0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кризис семи лет. Как сделать адаптацию ребенка к школе легче? Начало и этапы кризиса

Кризис семи лет. Как сделать адаптацию ребенка к школе легче? Начало и этапы кризиса

Возрастные кризисы – переходные этапы от одного возраста к другому. Психическое развитие осуществляется посредством смены стабильных и критических возрастов. Описаны следующие детские возрастные кризисы:

кризис новорожденности ( 1год жизни)

кризис 3-х лет — переход от младенчества к дошкольному возрасту;

кризис 7 лет – соединительное звено между дошкольным и школьным возрастом;

кризис 13 лет совпадает с переходом к подростковому возрасту.

Возрастные рамки могут изменяться в зависимости от особенностей развития ребенка ( кризис 3-х лет может начаться и в 2,5 года, и в 3,5, а закончиться около 4х лет или в 3,6; кризис 7и леи может начаться в 6,если ребенок в этом возрасте идет в школу) На этих этапах происходит изменение типа отношения со взрослыми и сверстниками, смена одного вида деятельности другим( игра, которая является основным видом деятельности в дошкольном в-те, сменяется стремлением учиться, узнавать новое в 7-8 лет)

Возрастные кризисы – закономерные и необходимые этапы развития ребенка. Однако часто кризисы сопровождаются проявлениями отрицательных черт ( упрямство, конфликтность, негативизм, тд.),которые могут закрепиться при неблагоприятном исходе. Острота протекания кризисов зависит от индивидуальных особенностей ребенка и от поведения взрослых ( родителей, педагогов).

Поговорим о кризисе 7 лет.

Ребенок прощается с детским садом ( если посещал его), и вот он на пороге еще одной ступеньки детства, впереди новая, школьная жизнь. Там он уже не будет « малышом»,

потому что становится взрослым! Однако. Чтобы успешно подняться по этой лестнице взросления, ребенок должен многое уметь и, прежде всего, быть готовым к тому, чтобы учиться в школе. В психологии есть термин «школьная зрелость», т.е. ребенок должен «созреть»,чтобы успешно преодолеть кризис 7 лет, выдержать нагрузки школы, ее мир требований, отношений со сверстниками и учителями, изменение отношений между ним и Вами . Каковы предпосылки успешной адаптации к школе?

1. Умственная, интеллектуальная готовность.

К 6и годам ребенок должен иметь элементарные познания об окружающей действительности, о пространстве, времени, живой и неживой природе. Он должен уметь обобщать, классифицировать, выделять главное, второстепенное. У малыша появляется жажда знаний ,игры и развлечения уходят на 2й план, усиливается любознательность(ребенок задает вопросы больше философские или касающиеся определенных наук, чем житейские) Ребенок уже интересуется не только конечным результатом проделанной работы, но и способами ее выполнения, умеет сам оценивать свою работу. Также у него должны быть развиты произвольная память и речь.

2. Эмоционально-социальная ( личностная ) готовность.

Чтобы успешно заниматься в школе, ребенок должен быть готов к роли ученика, который имеет свои права и обязанности. Это умение владеть собой и подчинять свои желания необходимости ( произвольное поведение) — ребенок постепенно теряет свою трогательную непосредственность. Большое значение имеет умение налаживать контакт со сверстниками, умение уступать и защищаться, подчиняться общим правилам и отстаивать свое мнение. У ребенка должна быть эмоциональная независимость, которая развивается (или угнетается) с Вашей помощью. Готовым к школьному обучению считается ребенок, которого школа привлекает не только внешней стороной ( тетради,

учебники, красивый ранец), но и возможностью получить новые знания, обрести друзей ( т.н. «школьная мотивация»)

Уровень школьной зрелости проверяют психологи, работающие при детских садах и

центрах развития, они помогут заранее (за 4-5 месяцев до школы) выявить проблемы и подскажут, как помочь ребенку.

Если уровень школьной зрелости высок, кризис 7 лет( на который наслаивается и адаптация к новой жизни), пройдет гладко, его признаки быстро ( в течении 3-4 месяцев) пройдут без негативных последствий. Но если ребенок еще «не дорос» до школы лучше повременить, иначе кризис будет проходить бурно, оставляя последствия надолго.

  • Повышенная утомляемость, раздражительность, вспышки гнева, замкнутость, плохая успеваемость, агрессивность или ,наоборот, излишняя застенчивость, повышенная тревожность( ребенок играет роль шута среди сверстников, выбирает в друзья старших детей, заискивает перед воспитателями, учителями, старается им угодить, чрезмерно вежлив), низкая самооценка (см. статью «Самооценка»).
Читать еще:  Самый красивый подарок парню. Парфюмерия в подарок мужчине. Парные подарки мужчине

Возможные неблагоприятные последствия:

  • Нежелание учиться, посещать школу; низкая успеваемость; проблемы в общении со сверстниками; закрепленная высокая тревожность в сочетании с неадекватной самооценкой; может развиться невроз, который необходимо лечить с помощью психолога, психиатра.

Главный совет – будьте внимательны к ребенку, любите его, но не «привязывайте»

к себе, пусть у него будут друзья, свой круг общения.

Будьте готовы поддержать ребенка, выслушать и ободрить его.

Залог успеха – доброжелательные и открытые отношения в семье.

Справиться с проблемой легче, когда она только возникла и не привела еще к негативным последствиям.

Заранее проверьте у ребенка уровень школьной зрелости.

Создайте условия для развития интеллекта ( игры, развивающие игры и упражнения, познавательные книги), речи ( чтение сказок, стихов, беседы).

Поощряйте общение со сверстниками.

Учите ребенка управлять эмоциями(на примере своего поведения; есть спец. игры и упражнения)

Следите за состоянием здоровья ( Больной, ослабленный ребенок хуже воспринимает новую информацию, не идет на контакт с окружающими)

Психологически готовьте к школе: расскажите, что ему предстоит ( с положительной окраской), какие м. быть сложности и как можно с ними справиться, проведите экскурсию по школе.

Реально оцените возможности ребенка ( при среднем уровне интеллекта, при наличии тяжелых родовых травм, ослабленности не стоит записывать малыша в спец. класс с повышенной нагрузкой; параллельно со школой водить в секции ( повремените пол года).

статья подготовлена О.В. Анисимович 15.05.10

Кризис семи лет

Кризис семи лет – этап психического развития между дошкольным и младшим школьным возрастом. Характеризуется стремлением ребенка освоить социальную роль школьника, выполнять общественно значимую деятельность. Проявляется подражанием взрослым, манерничаньем, упрямством, своеволием, утратой наивности и непосредственности. Диагностика выполняется психологом, детским психиатром. Используется метод беседы, наблюдения, рисуночные тесты. В лечении ребенок не нуждается. В рамках психологического консультирования родителям дают рекомендации об изменении отношений, поведения с целью коррекции негативных кризисных симптомов.

Общие сведения

Взрослея и развиваясь, ребенок переживает стабильные и кризисные периоды. Первые отличаются спокойным течением, постепенным усовершенствованием имеющихся способностей. Кризис сопровождается качественными изменениями психики, затрагивающими личность, социальные отношения. У семилетних детей игровая деятельность сменяется учебной, расширяется круг общения, формируется социальная роль – ученик. Признаки кризиса – непослушание, упрямство, раздражительность – проявляются с 5 до 8 лет. Продолжительность переходного этапа составляет 6-9 месяцев. К завершению формируется «внутренняя позиция школьника», представление ребенка о социальной роли (ожиданиях, отношениях, деятельности).

Причины кризиса семи лет

Кризис семи лет совпадает с началом школьного обучения – внутренние изменения психики сопровождаются сменой социальной ситуации развития. Ребенок испытывает потребность осваивать социальные роли, значимую в обществе деятельность (учебу). На начальном этапе важны внешние атрибуты «взрослости». Малыш отстаивает право выбирать, самостоятельно оценивает ситуацию, принимает решения. Содержание, смысл поступков остаются скрытыми. Отсутствует понимание ответственности, последствий, возникают конфликтные ситуации с учителями, родителями.

Вторая особенность кризисного периода – необходимость принять правила, запреты, права, обязанности ученика. Исследование границ дозволенного выполняется «методом проб» – ребенок игнорирует, отрицает, противостоит требованиям взрослых. Выраженность симптомов кризиса зависит от психологических особенностей членов семьи, методов воспитания. Кризис остро переживается возбудимыми детьми, при гиперопеке и авторитаризме матери, отца. Третья особенность – освоение новой роли сопровождается отвержением прежней. Став учеником, ребенок отказывается выполнять привычные дела – играть с младшей сестрой, рано укладываться спать. Разрешение кризиса происходит вместе с освоением содержания (смысла) учебной деятельности, взрослости.

Читать еще:  Ребенок постоянно ходит на носочках почему. Почему ребенок ходит на носочках, и что с этим делать

Патогенез

Изменения кризисного этапа имеют физиологическую основу – в 6-7 лет активно развиваются лобные доли коры больших полушарий, отвечающие за произвольность: умение планировать, контролировать выполнение действий, прогнозировать последствия. Сохраняется подвижность процессов возбуждения-торможения, проявляющаяся непоседливостью, гиперактивностью, эмоциональной лабильностью. На уровне психики происходят следующие изменения: переживания становятся осмысленными, обобщаются, образ «Я» разделяется на внутренний (самооценка) и внешний (оценка окружающими). Ребенок выстраивает собственную систему ценностей, дифференцирует «плохо» – «хорошо», «правильно» – «неправильно». Происходит становление представления о себе как о личности в социуме. Активно осваиваются ролевые отношения с педагогами, сверстниками. Кризисные симптомы наблюдаются в ходе освоения новой позиции (ученик, школьник).

Симптомы кризиса семи лет

Основными проявлениями кризиса являются капризность, негативизм, непослушание, раздражительность. Подражая взрослым, ребенок манерничает, кривляется. Движения, фразы не соответствуют возрасту, становятся нелепыми, нарочитыми, утрированными. Дословное повторение родительских слов, интонаций, жестов – апробирование атрибутов взрослости. Стремление изменить существующие правила поведения, способы взаимодействия с членами семьи сопровождаются частыми спорами, игнорированием просьб старших. После обращения взрослого ребенок выдерживает паузу, оттягивает выполнение неприятных обязанностей, выбирая тактику (сопротивление, подчинение). Он сравнивает права и обязанности родственников, обнаруживая несправедливость, открыто выражает недовольство, упрямится (отказывается спать, гуляет без шарфа, как папа).

Поведение детей отличается непослушанием. Отказ от привычных требований, обязанностей объясняется изменением социальной позиции – был ребенок, стал ученик. Малыш выбрасывает игрушки, отказывается от любимой еды (нравится сок – пьет чай «как мама»), не следует установленному режиму. Своеволие проявляется сопротивлением вопросам, просьбам взрослых. Формирование самооценки происходит через одобрение/осуждение окружающих. Ребенок часто спрашивает мнение старших о результатах труда – просит оценить рисунок, поделку, качество уборки, красоту выбранной одежды. Критика формирует неуверенность, пассивность, безынициативность.

Осложнения

У первоклассников приобретают значимость проблемы адаптации, психологической готовности к школе. В норме кризис и начало обучения совпадают, ребенок легко приспосабливается к незнакомым условиям, быстро осваивает социальную позицию школьника. Дети с затянувшимся, запаздывающим кризисом испытывают трудности перехода от дошкольного детства в младший школьный возраст – ведущей деятельностью остается игра, принимаются внешние признаки роли ученика, но сохраняется сильная эмоциональная привязанность к матери. Вынужденное посещение школы провоцирует реакции активного/пассивного протеста (нарушения поведения), развитие невротических расстройств, психосоматических заболеваний.

Диагностика

Диагностика кризиса семи лет проводится психологами и педагогами, при выраженных поведенческих и эмоциональных отклонениях может потребоваться консультация врача-психиатра. Стандартное обследование осуществляется клиническими методами, дополнительно выполняется оценка психологической подготовленности к школьному обучению. Полный комплекс обследований включает:

  • Беседу с родителями. Опрос родителей остается наиболее информативным методом исследования детских кризисов. Специалист расспрашивает о проявлениях переходного периода, изменениях поведения ребенка, процессе адаптации.
  • Наблюдение. Иногда симптомы проявляются в течение консультации. При взаимодействии ребенка с родителями определяется негативизм, упрямство, своеволие – не садится на указанный стул, не реагирует на предложение вести себя тише, демонстративно отворачивается при просьбе поговорить с врачом.
  • Опрос ребенка. Вопросы касаются психологического компонента школьной готовности: «Хочешь ли ты пойти/ходить в школу? Почему?». По развернутости, направленности ответа оценивается сформированность позиции школьника.

Дифференциальная диагностика с эмоциональными, поведенческими нарушениями проводится при тяжелом течении кризиса. В таких случаях к обследованию подключается детский психиатр, который на основании данных анамнеза делает вывод о возможном расстройстве. Дополнительно может потребоваться комплексное психологическое тестирование (познавательная, эмоционально-волевая сфера), инструментальные обследования (ЭЭГ, МРТ головного мозга).

Рекомендации при кризисе семи лет

В период кризиса происходят изменения поведения, образа жизни, самоощущения ребенка. Взрослым следует выработать новые способы семейного взаимодействия, пересмотреть свое отношение к будущему ученику, заранее начать подготовку к учебному году. Данные меры позволят ускорить переходный этап, скорректировать негативные кризисные проявления. На консультациях психологи рекомендуют родителям:

  • Соблюдение режима. Необходимо за 4-6 месяцев до начала учебы выработать привычку рано ложиться спать и просыпаться. Важно чередовать прогулки, игры, учебные занятия.
  • Знакомство со школой. Рекомендуется посетить здание учебного заведения до первых занятий. Ребенок станет более уверенным, спокойным.
  • Обозначение прав, обязанностей. Непослушному ребенку нужно пояснить – у всех есть обязанности. Будущий школьник должен понять, что требования родителей основаны на доверии, расширяют его права, увеличивают ответственность.
  • Предоставление свободы. Должны существовать способы реализации самостоятельности. Пример: уборка в комнате обязательна, но ребенку разрешено выбрать время, способ.
  • Разрешение на ошибку. Не стоит предотвращать прогнозируемые негативные последствия действий ребенка (при условии безопасности для жизни, здоровья). Анализ результата научит предвидеть проблемы, нести ответственность за собственные поступки (вечером выбрал игры вместо домашнего задания – утром получил двойку).
Читать еще:  Как вдомашних условиях избавиться от растяжек. Способы и методы эффективной борьбы с растяжками

Профилактика

Успешное завершение кризиса семи лет формирует у ребенка позицию ученика, ответственность, умение принимать правила и следовать им, способствует школьной адаптации. Профилактика осложнений и затяжного течения кризиса основана на изменении отношения родителей к детям. Необходимо, демонстрировать уважение, равноправие, предоставлять ребенку больше свободы. В воспитании рекомендуется проявить гибкость, придерживаться системы принятых правил, но оставлять пространство для самостоятельности, выбора, изменения роли. Не следует идти на открытый конфликт с ребенком, это обостряет негативные симптомы.

Тема: «Кризис семи лет. Адаптация к школе»

Консультация для родителей подготовительной группы.

Тема: «Кризис семи лет. Адаптация к школе».

Разговор матери и ее ребенка:

Сережа, одень шапку. На улице холодно.

Как проявляется и почему возникает кризис 7-ми лет?

1. Главный симптом – это, что ребенок перестает быть ребенком: наивным, по-детски непосредственным.

2. Он начинает задумываться о самых разных вещах, при этом его поведение становится гораздо более сложным: ребенок начинает скрытничать.

3. Подсознательное напряжение может проявляться самыми разными способами (замкнутость в общении длительные паузы в виде молчания во время разговора с ребенком.

4. Спор, препирательство.

6. Попытки подражания взрослым в речи и манерах поведения.

8. Требовательность (ребенок может до бесконечности настаивать на своем.

Как родители могут помочь ребенку в этот тяжелый для него период?

Иногда кризис у ребенка проходит незаметно для родителей. Но если позволить ребенку загнать свои переживания внутрь, то у него может развиться чувство неуверенности в себе, чувство беспомощности, заниженная самооценка, тревога, и даже невроз. Поэтому в период перехода ребенка из детского сада в школу будьте особо внимательны к нему:

.активно поддерживайте его инициативу и самостоятельность;

.не наказывайте за неудачи, учите его искать плюсы в любой ситуации;

.расширяйте зону ответственности ребенка, он должен чувствовать себя значимым и взрослым членом семьи;

.следите за режимом дня ребенка, не допускайте перегрузок;

.стимулируйте и поощряйте ребенка: «ты справишься, у тебя все получится!»

Успешное прохождение кризиса семи лет является залогом формирования познавательной мотивации, а, следовательно, и успешной адаптации ребенка к школе. Без успешной мотивации ребенок, попав в школу, потеряет интерес уже через полгода, поскольку новый портфель успеет надоесть, тетрадки все будут исписаны, карандаши сточены и т. д.

Первоклассник запросится обратно в детский сад. Чтобы этого не произошло, за время посещения ребенком подготовительной группы дайте ему возможность как следует наиграться. Обучение необходимо осуществлять только посредством игры. Если сейчас ребенок не наиграется, позже он будет пытаться сделать это в школе в самый неподходящий для этого момент.

Источники:

http://www.r-vmeste.ru/pochemuchki/Nachalo-obucheniya-v-shkole-adaptaciya-i-krizis-7i-let.html
http://www.krasotaimedicina.ru/diseases/children/7-year-crisis
http://pandia.ru/text/80/192/35398.php

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector