0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Я люблю как дышу и я знаю анализ стиха

«Я люблю…», анализ стихотворения Брюсова

История создания

Стихотворение, опубликованное в третьем по счёту сборнике Валерия Брюсова «Me eum esse» («Это я», 1897) под заголовком «Я люблю…», датируется июнем 1897 года. В это время двадцатитрёхлетний скандально известный поэт-декадент – всё ещё студент и всё ещё проживает в доме своих родителей, в большой семье, где с недавнего времени появилась выпускница французской католической школы в Москве, чешка по национальности, Иоанна Матвеевна Рунт: она служит гувернанткой младших детей Александра, Лидии и Евгении, и ей двадцать один год. Валерий к тому времени уже пережил две бурные любовные драмы (первая любовь Брюсова, Елена Краскова, скоропостижно скончалась от чёрной оспы весной 1893 года; со второй, Натальей Дарузес, он расстался в 1895 году) и в скромной гувернантке сумел распознать надёжную подругу, с которой он затем счастливо прожил до конца своей жизни (свадьба состоялась 28 сентября 1897 г.; пережив поэта на сорок лет, Иоанна Матвеевна Брюсова была верной хранительницей и издательницей его наследия).

Литературное направление и жанр

Верность раз навсегда избранному символизму Брюсов сохраняет и в этом стихотворении, пожалуй, впервые прямо обращённом к самому важному человеку в его жизни и написанном в жанре классического любовного послания. В этом смысле прежде всего бросается в глаза эпиграф из Ф.И. Тютчева – любимца и «предтечи» русского символизма: «…между двойною бездной…». Эпиграф взят из стихотворения Ф.И. Тютчева «Лебедь»: в нём «лебедь чистый» показан между двойною бездной – Небом и Морем. Это, конечно, должен знать читатель стихотворения Брюсова. Тогда он легко воспримет символизм образа лирического героя как этакого «очищенного» от прошлого лебедя, готового начать жизнь с чистого листа – и тоже между двумя символическими безднами: Небо остаётся «на своём месте», а место Моря занимает («по Фрейду») бездонная и ещё неведомая («не-веста») бездна-стихия – Женщина.

Тема, основная мысль и композиция

Истинная любовь – вот тема этого стихотворения: любовь, которая не опускает человека до уровня инстинктивной, животной жизни, но, напротив, влечёт его к небу. Это весьма ответственное поэтическое послание Валерия Брюсова не только возлюбленной, но и самому себе, и своим друзьям, а более врагам – той «антидекадентской» критике, которая именно в нём, Брюсове, усматривала едва ли не главного провозвестника «декадентских» устремлений его поколения. В данном стихотворении уже можно видеть начало того «страстного рационализма», который вообще среди всех русских поэтов отличает Брюсова, сочетавшего, казалось бы, несочетаемое – «романтическую» страсть со строгим «классицистическим» рационализмом поэтического мышления и художественного построения. Так, вызывающе проста, предельно рациональна композиция стихотворения, выражающая его главную мысль и построенная на одном параллелизме, заявленном в первой строке и настойчиво повторённом в последней: любовь к единственной и главной женщине – любовь к небу.

Тропы и образы

Этот главный параллелизм («двойная любовь») раскрывается в столь же рационально построенной системе образов-символов, которые играют и переливаются, как «двойные» картинки: например, явные гиперболы (бесконечность милых глаз, беспредельность милого взора) тут же могут быть прочитаны и как «простое» поэтическое описание неба, «просто» отражённого в глазах любимой – в чём и состоит символизм данных образов. Точно так же дышать нам дано воздухом, «атмосферой», которая и есть небо, – но в символическом плане «жизнью я дышу, любя» (метафора) – и только любя, так как истинное постижение всего символического наполнения «небесных» образов-символов даётся лишь любовью. Прямая отсылка к Тютчеву дана не только в эпиграфе, но и в символическом образе лебедя, но и этот образ есть троп – сравнение с лебедем самого лирического героя, который, «как лебедь на волнах», гордо реет между «бездной» неба и «бездной» взора любимой. Наконец, очень важен финальный образ-символ «заброшенности» (утраченного рая): «Так, заброшены на землю…» Преодолеть заброшенность, вернуть утраченный рай и вернуться на свою метафизическую родину – на небо – человеку возможно опять-таки не иначе как при помощи любви: «…к небу всходим мы, любя. ».

Размер и рифмовка

Брюсов – молодой, но уже известный (и даже скандально известный благодаря моностиху «О, закрой свои бледные ноги») адепт коротких строф – и в данном стихотворении щеголяет десятью двустишиями (число десять некратно четырём – восемь двустиший могли бы восприниматься как два катрена) с заведомо небрежными, «избитыми» рифмами: «тебя – любя» (дважды!), «глаз – нас», «поглощён – времён» и «волнах – мечтах».

Он (Я люблю, как дышу)

Я люблю, как дышу. И я знаю:
Две души стали в теле моём.
И любовь та душа иная,
Им несносно и тесно вдвоём.

От тебя моя жажда пособья,
Без тебя я не знаю пути,
Я с восторгом отдам тебе обе,
Лишь одну из двоих приюти.

О, не смейся, ты знаешь какую.
О, не смейся, ты знаешь к чему.
Я и старой лишиться рискую,
Если новой я рта не зажму.

Статьи раздела литература

  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Обратная связь
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
  • Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день
  • Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»
  • Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?
Читать еще:  Какая свадьба 10 лет стихи

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.

Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.

Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».

Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.

Семантический анализ любовных песен русских бардов В. Высоцкого и Б. Окуджавы (стр. 3 )

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

В то время ставили ему диагноз хронический алкоголизм. Марина боролась против алкоголизма своего мужа. Высоцкий тоже пытался бороться против алкоголизма, а иногда даже выдержал долгое время не пить. Однако избавиться целиком от этой „погубной привычки“ ему не удалось. В 70-е годы Высоцкий мало снимался в кино. В театре на Таганке в те годы Высоцкому то дают главные роли, то выгоняют с работы за пьянство. Несколько раз Высоцкий был близок к смерти – он попадает в реанимацию из-за больного сердца, напряженной нервной деятельности, злоупотребления алкоголем.

16 июля 1980 года состоялось последнее выступление Высоцкого на сцене. Владимир Семенович Высоцкий умер в Москве 25 июля 1980 года, был похоронен на Ваганьковском кладбище. „Москвичи пришли проститься со своим глашатаем. каждый несет цветы. Люди. прижимают руку к сердцу, многие плачут“, вспоминает Марина Влади.[25] Владимиру Высоцкому посмертно (1987 год) присуждена Государственная премия СССР за участие в сериале „Место встречи изменить нельзя“ и авторское исполнение песен.

1.1 Тема любви в песнях Владимира Высоцкого

Тема любви занимает важное место в творчестве Высоцкого, наряду с темами политическими, социальными, бытовыми. С лексической точки зрения само слово „любовь“ мы можем встретить в большом числе песен, даже в случаях, когда сама песня не посвящена теме любви.

Это мы рассмотрим, например, в его „Балладе о времени“, где Высоцкий скорее говорит о добру, будущем и о жизни, в которой однако существует любовь, она является составной частью жизни и вечным чувством:

Потому что любовь — это вечно любовь,

Даже в будущем вашем далеком.

В „Балладе о ненависти“ Высоцкий говорит, как видно из названия, особенно о ненависти, вся песня ей посвящена, но в конце песни автор упоминает также о любви, как будто – человек, который любит, способен также ненавидеть:

Но благородная ненависть наша

Рядом с любовью живет!

1.2 Баллада о любви

„Баллада о любви“[26] – это название песни, написанной в 1975 году, на примере которой мы можем показать, как Высоцкий воспринимал чувство любви. Баллада состоит из шести шестистиший и трех четверостиший. В ней поэт рассказывает о том, что такое любовь, рассказывает о людях, которые готовы ради любви на все, потому что, познав любовь, человек готов на любые самопожертвования ради сохранения этого чувства.

В первом стихе автор затрагивает библейскую историю – всемирный потоп. Этим он хочет обратить внимание на то, что любовь рядом с нами уже несколько тысяч лет. В его стихах она „родилась“ после потопа, который явился Божественным возмездием за нравственное падение человечества. Как будто она родилась в „новом“ мире. Автор одушевляет любовь, рассказывая о ней как о человеке. Значимость любви подчеркивает и написанием слова с заглавной буквы:

Когда вода Всемирного потопа

Вернулась вновь в границы берегов,

Из пены уходящего потока

На берег тихо выбралась Любовь

Любовь – невидимая вещь, ее руками не потрогать, и человек не знает, что это такое, пока сам не переживет это чувство и по-настоящему не полюбит. С помощью преувеличения Высоцкий передает, что она витает в воздухе, она есть всегда:

Читать еще:  Стихи о любви у которой нет будущего

И растворилась в воздухе до срока,

А срока было сорок сороков.

Любовь приходит сама, ее невозможно призвать, каким-то образом выпросить. Она приходит нежданно. Люди воспринимают ее через ощущения, часто подсознательно:

И чудаки еще такие есть

Вдыхают полной грудью эту смесь,

И ни наград не ждут, ни наказанья,

И, думая, что дышат просто так,

Они внезапно попадают в такт

Такого же неровного дыханья.

В четвертой строфе автор стилизует любовь как страну, которая управляет жестко. Показывает, что „правление“ любви не только красивое, нежное, чувственное, но и строгое, бескомпромиссное. Говорит также о теневой стороне любви, она не только одаряет, но много требует взамен:

И вдоволь будет странствий и скитаний:

Страна Любви великая страна!

И с рыцарей своих для испытаний

Все строже станет спрашивать она:

Потребует разлук и расстояний,

Лишит покоя, отдыха и сна.

Высоцкий пишет о людях, которых уже любовь охватила, поглотила. Как будто бы они стали заколдованными, делают все для того, чтобы „угодить“ любви. Когда человек влюбляется, внезапно вся его жизнь меняется. И человек не хочет расставаться с теми, кого любит, но любовь – это сложные испытания. И только подлинная любовь выдерживает их все. Но люди готовы ради этого прекрасного чувства подвергаться разным испытаниям. Волшебная невидимая нить является какой-то связью, или непосредственно любовью, которая привязала их друг к другу и к их взаимному чувству:

Они уже согласны заплатить:

Любой ценой и жизнью бы рискнули,

Чтобы не дать порвать, чтоб сохранить

Волшебную невидимую нить,

Которую меж ними протянули.

Еще лучше можно „опьянение“ любовью видеть в следующей строфе. Автор хочет, вероятно, предостеречь людей от любви, от возникающей зависимости, перед которой люди могут быть беззащитны:

Но многих захлебнувшихся любовью

Не докричишься сколько не зови,

Им счет ведут молва и пустословье,

Но этот счет замешан на крови.

А мы поставим свечи в изголовье

Погибших от невиданной любви.

В предпоследней строфе нас автор вводит в мир, где нет живых, но любовь (или какая-то связь, которая связывает людей) здесь существует. Можно понимать так, что любовь вечная:

Их голосам – всегда сливаться в такт,

И душам их дано бродить в цветах,

И вечностью дышать в одно дыханье,

И встретиться со вздохом на устах

На хрупких переправах и мостах,

На узких перекрестках мирозданья.

В последних стихах Высоцкий позволяет любви обратиться к слушателям от первого лица. Автор воспринимает любовь как одну из базовых биологических потребностей, более того, он отождествляет любовь с жизнью:

Я поля влюбленным постелю

Пусть поют во сне и наяву.

Я дышу, и значит я люблю!

Я люблю, и значит я живу!

1.3 Любовь к женщине в песнях В. Высоцкого

«Яркие события в жизни Высоцкий „шифровал“ в поэзии. Влюбившись в третьекурсницу Школы-студии МХАТ Изольду Жукову, первокурсник Владимир написал»[27]:

О нашей встрече что и говорить!
Я ждал ее, как ждут стихийных бедствий,
Но мы с тобою сразу стали жить,
Не опасаясь пагубных последствий.

„Их брак оказался скоротечным. И после развода с Изольдой Владимир женился на Людмиле Абрамовой, родившей ему двоих сыновей. Любовных посвящений второй жене бард не оставил.“[28] Но в нескольких его стихотворениях упоминается о их разрыве, это, например, песни „Дела“ (1966) и „Баллада о гипсе“ (1972).

„Сам Высоцкий называл авторскую песню театром искренности. Стихи и песни нередко посвящал своим современникам, которых любил и которыми восхищался, с кем дружил.“[29] В нашей работе мы главным образом обратим внимание на песни, которые Высоцкий посвятил любви к женщине, в первую очередь Марине Влади.

1.3.1 Высоцкий и Марина Влади

Высоцкий написал много стихотворений для своей жены – Марины Влади. Любовь к ней стала вдохновением для появления наиболее красивых лиричных стихов Высоцкого. Это например – „Люблю тебя сейчас. “, „Здесь лапы у елей дрожат на весу. “ и „Дом хрустальный“.

В песне „Нет рядом никого, как ни дыши. “[30], написанной в 1969 году, снова встречаем тему самопожертвования, самоотречения ради любви. Речь идет о песне-монологе, состоящей из четверостиший с регулярной перекрестной рифмой. Автор обращается конкретно к Марине, он призывает ее встретиться, потому что они редко встречались, так как она много работала и часто уезжала. Песня отражает действительность, стихи Марина, ты письмо мне напиши/ По телефону я тебе отвечу рассказывают о том периоде, когда Высоцкий и Влади могли общаться только по телефону.

«Я люблю, как дышу» Пастернак. Как сделать анализ стихотворения?

«Я люблю, как дышу» Пастернак. Как сделать анализ стихотворения?

«Я люблю как дышу» Пастернак анализ как сделать?

Как сделать анализ стихотворения «Я люблю как дышу» Пастернак?

Афанасий Фет любил описывать красоты природы в своих стихах. Произведение было написано им в 1854 году. Фет общался в то время с людьми, входившими в литературный кружок «Современник». В этом журнале впервые и было опубликовано его стихотворение: «Еще весны душистой нега».

Читать еще:  Стихи есенина которые учили в школе

Стихотворение посвящено пробуждению весны. Холод еще совсем не отступил. Но зима уже потихоньку сдает свои права.

Поэт противопоставляет зиму весне. Вначале поэт описывает зимние картинки, во второй части стиха они сменяются на весенние.

Во второй части произведения появляется женщина, наблюдающая за природой. Она любуется на пролетающих журавлей и понимает, что наступает весна.

Стихотворение показывает слияние человека и природы.

Произведение грустное, оно написано в жанре элегии. Поэт описывает природные пейзажи в стихах. Фет вообще был человеком меланхоличным. Поэтому и написано стихотворение с легкой, светлой грустью.

Для выразительности явлений поэт использует

эпитеты: «степная красавица», «душистая весна»;

метафоры: «нега к нам не успела снизойти.

Лексический повтор в виде слова «еще» показывает, что в природе пока не произошли большие изменения.

Стихотворение Ф. И. Тютчева «С поляны коршун поднялся» написано в 1835 году.

Стихотворение состоит из двух катренов (четверостиший), написанных двусложным размером — ямбом, рифма смежная.

Стихотворение строится на основе антитезы: мощь и свобода коршун противопоставлена немощи и не свободе человека. Этот контраст подчёркивает я также эпитетом «царь земли», т.к. данное обозначение человека в совокупности с описанием его жизни, лишь подчёркивает ничтожность последнего.

В первом катрене Тютчевым используется много глаголов движения: поднялся, взвился, вьется, в то время как во второй части стихотворения глагол, описывающий человека, только один — «прирос». Всё это призван усилить эффект противопоставления свободной птицы и «царя природы».

Анализ стихотворения «Люблю» Маяковского

Средняя оценка: 4

Всего получено оценок: 33.

Средняя оценка: 4

Всего получено оценок: 33.

Поэма “Люблю” – это одно из самых жизнеутверждающих произведений Маяковского, хотя это в целом нехарактерно для его творчества. Краткий анализ “Люблю” по плану покажет ученикам 9 класса не только особенности поэтического метода автора, но и раскроет некоторые аспекты его личности. На уроке литературы его можно использовать и как основу, и в качестве дополнительного материала.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Люблю.

История создания – над поэмой Владимир Владимирович работал достаточно долго: она писалась с конца 1921 по начало 1922 годов. Напечатали её в Риге, как раз во время пребывания там автора.

Тема – идеал высокой любви, который может быть воплощен лишь в будущем.

Композиция – произведение разделено на 11 глав, каждая из которых имеет свою отдельную тему.

Жанр – поэма.

Стихотворный размер – тонический стих.

Эпитеты“стоверстые скалы”, “желтый заяц”, “сплошное сердце”.

Метафоры – “мыслишки звякают лбенками медненькими“, “столиц сердцебиение дикое“, “комок сердечный разросся громадой“, “не смоют любовь ни ссоры, ни версты”.

История создания

Знакомство в 1915 году с Лилей Брик стало для Маяковского и роковым, и прекрасным. Поэт безоглядно влюбился в эту женщину, посвящая ей многие свои произведения, в том числе и поэму “Люблю”.

Маяковский писал её с ноября 1921 года по февраль 1922-го. Владимир Владимирович уехал с рукописью в Ригу, где оно и было напечатано издательством “Арбейтергейм”. Вышло два издания, поскольку одно конфисковала полиция.

Критики считают “Люблю” одним из самых светлых произведений поэта. Он написал её под влиянием сильного чувства и вложил множество положительных эмоций. Основная тема, как легко понять из названия, как раз любовь. Поэт говорит о том, что хотя время для воплощения настоящих идеалов высокой любви ещё не настало, не любить прекрасную героиню невозможно.

Композиция

В поэме одиннадцать глав, каждая из которых имеет собственное лаконичное название и свою тему. Маяковский говорит о своей личности в главах “Мальчишкой” и “Юношей”, которые показывают, в каких условиях проходило его становление как поэта и личности.

Глава “Взрослое” – это уже история о взглядах поэта на любовь, на достойное и недостойное поведение, на причины, по которым люди влюбляются друг в друга.

Одной из самых важных глав в произведении является “Ты”, посвященная лирической героине, которая пленяет сердце мужчины тем, что она оказалась способна увидеть в нём ребёнка и не высмеять его за это.

Глава “Вывод” совершенно соответствует пафосной манере поэта, который делает безапелляционные заявления и произносит высокие слова с искренней верой в них.

Это лирическая поэма, развёрнутое любовное стихотворение, искреннее до полного обнажения чувств, которые Маяковский не стесняется демонстрировать всему миру. Он рассказывает о своей любви с непосредственностью ребёнка, используя для этого характерную для себя тоническую систему стихосложения. Поэт показывает, что шанс на взаимное чувство есть у каждого, в это важно только поверить. Как и всегда, в поэме важна не рифма, а интонационное выделение слова в строке.

Средства выразительности

Поэма богата разнообразными художественными средствами. Так, в произведении “Люблю Владимир Владимирович употребляет:

  • Эпитеты – ”стоверстые скалы”, “желтый заяц”, “сплошное сердце” .
  • Метафоры – “ мыслишки звякают лбенками медненькими “, “ столиц сердцебиение дикое “, “комок сердечный разросся громадой “, “ не смоют любовь ни ссоры, ни версты”.

Это примеры не только коннотативной окрашенности тропов стихотворения, но и искусной работы со словом, его смыслом и формой.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector