Яков петрович полонский стихи
Яков петрович полонский стихи
Пой, пой, свирель. Погас последний луч
Вон, в сумраке долин, идут толпами жницы,
На месяце блестят и серп их и коса;
Пыль мягкая чуть-чуть дымится под ногами,
Корзины их шумят тяжелыми снопами,
Далеко звонкие их слышны голоса…
Идут… прошли… чуть слышно их…
Я жду ее одну, с приветом на устах,
В венке из полевых цветов, с серпом
Обремененную плодами золотыми…
Пой, пой, свирель.
Ночью в колыбель младенца
Месяц луч свой заронил.
«Отчего так светит Месяц?»
Робко он меня спросил.
В день-деньской устало Солнце,
И сказал ему господь:
«Ляг, засни, и за тобою
Все задремлет, все заснет».
И взмолилось Солнце брату:
«Брат мой, Месяц золотой,
Ты зажги фонарь — и ночью
Обойди ты край земной.
Кто там молится, кто плачет,
Кто мешает людям спать,
Все разведай — и поутру
Приходи и дай мне знать».
Солнце спит, а Месяц ходит,
Сторожит земли покой.
Завтра ж рано-рано к брату
Постучится брат меньшой.
Стук-стук-стук! — отворят двери.
«Солнце, встань — грачи летят,
Петухи давно пропели
И к заутрене звонят».
Солнце встанет, Солнце спросит:
«Что, голубчик, братец мой,
Как тебя господь-бог носит?
Что ты бледен? что с тобой?»
И начнет рассказ свой Месяц,
Кто и как себя ведет.
Если ночь была спокойна,
Солнце весело взойдет.
Если ж нет — взойдет в тумане,
Ветер дунет, дождь пойдет,
В сад гулять не выйдет няня:
И дитя не поведет.
Был вечер; в одежде, измятой ветрами,
Пустынной тропою шел Бэда слепой;
На мальчика он опирался рукой,
По камням ступая босыми ногами,
И было все глухо и дико кругом,
Одни только сосны росли вековые,
Одни только скалы торчали седые,
Косматым и влажным одетые мхом.
Но мальчик устал; ягод свежих отведать,
Иль просто слепца он хотел обмануть:
«Старик! — он сказал, — я пойду отдохнуть;
А ты, если хочешь, начни проповедать:
С вершин увидали тебя пастухи…
Какие-то старцы стоят на дороге…
Вон жены с детьми! говори им о боге,
О сыне, распятом за наши грехи».
И старца лицо просияло мгновенно;
Как ключ, пробивающий каменный слой,
Из уст его бледных живою волной
Высокая речь потекла вдохновенно
Без веры таких не бывает речей.
Казалось — слепцу в славе небо являлось;
Дрожащая к небу рука поднималась,
И слезы текли из потухших очей.
Но вот уж сгорела заря золотая
И месяца бледный луч в горы проник,
В ущелье повеяла сырость ночная,
И вот, проповедуя, слышит старик
Зовет его мальчик, смеясь и толкая:
«Довольно. пойдем. Никого уже нет!»
Замолк грустно старец, главой поникая.
Но только замолк он — от края до края:
«Аминь!» — ему грянули камни в ответ.
Мой злобный гений
И я сын времени, и я
Был на дороге бытия
Встречаем демоном сомненья;
И я, страдая, проклинал
И, отрицая провиденье,
Как благодати ожидал
Мне было жаль волшебных снов,
Отрадных, детских упований
И мне завещанных преданий
От простодушных стариков.
Когда молитвенный мой храм
Лукавый демон опрокинул,
На жертву пагубным мечтам
Он одного меня покинул;
Я долго кликал: где же ты,
Мой искуситель? Дай хоть руку!
Из этой мрачной пустоты
И вот, среди мятежных дум,
Среди мучительных сомнений
Установился шаткий ум
И жаждет новых откровений.
И если вновь, о демон мой,
Тебя нечаянно я встречу,
Я на привет холодный твой
Без содрогания отвечу.
Весь мир открыт моим очам,
Я снова горд, могуч, спокоен —
Пускай разрушен прежний храм.
О чем жалеть, когда построен
Другой — не на холме гробов,
Не из разбросанных обломков
Той ветхой храмины отцов,
Где стало тесно для потомков.
И как велик мой новый храм —
Нерукотворен купол вечный,
Где ночью путь проходит млечный,
Где ходит солнце по часам,
Где все живет, горит и дышит,
Где раздается вечный хор,
Который демон мой не слышит,
Который слышит Пифагор.
И, чу, в ответ на эти звуки
Все Гении земного мира
И все, кому послушна лира,
Мой храм наполнили толпой;
Гомера, Данте и Шекспира
Я слышу голос вековой.
Теперь попробуй, демон мой,
Нарушить этот гимн святой,
Наполнить смрадом это зданье.
О нет! с могуществом своим,
Бессильный, уходи к другим,
И разбивай одни преданья —
Остатки форм без содержанья.
Глухая степь — дорога далека,
Вокруг меня волнует ветер поле,
Вдали туман — мне грустно поневоле,
И тайная берет меня тоска.
Как кони ни бегут — мне кажется, лениво
Они бегут. В глазах одно и то ж
Все степь да степь, за нивой снова нива.
— Зачем, ямщик, ты песни не поешь?
И мне в ответ ямщик мой бородатый:
— Про черный день мы песню бережем.
— Чему ж ты рад? — Недалеко до хаты
Знакомый шест мелькает за бугром.
И вижу я: навстречу деревушка,
Соломой крыт стоит крестьянский двор,
Стоят скирды. — Знакомая лачужка,
Жива ль она, здорова ли с тех пор?
Вот крытый двор. Покой, привет и ужин
Найдет ямщик под кровлею своей.
А я устал — покой давно мне нужен;
Но нет его… Меняют лошадей.
Ну-ну, живей! Долга моя дорога
Сырая ночь — ни хаты, ни огня
Ямщик поет — в душе опять тревога
Про черный день нет песни у меня.
Пришли и стали тени ночи
Пришли и стали тени ночи
На страже у моих дверей!
Смелей глядит мне прямо в очи
Глубокий мрак ее очей;
Над ухом шепчет голос нежный,
И змейкой бьется мне в лицо
Ее волос, моей небрежной
Рукой измятое, кольцо.
Помедли, ночь! густою тьмою
Покрой волшебный мир любви!
Ты, время, дряхлою рукою
Свои часы останови!
Но покачнулись тени ночи,
Бегут, шатаяся, назад.
Ее потупленные очи
Уже глядят и не глядят;
В моих руках рука застыла,
Стыдливо на моей груди
Она лицо свое сокрыла…
О солнце, солнце! Погоди!
Сто лет пройдет, сто лет; забытая могила,
Вчера зарытая, травою порастет,
И плуг пройдет по ней, и прах, давно остылый.
Полное собрание стихотворений Я. П. Полонского (1896)
Полное собрание стихотворений автор Яков Петрович Полонский |
Опубл.: 1896. Источник: сканы на Викискладе (тт. 1, 2, 3, 4, 5) |
Том I [ править ]
1840—1845 [ править ]
Содержание
- 1 Том I
- 1.1 1840—1845
- 1.2 1846—1850
- 1.3 1850—1855
- 1.4 1855—1860
- 1.5 1860—1865
- 1.6 1865—1870
- 2 Том II
- 2.1 1870—1875
- 2.2 1875—1880
- 2.3 1880—1885
- 2.4 1885—1890
- 3 Том III
- 3.1 1890—1895
- 3.1.1 Произведения 50-х, 60-х и начала 70-х годов:
- 3.1 1890—1895
- 4 Том IV
- 4.1 Приложение:
- 5 Том V
- 6 Разные стихотворения
Студенческие годы.—Москва.
- Дорога
- В гостиной
- Встреча (Вчера мы встретились…)
- Диамея
- Жницы
- Ангел
- Цветок
- О, Боже, Боже…
- Солнце и месяц
- Бэда проповедник
- Священный благовест торжественно звучит…
- Пришли и стали тени ночи…
- Из драматической поэмы «Магомет»
- Магомет перед омовением
- Из Корана
- Зимний путь
- Узник
- Статуя
- О, подними своё чело…
- Маска
- Рассказ волн
- Уже над ельником из-за вершин колючих…
- Лунный свет
- Вечер
- Кумир
- К N. N.
- И я сын времени…
- На могиле
- Ночь в горах Шотландии
- Посмотри, какая мгла…
- Прости
- Вызов
- Не мои ли страсти…
- Птичка
- Ах, как у нас хорошо на балконе…
1846—1850 [ править ]
Одесса.—Тифлис.—Ялта.—Масандра.
- Утро
- Факир
- Тени
- Мраморное сердце
- Вижу ль я, как во храме смиренно она…
- Развалину башни — жилище орла…
- Переход через Неман
- Вальс «Луч Надежды»
- Последний разговор
- Первые шаги
- Прогулка по Тифлису
- Грузинская песня
- Грузинская ночь
- Горная дорога в Грузии
- После праздника
- Не жди
- Имеретин
- Над развалинами в Имеретии
- В Имеретии (Царя Вахтанга ветхие страницы…)
- Кахетинцу
- Агбар
- Татарка
- Татарские песни (Посв. Г. П. Данилевскому)
- I. Он у каменной башни стоял под стеной…
- II. Если эти слёзы…
- Саят-Нова
- Заступница
- Выбор Уста-баша
- Тамара и певец её Шота-Руставель
- Сатар
- Грузинка
- Старый сазандар
- Караван
- Кн. С. А. Г—ной
- Ночь на восточном берегу Чёрного моря
- Дубок
- Затворница
- Наивная жалоба
- Весталка
- Новой Лауре
- Прощай
- Нищий
- Качка в бурю
- Ночь
1850—1855 [ править ]
Москва.—С.-Петербург.
- На пути из-за Кавказа
- М. А. С—вой
- Рыбак (из Гёте)
- Примадонне
- Письмо
- Весна
- Бред
- Финский берег
- Жизнь движется вперёд
- Лес
- Песня цыганки
- Воспоминание
- Свет восходящих звёзд
- Нет, нет не от того признаньем медлю я…
- Последний вывод
- Пчела
- Времени
- На пути из гостей
- Смерть малютки
- Хандра
- Тишь
- Белая ночь
- Моя судьба
- Вчера священники служили в ризах чёрных…
- Агарь
- Ночь в Крыму
- Корабль пошёл навстречу тёмной ночи…
- На кладбище
- Плохой мертвец
- Перед закрытой истиной
- У Аспазии
- Колокольчик
- Моё сердце — родник, моя песня — волна…
1855—1860 [ править ]
С-Петербург.—Баден-Баден.—Женева.—Италия.—Париж.
- На Чёрном море
- На корабле
- Царство науки не знает предела…
- Звёзды
- И. С. Аксакову
- Внутренний голос
- Молитва
- Подойди ко мне, старушка…
- Наяды
- Тень ангела прошла…
- Соловьиная любовь
- Холодеющая ночь
- Туман
- Утрата
- Перед отъездом
- Концерт
- А. Н. Майкову
- На Женевском озере
- В альбом
- На берегах Италии
- Ночь в Соренто
- Чивита-Векиа
- Иногда
- Недавно ты из мрака вышел…
- Песня
- Казачка
- Иная зима
- Сны
- Увещанье
- Женщине
- Одному из детей в Париже
1860—1865 [ править ]
- Я ль первый отойду из мира…
- По горам две хмурых тучи…
- Чайка
- Последний вздох
- Безумие горя
- Я читаю книгу песен
- За городом
- Беглый
- Неизвестность
- Сумасшедший
- Фантазии бедного малого
- Юбилей Шиллера
- Фрина
- Шекспиру
- Два голоса
- Спустя 15 лет
- Мельник
- Е. А. Штакеншнейдер (Ползёт ночная тишина…)
- Давнишняя просьба
- Одному из усталых
- Рассказать ли тебе…
- В альбом К. Ш…
- Старый орёл
1865—1870 [ править ]
- Вавилонское столпотворение
- Хандра и сон М. В. Ломоносова
- Бранят
- Ф. И. Тютчеву
- Заплетя свои тёмные косы венцом…
- Что, если
- Напрасно
- Поцелуй
- Моей молоденькой соседке
- Вакханка и сатир
- Среди хаоса
- Литературный враг
- Заметки
- Детское геройство
- Двойник
- Вперёд и вперёд! вся душа моя в пламени…
- Влюблённый месяц
- В мае 1867 г.
- Т—е (Всё допытай, всё узнай, моя милая…)
- Что за беда…
- Слышу я, — моей соседки…
- Век
- Зимняя невеста
- Жалобы музы
- Орёл и змея
- Современная идиллия
- Твой скромный вид…
- И в праздности горе, и горе в труде.
- Голод
Том II [ править ]
1870—1875 [ править ]
- Вложи свой меч
- За непогрешимость
- Когда я был в неволе…
- Встреча (Сто лет — сто зим. )
- Врагам правды
- Зимняя песня русалок
- В прилив
- Библиографы
- Миазм
- Шиньон
- Поэзия
- Замогильный голос
- Музыка
- Симеон, царь Болгарский
- На железной дороге
- Откуда?!
- Мой ум подавлен был тоской…
- Колыбель в горах. (С чешского)
- Диссонанс
- Старые и новые духи
- В городке
- Кораблики
- Прости им
- В наводнение
- О Н. А. Некрасове
- В ребяческие дни любил я край родной…
- Полярные льды
- Два жребия
- Когда октава за октавой…
- В глуши
- Мировая ткань
- Поэту-гражданину
- Тёмный человек
- В дурную погоду
- В дни, когда над сонным морем…
- Помешанная
- Письма к Музе
- I. Письмо первое. О бульдоге
- II. Письмо второе (Ты как будто знала, муза…)
- Рознь
- Заря под тучами
- Есть речи
- Хромой
- Муза
- Две фиалки
- Я не боюсь врагов…
- Казимир Великий
- Из Бурдильёна
- На улицах Парижа
- Тяжёлая минута
- В степи
- Ёлка
1875—1880 [ править ]
- Чтобы песня моя разлилась как поток…
- Блажен озлобленный поэт…
- Ночная дума
- Молчи, минутного покоя не тревожь…
- Отрочество
- Что с ней?
- Нагорный ключ
- Утёс
- Слепой тапёр
- В телеге жизни
- Вечный жид
- Болгарка
- Грёзы
- Ренегат
- Туда!
- Царь-Девица
- Труженица
- Дух века
- Памяти Ф. И. Тютчева
- Спирит
- У окна
- Под красным крестом
- Как скорлупу топчет птица…
- Костыль и Тросточка (басня)
- Беспутный год
- Сбежавшая больная
- Видение Османа
- Холодная любовь
- Он человек был…
- Какое дело вам, счастливцы…
- На закате
- Сон язычника
- Глаза и ум, и вся блестишь ты…
- На искусе
- Гипотеза (Из вечности музыка вдруг раздалась…)
- Могила в лесу
- И. С. Тургеневу
- Я красоты не разлюбил…
- Н. А. Грибоедова
- Натурщица
- В гареме брань и плач…
- В потерянном раю
- Старая няня
- В годину утраты
- Пусть злая осень добила дождём…
- Что мне она!
- Я умер, и мой дух умчался…
- Сфинкс
- Опасение
- Увидал из-за тучи утёс…
- Любя колосьев мягкий шорох…
- Поздняя молодость
- Стихотворения в прозе
1880—1885 [ править ]
С.-Петербург.—Одесса.
- А. С. Пушкин
- Очерк
- Прометей
- Н. Г. Тройницкому
- У гроба И. С. Тургенева
- В. А. Жуковский
- Вечерние огни
- Московским торгашам
- Старик
- Умирающий
- Ночью
- Струйка
- Проходите толпою, трусливо блуждающей…
- Аллегория
- С колыбели мы, как дети…
- То в тёмную бездну, то в светлую бездну…
- Томит предчувствием болезненный покой…
- На каланче
1885—1890 [ править ]
- Детство нежное, пугливое…
- Н. И. Лорану
- Орёл и голубка
- У храма
- Любви не боялась ты, сердцем созревшая рано…
- Светлое Воскресенье
- Памяти В. М. Гаршина
- Для сердца нежного и любящего страстно…
- А. А. Фет
- 15 июля 1888 года
- В альбом Андо
- Эрот
- У двери
- Они
- Стансы
- Завет
- В засуху
- Лебедь
- На снежной равнине…
- Золотой телец
- Пуглив и чуток зайка серый
- В хвойном лесу
- Черногорский ключ
- На мотив одной старой французской легенды
- Подросла
- Разговор
- Зимой, в карете
- В день 50-тилетнего юбилея А. А. Фета
- Фантазия
- Я врагами богат и друзьями…
Том III [ править ]
1890—1895 [ править ]
- Поздние годы
- На пути
- В наш век
- Оттого что он верить в людей перестал…
- По торжищам влача тяжёлый крест поэта…
- Люблю, ценю твои сомненья…
- Живая статуя
- Неотвязная
- Кассандра
- Вдова
- В осеннюю темь
- Вечерний звон
- Вечерний звон (вариант)
- N. N.
- Тени и сны
- В гостях у А. А. Фета
- Зной, — и всё в томительном покое…
- Не то мучительно…
- Верь, не зиму любим мы…
- Гитана
- Хуторки
- Деревенский сон
- После чтения «Крейцеровой сонаты»
- Роза и корни
- Монолог
- Я — чадо природы…
- Родник
- Загадка
- Дни изменчивы
- Когда в наш тёмный сад…
- Вот и ночь…
- Ответ
- Борцу
- Призрак
- Ничто
- Где прежний твой восторг…
- Заметка
- Враждою народов…
- В голодный год
- После зимы и разлива весеннего…
- Голос из-за могилы
- Пустые ножны
- Подслушанные думы
- В потёмках
- В саду
- Серые годы
- В новом доме
- А. Ф. Марксу
- Ребёнку
- Выжатые лимоны
Яков Петрович Полонский
(06 декабря 1818 – 18 октября 1898)
Родился в Рязани в небогатой дворянской семье. В 1838 окончил Рязанскую гимназию. Началом своей литературной деятельности Яков Полонский считал 1837, когда представил одно из своих стихотворений цесаревичу, будущему царю Александру II, путешествовавшему по России в сопровождении своего воспитателя В.А. Жуковского.
В 1838 году Яков Полонский поступил на юридический факультет Московского университета (окончил в 1844). В студенческие годы сблизился с А. Григорьевым и А. Фетом, которые высоко оценили талант молодого поэта. Познакомился также с П. Чаадаевым, А. Хомяковым, Т. Грановским. В журнале «Отечественные записки» в 1840 было впервые опубликовано стихотворение Полонского «Священный благовест торжественно звучит. ». Печатался в журнале «Москвитянин» и в студенческом альманахе «Подземные ключи».
В 1844 вышел первый поэтический сборник Полонского «Гаммы», в котором заметно влияние М. Лермонтова. В сборнике уже встречались стихи, написанные в жанре бытового романса («Встреча», «Зимний путь» и др.). В этом жанре был впоследствии написан и шедевр лирики Якова Полонского «Песня цыганки» («Мой костер в тумане светит. », 1853). Литературовед Б. Эйхенбаум впоследствии называл главной чертой романсов Полонского «сочетание лирики с повествованием». Для них характерно большое количество портретных, бытовых и других подробностей, отражающих психологическое состояние лирического героя («Пришли и стали тени ночи. » и др.).
По окончании университета Яков Полонский переехал в Одессу, где выпустил второй поэтический сборник «Стихотворения 1845 года» (1845). Книга вызвала отрицательную оценку В.Г. Белинского, который увидел в авторе «ни с чем не связанный, чисто внешний талант». В Одессе Полонский стал заметной фигурой в кругу литераторов, продолжавших пушкинскую поэтическую традицию. Впечатления одесской жизни впоследствии легли в основу романа «Дешевый город».
В 1851 г. Яков Петрович едет в Петербург. По дороге в Петербург он заезжает в Рязань навестить больного отца. Поэт посетил дом бабушки, побывал в гостях у тетушек. В одном из альбомов Якова Петровича сохранились карандашные рисунки, сделанные в эти дни. Он рисует домочадцев, своего отца, виды Льговского монастыря и Оки в том месте, где стоит монастырь, – все то, что было мило ему с детства.
В Петербурге Полонский надеется на литературный заработок, однако его ожидания не оправдались: литература начала 1850-х годов переживала трудное время. На жизнь опять приходилось зарабатывать частными уроками. Однако в эти годы расширился круг литературных знакомств Полонского: кроме старого приятеля И. С. Тургенева, он встречается с Д.В.Григоровичем, А.В.Дружининым, А.Н.Майковым. Среди немногих домов, где Яков Петрович чувствовал себя легко, был дом известного петербургского архитектора А.И. Штакеншнейдера. Из всего семейства особенно расположена к нему была Елена Андреевна, дочь архитектора – их знакомство переросло в многолетнюю дружбу, она оставила много воспоминаний о Полонском.
В 1855г. издана книга «Стихотворения», благожелательно встреченная критиками. Его произведения начинают печатать в петербургских журналах – «Отечественных записках» и «Современнике». Однако гонорары за литературный труд не могли обеспечить жизнь поэта. И Яков Петрович становится домашним учителем сына губернатора Санкт — Петербурга Николая Смирнова. В 1857г. Смирновы, а вместе с ними и Полонский, едут за границу, в Баден-Баден. Вскоре Яков Петрович расстается с семьей Смирновых и путешествует по городам Европы: в Женеве берет уроки рисования у художника Дидэ, посещает Рим, Неаполь, Париж, где общается со многими русскими и зарубежными деятелями культуры. Александр Дюма-отец позднее напишет, что Полонский «мечтателен, как Байрон, и рассеян, как Лафонтен».
В это время Яков Петрович получает предложение стать редактором журнала «Русское слово», издание которого планирует граф Г. А. Кушелев. Зимой 1857 г. Полонский уезжает в Рим, затем в Париж. В Париже поэт влюбляется в полурусскую, полуфранцуженку — дочь псаломщика православной церкви в Париже Елену Васильевну Устюжскую. Обвенчавшись в августе 1858 г., Полонские возвращаются в Петербург. За несколько часов до рождения первенца, сына Андрея, Полонский упал с дрожек и повредил ногу, что сделало его калекой до конца жизни.
Страдания преследуют Полонского: в 1860 г. умирает сын, а летом того же года не стало и преданной, любящей жены. Томимый «великой скорбью» воспоминаний, Полонский посвящает памяти жены стихи: «Безумие горя», «Когда б любовь твоя мне спутницей была. ».
В 1860 г. Полонский получил должность секретаря коми¬тета иностранной цензуры, где и прослужил до конца своих дней. 1860-е гг. — начало поры гражданских тревог и душевных метаний поэта: в печати появляется все больше лирико-философских и публицистических стихов; выступая как гуманист и демократ, Полонский чутко откликается на происходящее в мире, в России. Оставаясь одинаково далеким и от официозной поэзии, и от тех, кто открыто и резко выражает свой протест, Полонский стремится к предельной объективности:
Ожесточила ли тебя.
Вся эта современность злая,
Вся эта бестолочь живая,
Весь этот сонм тиранов и льстецов,
Иль эта кучка маленьких бойцов,
Самолюбивых и в припадках гнева
Готовых бить направо и налево.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ЖИЗНИ
* Стихи писали все гимназисты, но Яков своими стихами выделялся, и это было известно гимназическому начальству. Потому-то, когда в августе 1837 г. гимназию собирался посетить наследник престола цесаревич Александр (будущий царь-реформатор Александр II со своим воспитателем, известным поэтом Василием Жуковским), директор Н. Семёнов поручил ученику 6-го класса Я. Полонскому написать стихотворное приветствие. Хотя чтение и не состоялось, поэт был приглашён директором на свою квартиру, где его встретил В. Жуковский, похвалил за стихи и сказал, что цесаревич жалует его золотыми часами.
На другой день в актовом зале новой гимназии (старшие классы находились в другом здании, подаренном гимназии купцом Н.Г. Рюминым, теперь там художественный музей) после молебна в присутствии всех учителей и воспитанников Якову вручили футляр с золотыми часами.
Яков Полонский стал героем дня в Рязани.
* А вот какие оценки получил он в седьмом (последнем) классе гимназии:
Грамматика — 3 (эта оценка была всего у четверых, у остальных — двойки и единицы);
сочинение — 3;
пиитика — 5;
риторика — 4;
история литературы — 5;
греческий — 1;
латинский — 2;
французский — 3;
история — 2;
география — 3;
закон Божий — 4
Среди шестнадцати выпускников Полонский занял 10-е место со средним баллом — «3».
* Яков Петрович был не только поэтом, но и талантливым художником. Два лета он провёл в усадьбе Тургенева Спасское — Лутовиново, занимаясь там, в основном, живописью. Его картины до сих пор украшают стены музея-усадьбы. Какое-то время жил и у Фета, о чём свидетельствуют и следующие строки в известном стихотворении: «Полонский здесь не без привета был встречен Фетом…».
С тяжкого 1860 года, когда умерла Елена Полонская, поэта мучило одиночество, и терзала память о погибшей жене.
Но я – я бедный пешеход,
Один шагаю, никто меня не ждёт…
И вот через шесть лет после смерти жены Полонский встречается с Жозефиной Антоновной Рюльман. Судьба её не совсем обычна. В конце шестидесятых годов она жила в доме революционера-народника П. Л. Лаврова, где её брат, студент, занимался с сыном Лаврова. Жозефина Рюльман была сиротой, но очень одарённой девушкой, увлекающейся скульптурой. Природа наделила её редкой красотой в сочетании с живым и острым умом. В семье Лавровых её называли «ледяной красавицей».
В 1866 году Ж. Рюльман становится женой Полонского. «Он женился на ней потому, что влюбился в её красоту, — записывает в своём дневнике Е.А. Штакеншнейдер. – Она вышла за него потому, что её некуда было голову преклонить. Я живо помню это первое время после их женитьбы. Это недоумение с его стороны и эту окаменелость её… Голубиная душа отогрела статую и статуя ожила…»
Полонский оказался Пигмалионом по отношению к своей жене, сделав всё возможное, чтобы её прирождённый талант развился. Большим другом семьи Полонских стал Иван Сергеевич Тургенев, также всячески поощрявший занятия Жозефины Антоновны скульптурой. Дом Полонских являл собой союз искусств — поэзии, живописи, ваяния. «Пятницы» в доме поэта, где собиралась художественная интеллигенция Петербурга пользовались большой популярностью.
В 1890 году Полонский выпускает свой последний сборник – «Вечерний звон», окрашенный настроениями печали и близости конца.
Полонский оставался рыцарем поэзии до последнего дня. Пророчески звучат его слова, обращённые к Тургеневу: « Мне кажется, что год, в который я не напишу ни строчки, ни одного стиха не состряпаю, будет последним годом в моей жизни..».
Умер Яков Полонский в Петербурге 18 (30) октября 1898.
Мой костёр в тумане светит,
Искры гаснут на лету…
Ночью нас никто не встретит,
Мы простимся на мосту.
Ночь пройдёт, и спозаранок
В степь далеко, милый мой,
Я уйду с толпой цыганок
За кибиткой кочевой.
На прощанье шаль с каймою
Ты на мне узлом стяни!
Как концы её, с тобою
Мы сходились в эти дни.
Кто-то мне судьбу предскажет?
Кто-то завтра, сокол мой,
На груди моей развяжет
Узел, стянутый тобой?
Вспоминай, коли другая,
Друга милого любя,
Будет песни петь, играя
На коленях у тебя!
Мой костёр в тумане светит,
Искры гаснут на лету…
Ночью нас никто не встретит,
Мы простимся на мосту.
Воспоминания современника оставили нам замечательный живой портрет русского поэта Якова Петровича Полонского. «Помню, как в один из моих приходов – рассказывал П. Перцев, — он стал мне читать только что напечатанное в «Книжках недели» новое своё стихотворение… Его лицо озарилось и приняло вдохновенное выражение, голос окреп и стал звучным, как у юноши; превосходные стихи легко и свободно лились один за другим из уст счастливого ими творца. Передо мной был настоящий поэт, читающий настоящие стихи».
Таким был Полонский в конце своего творческого пути на рубеже нового века.
Яков Полонский: Стихи
Здесь есть возможность читать онлайн «Яков Полонский: Стихи» весь текст электронной книги совершенно бесплатно (целиком полную версию). В некоторых случаях присутствует краткое содержание. категория: Поэзия / на русском языке. Описание произведения, (предисловие) а так же отзывы посетителей доступны на портале. Библиотека «Либ Кат» — LibCat.ru создана для любителей полистать хорошую книжку и предлагает широкий выбор жанров:
Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:
- 100
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- Описание
- Другие книги автора
- Правообладателям
- Похожие книги
Стихи: краткое содержание, описание и аннотация
Предлагаем к чтению аннотацию, описание, краткое содержание или предисловие (зависит от того, что написал сам автор книги «Стихи»). Если вы не нашли необходимую информацию о книге — напишите в комментариях, мы постараемся отыскать её.
Яков Полонский: другие книги автора
Кто написал Стихи? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.
Возможность размещать книги на на нашем сайте есть у любого зарегистрированного пользователя. Если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия, пожалуйста, направьте Вашу жалобу на info@libcat.ru или заполните форму обратной связи.
В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.
Стихи — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком
Ниже представлен текст книги, разбитый по страницам. Система сохранения места последней прочитанной страницы, позволяет с удобством читать онлайн бесплатно книгу «Стихи», без необходимости каждый раз заново искать на чём Вы остановились. Поставьте закладку, и сможете в любой момент перейти на страницу, на которой закончили чтение.
Яков Петрович Полонский
— Затворница — Песня цыганки
ЗАТВОРНИЦА В одной знакомой улице Я помню старый дом, С высокой темной лестницей, С завешанным окном, Там огонек, как звездочка, До полночи светил, И ветер занавескою Тихонько шевелил. Никто не знал, какая там Затворница жила, Какая сила тайная Меня туда влекла, И что за чудо-девушка В заветный час ночной Меня встречала бледная, С распущенной косой. Какие речи детские Она твердила мне: О жизни неизведанной, О дальней стороне. Как не по-детски пламенно, Прильнув к устам моим, Она, дрожа, шептала мне: «Послушай, убежим! Мы будем птицы вольные, Забудем гордый свет. Где нет людей прощающих, Туда возврата нет. » И тихо слезы капали, И поцелуй звучал, И ветер занавескою Тревожно колыхал. Песнь Любви. Стихи. Лирика русских поэтов. Москва, Изд-во ЦК ВЛКСМ «Молодая Гвардия», 1967.
ПЕСНЯ ЦЫГАНКИ Мой костер в тумане светит; Искры гаснут на лету. Ночью нас никто не встретит; Мы простимся на мосту.
Ночь пройдет — и спозаранок В степь далеко, милый мой, Я уйду с толпой цыганок За кибиткой кочевой.
На прощанье шаль с каймою Ты на мне узлом стяни: Как концы ее, с тобою Мы сходились в эти дни.
Кто-то мне судьбу предскажет? Кто-то завтра, сокол мой, На груди моей развяжет Узел, стянутый тобой?
Вспоминай, коли другая, Друга милого любя, Будет песни петь, играя На коленях у тебя!
Мой костер в тумане светит; Искры гаснут на лету. Ночью нас никто не встретит; Мы простимся на мосту. Чудное Мгновенье. Любовная лирика русских поэтов. Москва, «Художественная литература», 1988.