Комфортная предметно-развивающая среда в доу. Организация развивающей среды доу
Предметно-пространственная среда ДОУ
Развивающая предметно-пространственная среда
Развивающая предметно-пространственная среда — это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально модернизирующая содержание развития его духовного и физического облика. Обогащенная развивающая среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечение разнообразной игровой деятельности ребенка». Именно поэтому наши педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению, моделированию предметно-развивающей среды ДОУ.
Определяющим моментом в создании развивающей среды является педагогическая идея, цель, которой руководствуется образовательное учреждение. Достижение этой цели осуществляется через реализацию образовательной программы. Организация развивающей среды в ДО с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Для этого необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей. Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.
Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить: предметно-пространственная среда выполняет множество важнейших для развития ребенка функций:
— Информационно-познавательная функция
— Стимулирующая функция
— Развивающая функция
— Воспитательная функция
— Функция сохранения психологического здоровья
Окружающая среда является важнейшим для ребенка фактором, влияющим на его эмоциональное состояние. Содержание материалов и оборудования, их размещение, планировка помещений должны вызывать положительные эмоции. Среда должна быть разнообразной, насыщенной, нестандартной, изменчивой, интегрированной.
Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять. Чем и занимаются наши коллеги в течении длительного времени. Полезно привлекать к деятельности по преобразованию предметно-пространственной среды и родителей. Наши родители с большим удовольствием включаются в данную деятельность и являются первыми и главными помощниками в обновлении, обогащении предметно-пространственной среды.
Наши педагоги – творческие, трудолюбивые, активные, целеустремленные личности, потенциал неисчерпаем, поэтому в нашем саду нет свободного пространства, которое не было бы задействовано при организации развивающей предметно-пространственной среды.
Предметная среда, окружающая детей, даже организованная наилучшим образом, не может сама собой воздействовать на их развитие. Только взрослый, целенаправленно организуя предметный мир, раскрывает в своих действиях и отношениях с детьми его сущность.
Каждый педагог ДОУ решает задачу создания предметно-пространственной среды как подразделения учреждения. Важно отметить, что педагог при этом проявляет свою индивидуальность, учитывает наличные ресурсы своего образовательного пространства, но свой персональный проект обязательно согласует с моделью образовательной среды всего ДОУ.
В нашем общем деле очень важно обустроить образовательное пространство таким образом, чтобы дети сами выступали с инициативой своего развития, чтобы взрослый, видя, в какой области лежит мотивация их деятельности, обеспечил ее моральной, материальной, интеллектуальной поддержкой, подсказал, как построить процесс познания, помог получить наглядный результат, оформить его, обсудить, сделать позитивным достоянием коллектива и достижением жизни ребенка. Не указывая, что нужно делать, но зная, как образована конкретная область знания и из чего складывается процесс освоения ее содержания, через какие этапы он проходит, взрослый обустраивает комфортную среду для деятельности детей, подает идеи, демонстрирует образцы, становится источником сведений, снабжает материалами и оборудованием.
Стандарт говорит нам о том, что кроме различных материалов (игровых, спортивных, дидактических и др.) образовательное пространство должно быть оснащено техническими средствами обучения и воспитания. Процесс информатизации в дошкольных учреждениях обусловлен требованиями современного развивающегося общества, где педагог должен идти в ногу со временем, использовать новые технологии в воспитании и образовании. В нашем детском саду действует образовательная среда, включающая высокотехнологичные информационные средства обучения и развития дошкольников.
Таким образом, развивающая предметно-пространственная среда нашего детского сада обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства не только группы, но и всей территории.
Зал ЛФК предназначен для свободного посещения группы детей под руководством воспитателей, а также для групповых и индивидуальных занятий с инструктором. Оснащен мягкими модулями и сухим бассейном.
Предназначен для создания разнообразного игрового пространства ребенка на НОД и на занятиях с педагогом-психологом. Активно используется традиционное и интерактивное оборудование, с помощью которых воспроизводятся игры, тесты, наглядный материал.
Просторное помещения Изостудии предусмотрено для работы НОД и дополнительного образования с использованием интерактивной доски. Главное в работе изостудии — привить детям любовь к цвету, к краскам, развить воображение, раскрыть возможности творца и материала, научить их видеть и любить мир.
Создана по крупицам руками воспитателей. Оснащена культурными растениями, различными экспонатами, пиродным материалом, гербариями, коллекцией бабочек. Имеется «живой уголок», в котором размещен аквариум с черепахами.
Познавательный центр «Космодром»
Данный познавательный центр был создан одним из первых, как результат большой творческой выставки «Космос глазами детей». Экспонаты и наглядные материалы данного центра расширяют знания детей о космосе, космонавтике и космотехнике. Данную комнату с интересом посещают дети всех возрастов, здесь проводятся тематические занятия и познавательные беседы.
В комнате «Планета Земля» руками воспитателей созданы макеты климатических зон: тундра, лес, пустыня, подводный мир, северный полюс. Так же здесь педагоги берут на занятия природный материал, который пополняется благодаря сотрудничеству с родителями. 15 разновидностей песка, шишки, семена растений, листья , почвы, 5 видов мхов и много другое для всестороннего развития детей.
Создание собственной библиотеки в ДОУ – уникальная возможность для воспитания у детей любви к литературе, бережному отношению к книге, как национальному достоянию. Дети могут познакомиться с библиотечным делом, взять книгу для чтения почитательскому билету. Это место для проведения поэтических гостинных, тематических выставок и литературных викторин.
библиотека им.Марины Цветаевой
«Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего», говорил Михаил Васильевич Ломоносов. Чтобы предоставить детям возможность прикоснуться к быту славян, узнать о традициях, обычаях великого русского народа мы создали комнату «Русская изба» — это и музей, и место для занятий. Здесь ребята могут посидеть на русской печи, рассмотреть макет деревенского двора, заняться продуктивной деятельностью, увидеть и потрогать разную утварь. Самовары, чугунки, берестяные туески, рубель, ухват, деревянный сундук, расписные ложки, прялка и веретено – весь этот антиквариат собирали всем садом.
Музей – собрание удивительных вещей, большинство из которых ребёнок никогда не встречал, да и не мог встретить в своём окружении. Каждый новый музейный объект обещает новое открытие. Наш музей представлен двумя видами экспозиций: постоянной и сменной. Постоянная экспозиция «Моя Россия» представлена тремя направлениями: народные промыслы, Государственная символика и Память Победы. Среди сменных экспозиций этого года очень ярко выделяется «История новогодней игрушки», «Наша армия сильна», «Профессии наших пап».
Лаборатория , наполнена пробирками, мерными стаканчиками, колбами, фильтрами, песочными часами, различными крупами, породами деревьев, воронками, цилиндрами. Также имеются микроскоп, весы, иллюстрации известных физиков и химиков,набор «химика», засушенные насекомые и многое другое. Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, расширению познавательного опыта.
Создание комфортной предметно-развивающей среды в старшей группе в ДОУ
Василенко Юлия
Создание комфортной предметно-развивающей среды в старшей группе в ДОУ
Создание комфортной предметно-развивающей среды в старшей группе в ДОУ
Основной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым. Поэтому среда является важной составляющий, в которой проходит воспитательный процесс.
В соответствии требованиями ФГОС, предъявляемыми к развивающей предметно-пространственной среде ДОУ, задача позволить ребенку играть на территории всего пространства группы и через развивающие игры дать возможность детям социализироваться в обществе, получать необходимый опыт.
Насыщенная среда стала главной составляющей для организации увлекательной и содержательной жизни, разностороннего развития каждого ребенка. Она является основным средством в формировании личности, источником его знаний и социального опыта. Всем детям нравятся развивающие игрушки и игры, которые помогают узнавать, изучать и познавать мир, которые использованы в создании своей развивающей среде.
Все части пространства в зависимости от конкретных задач, обладают возможностью изменяться, так как детям дошкольникам свойственно увлекаться текущими интересами сверстников и присоединяться к ним.
В группе оформлены центры по разным видам детской деятельности. Размещение оборудования по принципу центрирования, которое позволяет детям объединяться подгруппами по общим интересам. Центры конструирования и искусства, центр игры, природы и экспериментирования, математическая игротека, центр грамотности.
В пространстве нашей игровой комнаты организован островок тишины и спокойствия: “Уголок уединения”- это уютное тихое место с мягкими подушечками, отгороженное от группового пространства, в виде домика, где ребёнок может успокоиться, расслабиться, поиграть с любимой игрушкой, рассмотреть фотографии, книги, или просто помечтать.
Все центры легко трансформируются и содержание дополняется с учетом возрастных особенностей и интересов.
Таким образом, разнообразие и наполняемость дает возможность свободного подхода к каждому центру в группе, что способствует эмоциональному и интеллектуальному развитию детей.
Преимущество созданной среды в том, что появилась возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов. Положительный эмоциональный настрой детей свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желании посещать детский сад.
Поиск инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды продолжается, главными критериями при этом являются творчество, талант и фантазия.
Обобщение опыта работы по проблеме создания комфортной развивающей предметно-пространственной среды группах ДОУ Доклад «Обобщение опыта работы по проблеме создания комфортной развивающей предметно – пространственной среды группах ДОУ» Одним из основных.
Опыт создания развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе ДОУ Современный детский сад — это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
«Создание предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ соответствии с ФГОС ДО» «Создание предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ соответствии с ФГОС ДО» Дошкольный возраст рассматривается, как фундаментальный.
Создание предметно-развивающей среды с учётом психофизических особенностей детей в группе старшего дошкольного возраста МАДОУ «Детский сад №409» г. Перми Воспитатель: Трубина Я. Г. «Создание предметно-развивающей среды с учётом психофизических особенностей.
Презентация на тему «Создание развивающей предметно-пространственной среды в первой младшей группе ДОУ» Маленький ребенок – исследователь. В два года жизни малыш осваивает окружающий мир. Ведущая деятельность предметная. Для изучения окружающего.
Проект «Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС» Введение Направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная.
Создание предметно-развивающей среды педагога-психолога Уважаемые коллеги, хочу поделиться своим еще совсем небольшим опытом работы педагога-психолога. Два года назад, закончила ВУЗ и устроилась.
Презентация «Создание предметно-развивающей среды в группе в соответствии с ФГОС по физическому развитию» Главная цель физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении состоит в том, чтобы удовлетворить естественную биологическую.
Создание развивающей предметно-пространственной среды по духовно-нравственному воспитанию Важнейшим условием развития личности детей является организация развивающей предметно – пространственной среды в условиях ДОУ. Термин «развивающая.
Создание развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе в соответствии с ФГОС дошкольного образования. Цель: проектирование развивающей образовательной среды с учетом ФГОС. Характеристика группы: В мою группу ходят дети с младшей группы.
Развивающая среда в ДОУ по ФГОС
Главное требование к образовательной среде в ДОУ — предоставить ребёнку возможность свободу выбора деятельности, в которой он сможет самостоятельно получать знания об окружающем мире, развивать свои таланты и способности. А роль педагога заключается в том, чтобы наблюдать и контролировать этот процесс и защищать ребёнка от вредных воздействий.
Этим требованиям отлично соответствует концепция, сформулированная доктором психологических наук С.Л. Новосёловой, и именно этой концепции придерживается большая часть специалистов. Она утверждает, что развивающая предметная среда — это система материальных объектов деятельности ребенка, которая развивает его духовный и физический облик и предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.
Отсутствие деятельности ведёт к ограничению возможностей и депривации личности в дальнейшем. Именно поэтому деятельность ставится в этой концепции на первое место. Она формирует психику через обобщение ребёнком своего личного опыта, а предметное окружение этому способствует.
Из чего состоит развивающая среда?
Полноценная предметно-пространственная развивающая среда в детском саду по ФГОС состоит из:
- большой игровой площадки;
- разнообразного игрового оборудования;
- набора игрушек;
- игровой атрибутики;
- различных игровых материалов.
В такой среде ребёнок должен самостоятельно стремиться к деятельности, которая будет развивать у него умственные и творческие способности, воображение, навыки общения, формировать личность в целом. Чтобы быть развивающей, среда должна соответствовать всем этим требованиям. Вопрос её организации — задача дошкольного образовательного учреждения, которую ставит новый ФГОС.
Компоненты развивающей среды
Анализируя работы учёных, можно выделить три компонента развивающей среды. При этом предметно-пространственному компоненту отводится центральное место.
Основными критериями этого компонента являются:
- хорошее, весёлое настроение;
- уважение к воспитателю как руководителю процесса;
- дружеская атмосфера, которая способствует совместной деятельности детей и поощряет сотрудничество;
- задействованность всех субъектов среды в образовательном процессе.
- Пространственно-предметный.
- среда должна быть гибкой настолько, что и ребёнок и воспитатель могли управлять ею при необходимости.
- у ребёнка должна быть возможность легко переходить от одной деятельности к другой и любые её виды должны быть частью одного целостного процесса;
- среда обязана быть комплексной и сложной, включать в себя множество различных элементов, помогающих ребёнку развиваться и познавать.
- Психодидактический.
Под этим компонентом подразумевается такая деятельность педагогов, вовлечённых в процесс воспитания и образования, которая будет способствовать полноценному развитию детей.
Требования ФГОС к развивающей предметно-развивающей среде
ФГОС содержит много общих формулировок, но, по сути, он требует полноценной реализации всех компонентов развивающей среды. При этом учитывается, что игра по-прежнему является основной формой деятельности ребёнка.
ФГОС требует обогатить образовательную среду всевозможными компонентами, которые будут стимулировать познавательную и образовательную деятельность детей. При этом очень важна доступность всех этих компонентов и помещений образовательной организации для каждого ребёнка.
Предметно-пространственная среда в ДОУ по ФГОС должна быть организована так, чтобы дети могли беспрепятственно заниматься тем, что им больше нравится. Оборудование должно быть размещено по секторам по интересам детей. В одном месте — конструкторы, в другом — наборы для рисования, в третьем — наборы для экспериментирования или ручного труда.
Обязательное условие — наличие среди оборудования большого набора материалов, которые будут стимулировать ребёнка к познанию:
- развивающие игры;
- простые технические устройства и модели;
- лупы, магниты, весы и наборы для проведения опытов;
- природные материалы, которые можно изучать, собирать в коллекции и с которыми можно проводить эксперименты.
Основные проблемы при организации предметно-развивающей среды
Можно выделить две основные причины плохой организации развивающей среды. Первая — использование устаревшего подхода, бывает, даже с советских времён. Вторая — понимание среды как фона, мол, педагог должен воспитывать, а окружение — лишь средство.
Из-за этого происходят проблемы. К примеру, отсутствие понимания того, как изменился мир сегодняшнего дошкольника. Нельзя игнорировать такое популярное явление, как конструктор «Лего» и популярнейшие трансформеры, не говоря уже про различные гаджеты и компьютерные игры. Развивающая среда должна быть привлекательна для ребёнка, он должен чувствовать себя в ней комфортно.
Нарушение целостности и отсутствие разнообразия так же снижает интерес дошкольника к среде, а также может увеличить утомляемость и доставить дискомфорт. Это происходит, когда развивающая среда состоит из набора не связанных уголков или жёстко зонируется либо, если по каким-то причинам, педагоги делают необоснованный упор на определённый вид деятельности (например, рисование или краеведение), либо, когда пространство перенасыщено устаревшими или однообразными игрушками и другими материалами.
Как создать развивающую среду в ДОУ?
При создании развивающей среды в ДОУ по ФГОС нужно понимать, какие задачи она должна решить. Главной среди них будет — повысить самостоятельность и самодеятельность ребёнка. Для этого среда должна быть комфортной для всех её участников и удовлетворять их интересы и потребности. Не менее важно для среды иметь место для образования детей, их воспитания и развития социальных способностей.
Создавая развивающую среду, необходимо учитывать и то, из чего она состоит, и какие основные компоненты она должна содержать, что требуют государственные стандарты и каких ошибок стоит избегать.
Следующие пять принципов лишь дополняют основные положения, рассмотренные выше.
- Принцип постоянного изменения окружения. И обстановка, и непосредственное наполнение должны постоянно обновляться. Среда должна быть гибкой и реагировать на изменение потребностей детей в зависимости от текущих потребностей или в зависимости от возраста.
- Принцип общения «глаза в глаза». Важно использование разнообразной мебели и её расстановка таким образом, чтобы упростить и сделать комфортным общение детей и взрослых. Это уравнивает позиции всех участников и помогает сблизиться.
- Принцип разнообразия пространства. У ребёнка должна быть возможность по настроению или желанию изменить вид деятельности, сменить активность на отдых. Пространства должно быть много, и оно должно быть легкодоступно. Детям нужна возможность в одно и тоже время заниматься разными делами так, чтобы не мешать друг другу.
- Гендерный принцип. В развивающей среде должны быть материалы, которые учитывали бы все особенности детей. Часть их должна предназначаться для того, чтобы мальчики получали представление о мужественности, а девочки – о женственности.
- Эстетический принцип. Большая часть информации воспринимается человеком визуально. Поэтому важно, чтобы всё разнообразие элементов среды гармонично сочеталось между собой, а декор создавал атмосферу лёгкости и не «давил» на детей.
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
Анна Борисовна Теплова, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Лаборатории профессионального развития педагогов ФГБНУ «Института изучения детства, семьи и воспитания РАО», автор более 20 научных статей и эксперт Академии профессионального развития поделилась своим мнением на тему развивающей предметно-пространственной среду в детском саду и выделила два способа её организации:
- Разделение пространства на три полифункциональных части-зоны:
- зона для спокойной деятельности;
- зоны для деятельности с экстенсивным использованием пространства (активным движением, возведением крупных игровых построек и т.п.);
- рабочей зоны.
При реализации этого способа важно соблюдение следующих условий:
- возможность частей изменяться по объёму, иметь подвижные трансформируемые границы зон;
- оборудование рабочей зоны должно включать части для занятий (с большим рабочим столом или несколькими столами) и пространства для свободной самостоятельной деятельности нитеобразно;
- необходимо наличие низких стеллажей, шкафчиков, пространства для сюжетной игры, опытов и экспериментирования, настольных игр и дидактических упражнений, конструирования, ручного труда и изобразительной деятельности, книжного уголка.
- Формирование центров активности:
- центр сенсорики;
- центр рисования;
- центр строительства;
- центр игры;
- центр песка/воды;
- центр книги;
- центр математики, науки;
- центр кулинарии.
Анна Борисовна отмечает, что в любом случае предметно-пространственная среда в ДОУ по ФГОС должна «поддерживать» программу. Именно это, по её мнению, является главным требованием стандарта. А главная мысль из комментариев к нему — «Среда должна обеспечивать возможность общения».
Больше полезной информации для развития вашего детского сада вы получите на Международной конференции «Взаимодействие ДОУ и семьи: лучшие российские практики и зарубежный опыт» , которая пройдёт 6―8 августа. Приходите на конференцию, и вы узнаете, как завоевать доверие родителей и создать положительный имидж ДОУ.
Источники:
http://ds102nsk.edusite.ru/p16aa1.html
http://www.maam.ru/detskijsad/sozdanie-komfortnoi-predmetno-razvivayuschei-sredy-v-starshei-grupe-v-dou.html
http://academy-prof.ru/blog/razvivayutschaya-sreda