0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Микеланджело буонарроти сотворение мира. «Сотворение Адама»: взгляд с точки зрения нейронаук

«Сотворение Адама»: взгляд с точки зрения нейронаук

Эта фреска создана в 1511 году (или около того). Она стала четвёртой из девяти центральных композиций потолка Сикстинской Капеллы, посвящённых девяти сюжетам книги Бытия Ветхого Завета.

Вспомним строку, относящуюся к этой фреске:

И сотворил Бог человека по образу Своему

(Быт. 1:27)
Впрочем, это не совсем точно. По-хорошему, здесь человек уже сотворён, и поэтому в интерпретации фрески появляются новые нюансы.

Весьма вероятно, в сюжете этого произведения искусства есть и третий главный герой, и он имеет прямое отношение к нейронаукам и неврологии. Доктор Фрэнк Линн Мешбергер, гинеколог из Медицинского центра св. Иоанна в Андерсоне, штат Индиана в опубликованной в 1990 году в Journal of the American Medical Association статье An Interpretation of Michelangelo’s Creation of Adam Based on Neuroanatomy полагает, что этот герой — мозг человека.

Действительно, все труды Микеланджело на поприще изобразительного искусства — и живопись, и скульптура — говорят о великолепном знании мастером анатомии человека. Вспомнить хотя бы потрясающую проработку человеческого тела в «Давиде». Еще в своих «Жизнеописаниях художников» современник и коллега Микеланджело Джоржо Вазари вспоминает, что художник часто наблюдал за вскрытиями. Именно это дало возможность Мешбергеру предположить наличие некоего скрытого послания в этой фреске.

Вот что пишет он сам:

Фреска «Сотворение Адама» показывает Адама и Бога в движениее навстречу друг к другу, протянув друг другу руки, их пальцы почти соприкасаются. Можно представить «искру жизни», проскакивающую от Бога к Адаму через «синапс» между указательными пальцвми. Впрочем, Адам уже живой, его глаза открыты, и он сформирован полностью; но однако, картина нам говорит, что Адам «получает» нечто от Бога. Я считаю, что есть и третий «главный герой» на фреске, который ранее не был распознан. Я постараюсь показать, используя анатомическе рисунки Франка Неттера из The CIBA Collection of Medical Illustrations, Volume I — The Nervous System.

Давайте проследим за мыслью Мешбергера.

Вот четыре рисунка, пронумерованные от 1 до 4:

Как видно, первый и второй рисунки — очень похожи, как и третий и четвёртый. Номера 1 и 3 — это прориси по атласу нейроанатомии Франка Неттера.

Рисунок 6 (нумерация по цитируемой статье) показывает левую боковую поверхность мозга и борозды и извилины, которые присутствуют в полушариях. Сильвиева борозда, или латеральная борозда — борозда, разделяющая полушария головного мозга. Рисунок 1 — прорись этой иллюстрации.

Рисунок 8 — прорись сечения головного и спинного мозгов, изображённого на рисунке 7. Рисунок 3 получается из рисунка 8 удалением мозжечка и структур среднего мозга, а также «отгибанием» назад спинного мозга из «стандартного» анатомического положения.

А теперь — сюрприз! Рисунки 2 и 4 прорисованы… по изображению Бога и ангелов на фреске Микеланджело. Рисунок 2 получен прорисью внешней «оболочки» и борозды, а рисунок 4 – это внешняя «оболочка» и крупные линии на фигурах Бога и ангелов.

Читать еще:  Сценарий юбилея 60 лет мужчине yabb pl. Сборник прикольных сценок на мужской юбилей

Не верите? Смотрите:

Таким образом, Мешбергер полагает, что главный смысл фрески — не сотворение Адама как такового, а наделение его разумом, для того, чтобы он «был способен планировать лучшее и высшее» и «попытался достичь всего».

Сотворение Адама

О работе:

Этот шедевр внутри шедевра стал одним из символов всего западноевропейского искусства. Джорджо Вазари описывал Адама как фигуру, «чьи тело и поза, в которой оно находится, кажутся созданными самим Творцом, а не кистью простого смертного».

Прекрасно сложенный Адам ещё остаётся неподвижным, лишённым жизненной энергии, а в небе, приближаясь к Адаму, парит в окружении ангелов величественная фигура Бога-Отца. Рука Адама безвольно лежит на колене. Творец протягивает длань, чтобы вдохнуть в своё создание искру божественного Духа, и почти касается своим вытянутым пальцем Адама. Именно «почти». Между пальцами Адама и Бога сохраняется крохотный промежуток, придающий картине невероятное напряжение. Возникающий при этом зрительный эффект можно сравнить с электрическим разрядом. Нам кажется, что божественная энергия вот-вот «пробьёт» сквозь воздух, наполнив собой тело первого человека.

«Сотворение Адама» представляет собой часть росписи свода Сикстинской капеллы. Вся работа (при минимальном участии помощников) продлилась немногим более двух лет, уместившись в промежутке между 1508 и 1512 годами.

Когда Микеланджело получил от папы Юлия II заказ на фреску для Сикстинской капеллы, её свод своим оформлением ничем не отличался от сводов большинства тогдашних церквей. Он был просто усыпан блестящими крапинками звёзд на синем фоне. Юлий II предлагал написать между арками фигуры двенадцати апостолов, а сам потолок покрыть «подходящим орнаментом». Но Микеланджело поступил по-своему.

Искусство росписи потолков известно с древних времен, но постепенно оно оказалось забыто. Интерес к нему возродился только в конце XV века. Первую такую роспись создал в Мантуе Андреа Мантенья, как бы разомкнув внутреннее пространство помещения. Для этого он использовал перспективу «sotto in su» (смотреть снизу вверх), при которой все фигуры парят в пространстве над зрителем.

Сикстинская капелла расписана способом «буон фреско». Последовательность действий тут такова — на поверхность вначале переносится рисунок, а в дальнейшем он покрывается краской, нанесённой непосредственно по влажной штукатурке. Прежде чем наносить краску, к влажной штукатурке прикладывали картоны (полноразмерные рисунки), переводя таким образом изображение на рабочую поверхность. Картон либо прокаливали по контурам рисунка, чтобы затем соединить полученные точки темным мелом, либо обводили контуры рисунка стило.

Границы участков

При создании огромной фрески каждый день добавлялся новый участок свежей штукатурки, на которой нужно было писать «по влажному». Так появлялись тонкие, чуть заметные границы, отделявшие участки нанесённой в разное время штукатурки (таких участков в «Сотворении Адама» — шестнадцать). Подобная граница, в частности, идёт вдоль контура шеи Адама.

Динамика

Рука ещё не пробудившегося к жизни Адама безвольно опущена, и к ней приближается перст Творца. Если бы пальцы уже соприкоснулись, картина оказалась бы статичной и утратившей внутреннее (драматургическое) напряжение.

Читать еще:  Какие конкурсы можно на новый год дома. Новогодние игры и конкурсы для взрослых

Бог-Творец

Бог-Творец написан в профиль, с развевающимися седыми волосами и бородой. Обращённый вперед взгляд Творца как бы усилен множественным эхом, которое создают ангельские взгляды, направленные в ту же сторону. Рука Бога изображена обнажённой — так Бог-Творец предстал в европейской живописи впервые. Подобная трактовка мотивируется библейским: «Кому открыта рука Господа?» Сами эти слова относятся к Христу, предтечей которого был не познавший грех Адам.

Восстановленный цвет

Ноги Бога-Творца отчётливо выписаны на заново отреставрированном палево-голубом фоне неба. До последней реставрации всё богатство созданных Микеланджело оттенков цвета скрывала въевшаяся за столетия грязь.

Жёлуди и дубовые листья

У бедра Адама мы видим руку одного из обнажённых юношей, сидящих по углам потолочных панелей. Рука держит рог изобилия с дубовыми листьями и желудями. Этот рог, являясь устойчивым мотивом всего свода капеллы, обыгрывает фамилию папы Юлия II, в переводе с итальянского означающую «дуб».

Идеальный человек

Тело Адама, обратившего свой взор к Творцу, безупречно. Физическая красота тут является знаком духовного совершенства первого человека, созданного по образу и подобию Божьему и ещё не познавшего греха. Образ такого Адама отчётливо перекликается с образом Христа.

Какой смысл вложил Микеланджело в свою знаменитую фреску (А вы видите женщину на картине?)

Даже если вы никогда не рассматривали потолок в Сикстинской капелле, как минимум 1 из 9 фресок вам знакома (особенно если вы были обладателем кнопочного телефона Nokia): тянущиеся друг к другу руки стали узнаваемым символом во всем мире. Автором этого произведения является Микеланджело Буонарроти, которому удалось не только создать настоящий шедевр, но и зашифровать в нем значение, которое меняет представление об известном библейском сюжете.

AdMe.ru внимательно изучил фреску «Сотворение Адама» и спешит раскрыть задумку художника, которая может лишить сна.

Начнем с того, что Микеланджело подставили: поручили работу, с которой он не должен был справиться

Перед тем как приступить к расшифровке одной из самых знаменитых фресок, стоит познакомиться с историей ее создания и с самим художником. Микеланджело Буонарроти больше известен как скульптор, а его статуя Давида затмила все античные, греческие и римские изваяния. Вот и сотрудничество с папой римским (Юлием II) началось не с заказа фресок, а с личной гробницы для главы католической церкви. Но недоброжелатели художника решили оставить Микеланджело без работы и сообщили папе, что строительство гробницы при жизни — затея сомнительная и может навлечь беду. Задание было отложено, но завистники на этом не успокоились. Они указали Юлию II на потолок Сикстинской капеллы и намекнули, что он требует обновления, посоветовав поручить это дело Буонарроти. По задумке, Микеланджело, который не имел опыта в росписи, должен был провалить заказ и униженным покинуть Рим. Но художник оказался не так прост: он сам выбрал материалы, спроектировал строительные леса и приступил к работе.

Читать еще:  Чем и как отмыть воск после депиляции дома: средства и способы. Чем удалить воск после депиляции

Фрески на потолке в Сикстинской капелле вызывают изумление даже в наши дни, и трудно поверить, что такое способен сотворить человек. Мастеру действительно пришлось нелегко: после 4 лет росписи потолка Микеланджело заработал артрит, сколиоз и инфекцию ушей из-за краски, которая попадала на лицо. Да и церковь оказалась заказчиком капризным: папа забывал вовремя оплачивать материалы, но при этом постоянно подгонял художника и вмешивался в процесс с требованием поправить цвета, чтобы смотрелось побогаче.

Когда работа закончилась, Юлий II остался доволен, а фрески с сюжетами из Бытия заставляли посетителей церкви терять дар речи. Самую большую популярность получила четвертая роспись под названием «Сотворение Адама».

Версия № 1: Микеланджело зашифровал во фреске человеческий мозг

«И сотворил Бог человека по образу Своему», — гласит Бытие 1:27. У Микеланджело была своя трактовка этой фразы, и, согласно популярной версии, художник на одну фреску с Адамом и Богом поместил еще третьего важного участника в создании разумного существа — человеческий мозг. Буонарроти как бы намекает, что человек способен выглядеть завершенным (как Адам на фреске), но у него не получится приблизиться к Творцу без способности мыслить. Или, что звучит еще более провокационно, все создано человеком, а Бог — плод его фантазии (ведь именно эта способность является главным отличием человека от животного). И такая теория уже идет вразрез с религиозной идеологией.

Напоминаем, что на дворе стоял 1511 год и за высказывание о происхождении человека с точки зрения науки можно было лишиться не только работы, но и жизни. Художник также славился своим интересом к анатомии и занимался вскрытиями. И мало того, что Буонарроти признался в любви к своему увлечению, так еще и сделал это на потолке церкви в Ватикане.

Так как художник знал строение человека в деталях, то ему ничего не мешало применить анатомию в своих работах:

  1. Многие ученые отметили сходство очертаний плаща Бога с контурами человеческого мозга.
  2. Боковая трещина Сильвио — это очень глубокая борозда, которая разделяет височную и теменную доли.
  3. Самый нижний ангел, который удерживает Бога, своими очертаниями напоминает ствол мозга.
  4. За эндокринную систему отвечает гипофиз, и на фреске он изображен в виде ноги ангела.
  5. Правая рука Бога проходит через префронтальную кору, которая является местом человеческого разума, воображения и творчества.
  6. Женский силуэт под рукой Бога формирует надкраевую извилину.
  7. Ангел, который находится у ног Творца, образует контуры угловой извилины.
  8. Развевающийся шарф — позвоночные артерии, которые имеют извилистую форму.
  9. Согнутое колено ангела — перекрест зрительных нервов, где частично пересекаются волокна зрительных нервов.
  10. Сам Творец находится на месте лимбической системы, которая является эмоциональным центром мозга и анатомическим аналогом души.

Источники:

http://med-history.livejournal.com/83081.html
http://legacy-time.ru/works-art/35/
http://www.adme.ru/tvorchestvo-hudozhniki/kak-mikelandzhelo-v-svoej-znamenitoj-freske-oproverg-biblejskuyu-traktovku-o-sotvorenii-adama-2159765/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector