика об авторстве стихотворения. Однако документальных подтверждений, что оно принадлежит А. Боде (и посвящено Первой Мировой войне) пока не обнаружено. Зато существуют черновики В. Лебедева-Кумача и анализ его лексики и системы образов, вполне соответствующих духу советского мировоззрения тех лет (что отражено, скажем, в прессе). Образы и средства выразительности также узнаваемы и встречаются в других произведениях поэта.

«Священная война» В. Лебедева-Кумача – символ Великой Отечественной войны, набат, поднимавший боевой дух солдат.

«Священная война», история создания песни (2 фото + 1 видео)

Стихотворение в газете прочитал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии А. В. Александров. Оно произвело на него такое сильное впечатление, что он сразу же сел за рояль. На другой день, придя на репетицию, композитор объявил:
– Будем разучивать новую песню – «Священная война».

Он написал мелом на грифельной доске слова и ноты песни – печатать не было времени! – а певцы и музыканты переписали их в свои тетрадки. Еще день – на репетицию с оркестром, и вечером — премьера на Белорусском вокзале, узловом пункте, откуда в те дни отправлялись на фронт боевые эшелоны.

Сразу после напряженной репетиции группа ансамбля выехала на Белорусский вокзал для выступления перед бойцами, уезжающими на передовую (мы не оговорились, сказав «группа ансамбля». Дело в том, что полного состава коллектива в те дни уже не было. Три группы сразу же выехали на фронт, а четвертая, руководимая А. В. Александровым, оставалась временно в Москве, для обслуживания воинских частей, госпиталей, выступлений на радио и разучивания новых песен). Вид вокзала был необычен: все помещения до отказа заполнены военными, как говорится, яблоку негде упасть. На всех новое, еще не пригнанное обмундирование. Многие уже успели получить винтовки, пулеметы, саперные лопатки, противогазы, словом, все, что полагается фронтовику.

В зале ожидания был сколочен из свежевыструганных досок помост – своеобразная эстрада для выступления. Артисты ансамбля поднялись на это возвышение, и у них невольно зародилось сомнение: можно ли выступать в такой обстановке? В зале — шум, резкие команды, звуки радио. Слова ведущего, который объявляет, что сейчас впервые будет исполнена песня «Священная война», тонут в общем гуле. Но вот поднимается рука Александра Васильевича Александрова, и зал постепенно затихает.

Волнения оказались напрасными. С первых же тактов песня захватила бойцов. А когда зазвучал второй куплет, в зале наступила абсолютная тишина. Все встали, как во время исполнения гимна. На суровых лицах видны слезы, и это волнение передается исполнителям. У них у всех тоже слезы на глазах. Песня утихла, но бойцы потребовали повторения. Вновь и вновь – пять раз подряд! – пел ансамбль «Священную войну».

Так начался путь песни, славный и долгий путь. С этого дня «Священная война» была взята на вооружение нашей армией, всем народом, стала музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны. Ее пели всюду — на переднем крае, в партизанских отрядах, в тылу, где ковалось оружие для победы. Каждое утро после боя кремлевских курантов она звучала по радио.

В летописи Отечественной войны есть немало героических эпизодов, рассказывающих о том, как вступала в бой эта песня-гимн. Один из них относится к весне 1942 года. Небольшая группа защитников Севастополя заняла оборону в пещере, выдолбленной в скале. Гитлеровцы яростно штурмовали эту естественную крепость, забрасывали ее гранатами. Силы защитников таяли. И вдруг из глубины подземелья послышалась великая песня. Потом раздался сильный взрыв и обломки скалы завалили пещеру. Не сдались советские воины ненавистному врагу.

Василий Иванович Лебедев-Кумач еще в годы гражданской войны был автором многих красноармейских песен. В годы мирного строительства его стихотворения «Песня о Родине», «Москва майская», «Если завтра война» и многие другие, положенные на музыку, стали поистине народными песнями. В творчестве Александра Васильевича Александрова военной песне принадлежала основная роль. Будучи руководителем Ансамбля красноармейской песни и пляски, он написал десятки прекрасных, подлинно патриотических произведений.

Творческая дружба этих двух выдающихся художников началась еще в довоенное время. Им принадлежит «Гимн партии большевиков», музыка которого впоследствии стала музыкой Государственного Гимна СССР. Так что «Священная война» явилась как бы результатом их многолетнего содружества.

«Священная война» звучала во многих странах мира. Несколько лет назад Краснознаменный ансамбль песни и пляски Советской Армии им. А. В. Александрова был на гастролях в Канаде. Эта песня не входила в его концертную программу. Но 9 мая в честь праздника Победы артисты решили начать концерт «Священной войной», хотя не чувствовали особой уверенности, что песня дойдет до слушателей: уж больно далеки они были от событий второй мировой войны. Успех был ошеломляющий. На следующий день местные газеты сообщали, что русские отметили День Победы песней, с которой они начали долгую и тяжелую дорогу к Берлину, к победе. В этом они были правы! Автор «Священной войны» А. В. Александров в свое время писал: «Я не был никогда военным специалистом, но у меня все же оказалось могучее оружие в руках – песня. Песня так же может разить врага, как и любое оружие!»

Читать еще:  Стихи девушке которая любит другого

А.В. Александров родился в крестьянской семье в селе Плахино Михайловского уезда Рязанской губернии (ныне Захаровский район Рязанской области). С детства у него обнаружились музыкальный слух и хороший голос. Земляк мальчика П.А. Заливухин (старший брат заслуженного деятеля искусств РСФСР С.А. Заливухина) устраивает его певчим в хор Казанского собора в Петербурге. Свое музыкальное образование он получил в регентских классах Петербургской певческой капеллы, где был солистом, и в Московской государственной консерватории им.П.И. Чайковского. Наставниками Александра были выдающиеся композиторы Н.А. Римский-Корсаков, А.К. Лядов и А.К. Глазунов. За дипломную работу – оперу «Русалка» (1916) был удостоен большой серебряной медали. С 1918 года началась преподавательская деятельность Александрова в Московской консерватории. В 1923 г. по его инициативе в консерватории организуется хоровое отделение и аспирантура при дирижерско-хоровом факультете, класс военных дирижеров.

Велико и разнообразно композиторское наследие А.В. Александрова. Он – автор опер, симфонических, хоровых сочинений, песен, оригинальных обработок для хора русских народных и военных песен. Но подлинными вершинами А.В. Александрова-композитора были песня «Священная война» (на слова В.И. Лебедева-Кумача), музыка Гимна Советского Союза (которая с новым текстом является Государственным Гимном Российской Федерации) и «Победная кантата».

Александров имел воинское звание генерал-майора. В 1937 году он и великий певец А.С. Пирогов первые из рязанцев и одни из первых в стране удостоены почетного звания — Народный артист СССР. Кавалер орденов Красной Звезды, Трудового Красного Знамени, Ленина, лауреат Государственной премии СССР – так великая страна отметила вклад композитора в отечественную музыкальную культуру. А.В. Александров умер в Берлине 8 июля 1946 года во время гастролей ансамбля. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Музыка: А. Александров; Слова: В.Лебедев-Кумач

Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой тёмною,
С проклятою ордой.

Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна, —
Идёт война народная,
Священная война!

Как два различных полюса,
Во всём враждебны мы.
За свет и мир мы боремся,
Они — за царство тьмы.

Дадим отпор душителям
Всех пламенных идей,
Насильникам, грабителям,
Мучителям людей!

Не смеют крылья чёрные
Над Родиной летать,
Поля её просторные
Не смеет враг топтать!

Гнилой фашистской нечисти
Загоним пулю в лоб,
Отребью человечества
Сколотим крепкий гроб!

Пойдём ломить всей силою,
Всем сердцем, всей душой
За землю нашу милую,
За наш Союз большой!

Встаёт страна огромная,
Встаёт на смертный бой
С фашистской силой тёмною,
С проклятою ордой!

Английский вариант песни
в переводе Александра Артемова

Get up, the giant country,
Get up for mortal fight
With German horde uncounted,
With forces of the night

Chorus:
Let noble anger of the soul
Get boiled as a wave.
The peoples war, the holy war.
Well fight until the grave.

Let’s give repulse to oppressors
Of all the ardent thoughts.
To rapers and to murderers,
Let’s say the swear words.

We will not let the darkened wings
Fly over Motherland.
The native country spacious fields
Are not for fiend’s extend.

For rotten fascist pack we’ve got
A bullet and a bomb.
The spawn of the planet Earth
Must get into the tomb.

музыка: А.Александрова

слова: В. Лебедева-Кумача

Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой тёмною,
С проклятою ордой!

Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна!
Идёт война народная,

Священная война!

Как два различных полюса,
Во всём враждебны мы.
За Свет и Мир мы боремся,
Они — за царство Тьмы.

Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна!
Идёт война народная,
Священная война!

Дадим отпор душителям

Всех пламенных идей,
Насильникам, грабителям;
Мучителям людей!

Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна!
Идёт война народная,
Священная война!

Не смеют крылья чёрные
Над Родиной летать,
Поля её просторные
Не смеет враг топтать!

Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна!
Идёт война народная,

Священная война!

Гнилой фашистской нечисти
Загоним пулю в лоб,
Отребью человечества
Сколотим крепкий гроб!

Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна!
Идёт война народная,
Священная война!

Пойдём ломить всей силою,
Всем сердцем, всей душой
За землю нашу милую,
За наш Союз большой!

Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна!
Идёт война народная,
Священная война!

Встаёт страна огромная,
Встаёт на смертный бой,
С фашистской силой тёмною,
С проклятою ордой.

Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна!
Идёт война народная,
Священная война!

Интересна история создания одной из самых знаменитых песен Великой

Отечественной войны — Священная война

24 июня 1941 года газеты «Известия» и

«Красная звезда» опубликовали стихотворение В. И. Лебедева-Кумача,

начинавшееся словами: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой. »

Стихи эти потребовали от поэта упорной работы. Хранящиеся в архиве черновики говорят о том, что Лебедев-Кумач не раз переписывал и дорабатывал отдельные строки и строфы, подчас заменяя целые четверостишия. Видимо, замысел этих стихов возник у поэта еще в предвоенную пору. По свидетельству Евг. Долматовского, за несколько дней до вероломного нападения гитлеровских полчищ Лебедев-Кумач под впечатлением кинохроники, где показывались налеты фашистской авиации на города Испании и Варшаву, занес в свою записную книжку такие слова:

Не смеют крылья черные
Над Родиной летать.

Стихотворение в газете прочитал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии А. В. Александров. Оно произвело на него такое сильное впечатление, что он сразу же сел за рояль. На другой день, придя на репетицию, композитор объявил:
– Будем разучивать новую песню – «Священная война».

Он написал мелом на грифельной доске слова и ноты песни – печатать не было времени! – а певцы и музыканты переписали их в свои тетрадки. Еще день – на репетицию с оркестром, и вечером — премьера на Белорусском вокзале, узловом пункте, откуда в те дни отправлялись на фронт боевые эшелоны.

Сразу после напряженной репетиции группа ансамбля выехала на Белорусский вокзал для выступления перед бойцами, уезжающими на передовую (мы не оговорились, сказав «группа ансамбля». Дело в том, что полного состава коллектива в те дни уже не было. Три группы сразу же выехали на фронт, а четвертая, руководимая А. В. Александровым, оставалась временно в Москве, для обслуживания воинских частей, госпиталей, выступлений на радио и разучивания новых песен). Вид вокзала был необычен: все помещения до отказа заполнены военными, как говорится, яблоку негде упасть. На всех новое, еще не пригнанное обмундирование. Многие уже успели получить винтовки, пулеметы, саперные лопатки, противогазы, словом, все, что полагается фронтовику.

В зале ожидания был сколочен из свежевыструганных досок помост – своеобразная эстрада для выступления. Артисты ансамбля поднялись на это возвышение, и у них невольно зародилось сомнение: можно ли выступать в такой обстановке? В зале — шум, резкие команды, звуки радио. Слова ведущего, который объявляет, что сейчас впервые будет исполнена песня «Священная война», тонут в общем гуле. Но вот поднимается рука Александра Васильевича Александрова, и зал постепенно затихает.

Волнения оказались напрасными. С первых же тактов песня захватила бойцов. А когда зазвучал второй куплет, в зале наступила абсолютная тишина. Все встали, как во время исполнения гимна. На суровых лицах видны слезы, и это волнение передается исполнителям. У них у всех тоже слезы на глазах. Песня утихла, но бойцы потребовали повторения. Вновь и вновь – пять раз подряд! – пел ансамбль «Священную войну».

Поет китайский хор

Так начался путь песни, славный и долгий путь. С этого дня «Священная война» была взята на вооружение нашей армией, всем народом, стала музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны. Ее пели всюду — на переднем крае, в партизанских отрядах, в тылу, где ковалось оружие для победы. Каждое утро после боя кремлевских курантов она звучала по радио.

В летописи Отечественной войны есть немало героических эпизодов, рассказывающих о том, как вступала в бой эта песня-гимн. Один из них относится к весне 1942 года. Небольшая группа защитников Севастополя заняла оборону в пещере, выдолбленной в скале. Гитлеровцы яростно штурмовали эту естественную крепость, забрасывали ее гранатами. Силы защитников таяли. И вдруг из глубины подземелья послышалась великая песня. Потом раздался сильный взрыв и обломки скалы завалили пещеру. Не сдались советские воины ненавистному врагу.

Василий Иванович Лебедев-Кумач еще в годы гражданской войны был автором многих красноармейских песен. В годы мирного строительства его стихотворения «Песня о Родине», «Москва майская», «Если завтра война» и многие другие, положенные на музыку, стали поистине народными песнями. В творчестве Александра Васильевича Александрова военной песне принадлежала основная роль. Будучи руководителем Ансамбля красноармейской песни и пляски, он написал десятки прекрасных, подлинно патриотических произведений.

Творческая дружба этих двух выдающихся художников началась еще в довоенное время. Им принадлежит «Гимн партии большевиков», музыка которого впоследствии стала музыкой Государственного Гимна СССР. Так что «Священная война» явилась как бы результатом их многолетнего содружества.

«Священная война» звучала во многих странах мира. Несколько лет назад Краснознаменный ансамбль песни и пляски Советской Армии им. А. В. Александрова был на гастролях в Канаде. Эта песня не входила в его концертную программу. Но 9 мая в честь праздника Победы артисты решили начать концерт «Священной войной», хотя не чувствовали особой уверенности, что песня дойдет до слушателей: уж больно далеки они были от событий второй мировой войны. Успех был ошеломляющий.

На следующий день местные газеты сообщали, что русские отметили День Победы песней, с которой они начали долгую и тяжелую дорогу к Берлину, к победе. В этом они были правы! Автор «Священной войны» А. В. Александров в свое время писал: «Я не был никогда военным специалистом, но у меня все же оказалось могучее оружие в руках – песня. Песня так же может разить врага, как и любое оружие!»

Песня на немецком языке в исполнении Эрнста Буша

А.В. Александров родился в крестьянской семье в селе Плахино Михайловского уезда Рязанской губернии (ныне Захаровский район Рязанской области). С детства у него обнаружились музыкальный слух и хороший голос. Земляк мальчика П.А. Заливухин (старший брат заслуженного деятеля искусств РСФСР С.А. Заливухина) устраивает его певчим в хор Казанского собора в Петербурге. Свое музыкальное образование он получил в регентских классах Петербургской певческой капеллы, где был солистом, и в Московской государственной консерватории им.П.И. Чайковского. Наставниками Александра были выдающиеся композиторы Н.А. Римский-Корсаков, А.К. Лядов и А.К. Глазунов. За дипломную работу – оперу «Русалка» (1916) был удостоен большой серебряной медали. С 1918 года началась преподавательская деятельность Александрова в Московской консерватории. В 1923 г. по его инициативе в консерватории организуется хоровое отделение и аспирантура при дирижерско-хоровом факультете, класс военных дирижеров.

Велико и разнообразно композиторское наследие А.В. Александрова. Он – автор опер, симфонических, хоровых сочинений, песен, оригинальных обработок для хора русских народных и военных песен. Но подлинными вершинами А.В. Александрова-композитора были песня «Священная война» (на слова В.И. Лебедева-Кумача), музыка Гимна Советского Союза (которая с новым текстом является Государственным Гимном Российской Федерации

Александров имел воинское звание генерал-майора. В 1937 году он и великий певец А.С. Пирогов первые из рязанцев и одни из первых в стране удостоены почетного звания — Народный артист СССР. Кавалер орденов Красной Звезды, Трудового Красного Знамени, Ленина, лауреат Государственной премии СССР – так великая страна отметила вклад композитора в отечественную музыкальную культуру. А.В. Александров умер в Берлине 8 июля 1946 года во время гастролей ансамбля. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

В 1990-е годы в некоторых СМИ авторство «Священной войны» стали приписывать поэту и музыканту А. А. Боде (1865—1939), относя время написания песни к Первой мировой войне, а Лебедева-Кумача обвиняя в плагиате. После одной из таких публикаций состоялся суд, который признал сведения о плагиате «не соответствующими действительности и порочащими честь, достоинство, деловую репутацию автора песни „Священная война“ В. И. Лебедева-Кумача» и указал, что «автором текста песни „Священная война“ является В. И. Лебедев-Кумач». Есть также публикации о наличии в Российском государственном архиве литературы и искусства черновика песни, написанного рукой В. И. Лебедева-Кумача, с его многочисленными правками, отражающими последовательную работу над созданием текста. В то же время доктор искусствоведения Е. М. Левашев на основе собственного анализа отстаивает авторство А. А. Боде, выражая сомнение в беспристрастности и обоснованности решения суда.

Читать еще:  Стих в чем смысл жизни риторический вопрос

Песни Великой Победы: «Священная война»

4 апреля 2020 8:45

«Вставай, страна огромная!» — в 1941 году, 79 лет назад, эти слова появились на первых полосах советских газет. Под эту песню уходили на фронт миллионы солдат. И сейчас она остается уникальным документом эпохи.

В преддверии 75-летия Победы в Великой Отечественной войне «Комсомолка» совместно с Иркутским региональным отделением партии «Единая Россия» запустила новый проект «Песни Великой Победы».

ИЗ ИСТОРИИ

Через 2 дня после начала Великой Отечественной войны, 24 июня 1941 года, в советских газетах были опубликованы стихи Лебедева-Кумача «Священная война». Сразу же после этого композитор Александров написал к ним музыку, причем мелом на доске, а музыканты перенесли ноты в свои тетради.

Впервые песня прозвучала 26 июня 1941 года на Белорусском вокзале. По воспоминаниям очевидцев, одна из еще не отправившихся на фронт групп Краснознаменного ансамбля красноармейской песни и пляски СССР исполнила ее 5 раз подряд.

Между тем широкую известность песня получила только после 15 октября 1941 года. Когда фашисты захватили Калугу, Ржев и Калинин, «Священная война» стала ежедневно звучать по всесоюзному радио и приобрела массовую популярность на фронтах Великой Отечественной войны.

Песня поддерживала высокий боевой дух в войсках, особенно в тяжелых оборонительных боях, и даже была названа бессмертной Маршалом Победы Георгием Жуковым.

В послевоенное время ни одни зарубежные гастроли Краснознаменного ансамбля песни и пляски Советской армии имени Александрова не обходились без ее исполнения. Песня «Священная война» всегда имела колоссальный успех как в Советском Союзе, так и за рубежом.

Этот выпуск посвящаем песне…

СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА

Автор слов Василий Лебедев-Кумач,

композитор Александр Александров

Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой

С фашистской силой темною,

С проклятою ордой!

Пусть ярость благородная

Вскипает, как волна, —

Идет война народная,

Как два различных полюса,

Во всем враждебны мы.

За свет и мир мы боремся,

Они — за царство тьмы.

Дадим отпор душителям

Всех пламенных идей,

Не смеют крылья черные

Над Родиной летать,

Поля ее просторные

Не смеет враг топтать!

Гнилой фашистской нечисти

Загоним пулю в лоб,

Сколотим крепкий гроб!

Пойдем ломить всей силою,

Всем сердцем, всей душой —

За землю нашу милую,

За наш Союз большой!

Встает страна огромная,

Встает на смертный бой

С фашистской силой темною,

С проклятою ордой!

ИЗ ПЕРВЫХ УСТ

Сергей ТЕН, депутат Государственной Думы РФ:

— «Священная война» — эта песня Лебедева-Кумача и Александрова зазвучала для меня по-новому, до мурашек по коже, во время Парада Победы в Москве на Красной площади в 2018 году. Музыка настолько мощная, что она поднимает людей с первых аккордов. Это настоящий гимн народного единства, благородных порывов и любви к своей Родине, к свободе… Такое непередаваемое чувство сопричастности и гордости за каждого, кто в строю, кто не вернулся. «Пусть ярость благородная вскипает, как волна, — идет война народная, священная война!» Мы были впервые на параде с моим старшим сыном Тимуром, у него слезы стояли в глазах…

Уже 26 июня 1941 года под эту величайшую музыку уходили первые эшелоны на фронт. И все было ясно, понятно и правильно. И всегда с первых аккордов я вспоминаю своего деда Бориса Григорьевича Жаринова. Он принял свой первый бой 22 июня 1941 года на молдавско-румынской границе, а закончил войну только в 1958-м в звании капитана. И наша память вечна, как и музыка, которая до мурашек по коже и 79 лет спустя. Песни военных лет имеют колоссальный эмоциональный заряд, потому что они рождаются в минуты великих потрясений. В них столько искренности, нежности, патриотизма, что каждая становится любимой.

Читайте также

Возрастная категория сайта 18 +

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г. Главный редактор — Сунгоркин Владимир Николаевич. Шеф-редактор сайта — Носова Олеся Вячеславовна.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

АДРЕС РЕДАКЦИИ: Иркутский филиал ЗАО ИД «Комсомольская правда», г. Иркутск, ул. Партизанская, 75 ПОЧТОВЫЙ ИНДЕКС: 664009, а/я 194 Контактный тел. +7 (3952) 20-80-08, 20-80-05

Новое в блогах

  • Как вывести сюда мое сообщество?

Сообщество «Война, политика, идеология, патриотизм»

«Шедевры» советского плагиата — «Вставая страна огромная».

Песню «Вставай, страна огромная», настоящим авторрм которой являлся Александр Боде, была написана им в 1916 году. Вот подлинный оригинальный текст и история песни, написанной в годы Первой (Великой) Мировой войны:

Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С германской силой тёмною,
С тевтонскою ордой.

Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна,
Идёт война народная,
Священная война!

Как два различных полюса,
Во всём различны мы.
За свет, за мир мы боремся,
Они — за «Царство тьмы».

Дадим отпор душителям
Всех пламенных идей,
Насильникам, грабителям,
Мучителям людей.

Не смеют крылья чёрные
Над родиной летать,
Поля её просторные
Не смеет враг топтать!

Гнилой тевтонской нечисти
Загоним пулю в лоб,
Отрепью человечества
Сколотим крепкий гроб.

Пойдём ломить всей силою,
Всем сердцем, всей душой
За землю нашу милую,
За русский край родной.

Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С германской силой тёмною,
С тевтонскою ордой!

Александр Александрович Боде (Александр Генрих де Боде; 22.03.1865 — 1939). Учитель словесности из Рыбинска. Известен тем, что во время Великой войны 1914-1918 гг. сочинил текст песни «Священная война». В советское время официальным автором слов этой песни стал считаться Лебедев-Кумач.

22 августа 1937 года Лебедев-Кумач публикует в газете «Правда» стихотворение «Капитаны воздушных морей», вскоре положенное на музыку. Многие узнали в этом тексте лишь слегка перелицованное стихотворение Николая Гумилева «Капитаны». И, несмотря на то, что Гумилев был запрещен, Фадеев устроил в Союзе писателей разбирательство этого вопиющего случая.

Вот свидетельство этого скандала Юрия Олеши: «Позавчера в Клубе писателей Фадеев разгромил Лебедева-Кумача. Сенсационное настроение в зале. Фадеев приводил строчки, говорящие о плагиате. В публике крики: позор!» (Ю.Олеша. Книга прощания. М., «Вагриус», 1999, стр.156).

Но вернемся к настоящему автору знаменитой песни.

Родился Александр де Боде в семействе Боде 22 марта 1865 года в посаде Клинцы Черниговской губернии (ныне город, Брянская область). В 1885 году окончил Московскую гимназию, в 1891 году историко-филологический факультет Московского университета.

Преподавал древние языки в Лифляндии (Аренсбург, ныне Курессааре) и в Серпуховской гимназии (до 1906 года). Женился на дочери коллежского советника Надежде Ивановне Жихаревой. В 1906 году был переведён учителем русской словесности в Рыбинск. Работал преподавателем русского языка и литературы, латинского и греческого языков в Рыбинской мужской и женской гимназиях.

Последние годы жизни Александр Боде провёл в семье дочери, Зинаиды Александровны Колесниковой, в подмосковном дачном посёлке Кратово.

Умер Александр Адольфович Боде в январе 1939 года, похоронен на Быковском кладбище (в черте города Жуковский).

Вот что написал об этой истории известный российский журналист, литературовед, литературный критик и издатель Андрей Мальгин:
«Хотел я сегодня, воспользовавшись датой (годовщина начала войны), выложить свою статью «Самый советский из поэтов» — где впервые сообщалось, что песня «Священная война» была написана вовсе не Лебедевым-Кумачом в день начала войны, а преподавателем из Рыбинска Александром Боде, еще в годы первой мировой войны. Лебедев-Кумач лишь переиначил некоторые строки. Работая в начале 80-х годов в «Литературной газете», я получил письмо от дочери Боде из подмосковного Кратово, съездил туда, поговорил, посмотрел документы.
Зам.главного редактора «Литгазеты» Е.А.Кривицкий, выслушав меня, пришел в ужас. Дело было отложено в долгий ящик. Началась перестройка. Я ушел из «Литгазеты», ушел к В.А.Сырокомскому в «Неделю». Я предложил ему эту тему, но даже храбрый Сырокомский испугался ее.

Читать еще:  Когда я называю по привычке стихи

Тогда я перешел площадь и пришел к Егору Яковлеву в «Московские новости».
К тому времени, кстати сказать, моя статья разрослась — в ней уже говорилось и о других случаях плагиата, в которых был замечен «самый советский из поэтов».
Яковлев взял статью, куда-то ее возил (думаю, своему однофамильцу в ЦК), но так и не напечатал. Аналогично — В.А.Коротич, к которому меня отправил Р.И.Рождественский, заинтересовавшийся этой темой.

1 августа 1990 года в стране была отменена предварительная цензура (Главлит). Уже через неделю вышел первый номер еженедельника «Столица», главным редактором которого я стал. В 6-м номере «Столицы» за 1991 год я напечатал, наконец, свою статью. Она, естественно, имела большой резонанс.

В течение полутора десятилетий я наблюдаю, как ее пересказывают десятки авторов (часто безо всякой ссылки на меня). Разумеется, на меня ополчились толпы советских патриотов, не говоря о потомках Лебедева-Кумача. Дискуссия продолжалась все это время. Это и меня заставило снова углубиться в эту проблематику.

Копаясь в своем архиве в надежде найти исходные материалы, по которым я писал статью, я наткнулся на бесценную вещь — кассету с записью той своей первой беседы с дочерью А.А.Боде — Зинаидой Александровной Колесниковой.

В момент разговора ей было 88 лет и она уже многих деталей не помнила, но выяснилось, что и я тогда не обратил внимания на многие важные вещи, прозвучавшие в разговоре.

Из-за обилия новых материалов, нахлынувших со всех сторон, статья о подлинном авторе песни «Вставай страна огромная», теперь стала еще более аргументированной, и так сказать, железобетонной.

Вывод тот же: настоящим автором великой песни «Священная война» является Александр Боде.»

Гимн грядущей Победе

Через два дня после нападения Германии на СССР на первых полосах газет «Известия» и «Красная Звезда» появилась публикация стихотворения, которое начиналось со строк «Вставай, страна огромная». Слова этого произведения легли в основу песни «Священная война», музыку к которой создал композитор, написавший затем и гимн СССР.

Автора стихотворения по фамилии Лебедев мы знаем как Василия Ивановича Лебедева-Кумача. Родился он летом 1898 года в Москве, был пятым сыном в семье. Как указано в одной из биографических статей, Кумаченком его прозвала мать, что и легло в основу его литературного псевдонима. Он начал писать стихи и прозу в трудные годы юности, когда семья осталась без кормильца. Несмотря на это, Лебедев смог учиться, получать стипендию, в итоге добиться хорошего образования. Публиковался Лебедев-Кумач с 1916 года. Его работы оказались востребованы: Лебедев написал много массовых песен и стихов, которые часто создавались, что называется, «сразу в номер». Ещё в годы гражданской войны он стал автором красноармейских песен, позднее создавал тексты песен к кинокомедиям «Весёлые ребята» (1934), «Цирк» (1936), «Дети капитана Гранта» (1936), «Волга-Волга» (1937), и других. Можно с уверенностью сказать, что он остро чувствовал настроения своей эпохи, вероятно, потому и оказался близким своим читателям. С началом советско-финской войны Лебедев отправился в действующую армию, на Балтфлот, где встречался с военными моряками, писал стихи для военной песни балтийцев. В годы Великой Отечественной войны Лебедев-Кумач служил в Военно-морском Флоте и продолжал писать песни, которые сопровождали бойцов Красной армии в походах.

В первый же день нападения на СССР Лебедев-Кумач начал готовить текст «Священной войны», опубликованный уже 24 июня. Как указывал С. И. Аксёненко, «Людям, незнакомым с тем, как пишутся стихи, такая быстрота кажется подозрительной». Лебедев-Кумач многократно переписывал и дорабатывал текст, но отдельные образы, по-видимому, появились у него ещё до войны. Указывается, что образ «чёрных крыльев над Родиной» появился на страницах его дневника после просмотра кинохроники, фиксирующей налёты авиации на города Испании и Варшаву. «Я не был никогда военным специалистом, но у меня всё же оказалось могучее оружие в руках – песня. Песня так же может разить врага, как любое оружие!» – так впоследствии писал автор о своём произведении. Значение этого оружия понимал и противник – Лебедев-Кумач был объявлен врагом Рейха.

Подобно ожесточённым боям на полях сражений, на интеллектуальном фронте в начале новой эпохи истории нашей страны проходили не менее беспощадные схватки чуть ли не за каждый символ победы и всего советского периода. Так, было поставлено под сомнение авторство «Священной войны». Существует мнение, согласно которому основные строки принадлежат не Лебедеву-Кумачу, а поэту более раннего времени и эпохи другой войны – Первой мировой. Речь идёт об Александре Боде, преподавателе русского языка, литературы, латинского и греческого языков. Так о нём рассказывает в письме Борису Александрову его дочь З. А. Боде:

Он был умный, образованный человек, окончивший филологический факультет Московского университета, знаток истории, глубокий патриот … 1916 год. … По параллельным реке Волге прямым и длинным улицам Рыбинска почти круглые сутки маршируют прибывающие на обучение и дальнейшее отправление солдаты … Рассказы беженцев-латышей полны ужаса. С фронта привозят бойцов, отравленных газами. … В эти тяжёлые, напряжённые дни была написана отцом песня «Священная война». Её слова и музыка (мотив был другой) родились вместе. Величавые, образные выражения слились воедино с простой, чисто русской мелодией…

Этим небесспорным доказательством заинтересовались многие журналисты. По их версии, песня была написана А. Боде, но текст несколько отличался: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой, с германской силой тёмною, с тевтонскою ордой!»

Тексты были сопоставлены и проанализированы специалистами, обнаружилось множество несоответствий в обозначенной версии. Об этой проблеме довольно обстоятельно писал Сергей Иванович Аксёненко:

«Если Боде написал песню в 1916 году, то призывать страну, воюющую уже два года, к пробуждению, по меньшей мере странно. Ещё один момент. Лебедев-Кумач, русский по национальности, не указывает национальности захватчиков. Он называет их просто фашистами. Неужели немец Боде будет выпячивать то, что враги его Родины были его соплеменниками – германцами? … слово «тевтонской» появилось потому, что создатели фальшивки понимали, что употреблять слово «фашистской» в 1916 году было невозможно…»

Гипотеза авторства Боде полностью опровергнута, судом доказано, что песню написал именно Лебедев-Кумач, о чём есть соответствующее заключение. Сейчас не следует сомневаться в том, что именно благодаря Лебедеву-Кумачу советские люди познакомились с этими замечательными строками, в том числе композитор и руководитель ансамбля военной песни Александр Васильевич Александров. Он увидел стихотворение в газете, и тут же принялся за работу.

Генерал-майор А. В. Александров происходил, как это случается с талантами мирового уровня, из простой крестьянской семьи села Плахино Михайловского уезда Рязанской губернии (сейчас это Захаровский район Рязанской области). Учился музыке в Петербурге, был певчим в хоре Казанского собора, обучался в регентских классах Петербургской певческой капеллы, где был солистом, а потом и в Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. Среди учителей – знакомые всем, кто не слишком часто прогуливал в школе музыку, Н. А. Римский-Корсаков, А. К. Лядов и А. К. Глазунов. Затем Александров начал преподавать в Московской консерватории, именно по его инициативе там появился класс военных дирижеров. Он сочинял военные песни, это занимало огромную часть его времени и внимания. К началу войны композитор уже был знаком с Лебедевым-Кумачом, «Гимн партии большевиков» 1938 года был написан ими вместе. Музыка этого гимна – основа Государственного гимна СССР и нынешнего Гимна России. И вот, 24 июня 1941 года пришло время создать гимн советскому народу, чтобы «так же… разить врага, как любое оружие», чтобы победить.

А. В. Александров начал работу немедленно, уже следующая репетиция была посвящена новой песне «Священная война». Ноты даже не успели напечатать, композитор записал их на грифельной доске, музыканты ансамбля — в тетради. Откладывать выступление не стали, оно состоялось уже 26 июня на Белорусском вокзале столицы, в честь чего сейчас там установлена мемориальная доска. Полного состава коллектива Краснознамённого ансамбля красноармейской песни и пляски СССР в Москве уже не было, основная часть сразу же выехала на фронт, а группа, руководимая А. В. Александровым, оставалась временно для обслуживания воинских частей, госпиталей, выступлений на радио. Эта группа пять раз исполнила песню перед призывниками. Об этом красочно рассказал сын композитора Борис Александров, руководитель того же ансамбля с 1946 по 1987 годы:

«Вокзал был заполнен бойцами. В походном снаряжении они сидели на скамейках, рундуках, чемоданах, дымили махоркой – у каждого своя дума… Сначала нас никто не заметил. Но вот – первые такты песни… Знаете, об успехе можно судить не только по аплодисментам. Весь вокзал словно замер. Я стоял рядом с хором и видел, как слушатели буквально впитывали в себя звуки. И вдруг встаёт один, другой, третий… Все! А потом тишина. Пауза какой-то немыслимой тишины – и шквал. Требовали: «Ещё!» Исполнили ещё раз, потом третий, четвёртый…»

В годы войны артисты ансамбля неустанно выступали, дав около 1400 концертов. И. В. Сталин, понимая, какое сильное воздействие оказывают эти выступления, как они поднимают боевой дух, издал специальное распоряжение: никого из артистов ансамбля не отпускать в действующую армию. В 1941–1945 гг. «Священную войну» дважды записывали на грампластинку, первый раз уже 28 июня. С 15 октября первого года войны каждое утро после боя кремлёвских курантов с исполнения этой песни начинался радиоэфир. Знаменитая на весь мир, эта песня прошла фронтовыми дорогами и осталась гимном РККА, сопровождавшим её до самой победы.

22 мая 2007 года Ансамблем песни и пляски Российской армии им. А. В. Александрова песня была исполнена в штаб-квартире НАТО в Брюсселе. Это выступление состоялось по инициативе российской стороны. Ансамбль, как рассказывают, считается главным пропагандистским оружием Кремля. Тем не менее, «Священная война», а потом «Катюша», «Калинка» и «Хотят ли русские войны?», исполненные в Брюсселе, сопровождались бурными аплодисментами. Леонид Малев, руководитель ансамбля, высоко ценил этот удивительный опыт: «Ни один коллектив из России, ни один артист ещё никогда не выступали в штаб-квартире НАТО». Таким образом, песня, рождённая первыми известиями о войне, теперь не позволяет об этой войне забыть, но воздействует уже в ином качестве.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector