0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Г н волков о народной педагогике. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Контрольные вопросы и задания

ВКЛАД Г.Н. ВОЛКОВА В РАЗВИТИЕ ЭТНОПЕДАГОГИКИ

6. ВКЛАД Г.Н. ВОЛКОВА В РАЗВИТИЕ ЭТНОПЕДАГОГИКИ

Большой вклад в развитие этнопедагогики внес известный чувашский ученый Г.Н. Волков. Он впервые в педагогической литературе применил термин «этнопедагогика». Его научные труды послужили основой для создания концепции этнопедагогики. Сегодня Геннадий Никандрович — наиболее авторитетный ученый в этой области знаний.

О родоначальнике основополагающих идей национального образования Г.Н. Волкова опубликовано более 500 работ. По оценкам ученых, он — «настоящий человек» (В.А. Сухомлинский), «Ушинский наших дней» (Ю. Глушенко), «гуманист, национальный герой» (В.А. Иванов). Н.И. Целищева отмечает в нем «мощный ум», Ш.И. Джанзанова считает, что «встреча с ним стоит целой жизни».

Геннадий Никандрович Волков родился 31 октября 1927 г. в селе Большие Яльчики Чувашской АССР в семье учителя математики и физики.

В разные годы работал учителем в школах Казани и Чебоксар, воспитателем детского дома, начальником лагеря труда и отдыха в Москве. Много лет трудился в различных вузах страны. С 1979 по 1982 гг. работал профессором Эрфуртской высшей педагогической школы. Первый и единственный из нерусских педагогов награжден Золотой медалью Гердера «за выдающиеся заслуги в распространении русского языка и русской культуры в духе германо-советской дружбы».

В 1967 г. в качестве докторской диссертации защитил монографию «Этнопедагогика чувашского народа (в связи с проблемой общности народных педагогических культур)». Владея почти всеми тюркскими языками, сумел на первоисточниках обобщенно представить духовно-нравственное единство тюркских народов с русским народом. С этого времени начинается энтузиастская деятельность Г.Н. Волкова по распространению этнопедагогических идей (термин «этнопедагогика» предложен им в 1962 г. и в настоящее время принят во всем научном мире). Он автор более 1000 публикаций, в том числе около 50 монографий «…»

С 1971 г. Геннадий Никандрович работает в Москве: руководителем сектора педагогики Института национальных школ, заведующим лабораториями этнопедагогики Института развития личности, Российской Академии образования. Лаборатория этнопедагогики Института семьи и воспитания Российской Академии образования, где он проработал многие годы, стала общепризнанным центром исследования национально-региональных проблем образования. На одном из расширенных ее заседаний выступил с докладом третий космонавт мира А.Г. Николаев. Ученый был членом редколлегии ведущих педагогических журналов России («Педагогика», «Народная школа», «Сельская школа», «Образование в мире — мир образования», «Домашнее воспитание», «Престижное воспитание» и др.). Им написана первая и пока единственная не только в стране, но и во всем мире книга «Этнопедагогика», утвержденная Министерством образования РФ в качестве учебника для вузов и средних специальных учебных заведений. Благодаря своим фундаментальным исследованиям, Г. Н. Волков стал родоначальником главенствующих идей национального образования. Его этнопедагогическая концепция национальной школы признана на уровне государственной. Им подготовлено свыше ста докторов и кандидатов педагогических наук из представителей более тридцати национальностей России, которые, в свою очередь, на местах возглавляют свои этнопедагогические школы.

Г.Н. Волков читал спецкурсы по этнопедагогике в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова, Московском государственном педагогическом университете. Его концепции известны в Якутске, Красноярске, Кирове, Казани, Уфе, Ульяновске, Элисте, Киеве, Полтаве, Одессе, Махачкале, Тбилиси, Баку, Владикавказе и других научно-образовательных центрах. Лекции Г.Н. Волкова слушали студенты и профессора Праги, Парижа, Берлина, Регенсбурга, Лейпцига, Цюриха. Число вузов, где он выступал и делал доклады, превышает 50, что может стать основанием для заявки на внесение в книгу рекордов Гиннесса. Его с обостренным интересом воспринимает не одно поколение педагогов и студентов, основной причиной этому является не только высочайший профессионализм великого учителя, но и его личностные качества — яркость, масштабность, неординарность характера и судьбы. Соединяя в себе духовное и профессиональное, он создает свой особый мир, открывает человеческую сущность любого предмета и любого явления и провозглашает высокую духовность личности учителя.

По инициативе академика Г.Н. Волкова за последние годы проведено более 30 региональных, всероссийских, международных конференций по этнопедагогике. Увидевшие свет за 2002-2003 гг. двухтомник «Педагогика любви», избранные этнопедагогические сочинения «Становление этнопедагогики как отрасли педагогической науки», «Педагогика национального спасения», «Чувашская этнопедагогика» и другие получили признание не только в России, но и далеко за ее пределами.

«Под впечатлением Вашей книги я задумал написать книгу об украинской народной педагогике. Если удастся осуществить замысел, посвящу книгу Вам», — писал ему В.А. Сухомлинский в 1961 г. «Этнопедагогика чувашского народа» — величественная энциклопедия духовной жизни чувашского народа», — отмечал Педер Хузангай, народный поэт Чувашии (1967). «Не думаю и не надеюсь, что после тебя у чувашей появится еще один педагог, равный И.Я. Яковлеву по силе влияния на народ» (Яков Ухсай, народный поэт Чувашии, 1971). «Бессмертен и учитель благодаря своим ученикам. Он снова и снова воскреснет благодаря им, все выше и выше вознесется и будет жить вечно в облагороженных душах своих учеников». Слова эти Геннадия Волкова могут быть уже сейчас с полным основанием отнесены к нему самому» (профессор В.А. Разумный, 1997, г. Москва). «Г.Н. Волков является достойным продолжателем дела великого чувашского педагога Ивана Яковлевича Яковлева. Этнопедагогика — весьма серьезный вклад в советскую педагогическую науку, значение которого, безусловно, выходит за пределы нашего Отечества» (академик Д.О. Лордкипанидзе, 1975, г. Тбилиси). «Почетным гражданином Республики Калмыкия стал Геннадий Никандрович Волков — за огромный вклад в развитие этнопедагогики народов России, за многолетний труд по воспитанию подрастающего поколения на идеях гуманизма и толерантности» (Президент Республики Калмыкия К.Н. Илюмжинов, 2002). «Геннадий Никандрович Волков — знаковая фигура нашего времени. Результаты его подвижнического труда по значению и вкладу можно сопоставить с результатами труда Конфуция. Несомненно, результаты деятельности Г. Н. Волкова окажут влияние на дальнейшее развитие образования и культуры народов Российской Федерации» (ректор Калмыцкого университета Г. М. Борликов, 2003). «Геннадий Никандрович Волков — яркая личность России, сын чувашского народа. Своим мировоззрением, своей уникальной этнопедагогикой оказал огромное влияние на просвещение, воспитание якутов, переориентировав образование в республике на народность, демократизацию, гуманизм, на всесторонний национальный расцвет, тем самым коренным образом изменил сознание народа» (М.Е. Николаев, Президент Республики Саха (Якутия).

Читать еще:  Интерактивный календарь беременности по неделям рассчитать. Способы посчитать срок беременности

Г.Н. Волков известен и как детский писатель. Его произведения переведены на десятки языков, они вошли в школьные хрестоматии многих республик. Все его дело, все его педагогическое и литературное творчество — это гимн ребенку, гимн любви к человечеству. Человек для него — мерило всех ценностей. Об этом говорится во всех его книгах. Они написаны с неповторимой интонацией раздумья, радости и горечи, мудрости и мечты, и в то же время с чувством великой ответственности перед людьми. В них теснятся образы-символы живых и уже ушедших людей, друзей и коллег, родных и знакомых, в них — трагические судьбы, которые автор пропустил через свои переживания. Честность перед самим собой, нравственная гигиена могут возникнуть только у таланта. Только человеку высокого духовного богатства доступно постижение тех глубин души, которые трудно поддаются словесному определению. Назовем лишь одну книгу ученого-педагога «Юманпа хeвел» (Дуб и солнце). В ней образы — многозначны, и в этой многозначности они ясные и человечные, живые.

Г.Н. Волков — один из старейших членов Академии педагогических наук, один из основателей Российской Академии образования. Он — заслуженный деятель науки Российской Федерации, почетный гражданин Республики Калмыкия и Чувашской Республики, заслуженный учитель Чувашской Республики, заслуженный деятель науки Республики Калмыкия, Тыва, заслуженный работник образования Республики Саха (Якутия); имеет почетное звание «Учитель учителей» Якутии, удостоен звания «Отличник народного образования Кыргызстана», является Почетным доктором Эрфуртского университета и т. д. Награжден медалями К.Д. Ушинского, Я.А. Коменского, Н.К. Крупской, «За заслуги в образовании в Республике Татарстан», золотой медалью Гердера и другими.

Как истинный исследователь педагогической культуры народов и этносов, Г.Н. Волков выражает свою озабоченность массовым духовным обнищанием молодежи; он много ездит по России, встречается с педагогами и студентами, работниками педвузов, много пишет и выступает в разных аудиториях.

Как глубока чувашская мудрость о смысле человеческой жизни: «Если хочешь, чтоб тебя помнили год — сей пшеницу, если хочешь, чтоб тебя помнили 10 лет — сажай дерево, а если хочешь, чтоб тебя помнили 100 лет — обучай народ». А у Геннадия Никандровича учатся педагоги многих народов. Так, например, в Якутии он официально объявлен «всемирно известным якутским педагогом». И этому доказательство — многонациональная, полиэтническая, всемирно признанная научная этнопедагогическая Школа Волкова. В современных сложных и противоречивых политических условиях многие народы сохранили свою национальную линию социально-культурного развития благодаря спасительной миссии многовековой традиционной культуры воспитания, которая оказалась самой жизнедеятельной и самой жизнеспособной, прежде всего, своим истинным демократизмом и подлинным гуманизмом. «…»

Его труды пользуются популярностью в странах СНГ, переиздаются, благоприятствуя единению народов. О творчестве Г.Н. Волкова сняты кино- и телефильмы. Сегодня всемирно признанный академик трудится в Калмыцком госуниверситете. Его труды вошли в республиканскую программу подъема калмыцкого народа. Здесь он — один из духовных лидеров, работающих на возрождение, развитие калмыков. Его предложения, инициативы учитываются при разработке законов республики и служат калмыцкому народу. «…»

Воспитание и образование в демократическом обществе не могут эффективно функционировать, не могут даже просто существовать вне народной педагогики, без этнопедагогики. Народная педагогика — педагогика национального развития, подъема, возрождения, одновременно — это и педагогика этнического самовоспитания, создающая личность патриота, сына народа с высокоразвитым чувством национальной гордости и человеческого достоинства. Этнопедагогика, изучающая, исследующая народную педагогику как систему народного воспитания, является педагогикой национального спасения.

Читать еще:  Любовь, выраженная в сильных цитатах про детей. Красивые статусы про детей со смыслом

И в настоящее время народная педагогика продолжает оставаться самой главной, конструктивной, самой созидательной духовной силой в жизни наций. В народной педагогике сконцентрирована могучая сила гармонизации межнациональных отношений. Самое надежное знакомство с любым из народов — осведомленность в системе воспитания этого народа. Народная педагогика развивается при участии всех слоев населения, всего народа. Она делает ставку на творческую самостоятельность всех и каждого. Для участия в обогащении этнопедагогики чрезвычайно важны самообучение, самовоспитание, активное участие во взаимном воспитании.

Сердцевиной этнопедагогики, ее душой является любовь. Любовь к детям, труду, культуре, народу, Родине.

1. Конфуций И. Антология гуманной педагогики / Сост. В.В. Малявин. М., 1996.

2. Виноградов Г.С. Народная педагогика. Иркутск, 1926.

3. Волков Г.Н. Этнопедагогика. — Чебоксары: Чувашское изд-во, 2004.

Г н волков о народной педагогике. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Контрольные вопросы и задания

Учебная книга по этнопедагогике создается впервые не только в нашей стране, но и во всем мире. Она давно нужна педагогам, особенно — воспитателям детских садов и учителям, работающим в начальных классах общеобразовательных школ.

Настоящая учебная книга призвана реализовать две величайшие заповеди — Яна Амоса Коменского и Константина Дмитриевича Ушинского: природосообразности и народности. Народная педагогика, являющаяся предметом этнопедагогики, — педагогика природо-сообразная и жизнесообразная, демократическая и гуманистическая.

Принцип народности, научно обоснованный К.Д.Ушинским, как священный принцип национального воспитания в условиях демократизации общества приобретает необычайную актуальность. У великого педагога-патриота народность максимально окрашена национальной созидательной идеей, освящена, согрета ею.
Три принципиальные установки К.Д.Ушинского имеют для настоящего пособия определяющее значение: 1) «. народ имеет свою особую характеристическую систему воспитания»; 2) «в душе человека черта национальности коренится глубже всех прочих»; 3) «воспитательные идеи каждого народа проникнуты национальностью более, чем что-либо другое».

Создание подлинно национальной школы — русской, украинской, татарской, якутской, чукотской, любой другой — возможно только на этнопедагогической основе. Народная культура воспитания представляет собой основу всякой культуры. Никакое национальное возрождение, никакое воссоздание прогрессивных народных традиций невозможно без приведения в действие исконных традиций воспитания, народной педагогики.

Начальная школа непременно должна быть последовательно национальной, это — школа родного языка, естественное продолжение «школы материнской». Формирование полноценного учителя начальной школы немыслимо без его специальной этнопедагогической подготовки.

Настоящее учебное пособие является первой попыткой оказания реальной помощи педучилищам в этнопедагогической подготовке будущих учителей. Поэтому автор надеется на помощь читателей — советами, замечаниями, товарищеской критикой. При последующих переизданиях предполагается существенно расширить методический аппарат книги за счет специальных разделов — этнопедагогического практикума и этнопедагогического семинария.

Автор выражает благодарность гуманитарному научному фонду за оказание поддержки в подготовке этой книги.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие
ГЛАВА 1. ПРЕДМЕТ ЭТНОПЕДАГОГИКИ
Контрольные вопросы и задания
ГЛАВА 2. НАРОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ В НАСЛЕДИИ КЛАССИКОВ ПЕДАГОГИКИ
§ 1. Я.А. КОМЕНСКИЙ
§ 2. К.Д.УШИНСКИЙ
§3. А.С.МАКАРЕНКО
§4. В.А.СУХОМЛИНСКИЙ
Контрольные вопросы и задания
ГЛАВА 3. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ДУХОВНЫЙ ПРОГРЕСС НАРОДА
§ 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА, ЕЕ СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ
§ 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ И ИХ МЕСТО В ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ НАРОДА
§ 3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ НАРОДНОЙ ЖИЗНИ
§ 4. НАРОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПОКОЛЕНИЙ
§ 5. НАРОД КАК ТВОРЕЦ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Контрольные вопросы и задания
ГЛАВА 4.НАРОДНЫЙ ИДЕАЛ ЧЕЛОВЕКА
§ 1. СОВЕРШЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК КАК ЦЕЛЬ НАРОДНОГО ВОСПИТАНИЯ
§ 2. ЭТНИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР СОВЕРШЕННОГО ЧЕЛОВЕКА
§ 3. ПУТИ ВОСПИТАНИЯ СОВЕРШЕННОГО ЧЕЛОВЕКА
Контрольные вопросы и задания
ГЛАВА 5.СРЕДСТВА НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ
§1. ПОСЛОВИЦЫ
§ 2. ЗАГАДКИ
Контрольные вопросы и задания
§ 3. НАРОДНЫЕ ПЕСНИ
КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ. ПОЭЗИЯ РАННЕГО ВОЗРАСТА
ПЕСНИ ОТРОЧЕСТВА
ЮНОШЕСКИЕ ПЕСНИ И ПЕСНИ ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПТИМИЗМ ПРИЧИТАНИЙ
КОМПЛЕКСНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ПЕСНИ
Контрольные вопросы и задания
§ 4. СКАЗКИ
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ РОЛЬ СКАЗОК
ОСОБЕННОСТИ СКАЗОК КАК НАРОДНЫХ СРЕДСТВ ВОСПИТАНИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ СКАЗОК
СКАЗКИ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ НАРОДНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ГЕНИЯ
Контрольные вопросы и задания
ГЛАВА 6. ФАКТОРЫ НАРОДНОГО ВОСПИТАНИЯ
§ 1. ПРИРОДА
§ 2. ИГРА
§ 3. СЛОВО
§4. ТРУД. ОБЩЕНИЕ. ТРАДИЦИИ. ИСКУССТВО
§ 5. РЕЛИГИЯ
§ 6. ПРИМЕР-ИДЕАЛ
Контрольные вопросы и задания
ГЛАВА 7. СОВРЕМЕННОЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ
§ 1. ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПАНСОФИЯ НАРОДОВ
§ 2. ДЕЙСТВЕННОСТЬ ЛИЧНОСТЕЙ-СИМВОЛОВ
ИХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ
§ 3. ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭТНОПЕДАГОГИКИ
Контрольные вопросы и задания
ПОСЛЕСЛОВИЕ

Этнопедагогика Волкова

Этнопедагогика – это наука, изучающая эмпирический опыт этнических групп в воспитании и образовании детей, а также морально-этические и эстетические воззрения на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации.

Сущность этнопедагогики Волкова

Геннадий Никандрович Волков – мыслитель, учитель, педагог, знаменитый советский профессор и писатель.

Г.Н. Волков разработал уникальные подходы к вопросам воспитания человека, именно он является основателем этнопедагогики в России, как научной области. В настоящее время положения этнопедагогики Волкова широко используются при воспитании детей разных возрастов и в различных образовательных учреждениях. Воспитательные подходы Волкова очень популярны и востребованы в педагогической среде.

Читать еще:  Какие вопросы можно написать в анкету. Интересные вопросы для анкеты для девочек

Традиционная педагогика подразумевает обязательное включение в себя и воспитательно-образовательный процесс этнических особенностей воспитанников (учащихся). Это особенно актуально в нашей стране, которая является многонациональной.

Многие народности и этносы владеют эффективными и удивительными приемами воспитания, применение которых в современных условиях гарантирует высокий воспитательный результат. Важным является гармоничное соотношение применяемых методов этнопедагогики и принципов добросовестности и гуманности.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

По мнению Г.Н. Волкова, этнопедагогика – это самостоятельная педагогическая наука, которая занимается выявлением архаичных принципов воспитания и их последующим гармоничным включением в педагогический процесс.

Г.Н. Волков является разработчиком и популяризатором идей этнопедагогики в традиционную педагогику. Впервые его этнопедагогические идеи были представлены широкой публике в 1962 году. Именно с этого времени этнопедагогика получает широкое развитие и применение на практике.

Несмотря на всю популярность и востребованность данной педагогической науки, этнопедагогика имеет и критиков, которые считают, что архаичные средства и методы не актуальны и устарели, их применение в рамках современной педагогики просто не возможно. Основной упор критики делают на то, что у ряда народностей в вопросах воспитания присутствуют грубость, неконтролируемая стихийность и даже насилие (физические наказания). Однако Г.Н. Волков опровергает данные нападки и насыщает свои разработки этническим и народным достоянием в области воспитания и обучения детей.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Предметом этнопедагогики Волкова является целенаправленный и четко обозначенный воспитательный процесс, основанный на этнических традициях.

Основой концепции Г.Н. Волкова является народная культура, которую он использует не целиком, а более прагматично.

Народная культура в этнопедагогике Г.Н. Волкова – это элементы народного фольклора, духовные ценности и семейный опыт, которые органично включаются в воспитательный процесс, в результате чего решается одновременно несколько задач воспитания и развития детей.

Цели и задачи этнопедагогики Волкова

В трудах Г.Н. Волкова образовательный процесс делится на два элемента: воспитательный и образовательный. Каждый из элементов должен обязательно включать в себя народные традиции. Важным моментов является точная и четка формулировка целей и задач работы.

Основной целью этнопедагогики Г.Н. Волкова является всестороннее развитие у детей национальных ценностей и гражданского сознания.

Для достижения данной цели необходимо опираться не только на принципы гуманизма, но и учитывать творческое вдохновение каждого воспитанника, его национальные корни, историю и традиции его народа.

Задачами этнопедагогики Г.Н. Волкова являются:

  1. Формирование у подрастающего поколения уважительного отношения не только к культуре своего народа, но и к культуре других народностей.
  2. Воспитание уважительного отношения к своему народу, Родине, его истории и традициям.
  3. Формирование гордости за принадлежность к конкретной этнической группе.

Этнопедагогика Г.Н. Волкова использует разнообразные методики и приемы воспитания, которые способны актуализировать этнические подходы к процессу воспитания. Для того, чтобы применяемые методы и приемы были действенны, педагогу в первую очередь следует выявить все воспитательные факторы, связанные с этнической принадлежностью воспитанников. Только на основании этого можно правильно и грамотно включить их в воспитательный процесс.

Методология в работах Волкова

Методы воспитания, которые были предложены Н.Г. Волковым в рамках этнопедагогики, являются весьма специфичными. В первую очередь это связано с тем, что костяк методологической системы воспитания этнопедагогики являются:

Встраивание данных методов в процесс воспитания очень прост, в том случае, если педагог предварительно определил психотип ребенка и учитывает его, подбирая наиболее оптимальные способы воспитания и развития.

Например, если ребенок спокоен, то для его воспитания и развития больше всего подходят такие методы как советы и просьбы. Если же ребенок, напротив, слишком своенравен и активен, то для него будут действенны методы требований и уговоров.

Подбор оптимальных методов воспитания в этнопедагогике является кропотливой и ответственной работой, выполнить которую способен не каждый педагог.

В трудах Г.Н. Волкова, большое внимание уделяется средствам этнопедагогики в вопросах воспитания. Каждое средство должно включать в себя традиции определенного этноса. Однако важным является учет и современных требований к нормам морали, этики и гуманности. Это связано с тем, что только адекватные факторы, способны оказать необходимое воспитательное воздействие на ребенка, научить его выражать свободно свои эмоции и мысли.

Самым распространенным педагогическим средством в любой воспитательной среде является общение. Необходимо оно для того, чтобы завладеть вниманием ребенка, получить его доверие. На втором месте находится игра — важнейший психологический элемент. При помощи игры можно добиться невероятно успешных результатов. Грамотно выстроенный и четко спланированный игровой процесс позволит укрепить командный дух в детях, сделать их частью социума.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Источники:

http://www.kazedu.kz/referat/181685/5
http://bachelor.ucoz.ru/load/arkhivy/volkov_g_n_ehtnopedagogika/2-1-0-1210
http://spravochnick.ru/pedagogika/etnopedagogika_volkova/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector