Основы процессуальной терапии. Введение в процессуально-ориентированную психологию
Процессуальная терапия. Что это?
Процессуальная терапия – искусство следование за энергией, текучесть и плавность. Искусство замечать малейшие импульсы в теле, а также осознавать все, что с нами происходит.
Основатель процессуально-ориентированной психотерапии – Арнольд Минделл, квантовый физик по первому образованию, психолог и даосист, который к своим знаниям в области физики и юнгианской психологии добавил наблюдения за австралийскими шаманами и изучение тибетских духовных практик. Из таких, казалось бы, разных областей возникло направление в психологии, объединившее открытия науки, древние представления о человеке, танец и воображение, ощущения в теле и сновидения.
Окружающая нас повседневная реальность полна крайностей: счастье-страдание, белое-черное, счастье-горе, достаточность-недостаточность и т. д. Но крайности для каждого человека свои, то есть они не объективны. Ум человека создают эти полярности и в зависимости от них мы чувствуем себя счастливыми или несчастными.
Арнольд Минделл говорит о том, что деление на “так” и “не так”, это только верхний слой, консенсусная реальность. Но есть и более глубокий уровень реальности, который проявляется в повседневной жизни в сновидениях, где отсутствует логика и рационализация. А под ним — Основа, Дао, Бесконечность, Пустота, Сущность. Сложно описать словами, но как раз из-за того, что на этом уровне нет никаких категорий.
Исходя из процессуальной психологии, консенсусная реальность возникает из более глубоких уровней. Любая негативная ситуация в жизни (болезнь, авария, проваленный экзамен, ссора и т.д.) уже возникала во снах, во флиртах Пространства (навязчивая песня, которую невозможно отогнать, случайно попавшее к нам письмо или повторяющаяся информация и т.д). Но не осознав послания этих флиртов или сновидений, мы не смогли этой ситуации избежать, изменить ее, провзаимодействовать с ней на другом, более тонком уровне.
О том, что сны относятся к чему-то большему, чем просто дневные события и предшествующий личный опыт, понял еще Карл Густав Юнг. Минделл, окончив Институт Юнга в Цюрихе, в свои исследованиях заметил, что тело и сны говорят об одном и том же. И его практика сновидений основана не на интерпретации снов и символов, а на “проживании” и осознавании, на чувствовании этих снов.
Во время сеанса процессуальной терапии человек погружается в легкое измененное состояние сознания, в котором он вспоминает сон и свои ощущения ото сна. Перепроживая сон в паре с терапевтом в уже дневной реальности, человеку становятся очевидны послания сновидения. Послания ли от Дао или от подсознания – как вам больше нравится, но суть в том, что эти осознавания очень ценны, потому что относятся напрямую к актуальной для нас жизненной ситуации.
Главное в процессуальной терапии – это следовать за основной энергией процесса человека. Как и в других видах психотерапии, в процессуальной терапии, есть свои “техники” и “приёмчики”, но они отбрасываются, если процесс человека пошел совсем в другом направлении. В этом красота процессуальной терапии – наблюдение за тем, как идет процесс, когда терапевт направляет клиента, зеркалит, но не интерпретирует. Здесь нет четких рамок и “должно быть так”. Процессуальная терапия приводит человека к большей целостности и пониманию себя.
Процессуальная терапия – синтез наработок западной психологии и древних духовных практик. Во время работы терапевта и клиента мы можем увидеть элементы психодрамы — разыгрывание процесса по ролям, обмен ролями с терапевтом, “зеркаливание”. От телесно-ориентированных практик мы заметим очень внимательное отношение к телесным проявлениям – сигналам или болезненным симптомам, а также движению и развертыванию этого движения. От трансперсональной психологии — обращение к большему, чем сам человек, обращение к пространству Земли, пространству Природы.
В конце процессуальной сессии клиент осознает, как можно включить пережитый во время сессии опыт в жизнь. Терапевт здесь — не тот, кто обладает большим психологическим и интеллектуальным знанием о психике человека по сравнению с клиентом, а проводник. Личный жизненный опыт самого терапевта здесь не имеет значения, так как терапевт должен оставаться максимально прозрачным. Человек в процессе сам обнаруживает источник мучившей его проблемы, а также ресурс для ее решения в самом себе. Быть прозрачным, не примешивая к процессу клиента свой собственный процесс, основанный на личном опыте – один из главных навыков процессуального терапевта.
Все происходящее в теле и в психике человека, в отношениях с окружающими — это способы обратить наше внимание на ресурсы, которые приведут нас к большей гармонии с самим собой.
Алина Петрович, трансперсональный психолог
Процессуально-ориентированная психотерапия
Процессуально ориентированная психология, процессуальная работа — теоретическое и практическое направление в практической психологии, объединяющее широкий спектр областей, включая психотерапию, личностный рост и групповые процессы. В США она обычно известна под названием «процессуальная работа», тогда как название «процессуально ориентированная психология» используется на территории Европы и Азии.
История
Процессуально ориентированная психология была основана в конце 1970-х годов Арнольдом Минделлом, занимавшимся в то время юнгианским анализом. Истоки её лежат в наблюдении, что ночные сновидения находят отражение в соматических переживаниях клиентов Минделла, в особенности физических симптомах. Он расширил термин «сновидение», включив в него любые аспекты опыта, которые — хотя, вероятно, и отличаясь от консенсуальных взглядов на реальность — согласуются как со сновидениями, фантазиями и соматическими переживаниями человека, так и с непреднамеренными, но имеющими смысл сигналами, формирующими фон межличностных отношений.
Физическое образование Минделла способствовало формированию точки зрения на бессознательное как с феноменологических, так и с символических позиций, что выразилось в применении концепций теории информации к наблюдению поведения своих клиентов. В этом свете концепция «бессознательного» была расширена, чтобы включить в себя целый спектр неинтенциональных (непреднамеренных) вербальных и невербальных сигналов, с одной стороны, и перцепциями, убеждениями и идеями, с которыми индивид не идентифицируется — с другой.
Чтобы помочь своим клиентам интегрировать эти формы бессознательных проявлений, Минделл расширил такие юнгианские техники, как активное воображение и интерпретация сновидений, добавив к ним методы по прямой работе с невербальным, телесным опытом.
Основываясь на паттернах осознавания, заимствованных из разнообразных источников (от даосизма и шаманизма до современной физики), Миндел разработал систему, в которой клиенты поощряются к индентифицированию себя с бессознательным опытом через процесс, названный им «разворачивание». Процесс разворачивания представляет собой деконструкцию опыта клиента, полагающуюся не только на вербальный материал и воображение, но и на движения, глубинные соматические переживания, межличностные отношения и социальный контекст.
В начале 1980-х вместе со своими коллегами по процессуальной работе Минделл начал применять концептуальную рамку, используемую им для работы с индивидами, парами и семьями, для фасилитации решения конфликтов в больших группах. Он стал автором термина «работа с миром», описывающего эту новую дисциплину.
В конце 1990-х Минделл вновь вернулся к своему интересу в физике, и приступил к разработке системы по пониманию общих основ человеческого опыта, на которых, с одной стороны, основывается психология, а с другой — квантовая и релятивистская физика.
Основные идеи процессуальной работы
По определению Минделла, процессуальная работа — это мультикультурная многоуровневая практика осознавания. Процессуальная работа сосредотачивается на осознавании «реальных» и «выдуманных» психологических процессов, раскрывающих и, вероятно, разрешающих вопросы внутреличностного, межличностного, группового и глобального характера. Хотя процессуальная работа применяется и к ситуациям психотерапии, и к таким традиционно не считающимся терапевтическими, как разрешение конфликтов, основные идеи процессуально ориентированной психологии можно более чётко понять именно с психотерапевтической точки зрения.
Процессуальная работа акцентирует внимание на важности осознавания — и со стороны клиента, и со стороны психотерапевта. Термин «процесс» в процессуальной работе основывается на нескольких источниках. Один из них — это концепция Юнга о процессе индивидуации, при котором клиент интегрирует содержимое бессознательного, проявившееся через сновидения, фантазии и синхронистичности. Другой источник термина можно найти в физике и формулировке Дэвида Бома о потоках, лежащих в основе всех событий. Процесс описывает коммуникацию и течение сигналов между терапевтом и клиентом.
Согласно процессуально ориентированной психологии, опыт можно разделить на два вида: тот, с которым идентифицирует себя клиент, и тот, который определяется как «чуждый» клиенту. Переживания, с которыми клиент себя идентифицирует, называются «первичным процессом», поскольку он происходит на осознаваемом клиентом уровне. Опыт, маргинализируемый клиентом в качестве «чуждого», называются «вторичным процессом», ибо он не находится в фокусе осознавания. Более того, когда клиента поощрают принять в себя или идентифицироваться с переживаниями вторичного процесса, он обычно делает это с неохотой или даже оказывается неспособен на подобный поступок, как если бы какая-то граница отделяла первичные процессы от вторичных. Такая граница в терминах процессуальной работы называется «гранью» индентичности человека.
Грани можно категоризировать, основываясь на источнике той идентичности, которую они определяют:
- Личные: у человека грань может лежать касаться его интеллекта, что способно привести к проецированию высокого интеллекта на других и восприятию самого себя как глупого или невежественного. Истоки подобной грани могут лежать в раннем опыте семейного или школьного общества.
- Семейные: у семейной системы может быть какое-то предубеждение или правило относительно определённого вида опыта, который, по такому правилу, члену семьи надлежит старательно избегать. Например, семья, воспринимающая себя как мирную или дружественную может наказывать или маргинализировать агрессивное или соревновательное поведение у члена семьи. Такой субъект может развить грань в отношении своих агрессивных и соревновательных склонностей, проецируя их на других и испытывая от этого неудобство.
- Социальные: пол, религия, этническая или иная социальная принадлежность часто определяют поведенческие или опытные нормы, ведущие к осложнению для субъекта возможности выражать контрастные переживания. Например, человек из другой культуры, акцентированной на жёсткости и бесчувственности как необходимых маскулинных чертах, может испытывать серьёзные неудобства из-за своих чувственных черт. Он может проецировать эти переживания на других людей, почитаемых им за «слабых» или, например, гомосексуальных. Это один из механизмов, движущих гомофобией.
- Человеческие: существует определённый спектр опыта, обычно приписываемый «человеческой природе», в то время, как другие переживания, не входящие в рамки этого спектра, определяются как «бесчеловечные», «животные» или «не от мира сего». Люди, проявляющие склоннсть к сильно изменённым состояниям сознания и духовным переживаниям, зачастую имеют грань, отделяющую их от подобного опыта, считаемого ими нечеловеческим. Данная точка зрения также поддерживается социальной реальностью консенсуса, или общепринятой реальностью. Подобные переживания могут порождать экстремальные состояния сознания, приводящие к психиатрическому вмешательству.
В процессуальной работе стремятся определить как первичные и вторичные процессы клиента, так и грани, их разделяющие. Затем в ней фасилитируется обогащение идентичности клиента путём усиления и разворачивания вторичнопроцессуальных переживаний до степени осознавания (на когнитивном и соматическом уровнях), чтобы они стали частью сознаваемого клиентом мира.
Уровни опыта
Категоризирование опыта на первичные и вторичные процессы, как правило, акцентирует внимание на контрастностях в опыте клиента, а не на его целостности. На этом уровне, который в процессуальной работе называется «сновидением», вторичнопроцессуальные переживания вступают во взаимодействие с первичными процессами клиента, угрожая его целостности и выражаясь в виде «проблем», которые необходимо решить.
Подробное исследование опыта клиента раскрывает более глубокий, довербальный и доконцептуальный уровень, унифицирующий переживания, конфликтующие на уровне сновидения. Этот уровень опыта описывается Арнольдом Минделлом как «чувствующая сущность». Работа с чувствующими сущностями может оказаться весьма полезной для клиентов, страдающих от полярных сновиденческих процессов на протяжение многих лет и внутренних конфликтов, связанных с напряжением из-за неразрешённости проблемы.
Сферы применения
Арнольд Миндел со своей женой Эми Минделл и коллегами исследовали возможность применения концепций процессуально ориентированной психологии и её методов на широком спектре ситуаций, в некоторых случаях выходящих за пределы внимания вербально основанных и ориентированных на понимания видов психотерапии. В качестве примеров можно привести:
- Работа с физическими симптомами как с проявлениями процесса сновидения. Проявляя внимания к субъективному опыту болезни, переживание «создателя симптома» зачастую раскрывает важные и потенциально полезные вторичные процессы. Если клиент может интегрировать эти переживания, они могут оказать целительный эффект на физический симптом.
- Работа с клиентами в коматозных и околосмертных состояниях сознания (см. также терминальные состояния). Такие субъекты обычно рассматриваются как обладающие недостаточным уровнем сознавания, чтобы с ними взаимодействовать вербально ориентированными способами коммуникации и психотерапии.
- Работа с людьми в экстремальных состояниях сознания, диагностированных как обладающие психиатрическими расстройствами.
- Фасилитация конфликтов в малых и больших группах. Группа схожа с индивидом в том, что у неё есть идентичность, или первичный процесс, а также вторичные процессы, беспокоящие эту идентичность. Если помогать группе интегрировть эти влияния, это обогащает её идентичность и помогает ей стать ещё более глубоко демократичной.
- Работа с миром (worldwork, букв. «мировая работа») в ситуациях бизнеса, с некоммерческими и правительственными организациями. Работа с миром представляет собой глобальную теорию с универсальными категориями, описывающими и анализирующими все организационные процессы. Многие организации применяют этот метод при разрешении конфликтов или ликвидации препятствий для развития стратегии, проведения переговоров или роста лидерских навыков.
Глава 1 Процессуально-ориентированная работа с клиентами
Процессуально-ориентированная работа с клиентами
В течение последних двадцати лет я была вынуждена искать некоторые из невидимых принципов, которые лежат в основе процессуально-ориентированной психологии, или процессуальной работы, как ее называют в Соединенных Штатах. Процессуальная работа – это путь, который я как женщина и терапевт выбрала и на личном, и на профессиональном уровне. Она составляет ядро моего подхода к работе, которую я провожу с другими людьми, и это духовная практика, направляющая мое личное мировоззрение и мое путешествие по жизни.
Моя книга «Метанавыки»[1] начиналась как поиск эмоциональных установок, воспитывающих практические навыки процессуальной работы. В то время меня преследовало интуитивное ощущение существования чего-то большего, чем очевидные умения, что оживляет процессуальную работу, что дает возможность брать за образец ее даосскую философию и воплощать ее в жизнь, работая с другими людьми. Моя следующая книга, «Кома: целительное путешествие», родилась из желания пролить свет на личные и практические навыки, необходимые для работы с людьми в коматозных состояниях, которых мы с Арни наблюдали и сопровождали в течение длительного времени. И я постоянно жаждала большего знания и осознания своей практики в качестве процессуально-ориентированного терапевта.
Сегодня меня очаровывают ключевые принципы и тонкие методы, которые я открыл/ представления терапевтами своей работы с клиентами и последующих отзывов супервизоров. Исторически, сеансы такого типа получили название “case control” или “case supervision” (наблюдение или контроль работы терапевта с клиентом)[2], в зависимости от страны и школы терапии. Недавно Арни назвал эти сеансы «кристаллизацией процесса», тем самым выражая идею, что такое наблюдение включает в себя открытие кристаллоподобной структуры, уникального паттерна, существующего в любом отдельном взаимодействии «клиент – терапевт» и связывающего воедино его различные детали. Кроме того, изменение названия отражает потребность в обновлении термина “case”, который многие могут воспринимать как унизительный[3]. Я до сих пор не нашла более подходящего слова и потому использую в этом тексте термин “case”, а также “case control” и “case supervision”, в надежде, что читатель поймет – я ищу более благородные и подходящие термины[4].
В особенности меня вдохновляли сеансы разбора случаев, которые Арни проводил в течение последних двадцати лет во многих странах по всему миру, и в которых нередко принимали участие от тридцати до ста терапевтов. На этих сеансах всегда царила стимулирующая атмосфера, где все говорили одновременно, вместе думали, вместе медитировали, разыгрывали те или иные вещи, и где в центре внимания всегда было развитие терапевта и восприятие клиента в качестве части этого терапевта[5].
На этих сеансах я начинала понимать, как важно развивать большую тонкость в моей работе. Широкий спектр клиентов, о работе с которыми шла речь, и уникальность каждой ситуации «клиент – терапевт» требовали гораздо большего усовершенствования моих методов и моего понимания себя как терапевта. Начав изучать эти тонкости, я выявила ряд ключевых принципов, лежащих в основе работы. В «Альтернативе терапии» я пытаюсь разъяснять эти принципы. Выдуманные типичные примеры, которые я создала в данной книге, были извлечены из этих исследований.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Источники:
http://www.b17.ru/article/42194/
http://www.psychologos.ru/articles/view/processualno-orientirovannaya-psihoterapiya
http://psy.wikireading.ru/21367