13 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что имеет начало имеет и конец сказал. «Матрица»: Мысли о трилогии. Поле битвы — душа

Фильм «Матрица» и его скрытые смыслы

Кинопоказ трилогии фильма «Матрица» шумно прошёлся по миру и оставил глубокие следы в сознании и душах огромного количества людей начиная с 1999-го года – года выпуска первой серии, до наших дней, продолжая будоражить зрителей вновь и вновь. В чём же его поразительное отличие от других фильмов? Попробуем разобраться.

Сначала вспомним в целом: о чём история? Главный герой научился быть хорошим программистом, настолько хорошим, что научился взламывать программное обеспечение электронно-вычислительных машин. В какое-то время в его жизни возникли ощущения или чувства, что окружающий нас общий мир подозрительно странно устроен, вроде как есть за ним что-то ещё, и это что-то сильно притягательно. Когда человек дорастает до заметного из далека уровня познания в его жизнь приходит учитель. Но одновременно приходят новые трудности, помехи, соблазны. Учитель расширяет ученику образ мира с помощью знаний, но ощущения и чувства остаются всё так же во власти познающего. Пытаясь разобраться в мировоззренческих сложностях главный герой по имени Нео стремится лучше познать как мир, так и себя. В этом ему помогает и попутно рождённое чувство – любовь. В битве с помехами, ради того, чтобы жить своей судьбой — как хозяин самому себе – главный герой одерживает победу не только над чертями, побирающими души людей в ад, но и над очень хитрым и коварным бесом; враги частично повержены, в конце наступает мир между машинами и свободными от плена людьми. И черти и бесы в фильме — порождение разумных машин, которых, в свою очередь, ранее создали люди, на свою беду. Машины пленили своих породителей необычным пленом – матрицей. Матрица – нейроактивная модель мира в сознании пленника. В ненастоящем мире живёт почти всё человечество, кроме небольшого количества людей, сумевших покинуть матрицу, но погибающих в неравной борьбе с машинами в мире действительном. Нео (до имянаречения Томас Андерсон) сумел взломать и законы иллюзорного мира, чем открыл себе возможность заключить мирный договор с машинами. Договор был таким: хакер уничтожает вышедшую из под контроля полностью самостоятельную программу в матрице, угрожающую существованию последней, в обмен на прекращение попыток машин уничтожать освободившихся из плена людей. Сражение с программой-бунтарём заканчивается победой – выживанием людей через добровольную смерть спасителя. Недоразвитость людей и машин, за исключением двух их представителей — антиподов, привела в конечном итоге к боевой ничье.

Какие же смыслы фильма нам донесли с экранов?

Помимо очевидных – потенциальные проблемы с деятельностью искусственного разума, борьбы за справедливость, несовершенства мира людей — внедрены в сознание и не очевидные смыслы. Они таковы.

1. Одежда Нео похожа на одежду католического архиепископа. Нео – слово из латинского языка (переводится как «новый»).

2. Одежда агента Смита – одежда светского человека. Смит увлекается классификацией видов биологических существ – это вотчина науки. Смит – символ светского «научного» атеизма. Атеизм заполонил в нашем мире всю землю в самых изощрённых формах и это угрожает экологии планеты.

3. Француз – символ победы над режимом (известная французская революция положила начало смены власти от власти церкви с её монархическим устройством государств, к власти Науки — от власти идеалистического атеизма к власти материалистического атеизма) и символ Науки («сначала причина, потом следствие»). В фильме француз живёт от начала сотворения матрицы и тоже программист. Ему позволено хапать из большой кормушки, потому, что он есть пропагандист философии естественно-научного мировоззрения. Материализм никак не конфликтует с атеизмом (с агентом). Но француз ненавидит гадалку – Пифию.

4. Пифия – предсказательница. И хоть имя, а точнее профессия, отсылает нас к древней Греции, где пифии были орудием института управления государством с помощью способности предсказывать будущее, всё же роль и символика её несколько шире. В конце фильма на ушах Пифии серёжки с символикой, узнаваемой как индийский знак Инь-Янь. Какая связь между предсказанием, Грецией и восточными философиями? Роль Пифии в фильме – быть участником самосовершенствования матрицы по схеме предиктор-корректор. Предиктор – это предсказатель, корректор – поправщик. Пифия меняет свой облик по ходу фильма, т.е. прежний набор подходов в управлении развитием цивилизации сменяется с западной философии на восточную, но остаётся всё также технократической. Глобальное управление нашим миром меняет программное обеспечение из-за глобального социально-экологического кризиса. Нео берёт в свой арсенал теперь не только материю (материализм – философская основа научно-технического прогресса), но и дух – это уже из вотчины восточной цивилизации с её изощрённой «духотой» (идеализмом), и обретает сверхспособности ещё и вне мира иллюзорной действительности – в настоящем мире. Предсказательница принимала участие в этом управлении развитием событий тем же способом, что известен из истории на примере предсказания одному древнему полководцу «Крез Галис перейдя великое царство разрушит!» Прогноз и программирование – две стороны одной медали.

5. Архитектор – символ материализма, научно-технического прогресса, создатель проекта сращивания человека с машиной. Архитектор – корректор, корректирующий (исправляющий) изъяны очень древней матрицы (времена лидерства Франции в распространении естественно-научного мировоззрения давно прошли). Он носитель концептуальной власти и управляет человечеством в обход справедливости.

6. Тринити (по-русски – Троица) – символ христианства. Нео влюбился в исторически сложившееся христианство. Тринити умирает перед рождением новой этики – взаимоотношениями разумных существ. Христианство уходит со сцены вместе со спасителем – с Нео. Уходит также и «научный» атеизм – новые духовные проявления обнуляют власть материалистически направленной науки.

Читать еще:  Короткие поздравления с новым годом и рождеством. Душевные поздравления с новым годом и рождеством

7. Нео – очевидный символ Иисуса Христа – жертвы собой ради спасения человечества. В то же время он выступает как защитник сионистов (жителей Сиона), среди которых мировоззрение таково, что прославляется следующий призыв: «Продадим себя подороже!» А значит он не столько Христос, сколько церковь имени Христа: смерть Нео не приносит освобождения пленникам матрицы, но сионисты продолжают жить в безопасности. Нео спасает кого-то из матрицы (молодого парня), но утверждает, что тот сам себя спас. А после шагает в комнате архитектора в левую дверь, чем становится похожим на Кришну из Бхагават Гиты, который учит Арджуну жертвовать человечеством (братьями) ради своих собственных ценностей – тезис по умолчанию «я сам!», «это мой выбор». Русский бы сказал иначе: «Так будет по совести!», но Нео – не русский…

Фильм готовит человечество к одобрению создающегося на наших глазах нового мира – мира трансгуманизма. Сращивание машин с человеческим телом подсовывается как вынужденный компромисс ради социально-экологической стабильности планетарного масштаба. Это нововведение потребует смены прежних философий и вероучений на новые – с элементами восточной философии (демонстрацию духовных возможностей уже вовсю устраивают на всемирно известных телеканалах во всей красе — своеобразные чудеса как в эпосе «Махабхарата»), но всё также по античеловечной концепции управления. Сионисты останутся всё также полезными, но в связке с машинами, а рабы будут жить всё также в плену иллюзий. Таков их сценарий, в воплощении которого участвует орудие массового воздействия – киноиндустрия.

Смыслы «Матрицы»

Порой нам нравятся истории не только за сюжет, задуманный автором, но в большей степени за символизм, который мы сами в этом сюжете видим. Возможно, таким образом какие-то утонченные силы транслируют нам данные о мироустройстве или о том, как может сложиться будущее. Конечно, для ума это спорное, фактически ничем не доказуемое допущение. И в этом русле все те смыслы, которые я вижу в кинофильме «Матрица» – субъективны, и очевидно не были заложены режиссерами – братьями Вачовски. Но я придерживаюсь такого мнения, что жизнь зачастую говорит через людей куда больше, чем они сами хотели бы сказать. Путь Нео в «Матрице» наглядный пример этого феномена.

Монолог агента Смита из кинофильма «Матрица Революция»: «Зачем, мистер Андерсон, зачем? Зачем, зачем вы это делаете? Зачем, зачем встаете? Зачем продолжаете? Неужели вы верите, что сражаетесь за что-то большее, чем ваша жизнь? Тогда скажите мне, что это, если знаете. Свобода? Или истина? Может быть, мир? А может, любовь? Иллюзии, мистер Андерсон, причуды восприятия! Подпорки, созданные примитивным человеческим интеллектом в тщетной попытке оправдать собственное существование, наделе не имеющее ни цели, ни смысла. И все это — столь же искусственно, как и сама Матрица . Лишь человеческий разум мог создать нечто настолько пошлое, как любовь. Вы должны понять это, мистер Андерсон, вам уже пора это понять! Если вы не можете победить, к чему продолжать сражаться? Зачем, мистер Андерсон, зачем, зачем эта настойчивость?»

«Потому, что это мой выбор».

По моему мнению, этот монолог Агента Смита, предшествующий концовке трилогии « Матрицы » – один из лучших моментов во всем кинематографе нашего времени. В этой краткой речи существо из искусственного мира матрицы, искренне вопрошает человека о том, почему и ради чего тот живет. Если все искусственно и является причудами восприятия, тогда ради чего жить? Для чего и какой выбор мы делаем? Эти, казалось бы простые вопросы, на деле – самые сложные материи нашей жизни.

Еще один герой «Матрицы» – Меровинг о выборе:

В первой части «Матрицы» нам дают понять, что привычная для нас реальность – это обман, бутафория, иллюзия; и хотя «реальный мир» в «Матрице» выглядит так же, как и сама матрица, в третьей части присутствует намек и на его иллюзорность. Вообще, фактор реальности и иллюзорности – это на самом деле одна большая условность. В привычном смысле реально все то, что видят несколько человек. Если картинка доступна лишь одному, она заносится в разряд иллюзии или галлюцинации.

В том смысле, в каком о реальности говорит, например буддизм, иллюзорно преходящее – «все, что имеет начало и конец» (эта фраза звучала несколько раз в последней части трилогии), то есть вообще все, за исключением нирваны как сущности нашего высшего «Я» . Хотя и о самой нирване говорят как о том, что ни существует, ни не существует.

Путь Нео в «Матрице» является символическим выражением пути истинного духовного искателя. На протяжении трех частей фильма Нео переживает пробуждение, рост, борьбу, отрешение и в конечном итоге освобождение. Схожие переживания в символической форме описаны в «Махабхарате», где Кришна в роли духовного наставника и пророка поясняет Арджуне происходящее на поле битвы Курукшетра. Хотя, на самом деле битва происходит лишь в сознании – это битва между силами сокрытия и силами проявления истиной природы происходящего, и на определенном этапе она воспринимается, как божественная игра (Лила). Одна часть сознания играет в неведение и строит иллюзии, другая видит истину и пробуждает.

Читать еще:  Стихи с днем рождения любимому мужчине. Поздравить с днем рождения любимого мужчину

После монолога Смита отражены последние попытки бессмысленной борьбы Нео. Его возлюбленная Тринити погибла, горстка свободных людей вне матрицы – в смертельной опасности под гнетом машин. Сам Нео ослеп и находится в сердце города машин – в самой опасной точке, из которой уже нет выхода. Полная безысходность.

Несмотря ни на что, Нео продолжает бороться, иногда даже кажется, что наш мессия близок к победе над Смитом — этаким кибер-демоном. И эта победа может даровать жизнь людям. Но все потуги совершенно бессмысленны и бесполезны, ведь Смит – это все, кто есть в иллюзорном мире матрицы.

Смит – это эго Нео. Все это время он боролся сам с собой, вообще вся битва происходит в его сознании. В фильме присутствуют моменты, где Нео и Смит бьют друг друга и отлетают, словно взаимные отражения в зеркале. Прорицательница говорила ему: « Нео, Смит – это ты, он твоя темная сторона ». Смит – это отражение Нео, и его невозможно победить одной лишь силой.

Последняя речь Смита в теле прорицательницы:

«Это мой мир! Мой мир! … Постойте. Я предвидел это. Это же, это конец! Да. Я видел именно это место. Вы лежите, а я, я… Я стою здесь, вот здесь и мы, и потом я что-то говорю. Ах, да! Все то, что имеет начало, имеет и конец, Нео. Что? Что я сейчас сказал? Нет… Нет, это неправильно, невозможно. Не подходите ко мне! Это трюк!»

«Ты был прав, Смит. Ты всегда был прав. Это действительно неизбежно».

Сам Смит начинает понимать, что это не может длиться вечно. Нет смысла в борьбе, власти, эгоизме – разрушение ни к чему не ведет. Когда, наконец, Нео становится близок к полному смирению с тем, что уже невозможно что-либо сделать, он сдается тотально и без сожаления, позволяет Смиту слиться с собой, отдает себя без малейшего сопротивления. Победив свое эго, смирившись, отбросив все устремления, желания, попытки выбирать и действовать, Нео отдается реальности. В какой-то момент есть только Смиты, больше никого, и тогда наступает катарсис, болезнь выходит через обострение и эго растворяется.

Еще в ходе фильма Прорицательница говорила: «Разве ты выбирать ко мне пришел? Твой выбор сделан». Пока Нео считал, что у него есть выбор, он боролся, и были сомнения. Все дело в том, что с выбора и начинается человеческая часть бытия – иллюзия свободы в том, что у нас всегда есть выбор. На progressman.ru иллюзорности выбора посвящена отдельная статья .

Смит спрашивает Нео, почему, во имя чего тот действует. Ответ Нео подчеркивает осознание им того факта, что он действует потому, что выбрал действовать. Не важно, вера или истина окрасила его выбор, важен выбор как таковой, потому что «у человека всегда есть выбор» (фраза одного из персонажей фильма). И до тех пор, пока эта иллюзия выбора держится, вы остаетесь человеком. Далее, когда Нео видит, что его выбор ведет лишь к дальнейшей бесконечной борьбе, он признает, что Смит был прав. Он отказывается от выбора, потому что бороться бесполезно. Он оставляет все, как есть, и входит в состояние свободы от выбора, отдается реальности, принимает ее такой, какой она и является.

Надпись над дверью прорицательницы Пифии гласила: «познай себя». То, что действительно существует – это и есть само чистое существование, суть нашего высшего «Я». Мы изначально ничего не имеем, и терять нам нечего, но лишь потеряв все эти мелкие частности, распознав их как иллюзии (просто мысли), мы «обретаем» свободу, которая всегда была с нами.

Фильм «Матрица» и его скрытые смыслы

Кинопоказ трилогии фильма «Матрица» шумно прошёлся по миру и оставил глубокие следы в сознании и душах огромного количества людей начиная с 1999-го года – года выпуска первой серии, до наших дней, продолжая будоражить зрителей вновь и вновь. В чём же его поразительное отличие от других фильмов? Попробуем разобраться.

Сначала вспомним в целом: о чём история? Главный герой научился быть хорошим программистом, настолько хорошим, что научился взламывать программное обеспечение электронно-вычислительных машин. В какое-то время в его жизни возникли ощущения или чувства, что окружающий нас общий мир подозрительно странно устроен, вроде как есть за ним что-то ещё, и это что-то сильно притягательно. Когда человек дорастает до заметного из далека уровня познания в его жизнь приходит учитель. Но одновременно приходят новые трудности, помехи, соблазны. Учитель расширяет ученику образ мира с помощью знаний, но ощущения и чувства остаются всё так же во власти познающего. Пытаясь разобраться в мировоззренческих сложностях главный герой по имени Нео стремится лучше познать как мир, так и себя. В этом ему помогает и попутно рождённое чувство – любовь. В битве с помехами, ради того, чтобы жить своей судьбой — как хозяин самому себе – главный герой одерживает победу не только над чертями, побирающими души людей в ад, но и над очень хитрым и коварным бесом; враги частично повержены, в конце наступает мир между машинами и свободными от плена людьми. И черти и бесы в фильме — порождение разумных машин, которых, в свою очередь, ранее создали люди, на свою беду. Машины пленили своих породителей необычным пленом – матрицей. Матрица – нейроактивная модель мира в сознании пленника. В ненастоящем мире живёт почти всё человечество, кроме небольшого количества людей, сумевших покинуть матрицу, но погибающих в неравной борьбе с машинами в мире действительном. Нео (до имянаречения Томас Андерсон) сумел взломать и законы иллюзорного мира, чем открыл себе возможность заключить мирный договор с машинами. Договор был таким: хакер уничтожает вышедшую из под контроля полностью самостоятельную программу в матрице, угрожающую существованию последней, в обмен на прекращение попыток машин уничтожать освободившихся из плена людей. Сражение с программой-бунтарём заканчивается победой – выживанием людей через добровольную смерть спасителя. Недоразвитость людей и машин, за исключением двух их представителей — антиподов, привела в конечном итоге к боевой ничье.

Читать еще:  Укрепление иммунитета у детей. Народные средства для повышения иммунитета у детей

Какие же смыслы фильма нам донесли с экранов?

Помимо очевидных – потенциальные проблемы с деятельностью искусственного разума, борьбы за справедливость, несовершенства мира людей — внедрены в сознание и не очевидные смыслы. Они таковы.

1. Одежда Нео похожа на одежду католического архиепископа. Нео – слово из латинского языка (переводится как «новый»).

2. Одежда агента Смита – одежда светского человека. Смит увлекается классификацией видов биологических существ – это вотчина науки. Смит – символ светского «научного» атеизма. Атеизм заполонил в нашем мире всю землю в самых изощрённых формах и это угрожает экологии планеты.

3. Француз – символ победы над режимом (известная французская революция положила начало смены власти от власти церкви с её монархическим устройством государств, к власти Науки — от власти идеалистического атеизма к власти материалистического атеизма) и символ Науки («сначала причина, потом следствие»). В фильме француз живёт от начала сотворения матрицы и тоже программист. Ему позволено хапать из большой кормушки, потому, что он есть пропагандист философии естественно-научного мировоззрения. Материализм никак не конфликтует с атеизмом (с агентом). Но француз ненавидит гадалку – Пифию.

4. Пифия – предсказательница. И хоть имя, а точнее профессия, отсылает нас к древней Греции, где пифии были орудием института управления государством с помощью способности предсказывать будущее, всё же роль и символика её несколько шире. В конце фильма на ушах Пифии серёжки с символикой, узнаваемой как индийский знак Инь-Янь. Какая связь между предсказанием, Грецией и восточными философиями? Роль Пифии в фильме – быть участником самосовершенствования матрицы по схеме предиктор-корректор. Предиктор – это предсказатель, корректор – поправщик. Пифия меняет свой облик по ходу фильма, т.е. прежний набор подходов в управлении развитием цивилизации сменяется с западной философии на восточную, но остаётся всё также технократической. Глобальное управление нашим миром меняет программное обеспечение из-за глобального социально-экологического кризиса. Нео берёт в свой арсенал теперь не только материю (материализм – философская основа научно-технического прогресса), но и дух – это уже из вотчины восточной цивилизации с её изощрённой «духотой» (идеализмом), и обретает сверхспособности ещё и вне мира иллюзорной действительности – в настоящем мире. Предсказательница принимала участие в этом управлении развитием событий тем же способом, что известен из истории на примере предсказания одному древнему полководцу «Крез Галис перейдя великое царство разрушит!» Прогноз и программирование – две стороны одной медали.

5. Архитектор – символ материализма, научно-технического прогресса, создатель проекта сращивания человека с машиной. Архитектор – корректор, корректирующий (исправляющий) изъяны очень древней матрицы (времена лидерства Франции в распространении естественно-научного мировоззрения давно прошли). Он носитель концептуальной власти и управляет человечеством в обход справедливости.

6. Тринити (по-русски – Троица) – символ христианства. Нео влюбился в исторически сложившееся христианство. Тринити умирает перед рождением новой этики – взаимоотношениями разумных существ. Христианство уходит со сцены вместе со спасителем – с Нео. Уходит также и «научный» атеизм – новые духовные проявления обнуляют власть материалистически направленной науки.

7. Нео – очевидный символ Иисуса Христа – жертвы собой ради спасения человечества. В то же время он выступает как защитник сионистов (жителей Сиона), среди которых мировоззрение таково, что прославляется следующий призыв: «Продадим себя подороже!» А значит он не столько Христос, сколько церковь имени Христа: смерть Нео не приносит освобождения пленникам матрицы, но сионисты продолжают жить в безопасности. Нео спасает кого-то из матрицы (молодого парня), но утверждает, что тот сам себя спас. А после шагает в комнате архитектора в левую дверь, чем становится похожим на Кришну из Бхагават Гиты, который учит Арджуну жертвовать человечеством (братьями) ради своих собственных ценностей – тезис по умолчанию «я сам!», «это мой выбор». Русский бы сказал иначе: «Так будет по совести!», но Нео – не русский…

Фильм готовит человечество к одобрению создающегося на наших глазах нового мира – мира трансгуманизма. Сращивание машин с человеческим телом подсовывается как вынужденный компромисс ради социально-экологической стабильности планетарного масштаба. Это нововведение потребует смены прежних философий и вероучений на новые – с элементами восточной философии (демонстрацию духовных возможностей уже вовсю устраивают на всемирно известных телеканалах во всей красе — своеобразные чудеса как в эпосе «Махабхарата»), но всё также по античеловечной концепции управления. Сионисты останутся всё также полезными, но в связке с машинами, а рабы будут жить всё также в плену иллюзий. Таков их сценарий, в воплощении которого участвует орудие массового воздействия – киноиндустрия.

Источники:

http://cont.ws/post/756187
http://zen.yandex.ru/media/id/5adebab6dcaf8e78787b4b1f/5b8e8c55409d2e00ada1e72b
http://cont.ws/post/756187

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector