1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Он и она священник павел гумеров. Он и она. Когда жена живет только жизнью мужа

Он и она

В издательстве Сретенского монастыря вышла книга протоиерея Павла Гумерова «Он и она».

Все мы очень разные. У каждого своя наследственность, характер, воспитание, образование. Поэтому нам порой сложно найти общий язык, договориться. Но люди еще делятся на мужчин и женщин. Разница между ними огромна. Иногда кажется, что это существа из разных миров. Но живем мы на одной планете, и продолжение жизни на Земле зависит от взаимодействия мужского и женского пола. Значит, нам просто необходимо научиться понимать друг друга. Почему Господь создал мужчин и женщин? Чего ждет женщина от мужчины и мужчина от женщины? Как нам прийти к взаимопониманию и любви? На эти и другие вопросы и пытается ответить автор.

«Почему семья — это счастье? Потому что она помогает нам постоянно, ежедневно ощущать, что есть кто-то, кого мы любим более, чем себя. Известно, например, что родители, как правило, любят детей больше, чем дети родителей. Но родители от этого не становятся менее счастливыми. Дети способны дать им гораздо больше радости, хорошего настроения, чем мы им.

А еще счастье напрямую зависит от того, как мы ценим то, что нам дает Бог. В нашем случае это любовь, семья. Может быть, слова мои несколько пафосны, но скажу, что соотношение сил добра и зла в мире зависит от того, есть ли мир в каждой конкретной семье или там царят грех и зло».

«Никакого равенства между мужчиной и женщиной, конечно, быть не может. Они абсолютно разные. У каждого свое великое призвание и предназначение. Он и она — полярны. Плюс не может быть равен минусу, но как раз благодаря этому и происходит притяжение».

Книга иллюстрирована автором.

Содержание

  • Предисловие
  • Часть I. Мужеский пол и женский
    • Горькие плоды эмансипации
    • Генералы в юбках
    • Просто генералы
    • Дочки-матери
    • Мы выбираем, нас выбирают
    • Женская и мужская логика
    • Белые платочки
    • Женское счастье — был бы милый рядом.
    • Чего хочет мужчина?
    • Отцы и матери
    • Я не люблю.
    • Униженные и оскорбленные
  • Часть II. Подготовка к браку
    • Как не ошибиться?
    • Апология брака
    • Что такое любовь?
    • Влюбленность
    • Про любовь
    • Выбор
    • Как лучше узнать друг друга?
    • Об ошибках
    • Уж замуж невтерпеж
  • Часть III. Муж и жена «Положил еси на главах их венцы»
    • Глава семьи
    • Семейная жизнь
    • Настраиваемся на жизнь в браке
    • Разбор полетов
    • Не стоит прогибаться под изменчивый мир, или О пользе супружеского воздержания постом
    • Правила дорожного движения
    • Общие интересы
    • Немощнейший сосуд
    • Берегите мужчин!
    • Небесные покровители брака
    • О счастье
  • Часть IV. Семейные бури
    • Вступление
    • Идеальный образ или живой человек?
    • Еще раз о конфликтах
    • Дела житейские
    • О спорах
    • Кризисы
    • «Ore et labore»
    • Седьмая заповедь
    • Страсть — значит страдание
    • Верующие и неверующие
    • Тещи и свекрови
    • Монастырь в миру
  • Заключение
  • Список цитируемой литературы

Книгу можно приобрести:

· в отделе оптовых продаж Сретенского монастыря (г. Москва, ул. Самокатная, д. 3/8, стр. 15
тел.: +7 (495) 628-82-10, +7 (495) 621-86-40)

· в магазине Сретенского монастыря (г. Москва, ул. Большая Лубянка д.17,
тел.: +7 (495) 150-19-09)

· в интернет-магазине «Сретение» с доставкой по России и странам ЕАЭС.

Часть III. Муж и жена «Положил еси на главах их венцы»

Л юди верующие, православные в семейной супружеской жизни, конечно, не застрахованы от тех искушений, испытаний и бурь, которые подстерегают любую обычную семью. Можно сказать, что почти каждая семья проходит в своей жизни через одни и те же ошибки, в той или иной степени. Одни успешно преодолевают эти трудности, закаляются в них, приобретая, ещё большую любовь друг к другу, другие, к сожалению, ломаются.

Но каждая православная семья имеет великое оружие: веру в Бога, взаимную молитву и, конечно же, благодать и благословение, получаемое в таинстве ВЕНЧАНИЯ . Супруги уже не одни, с ними Бог.

Люди, далёкие от вопросов веры, как правило, считают венчание просто красивым обрядом. Венчаются все: кинозвёзды, представители шоубизнеса. Всё очень красиво: свечи, образа, священник и белый лимузин у Церкви. В наше время суеверий и оккультизма появилось ещё и другое понимание таинства венчания. Как некоего магического действия, которое свяжет супругов навечно, независимо от того, как они будут себя вести. Большинство людей так и понимают все таинства и обряды церковные. Что-то такое сделать, покропить, пошептать и у меня будет всё хорошо. При этом сам человек никаких усилий, естественно прилагать не хочет. Почему всё это неверно? Потому что без наших трудов и молитвы никакое таинство не будет иметь для нас пользы. Не только таинство, но и любое молитвенное действие. Например, освящение машины. Когда я освящаю автомобиль, то обычно спрашиваю: «Для чего в машине на приборной панели наклеивают иконы?» Обычно говорят: «Ну, чтобы оберегали машину и т.д.». Ответ неверный. Иконы находятся в машине, чтобы мы вспомнили, как только сели за руль: «Мы же забыли помолиться перед поездкой!» И если человек это будет помнить, Господь ему поможет. «Бог не спасает нас без нас». И кольца на руках супругов, которые надеваются при обручении, это тоже напоминание о том даре благодати Божией, который мы получили в таинстве венчания и о том, чтобы мы возгревали этот дар и не забывали молиться Богу о семейном благополучии и конечно друг за друга. Кольца также напоминают нам об обетах верности, которые жених и невеста дают друг другу.

Но давайте по порядку. Венчанию предшествует чин обручения, когда будущие супруги обмениваются кольцами, в знак любви и верности. По традиции (которая, правда не всегда соблюдается) жениху надевается серебряное кольцо, — невесте – золотое. Но это не их кольца. То есть они сделаны по размеру, но им лично не принадлежат. Ибо муж носит серебряное кольцо жены (сереб —

ро – символ луны, получающий свой свет от солнца), а жена – золотое кольцо мужа. Золото, соответственно, символизирует солнце, и муж как глава семьи сравнивается с этим небесным светилом.

Читать еще:  Что такое суррогатное материнство и в чем его особенности? Некоторые мифы о суррогатной матери

Кольца, как уже говорилось, есть памятка супругам, что они уже не принадлежат себе.

Когда я учился в Семинарии, молодых женатых семинаристов монахи и люди холостые в шутку называли «окольцованными». Ну, монахи вообще народ весёлый. Кольцуют, как известно, птиц и кольцо показывает, что за птицей наблюдают, она на виду и уже не свободна, кому-то принадлежит. Человек с кольцом тоже показывает, что уже не свободен, сердце его занято, и сам он уже навеки связан со своей половиной. Недаром кольца без начала и конца – символ вечности, бесконечности. Об этом обручальное кольцо напоминает супругу или супруге, а также всем окружающим.

При чине обручения священник молится о том, чтобы Господь утвердил обручение жениха и невесты «в вере и единомыслии, … истине и любви». Здесь, конечно же, имеется в виду вера в Бога, как Подателя всех благ, ибо: «Без меня не можете творить ничего». Но тут есть ещё и другой смысл. Супруги должны иметь взаимную веру. Вера – это доверие тому, кого любишь и кому доверяешь. Вера – это также верность любимому человеку.

После обручения следует само таинство венчания. Я не буду во всех подробностях раскрывать богословский смысл венчания, задача наша другая. Остановлюсь лишь на самых основных моментах.

При венчании читаются три молитвы. В них как бы описывается вся история ветхозаветного супружества от Адама и Евы и подчёркивается богоустановленность брака. Здесь вспоминаются Авраам и Сарра, Исаак и Ревекка, Иаков и Рахиль, явившие нам пример истинного супружества. Также супругам испрашивается благословение на рождение детей. Священник просит, чтобы Господь благословил новобрачных чадами, как Он благословил благим плодом Захарию и Елисавету и Иоакима и Анну. Супругам испрашивается твердая вера в Бога и друг в друга, любовь и единомыслие. Упоминаются также и родители брачующихся. Говорится, что молитвы родителей утверждают основание домов их чад. Родители отпускают от себя детей, доверяют их друг другу и должны помогать своей молитвой и любовью созидать новую «Малую Церковь». Детям тоже следует помнить, что их долг любви и заботы о родителях не заканчивается с выходом из отчего дома.

Кульминацией таинства венчания является возложение на жениха и невесту венцов. Что это за венцы? Митрополит Антоний Сурожский пишет: «В древности каждый раз, когда бывал праздник, самый обыкновенный семейный, или городской, или государственный праздник – люди надевали венцы из цветов». Сейчас это практикуется и при венчании церковном, например, у греков, которые надевают венцы из живых цветов.

В древней Руси в день своего венчания невеста и жених назывались князь и княгиня, почему? Потому что в древнем обществе, пока человек не был женат или замужем, он являлся членом своей семьи и был во всём подвластен старшему в семье, отцу ли, деду ли. Только когда человек женился, он делался хозяином своей жизни. Древнее государство состояло как бы из союза суверенных, то есть независимых семей. Они были свободны выбирать свою судьбу. Все вопросы решались в согласии, во взаимном понимании, но каждая семья имела свой голос и свои права» 7 . Происходило как бы венчание на новое царство. Но у этих венцов есть и другое значение. Это также венцы мученические, которыми Господь венчает своих верных рабов, выстоявших во всех страданиях и испытаниях. Брак – это не только семейные радости, это совместная ноша, иногда очень нелёгкая, крест, который несут супруги, испытания и бури, которые выпадают на их долю. В браке иногда спасаться ничуть не легче, чем в монастыре. Это ежедневное «ношение тягот друг друга». Безропотное несение жизненного креста вообще называют бескровным мученичеством.

После возложения венцов следуют два чтения из Священного Писания. Сначала читается Послание апостола Павла к Ефесянам, об обязанностях мужа и жены. К нему мы уже обращались в главе «Мужеский пол и женский». Особенно почему-то запоминаются последние слова Послания. Чаще всего какой-нибудь громогласный диакон или чтец на весь храм возглашает: «А жена да боится своего мужа!» От подобного громогласия все читанное ранее почти забывается. А ведь там заключена вся суть и объяснение последней фразы: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» ( Еф.5. 25 ), — говорит апостол. То есть муж должен любить свою жену до самопожертвования, быть готовым отдать свою жизнь, пожертвовать самым дорогим.

Далее святой апостол Павел призывает мужей любить жен как самих себя, как свое тело. «Никтоже когда свою плоть возненавиде, но питает и греет ю», — как и Господь любит Церковь, ибо она тело Его. Обязанности мужа – заботиться о жене, питать и греть ее. Муж должен свои отношения с женой рассматривать как отношения Церкви и Христа. Может ли Господь обидеть или оскорбить Церковь? Вопрос абсурдный. Вот какие требования к главе семьи. И только после этого говорится: «а жена да боится…». Как боится? Трепещет, что муж придёт усталый или пьяный с работы, и она попадёт под горячую руку? Конечно, нет. Муж – образ Христа в семье. Мы говорим: «Страх Божий», «Бойтесь не людей, а Бога» — вовсе не потому, что боимся какой-то кары от Господа. Это боязнь другого рода: обидеть любимого, расстроить его, оказаться недостойным его любви. Мне эта боязнь знакома с детства. Отец никогда не бил нас, не особо наказывал, разве что совсем маленьких. Но то, что папа расстроится из-за шалости, плохого поступка, та мысль, что сам бы он так никогда не поступил, была пострашнее ремня.

Да, апостол Павел говорит, что жены должны повиноваться своим мужьям как Господу, но и муж обязан любить свою жену как Христос любит Церковь.

Читать еще:  Перерасчет пенсий работающим пенсионерам. Пересчет пенсии после увольнения работающего пенсионера

Второе чтение из Евангелия от Иоанна. В нём рассказывается, как Господь Иисус Христос пришёл в Кану Галилейскую на брак. И на брачном пиру случился недостаток вина, видимо люди были очень небогатые. И Христос творит Свое первое на земле чудо. Проявляя милосердие и любовь к пригласившим Его, Он превращает воду в прекрасное вино и свадебное веселие продолжается. Кроме исторического значения и благословения Господом брачного союза, это событие имеет и другой смысл. В Священном Писании всегда несколько слоев. Чаще всего: 1) исторический, бытийный, 2) общецерковный и, 3) имеющий значение для каждого из нас лично. Какое же значение заключается здесь для супругов? В жизни семейной не может быть постоянного пламенного горения любви, приходят и сложные периоды. Митрополит Антоний пишет: «Когда радости вашей начинает приходить конец, когда вы уже почувствовали, что вы друг другу дали всё что только могли дать, что нового вы ничего не сможете сказать…, тогда прислушайтесь к тому, что Бог говорит в ваших сердцах, прислушайтесь глубоко к тому, что Он вам скажет, — и что бы Он вам не сказал, то сделайте и тогда вода обычной жизни – серость жизни, бесцветность её – вдруг просияет». 8 ) Неужели Господь, Который сотворил небо и землю и претворил обычную воду в вино, не поможет людям в сложный для них период и не обновит в них любовь и не дарует радость большую, чем они имели прежде? «Просите, и дастся вам». И, конечно, сами прилагайте усилия.

После краткой ектении и пения молитвы «Отче Наш» венчающиеся пьют общую чашу . Чаша подаётся три раза сначала мужу, а потом жене. Чаша символизирует то, что в браке все радости и испытания супруги должны делать пополам, поровну. Интересно, что муж начинает пить, а жена зака нчивает и допивает до дна всё, что осталось в чаше. Как-то я венчал одну пару. И когда настало время пить вино из общей чаши, муж сказал, что не может, страдает алкоголизмом (видимо был зашит). И жене пришлось самой пить всю чашу. И я подумал, что когда супруг страдает недугом пьянства, жене приходится как бы нести двойную чашу за себя и за него.

Жених и невеста три раза обводятся священником вокруг аналоя, в знак духовной радости. Держатся они за руки, в знак того, что будут неразлучно, вместе идти и по жизни. На аналое лежит Евангелие и они совершают вокруг него круг. Этот круг есть символ жизни человеческой, которая не ограничивается временными рамками, а продолжается вечно. Если супруги сами не разорвут этот круг, их брак будет продолжаться и на небесах. Троекратное хождение венчающихся сопровождается пением тропарей: «Исаия, ликуй», «Святи мученицы» и «Слава Тебе, Христе Боже». Про то, что, перенося все тяготы и испытания вместе, супруги уподобляются мученикам, речь уже была. Но в браке открывается и великая радость и утешение. Радость взаимной любви и рождения детей. Поэтому в тропаре «Исаия, ликуй» говорится о рождении от Девы Марии Спасителя.

На этом чин венчания заканчивается. Далее следует снятие венцов с чтением специальных молитв, и отпуст.

В заключении скажу, что почти все таинство венчания супруги стоят рядом, вместе, но смотрят не друг на друга, а в одну сторону на иконы, на алтарь. Уже неоднократно говорилось, что в браке так и должно быть. Муж и жена должны не замыкаться в своём узком мирке, а идти к одной цели, ко спасению.

Протоиерей Павел Гумеров: Мужчины перестают быть мужчинами

Любить жену как лошадь

Протоиерей Павел Гумеров

– В чем основные причины разводов сегодня?

– Причина в нетерпеливости современного человека. Мы знаем, что семейная жизнь – это терпение. Главной причиной разводов является также недостаток общения, внимания друг к другу.

Обычно развод совершается не так спонтанно: стукнуло в голову, и пошли разводиться. Люди не понимают, что брак – великая ценность, не видят этого в своем союзе, в своих отношениях. Они считают: есть машина, ее можно поменять, есть жена – можно поменять. И второе – это отсутствие терпения.

До революции это было служением. Это был очень серьезный проект: когда люди друг другу служили, когда людям надо было выживать. Люди должны были обеспечить себе жизнь в нашем суровом, очень тяжелом климате, которая зависела от урожая, неурожая, от того, пошлет Господь засуху или плодородный год. Обеспечить себе пенсионный фонд в качестве детей. Потому что если ты не воспитаешь, не научишь их работать, почитать отца и мать, то тебя никакое государство не накормит потом. Муж должен был беречь жену. Есть такое выражение – «Любить жену как лошадь». Если человек был безлошадный, он считался самым нищим и бедным крестьянином. И опять же, слова апостола Павла: мужья, берегите своих жен, как свое тело.

– Вы говорите: брак – это всегда риск. Как его минимизировать?

– Действительно, риск существует всегда. Вступление в брак тоже связано с риском. Даже при идеальных стартовых условиях, когда и семья и родители очень хорошие, люди православные, церковные, охраняли девство, чистоту до брака, хотят жить по заповедям Божиим, у них есть опыт родительский – риск и у них есть.

Вы считаете, что семья – это когда два человека сняли квартиру, живут вместе, делят постель, у них общая касса? Ничего подобного. И государство называет это сожительством, семьей это не считает Церковь, но женщины считают! Кольца даже себе покупают. Хотя на самом деле большинство мужчин не считают их женами. У нас поэтому больше замужних, чем женатых. 80% женщин считают, что они замужние, 90% мужчин считают, что они не женаты. То есть на самом деле это игры в семью.

Первое, что я хочу посоветовать. Брак – это родство очень серьезное, и нужно его рассматривать так: независимо от того, какое у меня настроение, самочувствие, ушла любовь или не ушла, все нужно делать для сохранения и спасения семьи.

Читать еще:  Длинная зеленая юбка. С чем носить длинную юбку: самые стильные образы. Пробежимся по пунктам

Второе, что я хочу сказать: нужно обратиться к нашим ценностям, которые изложены в Библии и Евангелии. У нас такая четкая иерархия: на первом месте стоит мой ближайший родственник, затем мои родители. Сначала ты должен решить проблемы с женой, ее утешить и успокоить, потом уже заняться своими родителями.

Третье, что можно посоветовать: семейная иерархия, которая тоже подзабыта, особенно в странах, где развит феминизм, супруги рассматриваются как равноправные партнеры. Очень большая проблема – это инфантилизм мужской, отсутствие мужского начала. В этом виноваты женщины, жены – своим поведением, до жен мамочки человека баловали, все за него делали, никакое решение не давали принять. Мужчины перестают быть мужчинами, если к ним не относиться как к мужчинам.

Папа как тень отца Гамлета

– Вы сегодня упоминали одну из причин разрушения семьи: насилие. Что происходит с ребенком, который постоянно видит скандалы в семье?

– Конечно, это очень влияет. Дело в том, что мы даже не осознаем, насколько психотравмы детские на нас могут повлиять потом. Дети должны расти в атмосфере любви, их нужно всячески ограждать даже от неласковых слов, упреков, колкостей по отношению друг к другу. Ясно, что человек так же будет относиться к своей жене, как папа относился к маме. Пример отца очень сильный и очень серьезный, это самый главный человек в твоей жизни, он бессознательно будет на тебя влиять всю жизнь, как тень отца Гамлета, будет все время за тобой ходить.

– Бывает ли такое, что в созданной семье один из супругов является более зрелой личностью?

– Это часто бывает. Конечно, более благоприятный вариант, когда жена незрелая. Все-таки, бывает, что жена страдает инфантилизмом, она была единственным ребенком в семье, а муж из многодетной семьи. Это нормально, муж берет ее под опеку, занимается ее воспитанием, становлением как личности. Они в процессе учатся многому.

Когда жена более зрелая, а муж из семьи неполной, воспитывался матерью-одиночкой, не получил должного воспитания, примера, тоже можно серьезно повлиять. Что может сделать жена? Задача жены – поощрять мужа, хвалить его. Когда он начинает первые робкие шаги делать, помогать ему: у тебя все получится, все ты сможешь.

Когда жена живет только жизнью мужа

– Когда человек вступает в брак, он часто теряет индивидуальность. Как сохранить себя, свои способности и таланты в семье?

– Тут речь идет о чем? О том, что они растворяются друг в друге. Сильный муж, успешный – и жена начинает жить его жизнью. Или, например, он писатель или художник, а она всю жизнь посвящает только ему.

Есть несколько вариантов. Если люди до этого были очень общительными, а сейчас они общаются друг с другом и никто им особо не нужен вне их маленького мирка – он, она и дети – ничего плохого в этом нет. Это часто происходит.

Другое дело, когда человек действительно начинает терять себя. Например, муж является человеком искусства, который еще страдает завышенной самооценкой, считает себя великим. Он считает, что жена должна оставить все. Например, у меня были примеры, что он поэт, бард, музыкант, и супруга у него имеет актерское образование, и он, видимо, хотел, чтобы она полностью в нем растворилась. А у нее тоже были свои творческие амбиции, ей это очень не нравилось, и из-за этого у них серьезные конфликты получались. Я думаю, что если два человека – такие яркие личности, нужно дать возможность каждому развиваться.

Не надо бояться психолога

– В семье, которая находится на грани развода, как должны вести себя родители?

– Если такая ситуация случилась в семье, родители не должны ничью сторону принимать. Они должны молиться о семье, если не получается помочь. Стараться обоих супругов поддерживать, постараться им внушить: мы любим вас обоих, вы оба нам дороги, мы очень переживаем за вас, готовы вам помочь, посодействовать, если вы захотите. И очень хорошо, когда они супругам друг про друга рассказывают что-то хорошее. Не так, как бывает: мама рассказывает сыну, какая у него плохая жена, ее видели там-то, она в том-то не помогает, не заботится. Понятно, что это не любовь никакая, это эгоизм, ревность, самолюбие материнское.

– Часто ли вам приходится направлять пары к психологу?

– Я очень часто отправляю к психологам. Священник обладает возможностью сугубо за человека молиться, у него другие средства для решения семейных проблем. У священника есть и очень серьезные минусы – например, хронический недостаток времени. Любой серьезный конфликт требует не единоразового посещения, а работы достаточно серьезной, разговора около часа или полутора часов, и редкий священник обладает таким количеством времени. Поэтому священник подчас выполняет роль такого участкового терапевта. Каждый священник, думаю, должен направлять к психологу, он не должен этого бояться. Очень хорошо, когда у него есть знакомые специалисты, в которых он уверен. Потому что и психологи разные бывают.

– Как духовник в Школе семьи, какие задачи вы решаете, какие семьи к вам могут прийти?

– На сайте центра есть все координаты. Расположен он очень удобно, на Охотном ряду. Телефон доверия там бесплатный, по нему можно получить первичную консультацию, помощь. У нас немало было совместных проектов. Самое главное – это семейная школа. Раз в год мы читаем курс лекций, раздаем книги, пособия, диски, все это записываем, потом в интернет выкладываем. Есть возможность индивидуально с людьми позаниматься, помочь в решении каких-то вопросов.

При нашем храме Петра и Февронии в Марьино работают психологи из этого центра. Мы читаем лекции на важную тему: такой «курс молодого бойца» для тех, кто хочет создать семью. Некоторые создают после этого семью, разрешают семейные проблемы.

Источники:

http://pravoslavie.ru/97459.html
http://pavel-gumerov.ru/book/on_ona/part3
http://www.pravmir.ru/protoierey-pavel-gumerov-muzhchinyi-perestayut-byit-muzhchinami/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector