0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Я спросил у ясеня где моя любимая стихи

Я спросил у ясеня Где моя любимая?

Я спросил у ясеня: «Где моя любимая?» –
Слова: В. Киршон. Музыка: М. Таривердиев

Где моя любимая, — осень дай ответ,
Солнце ярко светит, льётся чистый свет.

В парке все деревья голые стоят,
Сосенки и ёлочки зеленеют в ряд.

Девочка любимая, где ты? Далеко.
В небе чаек белый клин где-то высоко.

По поверхности пруда гонит жухлый лист.
В переходе в рваных джинсах пьяный гитарист.

Нежные глаза твои вспоминал весь день,
От деревьев за окном на балконе тень.

В доме кабель cпёрли, жалко, «Нета» нету, боль,
Пацаны сражаются во дворе в футбол.

Твои губы словно мёд, вспоминаю, жаль,
Кто там. На тебя похожий, всматриваюсь в даль.

Люди ходят, бродят, под окном снуют,
В доме тихо и тепло, чистенько, уют.

Приезжай любимая, буду верно ждать.
Чай заварим с земляникой, белая кровать.

У соседа за стеной скрипка, сверху дрель,
За другою стенкой плачь, канареек трель.

Приезжай моя мечта, приезжай я жду,
Без тебя любимая, я с ума сойду.

Ты приедешь, прилетишь, буду обнимать,
Буду девочку мою нежно целовать.

Стихотворение написано по мотивам известной песни
из к/ф «Ирония судьбы, или С легким паром!».

Я спросил у ясеня: «Где моя любимая?» –
Ясень не ответил мне, качая головой.
Я спросил у тополя: «Где моя любимая?» –
Тополь забросал меня осеннею листвой.

Я спросил у осени: «Где моя любимая?» –
Осень мне ответила проливным дождем.
У дождя я спрашивал: «Где моя любимая?» –
Долго дождик слезы лил за моим окном.

Я спросил у месяца: «Где моя любимая?» –
Месяц скрылся в облаке – не ответил мне.
Я спросил у облака: «Где моя любимая?» –
Облако растаяло в небесной синеве…

Друг ты мой единственный, где моя любимая?
Ты скажи, где скрылась, знаешь, где она?
Друг ответил преданный, друг ответил искренний:
«Была тебе любимая, была тебе любимая,
Была тебе любимая, а стала мне жена!»

Я спросил у ясеня,
Я спросил у тополя,
Я спросил у осени…

(Песня из к/ф «Ирония судьбы, или С легким паром!». Слова: В. Киршон. Музыка: М. Таривердиев)

Каждому времени свои герои.
Была вот и такая героическая песня о любимой.

слова Е. Долматовского, музыка М. Блантера
Полный текст песни
слова Е. Долматовского, музыка М. Блантера

Я уходил тогда в поход
В суровые края.
Рукой взмахнула у ворот
Моя любимая.

Второй стрелковый храбрый взвод
Теперь моя семья.
Привет-поклон тебе он шлет,
Моя любимая.

Чтоб все мечты мои сбылись
В походах и боях,
Издалека мне улыбнись,
Моя любимая.

В кармане маленьком моем
Есть карточка твоя.
Так, значит, мы всегда вдвоем,
Моя любимая.

История песни «Я спросил у ясеня»

Из всех песен, звучащих в фильме «Ирония судьбы, или с Легким паром», композиция «Я спросил у ясеня» производит впечатление наиболее слабой в плане текста. Она выглядит несуразно рядом с произведениями на стихи Беллы Ахмадулиной, Марины Цветаевой и Бориса Пастернака. В сравнении с ней даже незамысловатая «Если у вас нету тети» и житейски простая «На Тихорецкую состав отправится» кажутся глубокомысленными философскими размышлениями о смысле бытия.

Не согласны? Тогда вспомните, какая песня из мелодрамы Эльдара Рязанова породила наибольшее количество народных шуток и эстрадных пародий. Конечно, «Я спросил у ясеня» с ее нелепым сюжетом и вызывающими недоумение словами.

Кто сочинил «Я спросил у ясеня»

А дело в том, что написал ее автор, которого при всем желании нельзя поставить в один ряд с вышеупомянутыми поэтами. Речь идет о советском драматурге и писателе Владимире Киршоне, клепавшем пролетарские пьесы и агитационные песни в двадцатых – тридцатых годах прошлого века.

Об их уровне можно судить уже по названиям: «Рельсы гудят», «Чудесный сплав», «Хлеб» и так далее. Несмотря на очевидную убогость произведений, их были вынуждены ставить ведущие театры страны.

Помимо творческой деятельности, Владимир Михайлович яростно боролся буржуазными проявлениями в советской литературе. Он писал доносы Сталину, выступал с обличительными речами на партийных собраниях, а критику своих произведений считал травлей. От его активности пострадали Михаил Булгаков, Алексей Толстой, Михаил Зощенко, Вениамин Каверин, Михаил Пришвин и другие известные писатели.

В 1937 году Киршона сожрала система, которой он так преданно служил. Его назвали троцкистом, выгнали из Союза писателей, арестовали и вскоре расстреляли. В пятидесятые годы Владимира Михайловича реабилитировали и даже издали сборник его пьес. Их даже пытались ставить отдельные режиссеры, но, по очевидным причинам, успеха спектакли не имели.

История песни «Я спросил у ясеня»

Киршон сочинил обсуждаемую композицию для своей комедии «День рождения», которая шла на сцене театра Вахтангова. Музыку написал Тихон Хренников. Ее первыми исполнителями были артисты Щукин и Кольцов.

Хренников позже вспоминал:

Ноты этой песенки у меня не сохранились, — рассказал Хренников. — Может, где-то в архиве Вахтанговского театра они есть? У меня было повеселей, чем у Таривердиева. Там это была ироническая песня…

Чем она запала в душу Эльдару Рязанову, сказать сложно. Говорят, он давно хотел использовать ее в каком-нибудь фильме, но место для нее нашлось лишь в «Иронии судьбы». Новую музыку сочинил Микаэл Таривердиев, а спел композицию Сергей Никитин.

Впоследствии песню «Я спросил у ясеня» пели многие артисты. Послушаем Сергея Безрукова.

Интересные факты

  • В стихотворении Киршона есть строки: «Я спросил у ангела, я спросил у демона», но их убрали в версии песни для фильма.

Текст и аккорды песни «Я спросил у ясеня»

Am E A7 Dm
Я спросил у ясеня, где моя любимая,
Am Dm E
Ясень не ответил мне, качая головой
Я спросил у тополя: «Где моя любимая?»
Тополь забросал меня осеннею листвой

Я спросил у осени: «Где моя любимая?»
Осень мне ответила проливным дождем
A7 Dm G C
У дождя я спрашивал, где моя любимая,
Dm G C Dm E
Долго дождик слезы лил под моим окном

Я спросил у месяца: «Где моя любимая?»
Месяц скрылся в облаке, не ответил мне
Я спросил у облака: «Где моя любимая?»
Облако растаяло в небесной синеве

Друг ты мой единственный, где моя любимая?
Ты скажи, где скрылась, знаешь, где она?
A7 Dm G C
Друг ответил преданный, друг ответил искренний:
Dm G C A7
«Была тебе любимая, была тебе любимая,
Dm Am Dm E Am
Была тебе любимая, а стала мне жена»

За что расстреляли автора песни Я спросил у ясеня

Рассекречено
Ирония судьбы 4
За что расстреляли автора песни «Я спросил у ясеня…»
Текст: Екатерина Ковалевская (Кабардино-Балкария)

29.06.2015, 14:38
Версия для печати Версия для печати

Члены Российской ассоциации пролетарских писателей. Владимир Киршон третий слева. Фото: Фундаментальная электронная библиотека

В нынешнем году исполняется 40 лет неувядающей ленте Эльдара Рязанова «Ирония судьбы…». Славу этому фильму в немалой степени принесли замечательные песни, слова к которым написали Белла Ахмадулина, Марина Цветаева, Борис Пастернак, Евгений Евтушенко. Но одна из них, авторство которой кому только ни приписывали, включая и режиссёра, стоит особняком. Ведь мало кто уже помнит, что строчки «Я спросил у ясеня, где моя любимая…» написал уроженец Нальчика Владимир Киршон.

В его трагичной и во многом поучительной судьбе отразились все противоречия 30-х годов XX века — когда человек в одночасье превращался из гонителя в гонимого, а подлость бумерангом возвращалась к тому, кто беззастенчиво шёл к вершине по головам окружающих.

В 1930-е годы имя Киршона было не просто на слуху, он числился одним из главных идеологов всесильной Российской ассоциации пролетарских писателей (РАПП). А его пьесы, о художественных достоинствах которых многие коллеги отзывались без восторга, тем не менее ставились на главных сценах страны — во МХАТе, Театре имени МГСПС (ныне театр имени Моссовета), Театре имени Вахтангова в Москве и в Большом драматическом театре (БДТ) в Ленинграде. Причем некоторые из них имели настоящий успех у зрителей. Немирович-Данченко в «Рабочей газете» от 25 марта 1928 года, говоря о постановке в Театре им. МГСПС пьесы Киршона «Рельсы гудят», отмечал: «Все исполнители этого спектакля живые, настоящие люди. «Рельсы гудят»- пьеса жизнерадостная, а сейчас нужны именно такие жизнерадостные и бодрые пьесы».

Киршон был из тех, кто, как сказали бы сегодня, двигался в мейнстриме — прославлял Сталина и идеи социалистического строительства. Его пьесы посвящены разлагающему влиянию буржуазной идеологии на молодёжь («Константин Терехин»). Он возвеличивал образ «красного директора» («Рельсы гудят»), и, кстати, считается, что именно Киршон открыл путь на советскую сцену герою-пролетарию, строящему новую жизнь. А самой известной его пьесой, пожалуй, стала комедия «Чудесный сплав» о молодых учёных. Последним произведением Киршона оказалась драма «Большой день», в которой описана война, завершившаяся победой коммунизма во всем мире.

Читать еще:  Непонятные стихи почему слитно

Поэтом он никогда не считался, хотя в некоторые из своих пьес включал стихи. В середине 1930-х годов для театра Вахтангова Киршон сочинил уже прочно позабытую сейчас комедию «День рождения». Музыку для неё написал молодой тогда композитор Тихон Хренников. Одна из песен начиналась с тех самых слов: «Я спросил у ясеня…». Ноты к ней не сохранились, но Хренников позже вспоминал, что его композиция была веселее, чем у Микаэла Таривердиева: «Там это была ироническая песня».

Вряд ли сам Киршон, выводя эти, возможно, самые талантливые свои строчки, подозревал, что именно они переживут не одно десятилетие и станут главной, если не единственной, ценностью его творческого наследия.

А пока шёл 1930-й год. Киршон в своих выступлениях на писательских собраниях громит литераторов-«попутчиков». К ним относили Михаила Зощенко, Алексея Толстого, Вениамина Каверина и Михаила Пришвина. Рапповцы травили всех, кто уклонялся от воспевания «героики революционных свершений». Особо от Киршона доставалось Михаилу Булгакову. В одной из статей в газете «Вечерняя Москва» Киршон писал: «Отчётливо выявилось лицо классового врага. «Бег», «Багровый
остров» продемонстрировали наступление буржуазного крыла драматургии».

В августе 1936 года «Правда» опубликовала первое коллективное воззвание писателей с требованием расстрела, правда, не своих коллег, а активистов «антисоветского объединенного троцкистско-зиновьевского центра». Среди подписавшихся значится и Киршон. Бумеранг был запущен…

Не брезговал Киршон доносить «отцу народов» и на своих коллег по ремеслу. «Я считаю себя обязанным сообщить Вам о новых попытках разжигания групповой борьбы между литераторами-коммунистами», — пишет он в 1933 году. В 1934-м Киршон направил Сталину и Кагановичу письмо с жалобой на газетчиков. Травлей Киршон посчитал критические статьи о своём творчестве.

«Киршон — это воплощение карьеризма в литературе. Полная убеждённость в своей гениальности и непогрешимости. Он мог держаться в искусстве только благодаря необычайно развитой энергии устраивать, пролезать на первые места, бить всех своим авторитетом, который им же искусственно и создавался», — вспоминал драматург Александр Афиногенов.

Но неумолимо приближался 1937 год. 28 марта был арестован покровитель Киршона Генрих Ягода, занимавший три года пост наркома внутренних дел СССР, а затем наркома связи. Как водится, за этим потянулась цепочка арестов всех тех, кто так или иначе был связан в своё время с главным чекистом страны. Одним из звеньев стал Владимир Киршон.

Его взяли не сразу. Сначала прорабатывали на заседаниях Союза писателей, как делал он сам в своё время. Четвертого апреля 1937 года жена Михаила Булгакова Елена записала в дневнике: «Киршона забаллотировали на общемосковском собрании писателей при выборах президиума. И хотя ясно, что это в связи с падением Ягоды, всё же приятно, что есть Немезида и т. д.». В конце апреля она пишет о предложении писателя Юрия Олеши пойти на собрание московских драматургов, на котором будут расправляться с Киршоном. Булгаков его отверг. «М. А. и не подумает выступать с таким заявлением и вообще не пойдёт. Ведь раздирать на части Киршона будут главным образом те, кто ещё несколько дней назад подхалимствовали перед ним», — написала Елена Сергеевна. И в каком-то смысле этим своим поступком Булгаков дал ответ на вопрос, можно ли оправдывать подлость и пороки гениальностью.

Киршон же снова бросается к Сталину. Он слёзно просит не изгонять его из партии: «Дорогой товарищ Сталин, вся моя сознательная жизнь была посвящена партии, все мои пьесы и моя деятельность были проведением её линии. За последнее время я совершил грубейшие ошибки, я прошу покарать меня, но я прошу ЦК не гнать меня из партии». Но его обвиняют уже не просто в связях с Ягодой, но и в троцкистской деятельности. Сталин не помог. Бумеранг прилетел обратно.

Алексей Лосев, сосланный в лагеря и строивший Беломоро-Балтийский канал, чудом выживший и проживший 94 года, признан столпом русской философии. Михаил Булгаков стал классиком. Владимир Киршон, расписавшийся в истории строчками «Я спросил у ясеня…», расстрелян в 1938 году, немного не дожив до своего 36-летия.

Владимир Михайлович Киршон родился в августе 1902 года в Нальчике. Его детство прошло в Санкт-Петербурге и Кисловодске. Активно участвовал в Гражданской войне, с 1920 года — член РКП(б). По окончании учёбы в Коммунистическом университете Киршон преподавал в совпартшколе Ростова-на-Дону. В 1925-м переехал в Москву, был одним из руководителей РАПП и ВОАПП, членом редколлегии журнала «На литературном посту». Реабилитирован в 1955 году. Его пьесы снова начали ставить, в 1962 году были изданы сочинения Киршона с воспоминаниями о нём. Его сын Юрий — автор сценариев к нескольким мультипликационным фильмам.

Текст песни — Я спросил у ясеня

Я спросил у ясеня:
«Где моя любимая?»
Ясень не ответил мне,
Качая головой.

Я спросил у тополя:
«Где моя любимая?»
Тополь забросал меня
Осеннею листвой.

Я спросил у осени:
«Где моя любимая?»
Осень мне ответила
Проливным дождём.

У дождя я спрашивал:
«Где моя любимая?»
Долго дождик слёзы лил
За моим окном.

Я спросил у месяца:
«Где моя любимая?»
Месяц скрылся в облаке,
Не ответив мне.

Я спросил у облака:
«Где моя любимая?»
Облако расстаяло
В небесной тишине.

«Друг ты мой единственный,
Где моя любимая?
Ты скажи, где скрылася?
Знаешь, где она?»

Друг ответил преданный,
Друг ответил искренний:
«Была тебе любимая,
Была тебе любимая,
А стала мне жена».

Я спросил у ясеня,
Я спросил у тополя,
Я спросил у осени.

Слова В. Киршона

Задача данной статьи — выяснить, как заложена трагическая гибель автора песни «Я спросил у ясеня…» КИРШОНА ВЛАДИМИРА МИХАЙЛОВИЧА в его код ПОЛНОГО ИМЕНИ.

Смотреть предварительно «Логикология — о судьбе человека». http://www.proza.ru/2012/03/16/1446

Рассмотрим таблицы кода ПОЛНОГО ИМЕНИ. Если на Вашем экране будет смещение цифр и букв, приведите в соответствие масштаб изображения.

11 21 38 63 78 92 95 107 108 113 123 136 146 163 176 186 208 209 219 231 246 249 259 283
К И Р Ш О Н В Л А Д И М И Р М И Х А Й Л О В И Ч
283 272 262 245 220 205 191 188 176 175 170 160 147 137 120 107 97 75 74 64 52 37 34 24

3 15 16 21 31 44 54 71 84 94 116 117 127 139 154 157 167 191 202 212 229 254 269 283
В Л А Д И М И Р М И Х А Й Л О В И Ч К И Р Ш О Н
283 280 268 267 262 252 239 229 212 199 189 167 166 156 144 129 126 116 92 81 71 54 29 14

КИРШОН ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ = 283.

«Глубинная» дешифровка предлагает следующий вариант, в котором совпадают все столбцы:

К(азнил)И + (уме)РШ(ий) + О(гнестрельное ране)Н(ие) В (го)Л(ову) + (остановк) АД(ыхан)И(я) + (у)МИР(ание) + (У)МИ(рание) + (безды)ХА(нны)Й + (из)Л(ияние кр)О(ви) В(нутр)ИЧ(ерепное)

283 = К,,И +,,РШ,, + О,, ,,Н,, В ,,Л,, + ,,А Д,,И,, + ,,МИР,, + ,,МИ,, + ,,ХА,,Й + ,,Л,, ,,О,, В,,ИЧ.

Код ДНЯ ГИБЕЛИ: 86-ДВАДЦАТЬ + 99-ВОСЬМОЕ + 85-ИЮЛЯ = 270.

5 8 9 14 37 38 57 86 89 104 122 151 164 179 185 195 226 238 270
Д В А Д Ц А Т Ь В О С Ь М О Е И Ю Л Я
270 265 262 261 256 233 232 213 184 181 166 148 119 106 91 85 75 44 32

«Глубинная» дешифровка предлагает следующий вариант, в котором совпадают все столбцы:

(всле)Д(ствие) В(ыстрела) (остановк)А (сер)ДЦА+(смер)ТЬ+(приго)ВО(р)+(огне)С(трел)Ь(ное ранение) МО(зга)+(мгновени)Е+(ум)И(ра)Ю(щий)+(расстре)ЛЯ(н)

270 = ,,Д,, В,, ,,А ,,ДЦА +,,ТЬ + ,,ВО,, + ,,С,,Ь,, МО,, + ,,Е + ,,И,,Ю,, + ,,ЛЯ.

Код числа полных ЛЕТ ЖИЗНИ: 123-ТРИДЦАТЬ + 96-ПЯТЬ = 219.

19 36 46 51 74 75 94 123 139 171 190 219
Т Р И Д Ц А Т Ь П Я Т Ь
219 200 183 173 168 145 144 125 96 80 48 29

«Глубинная» дешифровка предлагает следующий вариант, в котором совпадают все столбцы:

219 = ,,ТР,,И,, + ,,ДЦА ,,ТЬ + П,, + ,,Я,, + ,,ТЬ.

283 = 219-ТРИДЦАТЬ ПЯТЬ + 64-КАЗНЬ.

Эти цифры мы видим в верхней таблице кода ПОЛНОГО ИМЕНИ.

219-ТРИДЦАТЬ ПЯТЬ — 64-КАЗНЬ = 155 = 47-ПОГИБ + 108-РАССТРЕЛ.

Я спросил у ясеня. сл: В.Киршона

Я спросил у ясеня, где моя любимая,
Ясень не ответил мне, качая головой.
Я спросил у тополя: «Где моя любимая?» —
Тополь забросал меня осеннею листвой.

Я спросил у осени: «Где моя любимая?» —
Осень мне ответила проливным дождем.
У дождя я спрашивал, где моя любимая,
Долго дождик слезы лил под моим окном.

Я спросил у месяца: «Где моя любимая?» —
Месяц скрылся в облаке — не ответил мне.
Я спросил у облака: «Где моя любимая?» —
Облако растаяло в небесной синеве.

Читать еще:  Сколько весит бегемот стих

Друг ты мой единственный, где моя любимая?
Ты скажи, где скрылася, знаешь, где она?
Друг ответил преданный, друг ответил искренний,
Была тебе любимая, была тебе любимая,
Была тебе любимая, а стала мне жена.

Я спросил у ясеня,
Я спросил у тополя,
Я спросил у осени…

Музыка — kevin kern- above the clouds
Картинка — Интернет.
Автор слов — В.Киршон
Исполнение — Roman Lomkin

Рейтинг работы: 90
Количество отзывов: 15
Количество сообщений: 3
Количество просмотров: 647
Добавили MP3 в избранное: 1
Добавили в избранное: 1
© 14.01.2018г. Roman Lomkin
Свидетельство о публикации: izba-2018-2168398

  • ««
  • «
  • 286
  • 287
  • 288
  • 289
  • 290
  • 291
  • 292
  • 293
  • 294
  • »
  • »»

Владимир Сыров 02.01.2021 08:12:33
Отзыв: положительный
Любовь, любовь, что ты делаешь с нами?!
——————————————————————-
С Днём рождения , Роман!
Будь здоров, любим и счастлив!
Удачи во всём!

Alla Verità 11.10.2020 11:34:35
Отзыв: положительный
Я спросил у ясеня,
Я спросил у тополя,
Я спросил у осени…
Как же тополь с ясенем может это знать?
Это надо думать, четко выбирать.
)))

Аллочка, это просто песня, искусство то бишь, а философия здесь излишне))) Стихи-то другого автора)) Я исполнитель))
Поэтому огромное спасибо за отклик и соучастие в процессе!))
Мой поклон и признательность,

Птица Гала 11.10.2020 11:31:20
Отзыв: положительный
Потрясена.
В самое сердце проникло твоё чтение.

Галочка, огромное спасибо!
Мне повезло подобрать соответствующую мелодию, и это, тоже улучшило качественно исполнение. К сожалению я не умею писать такие красивые, волшебные мелодии.
Галочка, будь дорогая здорова и счастлива!

Елена Казанцева 4 21.01.2018 17:23:48
Отзыв: положительный
Прекрасные стихи!
Очень проникновенно прочитаны!
Спасибо большое, Роман!

Муза. 21.01.2018 16:04:15
Отзыв: положительный
Боже, как романтично и красиво.

Эдуард Струсберг 16.01.2018 19:10:57
Отзыв: положительный
Отличная мелодекламация замечательных стихов!
С удовольствием прослушал!
Спасибо, Рома!

инесса пинязик 16.01.2018 08:30:19
Отзыв: положительный
Это любовь!Инесса Пинязик

Я искала Любовь. Я давно потерялась. Я забыла слова, как о ней говорят. Я, как » ежик в тумане», все бродила по Свету У кого не спрошу, о Любви все молчат. Я спросила у ветра — он лишь нежно подул мне. Я спросила у неба — там звезда лишь зажглась. Я спросила у моря — обдало лишь волною. Прошептало мне нежно, словами прибоя : «Ты полюбишь, родная,ты встретишь любовь!» Что бы снова любить — говорить надо нежно. Быть искрящим в желаньи,быть душою безбрежной. Разбивать все преграды, принимать — отдавать. Сердцем ласковым быть, боль уметь унимать. Я задумалась: «что же такое Любовь? Вдруг, явился мне тот,потеряла покой. Это в сердце Весна, колокольчиков звон. Это нежность и страх — потерять ее вновь. Это чувство прекрасного! Это ЛЮБОВЬ! ..

© Copyright: Инесса Пинязик, 2017

Спасибо вам за творчество! Все прослеживаю.. очень нравится!))

Ирония судьбы

В его трагичной и во многом поучительной судьбе отразились все противоречия 30-х годов XX века — когда человек в одночасье превращался из гонителя в гонимого, а подлость бумерангом возвращалась к тому, кто беззастенчиво шел к вершине по головам окружающих.

В 1930-е годы имя Киршона было не просто на слуху, он числился одним из главных идеологов всесильной Российской ассоциации пролетарских писателей (РАПП). А его пьесы, о художественных достоинствах которых многие коллеги отзывались без восторга, тем не менее ставились на главных сценах страны — во МХАТе, Театре имени МГСПС (ныне театр имени Моссовета), Театре имени Вахтангова в Москве и в Большом драматическом театре (БДТ) в Ленинграде. Причем некоторые из них имели настоящий успех у зрителей. Немирович-Данченко в «Рабочей газете» от 25 марта 1928 года, говоря о постановке в Театре им. МГСПС пьесы Киршона «Рельсы гудят», отмечал: «Все исполнители этого спектакля живые, настоящие люди. «Рельсы гудят»- пьеса жизнерадостная, а сейчас нужны именно такие жизнерадостные и бодрые пьесы».

Киршон был из тех, кто, как сказали бы сегодня, двигался в мейнстриме — прославлял Сталина и идеи социалистического строительства. Его пьесы посвящены разлагающему влиянию буржуазной идеологии на молодежь («Константин Терехин»). Он возвеличивал образ «красного директора» («Рельсы гудят»), и, кстати, считается, что именно Киршон открыл путь на советскую сцену герою-пролетарию, строящему новую жизнь. А самой известной его пьесой, пожалуй, стала комедия «Чудесный сплав» о молодых ученых. Последним произведением Киршона оказалась драма «Большой день», в которой описана война, завершившаяся победой коммунизма во всем мире.

Поэтом он никогда не считался, хотя в некоторые из своих пьес включал стихи. В середине 1930-х годов для театра Вахтангова Киршон сочинил уже прочно позабытую сейчас комедию «День рождения». Музыку для нее написал молодой тогда композитор Тихон Хренников. Одна из песен начиналась с тех самых слов: «Я спросил у ясеня…». Ноты к ней не сохранились, но Хренников позже вспоминал, что его композиция была веселее, чем у Микаэла Таривердиева: «Там это была ироническая песня».

Вряд ли сам Киршон, выводя эти, возможно, самые талантливые свои строчки, подозревал, что именно они переживут не одно десятилетие и станут главной, если не единственной, ценностью его творческого наследия.

А пока шел 1930-й год. Киршон в своих выступлениях на писательских собраниях громит литераторов-«попутчиков». К ним относили Михаила Зощенко, Алексея Толстого, Вениамина Каверина и Михаила Пришвина. Рапповцы травили всех, кто уклонялся от воспевания «героики революционных свершений». Особо от Киршона доставалось Михаилу Булгакову. В одной из статей в газете «Вечерняя Москва» Киршон писал: «Отчетливо выявилось лицо классового врага. «Бег», «Багровый остров» продемонстрировали наступление буржуазного крыла драматургии».

А на 16 съезде ВКП(б) 28 июня 1930 года, когда прорабатывали философа Алексея Лосева за «Диалектику мифа», Киршон также внес в обсуждение свои три копейки. Главный доклад тогда делал Лазарь Каганович, который назвал мыслителя классовым врагом. Пропустивший книгу философа цензор в свое оправдание сказал, что Лосев представляет «оттенок философской мысли». «Я читала стенограмму съезда. Там любопытные ремарки. Например, драматург Киршон кричит: «За такие оттенки надо ставить к стенке!» — рассказала спутница жизни и ученица Лосева Аза Тахо-Годи.

В августе 1936 года «Правда» опубликовала первое коллективное воззвание писателей с требованием расстрела, правда, не своих коллег, а активистов «антисоветского объединенного троцкистско-зиновьевского центра». Среди подписавшихся значится и Киршон. Бумеранг был запущен…

В это же время драматург ведет активную переписку со Сталиным, причем некоторые его послания являются классикой довольно распространенного тогда жанра письма-доноса. Отца народов Киршон выбирает и в главные свои критики, прося вождя оценить правильность его пьес. В июне 1930-го он просит генсека прочитать пьесу «Хлеб» и указать на недостатки. Кстати, существует байка о том, что на встрече Сталина с писателями Киршон подбежал к вождю со словами: «Я слышал, Вы вчера были на моей пьесе «Хлеб» во МХАТе. Мне очень важно узнать Ваше мнение». «Вчера? — переспросил вождь. — Не помню! В 13 лет посмотрел «Коварство и любовь» Шиллера — помню. А ваш «Хлеб» не помню».

Не брезговал Киршон доносить «отцу народов» и на своих коллег по ремеслу. «Я считаю себя обязанным сообщить Вам о новых попытках разжигания групповой борьбы между литераторами-коммунистами», — пишет он в 1933 году. В 1934-м Киршон направил Сталину и Кагановичу письмо с жалобой на газетчиков. Травлей Киршон посчитал критические статьи о своем творчестве.

«Киршон — это воплощение карьеризма в литературе. Полная убежденность в своей гениальности и непогрешимости. Он мог держаться в искусстве только благодаря необычайно развитой энергии устраивать, пролезать на первые места, бить всех своим авторитетом, который им же искусственно и создавался», — вспоминал драматург Александр Афиногенов.

Однако были и те, кто вспоминал о Киршоне с теплотой. Среди них — актриса Клавдия Пугачева. «Он любил сделать человеку что-нибудь приятное и обладал особой способностью повернуть дело так, что огорчения, казавшиеся человеку непреодолимыми, приняли бы характер мелких житейских пустяков. После встречи с ним становилось легко. Таким остался в моей памяти Владимир Михайлович Киршон. Он много помогал товарищам материально и никогда никому об этом не говорил. Многие обращались к нему с различными просьбами, и в своем кругу я не помню случая, чтобы он оставил самую незначительную просьбу без внимания. Киршон был блестящим оратором, он хорошо говорил, но он же умел и выслушать человека, обладал способностью сразу правильно понять и помочь ему», — пишет она в своих мемуарах.

Но неумолимо приближался 1937 год. 28 марта был арестован покровитель Киршона Генрих Ягода, занимавший три года пост наркома внутренних дел СССР, а затем наркома связи. Как водится, за этим потянулась цепочка арестов всех тех, кто так или иначе был связан в свое время с главным чекистом страны. Одним из звеньев стал Владимир Киршон.

Читать еще:  Вот как я тебя люблю стих

Его взяли не сразу. Сначала прорабатывали на заседаниях Союза писателей, как делал он сам в свое время. Четвертого апреля 1937 года жена Михаила Булгакова Елена записала в дневнике: «Киршона забаллотировали на общемосковском собрании писателей при выборах президиума. И хотя ясно, что это в связи с падением Ягоды, все же приятно, что есть Немезида и т. д.». В конце апреля она пишет о предложении писателя Юрия Олеши пойти на собрание московских драматургов, на котором будут расправляться с Киршоном. Булгаков его отверг. «М. А. и не подумает выступать с таким заявлением и вообще не пойдет. Ведь раздирать на части Киршона будут главным образом те, кто еще несколько дней назад подхалимствовали перед ним», — написала Елена Сергеевна. И в каком-то смысле этим своим поступком Булгаков дал ответ на вопрос, можно ли оправдывать подлость и пороки гениальностью.

Киршон же снова бросается к Сталину. Он слезно просит не изгонять его из партии: «Дорогой товарищ Сталин, вся моя сознательная жизнь была посвящена партии, все мои пьесы и моя деятельность были проведением ее линии. За последнее время я совершил грубейшие ошибки, я прошу покарать меня, но я прошу ЦК не гнать меня из партии». Но его обвиняют уже не просто в связях с Ягодой, но и в троцкистской деятельности. Сталин не помог. Бумеранг прилетел обратно.

Алексей Лосев, сосланный в лагеря и строивший Беломоро-Балтийский канал, чудом выживший и проживший 94 года, признан столпом русской философии. Михаил Булгаков стал классиком. Владимир Киршон, расписавшийся в истории строчками «Я спросил у ясеня…», расстрелян в 1938 году, немного не дожив до своего 36-летия.

Владимир Михайлович Киршон родился в августе 1902 года в Нальчике. Его детство прошло в Санкт-Петербурге и Кисловодске. Активно участвовал в Гражданской войне, с 1920 года — член РКП(б). По окончании учебы в Коммунистическом университете Киршон преподавал в совпартшколе Ростова-на-Дону. В 1925-м переехал в Москву, был одним из руководителей РАПП и ВОАПП, членом редколлегии журнала «На литературном посту». Реабилитирован в 1955 году. Его пьесы снова начали ставить, в 1962 году были изданы сочинения Киршона с воспоминаниями о нем. Его сын Юрий — автор сценариев к нескольким мультипликационным фильмам.

Михаил Булгаков все же «отомстил» своему гонителю, но сделал это в подлинно писательском духе. В своем рассказе «Был май» он вывел его в качестве молодого драматурга Полиевкта Эдуардовича. Тот критикует пьесу автора (имеется в виду булгаковский «Бег») и рассказывает о своей («Суд» Киршона). Булгаков издевается над драматургом, который побывал за рубежом, но пьесу на «заграничную» тему написал на основе сложившихся схем, без каких-либо собственных впечатлений — словом, привез из-за границы «кукиш с маслом».

Черты драматурга присущи и Иуде из Кириафа в «Мастере и Маргарите» (о дружбе Киршона с главой НКВД Ягодой было хорошо известно). Автор и здесь «отомстил» Киршону: Понтий Пилат организует убийство предателя Иуды, а Иешуа в беседе с прокуратором предвидит, что с юношей из Кириафа «случится несчастье, и мне его очень жаль». Таким образом, Булгаков, можно сказать, предугадал печальную судьбу своего оппонента.

Ирония судьбы Владимира Киршона: За что был расстрелян автор стихов «Я спросил у ясеня…»

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

1930-е… Владимир Киршон – протеже самого Генриха Ягоды и любимчик власти. Его считали одним из основных идеологов Российской ассоциации пролетарских писателей (РАПП). Да и сам он писал пьесы. Правда, до нашего времени они не дошли. И их названия это объясняют: : «Рельсы гудят», «Чудесный сплав» (о сталинских стройках), «Хлеб» (о борьбе партии за социализм на примере хлебозаготовок). Но в то время спектакли, поставленные по пьесам Киршона, шли на сценах главных театров молодой советской страны.

Но не драматургией единой был известен Киршон. Он активнейшим образом громил на писательских собраниях коллег по цеху: Михаила Зощенко, Алексея Толстого, Вениамина Каверина, Михаила Пришвина. В газете «Вечерняя Москва» вышла его статья, в которой он, обличая Булгакова, писал: «Отчетливо выявилось лицо классового врага. «Бег», «Багровый остров» продемонстрировали наступление буржуазного крыла драматургии».

Киршон был участником 16-го съезда ВКП(б), который проходил 28 июня 1930 года. Там прорабатывали философа Алексея Лосева. Цензор, который пропустил на публикацию книгу Лосева, в оправдание сказал, что в ней есть «оттенок философской мысли». На что Киршон на повышенных тонах возразил, что «за такие оттенки надо ставить к стенке!»

Известно, что Владимир Киршон не раз писал письма Сталину Так, в 1933 он писал вождю народов: «Я считаю себя обязанным сообщить Вам о новых попытках разжигания групповой борьбы между литераторами-коммунистами». А в 1934 он отправил Сталину и Каганович жалобу на журналистов. Если же слышал критику в адрес своего творчества, то сразу же называл её «травлей». Единственным достойным критиком своих произведений он считал самого Сталина. Он регулярно отправлял Иосифу Виссарионовичу свои пьесы с просьбой указать на недостатки.

Казалось, что Киршон неуязвим. Но в 1937 году его деяния вернулись к нему бумерангом. В марте был арестован Ягода, и после этого пошла волна арестов.

4 апреля 1937 года жена Михаила Булгакова Елена записала в дневнике: «Киршона забаллотировали на общемосковском собрании писателей при выборах президиума. И хотя ясно, что это в связи с падением Ягоды, все же приятно, что есть Немезида и т. д.» Уже в конце апреля в её дневнике появляется запись о том, что писатель Юрий Олеша предлагает пойти на собрание московских драматургов, где состоится расправа с Киршоном. Но сам булгаков это предложение отверг. Елена Сергеевна в своём дневнике пишет: «М. А. и не подумает выступать с таким заявлением и вообще не пойдет. Ведь раздирать на части Киршона будут главным образом те, кто еще несколько дней назад подхалимствовали перед ним».

Попав в опалу Киршон обратился к Сталину: «Дорогой товарищ Сталин, вся моя сознательная жизнь была посвящена партии, все мои пьесы и моя деятельность были проведением ее линии. За последнее время я совершил грубейшие ошибки, я прошу покарать меня, но я прошу ЦК не гнать меня из партии». Владимир Киршон не дожил до своего 36-летия. В 1938 году его расстреляли.

Может показаться удивительным, но были и те, кто о Киршоне вспоминал с теплотой. Одна их них актриса Клавдия Пугачева. В своём дневнике она писала: «Он любил сделать человеку что-нибудь приятное и обладал особой способностью повернуть дело так, что огорчения, казавшиеся человеку непреодолимыми, приняли бы характер мелких житейских пустяков. После встречи с ним становилось легко. Таким остался в моей памяти Владимир Михайлович Киршон. Он много помогал товарищам материально и никогда никому об этом не говорил. Многие обращались к нему с различными просьбами, и в своем кругу я не помню случая, чтобы он оставил самую незначительную просьбу без внимания. Киршон был блестящим оратором, он хорошо говорил, но он же умел и выслушать человека, обладал способностью сразу правильно понять и помочь ему».

Но вернёмся к песне… В середине 1930-х Киршон сочинил для театра Вахтангова комедию «День рождения». Музыку к спектаклю писал молодой тогда композитор Тихон Хренников. Одна из песен начиналась со слов «Я спросил у ясеня. ». До наших дней ноты к этой песне не сохранились, но сам Хренников позже вспоминал, что песня эта была куда веселее, чем у Микаэла Таривердиева. По его словам, изначально «это была ироничная песня». Но мы знаем её уже вот такой.

Интересный факт:

Михаил Булгаков все же «отомстил» своему гонителю, но сделал это в подлинно писательском духе. Причем сделал это еще задолго до ареста Киршона, когда тот был в самом зените своего могущества. Булгаков придал черты сходства с Киршоном своему Иуде из «Мастера и Маргариты» — и многие узнали его, ведь о дружбе Киршона с главой НКВД Ягодой было всем известно. В романе, как вы помните, Понтий Пилат организует убийство предателя Иуды, а Иешуа в беседе с прокуратором предвидит, что с юношей из Кириафа «случится несчастье, и мне его очень жаль». Таким образом, Булгаков, можно сказать, предугадал печальную судьбу своего оппонента.

В новогодние дни актуален вопрос, что делать, если ты, как герой рязановской комедии, улетел в Ленинград вместо Павлика. Ведь оказывается, уже были люди, повторившие «подвиг» Жени Лукашина в реальной жизни .

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector