0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Дисциплина в семье, как хорошая семейная традиция. Воспитание дисциплины и культуры поведения

Дисциплина в семье, как хорошая семейная традиция. Воспитание дисциплины и культуры поведения

Автор: Кириевская Людмила Викторовна

Организация: МБДОУ № 248

Населенный пункт: Красноярский край, г. Красноярск

Действовать без правил – самое трудное

и самое утомительное занятие на этом свете

Дисциплина – это инструмент и способ достижения своих целей, решения задач, который связан с выходом из зоны комфорта, сопряжен с неприятными ощущениями, то есть работает в режиме дискомфорта, страдания

Когда дисциплина становится привычкой, естественным поведением человека, она позволяет получать удовольствие от выполненных и завершенных дел. Она дает ощущение настоящей свободы, когда человек осознанно выбирает дисциплину в качестве постоянного спутника по жизни. Дисциплина в таком случае выступает защитой от неприятностей, неожиданностей, повышает ощущение самоценности человека. Главное, чтобы дисциплина была в жизни систематическим явлением, а не разовым. Тогда будут и нужные результаты.

Дисциплина – еще и основа духовного и личностного роста, так как она помогает совершенствоваться, изменяться, достигать. Она должна быть и на работе, и в университете, и в школе, и в детском саду. О том, что такое дисциплина, взрослые должны знать. А вот, что такое семейная дисциплина – об этот стоит поговорить подробнее. Семейные отношения напрямую влияют на развитие у малыша личностных и социальных ориентиров. Ребенок должен с детства быть приучен к элементарным и простым правилам поведения в обществе.

Маленькие дети не могут отличить хорошее от плохого, правильное от неправильного и еще не умеют контролировать свои эмоции и поведение, что может их напугать. Задача родителей состоит не только в том, чтобы научить этому ребенка, но и помочь ему управлять собственным поведением. Этого можно достичь путем создания четких и понятных для малыша ограничений, которые помогут ему поступать правильно и чувствовать себя в безопасности. С помощью системы установленных правил ребенок быстрее научится быть ответственным и сможет легко строить отношения с другими людьми.

Существует один «секрет», который некоторым родителям может показаться неожиданным. Детям не только нужен порядок и правила поведения, они хотят и ждут их! Это делает их жизнь понятной и предсказуемой, создает чувство безопасности.

Вам, должно быть, знакомо, как нервничает и выбивается из ритма жизни грудной ребенок, увезенный из дома на несколько часов «в гости», и как он успокаивается, попав домой, в привычную обстановку.

Дети порой готовы поддерживать порядок больше, чем взрослые. Дети интуитивно чувствуют, что за родительскими «нельзя» скрывается забота о них. Возникает вопрос: если ребята чувствуют себя более защищенными в условиях заведенного порядка и определенных правил поведения, то почему они норовят эти порядок и правила нарушать? Почему на это постоянно жалуются родители, воспитатели, учителя? Можно назвать много причин, их гораздо больше, чем, кажется на первый взгляд. Но на самом деле дети восстают не против самих правил, а против способов их «внедрения»!

Дисциплина в семье, как хорошая семейная традиция

Дисциплина в семье вносит определенное ощущение стабильности и существенно упорядочивает жизнь. Что же подразумевается под дисциплиной в свете семейных традиций? Это уважение к старшим, которое основано на благодарности, традиция посещать на праздники бабушек и дедушек, совместная уборка квартиры по воскресеньям, подготовка к новому году всей семьей, распределение обязанностей по дому, выполнение всех нужных дел сразу, не откладывая их на период отдыха, определенный режим дня и прочее. Когда семейная дисциплина отсутствует, ребенок дезориентируется в самых важных вопросах — когда лечь спать, где можно гулять, как общаться со старшими и другое. Бывает, родители слишком заняты, а вспомнив о своих обязанностях и наткнувшись на капризы или протест ребенка, просто отмахиваются и пускают все на самотек. Так разрушается основа семейной дисциплины, восстановление которой, как правило — долгий и сложный процесс. Повседневность — явление, которое по отношению к семье весьма беспощадно. Она заставляет жить на бегу, что конечно отражается на отношениях с детьми. Они просто не понимают — зачем постоянно куда-то спешить, и почему у родителей нет времени на них.

Дисциплина должна быть столь же естественной, как привычка — чистить зубы с утра. И, конечно же, не без личного примера папы и мамы. Устанавливая правила поведения в семье, будь то складывание игрушек по местам, мытье рук перед едой; вне семьи — уступить место старикам в транспорте, подать руку сестре, выходящей из машины, придержать дверь, когда за тобой кто-то выходит следом, все это необходимо подкреплять своим примером, улыбкой и своевременной похвалой.

Как подружиться с дисциплиной – инструкция для родителей

Не имеет значения, сколько лет вашему ребенку, важно придерживаться определенных правил в семье, которые помогут дисциплинировать ваше чадо и упорядочить его жизнь:

  • Логика и последовательность. Прежде чем совершить какое-либо действие или что-либо потребовать, убедитесь, что ваши действия логичны и соответствуют ситуации. Например, ребенок отказывается обедать? Не торопитесь заставлять, ругаться и требовать. Возможно, вы сами перебили ему аппетит фруктами, мороженым, печеньем, или у ребенка болит животик. Никак не можете уложить спать? Отмените вечерние сеансы возле ТВ. Но не забудьте поощрить с утра ребенка его любимым завтраком. Заведя определенные правила, старайтесь придерживаться их в любой ситуации. Детский праздник, присутствие гостей или просто забывчивость не должны влиять на их исполнение. А иначе в чем смысл дисциплины? Мыть руки перед едой, делать зарядку или снимать обувь после прогулки нужно обязательно, как бы нам этого не хотелось. Только последовательный порядок действий и доведение их до конца помогут выработать у ребенка полезные привычки и научат его придерживаться правил.
  • Дисциплина не предполагает физических наказаний. Цель вашего воспитания — формирование определенного поведения не на 5 минут, а на длительный период. Поэтому ваша задача — стимулировать интерес ребенка к «сотрудничеству», а не запугивать его.
  • Четкость выражения своих мыслей и мотивация. Ребенок должен понимать, чем может закончиться определенная ситуация, почему конкретно введен запрет, для чего мама просит ставить сапоги в тумбочку и почему нужно наводить порядок.
  • Не теряйте контроль. Будьте тверды в воспитании, но никогда не срывайтесь на крик или физическое наказание. Наказание всегда — признак слабости родителей. Чувствуете раздражение? Возьмите тайм-аут, отвлекитесь, займитесь чем-то, это восстановит равновесие.
  • Любовь и поощрение – как можно чаще давайте понять малышу, что вы его любите, даже если он себя плохо ведет. Проступки и нарушение правил не должны стать поводом для ограничения родительской любви и ласки. Старайтесь больше хвалить и вознаграждать ребенка за хорошие поступки, так он быстрее привыкнет к дисциплине.
  • Право на ошибку – развивайте в ребенке чувство самоконтроля, а не ощущение вашего надзора. Пусть малыш попробует что-то сделать сам, и если у него не получится, помогите ему в этом. Ребенок должен знать, что он имеет право на ошибку, которая не будет сразу же строго караться, а которую можно исправить вместе с вами.
  • Право выбора – приучая ребенка к дисциплине, не ставьте ему строгих запретов. Старайтесь переключить внимание или дать альтернативу – «не нужно играться с мамиными очками, давай лучше соберем вместе конструктор» или «тебе нельзя трогать плиту, но ты можешь сам включить свет в коридоре».
  • Превращайте дисциплину в игру, а не в службу. Чем больше положительных эмоций, тем сильнее эффект, тем быстрее закрепляется «материал». Например, игрушки можно собирать «на скорость», за порядок в комнате и пятерки в школе вешать награды на личную доску достижений, а за съеденный здоровый обед награждать сладостью.
  • Будьте на пару шагов впереди ребенка. Вы прекрасно знаете, что в магазине он начнет просить новую игрушку, а в гостях — остаться еще на часик. Будьте к этому готовы. На каждый вариант непослушания у вас уже должно быть решение.
Читать еще:  Экстренная контрацепция. Какие противозачаточные таблетки пить, чтобы не забеременеть

Воспитывая дисциплинированность у ребенка, учитывайте, что нельзя…

  • Постоянно давить на ребенка запретами. Запреты воспитывают запуганного человечка с парализованной волей, а вседозволенность — эгоиста. Ищите золотую середину.
  • Хвалить ребенка по пустякам. Если ваши награды будут раздаваться за каждую мелочь, то они потеряют свою ценность и эффективность.
  • Сосредотачиваться на негативе. Лучше сказать — «а давай разложим твои игрушки вместе по коробочкам», чем «ну и зачем ты все свалил в одну кучу?».
  • Наказывать физически. Сразу откажитесь от таких методов, как «в угол», «ремня по попе», и прочее.
  • Предлагать выбор в тех ситуациях, где его быть не должно. Вы можете предложить выбор между «почитать» и «порисовать» перед сном. Или скушать на обед «рыбную котлету или курицу». Или «идем в парк или на спортплощадку?». Но не спрашивайте, хочет ли он принять ванну перед сном или помыть руки после улицы — это обязательные правила, для которых выбор не предполагается.
  • Сдаваться, если ребенок капризничает или бьется в истерике. Это способ добиться своего — игнорируйте такие методы. Берите тайм-ауты, ждите, пока успокоится, и снова настаивайте на своем.
  • Повторять просьбу. Команда, указание, просьба — даются лишь раз. Ребенок должен знать, что при невыполнении просьбы последуют определенные действия.
  • Делать за ребенка то, что он в состоянии сделать сам.
  • Пугать ребенка его проступками и ошибками. Все ошибаются, но это не повод — внушать ребенку, что он — растяпа, тряпка и, ни на что не годен.
  • Запугивать ребенка, требуя объяснений чего-либо. Испуганный ребенок просто побоится сказать правду. Хотите честности — создайте соответствующие условия: доверяйте и безгранично любите!

А стоит ли наказывать?

За несоблюдение запретов нужно наказывать. Самые общие правила таковы:

  • Лучше лишать хорошего, чем делать плохое.
  • Нельзя наказывать публично.
  • Наказание никогда не должно унижать.
  • Нельзя наказывать «для профилактики».
  • Из мер физического воздействия однозначно рекомендуется только удержание, когда необходимо остановить разбушевавшегося ребёнка. Физические наказания лучше свести к минимуму.

Что касается непослушания,

Не выполняя указания взрослых, нарушая заперты, дети всегда стараются чего-то добиться или избежать. Например, добиться внимания к себе или избежать травмирующей ситуации. Самая главная и самая трудная задача родителей — понять, что стоит за непослушанием. А для этого ребёнка надо слушать, с ним надо разговаривать.

В чем важность дисциплины?

Многие родители часто сталкиваются с примерами хорошего «консерватизма» детей. Например, при чтении сказки, стиха или рассказа. Вы уже в сотый раз читаете ему книгу, ребенок помнит все наизусть, но готов слушать еще и еще. И попробуйте только изменить что-нибудь в тексте, он вам обязательно на это укажет. Нарушение определенного порядка может ребенка даже расстроить, а то и вовсе напугать.

Если в доме поддерживается очень строгий порядок, то всякие изменения расстановки мебели, положения игрушек и другие отклонения, произведенные чужим человеком, могут вызвать отрицательную реакцию со стороны ребенка. И, не следует убеждать его в обратном, его так приучили.

Исходя из этого, родители должны понимать, что те или иные их требования, поступки могут оказать на психику ребенка большое влияние, и хорошо, если оно будет положительным. Упорядоченная жизнь становится основой мыслительной работы, поступков и поведения вашего чада в будущем. Дисциплина снижает вероятность стресса и депрессии, облегчает адаптацию при смене обстановки, дает уверенность в себе.

Научно доказано, что без родительских правил и запретов дети чувствуют себя заброшенными и несчастными. Ставя перед ребенком разумное количество ограничений, вы способствуете выработке таких важных социальных навыков, как умение себя контролировать, быть ответственным и терпеливым, уметь делиться и уважать старших. Самое важное в дисциплине – это не строгость и наказание, а научить ребенка проводить четкие границы, которые помогут ему правильно вести себя в различных ситуациях.

Список литературы:

  1. Бодалева А.А. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования/ А. А. Бодалева, В. В. Столина. — М.: Педагогика, 1989.
  2. Гиппенрейтер Ю.Б. Поведение ребенка в руках родителей. Общаться с ребенком. Как? / Ю.Б. Гиппенрейтер. – АСТ, 2014.
  3. Фабер А. Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили / А. Фабер, Э. Мазлиш. – Эксмо, 2009.

Влияние народных традиций на воспитание культуры поведения детей в узбекской семье

Дата публикации: 30.10.2013 2013-10-30

Статья просмотрена: 3524 раза

Библиографическое описание:

Сафиязова Д. Ж. Влияние народных традиций на воспитание культуры поведения детей в узбекской семье // Молодой ученый. — 2013. — №11. — С. 643-645. — URL https://moluch.ru/archive/58/8121/ (дата обращения: 14.02.2020).

В свете задач, стоящих перед воспитанием и обучением подрастающего поколения, одной из актуальных научных проблем выступает исследование воспитание культуры поведения на традициях узбекского народа, изучение и распространение опыта лучших достижений народной педагогики, разработка научных основ использования их в современном семейном воспитании. Одним из главных принципов государственной политики в области образования является приоритет общечеловеческих и национальных культурных ценностей. У подрастающего поколения необходимо воспитывать высокие нравственные качества, и в первую очередь — культуру поведения детей. Определяющую роль в воспитании культуры поведения принадлежит семье, поскольку в ней с самого раннего возраста формируются черты характера человека, его отношением к труду, моральным, идейным и культурным ценностям. Поэтому главным условием воспитания на народных традициях является, прежде всего, существование непосредственной связи и преемственности между поколениями. Связь с жизнью нескольких поколений придают традициям большую прочность.

В психолого-педагогической литературе имеются различные толкования понятия «культуры поведения». В «Толковом словаре» понятие «культура» объясняется как «воспитанность», «образованность», «просвещенность», а также как «совокупность условий жизни, соответствующих потребностям просвещенного человека». В словаре И. С. Кона понятие «Культура» определяется как «совокупность форм повседневного поведения человека [5, с.144].

Однако ни в одном из этих источников нет толкования понятия «воспитание культуры поведения» на традициях. Подобное объяснение отсутствует в педагогическом словаре и в педагогической энциклопедии.

Так, Т. Х. Хасанов подходит к определению норм культуры поведения в межличностных отношениях и в отношении личности к самой себе. Дисциплину и культуру поведения он рассматривает в тесной взаимосвязи [6, с.4].

Воспитание культуры поведения Р. Г. Гурова рассматривает как поведение человека — в его поступках, делах, высказываниях. По ее мнению, именно по поведению составляют свои суждения о человеке. Одни поступки общество одобряет, считает их культурными, нравственными, другие — осуждает [4, с.13].

Культура поведения — это совокупность выработанных и проверенных опытом способов организации повседневной жизни и общения, закрепившаяся на практике и в сознании людей. Культура поведения есть нечто отличное от природы, передающееся по традиции, посредством символа, языка, прямого подражания и практического изучения.

В настоящее время воспитание детей на общечеловеческих ценностях приобретает особую глубину и значимость, так как формирует сознание личности, облегчает приобщение к ним новых участников. Интерес к народным традициям продиктован потребностью извлечь уроки воспитания из прошлого. Вот почему в нашей республике содержанию и процессу формирования культуры поведения на народных традициях уделяется особое внимание.

Читать еще:  Религиозные праздники у христиан. Какие главные праздники в христианстве и сколько их

Традиции воспитания культуры поведения детей в семье берут свет начало с незапамятных времен. Жизненные потребности, необходимость подготовки трудовой, боевой, совершенной в нравственно-волевом отношении смены требовали, чтобы люди постоянно заботились о передаче своего жизненного опыта младшему поколению, выработке у детей необходимых навыков и привычек культурного поведения. Изучение значения традиций показывает, что они являются частью исторически сложившейся культуры того или иного народа. Традиции затрагивают вопросы взаимоотношения людей, отношения человека к другому человеку, к обществу, к семье, ко всему тому, что составляет общественную и личную жизнь народа.

Традиция — это бесценный клад народного наследия. Многие поколения хранят ее, обогащают, передают молодому поколению. И когда эта связь прерывается, поколение оказывается оторванным от национальной культуры.

У узбекского народа существует особый взгляд на значение семьи как компонента системы национального воспитания в формировании духовно-нравственной личности ребёнка. Поведение и взаимоотношения членов семьи, их внутренняя культура оказывают определенное педагогическое влияние на привитие детям этических навыков. То есть, взрослые в данном случае родители, родственники выполняют функции народных педагогов, а семья становится центром воспитания.

Издревле узбекский народ считает семью священной обителью и ценит ее. Ибо самые чистые и непорочные чувства, первые жизненные понятия и представления формируются в первую очередь на лоне семьи [2, с.22]. Эти мудрые слова отражают любовь к семье, бессмертные традиции и обычаи узбекского народа.

Родители являются первыми воспитателями, их воздействие на формирование культуры поведения их детей огромно. Самые ранние впечатления ребенка связаны с родителями. Они влияют на детей свои поведением, словами. И если в семье нет взаимопонимания, взаимоуважения — добра не жди. Некоторые родители с самого раннего детства стараются добиться привития детям элементарных навыков вежливости, так как такой возраст является наиболее благоприятным. Не случайно в народе говорят, что надо воспитывать ребенка, пока он помещается поперек лавки. А между тем культура поведения и то, что нередко называют «правилами хорошего тона», — это всесторонняя и богатая область взаимоотношений детей с другими детьми, включающая в себе культуру общения, культуру удовлетворения потребностей, культуру внешнего вида. Прекрасно по этому поводу сказал А. П. Чехов: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Культура поведения является важнейшим социально необходимым и ценным качеством человека, от которого зависит микроклимат семьи, коллектива, самочувствие, настроение и даже здоровье ребенка.

Первоначальные знания норм и правил поведения в домашней обстановке, на улице, в общении со старшими, со сверстниками ребенок получает в семье благодаря вербальным (словесным) методам и личному примеру родителей. Самый младший обслуживает старший, прикладывает руку к сердцу, называет старших «ака» — старший брат, или «опа» — старшая сестра. Он проявляет постоянную готовность к выполнению поручений словами «хуп булади» (дословно — будет сделано), последним берет плов с блюда. Старшие же начинают и кончают есть первыми, чтобы молодым досталось больше пищи, так как молодой организм постоянно растет, нуждается в усиленном питании. Младший обычно делает то, что говорит старший, но старший отвечает за младшего, не позволяя делать плохое. Младший должен во всем уступать старшему. Сила этой традиции в том, что она побуждает самих воспитанников к самовоспитанию

Правила житейского поведения для всех детей требуют, чтобы они здоровались со старшими первыми, не утомляли их бесконечными вопросами, не садились прежде, чем займут места старшие, не входили в дом впереди старших, и наоборот, требовали открыть дверь и придерживать ее, пока войдут старшие или гости. Только при соблюдении этих правил, дети считались воспитанными.

Основными особенностями характера узбекской семьи является гостеприимство. Направляясь в гости, желательно захватить с собой сувениры или сладости для детей хозяина. За руку здороваются обычно только с мужчинами. С женщинами и лицами, сидящими в отдалении, здороваются, прикладывая правую руку к сердцу и сопровождая этот жест легким наклоном головы. Во время рукопожатия традиционно интересуются здоровьем, состоянием дел на работе и дома. В сельской местности в случае прихода гостя женщины обычно не садятся за один стол с мужчинами, чтобы не мешать их беседе. Не принято восхищаться красотой женщин и обращать на них пристальное внимание. При входе в жилое помещение снимается обувь. Необходимо занимать место, которое указывает хозяин. Причем, чем дальше оно от входа, тем оно почетнее.

С древности и до наших дней у народов Средней Азии священна традиция — «пригреть сироту, поделиться с неимущим». И когда человек, у которого на иждивении родные дети (как правило, узбекские семьи отличаются многодетностью, особенно в сельской местности) приводит в дом не родного не только по крови, но и по вере — он совершает акт великодушия, корни которого кроются именно в народных традициях.

Или такая, например, традиция как уважение к хлебу. Если в узбекской семье ребенок уронит кусок хлеба, взрослые обязательно поднимут его, сначала поднесут к губам, поцелуют, а потом приложат к глазам и положат на чистое место. В народе утверждается — кто не уважает хлеб, тот ослепнет. В данной традиции проявляется чувство любви к своей земле, к ее плодам и результатам труда присущее каждому народу.

Определенные возможности для воспитания культуры поведения детей на традициях содержит в себе устное народное творчество. Воспитание родителями детей на народной мудрости, поговорках, пословицах подкрепляют их жизненный опыт, служат стимулом к проявлению взаимоуважения к традициям.

На поговорках, пословицах, изречениях училось и воспитывалось не одно поколение людей, более того, некоторые пословицы стали девизом в жизни великих людей.

Народные афоризмы не просто выражают ту или иную воспитательную идею, они созданы, отшлифованы, имеют как бы определенную воспитательную задачу, дидактические цели, диктуемые педагогической интуицией народа, принципом целесообразности.

Прежде всего, афоризмы предельно сжаты, лаконичны, малословны, назидательны, легко запоминаются и служат молодежи девизом в жизни: «Конец терпения — золото», «Доброе слово слаще меда», «Дом с детьми — смех, кутерьма, без детей дом, что тюрьма», «Сын и дочь, что твои глаза во лбу», «Ум — с годами, воспитанность — с детства».

Прогрессивные демократические идеи великих ученых и поэтов, таких как Авиценна, Бируни, Джами, Хорезми, Навои, Фараби, Хайяма перекликаются по форме и содержанию с идеями народной мудрости.

Поэтому они оказывали большое влияние на формирование педагогической культуры народов Средней Азии, сохраняя свою актуальность и до наших дней.

Эти учёные выражали идеи гуманизма, подчёркивали необходимость привития молодому поколению высоких нравственных качеств, воспитания их в духе любви к труду, уважения к старшим, дружбы и товарищества, правдивости и честности.

Известные узбекские педагоги А,Авлони, С.Айни в своей педагогической деятельности пристальное внимание уделяли гуманизму, дружбе любви к труду. Особое значение в деле обучения и воспитания они придавали учителю, его знаниям, моральному и культурному облику, Они широко воспевали в своих произведениях братство, взаимопомощь, взаимоуважение народов как высоконравственное качество людей [3,. с.64–65].

В нашем обществе с давних времен существует прекрасный народный обычай: когда человек или семья нуждаются в помощи, то на помощь им приходят все: друзья, родные, соседи, знакомые. В дальнейшем этот человек придет на помощь тому, кто в ней будет нуждаться. Имя этому прекрасному обычаю — хашар. Его главный принцип — взаимовыручка и взаимопомощь — можно выразить мудрой пословицей: «Один за всех, все — за одного». Хашар проводится на общественных началах. Применение метода хашара в сооружении жилищ и культурно-бытовых объектов — замечательное явление, обогатившее лучшие традиции взаимопомощи многих народов среднеазиатского региона. Методом хашара созданы крупные объекты, ирригационные комплексы и энергосистемы, как Фархадская ГЭС, Кайракумская ГЭС, Большой Ферганский канал. Разрушенный после землетрясения 1966 года Ташкент за короткое время был поднят из руин благодаря дружбе и сотрудничеству разных народов.

Читать еще:  Виды шнуровки кроссовок с 6 дырками. Как красиво завязать шнурки на кроссовках: способы шнуровки

Нормы и правила культуры поведения вырабатывались веками и тысячелетиями как необходимые условия воспитания этноса. Нравственные нормы поведения были сформулированы священных книгах «Коран» и «Хадисы». В них одобрялись либо осуждались такие категории нравственности, как обязанность, дозволение, осуждение, запрет, благодаря чему оказывались то или иное воздействие на уровень развития культуры той или иной личности. Поэтому использование священных книг в процессе воспитания имеет огромное значение в формировании воспитанности. Таким образом, Хадисы, Коран проповедуют приобщение народного сознания к правовым, нравственным, политическим и другим нормам повседневной жизни путем различного рода назиданий, наставлений советов.

За годы независимости республики внимание и забота к семье поднялась до уровня государственной политики. Главное, укрепилась роль семьи в обществе и повысилась ее ответственность. Была создана крепкая правовая база, целью которой является совершенствование семьи как института, имеющего важную социальную роль. 14-глава Конституции Республики Узбекистан всецело посвящена семье и семейным отношениям. В статьях 63, 64, 65 и 66 укреплены правила, касающиеся роли семьи в качестве основной ячейки общества, обязанности родителей воспитать и содержать несовершеннолетних детей, обязанности совершеннолетних, трудоспособных детей заботиться о своих родителях, об охране государством материнства и детства и т. д. [1, с.46].

В той семье, где ведется целенаправленная и кропотливая работа по образованию и духовному воспитанию детей, в душе и сознании ребенка произрастают ростки любви и добра, духовности и просвещения. А это окажет свое позитивное влияние не только семье, но и в процесс развития целого общества.

1. Конституция Республики Узбекистан. — Т.: Узбекистан. 1992. — С. 46

2. Каримов И. А. Узбекистан — государство с великим будущим. — Т.: Узбекистан. 1992. — С.22.

3. Айни С. Воспоминания. — М.- Л:. 1960. — С. 64–65.

4. Гурова Р. Г., Богданова О. С. Культура поведения школьника. — М.: Учпедгиз. 1957. — С. 13.

5. Кон И. С. Словарь по этике. — М.: Политическая литература. 1981. — С.144.

6. Хасанов Т. Х. Теоретические и методические основы воспитания дисциплинированности и культуры поведения младших школьников. — Т.: Фан. 1980. С.4.

Методические рекомендации «Воспитание сознательной дисциплины в семье»

Методические рекомендации: «Воспитание сознательной дисциплины в семье»

Домашний режим регламентирует время всех видов деятельности, активного, пассивного отдыха, сна, приема пиши. Режим дисциплинирус! человека, придает к порядку, точности, аккуратности, собранносги, опрелеленным нормам поведения, вырабатывает привычку чередовать фуд и отдых, что необходимо для поддержания высокой работоспособности.

Строгое соблюдение режима способствует гармоничному, физическому и духовному развитию ребенка.

Целесообразность заключается в соответствии режима дня реальным условиям жизни семьи и индивидуальным особенностям ребенка. Целесообразность режима предполагает понимание самим ребенком значения режима в его жизни.

Точность заключается в строгом соблюдении времени при выполнении требований. Соблюдение точности вырабатывает у ребенка деловитость, умение беречь время.

Общность предполагает соблюдение режима всеми членами семьи во всех сферах их жизни.

Определенность режима — конкретность и ясность режимных требовании для ребенка.

Режим является действенным условием воспитания дисциплинированности ребенка лишь в том случае, если родители и старшие члены семьи строго соблюдают установленный порядок.

Аккуратность старших во всем, чистоплотность в большом и в малом, чистота и уют в квартире дисциплинируют ребенка, воспитывают в нем нужные морально-эстетические качества. Родители должны строго контролировать выполнение режима детьми, не оставляя незамеченным ни
одного нарушения.

Последовательно соблюдаемый режим формирует у ребенка
днецнп-шнированность как черту личности, воспитывает привычку
культурного поведения.

Домашний режим должен быть согласован с режимом школы.

что степень воздействия воспитательных свойств зависит от авторитета
родителей, т.е. при знания детьми личных качеств и достойно и отца и матери.

Основой авторитета родителей является высоконравственное
поведение их во всех сферах жизни и деятельности, честное и добросовестное
отношение к труду, постоянная забота о дстял . справедливая
требовательность и внимание к запросам детей, умение поддерживать в
отношениях между собой любовь, согласие и уважение.

Семья — эта порван школа воспитании трудолюбии

Заслуги ролитслсй в глазах детей — это прежде всею их заслуги перед
обществом, государством, перед членами семьи.

Важным условием истинного авторитета род июлей является их
утзажительное отношение к кохтегам, учителям, соседям, родственникам,
посторонним людям.

Своей предупредительностью, вниманием родители воспитывают у
детей уважительное отношение к Человеку. В поддержании
родительского авторитс1а играет роль тактичность в отношениях с детьми.

Такт предполагает умение родителей понимать внутренний мир
ребенка, знать его стремления и потребности, относиться к нему
справедливо, либо малейшая несправедливость вызывает у ребенка обиду
или недоверие к родителям.

Оценивать действия и поступки детей нужно спокойно и рассудительно,
даже если ребенок допустил серьезный проступок, все равно недопустимы
грубость, несдержанность и брань, унижающие личные достоинства
ребенка. Необходимо, чтобы при наказании ребенок чувствовал заботу о
себе, веру в справедливость.

Немаловажное значение для авторитета родителей имеет хобби.

Обычно увлечения родителей постепенно становятся увлечением
детей, что составляет благодатную почву для общении между ними, для
дисциплинированности детей.

Важную роль в укреплении авторитета родителей имеет их высокая
культура, широта духовных запросов и интересов, их внешнее и внутреннее
обаяние, воспитанность.

Чем кулм)рнсс, воспитан не, дчхошю оогаче родители, тем иышс их
лыорнтет. а следовательно, их воспитательные возможности.

Тесная снять со школой — решающий фактор правильною воспитания
лисниплинированности детей в семье.

У школы и у семьи единая цель — воспитание всестороннее развитых
граждан демократического общества. Только согласованная
продуманная работа школы и семьи может обеспечить воспитание детей
высокообразованными, стойкими и убежденными борцами за светлое
будущее. Тесная связь семьи со школой ласт возможность выработать
единые требования и следовать им п процессе формиро! л..ня сознательной
дисциплины детей. Основой для выработки таких требовании являются
правила для учащихся.

Для успешного воспитания дисциплинированности детей в семье
необходимо, чтобы авторитет школы и семьи взаимно поддерживался.
Родители должны заботливо оберегать авторитет учителя и школы,
воспитывать п детях любовь к школе, уважение к учителю и к его
кропотливому труду.

Большое значение в воспитании дисциплинированности детей имеет
сия (I. семьи с общесгеенносшо,

Родители должны постоянно требовать от детей выполнения всех норм
и правил, установленных для несовершеннолетних, для сохранения
общественного порядка. За выполнение этих правил детьми ответственность
несут родители.

Велика ооль личного примера родителей в воспитании дисциплины
ребенка.

В целях повышения эффективности воспитания дисциплины
детей родителям необходимо совершенствовать свое поведение, не
подрывать свой авторитет необдуманными поступками.

Воспитание сознательной дисциплины детей в семье является делом
большой государственной важности и поэтому требует от родителей самой
высокой ответственности

Источники:

http://www.pdou.ru/categories/5/articles/2382
http://moluch.ru/archive/58/8121/
http://infourok.ru/metodicheskie-rekomendacii-vospitanie-soznatelnoy-disciplini-v-seme-1084736.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector