Детская агрессия: причины и профилактика. Профилактика детской агрессии в семье
Как бороться с детской агрессией
Содержание статьи:
- Причины появления
- Разновидности
- Последствия
- Методы борьбы
- Профилактика
Детская агрессия — это явление, которое способно доставить множество хлопот как родителям неуправляемого ребенка, так и работникам общеобразовательных учреждений. Чтобы решить подобную проблему, необходимо разобраться с причинами появления неадекватного поведения своего чада, а также озвучить возможные ее последствия.
Причины появления детской агрессии
Психологи рекомендуют не относиться легкомысленно к озвученной проблеме, потому что в конечном итоге она может обернуться печальными последствиями для всей семьи.
Причины детской агрессии следует искать в таких факторах:
- Наследственная предрасположенность. В некоторых случаях многое мы берем от своих предков, что является природным и вполне объяснимым. Генетика — это наука, которая объясняет влияние заложенных задатков на ребенка. При агрессивных родителях малыш часто получает наследственность такого же рода, что станет для него большой проблемой в дальнейшей жизни.
Склад темперамента. Даже у спокойных родителей может появиться ребенок-холерик, который станет бурно проявлять свои эмоции. Контролировать ему себя при этом бывает крайне сложно, потому что отсутствует еще жизненный опыт и самодисциплина. К тому же гиперактивность маленького непоседы часто требует выплеска эмоций, которые не всегда являются позитивными для окружающих.
Неправильная модель воспитания. Хвалить свое чадо нужно, но без явного перебора при этом процессе. Чрезмерное потакательство детским желаниям и причудам может привести к агрессии ребенка при малейшем отказе от озвученной им просьбы. Выражается протест часто в виде истерики и даже попытки ударить слабохарактерного родителя.
Некорректная критика. Порицание должно присутствовать в воспитательном процессе любого ребенка, но оно обязано быть всегда взвешенным и уместным. Маленькая личность может взбунтоваться, если ее унижают на глазах у посторонних людей. Каждый взрослый человек не потерпит подобного отношения к себе, но это почему-то забывается, когда речь идет о маленькой личности.
Критический возраст. Специалисты утверждают, что в определенное время у детей наблюдаются некие вспышки агрессии. Это касается периода, когда ребенку исполняется три года, семь и двенадцать-четырнадцать лет. Следует отметить, что при этом агрессия будет иметь разную природу образования. Это неудивительно, потому что при изучении окружающего мира маленький исследователь набирается опыта, и его пожелания резко меняются.
Подражание сверстникам. Чужой пример не всегда является положительным, когда дело касается агрессии в детском возрасте. Очень часто ребенок начинает копировать поведение своего знакомого, который кажется ему сильным и смелым в проявлении своей очевидной жестокости. Самое страшное при этом происходит тогда, когда создаются такие опасные клубы по интересам.
Ревность к родителям. Иногда папа и мама не могут понять, что случилось с их некогда спокойным ребенком, которого просто подменили. Причиной агрессивного поведения может стать ревность к родившемуся брату или сестре, потому что основное внимание родителей направлено теперь на малыша. Подобная ситуация также возникает при появлении в некогда неполной семье нового ее представителя, который посягает на любовь папы или мамы.
Озвученные факторы иногда способны оказать влияние на самого спокойного ребенка, потому что детская психика еще только формируется. Следовательно, не стоит впадать в панику при проявлении агрессии в таком возрасте. Однако пускать возникшую ситуацию на самотек специалистами также не рекомендуется.
Разновидности детской агрессии
Психологи различают несколько типов проявления неадекватного поведения у ребенка. Виды детской агрессии специалисты классифицируют следующим образом:
- Физическая враждебность. Выражаться она может в систематических провокациях к драке, а также в порче вещей. Агрессивный ребенок такого типа позволяет себе жестоко обращаться с животными, что должно однозначно встревожить родителей и педагогов.
Вербальная (словесная) враждебность. Такие шумные дети часто становятся большой проблемой для их пап и мам, а также для представителей воспитательных учреждений. Крики и ругань — естественное состояние маленьких забияк с вербальной агрессией.
Негативизм. Быть в постоянной оппозиции становится нормой для юных бунтарей. При этом их не пугает одиночество, потому что им комфортно находиться в компании самих себя.
Косвенная агрессия. Дети с такой моделью поведения не кидаются в драку, но при этом довольно агрессивны. Они могут топать ногами, истерить и организовывать травлю своих ровесников, отпуская в их адрес злобные шутки и наделяя обидными прозвищами одногодок.
Нельзя однозначно определить, какая из озвученных моделей поведения становится наиболее проблематичной для родителей взбунтовавшихся детей. Любой вид может стать опасным как для самого ребенка, так и для его окружения.
Последствия детской агрессии
Все негативные поступки имеют со временем свои закономерные последствия. Проявление детской агрессии может привести к таким плачевным результатам:
- Отторжение окружающими. Никому не нравится, когда его унижают, причиняя моральные или физические неудобства. В этом случае ребенок старается оградиться от своего сверстника-агрессора, что является нормальной реакцией и защитой от обидчика. Следовательно, в конечном итоге драчун и забияка может остаться в гордом одиночестве при бойкотировании его другими детьми.
Несчастная судьба. Привыкнув к безнаказанности и потакательству со стороны родителей, маленький агрессор может вырасти в большого тирана. Не факт, что жизнь его при этом сложится удачно, потому что мало кто захочет общаться с подобной личностью. Все мы стремимся к комфорту, поэтому терпеть насмешки, унижения и физическую расправу над собой — явный перебор для адекватной личности.
Методы борьбы с детской агрессией
Специалисты утверждают, что резкий подход к исправлению сложившейся ситуации только усугубит проблему. Все это является логичным выводом, потому что зло всегда становится дополнительным провокатором очередного зла в ответ.
Последствия детской агрессии всегда непредсказуемы, поэтому психологи предлагают следующие методы борьбы с неадекватным поведением маленького скандалиста:
- Контроль поступков ребенка. Спрятать голову в песок по принципу самозащиты страуса можно, но это не приведет ни к чему хорошему. Если на вспышки гнева юного забияки не обращать внимания, то это преобразуется в такой опасный фактор, как вседозволенность. Агрессор поймет, что его поведение вполне всех устраивает, и начнет действовать еще более распущенно и вызывающе.
Принцип «золотой середины». Метод кнута и вдвойне желанного после этого пряника никто еще не отменял. При этом нужно контролировать свои эмоции, чтобы не перегнуть палку. Ребенок должен четко понимать, что огорчил родителей и ведет себя неправильно. В ином случае он решит для себя, что раз взрослые себе позволяют агрессию, то ему сам Бог велел действовать по такому же принципу.
Терапия любовью. Все мы трепетно относимся к своим детям, но не всегда умеем правильно это продемонстрировать. Пытаясь в суровости воспитать из мальчика настоящего мужчину, а из девочки — железную леди, мы травмируем психику своего потомства. У ребенка возникает вполне логичный протест против взрослых-тиранов, что выливается у него затем в дикие выходки и откровенные марши протеста.
Профилактика детской агрессии
Проблему лучше предотвратить, чем потом мужественно с ней бороться. Профилактика детской агрессии может включать в себя следующие моменты:
- Спокойная домашняя обстановка. В семье, где не принято повышать друг на друга голос, обычно не встает вопрос о борьбе с детскими вспышками гнева. Даже ругая ребенка за провинность, необходимо четко, но размеренно объяснить ему свои претензии. Подобная модель поведения взрослых станет хорошим примером для их подрастающего поколения и отличной коррекцией детской агрессии.
Организованный досуг. Если любимое чадо чем-то увлекается, то ему останется мало времени на бессмысленные и непродуктивные вспышки гнева. Мальчику или девочке, которые потенциально предрасположены к потасовкам, можно предложить посещение спортивной секции. Грамотным решением будет определить маленького провокатора в группу по единоборствам, которой руководит опытный и мудрый тренер. В таких спортивных организациях учат не только приемам рукопашного боя, но и умению контролировать свои эмоции.
Ограничение доступа к средствам массовой информации. Никто не предлагает при этом запрет просмотра мультфильма про олененка Бэмби, потому что данная анимация несет в себе только позитивный воспитательный заряд. Однако тот же интернет просто напоминает иногда бомбу замедленного действия по качеству предлагаемой информационной продукции. Ребенок впитывает в себя все, как губка, поэтому в целях профилактики агрессивности необходимо следить за тем, что смотрит любимое чадо.
Как бороться с детской агрессией — смотрите на видео:
Профилактика детской агрессии и жестокости – памятка для родителей
(схема наблюдения за ребёнком)
- Часто теряет контроль над собой.
- Часто спорит, ругается со взрослыми.
- Часто отказывается выполнять правила.
- Часто специально раздражает людей.
- Часто винит других в своих ошибках.
- Часто сердится и отказывается сделать что-либо.
- Часто завистлив, мстителен.
- Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.
Предположить, что ребёнок агрессивен, можно лишь в том случае, если в течение не менее чем шесть месяцев в его поведении проявлялись хотя бы четыре из восьми перечисленных признаков.
Ребёнку, в поведении которого наблюдается большое количество признаков агрессивности, необходима помощь специалиста – психолога или врача.
За помощью к специалистам Вы можете обратиться в
МБУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» г. Тамбова по адресу: ул. Рабочая, 4А.
Телефон для записи на приём к специалистам: +7-4752-53‑73-38.
Телефон доверия: +7-4752-45‑67-67
Наиболее распространённые причины возникновения детской агрессивности
«Агрессивность – это отчаяние ребёнка, который ищет признания и любви. »
- Отвержение (неприятие ребёнка). Ребёнок чувствует себя покинутым, незащищённым и поэтому для него не существует родительского авторитета. У ребёнка нет положительного примера, как себя вести.
- Сверхтребовательность (чрезмерная критика, наказание за малейшие провинности) – приводит к озлобленности, стремлению делать «исподтишка», формирует чувство неполноценности и ожидание неудач. Агрессия становится способом самоутверждения.
- Гиперопека (сверх заботливое отношение) – ребёнок лишается самостоятельности, инфантилен, не может противостоять стрессам, не может постоять за себя, может стать жертвой агрессии и вымещает свою накопившуюся агрессию на предметах (рвёт книги, ломает вещи, пишет на стенах или мебели), животных, на тех, кто слабее его или на самом себе (нанося себе какие-либо повреждения).
Некоторые принципы общения
- Работу по коррекции агрессивного поведения детей следует начинать с Вами, родители. Помните, что ребёнок не может измениться к лучшему, если не произойдут необходимые изменения в семье.
- Пусть ребёнок в каждый момент чувствует, что Вы его любите, цените и принимаете, что он Вам нужен. Не стесняйтесь его лишний раз приласкать и пожалеть.
- Показывайте личный пример эффективного поведения, не допускайте вспышек гнева и нелестных высказываний о других людях.
- Запрет и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Лишь поняв причины агрессивного поведения ребёнка, можно надеяться на улучшение.
- Формируйте способности к сопереживанию и сочувствию (способности к эмпатии).
- Обучайте ребёнка распознавать собственные эмоциональные состояния и состояния окружающих людей. Расширяйте поведенческий репертуар ребёнка.
- Будьте последовательны в наказаниях ребёнка, наказывайте за конкретные поступки. Наказания не должны унижать ребёнка.
- Дайте ребёнку возможность выплеснуть свою агрессию, сместить её на другие объекты (например, поколотить подушку).
- Не подавляйте попытки «самоутверждения» ребёнка, отнеситесь с пониманием, старайтесь спокойно договориться.
- Замечайте, когда ребёнок в конфликтных ситуациях ведёт себя неагрессивно и поощряйте его за это.
- Отрабатывайте навыки реагирования в конфликтных ситуациях. Учите ребёнка брать ответственность на себя.
Профилактика агрессии и жестокости у детей
Постарайтесь сохранить в своей семье атмосферу открытости и доверия.
Не давайте своему ребенку несбыточных обещаний, не вселяйте в его душу несбыточных надежд.
Не ставьте своему ребенку каких бы то ни было условий.
Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка.
Не наказывайте своего ребенка за то, что позволяете делать себе.
Не изменяйте своих требований по отношению к ребенку в угоду чему- либо.
Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом.
Не бойтесь поделиться со своим ребенком своими чувствами и слабостями.
Не меняйте своё отношение к ребенку в зависимости от его учебных успехов.
Агрессивность ребенка проявляется, если:
- ребенка бьют;
- над ребенком издеваются;
- ребенка заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда;
- родители заведомо лгут;
- родители пьют и устраивают дебоши;
- родители воспитывают ребенка двойной моралью;
- родители не требовательны и неавторитетны для своего ребенка;
- родители не умеют любить одинаково своих детей;
- родители ребенку не доверяют;
- родители настраивают детей друг против друга;
- родители не общаются со своим ребенком;
- вход в дом закрыт для друзей ребенка;
- родители проявляют к ребенку мелочную заботу и опеку, живут своей жизнью, ребенок чувствует, что его не любят.
В настоящий момент в школах внедряются как отдельные элементы профилактики (индивидуальная работа с неблагополучными школьниками), так и система профилактики, предназначенная для всех участников образовательного процесса (уроки социального воспитания, тренинги по конфликтологии, круглые столы, деловые и интерактивные игры, игротерапия, сказкотерапия). В школу привлекаются узкие специалисты для работы с кризисными ситуациями, способными изменить отношение к насилию, сформировать психолого-педагогическую компетентность у детей, учителей и родителей.
Также родители могут самостоятельно заниматься коррекцией агрессивности своих детей с помощью сказкотерапии; психотехнических освобождающих игр; режиссёрских игр.
Содержание предложенных методических приемов.
Сказкотерапия – это чтение литературных произведений, в которых раскрывается сила добра и слабость зла.
После чтения необходимо провести беседу. Отвечая на поставленные вопросы ребёнок учится давать собственную оценку действиям и поступкам героев, становиться на место как «злых», так и «добрых» персонажей, формируя тем самым способности к эмпатии.
Психотехнические освобождающие игры направлены на ослабление внутренней агрессивной напряженности ребенка, на осознание им своих враждебных переживаний, приобретение эмоциональной и поведенческой стабильности. Освобождающие игры (типа всевозможных «бросалок», «кричалок») – это своеобразный канал для выпуска разрушительной энергии в социально приемлемой форме.
В основе агрессии лежит гнев, именно от него следует научиться освобождаться. Конечно, это не означает, что всем дозволено драться кусаться. Просто мы должны научиться сами и научить детей выражать свои чувства приемлемыми, неразрушительными способами.
Игры для снятия агрессии:
Ребенку предлагается приготовить «корм» для цыплят, то есть разорвать лист бумаги на мелкие-мелкие кусочки.
Эта игра проводится с командами «Стоп!» или «Замри!». Агрессивные дети не только эмоционально и моторно разряжаются, но и приобретают элементарные навыки самообладания, развивают способность к самоконтролю за своими эмоциями и поступками.
Игра-упражнение «Где прячется злость? »
Ребенок закрывает глаза, одну руку с вытянутым указательным пальцем поднимает вверх. Не открывая глаз нужно словом или жестом ответить на вопросы: «Где у вас злость прячется? В коленях, в руках, в голове, в животе? А гнев? А раздражение? А грусть? А радость?»
Очень полезны для снятия агрессии игры с водой, песком, глиной. Летом разрешите даже очень маленькому ребенку повозиться в песке (сухом и мокром), в воде. В холодное время года это можно заменить купанием в ванне. Например, дети любят переливать воду из одной емкости в другую.
Снимает напряжение лепка из воска, пластилина, теста. Лепите фигурки, придумывайте истории с ними.
Хорошо снимает напряжение, создает положительный эмоциональный фон – рисование красками.
“Высказаться”, выплеснуть накопившуюся энергию помогут сказки и ролевые игры с игрушками. Придумывайте различные сюжеты, в том числе и те, которые имеют место в жизни вашего ребенка. Освоив в игре правильную стратегию поведения, ребенку будет легче повести себя подобным образом и в реальной жизни.
В режиссерской игре ребенок распределяет все роли между игрушками, а на себя принимает функцию режиссера. Ребенок имеет возможность самостоятельно организовывать игровую ситуацию, выбирать сюжет, регулировать взаимоотношения между персонажами, мотивировать их поступки и создавать характеры. Выполняя психотерапевтическую функцию (ребенок может проявить свою агрессию, «спрятавшись» за куклу-персонаж), эта игра решает еще педагогические коррекционно-развивающие задачи. Поскольку агрессивный ребенок сам руководит всеми куклами – «агрессором», «провокатором», «жертвами», «свидетелями», – то он невольно встает на место каждого персонажа. Иными словами, помимо «агрессора» ему приходится побывать и в роли «жертвы», осознать ее положение. Таким образом, в режиссерской игре ребенок учится оценивать конфликтную ситуацию с нескольких точек зрения, находить различные варианты поведения в ней и выбирать приемлемый вариант. Кроме того, у ребенка развивается способность координировать свое поведение с поступками других людей.
Список использованной литературы:
- Бандура, А. Подростковая агрессия / А. Бандура, Р. Уолтере. – М.,2000.
- Бреслав, Г.М. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности / Г.М. Бреслав. – Рига, 1990.
- Лютова Е., Монина Г. Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – СПб.: Издательство «Речь»; «ТЦ Сфера», 2002. – 136 с.
- Михайлина, М.Ю. Профилактика детской агрессивности: теоретические основы, диагностические методы, коррекционная работа / авт.-сост. М.Ю. Михайлина. – Волгоград: Учитель, 2009.
- Паренс, Г. Агрессия наших детей / Г. Паренс. –М., 1997.
- Реан, А.А. Агрессия и агрессивность личности [Текст] / А.А.Реан // психологический журнал. – 1996. –№5.
- Романов, А.А. Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей / А.А. Романов. – М., 2005.
- Семенюк, Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Л.М. Семенюк. – М., 1996.
Профилактика детской агрессии
Детская агрессивность, что это? Любой родитель обязательно знаком с каким-либо проявлением агрессивного поведения, но при этом беспокойство взрослых может быть вызвано совершенно разными явлениями: малыш толкается или дерется со сверстниками, отбирает у друзей игрушки, кричит и топает ногами в самых неподходящих ситуациях, замахивается на взрослых, бранится, визжит, кусается, пинает своего любимого мишку, ломает свои и чужие игрушки, рвет книжки, обзывается, кричит и проч. Почти каждый родитель в описанной ситуации озадачен и растерян, потому что такие проявления в детях неприятны не только мамам и папам забияки, драчуна или крикуна, но и почти всегда осуждаются другими взрослыми.
Что означает такое поведение ребенка и откуда оно берется? Надо ли обращаться к специалистам для того, чтобы “воспитать” агрессора? Как научить своего ребенка безопасно для себя и других проявлять недовольство и гнев? Именно об этом мы хотим рассказать вам в этот раз…
Есть особая категория “трудных” детей. Они балуются, не слушаются взрослых, нападают на сверстников без видимых причин, громко говорят, нередко перебивают, дразнят и провоцируют других детей, пытаются доминировать. Взрослые считают такое поведение агрессивным. Однако здесь не все так просто, как кажется на первый взгляд.
Действительно, в какой-то период многим детям свойственна агрессивность. Детская жизнь полна разочарований, которые кажутся взрослым мелкими. Но именно эти разочарования, вызванные лишениями и ограничениями, становятся травмирующими для ребенка (рисунок “Рыбий жир”). И самым простым решением для него может оказаться агрессивная реакция. Особенно, если у малыша ограничены способности к самовыражению или он лишен возможности другим способом удовлетворить насущную для него в данный момент потребность. Вообще надо отметить, что агрессия может возникать в двух случаях:
- как крайняя мера, когда ребенок исчерпал все другие возможности для удовлетворения своих потребностей;
- как “выученное” поведение, когда малыш ведет себя агрессивно, следуя образцу (образцом могут выступать родители, другие значимые лица, литературные или кинематографические персонажи).
Отсюда следует, что ребенку в раннем возрасте неизбежно присуща определенная агрессивность.
Уже в отчаянном плаче грудного младенца нетрудно распознать злость и возмущение. Причина проста: ему что-то не позволяют или в чем-то отказывают, что собственно его и раздражает. В первую очередь, это касается физиологических потребностей, которые у малыша проявляются с такой же силой, как и у взрослого. Однако должно пройти немало времени, прежде чем кроха научится самостоятельно удовлетворять или откладывать их.
С самого рождения ребенок целиком и полностью зависит от родителей, особенно от матери. Причем положение его не меняется в течение многих лет. Даже если взрослые с пониманием относятся к его потребностям, в силу целого ряда различных причин они порой вынуждены уделять детям меньше внимания, чем следует, и навязывать им то, что их сердит и злит. Родители стараются по мере возможности помочь ребенку освоиться в окружающем мире, но он все равно чувствует себя подавленным.
Маленький человечек пока не способен управлять своими побуждениями и желаниями, он не может еще их контролировать. Возникшие одновременно чувства голода и усталости, например, неизменно становятся для него причиной гнева и раздражения.
Ребенку часто приходится страдать от ограничений и лишений. Не проходит ни дня, чтобы какое-нибудь его желание или какая-либо потребность не были подавлены. И если сначала плач был призывом о помощи, то постепенно он превращается в отчаянный, гневный протест. Так и рождается агрессивность.
Агрессивная реакция по своей сути — это реакция борьбы, за выживание, попытка ребенка изменить положение вещей. Она — результат неудовлетворенности, протеста, злости или явного насилия. Все это совершенно нормально. Агрессия в ряде случаев, безусловно, предпочтительнее, чем хныканье, жалобы, покорное повиновение, бесплодное фантазирование и другие проявления ухода от действительности. Если же гнев и возмущение ребенка постоянно подавляются, они, как уже отмечалось, могут накапливаться и проявляться нередко лишь в зрелом возрасте. В этом случае бывает очень сложно выяснить истинные мотивы агрессивности, поскольку она уже выливается в иные формы поведения, психосоматические симптомы или становиться причиной различных заболеваний (например, ревматического артрита, крапивницы, прыщей, псориаза, язвы желудка, эпилепсии, мигрени, гипертонии).
Ребенок не становится агрессивным неожиданно. Он не может быть мягким и воспитанным пай-мальчиком или девочкой, а спустя минуту начать кричать, драться со сверстниками. Процесс, как правило, происходит постепенно. До определенного момента ребенок выражает свои потребности в более мягкой форме. Но взрослые обычно не обращают на это внимания до тех пор, пока не столкнутся с явными нарушениями поведения. То поведение, которое воспринимается взрослыми как агрессивное или асоциальное, часто в действительности является отчаянной попыткой удовлетворить потребности, восстановить эмоциональное состояние или социальные связи. Просто ребенок не в состоянии пока выразить свои истинные чувства никаким другим способом. Он делает то единственно возможное, что может себе представить, чтобы продолжить борьбу за выживание в окружающем мире.
Вместе с тем, наблюдая за агрессивным ребенком, можно определить направленность его реакций (на кого он нападает, в каких обстоятельствах и как часто это случается без какой-либо провокации). Внимательные наблюдения помогут взрослым выявить тревожные симптомы грядущей бури.
Поскольку причиной агрессии являются лишения и ограничения, то крайне редко удается полностью освободить ребенка от его агрессивности. Но даже если бы такое было возможно, не следует стремиться к этому. Бесспорно, агрессивность имеет свои положительные и отрицательные, здоровые и болезненные стороны. Она может проявляться в предприимчивости и активности или, напротив, в непослушании и сопротивлении. Агрессивность способна развить дух инициативы или же породить замкнутость и враждебность, может сделать человека упорным либо безвольным. И это лишь некоторые из альтернатив.
Речь должна идти не о том, чтобы полностью исключить агрессивность из характера детей, а о необходимости ограничивать и контролировать ее, а также поощрять те ее проявления, которые не приносят вреда личности и обществу.
Различают в основном три основных вида агрессии, рассмотрим их последовательно.
Физическая агрессия
Физическая агрессия (нападение) — использование физической силы против другого лица.
Физическая агрессивность проявляется у детей достаточно часто. Ребенок может разъяриться, осыпать ударами того, кто находится рядом, нападать на детей младше себя или даже взрослых. Физическая агрессия немедленно привлекает внимание взрослых.
Обычно больше всего досаждает родителям, когда дети в семье ссорятся и дерутся. Однако следует иметь в виду, что желание драться (щипаться или кусаться исподтишка) — это далеко не всегда признак ненормальности ребенка.
В случае, когда родители обращаются за помощью к психологу по поводу агрессивного поведения их детей, наилучший совет таков — как можно меньше реагировать на ссору или драку своих детей. За исключением, конечно, каких-то особых, крайних случаев, когда дети могут причинить друг другу серьезные увечья. Очень часто братья и сестры самостоятельно решают свои проблемы И, как правило, забывают про свои ссоры, а через некоторое время уже мирно и дружно играют. Но стоит вмешаться родителям, как один из детей, а то и оба непременно почувствуют себя ужасно несчастными — либо потому, что их накажут (и тогда достанется обоим), либо потому, что их не поняли и обидели напрасно.
Однако отрицательный эффект родительского вмешательства совершенно в другом — драка приобретает значение важного события. Ребенок, которого лишь слегка ударили, принимается кричать так, будто ему причинили нестерпимую боль. При этом у “обиженного” возникает повод вести себя инфантильно, по-детски. Зато “обидчик” получает возможность немножко приврать. И то, и другое гораздо хуже самой потасовки.
Американский психолог Дж. Лешли считает, что родителями, которые особенно нетерпимы к дракам, движет обычно отнюдь не стремление сохранить братскую любовь своих детей. Их недовольство вызвано, прежде всего, шумом и явным непослушанием, недисциплинированностью. И все же чем быстрее родители вмешаются в ссору, тем громче дети будут орать при следующей драке. Самое полезное, что могут предпринять взрослые (помимо того, что сделают вид, будто ничего не слышат и не видят) — развести детей как можно дальше друг от друга, как боксеров на ринге — в разные углы. А утешать их и разбираться, что случилось, следует только после того, как дети совсем успокоятся.
Точно так же не стоит придавать значения драке детей “вне дома” (со сверстниками). Тем не менее, если ребенок постоянно ссорится с ними, психолог совместно с родителями или педагогами должен изучить причины такой чрезмерной агрессивности и, выработав профилактическую тактику, проконсультировать взрослых.
Обращение с детьми до вспышки агрессивности
- В большинстве случаев детей лучше оставить, чтобы они разобрались сами. Они способны к самостоятельному разбору некоторых споров, и, если взрослые контролируют события, дети приобретают полезный опыт. Они приходят к выводу, что могут обойтись и без взрослых в качестве арбитров.
- Если взрослые считают, что лучше “не доводить до греха”, можно сориентировать ребенка на другой тип поведения. При этом целесообразно предложить ему ли такую игрушку, которую он мог бы безбоязненно пинать или кусать.
- Иногда помогает отвлечь малыша каким-то интересным для него занятием.
- В том случае, когда юного скандалиста невозможно отвлечь и нападение вот-вот состоится — попробуйте отвести руку обидчика или удержать его за плечи. Ваши действия подкрепите резким “Нельзя!” Если взрослый находится поодаль, оклик тоже может остановить ребенка, знающего из прежнего опыта, что такие выходки ему не позволены.
Обращение с детьми после агрессивного нападения
Есть немало случаев, когда агрессивность невозможно предупредить. Тогда придется действовать после события, дабы преподать ребенку урок, что такого рода поведение неприемлемо.
- Резкое слово драчуну и забияке и участливое отношение к жертве могут очень ясно показать ребенку, что он проигрывает в такой ситуации. Конечно, важно, чтобы в обычное время виновник пользовался таким же вниманием. Принуждать ребенка к извинению почти бесполезно. Некоторые дети быстро заучивают формулу “Прости, прости”, чтобы взрослые поскорее оставили его в покое.
- Иногда взрослые предпочитают отослать агрессивного ребенка в тихий угол поостыть. Это хорошо подчеркивает факт инцидента и выражает большее неодобрение его поведения. Этот прием также полезен и родителям. Иногда, удаляя ребенка ненадолго из комнаты, взрослый сам успокаивается. Однако подобная мера теряет эффект, если длится более, чем минуту-две. Дети помладше вряд ли поймут связь между своим поступком и удалением. Лучше крепко взять ребенка за руки и, строго глядя на него, твердо сказать: “Драться нельзя” или: “Не кусаться!” Внимание, уделяемое агрессивному ребенку должно быть ограниченным и негативным, а жертву необходимо ласково утешить. В идеале при каждом инциденте взрослые должны высказать свое отношение и постараться побыстрее прекратить неприятную ситуацию. Длинные объяснения или обвинения малоэффективны. Даже если ребенок может понять родителя, маловероятно, что он будет долго слушать его.
- В том случае, когда за агрессивные действия виновника лишают любимых игрушек или привилегий, лучше не растягивать наказание на целый день, а осуществить его как можно скорее. Ребенок быстро забудет причину — все его мысли будут сфокусированы на том, что ему не дают заниматься любимым делом, или выставляют в другую комнату, или срамят перед другими как “шалопая”.
- Наименьший эффект приносят действия, когда взрослые отвечают агрессивностью на агрессивность. Во-первых, они тем самым побуждают детей к новой агрессии. Реплики “Иди и дай сдачи” вполне достаточно, чтобы ребенок воспринял ее как разрешение лупить забияку или со смаком давать сдачу по любому поводу. Во-вторых, серьезные недостатки есть и в угрозе взрослого: “Вот я укушу тебя — будешь знать!” Подобное высказывание, адресованное ребенку любого возраста, содержит угрозу того же самого агрессивного действия, за которое упрекают ребенка. У этого метода есть большой минус. Он заключается в том, что если взрослый начнет кусаться в ответ, это может не сработать уже в первый раз. Тогда ему придется решать, что делать при последующих инцидентах — кусать сильнее, кусать дважды за один укус ребенка или может шлепать в придачу? Есть вероятность, что ответная агрессия взрослого станет опасным каналом для излияния гнева.
В отношении агрессивности, как и других проблем, важно соблюдать постоянство относительно пределов дозволенного и недозволенного. Незамедлительные действия взрослых после агрессивной выходки ребенка будут более правильными и эффективными, если их обдумывать в спокойное время, ибо при развертывании событий размышлять уже некогда.
Источники:
http://tutknow.ru/psihologia/6942-kak-borotsya-s-detskoy-agressiey.html
http://www.b17.ru/blog/125000/
http://www.7ya.ru/article/Profilaktika-detskoj-agressii/