0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Авторитет в семье и его типы. Образование в городе мурманске. Список использованной литературы

Авторитет в семье и его типы. Образование в городе мурманске. Список использованной литературы

Тема нашего сегодняшнего разговора «Родительский авторитет».

Авторитет — это влияние какого-либо лица, основанное на знаниях, нравственных достоинствах и жизненном опыте. Быть авторитетным родителем — значит притягивать ребёнка силой обаяния своей личности, руководить и помогать там, где необходимо.

Авторитет не приобретается автоматически с «приобретением» ребенка. Он нарабатывается годами самоотверженного родительского труда, который сродни труду шахтера.

Чем взрослее ребенок, тем труднее родителям быть авторитетом для ребенка. Для маленького ребенка родители — существа, которых он почитает и обожает. В глазах малыша — папа — самый сильный, умный, справедливый; мама- самая красивая, добрая, замечательная.

Этот авторитет родители имеют просто потому, что они взрослые, а ребенок еще мал, неумел, слаб. Он бессознательно “впитывает” от родителей все манеры поведения, вкусы, взгляды, ценности моральные нормы. Но со временем соотношение сил меняется. Происходит неизбежное выравнивание возможностей детей и родителей. Наступает критический момент, когда авторитет родителей престает держаться на преимуществах взрослости.

Что же тогда происходит? Родители оказываются перед драматическим выбором между заслуженным авторитетом и авторитарностью.

Необходимо различать понятия: авторитет и авторитарность

Авторитарным называют человека, который стремится к власти, и пользуется силой, добивается от других подчинения. Авторитетен тот, чье влияние на поступки других основано на признании и уважении его мнения, его личных качеств: компетентности, справедливости т.п.

Путь авторитарности — абсолютно тупиковый. Власть, рассчитанная на беспрекословное подчинение или страх наказания, перестает действовать.

Ребенок рано или поздно вступает в борьбу за самостоятельность, за право реализовать свои потребности, и цели, и делает это со всей энергией своих юных сил. Дело порой доходит до открытой войны. И самое опасное — ощущение невозможности повернуть назад.

Выбор один: понять, что путь насилия над ребенком безнадежен и рано или поздно приведет к разрыву отношений. Взрослый теряет авторитет, если начинает полагаться на запреты, давление и приказ. Он сохраняет авторитет, если остается образцом силы и опытности.

Откуда берется родительский авторитет, как он организуется? Вот на этот вопрос мы с вами и попытаемся ответить.

Те родители, которые думают, что авторитет дается от природы, что это особый дар, ошибаются. Авторитет может быть организован в каждой семье, и это даже не очень трудное дело.

К сожалению, встречаются родители, которые организуют такой авторитет на ложных основаниях. Есть много сортов такого ложного авторитета, после их рассмотрения легче будет выяснить, каким должен быть авторитет настоящий. Приступим.

Авторитет подавления. Это самый страшный вид авторитета, хотя и не самый вредный. Если отец дома всегда рычит, всегда сердит, при всяком удобном случае берется за ремень, каждую вину ребенка отмечает наказанием, то такой отцовский режим держит в страхе всю семью, не только детей, но и мать. Такой вид авторитета не воспитывает, он вызывает детскую ложь, жестокость, человеческую трусость.

Авторитет расстояния. Есть такие родители, которые уверены: чтобы дети слушались, надо поменьше с ним разговаривать, подальше держаться и изредка выступать в виде начальника. У них своя жизнь, свои интересы, а дети или с бабушками, или с нянями.


Авторитет чванства.
Это те родители, у которых и на работе, и дома атмосфера высокомерия они самые важные, заслуженные умные. В этой атмосфере такие родители уже не могут разобраться, каких детей они воспитывают. Встречается такой авторитет и у матерей: поездка на курорт, особенное платье, важное знакомство — все это дает им основание для чванства. Очень часто бывает, и дети выступают перед своими товарищами не иначе, как с хвастливым словом: мой папа — начальник и т.д.

Авторитет педантизма. В этом случае родители больше обращают внимание на детей, но как бюрократы. Мое слово — святыня. Раз я сказал, так и должно быть. Жизнь ребенка, его интересы, его рост проходят мимо, родитель кроме своего бюрократического начальствования в семье ничего не видит.

Авторитет резонерства. В этом случае родители буквально заедают детскую жизнь бесконечными поучениями и назидательными разговорами. В такой семье всегда мало радости и улыбки. Родители забывают, что детскую жизнь надо уважать, а рассудительность и логика приходят постепенно.

Авторитет любви. Это у нас самый распространенный вид ложного авторитета. Такие родители на каждом шагу показывают свою родную любовь. Бесконечные ласки, признания сыплются на детей в избыточном количестве. Семья погружается в море сентиментальности и нежных чувств, что уже ничего другого не замечает. В таких семьях вырастает семейный эгоизм. С малых лет ребенок начинает понимать, что к людям можно подыгрываться. Первыми жертвами такого эгоизма становятся сами родители.

Авторитет доброты. Это самый неумный вид авторитета. Это уступчивость, доброта, мягкость родителей. Папа и мама перед глазами ребенка выступают в роли доброго ангела. Очень часто в таких детях открывается широкий простор капризов, и очень скоро сами дети начинают командовать родителями.

Авторитет дружбы. Родители и дети должны быть друзьями, но в любом случае родители должны оставаться старшими членами семьи. Если дружба достигнет крайних пределов, дружбе конец, дети начинают воспитывать родителей. В этих семьях дети поучают родителей на каждом шагу, грубо обрывают. Дружба невозможна без взаимного уважения.

Авторитет подкупа. Самый безнравственный вид авторитета, когда послушание просто покупается подарками и обещаниями «Будешь слушаться — куплю лошадку, пойдем в цирк» и т. д. Непременно в семье должно быть премирования за хорошую учебу, за выполнение трудной работы, но не за послушание.

Вот мы рассмотрели несколько видов ложного авторитета.

Каждой матери и каждому отцу хочется, чтобы ребенок был хорошим, чтобы он вырос счастливым, наделенным всевозможными талантами, душевным и физическим совершенством. На практике, к сожалению, не всегда так получается. Проблема состоит в том, что существует большая разница между тем, что родители хотят от своих детей и тем, что они реально делают для этого.

Читать еще:  Смс поздравления с днем рождения сына подруги. Поздравления с днем рождения сына подруги

Идеальный вариант родительского авторитета очень сложно.
Приобретение авторитета в глазах собственного ребенка – кропотливый труд отца и матери. Мнение родителей о родных и близких, окружающих людях, коллегах, поведение родителей в кругу семьи и вне его, поступки родителей, их отношение к работе и посторонним людям в обыденной жизни, отношение родителей к друг другу – все это слагаемые родительского авторитета.

Мамы в авторитете. Как устроена семья на Кольском полуострове?

Впервые в истории региона десять северян были награждены памятными знаками «Русское Заполярье», учреждёнными по инициативе путешественника Фёдора Конюхова.

Почётный работник высшего профессионального образования Алексей Авдеев одним из первых получил награду.

«Я плакал»

Наталья Кобзева, «АиФ на Мурмане»: – Алексей Петрович, вы родились в Волгоградской области. Расскажите, почему переехали на Кольской полуостров?

Алексей Авдеев: – В Мурманск я попал по распределению по окончании аспирантуры при Волгоградском педагогическом институте. После школы пошёл в техникум, мне присвоили квалификацию техника-механика по ремонту и эксплуатации тракторов и автомобилей. Работал механиком, вёл курсы трактористов и машиноведения в школе. Это и побудило меня стать педагогом. С 1 января 1972 года приступил к исполнению обязанностей сначала ассистентом, затем стал старшим преподавателем, затем доцентом, потом проректором по учебной работе в Мурманском арктическом государственном университете (МАГУ) (тогда – в Педагогическом институте).

– Как отреагировали, когда узнали, что вас отправляют на Кольский полуостров?

– Очень болезненно! Не я выбрал МАГУ, он сам выбрал меня. Я был не целевиком, а мальчиком с улицы, который поступал в аспирантуру на общих основаниях и подлежал распределению. У меня не было особого выбора: либо Благовещенск-на-Амуре, либо Мурманск. И то и другое для человека, который вырос в шолоховских местах, большой стресс. Там тепло, богатая природа, много солнца. Волгоград – южный, живой город, город-миллионник, в отличие от Мурманска. Крайний Север меня пугал. Я плакал, плакал физически, у меня текли слёзы от мысли, что поеду в Мурманск. Планировал отработать три года и уехать, но вскоре адаптировался, здесь у меня сложилась семья.

– Сейчас вы преподаёте педагогику, в том числе и семейную. Что это за предмет?

– Семейная педагогика много даёт для понимания, что такое семья как величайшая историческая, национальная и личностная ценность. Семьеведение особенно благодатно тем, что у студентов есть практические занятия, где они узнают о ролях мамы и папы, бабушки и дедушки, о воспитании и развитии детей.

– А личный опыт помогает преподавать?

– Я вырос в многодетной семье. У мамы с папой было восемь детей, все достигли совершеннолетия, состоялись как личности. В семье я занимал золотую середину. У мамы был божий дар воспитания. И я потом, пользуясь опытом внутрисемейных отношений, воздействовал на младших: сначала играл с ними, а потом учил сестёр и брата, а затем и свою дочь.

Готовить подрастающее поколение к вступлению в брак нужно и практически, и психологически. Сейчас важнейший социальный институт, который готовит к этому, – семья. Но семьи, особенно на Кольском полуострове, очень разные. В 90-е годы я преподавал в школах предмет «Этика и психология семейных отношений». Он вызывал у старшеклассников повышенный интерес, был действительно востребован. На уроках мы рассказывали, какие возрасты наиболее благодатны для того, чтобы родить детей. Для Заполярья это 18-25 лет, но сегодня большинство мамочек рождает первенцев в возрасте 26-35 лет.

– Как вы думаете, стоило бы вернуть этот предмет в школьную программу?

– Я думаю, жизнь сама заставит вернуть предмет в школы. Пусть даже это будут факультативные занятия. Государственные образовательные стандарты жёсткие, в них сложно ввести новую дисциплину. Но такой предмет просто необходим, потому что кризис семья переживает во всём мире, даже в высокоразвитых странах. А на Кольском полуострове – ещё и очень болезненно. Это сопровождается тем, что много браков распадается. Конечно, сегодня материальная поддержка со стороны государства и региона сильна, но идеал семьи – это полная. Мужчина и женщина должны вступать в брак добровольно и по любви. Но зачастую они имеют так мало представлений о функциях семьи. Это ведь удовлетворение не только потребностей в любви, но и потребности в отцовстве, в материнстве. Такие высокодуховные потребности формируются только в семье, их не взрастишь ни в профсоюзе, ни в армии, ни в общественных организациях.

Особая роль

– А чем семьи на Кольском полуострове отличаются от остальных?

– На систему семейных отношений сильное влияние оказывают особенности нашего региона – социальные, миграционные, экономические, национальные. Мне много приходилось выступать по теме проблем семейных отношений, и конкретно – по особенностям семьи Кольского Заполярья, в том числе и за рубежом: в США, Германии, Финляндии, Норвегии, Швеции. Эту информацию там воспринимают с интересом, особенно семейные люди и педагоги.

На Кольском полуострове особую роль играют мамы как источник жизни, радости, благополучия и счастья. Мама – это та женщина, которую нужно оберегать и в семье, и в государстве, и в обществе. Мать на Севере – носитель высокого авторитета в семье. Это обусловлено природой и особой материнской любовью к себе самой, к семье и детям. У мужчин это выражено по-разному, потому в Заполярье их авторитет в семье ниже.

– Во власти есть люди, которые говорят: «Мы вас рожать не просили». Как вы думаете, государство должно поддерживать семьи?

– Любое счастье, а семейное – прежде всего, нуждается в прочной экономической основе. Семья как социальный институт должна очень мощно поддерживаться государством. В нашем регионе делают немало. Экономическая поддержка семьи идёт по 18 каналам.

Семью должен создавать социально зрелый человек, который имеет профессию, рабочее место и хорошую оплату труда. Потому что с появлением первого младенца становится очень сложно: три человека – и одна зарплата. Важна государственная и региональная материальная помощь, а также поддержка в остальных сферах: бесплатные медицина и образование. Я хотел бы обратить внимание на низкий уровень педагогической, правовой и психологической культуры многих родителей. У нас есть кодекс о семье и браке, но молодые люди мало осознают степень ответственности, которую на себя берут и имеют по закону. Это комплексная проблема.

Читать еще:  Что будет если вырвать волос из родинки. Как убрать волос, растущий из родинки

– Вы преподаёте больше полувека. Что-то изменилось за это время в образовании?

– Педагогика – одна из инертных сфер деятельности. Классический подход к человеку как к личности, подход к обучению и воспитанию изменился незначительно. Но за 35 лет появились новые требования, стандарты, технологии. Процесс глобализации характерен не только тем, что информация стала доступна, но и новоявлениями. Часто они не очень симпатичны, например однополые браки, виды и формы аттестации и контроля. Почему родители должны быть грамотными в области педагогики? Чтобы понимали, что есть хорошо, а что плохо, что можно принимать из-за рубежа, а что для нас неприемлемо в силу традиций и особенностей семьи, например: система межличностных отношений «родитель №1 и №2», однополые браки, физические и морально жестокие наказания детей в семье.

«Север принял меня»

– Вы возглавляете Ассоциацию городов-побратимов Мурманска и Джексонвилла. Чем она занимается?

– Эта организация сделала очень много. Были совместные проекты и программы взаимодействия в сфере культуры, образования, здравоохранения. Например, группа наших студентов ездила во Флориду на стажировку. Свыше 40 врачей из городской и областной больниц прошли её в госпитале Джексонвилла. Сейчас в силу особенностей взаимоотношений с Америкой этот процесс практически прекращён.

– Вы одним из первых получили знак «Русское Заполярье». Как отреагировали?

– Поначалу я даже не поверил! Этот знак для тех, кто осваивал Арктику, для первооткрывателей и исследователей, в моём понимании. Но затем послушал и осознал выступление Фёдора Конюхова, познакомился с деятельностью Мурманского географического общества, Ассоциацией полярников. Их главный девиз – жить и работать за полярным кругом. И я понял, что для меня эта награда очень высокая: я отдал полвека Кольскому Заполярью, не только работал, но и выполнил много общественных поручений. Сначала я просто удивился, а потом был прилив чувств и эмоций. Это побудило меня осмыслить прожитые годы: то ли я делаю и то ли делал. Оказалось, всё то. И общество это оценило, к счастью.

– На вас произвёл впечатление известный путешественник?

– Фёдор Конюхов – человек здоровый физически, высокодуховный, с великолепно развитыми волей, эмоциями и чувствами, преданный Отечеству. Он восхищает многогранностью: исследователь, художник, просветитель, гуманист. Его отношение к Северу и к северянам невероятно. Он открыто сказал, что любит Кольский полуостров и тех, кто осваивает Арктику. И тогда я понял, что не зря проработал полвека в Заполярье и не зря прожил жизнь. Я в каком-то смысле тоже полярник.

– Сегодня вы ощущаете себя северянином?

– Малую родину я не забываю, это истоки всех истоков, но чувствую себя северянином. Почему? Потому что Север принял меня, я адаптировался. Мне близки люди, среда, природа. На юге мне уже тяжело даже по состоянию здоровья, здесь комфортнее. У меня всё состоялось лучшим образом!

Мамы в авторитете. Как устроена семья на Кольском полуострове?

Впервые в истории региона десять северян были награждены памятными знаками «Русское Заполярье», учреждёнными по инициативе путешественника Фёдора Конюхова. Почётный работник высшего профессионального образования Алексей Авдеев одним из первых получил награду.

Наталья Кобзева, «АиФ на Мурмане»: — Алексей Петрович, вы родились в Волгоградской области. Расскажите, почему переехали на Кольской полуостров?

Алексей Авдеев: — В Мурманск я попал по распределению по окончании аспирантуры при Волгоградском педагогическом институте. После школы пошёл в техникум, мне присвоили квалификацию техника-механика по ремонту и эксплуатации тракторов и автомобилей. Работал механиком, вёл курсы трактористов и машиноведения в школе. Это и побудило меня стать педагогом. С 1 января 1972 года приступил к исполнению обязанностей сначала ассистентом, затем стал старшим преподавателем, затем доцентом, потом проректором по учебной работе в Мурманском арктическом государственном университете (МАГУ) (тогда — в Педагогическом институте).

— Как отреагировали, когда узнали, что вас отправляют на Кольский полуостров?

— Очень болезненно! Не я выбрал МАГУ, он сам выбрал меня. Я был не целевиком, а мальчиком с улицы, который поступал в аспирантуру на общих основаниях и подлежал распределению. У меня не было особого выбора: либо Благовещенск-на-Амуре, либо Мурманск. И то и другое для человека, который вырос в шолоховских местах, большой стресс. Там тепло, богатая природа, много солнца. Волгоград — южный, живой город, город-миллионник, в отличие от Мурманска. Крайний Север меня пугал. Я плакал, плакал физически, у меня текли слёзы от мысли, что поеду в Мурманск. Планировал отработать три года и уехать, но вскоре адаптировался, здесь у меня сложилась семья.

— Сейчас вы преподаёте педагогику, в том числе и семейную. Что это за предмет?

— Семейная педагогика много даёт для понимания, что такое семья как величайшая историческая, национальная и личностная ценность. Семьеведение особенно благодатно тем, что у студентов есть практические занятия, где они узнают о ролях мамы и папы, бабушки и дедушки, о воспитании и развитии детей.

— А личный опыт помогает преподавать?

— Я вырос в многодетной семье. У мамы с папой было восемь детей, все достигли совершеннолетия, состоялись как личности. В семье я занимал золотую середину. У мамы был божий дар воспитания. И я потом, пользуясь опытом внутрисемейных отношений, воздействовал на младших: сначала играл с ними, а потом учил сестёр и брата, а затем и свою дочь.

Готовить подрастающее поколение к вступлению в брак нужно и практически, и психологически. Сейчас важнейший социальный институт, который готовит к этому, — семья. Но семьи, особенно на Кольском полуострове, очень разные. В 90-е годы я преподавал в школах предмет «Этика и психология семейных отношений». Он вызывал у старшеклассников повышенный интерес, был действительно востребован. На уроках мы рассказывали, какие возрасты наиболее благодатны для того, чтобы родить детей. Для Заполярья это 18-25 лет, но сегодня большинство мамочек рождает первенцев в возрасте 26-35 лет.

Читать еще:  Каким должен быть ребенок в 5 лет. Что должен знать и уметь ребенок в пять лет

— Как вы думаете, стоило бы вернуть этот предмет в школьную программу?

— Я думаю, жизнь сама заставит вернуть предмет в школы. Пусть даже это будут факультативные занятия. Государственные образовательные стандарты жёсткие, в них сложно ввести новую дисциплину. Но такой предмет просто необходим, потому что кризис семья переживает во всём мире, даже в высокоразвитых странах. А на Кольском полуострове — ещё и очень болезненно. Это сопровождается тем, что много браков распадается. Конечно, сегодня материальная поддержка со стороны государства и региона сильна, но идеал семьи — это полная. Мужчина и женщина должны вступать в брак добровольно и по любви. Но зачастую они имеют так мало представлений о функциях семьи. Это ведь удовлетворение не только потребностей в любви, но и потребности в отцовстве, в материнстве. Такие высокодуховные потребности формируются только в семье, их не взрастишь ни в профсоюзе, ни в армии, ни в общественных организациях.

— А чем семьи на Кольском полуострове отличаются от остальных?

— На систему семейных отношений сильное влияние оказывают особенности нашего региона — социальные, миграционные, экономические, национальные. Мне много приходилось выступать по теме проблем семейных отношений, и конкретно — по особенностям семьи Кольского Заполярья, в том числе и за рубежом: в США, Германии, Финляндии, Норвегии, Швеции. Эту информацию там воспринимают с интересом, особенно семейные люди и педагоги.

На Кольском полуострове особую роль играют мамы как источник жизни, радости, благополучия и счастья. Мама — это та женщина, которую нужно оберегать и в семье, и в государстве, и в обществе. Мать на Севере — носитель высокого авторитета в семье. Это обусловлено природой и особой материнской любовью к себе самой, к семье и детям. У мужчин это выражено по-разному, потому в Заполярье их авторитет в семье ниже.

— Во власти есть люди, которые говорят: «Мы вас рожать не просили». Как вы думаете, государство должно поддерживать семьи?

— Любое счастье, а семейное — прежде всего, нуждается в прочной экономической основе. Семья как социальный институт должна очень мощно поддерживаться государством. В нашем регионе делают немало. Экономическая поддержка семьи идёт по 18 каналам.

Семью должен создавать социально зрелый человек, который имеет профессию, рабочее место и хорошую оплату труда. Потому что с появлением первого младенца становится очень сложно: три человека — и одна зарплата. Важна государственная и региональная материальная помощь, а также поддержка в остальных сферах: бесплатные медицина и образование. Я хотел бы обратить внимание на низкий уровень педагогической, правовой и психологической культуры многих родителей. У нас есть кодекс о семье и браке, но молодые люди мало осознают степень ответственности, которую на себя берут и имеют по закону. Это комплексная проблема.

— Вы преподаёте больше полувека. Что-то изменилось за это время в образовании?

— Педагогика — одна из инертных сфер деятельности. Классический подход к человеку как к личности, подход к обучению и воспитанию изменился незначительно. Но за 35 лет появились новые требования, стандарты, технологии. Процесс глобализации характерен не только тем, что информация стала доступна, но и новоявлениями. Часто они не очень симпатичны, например однополые браки, виды и формы аттестации и контроля. Почему родители должны быть грамотными в области педагогики? Чтобы понимали, что есть хорошо, а что плохо, что можно принимать из-за рубежа, а что для нас неприемлемо в силу традиций и особенностей семьи, например: система межличностных отношений «родитель № 1 и № 2», однополые браки, физические и морально жестокие наказания детей в семье.

— Вы возглавляете Ассоциацию городов-побратимов Мурманска и Джексонвилла. Чем она занимается?

— Эта организация сделала очень много. Были совместные проекты и программы взаимодействия в сфере культуры, образования, здравоохранения. Например, группа наших студентов ездила во Флориду на стажировку. Свыше 40 врачей из городской и областной больниц прошли её в госпитале Джексонвилла. Сейчас в силу особенностей взаимоотношений с Америкой этот процесс практически прекращён.

— Вы одним из первых получили знак «Русское Заполярье». Как отреагировали?

— Поначалу я даже не поверил! Этот знак для тех, кто осваивал Арктику, для первооткрывателей и исследователей, в моём понимании. Но затем послушал и осознал выступление Фёдора Конюхова, познакомился с деятельностью Мурманского географического общества, Ассоциацией полярников. Их главный девиз — жить и работать за полярным кругом. И я понял, что для меня эта награда очень высокая: я отдал полвека Кольскому Заполярью, не только работал, но и выполнил много общественных поручений. Сначала я просто удивился, а потом был прилив чувств и эмоций. Это побудило меня осмыслить прожитые годы: то ли я делаю и то ли делал. Оказалось, всё то. И общество это оценило, к счастью.

— На вас произвёл впечатление известный путешественник?

— Фёдор Конюхов — человек здоровый физически, высокодуховный, с великолепно развитыми волей, эмоциями и чувствами, преданный Отечеству. Он восхищает многогранностью: исследователь, художник, просветитель, гуманист. Его отношение к Северу и к северянам невероятно. Он открыто сказал, что любит Кольский полуостров и тех, кто осваивает Арктику. И тогда я понял, что не зря проработал полвека в Заполярье и не зря прожил жизнь. Я в каком-то смысле тоже полярник.

— Сегодня вы ощущаете себя северянином?

— Малую родину я не забываю, это истоки всех истоков, но чувствую себя северянином. Почему? Потому что Север принял меня, я адаптировался. Мне близки люди, среда, природа. На юге мне уже тяжело даже по состоянию здоровья, здесь комфортнее. У меня всё состоялось лучшим образом!

Фото: Правительство Мурманской области

Источники:

http://www.edu.murmansk.ru/www/to_teacher/methodical/psiholog/rod_sobr/rod_sobr_10.htm
http://murmansk.aif.ru/society/family/mamy_v_avtoritete_kak_ustroena_semya_na_kolskom_poluostrove
http://www.masu.edu.ru/press/smi/19909-mamy-v-avtoritete-kak-ustroena-semya-na-kolskom-poluostrove

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector