Брак и семья: разграничение понятий. Урок обществознания «семья как социальная группа»
Урок 6 Семья-как социальная группа
Одна из теорий возникновения государства сводится к «копированию» государством семейных отношений. Поэтому семья как институт общественной жизни необыкновенно важна. Что такое «семья» и «брак»? Что понимается под понятием «жизненный цикл семьи»? Ответы на эти вопросы мы найдем в ходе этого урока.
В социологии семья рассматривается одновременно и как малая социальная группа, и как важный социальный институт. В качестве малой группы она удовлетворяет личные потребности людей, в качестве института – социально значимые потребности общества.
Семья является важным элементом социальной структуры общества, одной из его подсистем, деятельность которой регулируется как брачно-семейным законодательством, так и морально-нравственными нормами, обычаями, традициями и т. д.
Семья выполняет определенные функции. Под функциями семьи понимается способ проявления жизнедеятельности и активности семьи и ее членов. Эти функции по ходу истории менялись: они обусловлены социально-экономическими особенностями общества.
— Репродуктивная (от лат. productio – производство) – биологическое воспроизводство населения на общественном уровне и удовлетворение потребности в детях на личностном уровне.
— Социализации – формирование индивида как личности.
— Хозяйственно-бытовая – ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и престарелыми членами семьи.
— Экономическая – материальная поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.
– Социально-статусная – предоставление определенного социального статуса членам семьи (наделение наследственными статусами – национальность, религия и др.), воспроизводство социальной структуры общества.
— Эмоциональная – оказание психологической поддержки членам семьи.
— Защитная – физическая, экономическая, психологическая защита членов семьи.
— Духовно-нравственная – развитие личности каждого члена семьи.
— Досуговая – организация рационального досуга, взаимообогащение интересов членов семьи.
Жизненный цикл семьи состоит из нескольких этапов:
1. Вступление в брак, начало деторождения, рождение последнего ребёнка. (Рис. 1)
2. Вступление в брак и выделение из семьи последнего ребёнка. (Рис. 2)
Рис. 2. Брак ребенка
3. Смерть одного из супругов. (Рис. 3)
Рис. 3. Смерть супруга
1. По характеру брака: моногамные и полигамные.
Моногамная семья основана на браке одного мужчины с одной женщиной, при полигамии существует брак одного супруга с несколькими лицами противоположного пола: (рис. 4)
Рис. 4. Полигиния – брак одного мужчины с несколькими женщинами (Источник)
Рис. 5. Полиандрия – брак одной женщины с несколькими мужчинами (тибетская семья) (Источник)
2. По составу: индивидуальные (одна брачная группа) и «составные» (две или несколько брачных групп).
3. По характеру верховенства власти в семье: патриархальные (управляемые отцом или одним из братьев), матриархальные (управляемые матерью) и «демократические» (равенство супругов). (Рис. 6, 7)
Рис. 6. Патриархат (Источник)
Рис. 7. Матриархат (Источник)
Первоначальную основу семейных отношений составляет брак. Брак – это исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их интимную жизнь, устанавливает супружеские, родительские и другие родственные права и обязанности.
Индивиды, вступившие в брак, становятся родственниками друг другу, но их брачные обязательства связывают родственными узами гораздо более широкий круг людей.
Родственные узы (родство) – это отношения, возникающие при заключении брака либо являющиеся следствием кровной связи между лицами (отцы, матери, дети и т. д.).
В Российской Федерации правоотношения в области семьи, материнства, отцовства и детства регулируются особой отраслью права – семейным правом. Его источниками являются Конституция РФ и Семейный кодекс РФ, вступивший в действие в 1996 г.
Регулирование семейных отношений российским законодательством осуществляется в соответствии со следующими принципами:
— добровольность брачного союза мужчины и женщины;
— равенство прав супругов в семье;
— разрешение внутрисемейных вопросов по взаимному согласию;
— приоритет семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии;
— обеспечение приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.
В современном обществе семья переживает качественные изменения, связанные с глобальными социальными процессами индустриализации, урбанизации, несвойственными доиндустриальному (традиционному, аграрному) обществу. Можно отметить, что сегодня происходят процессы трансформации семьи как социального института, изменения некоторых ее функций, перераспределения семейных ролей.
В частности, можно выделить следующие тенденции развития современной семьи:
• сокращение ведущих позиций семьи в социализации индивидов, в организации их досуга;
• изменение положения женщины в семье, обусловленное ростом ее авторитета в обществе;
• сокращение числа патриархальных семей;
• развитие семьи партнерского типа, в которой осуществляется совместное ведение супругами домашнего хозяйства, воспитание детей, взаимная поддержка;
• разрушение многопоколенной (расширенной, родственной) семьи;
• преобладание нуклеарной семьи;
• разделение институтов брака и семьи, рост количества фактических, но юридически не оформленных «свободных» семейных союзов и рожденных в них детей;
• рост количества разводов, повторных браков, неполных семей и числа брошенных детей.
В современных условиях особую роль в развитии семейных отношений может играть государство, заинтересованное в сохранении и укреплении института семьи.
Урок обществознания «Семья как социальная группа»
Курс повышения квалификации за 340 рублей!
Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления
Предмет: обществознание 10 класс
Тема: «Семья — как социальная группа».
Систематизировать знания обучающихся о социальной роли, нормы, ценности семьи, межличностные отношения в семье, этика семейных отношений, семейный долг, забота о членах семьи.
Развивать интерес к предмету. Подвести к выводу о функциях семьи как социального института и малой группы, раскрыть причины кризиса семьи в современном обществе и путях его преодоления;
Продолжить формирование умений анализировать учебный материал, делать выводы на основе полученных знаний, собирать, накапливать, хранить, обрабатывать и передавать полученную информацию
Оборудование: учебник, наглядности, раздаточный материал.
Тип урока: изучение нового материала
Методы: проблемный, частично — поисковый или эвристический, частично – исследовательский
1.Учебник:
2. Интерактивная доска.
3. Презентация
4. Материалы СМИ и Интернет ресурсов.
Подготовка к изучению нового материала.
Орг момент: Постановка темы, целей и плана урока.
Учитель активизирует внимание детей: мы сегодня должны выяснить
Эпиграф урока(на доске): « Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» . ( Л. Н. Толстой)
Учитель ставит проблему: «Как помочь молодой семье?»
Прочитать параграф учебника на стр 104-108
Семья – основанная на браке и (или) кровном родстве малая социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной ответственностью, взаимопомощью, неповторимым набором эмоциональных отношений.
Брак – социальный институт, представляющий собой совокупность норм, стандартизированных образцов поведения, регулирующих взаимные права и обязанности супругов, отношений между мужчиной и женщиной, родителями и детьми.
Виды браков: моногамия – союз женщины и мужчины , полигамия -многоженство.
Типы семей: полная, неполная, расширенная
Игра: На консультацию к юристу
Решение задач и повторим из курса 9 класса о Правовой основе семьи.
1. Родители гражданки М. путем шантажа и угроз заставили гражданина Б. вступить в брак с их дочерью. Считается ли брак законным? Ответ обоснуйте.
2. В период брака Сергей создал свою фирму. Во время бракоразводного процесса Ирина, его супруга, поставила вопрос о разделе имущества, в том числе и фирмы, принадлежащей Сергею. Тот возражал, ссылаясь на то, что Ирина во время брака не работала и занималась только ведением домашнего хозяйства. Правомерны ли требования Ирины?
3. Ермек до вступления в брак купил дом в деревне. Находясь в браке, построил гараж, купил машину, приобрел мебель. Что является личным имуществом Ермека, а что — совместным имуществом супругов?
4. Гражданин Д. 1996 года рождения и гражданка С. 1997 года рождения решили вступить в брак, но в регистрации им отказали. Обоснован ли отказ?
Вывод: Вы успешно справились с решением задач, мы повторили правовые основы семьи. Брак нужно обязательно регистрировать в органах ЗАГСа, знать свои права в случае развода.
Логическая минутка (разгадывание загадок)
1. В дружной, большой и счастливой семье – у братьев семерых есть по сестре. Подберите к замочку отмычку — сколько в этой семейке сестричек? (одна)
2. Два отца и два сына купили три апельсина. Каждому один достался, никто без фрукта не остался. Как могло такое быть? Как смогли так поделить? (апельсины покупали дед3, отец и сын).
Функции семьи: каждая удовлетворяет индивидуальные и общественные потребности
Посмотрите на схему 10 какие удовлетворяет индивидуальные и общественные потребности
«Решение проблемных ситуаций.
Взаимоотношения в семье. Воспитание в семье.
Ситуация 1. Мать просит сына вынести мусор. Тот не реагирует, продолжает смотреть телевизор. Когда в дверях появляется отец, сын вскакивает и выносит мусор. Как чувствовала себя мама? Что вы думаете в такой момент?
— В кино, что ль, собралась? Я — то знаю с кем. – говорит родитель
— А ты знаешь, чем такие прогулки заканчиваются?
Как чувствует себя дочь? Какой выход из ситуации предложите вы?
Вывод: Умение общаться – одна из главных особенностей семейного воспитания. Мы должны научиться понимать своих родных, набраться терпения, делить обязанности поровну. Нужно стать на позицию родителей, понять их и прислушаться к их аргументам.
В современной семье произошли изменения в брачно-семейных отношениях. Самая распространенная форма современной семьи это нуклеарная семья (родители и дети на их иждивении)
Выделите из функций те, которые играют особую роль по вашему мнению-
Для государства и общества в целом главное — предоставить возможность наилучшим образом выполнить свои функции
Проект на тему: «Как помочь молодой семье?»
Сложная демографическая ситуация определяется кризисом института семьи Наметилась тенденция сокращения детей в семье Увеличивается число незарегистрированных браков Сокращается число зарегистрированных браков Смертность по-прежнему превышает рождаемость, но намечается тенденция снижения смертности и повышения рождаемости. Основной возраст матерей от 18 до 30 лет После свадьбы молодые семьи сталкиваются со многими проблемами. Многие отметили, что основная проблема — это проблема, связанная с жильем и немногие семьи могут позволить себе купить собственную квартиру. Программа ипотечного кредитования вовсе не эффективна, т.к. этой суммы не достаточно для покупки жилья, а дополнительных средств у молодых семей нет. Так же даже те кто берут эти кредиты не всегда могут их выплачивать. Следующая проблема — это ребенок. Многие и хотели бы его иметь, ведь дети способствуют укреплению семьи, но неуверенность в будущем и отсутствие поддержки от государства рождают страх о том смогут ли родители обеспечить малыша. Конечно, государство предпринимает действия для улучшения демографического положения в стране, выдавая матерям пособия как единовременные так и по достижению ребенка 1 года, но в большинстве случаев это вновь оказывается неэффективным. Существует проблема взаимопонимания, между супругами, а так же с родителями Так же большой проблемой является трудоустройство и получение образования
1. Жилищную программу, которая обеспечивает льготным жильём семьи, планирующие от двух-трёх и более детей.
2. Повысить денежные пособия на детей
3. Создать программу льготного налогообложения для молодых семей.
4. Создать службу по трудоустройству и переквалификации молодых специалистов с целью помочь молодым супругам найти работу.
5. Сделать молодую семью более защищённой ячейкой общества (предоставить возможность государственного страхования на случай безработицы для погашения кредита)
6. Обязать работодателя предоставлять «Родительское время
7. Ввести в школе курс «Основы семейной жизни» для учащихся старших классов.
8. Создать службу психологической помощи и поддержки семьи.
9. Развивать систему дошкольных учреждений.
Вывод: Семья как социальный институт общества не утратит своего значения, сохранит свою ценность и значимость в жизни людей. Поэтому, вступление в брак, создание семьи, рождение и воспитание детей лично для каждого человека будет по-прежнему иметь огромное значение.
О чем узнали на уроке? Вам понравился урок? Что именно понравилось?
Учитель: Корни добра и нравственности рождаются и прорастают в семье. У истоков стоят родители. От того, как они относятся к женщине — матери, к жене, к дочери будет зависеть будущее детей, что они смогут взять положительного из своих семей
Вернемся к эпиграфу урока. Как вы понимаете слова Толстого? Что вы взяли хорошего из сегодняшнего урока?
Домашнее задание: написать эссе-размышление: «Какой я вижу свою будущую семью» или « Семья – это кристалл общества » ( В. Гюго )
Учитель: В заключении хочу напомнить вам всенародную мудрость, что человек сам творец своего счастья. Чтобы построить семью, обрести свое счастье, дать его любимому человеку, нужен постоянный и неустанный труд «души».
Подготовила учитель истории Клышева Айнамгуль Каматаевна
ГУ «Борис-Романовская средняя школа» акимата Костанайского района Костанайской области.
Источники:
http://poisk-ru.ru/s10622t1.html
http://infourok.ru/urok-obschestvoznaniya-semya-kak-socialnaya-gruppa-873054.html