0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Календарь праздников: зима. Зимние календарные праздники и обряды в русской тр

Русские календарно-обрядовые праздники зимнего цикла и их художественные элементы

В разнообразных народных зимних праздничных обрядах обыгрывалось умирание природы зимой и обновление, воскрешение ее весной. Издавна в эту пору справлялись веселые зимние праздники. Люди отмечали окончание прошедшего сельскохозяйственного года и начало подготовки к следующему. В это время совершались различные магические церемонии, которые, по верованиям древних, могли повлиять на могучие силы природы и принести новый обильный урожай.

Сущность обрядов и песен зимнего календаря и состояла именно в том, чтобы обеспечить будущий хороший урожай, приплод скота и счастливую жизнь в семье. Первая половина зимних обрядов относится ко времени от Рождества до Крещения включительно, вторая – от Крещения до Масленицы и отличается подготовкой к весенним землевладельческим работам. Обряды первой половины зимы совершались большей частью в избе, а второй – на улице.

Эта пора в жизни народа была насыщена колядованием, ряжением, играми и ездой на лошадях и санях, предсказаниями и приметами, песнями и танцами.

25 декабря – Спиридон – солнцеворот. Это событие народ исстари отмечал празднествами, которые посвящались подготовке к новому хозяйственному году. После зимнего солнцестояния (самого короткого дня в году солнце «поворачивается» на лето). Повинуясь старинному обычаю, в период солнцеворота жгли костры в честь солнца, а утром выходили за околицу и закликали солнышко. Скатывали с гор горящее колесо, зазывая при этом весну. Горящее колесо символизировало разгорающееся солнце, которое вступило в новую, предвесеннюю фазу.

Ни в одном народном празднике не заключается столько обычаев, обрядов, примет, как в Святках. Святочный период представляет собой старинное смешение разнородных стихий: здесь можно встретить и суеверные языческие обычаи, и христианские воспоминания о Рождестве Спасителя. К первым относятся гадания, ряженья, древние обрядовые игры, отличающиеся сценической изобразительностью; ко вторым – славление, или хождение детей и молодежи по домам с вертепом и звездой. По своему названию и цели Святки должны святить благочестием великое и отрадное для христианского мира событие – Рождество Христово.

Более тысячи лет прошло со времени принятия Русью Христианства. Тесно переплелись древние народные праздники в честь разгорающегося светила (рождество солнца) с теми, которые были привнесены православным вероучением (Рождество Христа). Они взаимно обогатили друг друга, а зимние народные гуляния от Рождества до Крещения (6 – 19 января) получили наименование Святых вечеров или Святок.

Важнейшее место в святочных обрядах занимали девичьи гадания. Гадание когда – то было обрядовым действом, сопровождавшим и производственную и семейную жизнь. Гадали и женщины, и мужчины но уже в XVIII веке гадали преимущественно девушки, желавшие узнать выйдут ли они в этом году замуж, каковы будут муж, свекровь и пр.

6 января – Сочельник был днем для «постной» службы. Весь этот день ничего не ели до первой звезды на небе. Обрядовой едой в эти дни была кутья (сочиво) — жидкая каша из риса с медом и изюмом: до Рождества – постная, на Рождество – щедрая. В Сочельник вечером перед тем, как сесть за стол, на котором главным яством была медовая кутья, вся семья выходила во двор. Примечали:

Погода ясная и небо звездное – к урожаю гороха.

Снежная погода – к добрым хлебам.

Перед трапезой хозяин брал в руки горшок с кутьей и трижды обходил с ним вокруг избы. Открывал дверь и приглашал «мороз» на кутью, просил его не нападать весной на жито, пшеницу, не губить посевы. По старому обычаю к этому дню из пшеничной муки пекли обрядовой печенье – изображения домашних животных и птиц. Их выставляли на подоконник для показа тому, кто проходил мимо; вечером их в качестве подарков рассылали родным и знакомым.

7 января – Рождество. В Сочельник, в канун Рождества и на Рождество, после утренней службы молодежь и дети начинали колядовать. Колядки – коротенькие песни, в которых славят Христа, хозяев дома, поздравляют с Новым годом, желают счастья, богатства, здоровья, добра. Колядовщики носили с собой звезду на шесте, символизирующую Вифлеемскую звезду, возвестившую миру о рождении Иисуса Христа. Выбирали также человека, который собирал дары – мехоношу.

Колядка состоит из нескольких частей. В ней должны присутствовать:

— сообщение о том, что идут колядовщики;

— просьба одарить колядовщиков;

— поздравление с Рождеством, Новым годом.

Колядовщиков одаривали различными вкусностями, деньгами и т.п. Иногда хозяева прогоняли непрошеных гостей, и тогда исполнялись корильные колядки, содержание которых менялось: к примеру, в них были шуточные угрозы «увести козу», «разбить чугунки»… Иногда колядовщики ходили с вертепом. Это был ящик с двумя ярусами, в нем с помощью деревянных фигурок представляли сценки, относящиеся к Рождеству Христову: явление ангелов, поклонение волхвов, бегство в Египет. На Рождество больше преобладали колядки, славившие Христа и рождественские песни.

13 января – Новый год (старый). Авсень. Вечер накануне Нового года называется Васильевым вечером или богатым вечером. Так же, как и на Рождество, было принято колядовать, но колядки эти назывались Авсенем, Таусенем, Усенем. В это время и взрослые, и дети ходят по домам, поздравляют хозяев с новым годом и в предвестии урожая посыпают (обсеивают) зерном. К Авсеню в деревнях делают домашнюю колбасу, начиняют желудки, варят свиные ножки, потом их раздают «обсыпалам». Началу Нового года приписывалась особая значимость: как встретишь Новый год, так его и проведешь. Поэтому старались, чтобы люди были веселые, нарядные, стол изобильным, и все желали друг другу счастья, удачи и здоровья.

В народном календаре февраль называется «сечень» за то, что крепко сечет метелью да вьюгой, а также отсекает зиму от весны. И хотя поскрипывает еще снежок под ногами, а мороз щиплет щеки, это уже не пугает. Именно на конец февраля – начало марта и приходилось время празднования Масленицы. Она не имеет точного срока, начинается за 56 дней до Пасхи и длится неделю. С незапамятных времен масленица слывет самым разгульным и веселым предвесенним праздником. Из всех древних славянских праздников Масленица – самый древний. Он возник задолго до принятия Русью христианства. Масленица была узаконена православной церковью как религиозный праздник. В продолжении этой недели еще разрешается употреблять коровье молоко, масло, в то время как во время поста ели только конопляное.

Читать еще:  Переделка старых джинс в юбку. Рваная джинсовая юбка – результат смелых дизайнерских идей

Масленица состоит из трех частей: встречи в понедельник, перелома в широкий четверг и прощания в воскресенье. Каждый день недели имеет название.

Понедельник – встреча. В этот день изготавливали соломенное чучело, рядили мужское или женское платье.

Вторник – заигрыши. С утра молодежь выходила кататься на горках, угощали друг друга блинами.

Среда – лакомка. Тещи пекли блины и звали в гости своих зятьев, а также всю родню.

Четверг – широкий разгул, перелом, массовое катание с гор на санях. Масленицу возили по деревне на телеге.

Пятница – тещины вечерочки. Зятья угощали своих тещ блинами.

Суббота – золовкины посиделки. Молодая невестка приглашала своих родных к себе на блины. Во многих селах строили снежные крепости, а затем сельчане делились на две группы: одна защищала крепость, а вторая пыталась ее взять.

Воскресенье – проводы, прощеный день. В этот день прощались с Масленицей, сжигали ее чучело на площади, пепел рассыпали по полю и пели весенние заклички. В прощеное воскресенье был обычай просить друг у друга прощения и целоваться в знак прощения.

В течение всей недели главное угощение – блины. Еще с язычества от круглых пресных лепешек ведут свою историю блины – круглые, желтые, горячие, как само солнце. Каждая хозяйка держала в секрете свой рецепт, чтобы удивить своими блинами гостей.

Смысл масленичных обрядов многозначный. С одной стороны, в них, несомненно, тема победы весны над зимой и похороны Масленицы – похороны зимы. С другой стороны, в этих обрядах отражается и магический земледельческий характер календаря, и просо веселый праздник предвесеннего времени.

109.201.143.34 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Зимние календарные праздники и обряды в русской тр. Кул.

Декабрь – первый месяц зимы. Студень. Студенец. Зазимник. Грудень.

* декабрь год кончает, зиму начинает.

Введение во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря)

Введение. Введенские ранние морозы. На введение зима вводится. Начинались первые зимние ярмарки, а с ними вместе и первые санные выезды на гуляния. Обычай «казать молоду»- вывозить молодую, по первому году жену для показа всему народу обязательно соблюдался в этот день.

22 Декабря- Анна. Зимнее солнцеСтояние

Колядки – до середины января (зимние святки). Ряженые ходят с песнями и шутками-прибаутками по дворам, выпрашивая угощения.

25 дек. – Спиридон поворот. Спиридон-солнцеворот. «солнце – на лето, зима- на мороз.»

. В языческую древность – праздник поворота солнца на лето. Действа празднующих направлены на «помощь» солнцу выстоять в борьбе с темными силами Марены, поделиться с ним своей силой. С этой же целью гасили старые огни и возжигали новые, огненное колесо Ярилы, поднимали на шесте, разносили новый огонь по домашним очагам. (После принятия христианства и до введения григорианского календаря в этот день – Рождество Христово). Народная примета, что солнце делает поворот к маковке зимы. С этого дня солнце поворачивает на лето, а зима на мороз. Отсюда названия: солоноворот, поворотник, поворот. По преданиям, Солнце с этого дня наряжается в праздничный сарафан и кокошник, садится в телегу и едет на теплые страны.

Просинец, перелом зимы, перезимье, у малорусов – сечень,

Овсень – новый год, сень, синь – сияние, ов (про)-приставка – малое. Малое начало нового сияния. Представления о возрождении солнечного света. В другом значении – сеять, семя, начало жизни. Святки – зимний солнцеворот, открывают народный солнечный год. Длились 12 дней, по числу месяцев года.

Рождественский Сочельник 24 декабря/ 6 января Жгут костры «греют умерших предков». Кликание коляды, Овсеня и Плуга (возглашаются хвалебные песни плугу)

Рождество 25 декабря/7 января — день зимнего солнцеворота, пробуждение солнца после зимы. Уход старого года и начало нового, рождение нового солнца, Граница между старым и новым – «лазейка для нечисти».– начало святок.(песни – Коляда, Виноградие (виноград –

сад – благополучие), Щедровка, Авсень) В фольклоре – колядования, молодёжные игрища, аграрная магия (весенняя обрядность), гадания (наиболее обширные – связь с разгулом нечистой силы), , ряженье, поминовения предков. Богатая коляда. Обрядовые бесчинства. Колядование — обрядовый обход группами деревенских жителей во время святок, исполнение колядок. Песни аграрной направленности, величальные хозяевам, прославление Христа (после принятия христианства)Колядовщики – «выходцы из иного мира», предки. Подаяние им – жертвоприношение предкам. Костюмы: животных, «нечисти», представителей некрестьянской, чужой среды (барыня, фельдшер ит.д.) Святочные игры эротического характера. Преобладают две темы: брак и похороны. Эротизм — остаток древнего обряда, т.к.древняя языческая семантика праздника в обновлении Солнца-Даждьбога, и зачатия природной плодородной силы, Ярилы. Смысл языческих святочных игр – прощание с умирающим годом и радость от рождения нового. Позднее приуроченность эротических игр к святкам объяснялась также приближением мясоеда – времени сватовства и свадеб. Святки делились на две части: Святые вечера и Страшные вечера.

. Святые Вечера – от кануна Рождества до Васильева Вечера (Щедреца — Щедрого Вечера), Страшные вечера от Васильева дня до Крещения. Рождественская ель (позднее, из Европы) – символ райского дерева, увешанного яблоками и орехами (плодами). Необмолоченный сноп Дед, солома и сено на столе, хождение по домам с плугом, посыпание зерном, гадания об урожае, зерно(символ зачатия) – всё говорит о посеве, жатве, обилии плодов желаемых в наступающем году. трапеза (узвар, каша – родины, мёд, кутья – похороны)

По церковному календарю:

Рождество Христово – двунадесятый праздник. Иисус Христос – «Солнце правды». Был рождён Девой Марией, непорочно зачавшей от Святого Духа. Славление Христа – обрядовый обход

крестьянских дворов с поздравлениями и пожеланиями благополучия, пели «Рождество» — рождественский тропарь. Молодёжь «славила» со звездой (в честь звезды, которая привела волхвов к колыбели иисуса) или вертепом (кукольный механический театр, изображающий сцену Рождества Христова.

Читать еще:  Как можно украсить шарик из пенопласта. Пуговицы и макароны. Декорирование шаров в технике артишок

Васильев день 1 / 14 января Страшные (Ворожные, страстные) Вечера, продолжавшиеся до Крещения Господня – середина святочных праздников, День Нового солнечного года.. Постная коляда. Аграрные колядки, пик святочных гаданий, обильные трапезы. Особое блюдо: «кесаретский» зажаренный поросёнок. (св. Василий – покровитель свиней). Кесаретский поросёнок – пережиток древнего славянского ритуала жертвоприношений богам в обмен на благополучие. С этого дня разрешение есть свинину. От Васильева дня до Крещения было много магических обрядов, т.к. особо «буйствовала» нечистая сила. Обряд посыпания знаменует весеннее осеменение Матери-Земли, вступающей в брачный союз с «просветлённым» (богиней Весной) Небом. Зёрна – символ оплодотворяющего семени, дождя и солнечных лучей. (Такие же посыпания на свадьбах). СЕЯТЬ-СВЕТИТЬ-ОВСЕНЬ. Овсень – бог, возжигающий солнечное колесо, дарующий свет миру (Афанасьев)

Оканчиваются Рождественские святки.

Крещение 6 / 19 января. У язычников – водокрес —, религиозные омовения у язычников на праздник Коляды, вызванные мыслью об освобождении вод с поворотом солнца, превращение их в живые потоки, несущие обновление и силу плодородия Завершение святочных праздников, искра небесного огня (Креса) из Сварожьей Кузни падает в воды Земли, наделяя их чудодейными свойствами. В христианстве день изгнания нечистой силы и очищения людей от грехов. Открывается небо – будет услышана молитва. Крещенское водосвятие – очищение вод от нечисти, заполнившей мир в дни новолетия (святок). Особенно старательно очищались от грехов в крещенской проруби Иордани те, кто участвовал в ряженьях и игрищах. Обряды освящения скотины. В крещенский сочельник – поминовение усопших. В этот день устраивались смотры невест. «Крещенское рукобитье – к счастливой семье.» После этого дня наступает мясоед. (20 января) Начало свадеб.

просинец, перелом зимы, перезимье, у малорусов – сечень,

Зимние календарные праздники и обряды в русской тр. Кул.

Декабрь – первый месяц зимы. Студень. Студенец. Зазимник. Грудень.

* декабрь год кончает, зиму начинает.

Введение во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря)

Введение. Введенские ранние морозы. На введение зима вводится. Начинались первые зимние ярмарки, а с ними вместе и первые санные выезды на гуляния. Обычай «казать молоду»- вывозить молодую, по первому году жену для показа всему народу обязательно соблюдался в этот день.

Декабря- Анна. Зимнее солнцеСтояние

Колядки – до середины января (зимние святки). Ряженые ходят с песнями и шутками-прибаутками по дворам, выпрашивая угощения.

25 дек. – Спиридон поворот. Спиридон-солнцеворот. «солнце – на лето, зима- на мороз.»

. В языческую древность – праздник поворота солнца на лето. Действа празднующих направлены на «помощь» солнцу выстоять в борьбе с темными силами Марены, поделиться с ним своей силой. С этой же целью гасили старые огни и возжигали новые, огненное колесо Ярилы, поднимали на шесте, разносили новый огонь по домашним очагам. (После принятия христианства и до введения григорианского календаря в этот день – Рождество Христово). Народная примета, что солнце делает поворот к маковке зимы. С этого дня солнце поворачивает на лето, а зима на мороз. Отсюда названия: солоноворот, поворотник, поворот. По преданиям, Солнце с этого дня наряжается в праздничный сарафан и кокошник, садится в телегу и едет на теплые страны.

Январь

просинец, перелом зимы, перезимье, у малорусов – сечень,

Овсень –новый год, сень, синь – сияние, ов (про)-приставка – малое. Малое начало нового сияния. Представления о возрождении солнечного света. В другом значении – сеять, семя, начало жизни. Святки – зимний солнцеворот, открывают народный солнечный год. Длились 12 дней, по числу месяцев года.

Рождественский Сочельник 24 декабря/ 6 января Жгут костры «греют умерших предков». Кликание коляды, Овсеня и Плуга (возглашаются хвалебные песни плугу)

Рождество 25 декабря/7 января — день зимнего солнцеворота, пробуждение солнца после зимы. Уход старого года и начало нового, рождение нового солнца, Граница между старым и новым – «лазейка для нечисти».– начало святок.(песни – Коляда, Виноградие (виноград –

сад – благополучие), Щедровка, Авсень) В фольклоре – колядования, молодёжные игрища, аграрная магия (весенняя обрядность), гадания (наиболее обширные – связь с разгулом нечистой силы), , ряженье, поминовения предков. Богатая коляда. Обрядовые бесчинства. Колядование — обрядовый обход группами деревенских жителей во время святок, исполнение колядок. Песни аграрной направленности, величальные хозяевам, прославление Христа (после принятия христианства)Колядовщики – «выходцы из иного мира», предки. Подаяние им – жертвоприношение предкам. Костюмы: животных, «нечисти», представителей некрестьянской, чужой среды (барыня, фельдшер ит.д.) Святочные игры эротического характера. Преобладают две темы: брак и похороны. Эротизм — остаток древнего обряда, т.к.древняя языческая семантика праздника в обновлении Солнца-Даждьбога, и зачатия природной плодородной силы, Ярилы. Смысл языческих святочных игр – прощание с умирающим годом и радость от рождения нового. Позднее приуроченность эротических игр к святкам объяснялась также приближением мясоеда – времени сватовства и свадеб. Святки делились на две части: Святые вечера и Страшные вечера.

. Святые Вечера – от кануна Рождества до Васильева Вечера (Щедреца — Щедрого Вечера), Страшные вечера от Васильева дня до Крещения. Рождественская ель (позднее, из Европы) – символ райского дерева, увешанного яблоками и орехами (плодами). Необмолоченный сноп Дед, солома и сено на столе, хождение по домам с плугом, посыпание зерном, гадания об урожае, зерно(символ зачатия) – всё говорит о посеве, жатве, обилии плодов желаемых в наступающем году. трапеза (узвар, каша – родины, мёд, кутья – похороны)

По церковному календарю:

Рождество Христово – двунадесятый праздник. Иисус Христос – «Солнце правды». Был рождён Девой Марией, непорочно зачавшей от Святого Духа. Славление Христа – обрядовый обход

крестьянских дворов с поздравлениями и пожеланиями благополучия, пели «Рождество» — рождественский тропарь. Молодёжь «славила» со звездой (в честь звезды, которая привела волхвов к колыбели иисуса) или вертепом (кукольный механический театр, изображающий сцену Рождества Христова.

Васильев день 1 / 14 января Страшные (Ворожные, страстные) Вечера, продолжавшиеся до Крещения Господня – середина святочных праздников, День Нового солнечного года.. Постная коляда. Аграрные колядки, пик святочных гаданий, обильные трапезы. Особое блюдо: «кесаретский» зажаренный поросёнок. (св. Василий – покровитель свиней). Кесаретский поросёнок – пережиток древнего славянского ритуала жертвоприношений богам в обмен на благополучие. С этого дня разрешение есть свинину. От Васильева дня до Крещения было много магических обрядов, т.к. особо «буйствовала» нечистая сила. Обряд посыпания знаменует весеннее осеменение Матери-Земли, вступающей в брачный союз с «просветлённым» (богиней Весной) Небом. Зёрна – символ оплодотворяющего семени, дождя и солнечных лучей. (Такие же посыпания на свадьбах). СЕЯТЬ-СВЕТИТЬ-ОВСЕНЬ. Овсень – бог, возжигающий солнечное колесо, дарующий свет миру (Афанасьев)

Читать еще:  Ситцевая свадьба (1 год совместной жизни). Что подарить на годовщину свадьбы (1 год)

Оканчиваются Рождественские святки.

Крещение 6 / 19 января. У язычников – водокрес —, религиозные омовения у язычников на праздник Коляды, вызванные мыслью об освобождении вод с поворотом солнца, превращение их в живые потоки, несущие обновление и силу плодородия Завершение святочных праздников, искра небесного огня (Креса) из Сварожьей Кузни падает в воды Земли, наделяя их чудодейными свойствами. В христианстве день изгнания нечистой силы и очищения людей от грехов. Открывается небо – будет услышана молитва. Крещенское водосвятие – очищение вод от нечисти, заполнившей мир в дни новолетия (святок). Особенно старательно очищались от грехов в крещенской проруби Иордани те, кто участвовал в ряженьях и игрищах. Обряды освящения скотины. В крещенский сочельник – поминовение усопших. В этот день устраивались смотры невест. «Крещенское рукобитье – к счастливой семье.» После этого дня наступает мясоед. (20 января) Начало свадеб.

21 января – проводы коляды.

Февраль

– сеченъ, снежень, бокогрей, у малоруссов – лютый

В народе его называли бокогрей, основываясь на том, что скотина выходит в феврале из хлевов обогревать бока. В наших летописях его называли: свадебным, от зимних свадеб, совершаемых от дня Богоявления до масленицы.

Сретение 2 / 15 февраля. Двунадесятый церковный не переходящий праздник. Сретение- слово славянское что означает «встреча».

Сретение считается границей мужду зимой и весной. » на сретение зима с летом встречались» В народном календаре – встреча зимы и лета. В это время иногда случались первые громы. . «На Громницу зима с летом (весной) встретились». «На Громницу Солнце на лето, зима на мороз». Приметы о будущем урожае. Обычай «закармливать кур» , подготовка и починка летней сбруи, ездовой и пахотной. Обрядовое блюдо для починок – «семейная саломата». «Приехала саломата на двор, расчинай починки». Женщины совершали обряд «семенное» — выставляли на 3 морозные утренние зари семена для будущего посева. Так же «зорнили пряжу»выставляли первый моток пряжи «на зорю», чтобы пряжа (равно как и судьба, которую «прядёт» Богиня Макошь) была бела, чиста и крепка. Первое закликание весны.

Сочельник (Сочевник)

Народное название кануна праздников Рождества Христова и Крещения.

Слово «сочельник» восходит к словам «сочиво» и «сочень», которые в свою очередь произошли от «сок». Сочивом у русских называли сок или молоко из семян, а также кушанье, состоящее их зёрен, то есть кашу. Такую постную кашу ели в рождественский и крещенский Сочельник. Сочнями же назывался вид лепёшек на конопляном масле, а так же сдобные выпечные изделия с начинкой сверху (шаньги, ватрушки) или без неё (пряженики). Постные и пресные сочни изготовляли к Рождеству, поэтому название «Сочельник» относится, прежде всего, к кануну Рождества Христова.

Сочни или тесто для них нередко использовалось девушками для святочных гаданий. В ночь на Рождество Христово или в день самого праздника с сочнем спрашивали имя суженого на улице, в проделанные в тесте дырочки смотрели через подворотню на проходящих, и по внешнему виду первого встречного судили о будущем.

В Сочельник, рождественский и крещенский, обычно готовились к празднику: с особенной старательностью мыли в доме полы, стены и потолок, аккуратно всё прибирали, обтирали иконы от пыли, украшали красный угол. В это время обязательно соблюдали строгий пост, то есть полностью отказывались от пищи до момента обрядовой трапезы в полночь. Неотъемлемой частью Сочельника являлись домашние моления, а так же посещения служб в церкви.

Святки

Главный зимний праздник в крестьянском календаре, знаменующий собой переход от старого года к новому. Святки длились две недели, начинаясь в Рождественский Сочельник (6 января) и, завершаясь в день Крещения.

Корни большинства святочных обрядов, совершаемых в связи с наступлением нового солнечного года, восходят к глубокой древности и имеют ярко выраженный языческий характер. Вместе с тем на архаичную основу праздника сильное влияние оказало христианство, поскольку к святочному периоду были приурочены события жизни Иисуса Христа.

Основными праздниками в рамках Святок являлись Рождество Христово, Новый год (Васильев день) и Крещение Господне. В кануны этих дней вечером в каждой крестьянской семье совершались торжественные обрядовые трапезы, включающие ритуальную пищу, которую после ужина оставляли на столе для появляющихся в святочное время душ умерших и ставили на окно или порог для угощения мороза.

Полагали, что и умершие предки, и природная стихия, вкусив обрядового блюда, будут способствовать хорошему урожаю в новом году.

В традиционной культуре вкушение обрядовой пищи осмысливалось не как обычное насыщение, а как приобщение к жизненным силам, и соответственно к вечному обороту жизни. Обрядовое кормление покойных «родителей», то есть всех покойных предков, которые по народным представлениям являлись уже частью природы, приобщало также и их к этому нескончаемому движению жизни Максимов С.В. Из очерков народного быта. Крестьянские календарные праздники. М., 1986 г., с. 56.

Весь святочный период был чрезвычайно насыщен разнообразными обрядами и ритуальными действиями, к которым был причастны все члены деревенской общины.

В первый день Рождества совершался обряд Славление Христа. Этот обходный обряд был направлен на обеспечение урожая в Новом сельскохозяйственном сезоне. С этой же целью в Рождественский Сочельник или рано утром на Рождество и в день Нового года по деревне ходили колядовщики, исполняя поздравительные песни хозяевам домов, за что получали вознаграждения обильным угощением.

Источники:

http://studopedia.ru/10_144345_russkie-kalendarno-obryadovie-prazdniki-zimnego-tsikla-i-ih-hudozhestvennie-elementi.html
http://studfile.net/preview/6058063/
http://poisk-ru.ru/s3447t2.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector