Ли Якокка «Куда подевались все лидеры? Ли якокка куда подевались все лидеры fb2
Ли Якокка родился в 1924 году (15 октября) в городе Аллентаун (штат Пенсильвания, США). Его родителями были итальянские иммигранты. После школы Ли стал учиться в Лихайском университете, затем перевелся в Пристонский университет. Получив образование, Ли Якокка начал работать в компании Ford на должности инженер, а через некоторое время перешел на управленческую должность. За время работы Ли Якокки компания разработала автомобили Ford Mustang и Ford Fiesta. Ли занимался продвижением автокредитования для увеличения продаж своей компании. Но, несмотря на высокие успехи, 13 июля 1978 года его уволил президент компании – внук Генри Форда (Генри Форд II). Причиной увольнения стала неудачная разработка автомобиля Ford Pinto, который мог взорваться при врезании в его заднюю часть, где находился бензобак. На тот момент Ли Якокка стал одним из лучших менеджеров США.
В это же время другой автомобильный гигант Chrysler находился на грани банкротства. Ли Якокка возглавлял эту компанию до 1995 года, и за это время сумел добиться значительных финансовых улучшений и вывести Chrysler из кризиса.
В 80-х годах 20-го века Ли Якокка начинает писать автобиографические книги, описывая свои достижения, ошибки и делясь своим опытом с читателями.
Выходные данные книги:
Якокка, Л., Уитни, К. Куда подевались все лидеры? / Л. Якокка, К. Уитни; пер.с англ. – С.Э. Борич – Минск: «Попурри», 2008. – 320 с.
Основная идея книги
Данную книгу автор посвятил проблеме лидерства в США. Он анализирует современную экономическую и политическую ситуацию и констатирует тот факт, что лидеров катастрофически мало. В книге Ли Якокка рассказывает, как развить лидерские качества и эффективно применять их на практике.
Также Ли Якокка пишет эту книгу как своего рода наставление на будущее потомкам, в котором передает весь свой жизненный опыт с детства до пенсии.
Главы: Краткий реферат
Через всю книгу проходит идея первой главы: лидера можно «вычислить» по 9 важным показателям: Любознательность, Творчество, Коммуникабельность, Характер, Смелость, Убежденность, Харизма, Компетентность, Здравый смысл. Следует немного подробнее остановиться на каждом понятии, так как они проходят через всю книгу.
Любознательность : это желание прислушиваться к мнению не только соратников, но и противников. «Если лидер никогда не покидает своей комфортной зоны, чтобы выслушать другие мнения, он теряет форму» (2, стр 15)
Творчество : это готовность изменяться и изменять курс при меняющихся условиях. «Джордж Буш кичится тем, что никогда не изменит своих взглядов, даже если мир рухнет». (2, стр 15) Настоящий лидер будет управлять меняющейся ситуацией.
Коммуникабельность : это способность воспринимать реальность и открыто говорить о ней людям, и самое сложное – говорить правду об этой реальности.
Характер – это умение отличать хорошее и плохое, и иметь мужество следовать тому, что правильно.
Смелость – это значит «Он должен быть настоящим мужиком» (2, стр 18). Это мужество высказать свою позицию, договариваться, отстаивать свое мнение.
Убежденность – это страсть, желание что-то совершить.
Харизматичность – «это способность вдохновлять» (2, стр 19). Ли Якокка определяет это как веру людей в лидера.
Компетентность – это знание о том, что лидер должен делать. Уметь выполнять те задачи, которые лидер должен выполнять.
Здравый смысл – это способность не просто воспринимать реальность, но и действовать согласно этой реальности. Отличать первостепенные задачи и второстепенные, расставлять приоритеты, стремиться к лучшему для людей и для себя.
Во второй главе Ли Якокка пишет о том, что в любом деле важны 2 фактора – это люди и приоритеты. Во главе чего бы ты ни стоял, эти 2 составляющих будут определять успешность управления. Нужны люди, которые компетентны в том, что они делают, талантливы и готовы работать. Ли Якокка приводит в пример правительство США – практически никто из народа не знает их имен, т.к. Джордж Буш любит набирать к себе знакомых на высшие посты. А «если у вас есть нужные люди, то это облегчит вам формулировку правильных приоритетов» (2, стр 36). И наоборот.
Чтобы управлять компанией, нужен бизнес-план, и план же требуется при правлении страной. Важно расставить национальные приоритеты, и Ли Якокка советует это делать в письменном виде. Потребовать от каждого кандидата на выборы (2008 года тогда) 3 его приоритета, и 3 мероприятия по достижению этого.
В пятой главе (Насколько мы любим демократию?) автор рассказывает, что США стремятся установить демократию в других странах, но Ли Якокка утверждает, что стоит присмотреться сначала к собственной стране. Демократия – это свободные выборы и свобода слова.
США имеет самый низкий показатель явки на выборах – 45 %. В некоторых странах участие в выборах обязательно, иначе в дело пойдут штрафы. По мнению Ли Якокки, это служит напоминанием, что «Свобода не бывает бесплатной» (2, стр 56).
Кроме голосования, у жителей демократической страны есть свобода слова. Ли Якокка приводит в пример Джона Мэрту, который не побоялся высказаться о войне в Ираке в негативном ключе, так как гибли люди, но это было еще рано обсуждать. Тогда правительство начало всячески его оскорблять и унижать. Пожалуй, к этому можно прибавить то, что автор отметил в начале – любознательность. Джордж Буш за историю своего президентства наложил вето на законопроект только 1 раз, т.к. он не терпит среди своего окружения чужого мнения, кроме своего, а если оно появится, то проще сразу очернить автора утверждения, чем выслушать противоположное мнение.
Поэтому автор стремится мотивировать американцев пойти и проголосовать, но перед этим тщательно взвесить решение. Будущим президентом США должен был стать лидер, который занимался бы реальными проблемами. И Ли Якокка дает возможность читателю по 9 критериям проанализировать каждого из кандидатов.
Отмечу, что среди таких кандидатов есть и Барак Обама, который и стал президентом. Автор говорил, что он может быть некомпетентным, так как не показал еще себя, но, как выяснилось, Обама весьма неплохо справляется с президентской ролью.
Я бы хотела совсем кратко осветить шестую главу, т.к. для дальнейшего понимания книги она важна. В главе обсуждаются политические вопросы Америки, в частности вопросы союзников и противников. Якокка говорит о том, что нужно четко понимать, кто наш друг, а кто враг. Автор приводит в пример Францию, которая остается другом США, но если страна не поддерживает режим президента, это не значит, что она отказывается быть союзником.
Также Ли Якокка сожалеет о ситуации с Кубой. Он уверен, что настало время для переговоров, потому что не общаться со страной из-за старой идеологии неправильно.
Мораль – важно ориентироваться по ситуации, а не просто придерживаться идеологии, даже если она изжила себя.
Глава восьмая (На что мы готовы ради нефти?) представляется мне достаточно важной, т.к. смело открывает правду о правительстве и политике США.
США стремится иметь в соратниках нефтедобывающие страны, и война в Ираке, по мнению автора, так же из-за нефти. Помимо этого, в правительстве работают люди, так или иначе связанные с нефтяной промышленностью. Ли Якокка задается вопросом – какая энергетическая политика у США? Естественно, проводятся заседания на эту тему, но данные конфиденциальны, заседание проходит в несколько дней, в один из последних обсуждается положение вещей с учеными, которые разрабатывают альтернативные источники энергии, а что обсуждается в остальные дни – загадка. Известно, что на них присутствуют такие компании, как “ExxonMobil”, “Conoco”, “Shell”, BP. Скорее всего, речь на заседаниях шла об иракских месторождениях.
Автор много говорит и о соратниках Буша: Дик Чейни, бывший глава “Halliburton”, Кондолиза Райс из совета директоров “Chevron”, Дон Эванс, Лоуренс Линдсей, Джеймс Бейкер, Сэмюэл Бодмен – все они так или иначе связаны с нефтяным бизнесом.
Ли Якокка затрагивает также проблему глобального потепления, и то, что мы тратим нефть вместо поисков альтернативы, сказывается на природе не лучшим образом. Это энергетический кризис, и только лидер сможет что-то предпринять, чтобы его решить.
Призвать к жертвам – меньше использовать автомобили.
Ввести налог на бензин – в США самые низкие в мире цены не бензин
Деньги от налога использовать на разработку альтернативных источников энергии
Развалить нефтяной картель
Повысить стандарты – использовать более легкие автомобили
Подвижность и непостоянство состава команд в дворовом футболе давали возможность многим его участникам проявлять, а, значит, и развивать свои лидерские качества. Зачастую обстановка требовала проявления этих качеств даже от тех, у кого они были слабо выражены в силу возраста или особенностей характера (скромность, нерешительность и т.д.). Это давало толчок к развитию лидерских качеств, вначале эпизодически (когда отсутствовали старшие, более авторитетные игроки), а, затем, по мере накопления опыта – более часто. Это, конечно, касается тех, кто обладал задатками лидера, а именно они и становились ” звездами”. Кроме того, огромное количество различных команд (маленьких и больших, постоянных и случайных по составу) давало очень многим мальчишкам возможность проявлять свои лидерские качества, т.к. для каждого из них всегда находилась небольшая команда, где они реально могли быть лидерами.
Ну, а в нашем организованном футболе? Здесь все наоборот! Вместо того, чтобы создать условия для развития лидерских качеств как можно большему количеству мальчишек, имеющих задатки лидеров, мы уже в 7-8 лет лишаем их такой возможности, концентрируя их из дворовых команд в различные более и менее престижные клубы, и футбольные школы. Не трудно сообразить, что собирая потенциальных лидеров, с еще только наметившимися лидерскими качествами, в общую группу из 20-ти человек, мы оставляем возможность развивать эти качества только одному из них, теряя, таким образом, 19 потенциальных лидеров и уменьшая их количество в 20 раз! Затем, лет в 12-13, тех немногих, кто проявил в этих новых командах свои лидерские качества, снова собираем, создавая им “еще лучшие условия” в более сильных клубах или СДЮШОР, например, таких как наши петербургские “Смена ” и “Зенит”, снова в 20 раз сокращая возможность возникновения лидеров!. Ну, а когда лет в 14-15 те перспективные мальчишки, которых так “скрупулезно” отбирали, становятся “вдруг” бесперспективными – их меняют на тех, кто уцелел после двух предыдущих “созидательных отборов”, еще раз собирая из, так называемых, “низовых коллективов”, образовавшихся там новых “лидеров”. Можно продолжать и дальше, но если даже ограничиться вышеизложенным, то можно сказать: сколько бы ни было у нас талантливых мальчишек – мы их все равно загубим. Ведь при такой постановке “дела” в нашем детском футболе к 16-ти годам остается, примерно, в 8 тысяч раз (! ! !) меньше потенциальных лидеров, чем их было бы в дворовом футболе! Думаю, принимая во внимание такие “высокие” показатели, нам не стоит огорчаться тому, что мы не попадаем в число 16-ти лучших сборных в Европе и досрочно вылетаем из европейских кубков. Нам надо радоваться, что нас еще кое – где принимают всерьез (правда, и это – благодаря заслугам российского футбола прошлых лет).
Вывод: и в вопросе формирования лидерских качеств, ” организованный футбол” явно проигрывает “дворовому”. Причем проигрывает не только по количественному, но и по качественному показателю. Дворовая среда, в отличие от “организованной”, неизмеримо разнообразнее и серьезнее, ситуационные эпизоды в ней не контролируются “сверху” и лидеру приходится рассчитывать только на собственные силы, а это ключевой момент в формировании настоящих лидерских качеств.
Минск: Попурри. — 320 с.Книга состоит их четырех частей (выраженных в конкретных вопросах).
I часть — «Куда подевались все лидеры?» Основная мысль: «Страна в очень плачевной ситуации и главная причина — отсутствие Лидеров. В политике, религии, бизнесе и прочих сферах». Автор сожалеет, что сейчас Лидеров в стране нет и приводит свое мнение о том, кто же такой Лидер и какими качествами он обладает. Чётко, понятно и по делу раскрыта тема Лидерства.
II часть — «Куда подевались все наши друзья?» Очень интересные мысли о друзьях Америки, за что они дружат с ней, что в ней ценят. Очень понравились следующие мысли автора: «Отношения строятся на равенстве и уважении. Чуждая позиция — не повод для оскорблений» и «Признать за другими право на собственную точку зрения — это не проявление слабости». А также здесь есть темы: «дружба — нефть», «дружба — свободная торговля», «дружба — высокие заборы»
III часть — «Подвёл ли нас капитализм?» Уроки капитализма на сегодняшний день: о том, куда уходят все деньги, о кризисе корпоративной Америки, о негативном опыте слияния «Крайслер», кто спасёт средний класс, об убийственой энергии взаимных обвинений.
IV часть — «Может ли Америка вернуть былое величие?» — Не слишком ли мы разжирели? (об ожирении нации, о таблеточных формах лечения всех болезней); — Верните нам умение мыслить (об образовании и интеллектуальном уровне населения с очень любопытной статистикой, о том, что книга — лучший учитель); — О людях, которые научили Ли Якокку лидерству; — Бросьте играть в гольф и сделайте что-нибудь; Здесь и о том, чем занимается Якокка на пенсии — филантропией, о том, что всем необходимо обязательно отдавать долги обществу и как это сделать (по секрету: такие долги можно отдавать не только деньгами). Четвёртая часть подводит итоги и в ней, на каждой странице, мудрость, и даже не одна. Отличная выжимка человеческого опыта и здравого смысла. Налицо отличный пример самореализации — высшей потребности Человека. В целом книга дает чёткое представление о взаимосвязях в обществе и экономике: цена авто и наличие профсоюзов, качество школьного образования и место страны на мировой арене, образованность президента и политика правящей элиты. И ещё в книге: встречи с президентами США и Фиделем Кастро, собственные президентские амбиции автора, разум в бизнесе, лидерство, благотворительность, акция по спасению Статуи Свободы, образование, еда и Труд во всех его проявлениях. Книга невероятно расширяет кругозор.
Очень хочу закончить рецензию актуальной цитатой: «Не надо быть гением, чтобы понять, что нация, в которой многие переедают, глотают без разбора лекарства, часами сидят у телевизора, круглосуточно слушают музыку через наушники, испытывают болезненную страсть к покупкам, не достигнет особых успехов. Если же мы действительно надеемся обрести былое величие, то пора браться за работу».
Рецензент И. Хамов.
Читать онлайн “2008_31 (579)” автора Газета Дуэль – RuLit – Страница 15
М.К. ТАРАСОВА
ТАК ГОВОРИТ ЯКОККА
Только что прочитал небольшую по объему книгу Ли Якокки «Куда подевались все лидеры?». Не прочесть эту книгу я не мог — мы с Якоккой исследуем одну тему, но только по-разному подходим к ней. Он пишет, как изучить рынок, как организовать производство, и я, как и он, тоже об этом пишу в своей книге «Законы власти и управления людьми», более того, в последней книге Якокка добрался и до управления государством, а я об этом писал изначально. Разница в том, что Якокка, объясняя, как организовать управление, считает, что подходящих людей нужно искать и что они редки, а я же пишу, какие нужно создать условия в системе управления, чтобы любой человек стал «подходящим».
Безусловно, Якокка был выдающимся управленцем — слов нет, но я знал и более выдающихся, даже знаю их в настоящее время. Да только у них у всех большой дефект — они не хотят анализировать свою управленческую работу, а Якокка это делает, они не хотят учить других тому, что умеют сами, а Якокка организовал учебный институт и успешно руководит им. Они не пишут книг, а он пишет. Он молодец, а наши… Слов нет! Вернее, они есть, но не писать же их!
Вот я знаю русского руководителя, менеджера по современному и «умному». Три года назад хозяин (акционеры) заставил его заняться совершенно новым делом — проектированием и строительством рудников, заводов, электростанций, железных дорог и линий электропередач, пообещав, что кредиты ему выдавать будут. Три года назад он зашел в свой новый, еще пустой офис только с мобильным телефоном. А сейчас у него на фирме на трех континентах работает 30 000 человек, он уже сдал акционерам работающий в России на полном ходу завод стоимостью 1 миллиард 200 миллионов долларов, потратив на проектирование, строительство и пуск 700 миллионов, причем, этим заводом, даже его внешней красотой, восхищаются и иностранные конкуренты. Но что-нибудь написать — не уговоришь! Спрашиваю, чего же он хочет, отшучивается — отоспаться!
А Якокка пишет с удовольствием, причем с нескрываемым тщеславием, что даже раздражает. Хотя, по большому счету, во времена, когда люди ленивы умом и предпочитают верить кому-то, а не самим разбираться, такая манера имеет смысл: не хочешь вникнуть, дубина, так хоть поверь известному человеку! Но это, пожалуй, единственное замечание, а в остальном — очень толковая книга и написана интересно, порою даже афористично.
Вот Якокка пишет: «Неспособность слушать — одна из форм невежества». Умри — лучше не скажешь! Сколько раз я замечал, что чем глупее слушатель, тем он раньше перебьет тебя словами: «Это всем известно!» — а сформулировать свое отношение к таким слушателям не доходили руки.
Должен сказать, что политические воззрения Якокки и даже информированность (хотя он ею непрерывно хвастает) — слабоваты. К примеру, у него нет ни малейших сомнений в том, что небоскребы 11 сентября 2001 года завалили арабы, но управленец он очень сильный! Посему такую книгу рецензировать глупо — ее нужно читать только из-за автора и названия.
Я же, для примера, приведу несколько отрывков. Ю.И. Мухин
…Неужели я единственный человек в стране, кому уже осточертело все происходящее? Где же наше возмущение? Мы должны орать благим матом от негодования. Банда безмозглых типов ведет американский корабль прямо на рифы. Кучка проходимцев настолько затуманила нам разум, что мы не в состоянии даже убрать грязь после урагана, не говоря уже о том, чтобы создать автомобиль с гибридным двигателем. И вместо того чтобы прийти в ярость, все расселись по углам и только кивают головами, когда политики заверяют, что мы «остаемся на правильном курсе».
«Остаемся на правильном курсе»? Вы что, шутить изволите? Это же Америка, а не какой-то там «Титаник». Я хочу дать вам здравый совет: скиньте этих болванов за борт!
Вы, должно быть, решили, что у меня уже начинается старческий маразм и котелок не варит? Может быть, и так. Но кто-то же должен сказать правду. Я с трудом узнаю свою страну. Президент Соединенных Штатов дал зеленый свет тем, кто игнорирует Конституцию, прослушивает наши телефоны и втягивает страну в войну, руководствуясь ложными сведениями. Конгресс отвечает на рекордный дефицит национального бюджета, принимая решение о колоссальном сокращении налога для богатых (спасибо, конечно, но я в этом не нуждаюсь). Самыми известными лидерами бизнеса становятся не новаторы производства, а люди, которых полиция заковывает в наручники. Мы попусту тратим время и деньги в Ираке, а тем временем уже весь Ближний Восток в огне, и никто не знает, что со всем этим делать. Это не то, чего ожидали от Америки мои и ваши родители, отправляясь сюда через океан. С меня уже хватит. А что вы думаете об этом?
Я скажу даже больше. Вы не имеете права называть себя патриотом, если вас не возмущает все происходящее. Это битва, в которой я готов и хочу принять участие.
Мои друзья советуют мне немного поостыть. Они говорят: «Ли, тебе уже восемьдесят два года. Пусть этим занимаются молодые». Я бы и рад, если бы мне удалось заставить их хотя бы на пять секунд оторваться от своих музыкальных плееров и немного послушать меня. Я должен высказаться, потому что считаю это своим патриотическим долгом. И я думаю, что люди прислушаются к моему голосу. Говорят, что у меня репутация человека, который режет правду-матку без оглядки. Вот я и говорю вам все, что думаю. Пусть это покажется кому-то неприятным, но это правда. Я надеюсь задеть за живое тех молодых людей, которые говорят, что не ходят голосовать, потому что не верят, будто политики способны отстаивать их интересы. Эй, Америка, проснись! Эти парни в правительстве должны работать на нас.
…Почему мы очутились в таком дерьме? Каким образом у власти в Вашингтоне оказалась эта шайка? Ну да, мы за них голосовали — по крайней мере, некоторые из нас. Но мы не давали им своего согласия на отмену Конституции. Мы не согласны с тем, что все должны только молчать и не требовать ответа. Нас уже тошнит от людей, которые называют свободу слова предательством. Там, где я воспитывался, это называли диктатурой, а не демократией.
Только не надо говорить мне, что во всем виноваты правые республиканцы или либеральные демократы. Такие аргументы недостойны мыслящего человека, и это одна из причин, почему мы оказались в такой ситуации.
Мы не общество, состоящее из различных фракций. Мы — народ. Мы разделяем общие принципы и идеалы. И побеждать, и терпеть поражение мы будем вместе.
Почему не слышно голосов лидеров, которые вдохновляют нас на дело и призывают встать в полный рост? Что случилось с сильной и решительной партией Линкольна? Что случилось с мужественной и авторитетной партией Рузвельта и Трумэна? В истории нашей страны бывали времена, когда голоса великих лидеров поднимали Вас и вели к лучшей жизни. Куда же подевались наши лидеры?
Я никогда не был Верховным главнокомандующим, но я руководил крупной корпорацией. Я кое-что соображаю в вопросах лидерства в верхних эшелонах власти. Я выработал девять критериев лидера (девять, а не десять, чтобы никто не обвинил меня, будто я возомнил себя Моисеем). В них нет ничего хитроумного и сложного. Это ясные и очевидные качества, которыми должен обладать каждый настоящий лидер. Давайте посмотрим, насколько соответствует им наша нынешняя администрация. Хотим мы этого или нет, но она будет оставаться у власти до января 2009 года. Если вы хотите чему-то научиться, прежде чем пойти в 2008 году на избирательные участки, подвергните этому тесту кандидатов, которые утверждают, что хотят управлять страной. Выбор, в конце концов, за нами.
Итак, вот мой перечень.
Лидер должен обладать ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬЮ. Он должен прислушиваться, что говорят люди за пределами узкого круга его соратников, от которых можно услышать только: «Да, сэр». Он должен с жадностью накидываться на чтение, потому что мир огромен и сложен. Джордж Буш хвастается, что не читает газет. «Я бегло просматриваю заголовки», — говорит он. Я не ослышался? Президент Соединенных Штатов никогда не читает газет? Томас Джефферсон однажды сказал: «Если бы меня поставили перед выбором, нужно ли нам правительство без газет или газеты без правительства, я бы, не колеблясь ни секунды, выбрал последнее». Буш с этим не согласен. Он считает, что, прослушав сводку новостей радиостанции «Fox News» во время утренней зарядки в спортзале, он уже готов управлять страной.
Якокка Ли, Уитни Кэтрин. Куда подевались все лидеры? Куда подевались лидеры ли якокка
Минск: Попурри. — 320 с.Книга состоит их четырех частей (выраженных в конкретных вопросах).
I часть — «Куда подевались все лидеры?» Основная мысль: «Страна в очень плачевной ситуации и главная причина — отсутствие Лидеров. В политике, религии, бизнесе и прочих сферах». Автор сожалеет, что сейчас Лидеров в стране нет и приводит свое мнение о том, кто же такой Лидер и какими качествами он обладает. Чётко, понятно и по делу раскрыта тема Лидерства.
II часть — «Куда подевались все наши друзья?» Очень интересные мысли о друзьях Америки, за что они дружат с ней, что в ней ценят. Очень понравились следующие мысли автора: «Отношения строятся на равенстве и уважении. Чуждая позиция — не повод для оскорблений» и «Признать за другими право на собственную точку зрения — это не проявление слабости». А также здесь есть темы: «дружба — нефть», «дружба — свободная торговля», «дружба — высокие заборы»
III часть — «Подвёл ли нас капитализм?» Уроки капитализма на сегодняшний день: о том, куда уходят все деньги, о кризисе корпоративной Америки, о негативном опыте слияния «Крайслер», кто спасёт средний класс, об убийственой энергии взаимных обвинений.
IV часть — «Может ли Америка вернуть былое величие?» — Не слишком ли мы разжирели? (об ожирении нации, о таблеточных формах лечения всех болезней); — Верните нам умение мыслить (об образовании и интеллектуальном уровне населения с очень любопытной статистикой, о том, что книга — лучший учитель); — О людях, которые научили Ли Якокку лидерству; — Бросьте играть в гольф и сделайте что-нибудь; Здесь и о том, чем занимается Якокка на пенсии — филантропией, о том, что всем необходимо обязательно отдавать долги обществу и как это сделать (по секрету: такие долги можно отдавать не только деньгами). Четвёртая часть подводит итоги и в ней, на каждой странице, мудрость, и даже не одна. Отличная выжимка человеческого опыта и здравого смысла. Налицо отличный пример самореализации — высшей потребности Человека. В целом книга дает чёткое представление о взаимосвязях в обществе и экономике: цена авто и наличие профсоюзов, качество школьного образования и место страны на мировой арене, образованность президента и политика правящей элиты. И ещё в книге: встречи с президентами США и Фиделем Кастро, собственные президентские амбиции автора, разум в бизнесе, лидерство, благотворительность, акция по спасению Статуи Свободы, образование, еда и Труд во всех его проявлениях. Книга невероятно расширяет кругозор.
Очень хочу закончить рецензию актуальной цитатой: «Не надо быть гением, чтобы понять, что нация, в которой многие переедают, глотают без разбора лекарства, часами сидят у телевизора, круглосуточно слушают музыку через наушники, испытывают болезненную страсть к покупкам, не достигнет особых успехов. Если же мы действительно надеемся обрести былое величие, то пора браться за работу».
Рецензент И. Хамов.
Подвижность и непостоянство состава команд в дворовом футболе давали возможность многим его участникам проявлять, а, значит, и развивать свои лидерские качества. Зачастую обстановка требовала проявления этих качеств даже от тех, у кого они были слабо выражены в силу возраста или особенностей характера (скромность, нерешительность и т.д.). Это давало толчок к развитию лидерских качеств, вначале эпизодически (когда отсутствовали старшие, более авторитетные игроки), а, затем, по мере накопления опыта – более часто. Это, конечно, касается тех, кто обладал задатками лидера, а именно они и становились ” звездами”. Кроме того, огромное количество различных команд (маленьких и больших, постоянных и случайных по составу) давало очень многим мальчишкам возможность проявлять свои лидерские качества, т.к. для каждого из них всегда находилась небольшая команда, где они реально могли быть лидерами.
Ну, а в нашем организованном футболе? Здесь все наоборот! Вместо того, чтобы создать условия для развития лидерских качеств как можно большему количеству мальчишек, имеющих задатки лидеров, мы уже в 7-8 лет лишаем их такой возможности, концентрируя их из дворовых команд в различные более и менее престижные клубы, и футбольные школы. Не трудно сообразить, что собирая потенциальных лидеров, с еще только наметившимися лидерскими качествами, в общую группу из 20-ти человек, мы оставляем возможность развивать эти качества только одному из них, теряя, таким образом, 19 потенциальных лидеров и уменьшая их количество в 20 раз! Затем, лет в 12-13, тех немногих, кто проявил в этих новых командах свои лидерские качества, снова собираем, создавая им “еще лучшие условия” в более сильных клубах или СДЮШОР, например, таких как наши петербургские “Смена ” и “Зенит”, снова в 20 раз сокращая возможность возникновения лидеров!. Ну, а когда лет в 14-15 те перспективные мальчишки, которых так “скрупулезно” отбирали, становятся “вдруг” бесперспективными – их меняют на тех, кто уцелел после двух предыдущих “созидательных отборов”, еще раз собирая из, так называемых, “низовых коллективов”, образовавшихся там новых “лидеров”. Можно продолжать и дальше, но если даже ограничиться вышеизложенным, то можно сказать: сколько бы ни было у нас талантливых мальчишек – мы их все равно загубим. Ведь при такой постановке “дела” в нашем детском футболе к 16-ти годам остается, примерно, в 8 тысяч раз (! ! !) меньше потенциальных лидеров, чем их было бы в дворовом футболе! Думаю, принимая во внимание такие “высокие” показатели, нам не стоит огорчаться тому, что мы не попадаем в число 16-ти лучших сборных в Европе и досрочно вылетаем из европейских кубков. Нам надо радоваться, что нас еще кое – где принимают всерьез (правда, и это – благодаря заслугам российского футбола прошлых лет).
Вывод: и в вопросе формирования лидерских качеств, ” организованный футбол” явно проигрывает “дворовому”. Причем проигрывает не только по количественному, но и по качественному показателю. Дворовая среда, в отличие от “организованной”, неизмеримо разнообразнее и серьезнее, ситуационные эпизоды в ней не контролируются “сверху” и лидеру приходится рассчитывать только на собственные силы, а это ключевой момент в формировании настоящих лидерских качеств.
Ли Якокка родился в 1924 году (15 октября) в городе Аллентаун (штат Пенсильвания, США). Его родителями были итальянские иммигранты. После школы Ли стал учиться в Лихайском университете, затем перевелся в Пристонский университет. Получив образование, Ли Якокка начал работать в компании Ford на должности инженер, а через некоторое время перешел на управленческую должность. За время работы Ли Якокки компания разработала автомобили Ford Mustang и Ford Fiesta. Ли занимался продвижением автокредитования для увеличения продаж своей компании. Но, несмотря на высокие успехи, 13 июля 1978 года его уволил президент компании – внук Генри Форда (Генри Форд II). Причиной увольнения стала неудачная разработка автомобиля Ford Pinto, который мог взорваться при врезании в его заднюю часть, где находился бензобак. На тот момент Ли Якокка стал одним из лучших менеджеров США.
В это же время другой автомобильный гигант Chrysler находился на грани банкротства. Ли Якокка возглавлял эту компанию до 1995 года, и за это время сумел добиться значительных финансовых улучшений и вывести Chrysler из кризиса.
В 80-х годах 20-го века Ли Якокка начинает писать автобиографические книги, описывая свои достижения, ошибки и делясь своим опытом с читателями.
Выходные данные книги:
Якокка, Л., Уитни, К. Куда подевались все лидеры? / Л. Якокка, К. Уитни; пер.с англ. – С.Э. Борич – Минск: «Попурри», 2008. – 320 с.
Основная идея книги
Данную книгу автор посвятил проблеме лидерства в США. Он анализирует современную экономическую и политическую ситуацию и констатирует тот факт, что лидеров катастрофически мало. В книге Ли Якокка рассказывает, как развить лидерские качества и эффективно применять их на практике.
Также Ли Якокка пишет эту книгу как своего рода наставление на будущее потомкам, в котором передает весь свой жизненный опыт с детства до пенсии.
Главы: Краткий реферат
Через всю книгу проходит идея первой главы: лидера можно «вычислить» по 9 важным показателям: Любознательность, Творчество, Коммуникабельность, Характер, Смелость, Убежденность, Харизма, Компетентность, Здравый смысл. Следует немного подробнее остановиться на каждом понятии, так как они проходят через всю книгу.
Любознательность : это желание прислушиваться к мнению не только соратников, но и противников. «Если лидер никогда не покидает своей комфортной зоны, чтобы выслушать другие мнения, он теряет форму» (2, стр 15)
Творчество : это готовность изменяться и изменять курс при меняющихся условиях. «Джордж Буш кичится тем, что никогда не изменит своих взглядов, даже если мир рухнет». (2, стр 15) Настоящий лидер будет управлять меняющейся ситуацией.
Коммуникабельность : это способность воспринимать реальность и открыто говорить о ней людям, и самое сложное – говорить правду об этой реальности.
Характер – это умение отличать хорошее и плохое, и иметь мужество следовать тому, что правильно.
Смелость – это значит «Он должен быть настоящим мужиком» (2, стр 18). Это мужество высказать свою позицию, договариваться, отстаивать свое мнение.
Убежденность – это страсть, желание что-то совершить.
Харизматичность – «это способность вдохновлять» (2, стр 19). Ли Якокка определяет это как веру людей в лидера.
Компетентность – это знание о том, что лидер должен делать. Уметь выполнять те задачи, которые лидер должен выполнять.
Здравый смысл – это способность не просто воспринимать реальность, но и действовать согласно этой реальности. Отличать первостепенные задачи и второстепенные, расставлять приоритеты, стремиться к лучшему для людей и для себя.
Во второй главе Ли Якокка пишет о том, что в любом деле важны 2 фактора – это люди и приоритеты. Во главе чего бы ты ни стоял, эти 2 составляющих будут определять успешность управления. Нужны люди, которые компетентны в том, что они делают, талантливы и готовы работать. Ли Якокка приводит в пример правительство США – практически никто из народа не знает их имен, т.к. Джордж Буш любит набирать к себе знакомых на высшие посты. А «если у вас есть нужные люди, то это облегчит вам формулировку правильных приоритетов» (2, стр 36). И наоборот.
Чтобы управлять компанией, нужен бизнес-план, и план же требуется при правлении страной. Важно расставить национальные приоритеты, и Ли Якокка советует это делать в письменном виде. Потребовать от каждого кандидата на выборы (2008 года тогда) 3 его приоритета, и 3 мероприятия по достижению этого.
В пятой главе (Насколько мы любим демократию?) автор рассказывает, что США стремятся установить демократию в других странах, но Ли Якокка утверждает, что стоит присмотреться сначала к собственной стране. Демократия – это свободные выборы и свобода слова.
США имеет самый низкий показатель явки на выборах – 45 %. В некоторых странах участие в выборах обязательно, иначе в дело пойдут штрафы. По мнению Ли Якокки, это служит напоминанием, что «Свобода не бывает бесплатной» (2, стр 56).
Кроме голосования, у жителей демократической страны есть свобода слова. Ли Якокка приводит в пример Джона Мэрту, который не побоялся высказаться о войне в Ираке в негативном ключе, так как гибли люди, но это было еще рано обсуждать. Тогда правительство начало всячески его оскорблять и унижать. Пожалуй, к этому можно прибавить то, что автор отметил в начале – любознательность. Джордж Буш за историю своего президентства наложил вето на законопроект только 1 раз, т.к. он не терпит среди своего окружения чужого мнения, кроме своего, а если оно появится, то проще сразу очернить автора утверждения, чем выслушать противоположное мнение.
Поэтому автор стремится мотивировать американцев пойти и проголосовать, но перед этим тщательно взвесить решение. Будущим президентом США должен был стать лидер, который занимался бы реальными проблемами. И Ли Якокка дает возможность читателю по 9 критериям проанализировать каждого из кандидатов.
Отмечу, что среди таких кандидатов есть и Барак Обама, который и стал президентом. Автор говорил, что он может быть некомпетентным, так как не показал еще себя, но, как выяснилось, Обама весьма неплохо справляется с президентской ролью.
Я бы хотела совсем кратко осветить шестую главу, т.к. для дальнейшего понимания книги она важна. В главе обсуждаются политические вопросы Америки, в частности вопросы союзников и противников. Якокка говорит о том, что нужно четко понимать, кто наш друг, а кто враг. Автор приводит в пример Францию, которая остается другом США, но если страна не поддерживает режим президента, это не значит, что она отказывается быть союзником.
Также Ли Якокка сожалеет о ситуации с Кубой. Он уверен, что настало время для переговоров, потому что не общаться со страной из-за старой идеологии неправильно.
Мораль – важно ориентироваться по ситуации, а не просто придерживаться идеологии, даже если она изжила себя.
Глава восьмая (На что мы готовы ради нефти?) представляется мне достаточно важной, т.к. смело открывает правду о правительстве и политике США.
США стремится иметь в соратниках нефтедобывающие страны, и война в Ираке, по мнению автора, так же из-за нефти. Помимо этого, в правительстве работают люди, так или иначе связанные с нефтяной промышленностью. Ли Якокка задается вопросом – какая энергетическая политика у США? Естественно, проводятся заседания на эту тему, но данные конфиденциальны, заседание проходит в несколько дней, в один из последних обсуждается положение вещей с учеными, которые разрабатывают альтернативные источники энергии, а что обсуждается в остальные дни – загадка. Известно, что на них присутствуют такие компании, как “ExxonMobil”, “Conoco”, “Shell”, BP. Скорее всего, речь на заседаниях шла об иракских месторождениях.
Автор много говорит и о соратниках Буша: Дик Чейни, бывший глава “Halliburton”, Кондолиза Райс из совета директоров “Chevron”, Дон Эванс, Лоуренс Линдсей, Джеймс Бейкер, Сэмюэл Бодмен – все они так или иначе связаны с нефтяным бизнесом.
Ли Якокка затрагивает также проблему глобального потепления, и то, что мы тратим нефть вместо поисков альтернативы, сказывается на природе не лучшим образом. Это энергетический кризис, и только лидер сможет что-то предпринять, чтобы его решить.
Призвать к жертвам – меньше использовать автомобили.
Ввести налог на бензин – в США самые низкие в мире цены не бензин
Деньги от налога использовать на разработку альтернативных источников энергии
Развалить нефтяной картель
Повысить стандарты – использовать более легкие автомобили
Источники:
http://noodlemarket.ru/aksessuary/li-yakokka-kuda-podevalis-vse-lidery-fb2-li-yakokka-kuda/
http://www.rulit.me/books/2008-31-579-read-91024-15.html
http://robinzonsaratov.ru/grudnoe-vskarmlivanie/yakokka-li-uitni-ketrin-kuda-podevalis-vse-lidery-kuda/