0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что может ребенок в 8. Оптимальный режим дня. Физическое и двигательное развитие

Оптимизация двигательной активности в режиме дня ДОУ с детьми

Ольга Никанова
Оптимизация двигательной активности в режиме дня ДОУ с детьми

Оптимизация двигательной деятельности детей дошкольного возраста. Двигательная активность является естественной потребностью организма человека.

Активная двигательная деятельность, помимо положительного воздействия на здоровье и физическое развитие, обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребенка.

Создание системы двигательной активности в течение дня.

Понимая важность проблемы развития двигательной активности детей, мы выдвинули несколько задач:

•увеличить двигательную активность;

•создать оптимальные условия для каждого ребенка в процессе освоения двигательного опыта;

•повысить интерес детей к различным видам двигательной деятельности;

•воспитывать у детей осознанное отношение к выполнению двигательных действий.

Создание системы двигательной активности в течение дня.

Понимая важность проблемы развития двигательной активности детей, мы выдвинули несколько задач:

•увеличить двигательную активность;

•создать оптимальные условия для каждого ребенка в процессе освоения двигательного опыта;

•повысить интерес детей к различным видам двигательной деятельности;

•воспитывать у детей осознанное отношение к выполнению двигательных действий.

Приоритеты форм двигательной активности в режиме дня

Придавая особую значимость роли двигательной активности в укреплении здоровья дошкольников, считаем необходимостью определить приоритеты в режиме дня.

Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно – оздоровительным мероприятиям. к ним относятся общеизвестные виды двигательной деятельности:

•подвижные игры и физические упражнения во время прогулок;

•физкультминутки в совместной деятельности с умственной нагрузкой и т. д.

Второе место в двигательном режиме детей занимает совместная деятельность по физической культуре – как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной двигательной активности детей.

Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Она дает широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей.

В двигательный режим также входит совместная физкультурно – оздоровительная работа ДОУ и семьи (домашние задания, участие родителей в физкультурно – оздоровительных массовых мероприятиях детского сада).

Все вышеописанные формы двигательной активности дополняют и обогащают друг друга, в совокупности обеспечивают необходимую двигательную активность каждого ребенка в течение всего времени пребывания его в ДОУ.

Роль утренней гимнастики в двигательной активности дошкольников

Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима.

Цель утренней гимнастики – создание у детей хорошего настроения, поднятие эмоционального и мышечного тонуса, активизация дальнейшей деятельности.

Задачи утренней гимнастики – закрепить двигательные навыки и умения.

Ежедневное выполнение физических упражнений под руководством взрослого, способствует проявлению определенных волевых усилий, вырабатывает у детей полезную привычку начинать день с утренней гимнастики.

Подвижные игры и физические упражнения во время прогулки

Прогулка – это один из важнейших режимных моментов, во время которого дети могут достаточно полно реализовать свои двигательные потребности. В ходе прогулки решаются оздоровительные задачи, совершенствуются двигательные навыки, повышается двигательная активность. Работу по развитию движений на прогулке планируем так, чтобы была обеспечена системность, последовательность подачи всего программного материала, способность закреплению, совершенствованию игр и физических упражнений, повышать двигательную активность детей.

Основными задачами, решаемыми в процессе ежедневного проведения подвижных игр и физических упражнений на прогулке, являются:

•дальнейшее расширение двигательного опыта детей, обогащение его новыми, более сложными движениями;

•совершенствование имеющихся у детей навыков в основных движениях путём применения их в изменяющихся игровых ситуациях;

•развитие двигательных качеств: ловкости, быстроты, выносливости;

•воспитание самостоятельности, активности, положительных взаимоотношений со сверстниками и старших детей с малышами.

Для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей дошкольного возраста необходим особый двигательный режим, отличающийся разнообразием форм физического воспитания. одной из таких форм являются физкультурные минутки.

Физкультурные минутки – проводятся с целью снижения утомления и снятия статического напряжения. Длительность составляет 2-3 минуты. Физкультминутки проводим в форме упражнений общеразвивающего воздействия (движения головы, рук, туловища, ног, подвижной игры, танцевальных движений и игровых упражнений. Физкультминутка часто сопровождается текстовкой, связанной или не связанной с содержанием деятельности.

Совместная деятельность по физической культуре

В дошкольных учреждениях основной формой развития двигательной активности детей является совместная деятельность по физической культуре. Данная деятельность выполняет ряд задач по физическому воспитанию:

обеспечить развитие и тренировку всех систем и функций организма ребенка;

удовлетворять естественную потребность в движении;

формировать двигательные умения и навыки, физические качества;

давать каждому возможность демонстрировать свои двигательные умения сверстникам и учиться у них;

создавать условия для разностороннего развития детей, использовать полученные навыки в жизни;

вызывать и поддерживать интерес к двигательной деятельности.

Самостоятельная двигательная деятельность детей

Двигательные навыки, полученные в совместной физкультурной деятельности, дети закрепляют в самостоятельной двигательной деятельности. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребенка. Продолжительность её зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности. занимаясь самостоятельно, ребенок сосредотачивает внимание на действиях, ведущих к достижению увлекающей его цели.

Стимулом самостоятельной двигательной активности детей всех возрастов служит прежде всего, наличие в группе или на участке различных игрушек, мелких и крупных физкультурных пособий.

Роль дневного сна в двигательном режиме дошкольника.

Трудно переоценить роль дневного сна в физическом и интеллектуальном развитии ребёнка. Отдых в середине дня ему просто необходим. Но как помочь проснуться малышу в хорошем настроении и активно продолжить день? Необходимо провести после тихого часа бодрящую гимнастику. Бодрящая гимнастика помогает детскому организму проснуться, улучшить настроение, поднимает мышечный тонус, обеспечивает необходимый уровень двигательной активности в течение второй половины дня. Гимнастика после дневного сна является важной составляющей двигательной активности.

Читать еще:  Утреннее признание в любви любимой женщине. Признание в любви девушке до слез своими словами

Совместная физкультурно-оздоровительная работа ДОУ и семьи.

Не так просто провести спортивное мероприятие. И все же в ДОУ мы стараемся проводить физкультурные праздники 2 раза в год. Такие спортивные праздники дают детям радостные переживания, запоминаются ими надолго. К таким мероприятиям мы готовимся особенно тщательно, продумывая каждый момент. Праздничное настроение во время развлечения создается, если двигательный материал игр и упражнений усвоен детьми заранее, а цель действий необычна, но доступна и интересна. В разных группах для упражнений, аттракционов мы используем одни и те же пособия (мячи, шары и др., изменяя сложность двигательных упражнений, количество повторов, темп выполнения.

Во время проведения праздника стимулируем дальнейшую активность детей, желание продолжать двигательную деятельность, участвовать в играх, аттракционах.

Работа с родителями

Педагогический коллектив детского сада уделяет большое внимание работе с родителями воспитанников, стараясь вовлекать их в единое образовательное пространство. Для этого используются разнообразные формы:

•организация совместной деятельности детей и взрослых на территории детского сада и вне территории (выход на природу).

•дни открытых дверей для родителей (октябрь, май).

•совместное творчество детей и родителей.

•создание физкультурно – оздоровительной среды в группе, на территории.

•тематические родительские собрания.

Работа с родителями

Педагогический коллектив детского сада уделяет большое внимание работе с родителями воспитанников, стараясь вовлекать их в единое образовательное пространство. Для этого используются разнообразные формы:

•организация совместной деятельности детей и взрослых на территории детского сада и вне территории (выход на природу).

•дни открытых дверей для родителей (октябрь, май).

•совместное творчество детей и родителей.

•создание физкультурно – оздоровительной среды в группе, на территории.

•тематические родительские собрания.

Работа с родителями

Педагогический коллектив детского сада уделяет большое внимание работе с родителями воспитанников, стараясь вовлекать их в единое образовательное пространство. Для этого используются разнообразные формы:

•организация совместной деятельности детей и взрослых на территории детского сада и вне территории (выход на природу).

•дни открытых дверей для родителей (октябрь, май).

•совместное творчество детей и родителей.

•создание физкультурно – оздоровительной среды в группе, на территории.

ГУО «Ясли-сад № 32 г.Лида»

Мир детства — удивителен!

ДЛЯ ВАС, ПЕДАГОГИ

Методическая копилка

Главная

Облако меток

Контакты

231282, Гродненская область, г.Лида, мкр-н Южный городок, 13″А».
Открыть контакты

ДЛЯ ВАС, ПЕДАГОГИ

Что такое оптимальный двигательный режим? Средства оптимизации двигательной активности детей

КОНСУЛЬТАЦИЯ

Подготовила заместитель заведующего по основной деятельности

Двигательный режим – это рациональное сочетание различных видов, форм и содержания двигательной активности (далее ДА). В него включаются все виды организованной и самостоятельной деятельности, в которых чётко выступают связанные с перемещением в пространстве действия детей.

Оптимальный двигательный режим – это удовлетворение потребности детей в движении через разнообразие движений, видов и форм деятельности. Цель его состоит в том, чтобы, удовлетворяя естественную биологическую потребность в движении, ребёнок имел возможность самовыражения в двигательной деятельности через общение со сверстниками.

Оптимальный двигательный режим складывается из самостоятельной двигательной деятельности и организованных физкультурных мероприятий.

К организованным формам ДА относятся:

1. Физкультурные занятия.

2. Физкультурно-оздоровительная работа в течение дня (утренняя гимнастика, физкультминутки, подвижные игры и физические упражнения на прогулке).

3. Активный отдых (простейший туризм, физкультурные досуги и праздники, дни здоровья, каникулы).

4. Индивидуальная и дифференцированная коррекционная работа (с детьми, имеющими отклонения в физическом и двигательном развитии).

5. Образовательные услуги (для развития двигательных способностей).

В организованных формах физкультурной деятельности следует:

  • индивидуализировать двигательные и физические нагрузки, учитывать интересы и возможности детей при выполнении физических упражнений;
  • искать методы оптимизации ДА детей, которая должна составлять не менее 60% занятия.

Содержание самостоятельной деятельности определяется самими детьми.

Процентное соотношение самостоятельной и организованной двигательной деятельности разное в группах младшего и старшего дошкольного возраста, однако самостоятельные движения детей всех возрастов должны составлять не менее 2/3 объёма их общей ДА. Это можно объяснить тем, что потребность детей в движении наиболее полно реализуется в самостоятельной деятельности. Она является наименее утомительной из всех форм ДА и более, чем организованная, содействует индивидуализации двигательного режима. Кроме того, именно в самостоятельной деятельности ребёнок в наибольшей степени проявляет своё двигательное творчество, а также уровень овладения двигательными умениями.

Самостоятельная ДА не может оставаться без внимания взрослых. Руководство предусматривает:

1.организацию физкультурно-игровой среды (достаточное пространство для движений, разнообразие, достаточное количество, частая сменяемость физкультурных пособий и атрибутов);

2. закрепление в распорядке дня времени для самостоятельной двигательной деятельности в обязательном порядке во время утреннего приёма, до и между занятиями, на прогулке, после сна, в вечернее время в детском саду и семье;

3. владение воспитателем особыми – опосредованными – методами активизации ДА с учётом индивидуальных особенностей детей.

Воспитателю важно уметь:

  • обеспечить каждому ребёнку возможность двигаться по своему усмотрению в любое время дня;
  • наблюдать за детьми, уметь видеть всех и при необходимости прийти на помощь;
  • предусмотреть каждому из них место для движений, где никто не мешает, оберегать это пространство;
  • привлекать дошкольников к размещению физкультурных пособий в группе, на участке, стимулируя этим желание выполнить те или иные движения;
  • снимать напряжение, скованность отдельных детей улыбкой, поощрением; если ребёнок затрудняется, помочь ему выбрать пособие для движений при помощи вопроса, загадки, совета;
  • пытаться без навязывания объединить в совместной парной игре детей разной подвижности, предоставив им один предмет на двоих (мяч, куклу, обруч, скакалку и т.д.) и показав варианты действий, если это необходимо;
  • обыгрывать новые пособия и игрушки, показав, как по-разному можно с ними действовать (например, по доске — ходить, бегать, прыгать, ползать, прокатывать машину, мяч; скакалку — крутить вдвоём, делать из неё дорожку, круг, а затем выполнять разные движения, в том числе с куклой и т.д.);
  • при знакомстве с новой игрушкой показать в первую очередь: малоподвижным детям — несложные активные движения и перемещения в пространстве, детям большой подвижности — движения, требующие точности, сдержанности, осторожности (ходьба, бег, прокатывание мяча по ограниченной плоскости, все виды лазанья и т.п.);
  • отдавать предпочтение пособиям и игрушкам, требующим активных действий, чаще менять их расположение, обеспечить сменяемость не только в течение недели, но и дня;
  • не усаживать на место чрезмерно подвижного ребёнка, полезнее внести в его бесцельный бег целесообразность, подсказать сюжет;
  • иногда включаться в совместную игру с кем-нибудь из детей, чтобы показать новые движения, вызвать интерес к ним;
  • периодически строить вместе с детьми «полосы препятствий» из имеющихся пособий и учить преодолевать их по-разному;
  • обогащать сюжетно-ролевые игры детей разнообразными видами и способами всех основных движений.
Читать еще:  Магне в6 во втором триместре. Возможные побочные явления. Как действует Магне В6 в организме

В работе с детьми также важно правильно организовать двигательный режим для обеспечения оптимальной ДА детей.

Продолжительность ДА должна составлять не менее 50 – 60% периода бодрствования, что равняется примерно 6 часам в сутки.

Самые высокие двигательно-физические нагрузки приходятся на время первой прогулки (с 10 до 12 часов). Двигательная активность здесь должна составлять 65 – 75% времени.

Кроме этого в распорядке дня обязательны и другие периоды двигательной деятельности детей – это время до завтрака и перед занятием, особенно если оно умственного характера. Во время утреннего приёма и перед занятиями они должны быть умеренно интенсивными.

Следует осторожно подходить к физическим нагрузкам сразу после дневного сна, т.к. в это время организованные физические упражнения нецелесообразны. Лучше всего предоставить детям возможность двигаться самостоятельно, создав условия для движений, т.к. именно в самостоятельной деятельности наиболее полно реализуется потребность детей в движении.

Периоды высокой ДА должны чередоваться с отдыхом и малоподвижными видами деятельности.

Каждый ребёнок должен иметь возможность двигаться по своему желанию в любое время дня.

Литература:

  1. В. Шишкина, М. Дедулевич Двигательное развитие детей дошкольного возраста. Средства оптимизации двигательного развития детей. – «Пралеска» №1 (209), январь, 2009.
  2. Шишкина В.А. Какая физкультура нужда дошкольнику? : пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошк. образования / В.А. Шишкина, М.В. Мащенко. – Мозырь : ООО ИД «Белый Ветер», 2005.

«Оптимальная двигательная активность — залог гармоничного развития ребенка»

Жанна Шадрина
«Оптимальная двигательная активность — залог гармоничного развития ребенка»

На сегодняшний день в системе дошкольного образования особое внимание уделяется здоровью детей. Здоровье детей зависит от ряда факторов: биологических, экологических, социально гигиенических, а также от характера педагогического воздействия. Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, двигательная активность.

Двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребёнка.

Двигательная активность положительно влияет на все системы организма и необходима каждому человеку. Ограничение движений или их нарушение неблагоприятно сказывается на всех жизненных процессах.

Особенно большое количество движений требуется растущему организму. Неподвижность для маленьких детей утомительна, она приводит к замедлению роста, задержке умственного развития и снижению сопротивляемости инфекционным заболеваниям.

Дети, регулярно занимающиеся физкультурой, имеют преимущества перед малоподвижными: они лучше выглядят, здоровее психически, менее подвержены стрессу и напряжению, лучше спят, у них меньше проблем со здоровьем.

К характеристикам двигательной активности можно отнести такие параметры, как «уровень двигательной активности» и «двигательный тип».

Выделяют три уровня двигательной активности:

— Высокий уровень. Для детей характерны высокая подвижность, высокий уровень развития основных видов движений, достаточно богатый двигательный опыт, позволяющий обогащать свою самостоятельную деятельность. Некоторые дети этой группы отличаются повышенной психомоторной возбудимостью, гиперактивностью.

— Дети со средним уровнем двигательной активности имеют средние и высокие показатели физической подготовленности и высокий уровень развития двигательных качеств. Для них характерно разнообразие самостоятельной двигательной деятельности

— Низкий уровень двигательной активности — малоподвижные дети. У них наблюдается отставание показателей развития основных видов движений и физических качеств от возрастных нормативов, общая пассивность, застенчивость, обидчивость.

Под «двигательным типом» понимается набор индивидуальных двигательных особенностей, присущих данному ребенку. Индивидуальные двигательные особенности выявляются в процессе наблюдения за ребенком в течение длительного времени с фиксацией в дневнике тех видов движений, которые он предпочитает, выполняет с удовольствием. Выделяют следующие двигательные типы ребенка:

— Взрывной. Дети с этим типом двигательной активности предпочитают быстрое, непродолжительное по времени движение;

— Циклический. Дети циклическим типом двигательной активности склонны к длительным, монотонным движениям (лыжи, бег на длительной дистанции);

— Пластический. Дети с пластическим типом движений предпочитают мягкие, плавные движения;

— Силовой. Дети с силовым типом предпочитают силовые нагрузки.

В настоящее время общепринятыми критериями оценки суточной двигательной активности являются: ее продолжительность, объем и интенсивность. Индивидуальные различия в этих показателях настолько велики, что специалисты рекомендуют условно делить детей на группы большой, средней и малой подвижности. Это дает определенные ориентиры для руководства двигательной деятельностью детей.

Таким образом, оптимальная двигательная активность должна считаться важнейшим показателем двигательного развития дошкольника.

Для развития двигательной активности детей дошкольного возраста используются различные средства. Основным средством являются физические упражнения, вспомогательными — естественные силы природы и гигиенические факторы.

Читать еще:  Женские уловки. Как соблазнить мужчину. Как завлечь мужчину: психология и правила соблазна

Методы, используемые при обучении детей движениям, собираются в соответствии с определяющими их источниками. К ним относятся объекты окружающей действительности, слово и практическая деятельность.

Осуществляя руководство двигательной активностью дошкольников используются: наглядные, словесные и практические, игровые, соревновательные методы обучения.

Каждый отдельный метод представляет собой определенную систему специфических приемов. В свою очередь система выражается в совокупности таких именно приемов, которые объединяются общностью задачи и единым подходом к ее решению.

Продолжительность двигательной активности должна составлять не менее 50-60% периода бодрствования, что равняется 6-7 часам в сутки. Самые высокие двигательно-физические нагрузки приходятся на время первой прогулки (с 10 до 12 часов).

Нормой среднесуточной двигательной активности являются такой объем движений и их интенсивность, которые оказывают благотворное влияние на процессы роста, развития и состояние здоровья детей. Недостаток движений (гипокинезия) не позволит организму ребенка развиваться должным образом. Однако не менее опасно и превышение двигательных норм. По объему и интенсивности определены четыре уровня суточной физической нагрузки для младшего школьного возраста: очень легкая, легкая, средняя, большая.

Очень легкая физическая нагрузка (медленная ходьба или езда на велосипеде) рекомендована для мальчиков в течение 1,5-3 часов и 1,5-2 часа для девочек.

Легкая физическая нагрузка (подвижные игры, гигиеническая гимнастика, танцы и т. п.) – 30-45 минут и для девочек.

Средняя физическая нагрузка (бег со средней скоростью, спортивные игры) – для мальчиков 25-45 минут, для девочек 10-30 минут.

Большая физическая нагрузка (бег с около предельной и предельной скоростью) – для мальчиков 3-15 минут, для девочек 3-5 минут.

Все эти рекомендации хороши, но они носят общий характер!

Правильная организация двигательной активности детей в повседневной жизни обеспечивает выполнение двигательного режима, необходимого для здорового физического состояния ребёнка и его психики в течение дня.

Двигательный режим — одно из основных слагаемых здоровья. В него входят не только учебно-тренировочные занятия. Двигательный режим по ФГОС — это рациональное сочетание различных видов, форм и содержания двигательной активности ребенка. В него включаются все виды организованной и самостоятельной деятельности.

Содержание образовательной области «Физическая культура» в соответствии с ФГОС направлено на формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие.

Основные цели и задачи:

— Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни;

— Сохранение, укрепление и охрана здоровья детей; повышение умственной и физической работоспособности, предупреждение утомления;

— Обеспечение гармоничного физического развития, совершенствование умений и навыков в основных видах движений, воспитание красоты, грациозности, выразительности движений, формирование правильной осанки;

— Формирование потребности в ежедневной ДА; развитие инициативы, самостоятельности и творчества в ДА, способности к самоконтролю, самооценке при выполнении движений;

Развитие интереса к участию в подвижных и спортивных играх и физических упражнениях, активности в самостоятельной двигательной деятельности; интереса любви и спорту.

Двигательный режим в течение дня включает в себя как организованную, так и самостоятельную деятельность детей.

Можно выделить следующие приоритеты в режиме дня: первое место принадлежит физкультурно-оздоровительным занятиям. К ним относятся такие виды двигательной деятельности: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой и т. д.

— Организация утренней гимнастики направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей.

— Физкультминутки на занятиях умственной деятельностью применяются с целью предупреждения утомления на занятии, связанном с длительным сидением в однообразной позе, требующем сосредоточенного внимания и поддержания умственной работоспособности детей. Длительность её составляет, примерно, 2 – 3 мин.

Двигательная разминка проводится во время перерыва между занятиями. Она позволяет отдохнуть от умственной нагрузки, способствует увеличению двигательной активности детей.

— Прогулка – один из важнейших режимных моментов, во время которого дети могут достаточно полно реализовать свои двигательные потребности. Это благоприятное время для проведения подвижных игр, индивидуальной работы с малоподвижными детьми и организации их самостоятельной двигательной деятельности.

— Гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными воздушными ваннами помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, способствует профилактике нарушений стопы.

Второе место в двигательном режиме дня занимают учебные занятия по физической культуре как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной двигательной активности детей.

Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Самостоятельная двигательная деятельность организуется в разное время дня: утром до завтрака, между занятиями, после дневного сна и во время прогулок (утром и вечером). Во время самостоятельной двигательной деятельности активные действия детей должны чередоваться с более спокойными.

Таким образом, вышеописанные виды деятельности по физической культуре, дополняя и обогащая друг друга, в совокупности обеспечивают необходимую двигательную активность каждого ребёнка в течение всего времени его пребывания в детском саду.

Поэтому при распределении двигательного режима нужно учитывать:

— особенность ДОУ (наличие специалистов, режим ДОУ) .

— зависимость двигательной активности от времени года

— индивидуальные особенности детей, их возраст

— состояние здоровья каждого ребенка

Конспект занятия «Цветные карандаши» Развитие коммуникативных способностей у детей средствами эмоционального воздействия. В детском саду большое внимание уделяется развитию.

Организация двигательной активности в ДОУ На сегодняшний день в системе дошкольного образования особое внимание уделяется здоровью детей. Здоровье детей зависит от ряда факторов:.

Источники:

http://www.maam.ru/detskijsad/optimizacija-dvigatelnoi-aktivnosti-v-rezhime-dnja-dou-s-detmi.html
http://www.sadik32lida.guo.by/e/410-chto-takoe-optimalnyiy-dvigatelnyiy-rezhim-s
http://www.maam.ru/detskijsad/-optimalnaja-dvigatelnaja-aktivnost-zalog-garmonichnogo-razvitija-rebenka.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector