19 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Анализ стихотворения пастернака объяснение. «Объяснение» Пастернак Анализ стихотворения «Гамлет»

Анализ стихотворения пастернака объяснение. «Объяснение» Пастернак Анализ стихотворения «Гамлет»

Популярное

Одежда обувь головные уборы задания для детей

Логопедическое занятие в доу по фгос

Формы взаимодействия воспитателя и логопеда Похожие работы на — Особенности организации взаимодействия учителя-логопеда и родителей при коррекции речи д

дидактический материал для коррекционно-логопедических занятий по формированию графомоторных навыков леворуких дошкольников

Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста Графические упражнения как средство развития графомоторных навыков

Конспект занятия в компенсирующей подготовительной к школе группе с тяжёлыми нарушениями речи совместно с родителями

Логопедическая работа в детском саду

Жизнь вернулась также беспричинно анализ. Анализ стихотворения пастернака объяснение. Анализ стихотворения «Гамлет»

Так причудливо тасуется колода. Поди разбери, отчего намертво впечаталась в память вторая часть стихотворения и напрочь забылась первая. Даже не забылась, как и не было ее. Помню, что в первый раз, читая «Живаго», вообще не обратила внимания на эти стихи. Тогда в восемнадцать: «Свеча горела на столе», «Я кончился, а ты жива», «С порога смотрит человек, не узнавая дома», «Маргарита» еще может быть. Перечитывала лет пять спустя, поплакала над трамваем, который обогнала старая немка Амалия Карловна: «она обогнала Живаго и пережила его». Стихи из синей тетради в конце книги — вспомнить любимое. И во второй раз медленные воды «Рождественской звезды» сомкнулись надо мной, подивилась, как могла не увидеть-не услышать-не почувствовать этого впервые.

А хлестнуло наотмашь «Объяснением». Даже могу восстановить: яркий зимний день, холодно, солнечно, много снега, все сверкает за окном. Читаю, скорее просматриваю: перевернуть страницу, разворот, ниже-ниже. Это начиналось в нижней четверти левого листа и немного захватывало верх правого. Мгновенно обожгло и все, что «до» перестало быть. Да и «после» уже неинтересно. Только это существует и, боже, как хорошо. Они расстаются, а он продолжает заботиться о ней, это ведь не мужицкий эгоизм, заставляющий что угодно сказать, лишь бы не видеть женских слез. «Разбередишь присохший струп весенней лихорадки» — это знать любимое тело и любимое лицо до мелочей, до «я помню все твои трещинки» позже у Земфиры.

И потом: «Сними ладонь с моей груди. Мы провода под током. Друг к другу вновь, того гляди, нас бросит ненароком». Если такое притяжение, к чему расставаться? Не понимаю. После демагогия про «Быть женщиной — великий шаг. Сводить с ума — геройство» и дурацкая привязанность слуг, с которой он век благоговеет. Вот это уже дежурные мужские отговорки. Или нет? Наверно нет, просто неудачная лексическая конструкция, форма отстраненности, которая кажется фальшивой после обнаженной чувственности начала. И безнадежный финал с ночью, сковавшей «кольцом тоскливым».

А все-таки, почему он уходит? Может все еще наладится? Думаете нет? Ну да, вряд ли, но там ведь на инерции можно еще длить и длить. Не хочет отчего-то. Так и прожила полжизни, не понимая. Не то, чтобы как-то напрягало, но сидело нечувствительной занозой. Сегодня нашла эти стихи, прочла первую часть и все поняла: «Жизнь вернулась так же беспричинно, как когда-то странно прервалась». Любовь — патология, разрыв в жизни. Жизнь вернулась, потому что любовь ушла. А без нее длить отношения бессмысленно. Как-то так.

Жизнь вернулась так же беспричинно,
Как когда-то странно прервалась.
Я на той же улице старинной,
Как тогда, в тот летний день и час.

Те же люди и заботы те же,
И пожар заката не остыл,
Как его тогда к стене Манежа
Вечер смерти наспех пригвоздил.

Женщины в дешевом затрапезе
Так же ночью топчут башмаки.
Их потом на кровельном железе
Так же распинают чердаки.

Вот одна походкою усталой
Медленно выходит на порог
И, поднявшись из полуподвала,
Переходит двор наискосок.

Я опять готовлю отговорки,
И опять всё безразлично мне.
И соседка, обогнув задворки,
Оставляет нас наедине.
_______

Не плачь, не морщь опухших губ,
Не собирай их в складки.
Разбередишь присохший струп
Весенней лихорадки.

Сними ладонь с моей груди,
Мы провода под током.
Друг к другу вновь, того гляди,
Нас бросит ненароком.

Пройдут года, ты вступишь в брак,
Забудешь неустройства.
Быть женщиной — великий шаг,
Сводить с ума — геройство.

А я пред чудом женских рук,
Спины, и плеч, и шеи
И так с привязанностью слуг
Весь век благоговею.

Но, как ни сковывает ночь
Меня кольцом тоскливым,
Сильней на свете тяга прочь
И манит страсть к разрывам.

Жизнь вернулась так же беспричинно,

Как когда-то странно прервалась.

Я на той же улице старинной,

Как тогда, в тот летний день и час.

Те же люди и заботы те же,

И пожар заката не остыл,

Как его тогда к стене Манежа

Вечер смерти наспех пригвоздил.

Женщины в дешевом затрапезе

Так же ночью топчут башмаки.

Их потом на кровельном железе

Так же распинают чердаки.

Вот одна походкою усталой

Медленно выходит за порог

И, поднявшись из полуподвала,

Переходит двор наискосок.

Я опять готовлю отговорки,

И опять все безразлично мне.

И соседка, обогнув задворки,

Оставляет нас наедине.

Не плачь, не морщь опухших губ,

Не собирай их в складки.

Разбередишь присохший струп

Сними ладонь с моей груди,

Мы провода под током,

Друг к другу вновь того гляди,

Нас бросит ненароком.

Пройдут года, ты вступишь в брак,

Быть женщиной – великий шаг,

Сводить с ума – геройство.

А я пред чудом женских рук,

Спины, и плеч, и шеи

И так с привязанностью слуг

Весь век благоговею.

Но как ни сковывает ночь

Меня кольцом тоскливым,

Сильней на свете тяга прочь

И манит страсть к разрывам.

На сборном поэтическом вечере в Политехническом музее, состоявшемся 7 февраля 1948 года под названием «Поэты за мир, за демократию», в числе 20 других читал свои стихи Пастернак. В списке приглашенных им на вечер была Ольга Ивинская. Пастернак встречал ее у входа. Она опаздывала, и он появился в зале в тот момент, когда Алексей Сурков говорил вступительное слово, внезапно прервавшееся оглушительными аплодисментами. Сурков не сразу понял, что аплодируют не ему, а Пастернаку, старавшемуся незаметно проскользнуть на свое место в президиуме. Надо было видеть страшную гримасу, которой исказилось его лицо.

«…Всем вежливо хлопали, но когда наступила очередь Пастернака, зал опять, как при его появлении разразился дружными долгими аплодисментами… Меня поразило его чтение. Он читал стихи как бы в очень камерной манере, совсем без декламации, вслушиваясь в них, подчеркивая интонацией смысловую сторону, но не отпуская и стихотворного размера, и ритмических каденций строфы, ускоряя и замедляя течение строки… Его скорее низкий голос шел из глубины и, казалось, захватывал его самого целиком этими произносимыми строками, и все окрашивалось неповторимой интонацией взволнованного, живого и подлинного чувства, где-то почти на грани всхлипывания и захлеба…

Зал музея замирал и потом срывался в аплодисменты. Когда он запнулся, ему тут же подсказали строку. Казалось, все понимали, что присутствуют при чуде. Когда он кончил, его аплодисментами и криками заставили читать еще – «на бис». Он прочитал два новых стихотворения, которые многие уже знали: «Свеча» и «Рассвет».

Сейчас кажется удивительным, как в то время можно было публично, в Большом зале Политехнического музея читать такие откровенно христианские стихи. Но, по-моему, дело в том, что тогда одичание было настолько глубоким, что огромное большинство, и в том числе, конечно, и официальные лица, просто не понимало, кто тот Ты, к кому обращается поэт».

Из воспоминаний «Тайная свобода»

«– Я дал несколько стихотворений представителю „Литературной газеты“. Тот выбрал „Рассвет“: „Это ведь Сталину посвящено, не правда ли?“ – Какому Сталину? Это стихотворение посвящено Богу, Богу. Звонит снова: „Извините, мы ничего напечатать не можем“…»

Читать еще:  Какие ласковые слова можно сказать любимой девушке. Какие ласковые слова можно сказать девушке

Варлам Шаламов. Пастернак

Ты значил все в моей судьбе.

Потом пришла война, разруха,

И долго-долго о Тебе

Ни слуху не было, ни духу.

Всю ночь читал я Твой Завет

И как от обморока ожил.

Мне к людям хочется в толпу,

В их утреннее оживленье.

Я все готов разнесть в щепу

И всех поставить на колени.

И я по лестнице бегу,

Как будто выхожу впервые

На эти улицы в снегу

И вымершие мостовые.

Везде встают, огни, уют,

Пьют чай, торопятся к трамваям.

В теченье нескольких минут

Вид города неузнаваем.

В воротах вьюга вяжет сеть

Из густо падающих хлопьев,

И, чтобы вовремя поспеть,

Все мчатся недоев-недопив.

Я чувствую за них за всех,

Как будто побывал в их шкуре,

Я таю сам, как тает снег,

Я сам, как утро, брови хмурю.

Со мною люди без имен,

Деревья, дети, домоседы.

Я ими всеми побежден

И только в том моя победа.

«…Борис Леонидович сказал, что одна из самых трудных задач, с которыми столкнулась русская философия в начале XX века, состояла в определении настоящей позиции по отношению к Толстому и в связи с его „отлучением“…

Поэзия шла тем же путем, что и философия… Многие после непродолжительного увлечения «толстовством» возвращались к православию. Вообще пути «ухода» изучены лучше, чем пути «возвращения»…

Многое из того, что говорил Пастернак, казалось мне загадочным. Оно таковым и оставалось до той самой поры, когда был написан «Доктор Живаго», где главным как раз и является «путь возвращения»:

«Где воздух синь…»

«…Я уже говорил тебе, что начал писать большой роман в прозе. Собственно, это первая настоящая моя работа. Я в ней хочу дать исторический образ России за последнее сорокапятилетие, и в то же время всеми сторонами своего сюжета, тяжелого, печального и подробно разработанного, как, в идеале, у Диккенса или Достоевского, – эта вещь будет выражением моих взглядов на искусство, на Евангелие, на жизнь человека в истории и на многое другое. Роман пока называется „Мальчики и девочки“. Я в нем свожу счеты с еврейством, со всеми видами национализма (и в интернационализме), со всеми оттенками антихристианства и его допущениями, будто существуют еще после падения Римской империи какие-то народы и есть возможность строить культуру на их сырой национальной сущности.

Атмосфера вещи – мое христианство, в своей широте немного иное, чем квакерское и толстовское, идущее от других сторон Евангелия в придачу к нравственным…»

Роль стихов в романе «Доктор Живаго»

Автор: Guru · 18.08.2017

Впервые роман «Доктор Живаго» вышел в свет в 1988 году. Это произведение зачастую называют одним из сложнейших в творчестве Б. Пастернака. В этой статье мы разберем «поэтический сборник» главного героя.

Значение стихов в романе

Лирические произведения являются неким композиционным элементом. Они дают характеристику действительности от лица доктора и содержат в себе лейтмотивы романа. Многие сквозные образы, которые проходят через весь труд писателя, как нельзя лучше представлены именно в поэзии. Роль стихов в романе «Доктор Живаго» исключительна: они позволяют глубже понять главного героя, а за ним скрывается сам автор, то есть читатель проникает в самые недра души творца. После прочтения книги мы уже воспринимаем Пастернака, как старого знакомого.

«Весенняя распутица»

Многие стихотворения непосредственно связанны с сюжетом книги, одно из них «Весенняя распутница». Оно связанно с эпизодом возвращения Юрия домой из Юрятина. В нем показаны эмоции природы, которая после долгой разлуки встречает молодого человека, радуясь и в то же время, злясь на него за долгое отсутствие.

Герой тонко чувствует окружающий мир, его поэтический дар тесно связан с природой: он дан ему свыше, как и розе дан волнующий аромат. Никто не может постичь ответ на вопрос, кто создал мир таким богатым на противоречия, и не нам его менять, сводя к единообразию. Для Юрия, как и для других интеллигентов, естественно было отличаться от пролетариев, каждый по-своему хорош и полезен, поэтому нельзя строить политику страны на отторжении того или иного естества. Именно эту идею автор вдохнул в роман, показывая возвышенного человека, растоптанного и сломленного, как весенний первоцвет.

«Гамлет»

Однако, цикл стихов в романе «Доктор Живаго», открывает «Гамлет», написанный Борисом Леонидовичем в 1946 году. В нем автор находит своего духовного брата, и через него показывает свои опасения за новый век. В лирике неспроста появляется Иисус Христос. Юрий, как и сын Божий, предчувствует беды человечества, а также свою гибель. Он приходит на поле брани помогать, а не воевать, хочет помочь людям, а не партиям. И за искренний посыл он был сломлен и раздавлен.

Пастернак предвидел и свою смерть, ведь он изобразил трагическую судьбу русской интеллигенции, которая не приняла революцию, и знал, что правительство не простит ему этого. Так и произошло: писателя затравили в прессе, а гениальный роман оценили лишь за рубежом. Нобелевскую премию за него он так и не получил.

«Зимняя ночь»

Это было первое самостоятельное лирическое произведение, которое позже публиковалось под названием «Свеча». Главной мыслью в нем является антитеза жизни и смерти, гармония в противостоянии. Холодный ветер, февральская стружа, символизируют смерть, а горящая свеча – жизнь.

Автор использует прием антитезы, показывая, как жизнь борется со смертью. Например, в строках «мело по всей земле» и « свеча горела» холод противопоставляется теплу, мертвое — живому, но в итоге ели горящий огонек не может затушить даже леденящий ветер.

«Март» относится к пейзажной лирике Пастернака. Он выразительно описал весеннюю красу, пробуждающееся тепло и возрождение жизни. Писатель смог не только описать сельское житье, но и наполнить стих тайным смыслом. Он показал, что для деревенских людей радости заключаются в малом, в то время как москвичи отторгают дикость мартовской природы. Для горожан это слякоть и сырость, а для сельчан – долгожданное дело, начало трудов и забот, сулящих урожай.

Образ весны перекликается с образом крестьянки: у обеих дело кипит в руках. Для поэта время года ассоциируется с трудолюбивой скотницей, которая, наконец, дорвалась до уборки, и даже вилы ее «здоровьем пышут».

«Объяснение»

Некоторые стихотворения имеют автобиографический характер, помогая связать судьбу Бориса Леонидовича с участью Живаго, одно из таких «Объяснение». Оно было посвящено Ольге Ивинской, а в книге помогло передать характер взаимоотношений Юрия и Лары.

Произведение повествует о разлуке, тяга к которой для поэта сильнее всего, ведь он острее других чувствует, что роман подошел к концу. Страсть не могла закончиться по-другому. Хоть герои все еще не остыли друг к другу, но им пора прощаться. Их нынешнее положение автор называет «неустройством», а любимой женщине пророчит брак, как будто для нее так будет лучше, и вскоре она забудет его.

Такой же сильной страстью обернулись взаимоотношения доктора и его ассистентки. Также были они обречены на расставание, ведь Юрий не мог обеспечить защиту ей и ее ребенку в таком шатком положении. Он отпустил ее, зная, что так она будет в безопасности.

«Гефсиманский сад»

Он был написан в 1958 году и стал окончанием «Доктора Живаго». Как и в «Гамлете», в последнем стихотворении прослеживаются евангельские мотивы. Следует заметить, что эти два стиха похожи между собой. Пастернак возвращается к образу чаши.

В первом она олицетворяет жизненный путь и является символом рока. Во втором же автор ближе подходит к евангельскому толкованию. Чаша становится символом самопожертвования человека и мученичества. «Гефсиманский сад» представляет собой замыкающее звено всего романа.

Читать еще:  Как сделать сильный заговор на удачу в работе. Заговор на удачу в любой работе

Сон пастернак анализ. «Сон», анализ стихотворения Пастернака

«Сон» Борис Пастернак

Мне снилась осень в полусвете стекол,
Друзья и ты в их шутовской гурьбе,
И, как с небес добывший крови сокол,
Спускалось сердце на руку к тебе.
Но время шло, и старилось, и глохло,
И, поволокой рамы серебря,
Заря из сада обдавала стекла
Кровавыми слезами сентября.
Но время шло и старилось. И рыхлый,
Как лед, трещал и таял кресел шелк.
Вдруг, громкая, запнулась ты и стихла,
И сон, как отзвук колокола, смолк.
Я пробудился. Был, как осень, темен
Рассвет, и ветер, удаляясь, нес,
Как за возом бегущий дождь соломин,
Гряду бегущих по небу берез.

Анализ стихотворения Пастернака «Сон»

Первая любовь пришла к Борису Пастернаку довольно поздно, в 20-летнем возрасте. Он испытал очень нежные и сильные чувства к Иде Высоцкой, дочери очень состоятельного московского купца, с которой познакомился совершенно случайно. Тем не менее, нескольких мимолетных встреч оказалось достаточно для того, чтобы юный поэт в буквальном смысле слова потерял голову. Именно по этой причине в 1920 году Борис Пастернак настоял на том, чтобы продолжить свое образование в Германии, куда на время уехала семья его избранницы. Объяснение с возлюбленной состоялось в далеком Марбурге, и капризная девица, избалованная мужским вниманием, ответила Пастернаку отказом. Поэту пришлось приложить массу усилий, чтобы достойно его пережить и найти в себе силы для дальнейшего существования. Тем не менее, уже в 1913 году он создает стихотворение под названием «Сон», где пытается взглянуть на любовь к Иде Высоцкой глазами постороннего человека.

Встречу с этой девушкой и последующее развитие событий, которые молодому человеку столько душевной боли, он пытается представить в виде сна, окрашенного в желто-багряные тона. Именно так выглядит осень, которая символизирует не только окончание жизненного пути, но и финал взаимоотношений между двумя людьми . Когда роман Пастернака и Высоцкой вступил в финальную стадию, в душе поэт поселилась именно та самая осень, холодная и богатая красками, когда « как с небес добывший крови сокол, спускалось сердце на руки к тебе». Однако столь ценное подношение было отвергнуто, и время превратилось для Пастернака в «рыхлый, как лед… кресел шелк», который трещал и расползался от малейшего прикосновения. При этом каждый день «заря из сала обдавала стекла кровавыми слезами сентября».

Боль, тоска, одиночество, чувство разочарования и опустошения – все это поэт испытал в полной мере, пока пытался излечиться от болезни под названием любовь. Что именно послужило поводом к началу выздоровления, неизвестно, и пастернак на акцентирует на этом внимания. Однако он отмечает, что его чувства к Иде Высоцкой оказались чем-то, похожим на сон, тяжелый, полный кошмаров и окрашенный в багряные тона. Но и он однажды прервался по воле судьбы, что спасло поэта от душевных терзаний. «Вдруг, громкая, запнулась ты и стихла, и сон, как отзвук колокола, смолк», — отметил автор.

Его пробуждение оказалось болезненным и лишенным романтизма, так как реальный мир оказался менее привлекательным, чем те грезы, к которым привык поэт. Он подчеркивает, что «был, как осень, темен рассвет», а холодный ветер принес с собою дождь. Но даже столь мрачный пейзаж за окном сумел вселить в Пастернака надежду на то, что в его жизни начинается новый период, и в нем уже не будет места то, которая отвергла его чувства.

Первая любовь пришла к Борису Пастернаку довольно поздно, в 20-летнем возрасте. Он испытал очень нежные и сильные чувства к Иде Высоцкой, дочери очень состоятельного московского купца, с которой познакомился совершенно случайно. Тем не менее, нескольких мимолетных встреч оказалось достаточно для того, чтобы юный поэт в буквальном смысле слова потерял голову. Именно по этой причине в 1920 году Борис Пастернак настоял на том, чтобы продолжить свое образование в Германии, куда на время уехала семья его избранницы. Объяснение с возлюбленной состоялось в далеком Марбурге, и капризная девица, избалованная мужским вниманием, ответила Пастернаку отказом. Поэту пришлось приложить массу усилий, чтобы достойно его пережить и найти в себе силы для дальнейшего существования. Тем не менее, уже в 1913 году он создает стихотворение под названием , где пытается взглянуть на любовь к Иде Высоцкой глазами постороннего человека.

Встречу с этой девушкой и последующее развитие событий, которые принесли молодому человеку столько душевной боли, он пытается представить в виде сна, окрашенного в желто-багряные тона. Именно так выглядит осень, которая символизирует не только окончание жизненного пути, но и финал взаимоотношений между двумя людьми. Когда роман Пастернака и Высоцкой вступил в финальную стадию, в душе поэт поселилась именно та самая осень, холодная и богатая красками, когда «как с небес добывший крови сокол, спускалось сердце на руки к тебе». Однако столь ценное подношение было отвергнуто, и время превратилось для Пастернака в «рыхлый, как лед… кресел шелк», который трещал и расползался от малейшего прикосновения. При этом каждый день «заря из сада обдавала стекла кровавыми слезами сентября».

Боль, тоска, одиночество, чувство разочарования и опустошения – все это поэт испытал в полной мере, пока пытался излечиться от болезни под названием любовь. Что именно послужило поводом к началу выздоровления, неизвестно, и на акцентирует на этом внимания. Однако он отмечает, что его чувства к Иде Высоцкой оказались чем-то, похожим на сон, тяжелый, полный кошмаров и окрашенный в багряные тона. Но и он однажды прервался по воле судьбы, что спасло поэта от душевных терзаний. «Вдруг, громкая, запнулась ты и стихла, и сон, как отзвук колокола, смолк», — отметил автор.

Его пробуждение оказалось болезненным и лишенным романтизма, так как реальный мир оказался менее привлекательным, чем те грезы, к которым привык поэт. Он подчеркивает, что «был, как осень, темен рассвет», а холодный ветер принес с собою дождь. Но даже столь мрачный пейзаж за окном сумел вселить в Пастернака надежду на то, что в его жизни начинается новый период, и в нем уже не будет места той, которая отвергла его чувства.

Если у данного материала осутствует информация об авторе или источнике, значит он был просто скопирован в сети Интернет с других сайтов и представлен в сборнике исключительно для ознакомления. В данном случае отсутствие авторства предлагает принять написанное, как просто чье-то мнение, а не как истину в последней инстанции. Люди много пишут, много ошибаются — это закономерно.

Чувства настоящей любви Борис Леонидович испытал в довольно взрослом возрасте. Многие из нас узнают о первых влечениях в четырнадцать, в шестнадцать или восемнадцать лет. Пастернак осознал свою влюбленность в возрасте двадцати лет. Он потерял голову от знакомства с Идой Высоцкой.

Всего несколько случайных встреч покорили душу и сердце поэта. Пастернак отправился за границу лишь потому, что там временно пребывала семья любимой девушки. После признания в своих теплых чувствах, Борис Леонидович получил отказ от избалованной девицы и старался должным образом его пережить. Он создает стихотворение «Сон», в котором читатель может ознакомиться с чувствами к Иде, как посторонний человек.

Встречу и отказ милой девушки поэт вспоминает с горькими душевными разочарованиями. Он описывает случившиеся события в багряных тонах. По мнению автора, былые отношения ассоциируются у него с золотистой осенью, которая может символизировать не только окончание определенного природного цикла, а и разрыв отношений между людьми.

Читать еще:  Как отличить кожаные сапоги от кожзаменителя. Как отличить натуральную кожу от искусственной

Когда роман Пастернака и Высоцкой закончился, в душе поэта стало холодно и мерзко, как и осенью. Автор стихотворных строк пытался излечить себя от случившейся болезни под названием любовь. Он в полной мере испытывал чувства тоски и одиночества. Разочарование переполняло его хрупкую душу.

Спустя время Пастернак начал ощущать облегчение. Он называл все те события, связанные с Высоцкой тяжелым сном, который наполнен кошмарами. Опомнившись от такого сна, поэт погрузился в суровую реальность. Борис Леонидович называет рассвет и пробуждение темным и холодным, как осенью.

Пройдет еще немного времени, и Пастернак начнет понемногу выздоравливать и понимать, что впереди его ждет светлая, интересная жизнь, ради которой необходимо отряхиваться от прошлых поражений и идти вперед.

Борис Пастернак. « С о н».

Мне снилась осень в полусвете стекол,
Друзья и ты в их шутовской гурьбе,
И, как с небес добывший крови сокол,
Спускалось сердце на руку к тебе.

Но время шло, и старилось, и глохло,
И, поволокой рамы серебря,
Заря из сада обдавала стекла
Кровавыми слезами сентября.

Но время шло и старилось. И рыхлый,
Как лед, трещал и таял кресел шелк.
Вдруг, громкая, запнулась ты и стихла,
И сон, как отзвук колокола, смолк.

Я пробудился. Был, как осень, темен
Рассвет, и ветер, удаляясь, нес,
Как за возом бегущий дождь соломин,
Гряду бегущих по небу берез.

О с н о в н а я м ы с л ь. Сон рассказал, что любви пришел конец.
К а к о й х у д о ж е с т в е н н ы й п р и ё м в н ё м б ы л и с п о л ь з о в а н? Противопоставление сна (с его течением времени) и реальности пробуждения. (Двойное действие: лирический герой рассказывает сон, в котором времени проходит значительно больше, чем в действительности, и делает вывод после пробуждения, уже в реальности).
Т р о п ы. Преобладают метафоры : отблеск зари на стеклах сравнивается с багровыми — цвета крови — красками осени, время — жизнь. Пробуждение — избавление от любовной зависимости.
Образное сравнение: сердца с соколом, шелка со льдом, сна с отзвуком колокола.
Эпитеты: шутовская гурьба кровавые слезы, рыхлый шелк, громкая ты, бегущий дождь, бегущие березы.
Олицетворение : сердце спускалось, время шло, старилось и глохло.
Повтор : время шло и старилось; бегущий дождь, бегущие березы.
К а к в ы в о с п р и н я л и с т и х о т в о р е н и е? Как лирическое. Красивое, но грустное. Как напоминание о неизбежном и необратимом ходе времени и уходе любви.
Ч т о п е р е ж и в а е т а в т о р? Его лирический герой проснулся и осознал, что время упущено, любовь не принесла счастья. Будущее тоже тоскливо. Настроение осеннее, стихотворение проникнуто грустью.
О п р е д е л и т ь о п о р н ы е с л о в а в к а ж д о й с т р о ф е, о б о с н о в а т ь в ы б о р.
1 строфа: ТЫ — мы знакомимся с героиней сна, приручившей лирического героя также, как и целую толпу
2 строфа: СЛЕЗЫ – течение времени не дает успокоения, чувства тлеют. 3 строфа: ВРЕМЯ – время расставило все по местам, чувства превращаются в тлен и прах, голос любимой больше не звучит в душе.
4 строфа: РАССВЕТ – лирический герой не только проснулся, (будущее его пока еще темно), но и стряхнул старую любовь, как кошмарный сон. Былое кружится соломинками позади, и ветер таким же манером склоняет верхушки берез в вышине, откуда раньше спускался прирученный любовью сокол.
В к а к о й с т р о ф е е с т ь р а з в ё р н у т а я м е т а ф о р а. Во второй: «поволокой рамы серебря, заря из сада обдавала стекла кровавыми слезами сентября». Яркие, но печальные, томительные и непреходящие чувства лирического героя уподобляются осенним явлениям: речь идет о дожде, туманящем окна, которые в свете зари имеют кровяной отблеск, о дожде, в котором багрянец листьев становится темнее.

Взаимопроникновение двух миров — мира природы и мира человеческой души — пронизывает все творческое наследие Б.Л. Пастернака , одного из крупнейших лириков двадцатого века, создавшего особую поэтику синтеза вещественного и поэтического.

В основе стихотворения — стремление поэта зафиксировать зыбкое состояние сна, разрушаемое реальностью. Тонкая ассоциативность, напряженность метафоричного мышления, музыкальность форм позволяют поэту уловить тонкую связь между образами сновидения и миром, что его окружает.

Сон, обволакивающий, противоречивый, наполненный внутренним напряжением, соткан в 3 строфах стихотворения. Расплывчатые контуры, плывущие очертания, смазанные преломлением через стекло («в полусвете стекол» ), позволяют создать яркий образ героини , так чётко выделяющийся на фоне «шутовской гурьбы» . И хотя черты ее скрыты, читатель понимает, что перед ним описание утраченного, возможно, навсегда потерянного чувства.

И, как с небес добывший крови сокол,
Спускалось сердце на руку тебе.

Взлет и падение, покорность и полная самоотдача в этой мастерски выстроенной антитезе , отражающей через экспрессию лирического слова нежность и боль. Повтор слова «кровь» , показывающий глубину этих эмоций, дважды появляется в тексте: первый раз — в образном сравнении , второй — в рамках метафоры .

Весь сон — это мысли о ней, попытка уловить ускользающий из памяти облик и голос. И потому все заканчивается, как только она умолкает.

Вдруг, громкая, запнулась ты и стихла,
И сон, как отзвук колокола, смолк.

Ускользающие чувства связаны с лейтмотивом осени, окутывающей и пространство сна, и огромный, реальный мир за окнами гостиной. Дождь, «кровавые слезы сентября» , ветер, «темный рассвет» как бы стягивают воедино два состояния лирического героя, сон и явь.

Для поэзии Б. Пастернака характерно, что лирический герой не тематический центр произведения, а связующее звено в потоке явлений. Вот и в стихотворении «Сон» он выступает тем, кто стремится уловить и воссоздать изменения временной и пространственной категории.

Сон сосредоточен на гостиной, ограничен ей. Даже от осени комната защищена «полусветом стекол» , не пропускающих «кровавые слезы сентября» . Но время тут, в месте, где находится героиня, подчиняется своим законам:

Но время шло, и старилось, и глохло.

Эта строка рефреном повторяется в тексте. А вместе с утратой времен сон утрачивает звук, стирает цвет. Попытка остановить уходящее время видна в словах с негативной окраской — «глохло» , «запнулась» . Сравнением, выстроенном на книжной лексике, «как отзвук колокола» , сон растворился в огромном, вращающемся в бесконечном вихре, реальном пространстве, тоже убегающем вдаль:

. и ветер, удаляясь нес,
Гряду бегущих по небу берез.

Единство сна и реальных чувств передается через ритмическую структуру стихотворения — пятистопный ямб с перекрестной рифмовкой, самый распространенный в русском стихосложении метр, тонко подхватывающий динамику лирической мысли.

Оглушительная образность, неуёмность строк — визитная карточка Б. Пастернака. Его стихотворение «Сон» покоряет тихой грустью о невозвратном и притягивает особым минорным звучанием. Данное произведение по праву можно отнести к шедеврам любовной лирики .

  • «Доктор Живаго», анализ романа Пастернака
  • «Зимняя ночь»(Мело, мело по всей земле. ), анализ стихотворения Пастернака
  • «Июль», анализ стихотворения Пастернака
  • «Гамлет», анализ стихотворения Пастернака

Источники:

http://povarolga.ru/zhizn-vernulas-takzhe-besprichinno-analiz-analiz-stihotvoreniya/
http://literaguru.ru/rol-stihov-v-romane-doktor-zhivago/
http://eyyes.ru/son-pasternak-analiz-son-analiz-stihotvoreniya-pasternaka/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector