0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Обучение ребенка до года. Системы раннего развития: Монтессори и Вальдорфская педагогика

Вальдорфская педагогика и педагогика Монтессори

Между вальдорфской педагогикой и педагогикой М. Монтессори много общего. Как и вальдорфская педагогика, педагогика Монтессори является широко распространенным в мире движением реформ-педагогики, которое распространилось и в нашей стране. Эти направления часто сближают. Поэтому постараемся кратко ответить на вопрос об общем и различиях обеих педагогик.

Общее между вальдорфской и Монтессори-педагогикой:

  1. М. Монтессори говорит о скрытом в каждом ребенке плане, тайне, замысле, заложенном Богом в каждого человека. Сознание тайны, скрытой в каждом ребенке, а также заложенных в нем природой и Богом потенциях развития, вызывает у Монтессори-педагога уважение и доверие к каждому ребенку, к тому, что скрытым образом содержится в нем. Вальдорфская педагогика говорит о душе ребенка, его индивидуальном «Я», приходящем из мира божественного в наш земной мир. Этими общими идеями определяется основная гуманистическая и нравственная позиция обеих педагогик по отношению к ребенку, не допускающих манипуляции и вторжения в святая святых — тайну, приходящую в мир с каждым человеком. В гуманистической педагогике не может быть и речи о «формировании психики» или чем-то подобном.
  2. Обе педагогики подчеркивают то, что ребенок — другой, что он принципиально отличается от взрослых, что в детстве перед ребенком стоят особые задачи развития. Прежде всего, ребенок строит сам себя, свои органы и способности, а взрослые только создают для этого самостроительства условия. О самостроительстве, о значение сенсорного развития, а также том, что существуют сенситивные периоды —периоды чувствительности к развитию, — говорят и педагоги Монтессори, и вальдорфские педагоги. Итак, идти надо не от социального заказа или требований взрослого сообщества, а от ребенка, его потребностей в развитии и скрытых в нем задатков и потенций. В этом общий антропологический принцип обеих педагогик.
  3. Монтессори придает большое воспитательное значение поддержанию порядка и чистоты в детской комнате и в группе. В Монтессори-педагогике есть специальный раздел, посвященный воспитанию путем домашних работ. Стирка, уборка, мытье рук и т. д. становятся специальными педагогическими средствами развития. Это в точности соответствует и вальдорфским принципам.
  4. Обе педагогики придают большое воспитательное значение связи детей с живой природой. И там и тут культивируются различные работы в саду, уход за домашними животными, позже — работа на ферме и т. д. Обе педагогики предлагают воспитание особой экологической культуры — ответственности человека перед доверенным ему миром. Монтессори называет это «космическим воспитанием» и рассматривает как важнейшую задачу воспитания. Экологическое воспитание, работа с природными элементами и т. д. рассматривается многими как отличительная черта вальдорфской педагогики. Итак: связь детей с природой, экологическое воспитание — общее обеих педагогик.
  5. Монтессори придавала большое значение практическому воспитанию. Монтессори-школы предлагают старшекласникам различные формы практической, во многих случаях коммерческой деятельности. Практическая направленность подчеркивается и в вальдорфской «…школе. Дети пишут деловые письма, участвуют в индустриальной практике, создают собственные предприятия. Практическая направленность — еще одно общее поле обеих педагогик. Эти общие черты обеих гуманистических педагогик нельзя недооценивать.

Однако есть и существенные различия. Остановимся кратко на них.

Расхождения между вальдорфской педагогикой и педагогикой Монтессори:

  1. Роль взрослого в развитии. Монтессори присущ мотив защитить ребенка от взрослого, постоянно вторгающегося в автономное развитие ребенка со своими взрослыми представлениями, ограничивая его самостоятельность, стремящегося все время «помочь». Нельзя не признать эту точку зрения во многом справедливой. Позиция Монтессори-педагога — это наблюдение за ребенком, а помощь оказывается только в крайнем случае, по просьбе самого ребенка. «Помоги мне это сделать самому» — эти слова ребенка стали девизом Монтессори-педагогики. Монтессори-педагоги критикуют вальдорфцев за то, что там именно воспитатель играет центральную роль. На это вальдорфские педагоги отвечают, что отношение ребенка к любимому взрослому есть такая же важнейшая часть воспитания и развития, как и автономная, свободная активность ребенка. Вальдорфская педагогика утверждает, что отношение между взрослыми и детьми — это стержень всего развития. Поэтому основная задача — создать правильное отношение, отношение любви, доверия и тепла, которое должно одушевлять всю атмосферу группы.
  2. Роль фантазии в развитии — основной спорный момент. Странно, но М. Монтессори недооценивала роль фантазии в развитии ребенка. Этот недостаток отмечают почти все авторы, которые пишут о педагогике М. Монтессори. Образы фантазии и сказки, по мнению М. Монтессори, являются выражением инфантилизма ребенка, уводящего его от реального мира. Этот инфантилизм нужно преодолеть. Поэтому в Монтессори-педагогике детям часто предлагаются совершенно реальные фигуры и изображения предметов окружающей действительности, которые ребенок должен освоить, сказки же, напротив, отвергаются. С точки зрения вальдорфской педагогики такой реализм убивает фантазию и вредит развитию ребенка, а отсутствие сказок обедняет мир переживаний ребенка. В этом — основной пункт расхождений между обеими педагогиками.
  3. С этим связана недооценка педагогикой М. Монтессори роли и значения искусства в воспитании. М. Монтессори была реалисткой. Ее биографы описывают такой случай: маленькая Мария увлекалась в школе математикой и естествознанием. На представлении в театре, когда вся публика была захвачена действием, Мария была захвачена… решением математических задач. Искусство не производило на нее впечатления. Это оказало влияние и на ее педагогику. Занятия искусствами — рисованием, живописью, музыкой, театром в классических Монтессори-школах особо не поощрялись. Напротив, в вальдорфской педагогике искусству, как известно, принадлежит центральная роль.
  4. Наличие заранее приготовленных взрослыми дидактических материалов — центральный момент в педагогике М. Монтессори. Ребенок должен работать с этими материалами по заранее преподанному образцу (предъявление материала). Использовать материал как-то по-своему не разрешается, так как в каждый материал вложена определенная обучающая идея. Таких искусственно созданных обучающих материалов вальдорфская педагогика не поощряет. Не «дидактический мусор», «дидактическое ведро» и «дидактический веник», а настоящий веник и уборка настоящего мусора после настоящей работы с настоящими пилой и деревяшками.
  5. Отсюда отсутствие в Монтессори-педагогике детской игры. Занятия с развивающими дидактическими материалами по заданному алгоритму — это, конечно, не игра, что отмечали многие исследователи игры. О роли и значение свободной, творческой игры в развитии ребенка и об игре в детском саду мы подробно писали. Отсутствие свободной игры, с нашей точки зрения, — существенный недостаток.
Читать еще:  Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию. Патриотические игры в детском саду

Приведенные недостатки системы М. Монтессори широко обсуждались в педагогической литературе. Однако, эти недостатки не должны вести к негативной оценки педагогики М. Монтессори в целом, как это к сожалению иногда происходит. Нам приходилось сталкиваться с такой оценкой педагогики М. Монтессори со стороны вальдорфских педагогов. Такая оценка объективно неверна. М. Монтессори сделала ряд наблюдений и открытий, разработала ряд принципов, ставших достоянием общей мировой педагогики. Отметим главные открытия М. Монтессори: внимание Монтессори к созданию развивающей среды и роли среды в развитии; открытие феномена концентрации внимания и нормализации; идея «свободной работы», когда ребенок поглощен занятием с выбранным им самим материалом (соответствует свободной игре в вальдорфском детском саду); эта идея широко используется далеко за рамками Монтессори-детских садов и школ; подчеркивание самостоятельности ребенка, акцент на саморазвитии; значение сенсорного развития; выделение сенситивных фаз и т. д. Все эти положения педагогики М. Монтессори необходимо знать и понимать вообще любому педагогу, в том числе — и вальдорфскому. Критикам нужно к тому же учитывать, что ребенок проводит в Монтессори-группе не весь день и работает с дидактическим материалом ограниченное число часов. В остальное время дети могут резвиться и играть в свои игры, общаться со взрослыми и учиться у них, слушать сказки, рисовать — иными словами, устроить себе в свободное от «свободной работы» время настоящий Вальдорф!

Вальдорфские школы и школы Монтессори: сходства и различия

Сравним две педагогические системы – Вальдорфскую и Монтессори.

Мария Монтессори (1870 – 1952)

Мария Монтессори (врач и антрополог) открыла первую Casa dei Bambini (что в переводе означает не «школа», а «Дом ребёнка») в Риме в 1907 году.

Рудольф Штайнер (1861 – 1925)

Рудольф Штайнер основал Вальдорфскую школу в Штутгарте в 1919 году по просьбе директора табачной фабрики «Вальдорф-Астория». Она предназначалась для обучения детей рабочих этой фабрики.

Мой опыт работы с обеими школами

В рамках этой небольшой статьи не представляется возможным полностью раскрыть всю философию этих двух великих педагогов, поэтому я делюсь лишь своими наблюдениями, полученными за последние 36 лет.

Когда я в 1970-71 годах впервые обучалась на курсах Монтессори в Центре обучения Марии Монтессори в Лондоне, благодаря моим сокурсникам я познакомилась с Рудольфом Штайнером и прочла много его работ. Позже я старалась посещать Вальдорфские школы при любом удобном случае.

В последующий период я была активно вовлечена в работу школ Монтессори, изучая многие другие методы обучения, помимо Вальдорфского, выступая в роли «адвоката дьявола» для Монтессори, но неизменно возвращаясь к Монтессори, как системе наиболее полно удовлетворяющей потребности детей и общества. Да, я предубеждена, но это основано на опыте. На мой взгляд, обе системы могут многое предложить нашим детям.

Сходства

Обе системы считают, что ребёнка нужно ограждать от стрессов современной жизни и чрезмерного или неправильного использования технологий, таких как телевидение и компьютеры

  • Монтессори и Вальдорф являются самыми развивающимися педагогическими системами в сегодняшнем мире.
  • Обе опираются на многолетний опыт работы с различными детьми по всему миру.
  • Обе глубоко уважают ребёнка как индивидуальное, духовное, творческое существо.
  • Обе считают, что ребёнка нужно ограждать от стрессов современной жизни и чрезмерного или неправильного использования технологий, таких как телевидение и компьютеры.
  • Обе придают особое значение воспитанию ребёнка в целом: духовному, умственному, физическому, психологическому, а не точному соблюдению учебного плана.
  • Обе подчеркивают важность естественной среды, отсутствия пластика, наличия контакта с природой и натуральными материалами.
  • Обе системы в преподавании отталкиваются от нужд ребёнка, считая, что это приведёт также к удовлетворению потребностей всего общества. Между прочим, школы Монтессори и Вальдорфские школы во время Второй мировой войны были закрыты нацистским режимом, потому что отказывались обучать детей государственной идеологии.
  • В обеих школах дети всех возрастов имеют возможность заниматься различной художественной деятельностью: музыкой, танцами и театром.

Отличия

В вальдорфской философии игра считается работой ребёнка, и магия фантазии, такая живая в маленьких детях, является одним из существенных элементов взаимодействия учителя с ребёнком

Учебная программа

Вальдорф. Академические предметы в Вальдорфских школах вводятся намного позднее, чем в школах Монтессори. Они, как и в традиционных школах, считаются необходимыми, но не приносящими удовольствие маленьким детям, и чем дольше откладывать их введение, тем лучше. День воспитанника наполнен играми, сказками, рисованием, музыкой, искусством в целом, а обучение чтению, письму и арифметике начинается в возрасте около семи лет.

Монтессори. С другой стороны, доктор Монтессори, открыв свою первую школу для детей 3–6 лет, столкнулась с тем, что несмотря на изобилие кукол и других традиционных игрушек, когда детям давали возможность заняться реальной работой, такой как приготовление пищи, уборка, уход за собой и окружающей средой, они полностью теряли интерес к обычным игрушкам и предпочитали реальную работу.

Читать еще:  Какие качества женщин нравятся и привлекают мужчин. Какие женщины нравятся мужчинам и почему

Позже, по просьбам родителей, которых потрясли появившиеся у детей из трущоб чистоплотность, благовоспитанность и радостное расположение духа, Монтессори придумала специальные материалы для обучения детей языку, математике и другим школьным дисциплинам и изучала реакцию детей на них. Занятия академическими предметами ни тогда, ни сейчас не были обязательными или принудительными, детям просто предоставляли возможность ими заниматься, и они делали это с удовольствием.

Метод

Для воспитанников школ Монтессори характерен высокий уровень академических знаний. Это связано со способностью к высокой концентрации внимания во время работы и с любовью к самостоятельным исследованиям, прививаемой с раннего детства

Вальдорф. Дети младшего возраста чаще всего занимаются чем-либо в группах под руководством воспитателя. Обычные предметы изучаются более традиционным способом: учитель разговаривает, а группа детей сидит за столами и усваивает знания. Детей одного возраста собирают в постоянные группы, в идеале, с учителем, неизменным во время шести лет обучения, и, следовательно, хорошо знающим своих учеников. Художественное воспитание всегда тесно переплетается с обучением обычным предметам.

Монтессори. Социальное развитие более похоже на реальную жизнь, потому что детей не собирают в одновозрастные группы, а вместо этого группируют их по возрастным периодам (3–6 лет, 6–12 лет, 12–15 лет). Учитель занимается только с одним ребёнком одновременно, а также часто бывает, что один ребёнок обучает другого. Выбор того, что в данный момент изучать или делать, совершает ребёнок, а учитель, при необходимости, помогает.

Благодаря тому, что опыт ребёнка основывается на богатом взаимодействии с реальным миром и привычке использовать вещи по назначению, достигается высокий уровень творческих способностей. Дети изучают точные способы использования Монтессори-материалов, так же как они изучали бы точные способы использовать пианино или скрипку; всякий опыт принимается во внимание и считается «ключом», открывающим новую дверь понимания для ребёнка. Такому способу использования материалов обучают и взрослых, адаптируя его, при необходимости, на основе постоянных наблюдений за детьми по всему миру в течение последних 100 лет.

Также для воспитанников школ Монтессори характерен высокий уровень академических знаний. Это связано со способностью к высокой концентрации внимания во время работы и с любовью к самостоятельным исследованиям, прививаемой с раннего детства (дети учатся узнавать о предмете намного больше, чем знает учитель). Выбор ребёнка и его концентрация внимания уважаются и защищаются от ненужных вмешательств.

Фантазия и воображение

В Монтессори-классах учитель занимается только с одним ребёнком одновременно, а также часто бывает, что один ребёнок обучает другого

Вальдорф. В Вальдорфской философии игра считается работой ребёнка, и магия фантазии, такая живая в маленьких детях, является одним из существенных элементов взаимодействия учителя с ребёнком. Учитель включает рассказывание и воображение историй в учебную программу. Ребёнок может пользоваться почти какими угодно материалами, любыми возможными способами.

Монтессори. В системе Монтессори фантазия и воображение считаются значительной частью творческого процесса. Но, в то же время, поскольку настоящий мир считается поразительным таким, как он есть, в первые шесть лет жизни детей знакомят с реальным миром во всех его проявлениях, а затем они пользуются полученным опытом в течение всей своей жизни. То, чем занимаются дети, называют «работой», а не «игрой», потому что эта детская деятельность уважается так же, как деятельность взрослых.

Сертификация школ

В системе Монтессори фантазия и воображение считаются значительной частью творческого процесса

К сожалению, и та, и другая школы на сегодня не способны защищать и регулировать использование названий «Монтессори» и «Вальдорф». В обоих случаях это означает, что существуют школы, утверждающие, что они следуют учению своих основателей, но при этом одни руководители имеют разнообразный опыт и учителей, прошедших полноценное долгосрочное обучение; другие же, возможно, просто прочитали одну из книг по теме и решили открыть школу, в которой вообще нет профессиональных педагогов.

Существование неподготовленных учителей, заявляющих, что они обучают по методикам Вальдорфа и Монтессори, привело к формированию негативного впечатления о школах в обществе и образовательном мире, что осложняет родителям выбор достойной школы.

Как книги Рудольфа Штайнера, так и книги Марии Монтессори заслуживают внимательного прочтения, и в них содержится много информации для тех, кто хочет, чтобы воспитание основывалось на счастье и потребностях ребёнка, а не навязанном взрослыми распорядке.

Автор: Сьюзен Мэйклин Стивенсон

Перевод: Евгения Чепурина, Юлия Бараблина

Системы раннего развития: Монтессори и Вальдорфская педагогика

Чем отличается система раннего развития Монтессори от Вальдорфской педагогики.

Ася Штейн учитель высшей категории, специалист по раннему развитию детей

Заниматься с малышом по Зайцеву или по Доману? Отдавать в монтессори-садик или в вальдорфский? А может, лучше вообще оставить дома с няней и отложить учебу до более позднего времени? Сегодня молодые мамы задают себе эти вопросы, еще склоняясь над колыбелью новорожденного. Раннее развитие стало реальностью нашей жизни, и все больше родителей приходят, вслед за японскими педагогами, к выводу: «после трех уже поздно».

Какую методику выбрать?

Если вы решили, что раннее развитие — это для вас, что у вас хватит сил, времени и терпения в течение нескольких лет систематически, изо дня в день, заниматься со своим крохой; если вы готовы к тому, что плоды вашего нелегкого труда взойдут еще очень и очень нескоро и даже крохотные результаты будут видны далеко не сразу; если вы готовы к недоуменным взглядам, а иногда и явному осуждению окружающих, — тогда прежде всего вам стоит посвятить некоторое время подробному и внимательному изучению основных методик раннего развития. Безусловно, авторы и последователи каждой из них будут утверждать, что именно их способ обучения чтению, музыке или иностранному языку уникален и стопроцентно эффективен в отличие от всех остальных. Не стоит полагаться на чужое мнение, ведь образование — это своего рода товар, который нужно повыгоднее продать. Часто доверчивые родители принимают рассказы о чудо-способах обучения чтению или плаванию за чистую монету и рвутся к заветным высотам с упорством и пылом сектантов, забывая, что детям бывает нужно просто погулять, поиграть, остаться наедине со своими мыслями. В устах таких мам складовые попевки Зайцева звучат как кришнаитские мантры, игры в никитинские кубики или рамки Монтессори выглядят как эзотерические ритуалы, недоступные непосвященным, а обучение плаванию смахивает, пожалуй, на жертвоприношение. Не дай Бог сказать таким родителям, что обожествленная ими система имеет недостатки!

Читать еще:  Ошейник на шею для девушек. Кто носит чокеры на шее и для чего? Кто их носил раньше

В принципе, ни одна из популярных систем раннего развития не является универсальной, у каждой есть свои преимущества и недостатки, и ваша задача — разобраться, что будет хорошо и полезно именно для вашего малыша, ведь только вы знаете особенности его характера и темперамента, наклонности, вкусы и привычки. В этой статье я рассматриваю лишь основные плюсы и минусы наиболее популярных систем раннего развития. Но, прежде, чем приступить к занятиям по любой из них, следует подробно изучить методическую литературу, а лучше всего, если позволяет время и средства, походить на курсы для родителей.

Вальдорфская педагогика

Среди систем раннего развития вальдорфская педагогика занимает особое место. С одной стороны, в вальдорфских детских садах и школах уделяют огромное внимание развитию эмоционального мира малыша, его творческих способностей. Все дети занимаются музыкой (в основном, игрой на флейте) и эвритмией, особой системой ритмических упражнений под музыку. Много времени отдается занятию различными ремеслами: керамикой, вышиванием, ткачеством, резьбой по дереву. Огромную роль в жизни вальдорфской школы занимают многочисленные театрализованные праздники, драматические и кукольные спектакли, кукол для которых делают особым способом, и только из натуральных материалов (это, кстати, одно из принципиальных требований: никакой химии и синтетики в жизни детей).

С другой стороны, вальдорфские педагоги категорически против ранней стимуляции интеллекта ребенка. По классическим канонам обучение ребенка чтению и письму, а тем более абстрактным дисциплинам следует начинать не раньше двенадцати лет, когда сформировался духовный и эмоциональный мир малыша. Это требование, правда, редко где выполняется досконально, но будьте готовы к тому, что вам вряд ли удастся совместить посещение вальдорфского садика с домашними занятиями по кубикам Зайцева. Но главное даже не это. Гораздо важнее, что вальдорфская педагогика — это часть созданного в начале XX века Рудольфом Штайнером антропософского учения, не совместимого ни с одной традиционной религией. Что бы не говорили и не думали по этому поводу воспитатели детского садика, куда вы планируете отдать своего малыша, вам обязательно стоит учесть, вальдорфская педагогика не может существовать вне идеологии антропософии. Тем не менее, не будет ничего дурного, если вы позаимствуете какие-то элементы этой системы, например, занятия ремеслами. А если вы сошьете настоящих вальдорфских кукол, их обязательно полюбят и девочки, и мальчики.

Система Монтессори

Система Монтессори тоже возникла в начале века. Мария Монтессори, педагог-дефектолог, занималась проблемой обучения умственно отсталых детей. Поскольку ее маленькие пациенты плохо говорили, Монтессори разработала специальные упражнения, развивавшие речь посредством тренировки мелкой моторики пальцев (там есть нервные окончания, стимулирующие речевые центры в коре головного мозга). А из-за того, что дети с задержкой развития плохо понимали объяснения учителей, были придуманы специальные пособия и игры, с помощью которых ученики этой необычной школы могли изучать окружающий мир на основании собственного сенсорного опыта. Каково же было удивление учителей, родителей, да и автора методики, когда спустя некоторое время оказалось, что умственно отсталые дети научились читать, писать и считать раньше своих нормально развитых сверстников из обычной школы. С тех пор система Монтессори получила колоссальное признание во всем мире. Во многих странах Европы она является основной системой преподавания в начальных школах. В Монтессори-школах и садиках в одной группе занимаются дети разного возраста и уровня знаний, старшие и более опытные помогают учиться новичкам. Вообще, здесь всячески стимулируют инициативность, стремление к сотрудничеству и самостоятельным исследованиям.

Пожалуй, единственный недостаток системы Монтессори — это громоздкость материалов и пособий. Большинство из них, все-таки, рассчитаны на занятия в группе детского сада, а не дома. Но некоторые игры, например, знаменитые «Рамки и вкладыши», вполне можно использовать и дома. Если у вас нет средств или возможности их купить, сделайте такое пособие сами, подробное описание работы есть в книге Б.П. Никитина «Интеллектуальные игры».

Монтессори-садиков сейчас очень много, и вы хотите отдать туда ребенка на полный день или приводить на отдельные занятия, то вполне можете найти такой недалеко от себя. Но, чтобы застраховаться от некомпетентных самозванцев, нужно обязательно узнать, входит ли выбранный вами садик в Ассоциацию Монтессори-педагогов.

Источники:

http://waldorfhome.ru/%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%B4%D0%BE%D1%80%D1%84%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BA%D0%B0-%D0%B8-%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BA/
http://mchildren.ru/waldorf-vs-montessori/
http://www.7ya.ru/article/Sistemy-rannego-razvitiya-chast-1/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector