0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Голландские ботинки. История обуви от древних времен до наших дней. Обувь в Средневековой Европе

5000 лет в истории обуви: От чарох из медвежьих шкур до изящных кожаных туфелек на каблучке

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Первая обувь человеческой цивилизации

В древние времена необходимость в защите ног первобытного человека была весьма высока. Поэтому люди очень быстро начали применять различные природные материалы, которые могли бы защитить их стопы от порезов и холода.

Первые изобретения человека, выглядели как плоские сколы дерева, небольшие куски кожи или же широкие листья, привязанные к ногам тонкими бечевками. Эти нехитрые приспособления и были прототипами современных сандалий. В странах с более суровым климатом люди мастерили теплую обувь: поначалу каждую ногу оборачивали куском шкуры, а позже шили кожаные мешочки, набитые сухой травой и привязывали тонкими ремешками к ногам. Так появились предки нынешних туфель.

Древнейшая кожаная обувь, найденная на сегодняшний день, — чарохи (прототип узких туфлей с заостренными концами). Они обнаружены в Армении при археологических раскопках пещеры Арени в 2008 году. Ученые утверждают, что этим туфлям около 5500 лет! И напоминают они кожаные портянки, стянутые жгутом вдоль носовой части и утепленные сухой травой. Именно такие были найдены и в Альпах на ступнях мумифицированного мужчины, жившего где-то 5300 лет назад.

Обувь древних цивилизаций

Древние египтяне были первыми, кто начал повсеместно носить сандалии, подошва которых изготавливалась из папируса или кожи. На ногах они держались при помощи перемычек или же ремешков, которые привязывались к ступне и вокруг лодыжки. Для защиты большого пальца носок подошвы загибался кверху.

Персы и индусы вырезали сандалии из сандалового дерева и прикрепляли к ним колышки, на которые опирались пальцами при ходьбе.

У народов древних цивилизаций Египта и Греции были весьма популярны всевозможные сандалии, изготовленные таким образом, что по ним можно было различать представителей разных сословий. И между тем, мужская и женская обувь имела различие в цвете и декоре.

Два сапога — пара

Сейчас сложно поверить в то, что вплоть до начала 19 столетия не существовало ни левого ни правого сапога — обувь шилась одинаковой. Лишь 200 лет тому назад в Греции обувных дел мастера впервые придумали шить разные сапоги — для левой и правой ноги.

Каблуки — изыски моды или необходимость

Первые упоминания о каблуках на обуви относятся к древнеегипетской цивилизации. Они имели конусообразную форму их прибивали к сандалиям и были весьма популярны среди земледельцев во время полевых работ, дабы ноги не скользили по илистой почве.

Мода на каблуки пришла в Италию из Персии на рубеже 15-16 веков, а затем и захватила всю Европу. И что интересно, многие думают, что каблуки придуманы модницами. А вот и нет! Появлением этой детали в обуви мы обязаны мужчинам. Каблук прибивался к сапогу по той причине, чтобы во время верховой езды на лошади нога не выскальзывала со стремени.

И весьма удивительно то, что очень длительное время в обуви на каблуках щеголяли исключительно мужчины. Дамы же носили в то время изящные, лёгкие туфельки из бархата, шёлка и парчи. И лишь в 17 веке на них стали женщины, но уже исключительно с эстетических соображений. Примечательным было то, что изначально такие туфли были мужскими и использовались женщинами во время верховой езды.

Ах, мода, мода!

Форма обуви и ее декор испокон веков были подчинены капризам моды. Так, очень популярной в позднее Средневековье и эпоху Возрождения была обувь на высоченной платформе. Вначале, так называемые чопины, носили актеры в Греции, дабы казаться на сцене более величественными. Эту моду подхватили римские аристократки и куртизанки, которым приходилось взбираться на цоколи-шопены, достигавшие в высоту иногда до полу метра. В Италии создавались даже специальные школы, обучающие хождению в такой обуви.

А в Англии, при дворе короля Джеймса I, аристократы и члены монаршей семьи, потакая моде, просто вынуждены были носить обувь, сделанную из тончайшей кожи на очень высокой платформе. Такие башмаки были не удобны в носке и при том не безопасны. Дамы без посторонней помощи в такой обуви передвигались с трудом.

Читать еще:  Поздравления с рождением внука бабушке в прозе. Поздравление с днем рождения внука в прозе

А вот на пару веков ранее в моде были узкие туфли с длинными носами, загнутыми кверху, которые украшались иногда бубенцами и колокольчиками. Их называли — пуленами и носили их господа из высшего общества. Длина носов такой обуви могла доходить до пятнадцати сантиметров.

Король Франции Филипп IV даже издал специальный указ, согласно которому вся знать должна была носить только такую обувь. А длина носа туфель должна была возрастать согласно рангу. Для удобства при ходьбе загнутые кончики очень длинных носов привязывали к ноге бечёвкой, так как носящие такую обувь господа постоянно спотыкались. К стати, такая форма носов сохранялась даже в доспехах рыцарей.

Начиная с 15 века мужская обувь стала немного удобнее: пулены сменились на модели с носами, похожими на «коровьи морды». А башмаки стали так мелки, что едва держались на ногах и поэтому крепились завязками к щиколотке. Женская же обувь тех времен ничем не выделялась, так как приличия не позволяли дамам выставлять на показ даже носки своих башмачков.

Во второй половине 16 столетия туфли стали более изящными. Эпоха позднего Возрождения принесла с собой моду на обувь, изготовленную из кожи, бархата, шелковой и шерстяной ткани разной цветовой гаммы. Да и внешне туфли того времени уже больше напоминали ту обувь, которую мы носим сегодня. Дамы уже имели возможность слегка укоротить платья, и выставить напоказ носки своих туфель.

В 17 веке, в эпоху барокко в моду вошли высокие каблуки и банты. На балах даже мужчины обязаны были появляться в туфлях, украшенных огромными бантами из лент и пряжками. Однако в повседневной жизни они предпочитали ботфорты — высокие сапоги с квадратными носами, голенища которых отделывали тонкими кружевами.

А к 18 столетию, в эпоху рококо, все больше становятся популярными модели с декоративными украшениями: пряжками, шнуровками и бантами. В эту эпоху женская обувь становится весьма привлекательной и изящной.

С последующими веками мода на обувь бесконечно трансформировалась, постоянно заимствуя детали и различные элементы из прошлых эпох.

Обувь в истории живописи

Со времен средневековья моду на обувь отслеживать стало легче, так как культура, быт и все жизненно важные моменты истории начали находить свое отражение на полотнах и гравюрах художников.

И каких только форм обуви не было придумано, и каких размеров каблуков и носков не было сконструировано за всю ее историю. Однако обувная индустрия никогда не прекратит свое развитие, подтверждением чему является эксклюзивная коллекция обуви с каблуками провокационной формы, представленной в обзоре

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Присоединяйтесь к нам на Facebook, чтобы видеть материалы, которых нет на сайте:

Добавление комментариев запрещено правилами блога. Разрешено только: зарегистрированным пользователям, модераторам, участинкам блога

Если вы не авторизованы на сайте, можете сделать это прямо сейчас:

История обуви (37 фото)

История обуви насчитывает не одно тысячелетие. Наиболее достоверные сведения о том, какую обувь носили наши предки относятся ко времени существования Древнего Египта и Древней Греции. В то время были популярны всевозможные сандалии, которые изготовлялись таким образом, что по обуви можно было различать представителей разных сословий. Кроме того, мужская и женская обувь различалась по цвету, а вышивка и жемчужные украшения указывали на то, что такая обувь предназначена для особых случаев.

Средневековая Европа на замену сандалиям предложила туфли с длинными, загнутыми вверх носами. С тех времён моду на обувь проследить стало легче – по картинам, гравюрам и иллюстрациям. Кроме того, обувь того времени достаточно широко представлена в музеях.

В эпоху Средневековья особенно интересны пулены – туфли с длинными, загнутыми вверх носами, которые часто украшались колокольчиками или бубенцами.

Французский король Филипп IV даже издал специальный закон, согласно которому вся знать должна была носить только такую обувь. В XIV веке длина туфель демонстрировала знатность их владельца: нос туфель возрастал по длине в зависимости от ранга. Чтобы ходить было удобно и не спотыкаться, очень длинные носы привязывали загнутый кончик туфли к ноге бечёвкой. Такая форма носов туфель сохранялась даже в доспехах.

Читать еще:  Все девушки дисней. Как зовут всех Принцесс Диснея (Disney Princess), список, картинки клипы

Пулены в живописи и элемент доспеха, выставленный в музее

Фрагмент картины и экспонаты музеев (примерно XIV-XV век)

Изображение на деревянном холсте: Святой Геогрий, убивающий дракона.
В эпоху Возрождения обувь изготавливали из кожи, бархата, шёлковой и шерстяной ткани разных цветов. Носили сапожки и туфли из мягкой кожи или замши. Внешне туфли тех времён всё больше приближались к тем моделям, которые мы носим сегодня. Обувь украшалась узорной перфорацией, в изготовлении использовались материалы разных цветов.

Женские туфли, сделанные в Италии (1605 г)
В XV веке туфли стали удобнее за счёт того, что изменились, став короче и шире (такие модели называют «коровьи морды»). С увеличением и расширением передней части пары сужалась и уменьшалась задняя, и уже в 20-х годах XVI века башмаки стали так мелки, что едва держались на ногах и поэтому крепились завязками на подъёме.

Элемент доспехов; кожаные туфли, выполненные в Англии (XVI век).

Вместе с модой на многочисленные разрезы в костюме, вошли в моду «медвежьи лапы»- туфли из цветной кожи или бархата, без каблуков с широкими носами, модными в середине XVI столетия. Их украшали разрезами, через которые была видна подкладка другого цвета.

Портрет Филиппа II; фрагмент живописного изображения.
В XVII веке, в эпоху барокко в моду вошли каблуки и банты на туфлях. На балах даже мужчины обязаны были появляться в туфлях, украшенных огромными бантами из лент (таких бантов могло быть даже по два: один, побольше, — на подъёме, другой, поменьше — около носка). Но во всех прочих случаях жизни они предпочитали ботфорты — высокие сапоги с квадратными носами, голенища которых заканчивались широкими раструбами. Их обычно опускали до уровня колен и носили вместе с канонами — своеобразными гамашами и вверху отделывали тонкими кружевами.

Ботфорты из музея; картина питера де Хоха «Пустой стакан».

Своего предела высота подошвы и каблуков достигла в XVII веке, в годы правления Людовика XIV (считается, что король, будучи небольшого роста, ввёл моду на высокие каблуки намеренно, чтобы казаться выше). Высокие каблуки красного цвета (иногда даже расписанные изящными миниатюрами) надолго вошли в обиход придворных кавалеров.

Портреты Людовика XIV, 1670 и 1701 годы.

Мужские портреты начала XVII века.
Дамы носили в то время изящные, лёгкие туфельки из бархата, шёлка и парчи. Примечательно, что одной из популярных моделей стали туфли slap-sole shoes, идея которых была позаимствована из мужского гардероба. Изначально такие туфли были мужскими и использовались они во время верховой езды. Принцип их работы был следующий: каблук удерживал ногу в стремени, но при спешивании он проваливался в землю, что доставляло неудобства. Поэтому, для защиты каблука и удобства на обувь надевалась отдельная подошва. Её особенностью было то, что при ходьбе она стучала о каблук.

Женские портреты начала XVII века

Предположительно итальянские туфли, примерно 1670 год; французские туфли из шёлка и кожи, 1690–1700 гг

Туфли, сделанные в 1651 году; предположительно итальянские туфли, 1690–1720 гг

Итальянские туфли с паттернами- подставками для защиты от луж и грязи, 1660-е гг; туфли slap-sole shoes.
В XVIII веке, эпоху рококо, ещё больше возрастает значение украшений и декора в обуви: пряжек, шнуровок и бантов. Для дамской обуви тех лет характерен каблук в форме рюмочки и туфли без задников.

Мужские портреты первой и второй половины XVIII века

Иллюстрация конца XVIII века; женский портрет, 1763 год

Франсуа Буше «Туалет», 1742

Европейские туфли, 1750–1760 гг; предположительно английские туфли, начало 1730-х гг

Французские туфли, начало XVIII века; европейские туфли, 1780–85 гг

Женские туфли с защитными паттернами

Туфли первой половины XVIII века
Во время и после Революции во Франции в моде тоже произошла настоящая революция под знаком «возвращение к античному костюму». Это был своеобразный протест против аристократии. Исчез каблук, популярность приобрели разноцветные туфельки на завязках, напоминающие современные «балетки» и ботиночки в том же стиле. Часто туфельки украшали вышивкой шерстью, шёлком и бисером.

Читать еще:  Подарок на 2 месяца девочке. Правила выбора игрушек для детей. Что подарить мальчику и девочке

Томас Лоуренс «Портрет Георга IV», 1816; Портрет Луизы Орлеанской, 1830

Портрет Фелисите-Луизы Дюрфор, 1808; портрет Варвары Голицыной, 1792

Туфли, 1820 год; ботинки, 1851 год

Свадебные ботинки, 1865 год; женские ботинки, 1845-1865 гг

Европейские туфли, 1800 год; свадебные туфли королевы Виктории

«Предки» современных слиперов, сделанные в Англии, приблизительно 1800-1850 гг

Женские ботинки, 1850 г; вечерние туфли императрицы Евгении

Таким туфелькам из шёлка и атласа в непогоду на улице требовалась защита.
С возвращением в моду кринолинов, а позже – турнюров, юбки практически полностью закрывают обувь. С середины XIX века начинает появляться обувь на каблучке, место шёлковых туфель занимают удобные и практичные кожаные ботинки. Форма обуви становится более жесткой, появляется шнуровка и застежки. Самая модная модель того времени — полуботинки и высокие ботинки на каблучке-«рюмочке» средней высоты с пуговицами и шнуровкой.

Вечерние туфли, 1875–85 гг; свадебные туфли, сделаны в 1886 году

Вечерние туфли, 1875–85 гг; женские туфли 1855-1865 гг

Туфли, сделанные в 1900 году; ботинки, 1865-1875 гг

Сапоги на пуговицах, 1870-79; сапоги, 1895-1915 гг

Джеймс Тиссо «Октябрь», 1877 г; «Завтрак», 1868

Краткая история обуви – с древних времен до наших дней

История обуви насчитывает не один десяток тысячелетий. Каждому периоду истории соответствовали определенные признаки, отличающие обувь, например, древнего мира от средневековой обуви. И как любой предмет, обувь изменялась и совершенствовалась в процессе эволюции.

Обувь древнего мира и периода античности

Назначением обуви в древние времена, как и сейчас, была защита ног от холода и механических повреждений. Первой обувью были шкуры животных, обмотанные вокруг ног и закрепленные растениями. А в жаркий странах, например, в Древнем Египте, обувь предназначалась для того, чтобы избежать ожогов ступней от раскаленного песка. Для этого и были придуманы первые сандалии, изготовленные из папируса и пальмовых листьев. Уже в Древнем Египте появляются отличия в обуви, состоятельные граждане – жрецы и фараоны — украшали свои сандалии драгоценностями и рисунками. Тогда же появились и первые туфли с закрытым носом и открытой пяткой.

В Древней Греции очень распространены были «крепиды» — сандалии с высокой шнуровкой и «эндромиды» — сапоги открытыми носками.

Древние римляне ходили в сандалиях с ремешками, а у легионеров были распространены деревянные сандалии с подошвой, прибитой гвоздями.

Наши предки скифы носили высокие мягкие сапоги с расшитыми голенищами.

Что носили в Средние века

Средневековье в Европе ознаменовалось ношением туфель с длинными носками. Постепенно носки становились короче, а задники уже, и их приходилось подвязывать у щиколотки.

Но туфли носили богатые и знатные люди, а крестьяне, в основном, ходили в деревянных сабо, которые по праздникам меняли на сапоги.

В средневековой Руси крестьяне повсеместно носили лапти, а состоятельные люди – сапоги из кожи и сафьяна.

С развитием ремесел на Западе появляется первая гильдия сапожников – мастеров по пошиву и ремонту обуви.

Обувь наших дней

История обуви получила особое развитие, начиная с ХIII века. В моду входит бальная обувь – женские туфельки на небольшом каблучке и мужские ботинки со шнуровкой. Так как платья стали короче, модницы с большим удовольствием демонстрировали свои изящные туфли, украшенные цветами, лентами и драгоценностями.

В это же время происходит постепенный переход от одиночных мануфактур с большим фабрикам по пошиву обуви. Ткань и бархат сменяет кожа, и обувное производство получает мощный толчок, переходя к массовому изготовлению повседневной обуви.

Двадцатый век ознаменовался сменой в женской моде – короткие юбки потребовали изящной практичной обуви. Начала развиваться модная обувная индустрия.

Современная обувь, несмотря на новейшие материалы и технологии, во многом повторяет многовековые традиции. В конце концов, разновидности обуви остались прежние – сандалии, сапоги, сабо, туфли и ботинки. Из нововведений можно отметить только спортивную обувь, которая появилась также в ХХ веке.

Сегодня обувь – это не только предмет одежды, но и показатель стиля, вкуса и статуса. Поэтому производство качественной обуви всегда будет одним из важных направлений легкой промышленности.

Источники:

http://kulturologia.ru/blogs/190418/38628/
http://fishki.net/47806-istorija-obuvi-37-foto.html
http://lion-shoes.ru/blog/kratkaya-istoriya-obuvi-s-drevnikh-vremen-do-nashikh-dney/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector