0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как ребенка научить ставить ударения. Как научить ребенка правильно ставить ударение в словах

Правильное ударение: как научить ребенка, играя

Каждый родитель с трепетом ждет, когда начнет говорить его кроха. Первые слова, лепетания – все это мило и трогательно. Но ближе к школе взрослые замечают, что ребенок неправильно ставит ударение в некоторых, иногда во всех, словах. В этом нет ничего страшного, проблему легко можно устранить, если заниматься с ребенком. Рекомендации специалистов подскажут родителям, как ребенка научить ставить ударение в словах.

Действительно ли важно — правильно ставить ударение

Постановка ударения так же важна, как грамотное написание слов. Это – неотъемлемая часть изучения родного языка. Правильно ставить ударение в словах нужно для того, чтобы распознавать в потоке речи отдельные слова. Часто ударение нужно для смыслового определения слова. В одном и том же слове ударение может поменять полностью смысл. Например, мУка и мукА, трУсы и трусЫ.
Бывает, что неправильное ударение может испортить впечатление о собеседнике. Достаточно услышать позвОнишь, катАлог и сразу возникают сомнения по поводу образованности человека. Это примерно то же самое, как читать письмо (сообщение) со сплошными ошибками. Особенно остро это чувствуется, когда речь идет об общении с человеком, который обучает других людей.

Подходящий возраст для обучения правильному ударению

В корне неверны рассуждения взрослых о том, что ребенка всему должны научить в школе. Если пустить на самотек такую ситуацию, то можно получить самые негативные последствия. Одно из них – насмешки одноклассников. Особенно остро на них будет реагировать стеснительный ученик. Если во время чтения или в разговоре он произносит слова неправильно, это вызывает смех сверстников. В итоге ребенок может замкнуться в себе из-за страха сказать неправильно, что скажется на дальнейшем обучении.

Точного возраста, когда стоит приступать к занятиям, нет. Одни дети начинают говорить рано, другие – поздно. Поэтому ориентироваться надо на конкретного ребенка и темпы его развития. Как только малыш заговорит, поправлять его надо сразу, чтобы он привыкал к правильному произношению.
Если родители упустили этот момент, то начинать надо в любое время, как только заметили, что проблема существует. Ждать, что с возрастом пройдет (наши пресловутые «выговорится» и «перерастет») не стоит. Научиться правильно говорить и ставить ударение на ранней стадии легче, чем исправлять запущенную форму.

Важно! Ни в каком возрасте ребятишкам не пойдут на пользу коверканные слова, которые они слышит от взрослых. «Хаясё» вместо «хорошо», «асета» вместо «конфета» и другие подобные слова воспринимаются малышом, как норма. Если взрослые с улыбкой коверкают речь, когда крохе 2-3-4 года, то ребенок просто не поймет, почему вдруг в 5-6-7 лет это перестало быть нормой и почему вдруг его за это ругают.

Причины неправильной постановки ударения

Проблема неправильного ударения присуща большому числу детишек. Это не аномалия, не редкость, поэтому и паниковать не стоит. Специалисты видят основные причины неумения определять ударения в следующем:

  1. Окружение и качество общения. Если ребенок постоянно слышит слова с неправильным ударением, то велика вероятность, что и он будет так говорить, принимая услышанное за верный вариант. Бывает, что родственники, услышав от ребенка неправильное произношение, начинают повторять – в шутку, потому что посчитали это произношение забавным. Это в корне неверные действия.
  2. Всегда надо поправлять дитя, мягко, без агрессии. Родителям надо следить, какие мультфильмы смотрит ребенок, в некачественной анимации встречается проблема неправильного ударения. Родственники и все, кого ребенок часто слышит, оказывают прямое влияние на речь. Важно просить всех говорить правильно.
  3. Дефицит общения. С детьми любого возраста важно много разговаривать. Много читать, обсуждать, объяснять. Так у малыша формируется словарный запас. Если он испытывает дефицит общения, то попросту не знает – как правильно надо ставить ударение в словах.
  4. Лепетанье. Во многих семьях есть привычка общаться с крохой на его языке, так называемое сюсюканье, что накладывает отпечаток на формирование речи. С детьми так нельзя разговаривать, это наносит вред развитию. Всегда надо называть предметы и явления своими именами. Ребенок может не выговаривать сразу большинство слов, но если он будет слышать правильный вариант, то рано или поздно начнет произносить правильно. Если же взрослые постоянно называют предметы «детским» языком, то и малышу трудно понять, как надо.
  5. Непонимание, зачем нужно ударение. Детям непонятно, что значит ставить ударение, куда падает ударение, как оно может «стоять и падать». У них буквальное восприятие. Поэтому надо объяснять важность и значимость до тех пор, пока ребенку не станет понятно.

Важно! Для малолетних детей в большинстве случаев родители – самые авторитетные взрослые. Поэтому они будут перенимать манеру общения. Задача взрослых – подать правильный пример речевого общения.

Читать еще:  Насморк у беременных – как правильно его лечить? Лечение насморка при беременности

Как научить детей правильно ставить ударение

Цель родителей – в наиболее доступной форме объяснить ребенку необходимые знания (слоги, ударение). Менторский тон и суровый взгляд отобьют желание учиться. Заставлять насильно не стоит, результата такие занятия не дадут. Основные правила:

  • Процесс обучения должен происходить в максимально удобной для ребенка форме, то есть в процессе игры. Именно такой подход дает лучший результат (не только при обучении ударению, а во всем).
  • Полезнее комбинировать разные методы обучения: так больше шансов, что материал усвоится. Надо найти «свой» прием, который подойдет. То, что приносит результат с одним малышом, может не сработать с другим.
  • Желательно применять фантазию, сделать процесс обучения забавным, веселым, чтобы ребенок сам проявлял желание учиться и узнавать.

Методы и приемы обучения

В увлекательной форме дошкольникам усваивать материал легче, поэтому главный прием обучения – игра.

  • Можно поиграть с ребенком в расстановку ударения в одном слове, но в разных местах. Для начала надо взять любое слово из двух слогов и поменять ударение: Окно и окнО, шарИк и шАрик и так далее. Этот прием позволит понять, почему так важно правильное ударение. Впоследствии можно увеличивать количество слогов рАкета-ракЕта-ракетА и так далее. Можно кидать друг другу мяч – это будет означать переход хода – одно ударение взрослый, второе – ученик.
  • Можно разучивать специальные стихи, считалочки на ударение – и память тренируется, и словарный запас пополняется, и обучение заодно проводится.

Как у нашей Марфы
Все в полоску шАрфы!

Что за странный носорог
Ел и твОрог и творОг!

Раз, два, три, четыре, пять.
Чтобы нам игру начАть,
Встанем все по алфавИту:
Ани, Вани, Коли, Риты.
Кто не знает алфавИт,
Тот расчёт наш облегчИт.

  • Для обучения можно использовать кубики Зайцева, на гранях которых написаны слоги. Интересно составить слова из слогов и определить, какой из них ударный. Ударный слог можно как-то отметить – нарисовать ударение на листе и положить сверху или придумать свой способ. Такой прием поможет научить ребенка читать.
  • Произносить слова растяжно, например, ко-о-о-шка, медве-е-едь и так далее. Но слишком долго этот прием использовать не стоит, чтобы ребенок не привык петь слова.
  • Обозначать ударный слог звуковым действием – пусть это будет хлопок в ладоши, удар молоточком в барабан, бубен. Задача: чтобы ударный слог звучал громче безударных.
  • Детям, которые умеют читать, можно написать на листе слова и предложить выделить ударный слог – обвести его цветным карандашом, подчеркнуть, нарисовать над ним что-то и так далее. Нужно, чтобы этот слог отличался от остальных.
  • Игра «подлови родителя» — взрослый называет слова с правильным и неправильным ударением, ребенок должен «подловить» на неправильном произношении и исправить.
  • Можно разучивать песенки и стишки, не договаривая последнее слово. Пусть его дополнит ученик.
  • Игра «угадай слово»: взрослый говорит слово (фразу, предложение) с намеренно неправильным ударением, ребенок поправляет и говорит свое, его поправляет взрослый и так по цепочке. Например: «кто такой заЯц?», «поучитесь у бОбра строить дом без топора», «расскажи мне про КолОбка» и далее в таком духе.

Частота занятий

Обучение ребенка должно проводиться регулярно, в идеале – непрерывно, но незаметно. Это не детский сад и не школа, когда «сегодня среда, после завтрака садимся за ударение». Для малыша такой подход будет скучным. Можно играть везде: по дороге в детский сад или из сада (называя предметы, которые встречаются на пути), во время купания, на велопрогулке и так далее.
Обучение правильной постановке ударения не требует каких-то специальных правил, главное тут – общение. Можно за чтением любимой сказки проверить – насколько хорошо ребенок усваивает материал – нарочно произнести привычное слово неверно и следить, заметит ли ребенок.

Сайт для детей и родителей – о школе, подготовке, воспитании, учебе…

Обучаем детей правильному ударению

Какой трепет возникает у родителей, когда их малыш начинает лепетать первые слова! Но со временем заботливые мамы и папы начинают задумываться о том, как же научить своего кроху правильно произносить слова, особенно это касается вопроса расстановки ударения. Как сделать процесс обучения интересным для ребёнка? В чём особенности работы над произношением для маленьких детей? Рассмотрим теоретический и практический аспекты проблемы.

С какого возраста нужно заниматься?

Если ребёнок уже умеет писать, то обучение можно строить на графическом анализе слова

По результатам исследований готовности детей к началу обучения в школе, около 75% из всех, кто не готов, имеют проблемы с речью. В частности, неправильно ставят ударения в словах.

По мнению педагогов и психологов, заниматься с ребёнком правильной постановкой речи нужно с раннего возраста, а не тянуть до начала школы и затем тратить массу усилий на переучивание малыша. Конечно, до 3 лет смысла в систематических упражнениях на произношение нет. Ведь в этом возрасте все детки разговаривают «на своём» языке. Однако к 4 годам словарный запас крохи позволяет строить сложные предложения, малыш начинает активно использовать и пополнять свой пассивный словарь, переводя его в активный. Вот с этого момента стоит уделить внимание правильной расстановке ударений. Если с ребёнком не заниматься, то:

  • слова, которые только входят в речевой обиход, будут неправильно восприниматься, вследствие чего вашему чаду грозят плохие оценки из-за безграмотности;
  • не будет чёткой связи между словом и понятием, что существенно затруднит дальнейшее интеллектуальное развитие крохи;
  • возникнут сложности с обучением чтению и письму.
Читать еще:  Что делать если у девушки нет настроения. Как поднять настроение девушке: по переписке, в ВК и смс

Почему ребёнок неправильно ставит ударения

Основной причиной является недостаток общения с родителями. Или разговоры с малышами на их, детском, языке. Последнее выделяется психологами и логопедами как ключевое препятствие для развития речи ребёнка. Дело в том, что детки обучаются абсолютно всему через имитацию – подражание взрослым. И если вы сюсюкаете с сынишкой или дочуркой, то будьте готовы к тому, что правильно говорить он не начнёт без профессиональной помощи специалиста. Поэтому ВСЕГДА говорите с ребёнком правильно, чётко и медленно произнося все слова. И, конечно, обязательно разговаривайте с крохой, вплоть до комментирования собственных действий. Чем раньше вы примите на вооружение эти два принципа, тем раньше ребёнок заговорит правильно.

Как научить?

Обязательно обучайте малыша определять ударный слог в словах

Есть несколько способов обучения малыша правильному ударению. Не стоит ограничиваться каким-то одним, лучше периодически прибегать к разным видам занятий. Так у ребёнка не будет ощущения тяжёлой повинности от этих уроков, а сохранится интерес к работе.

Старайтесь сопровождать слово образом, который оно обозначает

Как известно, игра – это основной вид деятельности у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Почему бы не воспользоваться этой особенностью и для обучения расстановке ударений? Причём эти игры не нуждаются в дополнительных средствах, поэтому в них удобно играть в дороге или на прогулке.

  • «Зовём слова». Предложите малышу по очереди звать любые окружающие предметы по названию. Например, «ДЕЕЕЕрево», «КачЕЕЕЕли», «САААдик». Выбирайте для начала двух или трёхсложные слова, затем усложняйте задачу.
  • «Имена». Очень часто дети делают ошибки в именах. Поэтому вместе с малышом проговаривайте имена знакомых и друзей.
  • «Украшаем слова». Эта игра подходит для тех ребят, которые уже умеют читать. На карточках напишите слова, предложите ребёнку закрасить ударную букву. Кстати, это занятие ещё и тренирует навык чтения.
  • «Стучим молоточком». Сядьте рядом с ребёнком и, произнося слова, просите его каждый слог стучать молоточком по коленке, причём на ударном слоге стук должен быть чуть сильнее, чем на остальных. Опасаясь синяков, стучать можно и по столу.
  • «Угадай слово». Называйте ребёнку слова с неправильным ударением, его задача заключается в том, чтобы вас исправить и произнести верно.

Считалочки и стишки

Считалочки и короткие стишки — отличный способ запомнить ударение в словах

Рифмованные строки необязательно учить наизусть, можно просто договаривать сложные слова. Например:

Красит стены нам маляр.
Полки делает столЯр.

Как у нашей Марфы
Все в полоску шАрфы.

Для деток постарше стишки-считалочки можно выбрать сложнее:

Аты-баты, мост горбатый,
под мостом поёт цыгáн,
а танцóвщицы сбежали,
напугал их таракан.

Раз лохматая горилла
крокодилу позвонúла.
Он с гориллой не дружил,
сразу трубку положúл.
Ему лучше не звонúть,
кто звонúт, тому водить.

В яслях дети баловáлись,
воспитатели ругались:
«Не балýйтесь, ремешок
вас посадит на
горшок».

Раз, два, три, четыре, пять.
Чтобы нам игру начáть,
встанем все по алфавúту:
Ани, Вани, Коли, Риты.
Кто не знает алфавúт,
тот расчёт наш облегчúт.

Упражнения

Всегда внимательно проверяйте работу ребёнка

Упражнения на правильную постановку ударений также должны носить характер игры, иначе малыш заскучает.

  • «Повтори за мной». Ребёнку нужно прокричать слово, которое вы произносите. Именно повышение тона голоса даёт возможность избежать протяжного произнесения всех гласных, которым «страдают» многие малыши.
  • «Подчеркни ударный слог». Для деток, которые умеют писать, можно попробовать диктовать слова, их задача – записать и проставить ударения.
  • «Исправь ошибки». Произносите слова с ошибочным ударением, чтобы малыш мог вас исправить. Хорошо, если в этом упражнении будут и те слова, которые ещё не известны – так ваш карапуз будет расширять словарный запас и тренировать языковую интуицию.

Кубики Зайцева

Складывая слова с помощью кубиков Зайцева, ребёнко учится правильно выделять ударный слог

Если есть возможность, используйте кубики Зайцева. Их особенность в том, что на каждой стороне изображена не буква, а слог. Составляйте слова сами и просите ребёнка поставить на ударный слог специальный кубик, или усложните задание: пусть малыш сам складывает слоги в слова, выделяя ударение. Так вы ещё и будете тренировать навыки чтения.

Читать еще:  Конкурсы на Новый год: для взрослых, для детей, для веселой компании. Игры и конкурсы на новый год

Видео: Постановка ударения в словах

«Народные» методы

Если говорить о так называемых «народных» способах обучения ударению в словах, то здесь речь пойдёт не о самом древнем методе – ремне, а о забавных и действенных советах бывалых родителей.

  • «Кулачки». Усадите ребёнка за стол, поставьте его кулачки один на один так, чтобы они были близки к подбородку, но не касались его. Теперь пусть начинает читать вслух – на ударном слоге подбородок будет касаться кулачка. Это отличный приём, чтобы показать, что ударение есть в каждом слове и научить определять его на слух.
  • «Переборы». Сложное для ребёнка слово предложите произнести с разными ударениями. Например, мОлоко — молОко — молокО. Пусть ваш школяр выберет наиболее звучный вариант. Как правило, дети чувствуют мелодику слова.

Наши в первом классе просто поочерёдно ставят ударение на каждый слог:

Ekaterina AL

https://deti.mail.ru/forum/obuchenie_i_vospitanie/rannee_razvitie/kak_rebenku_pravilno_objasnit_kak_stavit_udarenie/

Надо обратиться вслух:
Эй, лОшадь
эй, мЫло –

и ударение слышно.

мх

https://deti.mail.ru/forum/obuchenie_i_vospitanie/rannee_razvitie/kak_rebenku_pravilno_objasnit_kak_stavit_udarenie/

Эти способы проверены целыми поколениями родителей, а также активно применяются на уроках учителями начальных классов.

Научить ребёнка ставить правильно ударения в словах – задача непростая, но достижимая. Нужно только постепенно вводить полезные виды деятельности, приобщая малыша к языку, словам. Безусловно, все занятия должны сопровождаться чтением вслух, рассказыванием стихов и пением. Чем раньше дети слышат правильную разнообразную речь, тем быстрее они начинают чувствовать мелодику языка.

Учим ставить в слове ударение. Или «Сказка про волшебный молоточек».

Ох, уж это ударение! Никак не получается правильно определить его место в слове.

Первоклассники, перед тем, как изучать буквы, учатся делить слово на слоги и ставить в слове ударение. Нам кажется, что это просто, но на деле оказывается далеко не так. Малышам очень трудно научиться правильно ставить ударение. Сначала дети научились делить слово на слоги. И когда надо поставить ударение, учитель спрашивает: «На какой слог падает ударение?» Дети сразу начинают делить слово на слоги и этим затрудняют себе работу.

Когда мы произносим слово по слогам, определить ударение очень трудно! Как же помочь малышам? И здесь приходит на помощь сказка и игра.

Сказка о молоточке.

Однажды на лесную полянку пришел Мишка. Он походил по полянке и никого не нашел. Мишка оставил свой след. Почему след остался такой? (Потому, что в слове МИШКА 2 слога). А сам ушел искать друзей.

В это время на полянку выскочил Зайка. Он уже давно бегал по лесу в поисках Мишки. Мишку он не увидел, но заметил след и сразу подумал, что здесь был Мишка. Зайка решил позвать его.

« Миш-ка, Миш-ка», — кричал Зайка. Но Мишка не слышал. И тут Зайке на помощь пришел волшебный Молоточек. Он ударил по одному слогу и слог прозвучал громко-громко и очень долго: «Миииииш-ка»! Мишка сразу услышал, что его зовут и пришел. Зайчик был рад другу. А след Мишки стал таким

Теперь Зайка и Мишка решили позвать остальных друзей. «Ли-сич-ка»,- кричали они. Но Лисичка не отзывалась. Тогда Зайка позвал волшебный Молоточек на помощь и ударил на один слог. Этот слог звенел громче и дольше, чем остальные, и Лисичка сразу услышала.

Так друзья позвали и Ежика, и Волчонка, и Белочку. И каждый раз волшебный Молоточек помогал им. Он ударял по одному слогу и этот слог звучал очень громко и долго.

Когда все друзья собрались, Зайка поблагодарил Молоточек за помощь. А Молоточек улыбнулся и сказал: «Я живу в каждом слове и называюсь Ударение. Только один слог в слове я могу сделать громким и долгим. И чтобы этот слог звучал долго, я всегда стучу по гласному звуку, ведь только гласные могут петь. А еще я могу перепрыгивать с одного слога на другой и изменять слова, ведь я Ударение — волшебный Молоточек».

А теперь можно предложить ребенку самому определить, по какому слогу стучит молоточек Ударение. Для этого разделите слово на слоги и напишите слоговую схему. А потом «позовите» это слово, указывая на произносимый слог. Если ребенок затрудняется, то стоит ему помочь.

Главное, чтобы ребенок понял:

  • чтобы определить ударный слог, не надо слово произносить по слогам. Надо «позвать» его, произнося нараспев.
  • Ударение падает на гласный звук, т.к. только гласный можно протянуть, пропеть.

Понравилась сказка? Ваши друзья будут благодарны, если вы поделитесь этим материалом с ними. Кликните по кнопочкам соц.сетей и ваши друзья тоже смогут прочитать эту сказку и научить ребенка ставить ударение.

Источники:

http://myintelligentkids.com/pravilnoe-udarenie-kak-nauchit-rebenka-igraya
http://shkolabuduschego.ru/pravila/s-chuvstvom-s-tolkom-s-rasstanovkoy-obuchaem-detey.html
http://chitalochka-ru.ru/sovetyi-roditelyam/uchim-stavit-v-slove-udarenie-ili-skazka-pro-volshebnyiy-molotochek.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector