0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Дошкольное образование — основа будущих успехов. Принципы обучения дошкольников в детском саду

34. Принципы обучения детей дошкольного возраста.

ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ — объективные закономерности обучения, исходные положения, которыми руководствуется воспитатель при отборе содержания, организации и методов обучения.

Принципы обучения — категория исторические. По мере развития психолого-педагогический неуки и совершенствования практики появляются новые законы процесса обучения и на их основе разрабатываются новые принципы обучения.

Содержание, методы и формы организации учебной работы в детском саду находятся в существенной зависимости от дидактических принципов.

Впервые дидактические принципы были сформулированы Я.А.Коменским в книге «Великая дидактика». Уже тогда он выдвинул принцип доступности, систематичности и последовательности обучения, концентрированности, наглядности, активности. В дальнейшем дидактические принципы были разработаны К.Д.Ушинским, который дал научное обоснование дидактических принципов, которые составляют основу обучения детей дошкольного возраста.

Принцип гуманизации и демократизации заключается в ориентации педагога на личность ребенка, в обеспечении условий для творчества детей, проявления уникальности каждого ребенка, в возможности педагогам выбирать программу, формы и методы реализации программы обучения.

Принцип воспитывающего характера обучения. Правильно организованный процесс обучения всегда носит воспитывающий характер и не только обогащает детей знаниями, но и развивает умственные способности, формирует личность в целом. Обучение и воспитание всегда выступают в единстве, хотя и имеют свое содержание, свои методы, свои психологические предпосылки.

ринцип развивающего обучения. Умственное развитие ребенка зависит от обучения. Л.С.Выготский разработал теорию взаимоотношения обучения и развития, известную как учение о «зоне ближайшего развития». Он выделял два уровня развития возможностей ребенка: уровень актуального развития, при котором ребенок может Самостоятельно решать практические и познавательные задачи уже сегодня, и зону ближайшего развития — то, что находится в процессе становления, т.е. завтрашний день развития, при котором ребенок решает задачи определенной трудности при некоторой помощи взрослого. Если ребенок сегодня выполняет задание с помощью взрослого, то завтра он будет выполнять его самостоятельно. То, что входило в зону ближайшего развития ребенка, в процессе его обучения перешло на первый уровень наличных знаний, а роль обучения и заключается в том, чтобы снова создавать для ребенка новую зону ближайшего развития.

Принцип научности. На занятиях вос-ль формирует у детей реальные представления, знания об окруж. мире. Со временем они становятся основой для формирования научных знаний. Знания могут с разной глубиной отражать действительность, не теряя своей научности. Поэтому правильное объяснение явлений окружающего возможно на всех этапах обучения, значит, и в дошкольном возрасте. Эти знания не вступят в противоречие с теми, которые будет давать школа.

Принцип наглядности обучения. Необходимость этого принципа объясняется конкретностью мышления дошкольника. Впервые в педагогике теоретическое обоснование этого принципа дал Я.А. Коменский в ХУП в. Дальнейшее развитие и обоснование принцип наглядности получил в работах К.Д.Ушинского. Он разработал ряд способов и приемов работы с наглядными пособиями.

Читать еще:  Как правильно подшить джинсы длине. Как укоротить джинсы с сохранением заводского шва

Принцип наглядности гласит: все, что можно, надо объяснить и показать ребенку на предметах, картинках, наглядных образцах. Это объясняется тем, что ведущими формами мышления в этом возрасте являются наглядно-действенное и наглядно-образное. Понятийная форма мышления в дошкольном возрасте проявляется лишь в простейших формах (наглядно-схемйтическое мышление). Поэтому наглядные пояснения всегда доступнее. 3 детском саду используются различные виды наглядности: естественная (реальные предметы, растения, животные), картинная и картинно-динамическая (фото, рисунки, картины, диафильмы и др.), объемная наглядность (модели, муляжи), аудиовизуальная (кинофильмы, видеофильмы), графическая (схемы, чертежи), экспериментальная (элементарные опыты) Требования к наглядности: должна реально отражать окружающую действительность, соответствовать уровню развития детей, быть высокохудожественной по содержание и оформлению.

ринцип доступности. Учебный материал, излагаемый педагогом, должен быть понятен ребенку, соответствовать его возрасту, уровню подготовки и развития. Новое содержание должно быть увязано с имеющимися у детей знаниями, с их личным опытом. Воспитатель должен знать уровень развития познавательных психических процессов ,

те виды и операции мышления, которые сформированы у детей и которые формируются. Однако доступное э обучении детей нельзя отождествлять с легким. Легкое обучение не вызывает у детей умственного напряжения, а, значит, и не способствует их развитию.

Принцип систематичности, последовательности и постепенности. Содержание обучения и требования к его усвоению отвечают основным дидактическим правилам: идти от легкого к более трудному, от известного к неизвестному. По каждому разделу программы воспитатель намечает определенную систему в подаче материала детям на занятии. Систематичность в обучении требует, чтобы дети овладевали знаниями, умениями и навыками в определенном порядке, постепенно и последовательно. Последовательность предполагает -усвоение нового материала опирается на имеющиеся знания детей, и подается частями, во взаимосвязи с ранее, изученным.

Принцип связи обучения с жизнью. Знания, приобретаемые детьми на занятиях, используются детьми в жизни (в игре, труде, занятиях). Благодаря этому возрастает воспитывающее значение обучения.

Принцип активности у сознательности. Усвоить учебный материал можно лишь при достаточном уровне активности познавательных процессов ребенка, при его активном психическом состоянии. Если ребенок хочет учиться, ему легче усваивать учебный материал. Чем больше ребенок решает познавательных и практических задач самостоятельно, тем эффективнее идет его развитие. Если ему удается самостоятельно выделить те или иные свойства предметов или явлений, которые важны для решения практической задачи, если их удается ему связать, то ребенок решит задачу и его мышление будет характеризоваться активностью, самостоятельностью.

В дошкольном возрасте в основном наблюдается подражательная, репродуктивная активность. Все познавательные действия происходят по требованию воспитателя. Необходимо так осуществлять обучение, чтобы развивать у детей познавательный поиск, инициативу в познании, интерес к учению. Большое значение в связи с этим имеет ориентировочная реакция на новое. Задача воспитателя — создать условия для повышения общей познавательной активности детей, сформировать положительное отношение к учению, воспитать самостоятельность.

Читать еще:  Как сказать родителям про месячные. Как сказать маме, что у меня месячные не пришли

Принцип учета индивидуальных особенностей. Групповые формы усвоения материала основаны на общих психолого-педагогических особенностях возрастного развития детей. Нужно знать уровень развития личности ребенка, его индивидуальные способности, качества. Индивидуализация обучения предполагает учет этих особенностей и соответствующую организацию учебного процесса.

Принципы обучения дошкольников

Принципы обучения – это методы и средства, которые использует воспитатель для реализации воспитательно-образовательного процесса. Данные принципы отражают стороны взаимодействия между воспитателем и ребенком, отражают эффективность обучения детей разного возраста и использование различных форм организации процесса обучения.

Определение принципов обучения детей дошкольного возраста

Принципы обучения – исходные положения и закономерности, которые использует воспитатель при отборе методов и форм организации учебного процесса.

Принципы обучения являются исторической категорией, впервые были выделены Я. А. Коменским. В связи с изменением требований к процессу обучения происходит изменение и совершенствование существующих принципов обучения, а также разрабатываются новые. То есть, выделенные принципы обучения не являются строго определенными категориями, с развитием науки они развиваются и приобретают более глубокое значение и обоснование.

На сегодняшний день содержание, форма и методы организации процесса обучения в детском саду находятся в существенной зависимости от дидактических принципов.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Таким образом, принцип обучения – это определенная категория методов и средств, используемые воспитателем для организации оптимального процесса обучения детей дошкольного возраста.

Принципы обучения детей дошкольного возраста

Принцип гуманизации и демократизации. Состоит в ориентации воспитателя на личность каждого воспитанника, обеспечение условий для полноценного развития детей.

Принцип воспитывающего характера обучения. Заключается в правильной организации процесса обучения. Обучения и воспитание являются взаимосвязанными процессами, несмотря на то, что имеют разные содержание и методы. Процесс обучения всегда должен нести воспитательный характер, то есть формировать личность в целом.

Принцип развивающего обучения. В процессе организации обучения воспитатель должен ориентироваться на «зону ближайшего развития ребенка». То есть необходимо опираться на то, что ребенку интересно и актуально сейчас, а также ориентироваться на то, что находится в процессе становления (ориентироваться на «завтрашний» день).

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Принцип научности. В процессе обучения воспитатель должен формировать у ребенка реальные представления и знания об окружающем мире. Знания, полученные ребенком в дошкольный период, становятся фундаментальными для дальнейшего обучения ребенка. Таким образом, знания, которые дает воспитатель, в последующем не должны войти в противоречие с теми, которые детям дадут в школе.

Читать еще:  День матери в прозе подруге. Поздравления с днем матери в прозе. Поздравления в прозе

Принцип наглядности. Использование в процессе обучения различного рода наглядностей (плакаты, макеты, чертежи и т.д.), с целью показать ребенку предмет или действие в естественной среде. При использовании наглядности ребенок имеет возможность увидеть предмет с выделением его особенных, характерных свойств и особенностей. Принцип наглядности подразумевает использование наглядностей в разумном количестве, со словесным сопровождением.

Принцип доступности. Предусматривает организацию процесса обучения с учетом возможностей ребенка. Большое значение при реализации принципа доступности обучения, является учет уровня развития познавательной сферы ребенка. То есть, принцип доступности ориентирован на предоставления возможности обучатся каждому ребенку, с учетом его возрастных и психологических возможностей.

Принцип систематичности, последовательности и постепенности. Данный принцип основан том, что процесс обучения должен быть организован таким образом, чтобы дети получали знания последовательно от более простых (общих) к более сложным. Процесс обучения представляет собой специально составленную программу, имеющую определенную систему подачи учебного материала. Постепенность обучения основано на том, что дети овладевают вначале теми знаниями, которые являются фундаментом для усвоения последующего материала.

Принцип связи обучения с жизнью. Процесс обучения (усвоение нового учебного материала) будет плодотворнее, в том случае, когда занятия организованы с использованием жизненных ситуаций (в процессе игры, трудовой деятельности и т.д.). Организация занятий, связанных с жизненными ситуациями, не только положительно влияют на усвоение знаний, но и вызывают больший интерес у детей.

Принцип активности и сознательности. Усвоение учебного материала основано на активности познавательных процессов и психическом состоянии ребенка. В том случае, если ребенок сам хочет учиться, то процесс усвоения учебного материала происходит намного легче. Именно поэтому важно развивать познавательные процессы у ребенка путем решения познавательных и практических задач.

Принцип учета индивидуальных особенностей. Основан на том, что процесс обучения, организован с учетом возрастных и психологических особенностей одного конкретного ребенка, путем взаимодействия педагога с данным ребенком. Реализация принципа индивидуального обучения исходит из того, что педагог ориентируется не на «среднего» ученика, а на всех и каждого. Учет психологических и возрастных особенностей необходим для подбора оптимальных методов и приемов обучения, которые будут понятны каждому ребенку. Принципы индивидуальности обучения предусматривают:

  • индивидуальную работу с каждым учеником,
  • фронтальную работу со всем классом.

Таким образом, принципы обучения дошкольников представляют собой набор средств и методов, которые должен использовать воспитатель для организации процесса обучения. Принципы обучения являются исторической категорией, которая не стоит на месте, а развивается и совершенствуется с учетом современных требований к процессу обучения детей дошкольного возраста.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Источники:

http://studfile.net/preview/5183394/page:20/
http://spravochnick.ru/pedagogika/principy_obucheniya/principy_obucheniya_doshkolnikov/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector