0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили. Заповеди гуманной педагогики от шалвы амонашвили

Гуманно-личностная педагогика Ш. А. Амонашвили

Академик РАО, известный педагог-ученый и практик Ш.А. Амонашвили разработал и воплотил в своей экспериментальной школе педагогику сотрудничества, личностный подход, оригинальные методики обучения языку и математике.

Своеобразным итогом, идеологией его педагогической деятельности является технология «Школа жизни», изложенная в его «Трактате о начальной ступени образования, построенного на принципах гуманно-личностной педагогики».

Считая формирование познавательной активности и творческой самостоятельности школьников одной из острейших проблем современной школы, Ш.А. Амонашвили исходит из положения, что активная самостоятельная деятельность уч-ся возможна только при организации процесса обучения, направленного на развитие личности.

Концепция гуманной педагогики Амонашвили

Сутью экспериментального обучения Ш.А. Амонашвили является последовательная реализация гуманистического принципа, в основе к-рого — обучение во имя развития личности школьника; укрепление гуманных, нравственных отношений (к людям, природе, труду, окружающей жизни); бережное внимание к внутреннему миру ребенка, его интересам и потребностям, обогащение его душевного и духовного потенциала. Учение — значительная часть жизни ребенка. Поэтому одна из важнейших педагогических задач, по мнению ученого, состоит в том, чтобы эта жизнь была полнокровной, яркой, эмоционально богатой, а само обучение переживалось бы ребенком как процесс познания, приносящий радость.

Целевыми ориентациями технологии Ш.А. Амонашвили являются: становление, развитие и воспитание в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств; развитие и становление познавательных способностей ребенка; обеспечение условий для расширенного и углубленного объема знаний и умений; идеал воспитания — самовоспитание. Для реализации этих целей, по мнению автора, учитель младших классов должен обладать рядом качеств, к-рые он хочет взрастить в своих воспитанниках.

Новый человек может быть воспитан только новым человеком. Учитель сам должен быть личностью, ибо личность может быть воспитана только личностью: он сам должен быть высокогуманным, ибо гуманность можно привить ребенку только добротой души. Он обязательно должен быть широко образованным и творческим человеком, т.к. страсть к познанию может зажечь только тот, кто сам горит ею. Учитель должен быть патриотом и интернационалистом, ибо любовь к Родине может пробудить только любящий свое Отечество. Учитель не должен допустить, чтобы в его общении с ребятами звучали фальшивые, неискренние ноты, грубость, нетерпимость, злость. Педагог, часто повышающий голос и теряющий самообладание, не может научить школьников быть вежливыми и добрыми.

В младшем школьном возрасте самый высокий авторитет для детей — учитель. Любимый учитель, по выражению Ш.А. Амонашвили, — хрустально-прозрачное, чистое стекло, через которое ученик смотрит на жизнь.

Что же дети должны открыть в своем учителе, чтобы полюбить его, поверить ему и последовать за ним?

Во-первых, умение понимать их, всех и каждого. Школьники должны почувствовать, как интересно и радостно общаться с учителем, к-рый всегда придет на помощь, порадуется их успехам, подбодрит в случае неудачи. Понимать детей — это значит, говорила Н.К. Крупская, «влезть в их шкуру», радоваться и переживать вместе с ними, жить их жизнью.

Во-вторых, исключительное великодушие, доброту, отзывчивость, сердечность. Это все не означает вседозволенности: «Делай, что хочешь и как хочешь, все тебе простится!» Нет, скорее, наоборот. Учитель должен быть требовательным, чтобы ребенок в его присутствии стремился сдерживать свою импульсивность, недобрые порывы, эгоистические желания. Однако при этом необходимо, чтобы он на своем опыте почувствовал, как учитель умеет сопереживать, уступать, прощать, помогать.

Доброта и отзывчивость предполагают терпение, выдержку, отношение к неудачам учеников как к естественному явлению в сложном труде учения. Младшие школьники, особенно шестилетки, часто могут ошибаться, затрудняться в понимании задачи, отвлекаться и т.д. На каждом шагу учителю предоставляется повод, чтобы сделать замечание, высказать недовольство, потерять самообладание, обратиться к родителям за помощью.

Однако суть педагогического терпения заключается в том, чтобы доброжелательно и тактично помочь ученику преодолеть затруднения, гуманно разрешить конфликтную ситуацию, поддержать чувство собственного достоинства. Педагогическое терпение — это не примиренчество по отношению к нарушениям порядка, отставанию, незнанию, но оптимистический подход к силам, возможностям ученика, опора на его индивидуальные психологические особенности.

В-третьих, способность радоваться тому, что каждый из детей растет, взрослеет, совершенствуется. Только в этом случае ребенок сможет увидеть свое продвижение, поверить в себя и свои силы. Его уважают, ему верят, к нему прислушиваются, он нужен в коллективе, он интересен учителю, они доверяют друг другу — вся эта гамма благотворных переживаний не должна покидать младшего школьника.

Вся учебно-воспитательная работа с детьми, ее методы, приемы,формы, «пройдя через душу педагога, согретую любовью к детям и наполненную чувством гуманности, становятся утонченными, гибкими, целенаправленными и потому — эффективными», — утверждает Ш.А. Амонашвили. Из этих высказываний определенно видно, что педагогическая и дидактическая система Ш.А. Амонашвили проникнута гуманным отношением к детям, основана на чувстве уважения к ним, взаимной любви учителя и уч-ся.

Читать еще:  Как дети начинают ползать на четвереньках поэтапно. Когда дети начинают ползать

С этих же позиций он относится к проблеме школьной оценки и отметки, разводя их. Оценка еще не отметка. Оценка это как бы соответствующий комментарий сиюминутного поведения школьника, его учебной работы в данный момент. Оценка выражается в словесной форме, напр.: «Молодец», «Ты хорошо справился с заданием», «Вчера у тебя было сделано лучше, чем сегодня», «Не спеши, еще раз проверь выполненное упражнение, не допустил ли ошибок» и т.п.

Иногда это может быть улыбка, добрый взгляд учителя, выражение удивления и т.п. «оценка». Отметка же — это обобщенная оценка. Она выражена в баллах и выставляется в тетрадях и дневниках школьников, в классном журнале. Затем отметка в журнале как бы отделяется от ее носителя (конкретного ученика) и становится предметом учета, статистики, выяснения процента успеваемости и т.п. Но главная особенность отметки даже не в этом, а в в том, что она приобретает признак нравственной оценки носителя отметки, т.е. того, кто эту отметку получил. Отличник по учебе, значит, это хороший человек, мыслят дети. А если кто-то плохо учится, он и человек плохой и с ним дружить не надо. Это серьезный недостаток школьных отметок, по крайней мере в начальных классах. Поэтому в системе Ш.А. Амонашвили используются оценки ограниченно, ибо отметки — это «костыли хромой педагогики»; вместо количественной оценки — качественное оценивание: характеристика, пакет результатов, обучение самоанализу, самооценка.

По Ш.А. Амонашвили, урок — ведущая форма жизни детей (а не только процесса обучения), вбирающая всю, и спонтанную, й организованную, жизнь детей. Урок — солнце, урок — радость, урок — дружба, урок — творчество, урок — труд, урок — игра, урок — встреча, урок — жизнь.

Гуманистическое отношение к ребенку выражается в любом методе, приеме и форме учебно-воспитательной работы.

Ш.А. Амонашвили выступает сторонником формирования у детей доброты, чувства товарищества, дружбы и взаимопомощи как в учебных делах, так и в повседневной жизни.

Свои взгляды он отразил в монографиях и многочисленных статьях: Обучение. Оценка. Отметка. М., 1930; Созидание человека. М., 1982; Здравствуйте, дети! М., 1983; Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. М., 1984; В школу — с шести лет. М.,1986; Размышление о гуманной педагогике. М., 1996, и др.

Заповеди гуманной педагогики от Шалвы Амонашвили

Педагог с мировым именем Шалва Амонашвили и корифей учительского цеха уверен, что все родители – прирожденные педагоги, нужно лишь видеть мир глазами детей. Предлагаем вашему вниманию некоторые постулаты гуманной педагогики от Шалвы Амонашвили, которые помогут родителям увидеть себя со стороны и лучше узнать своих детей.

В воспитании детей нужно придерживаться мысли: «Спасибо, Господи, за то, что доверил мне воспитание твоего чада. Я замечательный родитель, у меня чудный ребенок, которого подарил Бог. Это не моя собственность – мне доверена вселенская сущность. И он пришел в этот мир, чтобы свершить то, что ему предписано, а не для того, чтобы как-то скрасить мою старость».

Все без исключения родители желают своим детям только счастья. При этом в понятие «счастье» они вкладывают материальное благополучие, карьерный рост, счастливый брак и т.д. Но такие представления о счастье очень ограничены, они закрывают ребенку жизненный путь. Главная цель – это воспитать благородного и великодушного человека. Разве благородный и великодушный человек пропадет, если родители не оставят ему большого наследства? Конечно нет, так как он имеет духовные ценности. Ведь на самом деле жизнь на Земле – это лишь подготовка к вечной жизни.

Воспитать благородного и великодушного ребенка можно лишь на собственном примере – подобное воспитывается подобным. Как самим стать такими? Подарить улыбку, какую-то нужную вещь, радостную новость, сделать хороший поступок – это и есть проявление великодушия. Само развитие в себе этих качеств уже будет благородством и великодушием.

Сейчас растет новое, особое поколение, так называемые дети-индиго. И они пришли в это мир, чтобы помочь нам измениться к лучшему. Этого требует сама жизнь. Если кто-то из вас, уважаемые родители, курит, сквернословит, злословит – немедленно перестаньте это делать ради детей! Освободите свои мысли от раздражительности, зависти и претензий к окружающим. На Востоке говорят: «Воля – это Бог в человеке», поэтому призовите на помощь всю свою волю, чтобы избавиться от всех ненужных и вредных наслоений в уме. Не заселяйте свой ум грязными мыслями и желаниями. Ведь они рождаются, проживают целую жизнь и умирают, оставляя после себя слой энергетической грязи, которая оседает в уме навсегда.

Ответственность родителей – ограждать детей от информационной грязи. То, что сейчас показывают по ТВ, – это настоящая информационная помойка, в которой много агрессии, злости, насилия, которые просто убивают детскую психику. Вместо этого читайте детям книги, которые учат добру, ходите с ними в театры, галереи. Выбрать характер ребенка нельзя, но воспитывать нужно. Любой ребенок – это носитель огромного богатства, которое мы запираем в сейфы так, что потом дети никогда сами не смогут открыть.

Читать еще:  Как забеременеть с помощью Луны? Лунное зачатие. Как зачать ребенка, используя Луну

Любой ребенок рождается с врожденным чувством красоты. И родители должны поддерживать и развивать это чувство. Что это значит? Окружить красотой речи, благоприятной обстановкой в доме, теплой семейной атмосферой. Речь – это великий дар Бога, поэтому не тратьте время на пустую болтовню. Передавайте словами мудрость, учите любить, прощать, сопереживать, развиваться духовно, и тогда с помощью слов ребенок будет расти.

С детьми нужно разговаривать как со взрослыми, они не любят, когда с ними «сюсюкают». Если в вашей речи нет уважения к ребенку, то лучше вообще не говорите. Конечно сложно это воплотить сразу на практике. Все начинается с мысли, поэтому постарайтесь сами мысленно настраиваться на искренний, уважительный разговор, принимая ребенка таким, какой он есть, и со временем у вас все получится, дорогие родители.

Три заповеди гуманной педагогики от Шалвы Амонашвили:

Верьте в безграничность ребенка, каким бы он ни был.

Верьте в свою родительскую божью искру, мудрость. В каждом из нас заложена родительская любовь, нужно лишь прислушаться к себе.

Верьте в преобразующую силу гуманной педагогики. Она позволяет ребенку заглянуть внутрь себя и увидеть богатство души.

Два примера гуманной педагогики из личного опыта Шалвы Амонашвили:

1. Письма из комнаты в комнату

Моя дочка была очень своенравной, не хотела принимать ничьих наставлений. Однажды мы заказали ей для какого-то праздника платье, нужно было что-то ушить после примерки, и дочка решила, несмотря на позднее время, срочно пойти к портнихе. Мать уговаривала отложить визит на следующий день, но дочь не слушала. Я не стал вмешиваться, потому что в состоянии аффекта ребенок ничего не слышит и будет настаивать на своем. Поэтому я начал в соседней комнате писать ей письмо, объяснив, что сейчас у нее такой возраст, когда настроение меняется, как погода весной.

И что в то же время нужно понять и мать, которая будет беспокоиться за нее. Все это было написано не с позиции «сверху-вниз», а на равных, по-дружески. Я подложил это письмо дочери в комнату, и когда она его нашла под подушкой и прочитала, то первый вопрос был такой: «Папа, а почему ты это написал, а не сказал?» Я ответил: «Потому что ты бы меня все равно не услышала. Ты не против, если я и впредь буду иногда писать тебе письма?» С тех пор письма из комнаты в комнату стали для нас традицией. И когда однажды после очередной ситуации дочь вдруг не получила письма (я сделал это нарочно), она сама подошла и спросила: «А где же письмо?» Потом дочь повзрослела, и надобность в письмах отпала сама собой. Пишите письма из комнаты в комнату, от сердца к сердцу!

2. Настоящий мужской разговор

Сын учился в пятом классе, когда сильно обидел маму, и она расплакалась. Я не стал вмешиваться. Прошла неделя. Сын учил уроки, когда я подошел к нему и сказал: «Пойдем, прогуляемся. Мне нужно с тобой серьезно поговорить. Это очень важно». Мы молча пошли в сторону парка. Но это было не пустое молчание. Иногда нужно просто помолчать, чтобы выразить кипение чувств. Воспитание всегда происходит во внутреннем мире, а не во внешнем. Сын понял, что предстоит что-то важное.

– Сынок, мне нужна твоя помощь, – начал я разговор. – Было время, когда я влюбился. И я обещал этой девушке, что если она выйдет за меня замуж, то я сделаю все, чтобы никто никогда ее не обидел. Это твоя мама… И теперь мне нужен твой совет, как мне поступить с сыном, который обидел мою любимую женщину?

Сын подумал и ответил: «Накажи меня».

– Раньше я был один мужчина в семье, теперь пусть нас будет двое. Двое мужчин, которые будут защищать наших любимых женщин. Давай договоримся, что никто не узнает о нашем разговоре, это будет наш с тобой мужской союз.

Мы крепко пожали друг другу руки, закрепив тем самым наш важный договор. Такие мужские разговоры, которые показывают полное уважение и доверие к ребенку, дают огромный импульс и фундамент для воспитания. Такие разговоры, не на каждый день, тем и ценны – эффект от них намного сильнее и глубже.

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Читать еще:  Поздравление с дембелем от племянника девушки. Поздравления солдату с дембелем

Гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили

Наталья Гусева
Гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили

Гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили

Шалва Александрович Амонашвили, академик РАО, известный советский и грузинский педагог, ученый и практик, разработал и воплотил в своей экспериментальной школе педагогику сотрудничества, личностный подход, оригинальные методики обучения языку и математике. Своеобразным итогом, идеологией его педагогической деятельности является технология «Школа жизни», изложенная в его «Трактате о начальной ступени образования, построенного на принципах гуманно-личностной педагогики».

Технология Ш. А. Амонашвили по организационным формам традиционная классно-урочная с элементами дифференциации и индивидуализации. По подходу к ребенку — гуманно-личностная, педагогика сотрудничества. «Гуманная педагогика может быть реализована лишь в том случае, если через соответствующие ей принципы будут переосмыслены все основные процессы педагогического процесса: и урок, и методы, и программы, и учебники, и личность учителя, и классная комната, и коллективное творчество учителей. А самое главное во всем этом — взаимоотношения учителя с ребенком, детьми, характер его общения с ним и с ними. Идея сотрудничества — это дух школы, и нужно, чтобы все в этой школе, в крайнем же случае в этом классе, гармонировало с ее духом. Тогда педагогическая жизнь, жизнь детей и учителей заиграет по-другому»1.

Педагогика сотрудничества не есть некий абсолют для педагогической науки и практики. Она есть одно из возможных направлений, которые могут быть применены с целью гуманизации и демократизации педагогического процесса, укрепления в нем духа взаимопонимания и доброты.

Идея педагогики сотрудничества — «сделать ребенка нашим (взрослых — учителей, воспитателей, родителей) добровольным и заинтересованным соратником, сотрудником, единомышленником в своем же воспитании, образовании, обучении, становлении, сделать его равноправным участником педагогического процесса, заботливым и ответственным за этот процесс, за его результаты».

Цели технологии:

• способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребенке

благородного человека путем раскрытия его личностных качеств;

• облагораживание души и сердца ребенка;

• развитие и становление познавательных сил ребенка;

• обеспечение условий для расширенного и углубленного объема знаний и умений;

• идеал воспитания — самовоспитание.

Все положения личностного подхода педагогики сотрудничества применимы в этой технологии.

Знания и умения формируются с помощью специального содержания методик и методических приемов, среди которых:

гуманизм: искусство любви к детям, детское счастье, свобода выбора, радость познания;

• индивидуальный подход: изучение личности, развитие способностей, углубление в себя, педагогика успеха;

• мастерство общения: закон взаимности, гласность, его величество — вопрос, атмосфера романтики;

• резервы семейной педагогики: родительские субботы, геронтогогика, культ родителей.

Целостная психика ребенка включает три страсти: страсть к развитию, к взрослению и к свободе.

Ш. А. Амонашвили разработал систему принципов гуманного педагогического процесса, направленного на развитие и воспитание личности в ребенке. По его мнению, эти «принципы никак не позволят учителю, сделавшему их своим педагогическим кредо, стать авторитарным и императивным для своих учеников; они направляют его к тому, чтобы постоянно заботиться о создании вокруг них гуманной, очеловеченной среды и помогать им в присвоении очеловеченной культуры».

Вот эти принципы.

1. Чтобы ребенок познавал и усваивал истинно человеческое. «»Истинно человеческое» — иначе, правдивое, справедливое, научное, нравственное, доброе, полезное».

2. Чтобы ребенок познавал себя как человека.

«»Как человека» — т. е. как созданного для людей (прошлых, настоящих, будущих, для себя, для Природы, для добрых человеческих дел, для заботы, для созидания, творчества и труда, для обогащения, украшения, очеловечивания жизни».

3. Чтобы ребенок проявлял свою истинную индивидуальность.

«»Истинная индивидуальность» — значит единственность и неповторимость, и потому с особой миссией от Природы».

4. Чтобы ребенок находил общественный простор для развития своей истинной природы.

«Общественный простор» — т. е. очеловеченные условия и человеческое, поощряющее содействие для своевременного и всестороннего развития задатков, способностей, талантов, в общем, всего дара от Природы».

5. Чтобы интересы ребенка совпадали с общечеловеческими интересами.

«Интересы ребенка — его потребности, тенденции, хотения, увлечения, желания, опыт, знания; «общечеловеческие интересы» — значит общечеловеческие ценности, культура, знания, опыт, науки, нравственность, эстетика, религия, мировоззрение, труд, здоровье.

Носителями общечеловеческих интересов являются для ребенка взрослые, окружающие его, особенно же — учителя».

6. Чтобы были предотвращены источники, способные провоцировать ребенка на асоциальные проявления.

«Такими источниками могут быть грубость во взаимоотношениях людей, среди которых живет ребенок; грубость в отношении ребенка, ущемление его личности и достоинства, противостояние его жизненным интересам, природным тенденциям; авторитаризм и принуждения, несправедливость в отношении к нему, материальная недостаточность.»

В технологии Ш. А. Амонашвили особую роль играет оценивание учебно-показательной деятельности ребенка. Он задается вопросом, что такое учебно-познавательная задача, и выделяет при этом две ее основные особенности.

Источники:

http://potencial-school.ru/gumanno-lichnostnaya-pedagogika-sh-a-amonashvili.html
http://econet.ru/articles/60089-zapovedi-gumannoy-pedagogiki-ot-shalvy-amonashvili
http://www.maam.ru/detskijsad/gumano-lichnostnaja-tehnologija-sh-a-amonashvili.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector