3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Физическое воспитание детей по месту жительства. Внешкольная работа по физическому воспитанию

ВНЕКЛАСНАЯ И ВНЕШКОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ.

Внеклассная работа содействует углублению и расширению учебной работы по физическому воспитанию и проводится в виде экскурсий, походов, занятий в кружках и секциях физической культуры, спортивных праздников.

Внеклассная работа организуется школой для участия в ней детей. Она строится на добровольных началах и поэтому не должна включать обязательных видов соревнований, обязательных отчетных показателей и документов. Внеклассные занятия должны развивать навыки самостоятельной работы учащихся. Занятия должны быть не утомительными для детей, обеспечивать переключение с одних видов деятельности на другие, способствовать укреплению здоровья и физическому развитию школьников.

Задачи: содействие укреплению здоровья, закаливанию организма, разностороннему физическому развитию учащихся, успешному выполнению учебной программы по физической культуре, а так же воспитание определенных организационных навыков у детей и привычки к систематическим занятиям физической культурой и спортом.

К внеклассным формам физического воспитания школьников относятся:

1) спортивные секции по видам спорта;

2) секции общей физической подготовки;

3) секции ритмической и атлетической гимнастики;

4) школьные соревнования;

5) туристские походы и слеты;

6) праздники физической культуры;

7) дни здоровья, плавания и т.д.

Общешкольные физкультурно-массовые и спортивные мероприятия – дни здоровья и спорта, внутришкольные соревнования, туристские походы, физкультурные праздники — стимулируют интерес к физической культуре и спорту, приобщают школьников к систематическим занятиям физическими упражнениями, являются активным отдыхом, воспитывают морально-волевые качества учащихся.

Дни (праздники) здоровья являются итогом учебно-воспитательной работы за учебную четверть, полугодие, год. Они проводятся по заранее подготовленным сценариям, которые определяют оформление места проведения праздника, подготовку костюмов и спортинвентаря.

Важным направлением внеклассной работы по физическому воспитанию является использование естественных сил природы (солнца, воздуха и воды) для укрепления здоровья учащихся. С этой целью в школах проводятся экскурсии на природу, организуются походы.

Цель внеклассных форм занятий состоит в том, чтобы: содействовать успешному и полному овладению материала программы по предмету «Физическая культура»; удовлетворять интересы школьников к занятиям массовыми видами спорта и на этой основе выявлять детей, имеющих хорошие способности к занятиям определенными видами спорта; обеспечивать здоровый, активный, содержательный отдых. Содержание занятий в различных формах внеклассной работы определяется с учетом возраста, пола и интересов школьников.

Внешкольная работа способствует более широкому развитию различных форм занятий по физическому воспитанию, повышает интерес учащихся к занятиям физкультурой и спортом.

На сегодняшний день функционирует широкая сеть внешкольных учреждений различного типа, призванная заниматься развитием физической культуры и спорта среди школьников в свободное от учебных занятий время. Внешкольные спортивные, воспитательно-оздоровительные и культурно-оздоровительные учреждения включают в себя разнообразные формы организации физического воспитания детей школьного возраста.

1. Систематические занятия избранным видом спорта в детско-юношеских спортивных школах (ДЮСШ) или специализированных детско-юношеских школах олимпийского резерва (СДЮШОР)

2. Занятия в физкультурно-оздоровительных центрах.

3. Физкультурные мероприятия в летних и зимних оздоровительных лагерях. Основными задачами направленного использования физической культуры в лагере являются организация активного отдыха, физическая подготовка школьников, укрепление их здоровья. Особое внимание уделяется обучению плаванию, различным способам передвижения на лыжах, туризму и спортивному совершенствованию учащихся в различных видах спорта. Основные формы и содержание работы: утренняя гигиеническая гимнастика; физкультурные оздоровительные мероприятия (водные и воздушные процедуры и т.п.); занятия в спортивных секциях; ежедневные занятия по плаванию; спортивные соревнования, спартакиады.

4. Разнообразные физкультурно-оздоровительные мероприятия в парках культуры и отдыха, на детских площадках, лыжных базах, лодочных станциях и в других местах массового отдыха.

5. Занятия физическими упражнениями, спортивные развлечения и соревнования по месту жительства или в физкультурно-спортивных клубах (ФСК).

6. Учебно-тренировочные и массово-оздоровительные занятия в туристских лагерях (на туристско-экскурсионных базах).

Разнообразные формы организации физического воспитания создают условия для более полного удовлетворения индивидуальных физкультурных и спортивных интересов и запросов подрастающего поколения. За счет широкого диапазона форм и видов физкультурных и спортивных занятий, проводимых во внешкольных спортивных и культурно-оздоровительных учреждениях, для специализированного учебно-материального обеспечения физкультурно-спортивной базы, высокой квалификации специалистов по физической культуре и спорту, которыми располагают внешкольные учреждения.

Спортивная электронная библиотека

Сейчас: журналов – 3298, газет – 7023, книг – 547

Популярное

Планета Баскетбол

Мир дзюдо

PRO Баскет

FIBA Assist Magazine

Самозащита без оружия

Десятая высота

Англия, моя Англия. Зло, следующее за сборной

Автобиография

Моя жизнь в футболе

Взрывная философия

Диагностика готовности будущих экономистов к работе на валютном рынке на основе компьютерных технологий

Анализ результатов экспериментальной работы по подготовке будущих экономистов к работе на валютном рынке на основе компьютерных технологий

Как убивали омский волейбол

Чемпионат Европы 2016 по латиноамериканским танцам среди профессионалов

Спортивные сооружения в эпоху Нового времени

Организация физического воспитания школьников по месту жительства (на примере работы районного центра физической культуры и спорта)

Постоянно ведется поиск инновационных технологий физического воспитания детей, подростков и молодежи, но при этом практически не затрагиваются вопросы модернизации содержания процесса физического воспитания, неясно, что необходимо предпринять для создания научно-технологической, материально-технической, программно-нормативной и кадровой базы для такой модернизации, создания благоприятного социально-психологического климата для ее реализации.

Читать еще:  Лотерея на день рождения с призами. Новый год с гостями.Лотореии шуточные для всей семьи

В настоящее время мы имеем дело с серьезными обстоятельствами, препятствующими реализации новых подходов к повышению эффективности физического воспитания в нашей стране. К их числу относятся:

1) отсутствие в стране материально-технической базы, способной обеспечить условия для полноценных физкультурно-спортивных занятий в системе массового физического воспитания обучающихся в образовательных учреждениях разного типа;

2) отсутствие педагогических кадров, готовых без переобучения или дополнительной подготовки работать по новым технологиям физического воспитания;

3) низкий уровень информационно-образовательной культуры и соответствующих потребностей специалистов по физическому воспитанию, включая и управленцев сферы физического воспитания, физической культуры и спорта.

Преодоление указанных негативных характеристик состояния массового физического воспитания, осуществляемого ныне в государственных образовательных учреждениях, возможно только на путях создания принципиально новой инфраструктуры системы физического воспитания детей, подростков и молодежи.

Цель данного исследования — организация физического воспитания школьников по месту жительства во внешкольных учреждениях на муниципальном уровне.

Исследование проводилось в 2004 — 2006 гг. на базе общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования и ДЮСШ района «Преображенское» Восточного административного округа Москвы. Использовался комплекс методов, таких как анализ литературных источников, анкетный опрос, анализ нормативных документов.

Анкетный опрос показал, что лишь 29% школьников района занимаются в спортивных секциях и группах. Причем среди мальчиков этот показатель составляет примерно 48%, а среди девочек — всего 19%.

Самым популярным у мальчиков является футбол — более 15%, далее идут, плаванье — 7,3%, восточные единоборства — 7,1%, волейбол — 6,8%, баскетбол — 6,5% и др.

У девушек — аэробика — 18,2%, теннис — 14,4%, художественная гимнастика — 10,1%, восточные единоборства — 7,8% и др.

В соответствии с Постановлением Правительства г. Москвы в 2005 г. во всех административных округах были созданы Центры физической культуры и спорта. Главная задача специалистов Центра — организация физкультурно-спортивной работы с населением по месту жительства. В соответствии с количеством жителей, проживающих на территории района «Преображенское» (около 70 000 чел.), из расчета 1 специалист на 10 000 жителей, для организации физкультурно-спортивной работы на территории района было выделено 7 ставок для специалистов Центра физической культуры и спорта Восточного административного округа г. Москвы.

Ответственность за подбор кадрового состава была возложена на управу района «Преображенское». Служба по организации физкультурно-спортивной работы управы района «Преображенское», основываясь на данных анкетного опроса, проведенного среди учащихся 9 образовательных учреждений района, выбрала основными видами спорта, которые будут развиваться во внешкольных учреждениях района, футбол, волейбол, бокс, кикбоксинг. Виды спорта подбирались с учетом спортивных интересов детей и подростков района, а также в соответствии с той материально-технической базой, которой располагал район. Специалисты для Центра физической культуры и спорта подбирались из числа тренеров, работающих во внешкольных учреждениях района «Преображенское».

Прежде чем приступить к работе, за каждым специалистом было закреплено рабочее место для проведения учебно-тренировочного процесса. Таким образом, секции футбола стали работать на территории ГОУ Детского черкизовского парка (футбольное поле с искусственным покрытием и площадка для игры в мини-футбол), а также на плоскостных спортивных сооружениях района. При непосредственном участии управы района и ГУП УК «Преображенское» был проведен комплексный ремонт плоскостных спортивных сооружений, предназначенных для физкультурно-спортивной работы, с установкой осветительных мачт, что позволило существенно увеличить продолжительность занятий в осенне-зимний период. Также на спортивных площадках были установлены информационные стенды с графиком работы спортивных секций. В зимнее время занятия по футболу проходили в спортивном зале ГОУ СОШ № 1080 «Экополис».

Набор в секции осуществлялся через районные средства массовой информации (телекомпания «Гром-медиа», газеты «Преображенский квартал», «Молодежный квартал»), а также путем встреч с учащимися района в рамках лекционной работы по пропаганде физической культуры и спорта, здорового образа жизни.

Секция волейбола вела свою работу на базе СОШ № 1032, а в теплое время года на территории Измайловского парка.

Занятия по боксу и кикбоксингу проходили на базе спортивного клуба «Боевые перчатки».

Каждый специалист Центра физической культуры и спорта имел свое индивидуальное расписание, что существенно увеличивало процент занимающихся. Каждый тренер вел 4 группы детей, подростков и молодежи по 15 человек в каждой, при этом продолжительность занятий в неделю составляла не менее 6 ч.

Группы подбирались с учетом возраста занимающихся, без конкурсного отбора. Необходимым условием являлось отсутствие противопоказаний врача к занятиям спортом. Возрастные категории у детей, подростков и молодежи, занимавшихся футболом, были такими: 95/96, 93/94, 92/ 91, 89/90 г.р. Занимающиеся в секции футбола принимали участие в турнирах, организованных управой района под девизом «Выходи во двор, поиграем!», районных турнирах среди детских дворовых команд, посвященных знаменательным датам (День Победы, День физкультурника, День Города), окружных соревнованиях на призы клуба «Кожаный мяч». Наиболее одаренные дети рекомендовались для просмотра в СДЮШОР по футболу «Трудовые резервы».

Читать еще:  Поздравления с днем военного связиста в прозе. Поздравления с днем войск связи

Занимающиеся в секции волейбола были разделены на 2 группы, не менее чем по 15 чел. в каждой, — учащиеся 7-9-х и 9-11-х классов, занятия продолжительностью 2 академических часа проходили 3 раза в неделю. Занимающиеся в старшей группе принимали участие в окружном спортивном празднике «День молодежи».

Занимающиеся в секции бокса и кикбоксинга были разделены на 4 группы, не менее чем по 10 чел. в каждой, — учащиеся 11-12, 13-14, 15-16, 17 лет и старше. После полугода занятий ежемесячно проводились спарринговые поединки в формате «Открытый ринг», что позволяло занимающимся определить уровень своей подготовленности. Наиболее одаренным воспитанникам предлагалось обучение в СДЮШОР по кикбоксингу с дальнейшим присвоением квалификационных разрядов.

По нашему мнению, реализация такого подхода к организации физического воспитания по месту жительства во внешкольных учреждениях на основе выбранного школьником вида спортивной деятельности обеспечит формирование у него установки на здоровый образ жизни и позволит привлечь детей, подростков и молодежь к регулярным занятиям физической культурой и спортом.

  1. Акулов А.М. Спортивные интересы подростков и возможность их реализации в условиях городского муниципалитета /А.М. Акулов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2005. — № 2. — С. 9-11.
  2. Бальсевич В.К. Инфраструктура высокоэффективного физического воспитания в общеобразовательной школе: методология проектирования и эксплуатации /В.К. Бальсевич // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2003. — № 4. — С. 2-6.
  3. Инновационная образовательная технология спортизирован-ного физического воспитания в общеобразовательной школе (ред. Л.Н. Прогонюк) — Сургут: Дефис, 2001. — 212 с.
  4. Чедов К.Е. Спортизированное физическое воспитание в контексте подготовки олимпийского резерва /К.Е. Чедов //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2004. — № 3. — С. 45-46.

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.

Физическое воспитание детей по месту жительства

Опыт показывает, что физическое воспитание школьников по месту жительства эффективно при следующих условиях: а) наличии в микрорайоне единой системы управления внеучебной физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работой; б) активном участии молодежных, профсоюзных и физкультурных организаций, органов образования в проведении физкультурно-оздоровительной, спортивно-массовой работы; в) вовлечении детей в общественно полезную и трудовую деятельность по физической культуре и спорту; г) проведении систематических физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий при активном участии шефов промышленных предприятий, учебных заведений, спортивных обществ, родителей; д) организации агитационно-пропагандистской работы по физической культуре и спорту; е) создании соответствующей материальной базы для занятий физической культурой и спортом (помещения для физкультурно-спортивного клуба, плоскостные спортивные сооружения, площадки для игр и т. п.); ж) обеспечение врачебно-педагогического контроля за детьми и подростками, занимающимися физической культурой и спортом.

Задачи физического воспитания школьников по месту жительства таковы: воспитание нравственности; содействие укреплению здоровья и закаливанию детей; формирование, совершенствование и закрепление двигательных умений, навыков и развитие двигательных качеств; развитие организаторских умений и навыков, воспитание устойчивого интереса к занятиям физкультурой и спортом; привитие школьникам навыков и привычек самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Для эффективного физического воспитания детей школьного возраста и учащейся молодежи во внеучебное время необходимо четко определить уровни управления и функции должностных лиц. В воспитании школьников по месту жительства в настоящее время участвуют различные организации: административные, общественные, педагогические и др. Каждая из них представлена самостоятельным управленческим уровнем, и в то же время они находятся в тесной связи между собой.

Рассмотрим вопросы управления физическим воспитанием по месту жительства на опыте г. Чайковского Пермской обл. Это молодой, современный развивающийся город, в котором 11 общеобразовательных школ. В нем четко выделены 12 крупных микрорайонов, имеются прекрасные естественные условия (близость лесных массивов, открытых водоемов, спортивных сооружений), позволяющие успешно осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивно-массовую работу среди школьников, учащихся общеобразовательных школ и профессионально-технических училищ.

В каждом микрорайоне города созданы и активно действуют советы микрорайонов, которые возглавляют руководители промышленных предприятий, строек. Руководит деятельностью советов микрорайонов городской штаб по работе с населением по месту жительства. В составе городского штаба функционирует пять комиссий: воспитательная, по работе с детьми и подростками, охраны общественного порядка, по благоустройству и озеленению, физкультурно-массовая. При советах микрорайонов созданы общественные советы физической культуры и спорта. Координирует их работу физкультурно-массовая комиссия при городском штабе по работе с населением по месту жительства. В ее состав входят представители организаций города.

Читать еще:  Купание ребенка с пользой и удовольствием. Первое купание новорожденного ребенка после роддома

В основном вся физкультурно-оздоровительная работа среди детей школьного возраста проводится на специально оборудованных детских площадках, созданных при домоуправлениях и ЖКО (таких площадок в городе – 27, каждая из них объединяет от 5 до 10 жилых домов). За детскими площадками закреплены шефы – работники Комбината шелковых тканей, управления «Воткинскгэсстроя», заводов синтетического каучука и точного машиностроения, ремонтно-эксплуатационной базы речного флота, Воткинской ГЭС и других организаций. Шефы проявляют постоянную заботу о благоустройстве детских площадок и развитии материально-спортивной базы, выделяют общественных тренеров и инструкторов физической культуры, оказывают материальную помощь.

Заслуживает внимания опыт управления физическим воспитанием по месту жительства в микрорайонах № 3 и 5, где проживают в основном семьи тружеников комбината шелковых тканей. Здесь четко прослеживаются три уровня управления: административный, общественный и педагогический.

Административный уровень управления представлен директорами и организаторами внеклассной и внешкольной воспитательной работы школ № 9 и 11, с одной стороны, и администрацией ЖКО комбината шелковых тканей, с другой. Директора школ и руководство комбината шелковых тканей заключили договор, в котором отражены все мероприятия, для проведения которых требуются совместные усилия. В договоре зафиксировано, что школы представляют спортивную базу для организации кружковой и спортивной работы с детьми и подростками в субботние и воскресные дни. В свою очередь, профсоюзный комитет комбината и администрация ЖКО изыскали возможность для оказания конкретной материальной помощи школам. Было решено, что часть средств 2-процентных отчислений от квартплаты и 5-процентных отчислений от арендной платы нежилых помещений, выделяемых для проведения культурно-массовой и спортивной работы, будет использована для приобретения спортивного инвентаря, музыкальных инструментов, которые безвозмездно передаются школам и детским клубам «Ровесник», «Гайдаровец», «Олимпиец». Кроме того, администрация ЖКО выделила помещение, где разместились эти детские клубы.

Как сказано в договоре, на этом уровне управления решаются многие вопросы, в частности установление контактов с общественными организациями в масштабе города, составление плана воспитательной работы с детьми, выявление возможностей школ и микрорайонов для проведения работы по месту жительства (наличие материальной базы, педагогических кадров, привлечение общественного актива и т. д.). Договор предусматривает непосредственное проведение организационных мероприятий, создание соответствующего психологического настроя у взрослых по отношению к проводимой спортивно-массовой работе, контроль и учет выполнения принятых решений. Такое взаимодействие наглядно показало, что именно на административном уровне управления закладываются основы успешной деятельности во всех сферах воспитательной работы, в том числе и в физическом воспитании школьников по месту жительства.

Таким образом, на административном уровне управления работа осуществляется по нескольким направлениям. А именно: а) установление контактов и выполнение решений партийных, советских, государственных и общественных органов в масштабе микрорайона, района; б) совместная постановка задач как в плане воспитательной работы с населением, так и в плане решения различных хозяйственных вопросов; в) выявление возможностей общеобразовательных школ и ЖЭКа для проведения работы по физическому воспитанию (наличие материальной базы, педагогических кадров, привлечение общественности и общественных организаций к работе); г) непосредственное руководство и проведение организационных мероприятий (собраний, совещаний, субботников и др.); д) создание соответствующего психологического настроя у взрослого населения по отношению к проводимой спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работе; е) контроль за выполнением принятых решений и их учет; ж) постановка новых задач перед коллективами.

Следующий уровень управления представлен общественными организациями, имеющимися в каждом микрорайоне (депутатские группы, советы микрорайонов, родительская общественность, ветераны спорта и др.).

Участие широкого круга шефствующих предприятий (основных производств и служб комбината) и общественности в спортивно-массовой работе в микрорайонах оказалось возможным благодаря созданию специальных органов управления, которые руководят всей воспитательной и спортивно-массовой работой по месту жительства. Таким органом стали общественный совет по спортивно-массовой и оздоровительной работе микрорайонов № 3 и 5, советы детских площадок.

Объединение общественных сил позволило более успешно и эффективно проводить воспитательную и спортивно-массовую работу с детьми и подростками не только в школе, но и по месту жительства. В состав совета были избраны представители администрации школ, ЖКО и комбината, физкультурные работники ДСО «Труд», общественные тренеры, родители, ветераны спорта, школьные учителя физической культуры. Совет координирует работу школ микрорайона, выступает как связующий орган между школой и ЖЭКами, советами коллективов физкультуры школ и советом физкультуры комбината. Таким образом, он не только руководит практической деятельностью клубов по месту жительства, но и определяет содержание, направленность физкультурно-оздоровительных мероприятий в микрорайонах.

Источники:

http://cyberpedia.su/3x32b8.html
http://sportfiction.ru/articles/organizatsiya-fizicheskogo-vospitaniya-shkolnikov-po-mestu-zhitelstva-na-primere-raboty-rayonnogo-tsentra-fizicheskoy-kultury-i-sporta/
http://www.blackpantera.ru/vospitanie/20547/

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: