0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Избушка на курьих ножках из снега. Ёжкин дом. Размеры «избушки на курьих ножках»

В гостях у Избушки на курьих ножках

За строем буков есть опушка.
В подножьи гор течёт ручей,
а меж большущими стволами,
опять — без окон, без дверей, *
не разговаривая с нами,
возникла Ёжкина Избушка.
Похоже, нас она не слышит,
трубу задравши выше крыши!

(Вау-вау! Но каждая труба
повыше крыши быть должна!)))

С Избушкой что-то всё ж не то!
Она стоит, как конь в пальто,
у нас не спрашивая: «Кто
опять пришёл совать свой нос
не в свой загадочный вопрос?!
Кому опять какое дело,
чем повернуться захотела
я к лесу или, гости, к вам!?
Вам сей вопрос — не по зубам!
Я, как сегодня захочу,
так задней стенкой поверчу!»

И в прошлый раз Изба бухтела —
впускать нас вовсе не хотела!
Ей почему-то было надо
к нам поворачиваться задом!
Но Бабка Ёжка люк открыла
и нас, гостей, в свой дом впустила!

Да нет, сажать не стала в печку!
Чаёк мы пили на крылечке,
на луг цветущий любовались
и так друг дружке улыбались.

Да, прежде были времена!
А нынче — глядь! — везде стена:
ни умным лбом не прошибёшь,
ни в избу гостем не войдёшь!

Понятно — нету в доме окон:
не разобьют мячом в нём стёкол.
Без двери — я понять могу:
ведь можно влезть через трубу!

Но что за чушь — у Бабки Ёжки
в Избушке нету курьих ножек!
Быть может, в лес они сбежали,
как много лет о том мечтали —
чтоб по тропинке снеговой
идти-брести самим собой?!

Напрасно звали мы старушку —
бабусю Ёжку из избушки!
Она на горку улетела —
там нынче шум да суета:
полно ребят — отважных, смелых —
с горы летают так умело,
что снег столбом! Вот красота!

На лыжах можно прокатиться,
иль на катке повеселиться,
на санках с горочки спуститься,
и даже покататься славно,
на «бублик» сев. Ой, так забавно!
А на доске летать — вот дело!
С ней рядом ступа устарела!

(Но в оба надобно смотреть,
чтоб в тёмный лес не улететь
да не разбить свой умный лоб,
наткнувшись на фонарный столб!)

Но вдруг раздался шум в сугробе!
Глядим, а это — курьи ноги!
Но вдруг — не две, а целых три!
(Сам на картинке посмотри!)

Спросить бы надо Бабку Ёжку,
зачем Избушке третья ножка?!

Но тут явился Кролик белый,
к нам подошёл он очень смело —
ему знакомы я и ты,
и он не спрятался в кусты,
а лапкой ус свой подкрутил
и всё толково объяснил:

Избушка Ёжку подвела —
свой техосмотр не прошла! .
Одна нога вдруг поломалась —
согнулась и не разгибалась!

Пришлось искать в лесу другую,
и не косую, а прямую —
чтоб шла сквозь лес без дураков,
и был бы ствол без червяков!

Сороки вмиг рекламу дали,
и ножки тут же прибежали,
да сразу много — двадцать пять!
Так трудно было выбирать!

То ножка левой быть не хочет —
ей нужно только правой быть,
то вдруг — длинней, а то — короче,
то не унять лихую прыть,
а то нога скандальна очень:
стоять пора — она топочет,
а надо в лес идти — стоит,
нахально сделав важный вид!

Но наконец всё утряслось —
по нашим правилам срослось.
И побежали курьи ножки
по чаще леса без дорожки:
«по кочкам, по кочкам,
по горке за лесочком,
по маленьким кусточкам — в ямку бух!» **

Мы проверяли ножкин дух:
чтоб нас она не подводила,
когда вдруг в ямку угодила!

Но видишь — наши ножки снова
домой вернулись по-здорову,
и сразу видно — по добру!
К Избе привинтим их к утру!

Ещё Избу покрасить надо —
пусть будет всем глазам отрада;
окошки в стенах прорубить,
чтоб нам могла Луна светить,
а днём заглядывало Солнце
в дождём промытое оконце!
Весна идёт, и настроенье
у всех в лесу — на обновленье!

И я свой домик обновил —
цветочек аленький купил!
Что? В праздник съем?? Ну, скажешь ты!
Цветочек мой — для красоты!
Я ж — не козёл, который смог
съесть чей-то аленький цветок!!

Через недельку приходите
и на Избушку поглядите!
А нынче тут у нас — ремонт!
Полезных дел невпроворот!

**
Потом к нам Белка приходила —
орех из дому приносила,
хвостом туда-сюда крутила,
но ничего не говорила —
была задумчивой такой.
Но мы, конечно, догадались,
и вместе с Кроликом смеялись:
видать, она проголодалась —
держала жёлудь за щекой!

Читать еще:  Чехол для очков своими руками из картона. Футляр для очков из кожи своими руками. Чехол из хлопка

А мы отправились домой —
скорей, скорей всё записать,
чтоб всем ребятам рассказать
как мы ходили в зимний лес,
где много сказок и чудес!

* «Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;»

Александр Пушкин, поэма «Руслан и Людмила», Посвящение, 1817-1820 годы
http://www.stihi-xix-xx-vekov.ru/Pushkin-poems12.html

. — Избушка на курьих ножках не прошла
ТЕХОСМОТР — обязательную проверку каждой машины:
можно ли ей ездить по дорогам и возить пассажиров;

** «По кочкам, по кочкам, по горке за лесочком,
по маленьким кусточкам — в ямку бух!» —
присказка из очень весёлой игры с малышами, сидящими на коленях у мамы.

Лес, Избушка, Белка и Курьи Ножки — из личного фотоархива;
Сорока прилетела из дебрей Интернета.

Репортаж из леса вёл
большой любитель ходить по неведомым дорожкам среди невиданных зверей

Любителям истории. Происхождение избушки на курьих ножках

Всем привет , этот пост является продолжением #comment_79957107 поста . Извиняюсь за неточности и ошибки .

Известно, что давным-давно на территориях верхней Волги, Оби и Москва-реки жили племена финно-угров — предки летописных Мери и Веси. Их культура названа по городищу у с. Дьяково, расположенного вблизи Коломенского (усадьба в Москве), которое было исследовано в 1864 г. Д.Я. Самоквасовым и в 1889-90 гг. В.И. Сизовым.

Избушка на курьих ножках- языческий Домик мертвых

Долгое время оставался неизвестным погребальный обряд дьяковцев. Ученые изучили десятки памятников, но среди них не было ни одного могильника. Науке известны погребальные обряды, после которых от праха не остается практически ничего, либо захоронения не имеют внешних признаков. Шансы найти следы подобных погребений почти равны нулю или во многом зависят от воли случая.

В 1934 г. в Ярославском Поволжье при раскопках дьяковского городища Березняки было найдено необычное сооружение. Когда-то это был небольшой бревенчатый домик, в котором находились кремированные останки 5-6 человек, мужчин, женщин и детей. Долгое время этот памятник оставался единственным в своем роде. Прошло более тридцати лет, и в 1966 г. был найден еще один «домик мертвых», и не на Верхней Волге, а в Подмосковье, близ Звенигорода, при раскопках городища у Саввино-Сторожевского монастыря.

По мнению исследователей, когда-то это была прямоугольная бревенчатая постройка высотой около 2 м с двускатной крышей. С южной стороны был устроен вход, внутри у входа находился очаг. В «домике мертвых» были найдены остатки не менее 24 трупосожжений и, как и на городище Березняки, обломки сосудов, украшения и грузики «дьякова типа». В нескольких случаях прах был помещен в сосуды-урны. Некоторые из урн были сильно обожжены с одной стороны, возможно, что во время погребальной церемонии они находились около костра.

Обычай строить бревенчатые надмогильные сооружения не является уникальным. Он широко известен по многочисленным археологическим и этнографическим данным на севере Восточной Европы и Азии, причем в некоторых областях эта традиция существовала вплоть до XVIII в. и даже позднее. Погребальный обряд выглядел, скорее всего, следующим образом: тело умершего сжигали на костре где-то за пределами поселения. Такой обряд у археологов называется кремацией на стороне. После совершения обряда кремированные останки помещались в «домик мертвых», своеобразную родовую усыпальницу, обычно находившуюся в удаленном от жилья месте.

Как и в предыдущем случае, «домик мертвых» был обнаружен прямо на территории поселения, что достаточно странно для погребального сооружения. Впрочем, как считают исследователи, коллективная усыпальница могла быть устроена там тогда, когда городище уже не использовалось как поселение.

Но наиболее интересно то, что с этими «домиками мертвых» русские знакомы с самого детства.

«Домик мертвых» — это та самая избушка Бабы-Яги, на тех самых куриных ножках! Правда, они на самом деле КУРНЫЕ. Древний погребальный обряд включал в себя обкуривание ножек «избы» без окон и дверей, в которую помещали труп или то, что от него осталось.

Избушка на курьих ножках- языческий Домик мертвых

Избушка на курьих ножках в народной фантазии московитов была смоделирована по образу дославянского (финского) погоста — маленького «домика мертвых». Домик ставился на опоры-столбы. В «домик мертвых» московиты складывали испепеленный прах покойного (как и хозяйка избушки Баба-Яга всегда хочет засадить Ивана в печь и изжарить его там). Сам гроб, домовина или погост-кладбище из таких домиков представлялись как окно, лаз в мир мертвых, средство прохода в подземное царство. Вот почему сказочный герой московитов постоянно приходит к избушке на курьих ножках, чтобы попасть в иное измерение времени и в реальность уже не живых людей, а волшебников. Другого пути туда нет.

Читать еще:  Что делает ребенок в 6 мес. Физическое и психическое развитие шестимесячного ребенка

Куриные ноги — всего лишь «ошибка перевода». «Курьими (курными) ножками» московиты (славянизированные финно-угры) называли пеньки, на которые и ставилась изба, то есть домик Бабы-Яги изначально стоял всего лишь на закопчённых пеньках. Скорее всего, эти пеньки обкуривались, чтобы по ним не проникали в «домик мертвых» насекомые и грызуны.

В одной из двух сохранившихся повестей «О начале Москвы» рассказывается о том, что один из князей, спасаясь в лесу от сыновей боярина Кучки, укрылся в «срубе», где был погребен «некоторый мертвый человек».

Знаменательно и описание того, как старушка помещается в избушке: «Зубы на полке, а нос в потолок врос», «Лежит на печке Баба-Яга костяная нога, из угла в угол, зубы на полку положила», «Впереди голова, в углу нога, в другом другая». Все описания и поведение злобной старушки отличаются канонической заданностью. Это не может не наводить на мысль о том, что мифологический персонаж так или иначе навеян реальностью.

Не похоже ли это на впечатления человека, заглянувшего через щелку внутрь описанного выше небольшого «домика мертвых», где лежат останки погребенного? Но почему тогда Баба-Яга — женский образ? Это становится понятным, если предположить, что похоронные ритуалы исполняли дьяковские женщины-жрицы.

РУССКИЕ — НЕ СЛАВЯНЕ

Российские ученые с завидным упрямством отстаивают фантазии о якобы «славянском» происхождении русских, а потому называют «славянскими» и сказки о Бабе-Яге, и обряд «домика мертвых». Например, известный специалист в области мифологии А. Баркова пишет в энциклопедии «Славянская мифология и эпос» (ст. «Верования древних славян»):

«Её избушка «на курьих ножках» изображается стоящей то в чаще леса (центр иного мира), то на опушке, но тогда вход в неё — со стороны леса, то есть из мира смерти. Название «курьи ножки» скорее всего произошло от «курных», то есть окуренных дымом, столбов, на которых славяне ставили «избу смерти» — небольшой сруб с прахом покойника внутри (такой погребальный обряд существовал у древних славян ещё в VI-IX вв.). Баба-Яга внутри такой избушки представлялась как бы живым мертвецом — она неподвижно лежала и не видела пришедшего из мира живых человека (живые не видят мёртвых, мёртвые не видят живых).

Она узнавала о его прибытии по запаху — «русским духом пахнет» (запах живых неприятен мёртвым). Человек, встречающий на границе мира жизни и смерти избушку Бабы-Яги, как правило, направляется в иной мир, чтобы освободить пленную царевну. Для этого он должен приобщиться к миру мёртвых. Обычно он просит Ягу накормить его, и она даёт ему пищу мёртвых.

Есть и другой вариант — быть съеденным Ягой и таким образом оказаться в мире мёртвых. Пройдя испытания в избе Бабы-Яги, человек оказывается принадлежащим одновременно к обоим мирам, наделяется многими волшебными качествами, подчиняет себе разных обитателей мира мёртвых, одолевает населяющих его страшных чудовищ, отвоёвывает у них волшебную красавицу и становится царём».

Это выдумки, славяне к Бабе-Яге и ее «домику мертвых» не имеют никакого отношения.

И.П. Шаскольский писал в очерке «К изучению первобытных верований карел (погребальный культ) (Ежегодник музея истории религии и атеизма, 1957. М.-Л.):

«Для изучения первобытных верований наиболее интересны представления карел о погребальном сооружении как о «доме для мертвого». Такие представления имелись в древности у многих народов, но на карельском материале они могут быть прослежены особенно явственно.

Как уже сказано, в карельских могильниках в каждую могильную яму обычно помещался сруб из одного или нескольких венцов; сруб обычно был около 2 м длины и (если могила предназначалась для одного покойника) 0,6 м ширины. В некоторых случаях над срубом устраивалась дощатая крыша. При этом все сооружение вместе с крышей оставалось ниже поверхности земли. В открытых В.И. Равдоникасом могильниках XI-XIII вв. на реках Видлице и Тулоксе (у северо-восточного берега Ладожского озера), принадлежавших, по-видимому, карелам-ливвикам, также существовал обряд погребения в срубе, с той лишь разницей, что сруб с погребением не опускался в могильную яму, а помещался на поверхности земли, и над ним насыпался невысокий курган (В.И. Равдоникас. Памятники эпохи возникновения феодализма в Карелии и юго-восточном Приладожье Л., 1934, стр. 5.)

В наиболее развитой форме (встретившейся в нескольких могилах) это сооружение имело не только крышу, но и пол из досок, вместо пола на дне сруба иногда бывала разостлана звериная шкура или же настлан слой глины (подражание глинобитному полу). Это сооружение представляло собой прямое подобие обычного крестьянского дома; в таком «доме» должна была, очевидно, протекать загробная жизнь умершего.

Аналогичные представления прослеживаются в Карелии и по этнографическим данным.

В глухих районах северной Карелии в конце XIX в. можно было видеть на старых кладбищах небольшие бревенчатые «домики для мертвых», вынесенные на поверхность земли; эти домики представляли собой глухой сруб из нескольких венцов и были снабжены двускатной крышей. К коньку крыши часто был прикреплен резной деревянный столбик, в свою очередь имевший маленькую двускатную крышу. В некоторых случаях это сооружение находилось над могилами двух или нескольких родственников; тогда число столбиков конька указывало на число погребений.

Читать еще:  Что нужно для рождения здорового ребенка. Как родить здорового малыша: все, что вы должны знать

Избушка на курьих ножках- языческий Домик мертвых

Иногда этот столбик ставили рядом со срубом. С течением времени обряд, видимо, несколько упростился. Вместо сруба со столбиком над могилой стали воздвигать только один столбик, сделавшийся символом «домика мертвых».

Подобные могильные столбы с двускатными крышами и богатой орнаментацией были широко распространены в Карелии еще в XIX в. Во многих местах под давлением православного духовенства столбы были заменены новой формой надгробных памятников — крестами с двускатными крышами

Можно проследить и другую линию развития того же обряда. Уже в XII-XIII вв., вместо устройства целого «дома для мертвого», большей частью ограничивались символическим изображением этого дома в виде сруба из одного венца. Обычай опускать в могилу сруб из одного венца сохранялся в отдельных районах Карелии до конца XIX в. С той же лишь разницей, что срубом окружалось не одно захоронение, а все погребения одной семьи. В других районах вместо могильного сруба могилу стали окружать венцом из бревен, лежащим на поверхности земли. Находящаяся на Тикском кладбище могила легендарного карельского героя Рокача окружена на поверхности земли забором из девяти бревен, т. е. настоящим срубом».

Как видим, это традиции не «древних славян», а карелов и прочих финнов. Предки русских — финно-угры Московии — хоронили своих покойников в «домиках мертвых», что казалось диким для киевских князей, захвативших Залесье. Болгарские попы, приехавшие с киевскими князьями, боролись с этим обрядом, но все равно русские по сей день ставят погребальные кресты с двускатными крышами. Эта русская традиция четко отражает финское происхождение русского этноса.

Избушка на курьих ножках: что это на самом деле?

Легендарное жилище языческой богини, а по совместительству персонажа всем любимых сказок — Бабы Яги, на самом деле имеет вполне реальные прототипы в быту у древних славян, да и не только.

Дело в том что Избушку на курьих ножках Бабы Яги, уже благодаря фольклору и художникам мы давно воспринимаем как инфернальное живое жилище, которое умеет передвигаться на огромных ногах. В действительности же, избушки на куриьх ножках были , НО слово курьи не связано с курицей, а имеет другой смысл. Курьи ножки — пни или срубы деревьев освобожденные от коры и окуренные дымом для предотвращения гниения и вредителей на которых ставили избы. Правда, в этой истории все равно есть момент мистики, но об этом чуть позже.

Много веков славяне практиковали строительство изб и амбаров на таких курьих ножках. Поднятое строение таким образом защищали и от разливов рек, половодий, от вредителей, даже мышей и змей .

Скорее всего мистика и инфернальность знаменитой избушки на курьих ножках связана с обрядами древних славян. Дело в том, что до укрепления христианства на Руси часто практиковали кремированные мертвых. Трупы сжигали на ритуальных кострищах , затем прах помещали в специальные лесные домики на таких вот курьих ножках, которые служили родовыми усыпальницами.

В двадцатом веке археологи не раз находили на раскопках древних городищ подобные домики, где обнаруживали прах иногда нескольких десятков человек, часто помещенных в обожженные урны.

Арабский дипломат Ибн-Фадлан записал в 922 г. речь русского купца во время проведения кремации соотечественника: ““Вы, о, арабы, – глупы! Воистину вы берете самого любимого для вас человека и из вас самого уважаемого вами и бросаете его в землю, и съедают его прах и гнус и черви… А мы сжигаем его во мгновение ока, так что он входит в рай немедленно и тотчас».

Не трудно догадаться что Избушка на курьих ножках, которая неотрывно связана с образом Бабы Яги в сказках является скорее всего не просто домом, а именно усыпальницей в которой и живет колдунья Яга. Тем более что Баба Яга отчасти является трансформированным образом богини Мары ( богини смерти и потустороннего мира) . У Бабы -Яги, кстати, всегда есть костяная нога, как раз для того что бы одной ногой стоять на том свете. То есть Бабая- Яга -хтоническое существо служащее помощником для попадания на тот свет, следовательно жить в «усыпальнице» ей самое место.

Другие статьи на моем канале:

Источники:

http://www.stihi.ru/2019/03/02/4733
http://pikabu.ru/story/lyubitelyam_istorii_proiskhozhdenie_izbushki_na_kurikh_nozhkakh_4774966
http://zen.yandex.ru/media/id/5bb0bf9d50c57d00a930d547/5cffff8ae6438000aed3866b

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector