Основные принципы работы с детьми. Трудности работы в детском саду и особенности современных детей
Типичные трудности детей дошкольного возраста;
Возраста.
Основные направления психокоррекционной работы с детьми дошкольного
Учебные задачи занятия:
— обучение теоретическим основам и передача практического опыта применения навыков работы психолога в работе с дошкольниками;
Методические задачи занятия:
— обучить студентов грамотно применять психокоррекционные методы и приемы в работе с разными категориями дошкольников.
Воспитательные задачи занятия:
— сформировать важнейшие этические принципы профессиональной деятельности педагога психолога;
— обучить навыкам адекватной оценки эффективности проведенной психокоррекционной работы.
План лекции:
1. Типичные трудности детей дошкольного возраста.
2. Методы коррекционной работы с дошкольниками.
3. Коррекция аффективного поведения.
4. Работа психолога с агрессивными дошкольниками.
5. Коррекция гиперактивных детей.
6. Коррекция застенчивости и тревожности.
7. Частные случаи трудностей в развитии дошкольников.
По сведениям Г.В.Бурменской, О.А. Карабановой и А.Г.Лидерса, максимальное число обращений к психологу падает на дошкольный и младший школьный возраст (80 %). Содержание коррекционной работы исследователи связывают с наиболее типичными трудностями детей:
несоответствием уровня психического (умственного) развития ребенка возрастной норме; неготовностью к школьному обучению, неуспеваемостью, низкой познавательной и учебной мотивацией;
негативными тенденциями личностного развития, коммуникативными проблемами;
неорганизованностью поведения, низким уровнем произвольной регуляции;
эмоциональными нарушениями поведения;
адаптацией в детском саду, школе, семье,
Коррекцция умственного развития:
развитие восприятия, сенсорных способностей;
развитие наглядно-образного (наглядно-действенного) мышления:
развитие начатых функций произвольного внимания и памяти
развитие речи (в рамках логопедической помощи);
развитие познавательной мотивации.
Коррекция готовности ребенка к обучению:
Коррекция внутренней позиции ребенка;
формирование общей успеваемости (положительная мотивация, познавательные процессы, самоконтроль, самооценка);
коррекция меткой моторики и пространственной ориентации (письмо);
речевая коррекция (чтение);
коррекция исходных представлений о количестве, величине и т.п. (математика)
Коррекция неорганизованности поведения.
1. Мотивационный блок (целеполагание) — неумение выделить, осознать, принять и выдержать цель действия:
четкое выделение цели, принятие и осознание ее ребенком в виде образца продукта;
удержание образца «на виду»; выделение поэтапных подцелей;
обеспечение достижения цели и одобрения успеха;перенос успеха на самостоятельное поведение; перенос произвольной регуляции на фрустрируюшую ситуацию.
2.Операционо-ретулятивный блок (планирование и контроль) — неумение планировать пути достижения цели как по содержанию, так и во времени; неумение контролировать действия и вносить коррекции по ходу их выполнения:
совместное с взрослым планирование содержания и последовательности операций по достижению цели;
предметное и знаковое моделирование пути действия;
овладение различными способами планирования (готовая схемa, моделирование, план-схема);
распределение функций в кооперативных формах деятельности;
формирование мотивационной готовности к деятельности;
формирование действий самооценки и контроля через исключение возможности незавершенных действий; введение режима с небольшим количеством требований;
последовательная.передача функций планирования, контроля и оценки ребенку.
Коррекция личностного развития.
Проблемы самооценки, тревожность, повышенная эмоциональная напряженность, пассивность, конформизм.
Коррекция отношений ребенка
1. Коммуникативные проблемы в семье — с родителями, родственниками:
разъяснительная коррекционная работа с родителями и педагогами, направленная на изменение воспитательных установок и стереотипов воспитания;
родительский тренинг (повышение родительской компетентности);
тренинг педагогического общения (повышение педагогической компетентности);
коррекционные игры психолога с ребенком (развитие нового типа отношений равноправия и партнерства);
организация игр ребенка с родителями (проба на совместную деятельность).
2. Трудности общения вне семьи — со сверстниками, воспитателями, учителями:
коллективные игры (справедливое распределение ролей и регуляция отношений);
игровая коррекция поведения (отреагирование и выход агрессивного заряда);
статусная психотерапия (возрастные перемещения детей с неадекватной самооценкой);
социальная терапия (изменения отношения группы к ребенку благодаря устойчивой высокой оценке этого ребенка значимым взрослым).
Методы работы с дошкольником. психогимнастика; игротерапия, холдинг-терапия Арт-терапия; психодрама и другие формы десенсибилизации.
Психокоррекционная работа в случаях комплексной дезадаптации ребенка может носить комплексный либо симптоматический характер, направленный на дефицитарные области развития, поведения и общения ребенка.
2. Коррекция аффективного поведения детей дошкольного возрастаВ каждом детском саду встречаются так называемые аффективные дети, склонные к частым, острым и разрушительным эмоциональным реакциям. Отрицательные переживания вызывают соответствующие формы поведения: повышенную обидчивость, упрямство, негативизм, замкнутость, заторможенность, эмоциональную неустойчивость. Из состояния аффекта ребенка не могут вывести ни просьбы, ни порицания, ни наказания взрослых. Такое нарушение эмоционального развития и соответствующие трудности в поведении в большей части являются лишь отклонениями от нормального психического развития, а не психическими заболеваниями.
Такие дети нуждаются в своевременной педагогической коррекции, и наилучшие результаты удается получить, если психопрофилактика и психотерапевтические мероприятия проводятся в дошкольном возрасте (Е. Е. Кравцова, А. А. Нурахонова, В. В. Степанова).
Внешними признаками эффективности детей являются следующие проявления:
в определенной ситуации теряются, замыкаются, плачут;
боятся засыпать, перед сном напряженно ждут старшего
не могут переключить свое внимание, находятся под влиянием данной ситуации;
не могут включиться в коллективную игру, занятие;
боятся животных — всех подряд или одного;
скучают по дому, тревожатся, плачут при расставании с близкими;
проявляют скрытость из-за боязни попасть в определенную
не могут выбрать что-либо, хотят взять все;
предлагают нечто несуразное;
в конкретной ситуации не знают, как поступить;
сверхпослушны, в определенной ситуации сначала пугаются, а потом действуют в зависимости от реакции и поведения взрослых;
часто плачут, падают на пол, стучат об пол кулаками, могут впадать в состояние кратковременной истеричности;
боятся, но, затаив дыхание, смотрят и слушают «страшное», после этого проявляют повышенную боязливость.
Для изучения детей эти ситуации можно обозначить на кар-
Характерные черты аффективных детей:
зависимость от конкретной ситуации, замыкание в ней;
рефлекторное перенесение страха на другие безопасные ситуации;
низкий уровень произвольности поведения;
четкое разделение познавательной и чувствительной сфер;
пассивность, внешняя послушность.
Анализ аффективного поведения дошкольников показывает: причина аффекта заключается в том, что ребенок однозначно воспринимает заданную ему ситуацию и не обладает способами ее переосмысления. Он не может выйти из ситуации и управлять ею. Источниками появления аффекта в поведении служат ориентация ребенка на наличную картину, уход от однозначных, альтернативных смысловых трактовок, игнорирование возможного осмысления ситуации в целом.
Основным средством помощи детям с трудностями в поведении является игра. В современной психолого-педагогической литературе описывают четыре вида игры: сюжетно-ролевая, игра с правилами, образно-ролевая (кого-то изображает, не развивая сюжета), режиссерская, в которой ребенок одновременно является автором сюжета. В коррекции используются игры третьего и четвертого видов. Коррекционная работа с детьми предполагает три стадии.
рыцарь и т. п. С помощью роли-образа ребенок становится как бы над ситуацией и через предметный материал управляет ею. В этих организованных играх нет сопряженных ролей и ролевых отношений. В данном случае основная функция роли-образа — преодоление личностного послушания ребенка. Проигрывание ролей способствует тому, что ребенок начинает себя чувствовать субъектом деятельности и тем самым обретает способность овладевать ситуацией. Игровая деятельность объединяет реальную действительность ребенка и его воображение. Задача игровой деятельности заключается в создании условий, при которых выполнение роли будет восприниматься как естественное выражение его «Я», что позволит снять многие аффективные реакции.
I стадия — сюжетно-ролевая играВначале (1-й этап) взрослый обучает ребенка владению образом-ролью. Взрослый предлагает сюжет игры. В игре ребенок как бы становится всемогущ, учится управлять ситуацией, защищать слабых, побеждать злых. Для этого ребенку, к примеру, можно предложить такую ситуацию: два героя сталкиваются с препятствиями, попадают в беду. Один из них теряется, плачет, пе знает, что делать. Другой ищет выход. Ему на помощь приходит кто-то всемогущий, который с помощью волшебной палочки, ума, силы, хитрости помогает выйти из трудного положения. Этот момент позволяет наглядно демонстрировать ребенку разные способы поведения и оценивать свое поведение посредством нахождения у себя схожих черт. Роль-образ всемогущего дает ребенку реальную возможность взглянуть на ситуацию не изнутри, а снаружи и из точки «вовне» найти выход из нее.
Затем (2-й этап) ситуация кардинально меняется. Теперь деятельность осуществляется ребенком совместно со взрослым. Смысл задаваемой ситуации -помощь героям, попавшим в беду, остается прежним. Проигрываемый ребенком сюжет лишь вначале задается взрослым, а дальше реализуется ребенком самостоятельно. Ребенок игру придумывает самостоятельно, а взрослый лишь вводит в нее конфликтные моменты. Перед ребенком стоит задача — с помощью образа-роли найти выход из ситуации, избежать про явления аффекта.
Результатом коррекционной работы на I стадии является то, что дети становятся более уверенными в себе, с удовольствием берут на себя образ-роль. Поэтому следующей задачей является формирование у ребенка способности осмысления и переосмысления ситуации уже не с точки зрения образа-роли, а исходя из обобщенной позиции, как бы извне. Такая позиция наиболее полно реализуется в режиссерской игре.
II стадия — режиссерская играЭта стадия коррекционной работы направлена на обучение детей различным режиссерским играм. Учитывая личностные особенности детей с аффективным поведением, а также низкий уровень их игры, сначала важно научить ребенка игровым действиям в режиссерской игре. С этой целью может использоваться набор кубиков. Взрослый рассказывает различные истории и с помощью кубиков и других маленьких предметов разыгрывает их перед детьми. Ситуации необходимо подбирать без неопределенных и аффективных моментов. Очень хорошо, если рассказывание и разыгрывание таких историй представляют собой смешные нелепицы.
Во всех историях неумение выйти из ситуации связано с большим кубиком, а умение — с маленьким. Ребенок с аффективными реакциями, как правило, чувствует себя маленьким, незащищенным. Отождествляясь в игре с маленьким кубиком, он увереннее начинает себя чувствовать, более активно управлять персонажами. Аналогичную работу следует проводить и дальше, но уже не предлагая ребенку готовых рассказов, а только начиная их и побуждая его самого продолжить. Дети очень любят игру-рассказ
Чтобы закрепить умение ребенка играть в режиссерскую игру, самостоятельно продолжать рассказ взрослого, создавать сюжет, ему следует предложить аналогичную ситуацию. Игры могут быть разнообразными, веселыми и грустными, с внутренним конфликтом и без него. Однако когда удается решить в полной мере задачу коррекционной работы, все игры будут иметь счастливый конец.
Теперь нужно научить детей самостоятельно составлять сюжет. Для этого следует предложить несколько игрушек, например: Карандаш, Чиполлино, Дракон, овощи, звери, и попросить поиграть с ними. Если концовка, предложенная ребенком, снова носит аффективный характер, игры продолжаются. В результате ребенок сможет удерживать ситуацию извне и управлять ею. С помощью предметов (символических кубиков) он выходит из конфликта и избегает аффективных реакций.
Ill стадия — вербальные игрыНа этой стадии предполагается создание у ребенка такой особой позиции, которая была бы более обобщенной по отношению к позиции режиссера и могла бы реализоваться без материальных средств, в словесном плане (позиция автора).
Сначала ему предлагаются неопределенные ситуации, которые он должен только завершить. Рассказ взрослого должен быть эмоциональным, и в нем позиция автора и разных персонажей выделяется голосом, интонацией.
Если ребенок хорошо (легко и безболезненно) справляется с этой или аналогичной задачей, можно предложить ему другой вариант игры. В ней взрослый останавливает свой рассказ в более «опасном» месте. При аффективном конце психолог возвращает ребенка к роли, в которой он спасал других героев. Если коррекционная работа прошла успешно, то к ее завершению легко убедиться, во-первых, в повышении уровня развития воображения, во-вторых, в появлении у ребенка особой внутренней позиции, в исчезновении в его поведении разрушительных аффективных проявлений. Дети будут характеризоваться большей произвольностью поведения.
Агрессивное поведение — одно из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели.
Психологу-практику, необходимо знать три главных момента:
1) что такое агрессия/агрессивность;
2) каковы возможные причины ее появления;
3) как ее корректировать.)
Прежде всего отмечается, что психологически грамотным является разведение понятий «агрессия» и «агрессивность».
Агрессия — это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.
Дошкольное воспитание детей
Дошкольное воспитание детей включает в себя несколько различных направлений. С одной стороны – это формирование общечеловеческих ценностей, необходимых для того, чтобы ребенок вырос толерантным, уверенным в себе и коммуникабельным. С другой стороны – это время, когда необходимо его подготовить к обучению в школе, заложить основные навыки и понятия.
Основные принципы дошкольного воспитания детей
С переменами, происходящими в обществе, изменяется и подход к воспитанию детей. Если раньше на детей воздействовали, навязывая им чувство вины, прививая правильные привычки принуждением и запретами, то сегодня современные дети фактически не реагируют на такие методы. Именно поэтому психологи и прогрессивные педагоги считают, что основные принципы воспитания детей дошкольного возраста должны быть пересмотрены с учетом произошедших в обществе перемен.
В основе современных методов воспитания лежит взаимное уважение и сотрудничество между взрослыми и детьми, при этом необходимое доверие и открытость отношений требует большой самоотдачи и от взрослых, которым также для успешного дошкольного воспитания детей необходимо менять собственные стереотипы.
Можно выделить основные принципы, на которых базируется сегодня воспитание детей:
- Уважительное отношение, которое не допускает унижения, насилия и авторитарного давления;
- Свобода выбора, которая позволяет в полной мере ребенку раскрыть заложенные в него способности. При этом речь не идет о полной свободе без контроля со стороны взрослых. Нужно создавать необходимые для всестороннего развития и дошкольного воспитания детей условия, позволяющие в безопасной обстановке максимально легко и просто получать знания и навыки;
- Помощь в принятии решения, которая заключается в том, чтобы показать достоинства, недостатки и возможные последствия от тех или иных поступков;
- Объяснение своих требований и поступков. Это позволит малышу понимать, что взрослый не давит на него, а старается уберечь от опасности или учит дисциплине, необходимой в жизни;
- Постоянное общение, которое позволяет не только установить доверительные отношения между родителями и ребенком, но и способствует развитию правильной речи;
- Поддержка любых начинаний и поощрение инициативы, что позволит выработать уверенность в себе и ответственность за свои поступки;
- Проявление чувств по отношению к ребенку. Многим родителям кажется, что ребенок априори знает о том, что его любят. Однако это не соответствует действительности, и малыш нуждается в ежедневном подтверждении того, что его действительно любят. Любовь может выражаться различными способами – ласковыми словами, проведенным вместе временем и одобрением.
Воспитание и дошкольное образование детей
Принципы воспитания детей дошкольного возраста определяют работу педагога дошкольного учреждения и необходимы для успешного обучения и полного усвоения ребенком необходимых знаний.
Во время дошкольного воспитания детей и организации процесса обучения задачей воспитателя и педагога является создание необходимых условий для повышения общей познавательной активности детей, формирование положительного отношения к учебным занятиям, воспитание самостоятельности и работоспособности.
Одним из основных принципов дошкольного воспитания детей и формирования качеств личности ребенка является системность и последовательность. Благодаря этому все необходимые навыки и знания преподносятся в зависимости от возраста с постепенным усложнением.
Систематичность обучения включает в себя следующие понятия:
- Предоставляемый учебный материал должен отражать различные стороны окружающей действительности и обобщаться в единую систему знаний;
- Квалификация педагога должна позволять ему донести необходимые знания по мере возрастания сложности с учетом того, что ребенок может понять в зависимости от возраста и способностей;
- Учебный план должен способствовать постепенному развитию логического мышления и включать различные его составляющие – сравнение, анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, развитие дедуктивных форм мышления;
- Конечной целью занятия должно быть понимание и усвоение нового материала, а также развитие чувств, внимания, воображения, памяти и формирование таких черт характера, как целеустремленность и настойчивость в преодолении возникающих сложностей.
Кроме того, еще одним необходимым условием для построения правильного процесса обучения является доступность учебного материала. На этом принципе основана педагогика М. Монтессори, которая считала, что для всестороннего развития ребенка необходимо обеспечить его всеми необходимыми для этого пособиями и дидактическими материалами. Занятия с детьми должны стимулировать познавательную активность.
Наглядным пособием может служить любая материальная или знаковая модель. Однако нужно понимать, это всего лишь инструмент познания, а не цель. Поэтому при их использовании нужно учитывать его содержание и возможность обратной связи.
Воспитание и дошкольное образование детей должно базироваться на индивидуальном подходе с учетом личных особенностей характера ребенка, его темперамента, наклонностей и способностей. Индивидуальный подход к обучению и воспитанию значительно повышает эффективность занятий и позволяет более полно раскрыть таланты в раннем возрасте.
Благодаря индивидуальному подходу в дошкольном воспитании детей педагог может в полной мере изучить личные особенности ребенка и выявить факторы, оказывающие наиболее существенное влияние на него.
Принцип научности обучения заключается в переходе от внешнего описания предмета к его внутреннему строению, от познания явления к его сущности. С учетом этих требований должен строиться учебный материал, что позволит ребенку составить представление о многообразии окружающего его внешнего мира.
Еще одним необходимым принципом в дошкольном воспитании детей является прочность полученных знаний и навыков. Для этого воспитатель должен:
- Уметь выделять главное в изучаемом материале;
- Показывать взаимосвязь главной мысли изучаемого материала с имеющимися у ребенка знаниями, в результате чего происходит закрепление связей, что делает невозможным в дальнейшем потерю субъективной значимости новых знаний в мыслительной деятельности ребенка;
- Для закрепления полученных знаний их необходимо связывать с эмоциями, чувствами и переживаниями детей. Для этого можно использовать различные игры или сказки, что вызовет у ребенка эмоциональный отклик;
- По возможности все полученные знания следует закреплять на практике. Для этого можно использовать различные дидактические материалы, а также художественные средства.
Одной из задач воспитания и дошкольного образования детей является правильное построение познавательной деятельности, что будет стимулировать развитие логического и образного мышления. Поэтому педагог должен уметь объяснить процессы с различных точек зрения и сформировать у ребенка первоначальные научные понятия.
Современные дети и их развитие
Современные дети отличаются от воспитанников советского времени. Во всем. От потребностей и интеллекта до психологических особенностей. В чем причина? В первую очередь в измененных условиях обитания, к которым приложили руку человек и прогресс. И не менее важная причина – культивация новых форм воспитания, основанных на принятии ребенка и любви. Три главных кита такого воспитания – мотивация, сотрудничество и контроль. Все то, чего современные дети имеют намного больше, чем советские и постсоветские.
Особенности современных деток
Нормальное развитие детей требует полноценных условий развития. Большинство родителей ограждает малышню от проблем, стрессовых ситуаций, огорчений, боли и прочих негативных факторов, которыми наполнена жизнь. В результате этого вырастают ни на что не способные дети, трясущиеся от страха при виде любых проблем, ведь они не только не умеют их решать, но и не знают, как себя вести в подобных ситуациях.
Также у современной детворы нет чувства вины. Они невосприимчивы к тактике ее внушения, к которой часто прибегают в семьях и общественных учреждениях на ранних этапах развития. Современные отпрыски плохо реагируют на нотации, наказания, принуждение и прочие общепринятые методы воспитания и приемы, используемые педагогами и родителями.
Этим детям не страшны даже телесные наказания. Их практически невозможно «поставить на место». Это удается немногим и при помощи ограниченного количества мер.
Наиболее важным для современных чад является уважение. Только на него они реагируют и откликаются. Взрослые должны уважать не только мелких карапузов как разумных личностей, но и их проблемы, которые они считают не менее сложными, чем родительские трудности.
Большинство этих детей ведут себя не очень хорошо. Многих можно даже назвать неблагополучными. При этом каждый из них нуждается в шансе получить от взрослых те советы, которые смогут поощрить лучшее, что есть в каждом отдельном ребенке.
Эти малыши приходят в наш несовершенный мир совершенными. Внутри у них есть стержень и интуитивное ощущение хорошего и правильного. Поэтому они легко и четко определяют плохие слова и поступки, совершаемые другими. Вы спросите: почему они тогда сами говорят и поступают плохо? Да потому, что так делают другие. Раз это позволено одним, почему нельзя другим? Почему нельзя этому конкретному ребенку, который, как и другие современные дети, не любит запретов, даже если они не произносятся вслух? Это бунтари, требующие от нас выполнения правил их же нарушением. Так они указывают нам на наши ошибки. Не зря говорят, что воспитывать следует не детей, а себя, ведь они все равно вырастут похожими на нас.
Кроме уважения, у современных детей остро развита потребность в любви. А еще они ни при каких обстоятельствах не одобрят ложь, манипуляции и насилие. Им нужны объяснения, и отговорки типа «потому что я так сказал» их не устраивают.
Растить полноценную личность нет смысла – она перед нами. Ей только следует помогать совершенствоваться и «обрастать» новыми знаниями и опытом. Для этого всего лишь нужно серьезно относиться к собственному ребенку, его мнению, желаниям и жизненной позиции. Не стоит менять кроху – стоит изменить себя, свое мышление и ожидания относительно поведения любимого чада. Только таким сложным путем можно достичь желаемого. В помощь родителям в воспитании современных отпрысков направлена позиция мира и согласия.
Особенности воспитания
Воспитывать нынешнее поколение нелегко. Это становится понятно в результате общения с представителями современной детворы. Для воспитания ребенка 21 века специалисты рекомендуют использовать следующие принципы.
- Детям нужны границы дозволенного. Определить их должны взрослые. Если родители не установят границ, их установят дети, но не для себя, а для родителей. Однако наличие рамок не должно лишать процесс воспитания творческого подхода.
- Дети должны давать выход чрезмерной физической энергии.
- Иногда малышне следует позволять самостоятельно устанавливать границы, дабы они учились проявлять инициативу.
- С детьми необходимо общаться, как с равными, при этом не возлагая на них взрослые проблемы и обязанности.
- Объясняйте свои требования, действия и слова, предоставляя право высказать собственное мнение относительно обсуждаемого вопроса.
- Не общайтесь свысока или с позиции сильного.
- Уважайте кроху так же, как любого другого члена семьи, знакомого и просто человека, ведь он тоже таковым является.
- Говоря ребенку о любви, следует проявлять еще и уважение. В обратном случае слова останутся только словами, в которые кроха не будет верить. Проявления искренней любви – это то, что необходимо каждому человеку и то, что помогает людям оставаться людьми, даже если это маленькие дети.
- Общаться с ребенком тяжело, но в то же время общение является привилегией.
- Дети замечают хитрости и ложь, поэтому не стоит применять их относительно малыша: он умнее, чем кажется.
- Наблюдайте за общением маленьких детей: они многому могут научить!
Современные дети и дисциплина
Многим родителям кажется, что современные дети и дисциплина – это несовместимые понятия. Однако это не так. Даже самого неуправляемого ребенка можно дисциплинировать. Для этого всего лишь необходимо:
- постоянно информировать
ребенка о событиях и поддерживать его вовлеченность в них;
- предотвращать недопонимание простыми объяснениями;
- не использовать приказной тон, общаться уважительно;
- выполнять данные обещания;
- моментально реагировать на любую ситуацию;
- ни в коем случае не использовать физическое наказание и оскорбления;
- никогда не унижать детей!
Личностные качества
Зная личностные качества детей нового поколения, вам легче будет найти с ними общий язык. Итак, по мнению многих педагогов и родителей, большинство современных детей:
- гиперактивны;
- непослушны;
- самоуверенны;
- себялюбивы;
- трудно концентрируют внимание;
- быстро и легко поглощают информацию;
- легко анализируют и делают выводы;
- не умеют играть.
Достаточно специфические личные качества, но при этом легко объясняемые и закономерные для сегодняшнего дня, в котором у родителей имеется большой запас времени для работы и увлечений и почти не остается времени для детей. Но если у одних нет времени для ребенка, то у других нет желания с ним общаться, тем более что часто это более многогранный, совершенный, занимательный и глубокий представитель человечества, чем его родитель.
Проблемы современных детей
Современные родители болеют двумя крайностями. Одни вообще не участвуют в жизни ребенка, доверяя его личностный рост саду, школе, репетиторам и няням, а другие чрезмерно их контролируют, опекая и ограждая от реальной жизни.
Таким образом, у детей 21 века имеется ряд серьезных проблем. Они:
- мало общаются со сверстника;
- мало общаются в реальности, живя в виртуальном мире;
- практически не находятся на свежем воздухе;
- не следят за гигиеной;
- не имеют распорядка дня;
- пренебрегают физическим здоровьем;
- не контролируют количество получаемой информации, вследствие чего страдают от ее переизбытка и низкого качества;
- не имеют ценностей;
- имеют сложности с эмпатией, с выражением и контролем эмоций;
- растут замкнутыми в собственном мире и фантазиях;
- не умеют сопереживать, радоваться и любоваться красотой окружающего мира.
Каждая из этих проблем имеет решение. Главное – не выявить эту проблему, а видеть ее, хотеть решить и решать. В первую очередь это задача неравнодушных родителей. Все, что им следует сделать, – уделить ребенку внимание, научить его жить здесь и сейчас, общаться с людьми, наслаждаться простыми вещами, любить и быть любимым людьми, а не гаджетами и виртуальными друзьями и подругами.
Что делать родителям?
Как понятно из вышенаписанного, жизнь современного дитяти не так проста и безоблачна, даже если она заполнена ноутбуками, планшетами, приставками, смартфонами и прочими благами современной цивилизации. Вместе с ними они обзаводятся уймой психологических проблем, которые могут помочь решить только родители. Однако хотелось бы отметить, что проблемы лучше не решать, а предотвращать.
Первое и самое главное правило в воспитании современных детей – жесткий контроль «гаджетомании»! Контролировать необходимо не только компьютеры и планшеты, но даже телевизоры. Если правило ввести до того, как ребенок станет зависим от гаджетов, то проблем не возникнет. При введении ограничения уже во время «заболевания» у крохи может начаться своеобразная «ломка», как у любого другого зависимого человека, проявляющаяся припадками ярости, истериками, скандалами, попытками шантажа. Но как только малыш привыкнет к новым правилам, он сразу изменится. Станет более спокойным, у него разовьются навыки игры, он заинтересуется окружающим миром.
Специалисты рекомендуют проводить больше времени с сыном или дочерью – гулять, путешествовать, посещать музеи, театры, зоопарки, ходить в подходы, по грибы и ягоды. Отпрыска следует учить доброте, любви ко всему живому – от растений и животных до себе подобных представителей человечества. Какие бы ценности не навязывало детям общество, главные из них могут привить только родители. Все, что для этого нужно, – любить своего малыша, желать находиться рядом с ним, уделять ему время и внимание, а также быть примером для подражания.
Источники:
http://studopedia.su/10_158588_tipichnie-trudnosti-detey-doshkolnogo-vozrasta.html
http://www.neboleem.net/stati-o-detjah/6584-doshkolnoe-vospitanie-detej.php
http://rebenkoved.ru/sovety-roditelyam/chto-nuzhno-znat-i-umet/sovremennye-deti-i-ih-razvitie.html