Переход в новый класс. Адаптация ребенка в новой школе Как адаптироваться ребенку новой школе
Ребенок в новой школе – возможные проблемы, и какую помощь смогут оказать родители?
Бывает так, что родители в начале учебного года сталкиваются с трудностями из-за перевода ребенка в другую школу. Попасть в новый коллектив малышу всегда страшно. Стоит отметить, что в такой ситуации неуверенность проявляют не только дети, но и взрослые люди. К примеру, при переезде в чужой город или смене работы мы тоже можем бояться оказаться в компании, где плохо воспринимают «новеньких». Что уж тогда говорить о ребенке, от которого требуют не только идти в такую компанию, но еще и постараться подружиться с ровесниками.
То, насколько быстро ваш школьник свыкнется с новым окружением, в основном зависит от его характера. Так дети, которые легко идут на контакт со сверстниками, с большей вероятностью заводят новых друзей. Смена школы для них вовсе не трагедия, потому как сам процесс завоевания доверия и общения приносит им удовольствие. Адаптация ребенка в новой школе будет протекать сложнее, если он отличается повышенной тревожностью и чрезмерной эмоциональностью. Если такое случается, как же помочь дочери или сыну справиться с неизбежным напряжением, которое появляется при смене коллектива? Именно об этом пойдет речь в данной статье.
Каким детям особенно нужна помощь при переводе в другую школу?
Существуют определенные категории детей, для которых смена учебного заведения может быть далеко не простым делом. Зачастую трудности подобного характера могут возникнуть:
- У малообщительного и робкого ребенка, по натуре интроверта, которому сложно находить общий язык с чужими людьми.
- У малыша с ограниченными возможностями.
- У ребенка с определенными проблемами со здоровьем, к примеру, с астигматизмом (косоглазие) или заиканием.
- У очень возбудимого, гиперактивного малыша, который в новой для себя обстановке может перенести нервный срыв.
- У ребенка, который сильно отличается по внешним показателям от других детей, к примеру, цветом кожи.
Перевести ребенка в другую школу непросто и, конечно, это – серьезная проблема, полностью и мгновенно решить которую не возможно. Однако, учтя некоторые обстоятельства и предприняв определенные меры, можно существенно смягчить этот «удар» по психике малыша и помочь ему поскорее адаптироваться в новом коллективе. Особенно важно процесс смены школы не пускать на самотек, к тому же если ваше чадо среднего и младшего школьного возраста. Как раз именно в этих классах родители могут и должны предпринимать активные действия.
В чем может быть трудность при переводе ребенка в другую школу?
Естественно, проучившись несколько лет в одной школе, дети к ней привыкают. И переход в другое учебное заведение сопряжен с рядом проблем. Каждому родителю следует обратить на это внимание. У вашего школьника сразу появляется множество вопросов: “Понравится ли мне учитель?”, “Как меня примут?”, “Как подружиться с одноклассниками, если они уже знакомы друг с другом?”. Ясное дело, что ребенок какое-то время будет сравнивать новую школу со старой. Поэтому от взрослых требуется помощь в создании благоприятных условий для адаптации ребенка в новой школе.
Иногда случается так, что уровень подготовки в новой школе гораздо выше того, который был в старом учебном заведении. Получается, что ребенок ни по уровню знаний, ни психологически не готов приступить к учебному процессу. Чтобы избежать таких ситуаций, можно предварительно договориться с учителем о подготовке ответа или доклада по конкретному вопросу. Попытайтесь вместе с педагогом создать успешную ситуацию. Привыкание ребенка в новой школе может затянуться потому, что неправильное распределение сил и несобранность мешают ему учиться и со временем даже могут стать постоянным явлением.
Адаптация ребенка в новой школе — что делать родителям?
Существует несколько эффективных советов, следуя которым можно избежать множества проблем меняя учебное заведение. Итак:
- Не избегайте темы перехода в новую школу. Очень важно этот момент обговорить в семье. Расскажите ребенку обо всех плюсах другой школы, нового коллектива, заинтересуйте его, покажите возможные перспективы.
- Смените школу после каникул. Детские педагоги и психологи утверждают, что в этот период времени ребенок в новой школе будет чувствовать себя лучше всего, так как после каникул приспосабливаться к новому ритму обучения приходится всем ученикам. Это самый подходящий момент чтобы ваш ребенок не сильно выделялся на фоне окружающих.
- Посетите предварительно новую школу. Будет замечательно, если вы вместе со своим малышом придете посмотреть класс, познакомитесь с педагогами и, возможно, представите его будущим одноклассникам.
- Заверьте ребенка в поддержке. Покажите своему чаду, что вы не переживаете из-за смены коллектива, однако не потому, что вам безразлично, а потому что вы целиком уверены в его успехе.
- Помогите школьнику планировать день. Если режим дня не будет соблюдаться, а ребенок в новой школе будет вялый и сонный, то на уроках он не сможет принимать активное участие. Не поспевая за общим темпом класса, он будет терять уверенность в своих способностях и силах.
- Интересуйтесь школьной жизнью: проверяйте тетради, заглядывайте в дневник, посещайте родительские собрания. Однако ни в коем случае не завышайте требований к ребенку, а в случае каких-то неудач подбадривайте его. Старайтесь поощрять за достижения и успехи, даже если они кажутся вам незначительными.
- Не забывайте о старых друзьях. Если это возможно, то пусть ваш малыш чаще созванивается с бывшими одноклассниками и приглашает их в гости.
Ребенок в новой школе будет ощущать себя комфортнее, если останется самим собой, постарается вести себя как можно более естественно, и не будет комплексовать перед сверстниками. Поэтому родителям необходимо успокоить его, посоветовать найти родственную душу по увлечениям или просто сдружиться с соседом по парте.
Кроме всего прочего, прежде чем перевести ребенка в другую школу, родителям стоит заранее поговорить с педагогическим составом о чертах характера своего ребенка, о трудностях, которые могут появиться, а также о сильных и слабых сторонах ребенка в учебе.
Как помочь ребенку адаптироваться в новом коллективе при переводе в другую школу?
К нам в редакцию часто пишут обеспокоенные родители, которые замечают, что ребенок не может привыкнуть к коллективу после перехода в другую школу. Некоторые дети и вовсе отказываются ходить в новое учебное заведение и умоляют перевести их обратно. Неважно, по какой причине пришлось сменить школу — конфликт с учителями, переезд, желание обучаться по углубленной программе — ученик может в любом случае столкнуться с проблемами адаптации. «Я — Родитель» решил дать несколько советов родителям, которые либо планируют перевод ребенка в другую школу, либо уже сделали это.
Совет первый. Определите лучшее время в году для перевода ребенка в новую школу
Если обстоятельства не противоречат, то самым благоприятным временем для перевода является сентябрь. Месяц, когда все дети находятся в равных условиях адаптации к школьному ритму, вхождению в рабочий режим после летних каникул. Благодаря одинаковому старту и «притирке» детей друг к другу после летних каникул, новичку будет гораздо легче войти в коллектив.
Совет второй. Осуществляйте перевод в другую школу в соответствии с особенностями возрастного развития ребенка
Наименее болезненный с эмоциональной точки зрения возраст для перехода — это начальная школа. Чтобы свести стресс к минимуму, родители должны поддерживать ребенка во всех его начинаниях, хвалить за каждую победу. Сравнивать малыша с другими одноклассниками не стоит. Это только усугубит сложности адаптации школьника в новом коллективе. В младшем школьном возрасте проблему сближения со сверстниками можно решить достаточно легко — например, устроить дома шумную вечеринку для всего класса. Общение вне стен школы должно раскрепостить одноклассников, каждый сможет рассказать о своих интересах, которые не относятся к учебному процессу.
В среднем звене перевод в другую школу нежелателен, ведь именно в это время начинается период протеста, становления личности. Но если смены учебного заведения не избежать, не давите на подростка и не требуйте, чтобы он сразу влился в учебный процесс и начал приносить хорошие оценки. Попробуйте объяснить все плюсы перевода, найдите фактор, который сможет мотивировать школьника в учебе. К примеру — приобретение новых качественных знаний, которые в ближайшее время позволят быстрее стать самостоятельным и независимым. В новой школе также можно будет найти новых друзей — напоминайте об этом ребенку как можно чаще.
В старших классах необходимо разговаривать с ребенком на равных. Обсудить вместе плюсы и минусы перехода, понять, что может дать новая школа, какие перспективы возможны и продумать дальнейшие действия. Будьте готовы честно ответить на вопросы о том, почему смена учебного заведения необходима. Преодолеть подростку стресс, связанный с переходом в новый класс, поможет ваша поддержка, а также дополнительные занятия во внешкольное время. Если режим дня старшеклассника расписан по минутам, на переживания, связанные с адаптацией, просто не останется времени.
Совет третий. Настраивайте ребенка правильно
На эмоциональное состояние ребенка при переводе в новый класс во многом влияют родители. Если взрослые позволяют себе рассуждать при ребенке о том, как сложно и неправильно переводить его в новую школу, ученик начнет еще сильнее бояться этого перевода. Вполне возможно, что он будет воспринимать новое учебное заведение как враждебный лагерь. Обсуждать переход в другую школу в семье необходимо, но при этом очень важно показать ребенку спокойствие с вашей стороны, причем он должен понимать, что вы спокойны не потому, что вам все равно, а потому, что уверены в успехе.
Совет четвертый. Разговаривайте с ребенком, чтобы исключить конфликты внутри класса
Приходя в новый класс, ребенок сталкивается с уже сложившейся системой отношений внутри коллектива. При этом новичок зачастую находится на «нижней ступени иерархии». Для того чтобы избежать конфликтов и критических ситуаций, необходимо объяснить ему нормы и правила, которые существуют в новом коллективе. Чтобы понять, как на самом деле обстоят дела в классе, есть ли в нем лидеры и случаются ли эпизоды травли, необходимо ходить на родительские собрания, общаться с учителем и другими родителями, и, конечно, чаще разговаривать со своим ребенком. Будьте ему другом, потому что других друзей у него в школе пока нет, и помогайте разбираться в том, кто есть кто в новом коллективе. Стоит объяснить ребенку, что отношения не строятся на физическом превосходстве, поэтому нельзя решать конфликты кулаками, только взаимное уважение способно перерасти в крепкую и долгую дружбу.
При этом необязательно наседать на детей с вопросами о том, как идут дела в школе. Можно делать это непринужденно, проводя аналогии с сюжетами книг и фильмов. Беседуйте, поощряйте вопросы, давайте развернутые ответы — просто будьте.
Если ребенок после 2,5–3 месяцев адаптации все еще недоволен новой школой, необходимо обратиться за помощью к специалисту.
Тревожные сигналы, которые могут свидетельствовать о том, что у ребенка проблемы в отношениях с одноклассниками:
Ребенок становится замкнутым
Снижается аппетит и пропадает сон
На вопросы о школе ребенок отвечает односложно, отмалчивается или переводит тему
Кто на новенького? Как помочь ребенку с адаптацией в новой школе
Ваш ребенок пошел в школу впервые или поменял учебное заведение. В любом случае, для него это стресс — почти незаметный или довольно серьезный. На что обратить внимание родителям и к чему готовиться?
Человек — существо довольно ленивое. Выйти из зоны комфорта часто оказывается не самой легкой задачей даже для вполне взрослых и уверенных в себе людей: поехать на работу новым маршрутом или влиться в новый коллектив. Для детей такого рода события могут стать настоящим испытанием — еще вчера все было простым, понятным и привычным, а сегодня все враз поменялось. Лица одноклассников не сразу дают понять, с кем можно подружиться, а кто — так себе. От кого держаться подальше, и кто тут в лидерах. Даже бабушка в гардеробе — и та с чужим лицом. Что же делать? Чем помочь ребенку, который поменял школу или только-только посетил первую в жизни праздничную линейку?
Как происходит вживание в новый коллектив?
Давно известно, что любые группы строятся по определенным и довольно жестким психологическим законам.
Если собрать совершенно не знакомых друг другу людей в одном месте, довольно быстро они образуют общество: в нем будут лидер и анти-лидер, «козел отпущения», шут и вечный нытик, безмолвная группа поддержки каждого из «главных героев» и так далее.
Такое распределение происходит буквально за пару суток, и на него никак не может появлиять ни исходное количество участников, ни их статус в предыдущей группе. Скажем, если в десяти группах собрать десять лидеров и поместить в одном пространстве, уже через два дня лидер будет только один. Остальным придется поменять статус на какой-то другой.
Именно в этом заключается основная проблема со сменой учебного заведения. Например, эта девочка еще вчера в другом коллективе детей была настоящей звездой: ей доставались все главные роли на утренниках, у воспитателей не возникало вопросов, кому доверить чтение самого длинного стихотворения для бабушек. Сегодня эта девочка оказалась в коллективе, где, во-первых, все находятся на равных позициях, и во-вторых — в школе требуются еще и другие навыки, кроме умения красиво стоять возле елки.
С переходом из одной школы в другую проблем может возникнуть даже больше. Предположим, что ребенок был лидером в одной школе и пришел в детский мир, в котором все детали идеально подогнаны друг под друга. Существующий лидер, разумеется, не будет гореть желанием отдать свое место. Но двух лидеров быть точно не может — поэтому ребенку либо придется «воевать», либо ломать себя под другую социальную роль. Это может оказаться довольно болезненным мероприятием.
Сложнее всего в этом смысле явным отличникам и аутсайдерам, которые привыкли к тому, что их вечно ругают и у них всегда ничего не выходит.
Но если последним в целом уже кажется нормальным быть внизу этой условной лестницы, то вчерашним школьным звездам придется потрудиться, чтобы вернуться в комфортное для себя положение и завоевать прежние позиции. Самая простая причина — вчерашняя школа была довольно слабой и ребенку было легко учиться. Новое учебное заведение выше по требованиям педагогов и сложности программы — и отличник легко может скатиться до уровня среднего троечника.
Комментарий психолога Натальи Петровской:
«Проще всего условным “середнякам”: они ничем особо не выделяются, им не нужно ничего доказывать — ни себе, ни родителям, ни учителям, ни миру вообще. От них никто особо ничего и не ожидает — середина всегда проще и понятнее.
Если ваш ребенок яркий и определенно харизматичный, если он пользовался популярностью и авторитетом у одноклассников — вот как раз тут следует обращать куда больше внимания.
Такие дети гораздо болезненнее реагируют на потерю своей “свиты” — хотя большинству родителей кажется, что у них не будет никаких проблем. Если же их нет — возможно, ваш ребенок вам не все рассказывает, либо он загнал проблему внутрь себя и она обязательно “выстрелит” рано или поздно».
Сколько времени продлится адаптация?
В любом случае на адаптацию стоит заложить полтора-два месяца. В течение этого времени ребенок сумеет разобраться с новыми задачами и проблемами — или понять, что они ему не по зубам, увы. Сложно отрицать и положительный момент такой психологической встряски: если дети выходят из нее победителями, они получают бесценный опыт личностного роста. Например, повысив свой предыдущий статус, подружившись с большинством детей, научившись общаться с чужими людьми за короткое время и доказав новым учителям свой заявленный уровень знаний.
Чем старше ребенок — тем сложнее может происходить процесс врастания в новый коллектив.
Ближе к подростковому возрасту важными становятся еще и так называемые «понты»: обращают внимание на бренды одежды, рюкзака и кроссовок. Эти почти взрослые люди настороженно относятся к чужакам — и маркер «свой» считывается и той музыкой, которую слушает ребенок, и знанием определенного сленга.
Чем младше дети, тем им бывает проще: связи в таком возрасте возникают и исчезают быстрее, чем у взрослых, а в начальной школе еще и учительница во многом берет на себя функции мамы.
«На время адаптации родителям лучше занять выжидательную и наблюдательную позицию. Поймите, что базовая модель поведения человека в обществе закладывается в любом случае в семье — то есть ребенок почти во всех случаях будет действовать либо «благодаря», либо «вопреки». Последнее более характерно для старших детей и подростков, даже если они действуют неосознанно. У вас принято делиться проблемами и радостями? Вы умеете слушать и слышать друг друга? Вы считаете нормальным помогать младшим и слабым — или, напротив, ваши семейные вечера проходят в ледяном молчании и каждый поскорее спешит скрыться в своей комнате или уткнуться в гаджет?
Ребенку в любом случае однажды придется столкнуться с огромным миром в полный рост. Лучше, если он будет учиться делать это постепенно, зная о поддержке семьи и чувствуя себя защищенным хотя бы со стороны тыла. Получив такую «прививку» от агрессии и враждебности человечества, ему будет проще самостоятельно управляться с ними и в последующие годы».
Чем могут помочь родители?
1. Разговаривайте с ребенком. Не нужно постоянно быть зацикленным на школе и новых проблемах — просто внимательно слушайте все, что ваш ребенок хочет вам рассказать. О том, что он видел по дороге в школу, о том, какая песня ему понравилась. В этом случае у вас возникнет новый уровень отношений — дети очень быстро привыкают к тому, что их поддерживают безусловно, без привязки к их успехам или неудачам.
2. Поговорите с классной руководительницей и школьным психологом, если он есть. Расскажите об особенностях ребенка. Если в классе существует адекватный родительский комитет — постарайтесь выкроить время на знакомство с родителями. Или обязательно посетите первое собрание — как правило, во время таких визитов хорошо считывается общая атмосфера коллектива в целом. У дружного и позитивно настроенного класса обычно приятные в целом родители.
3. Устройте «входную вечеринку»: предложите ребенку пригласить одноклассников в гости в выходной день. Обязательно поинтересуйтесь, как к этому отнесутся родители детей и нет ли у кого-то аллергии на сладости или напитки. Дети проще и охотнее знакомятся во время игры — можно устроить участие в модном сегодня квесте или подобрать другое занятие соответственно возрасту детей.
Важно понимать, что если ваш ребенок — интроверт и не готов к таким шумным мероприятиям, не стоит настаивать на таком сценарии. Это ему, а не вам учиться дальше с этими детьми. У мам-экстравертов и «зажигалочек» иногда бывают довольно стеснительные и спокойные дети. Не нужно прыгать перед детьми клоуном — так вы только навредите собственному ребенку.
Источники:
http://mezhdunami.net/dety/rebenok-v-novoj-shkole-vozmozhnye-problemy-i-kakuyu-pomoshch-smogut-okazat-roditeli.html
http://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/kak-pomoch-rebenku-adaptirovatsya-v-novom-kollektive-pri-perevode-v-druguyu-shkolu/
http://dailybaby.ru/magazine/articles/kto-na-novenkogo-kak-pomoch-rebenku-s-adaptatsiei-v-novoi-shkole