0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Почему у ребенка нет друзей — что делать и как ему помочь? У подростка нет друзей как помочь

Нет друзей

Человек – существо социальное, и без общения, без близких взаимоотношений он начинает «чахнуть». Одной из важнейших составляющих психологического благополучия любого человека является наличие семьи и друзей.

Почему у меня нет друзей?

О настоящем друге мечтает каждый, однако понятие дружбы окружено огромным количеством мифов, а за дружбу мы подчас принимаем зависимость и созависимость, путаем c приятельством, называем товарищами людей, с которыми просто «убиваем» время, спасаясь от страха одиночества.

С точки зрения психологии друг – это человек, к которому вы испытываете симпатию и привязанность, так как вас с ним объединяют общие ценности и установки, интересы и общая деятельность. Причем главным условием для настоящей дружбы является именно наличие общей деятельности. Если человек вам симпатичен, но вас с ним не связывают общие дела, то другом он вам не станет точно, в лучшем случае – хорошим приятелем.

Кроме того, для дружбы необходим определенный уровень развития навыков общения и эмоциональной компетентности. Таким образом, если взрослый человек жалуется на отсутствие друзей, это значит, что он либо не занят никакой значимой для него деятельностью, в процессе которой он может обрести друзей, либо он плохо владеет навыками установления контактов и общения, либо в той области, где он работает, он не встретил симпатичных и близких ему по духу людей.

У детей и подростков дружба имеет некоторые особенности, а отсутствие друзей у ребенка или подростка нуждается в дополнительных комментариях.

У ребенка в детском саду нет друзей

Чаще всего по поводу отсутствия у ребенка друзей в детском саду переживает не сам малыш, а его мама. А мамины переживания, как правило, связаны с недостаточным знанием детской психологии.

Тревожащимся из-за отсутствия у ребенка в садике друзей мамам стоит знать, что маленькие дети еще только учатся общению, симпатии их еще очень неустойчивы и нередко на них влияют чисто внешние аспекты (яркое платье, сережки, туфельки с бантиками). Поэтому дошкольник сегодня может сказать, что его лучший друг – Кирюша, завтра – Паша, а послезавтра – Оля. Более устойчивые взаимные симпатии у детей дошкольного возраста появляются только к седьмому году жизни.

Насторожиться стоит лишь в том случае, если дети настойчиво отвергают вашего малыша, и он практически все время в садике остается один. Тогда следует побеседовать с воспитателями и психологом, так как причина может быть в нарушениях речи или поведения у ребенка, отсутствии игровых навыков или навыков общения, соответствующих возрасту.

Почему у ребенка нет друзей в школе

Мальчики и девочки младшего школьного возраста дружат по-разному: ребята выстраивают друг с другом предметно-деловые отношения, а для девочек дружить – означает создать доверительный эмоциональный контакт. Однако и мальчики и девочки в младшей школе дружат по принципу «друг тот, кто рядом». Друзьями становятся соседи по парте, дети, живущие в одном дворе или одноклассники, посещающие одну секцию.

Отсутствие друзей у младшего школьника может говорить о его неумении выстраивать межличностные и деловые отношения, чрезмерной эгоцентричности или агрессивности. Причиной непопулярности среди сверстников в школе могут стать также те или иные внешние особенности ребенка (лишний вес, очки, иной цвет кожи, отсутствие сразу нескольких зубов, неопрятность), либо негативное отношение к нему учителя.

В возрасте 8-11 лет дети очень остро переживают прерывание дружеских отношений, связанное с переездом или переходом в другую школу. До тех пор, пока сильна эмоциональная связь с теми, с кем школьнику пришлось расстаться, он будет чувствовать себя одиноким и несчастным, что затрудняет завязывание новых дружеских отношений. Поэтому в новой школе или на новом месте дети какое-то время чувствуют себя одинокими, и не сразу заводят новых друзей.

Причины отсутствия друзей у подростков

В системе социальных отношений подростка первое место занимают сверстники – их мнение становится значимее позиции учителей и родителей. Поэтому отсутствие друзей подростки переживают значительно острее младших школьников, и панически бояться потерять популярность среди сверстников. Стремление получить признание и сохранить свой статус-кво в группе ровесников толкает порой юношей и девушек на поступки неблаговидные с точки зрения взрослых, а то и вовсе опасные.

Читать еще:  Топиарий из вязаных шариков. Топиарий из вязаных цветов «Южное лето. Подставка для топиария

Для подростка наличие друзей – это подтверждение его ценности, от наличия друзей и статуса в группе сильно зависит его самооценка и ощущение внутренней удовлетворенности. Поэтому для подростков жизненно важно иметь дружеские контакты со сверстниками.

Самая большая проблема взаимоотношений в подростковом периоде состоит в том, что дети хотят одновременно и быть как все, и выгодно отличаться от других, выделяться на общем фоне. Поэтому подростковое одиночество нередко связано с неумением найти баланс между этими двумя стремлениями. Сильно отличающихся по внешности, способностям, уровню развития ребят сверстники обычно отвергают.

Низкая самооценка, застенчивость, неуклюжесть также препятствуют обретению друзей в подростковом возрасте. Не принимать в свою группу подростки могут и сверстника, не обладающего определенными предметами, имеющими в данной группе силу фетиша. Именно поэтому порой подростки так настойчиво выпрашивают у родителей купить им те или иные вещи.

О чем говорит отсутствие друзей у взрослого человека

Как уже упоминалось, дружба у взрослых основана на наличии общего дела, и общих интересах, а формулу дружбы взрослых людей можно выразить следующим образом: общее дело + схожие интересы + похожие ценности и установки + личная симпатия.

Если у взрослого человека нет друзей, то это может говорить о том, что его профессиональная деятельность не предполагает достаточных контактов с людьми своей профессии и сферы интересов (удаленная или надомная работа, например). Не имеющий друзей взрослый может и просто не нуждаться в таких взаимоотношениях в силу того, что необходимую эмоциональную поддержку ему дает семья. Как правило, в таких случаях отсутствие друзей взрослого человека совсем не угнетает, а для общения ему хватает близких людей и приятельских отношений.

Негативной является ситуация, когда отсутствие друзей связано с отсутствием дела как такового, с невротическим поведением личности или отсутствием достаточных коммуникативных навыков для установления контактов и поддержания дружеских взаимоотношений. В этих случаях человек чувствует себя обделенным, страдает от одиночества, но не может обрести друзей из-за давления негативного жизненного сценария, которой, как правило, не осознается.

Видео инструкции от психолога

Почему у ребенка нет друзей — что делать и как ему помочь? У подростка нет друзей как помочь

Новые статьи

Родителям

Актуальные публикации
Видео-лекции
Онлайн курсы для родителей

Педагогам

Статьи для успешных педагогов
Обучающие видео-лекции
Методический материал
Школа для родителей
Творчество педагогов

Актуально

Новости портала

Как помочь ребёнку в этой ситуации?

1. Психологически поддержите ребёнка. Поощряйте ребёнка говорить о своих переживаниях, внимательно слушайте его, не оценивайте, не давайте советов. Постарайтесь общаться с подростком по-дружески (т.к. подростковый возраст характеризуется тем, что родители теряют свой авторитет, а мнение сверстников становится более значимым). Выражайте своё сочувствие и понимание, озвучьте чувства ребёнка (например, «Я понимаю, как тебе обидно», «Тебе хочется, чтобы ребята дружили с тобой» и т.д.). Проявляйте своё внимание и неравнодушие. В то же время, не показывайте своей излишней обеспокоенности проблемой ребёнка, чтобы не усугублять ситуацию. Говорить с ребёнком о проблеме начинайте тогда, когда видите, что он к этому готов, когда он сам затрагивает эту тему (не используйте слово «проблема»).

2. Постарайтесь понять причины отвержения ребёнка сверстниками. С помощью наблюдения за ребёнком, беседы с учителями, со школьным психологом и с самим ребёнком можно выяснить, что именно мешает ему находить друзей и успешно общаться со сверстниками. Это может быть:

— Низкая самооценка, неуверенность в себе, застенчивость. Застенчивость, скромность – это, в общем-то, положительные черты характера. Скромные люди у многих вызывают уважение и симпатию, с ними приятно общаться. Но всё хорошо в меру. Плохо, когда эти черты мешают человеку строить взаимоотношения с другими людьми. Слишком скромный и застенчивый человек испытывает большие трудности в общении, ему трудно адаптироваться в новой обстановке. Застенчивые подростки боятся неудач в общении и часто сами отказываются участвовать в совместных играх, каких-то общественных делах. Они закрыты для общения.

Ребёнок с низкой самооценкой считает себя недостойным внимания и уважения, ведёт себя соответствующе. Считая себя недостаточно хорошим, умным, красивым, он вызывает такое же отношение сверстников к себе и не пользуется популярностью, не вызывает интереса и желания с ним общаться.

Читать еще:  Конкурс да нет на свадьбе. Конкурсы на свадьбу за столом — как развлечь гостей

— Неуверенность проявляется в постоянных сомнениях и нерешительности ребёнка. Неуверенный в себе ребёнок редко проявляет активность, не делает первых шагов к взаимодействию с другими детьми. На инициативу сверстников ему тоже трудно откликнуться.

— Агрессивность, неумение общаться и налаживать контакт.

Ребёнок, который ведёт себя агрессивно по отношению к другим детям, вряд ли вызовет у них симпатию. Дети постараются держаться подальше от того, кто может причинить им какой-либо вред. Испытывая трудности в установлении контакта, ребёнок не знает как привлечь к себе внимание, как отреагировать на какие-либо действия и слова, и ведёт себя агрессивно и неадекватно, т.к. не умеет реагировать по-другому. Это может быть результатом авторитарного стиля воспитания родителями, из-за чего ребёнок становится озлобленным; либо наоборот вседозволенность приводит к формироованию эгоизма.

— Особенности внешности, манеры одеваться, несоблюдение личной гигиены.

Подростки особенное значение придают внешнему виду. И если фигура или лицо человека кажутся им непривлекательными, то они не стараются оценить положительные качества его личности, не проявляют к этому человеку интереса. Подростки своих сверстников «встречают и судят по одёжке». Они обращают внимание, на сколько модно и опрятно одет человек .

— Загруженность ребёнка учёбой и дополнительными занятиями.

Ребёнку может просто не хватать времени для каких-либо совместных занятий с друзьями. Открытый, дружелюбный подросток может испытывать дефицит общения из-за слишком плотного графика. Конечно, необходимо достаточно внимания уделять образованию, но простое человеческое общение не менее важно для развития личности, чем обучение. В дружбе у ребёнка развиваются такие качества характера, как верность, умение сопереживать, дипломатические навыки и т.д. Ребёнку легче адаптироваться к новым условиям и вообще переносить разные жизненные невзгоды с поддержкой друга.

3. Измените своё поведение, измените свой стиль общения с ребёнком.

Воспитание влияет на успешность ребёнка в общении. Не только врождённые качества характера определяют то, насколько общительным станет ребёнок, но и то, что он видит в своей семье – как члены семьи общаются между собой и с посторонними людьми, насколько они открыты общению, доверяют ли незнакомым людям, идут ли с ними на контакт. Ребёнок учится на примере своих родителей способам взаимодействия с окружающими. Если вы доброжелательны с окружающими, общительны, ребёнок видит, что вы легко заводите новые знакомства, гостеприимны, и вообще открыты общению, то и он станет вести себя так же. Если вы сами агрессивно, с недоверием относитесь к малознакомым людям, часто критикуете, обсуждаете кого-то, то ребёнок перенимает такой стиль поведения, учится осуждать и критиковать, у него формируется негативное отношение к другим людям. Ребёнок учится видеть в людях только отрицательные качества, подозревать.

Если вы часто критикуете и осуждаете ребёнка, то негативное отношение у него формируется к самому себе. Это сильно мешает общению, т.к. ребёнок считает себя просто недостойным внимания окружающих. Слыша постоянные замечания в свой адрес, ребёнок делает вывод, что он ничего из себя не представляет и не будет интересен окружающим, боится проявить инициативу в общении, боится быть отвергнутым. Не делайте замечаний подростку при других; не требуйте от других детей, чтобы они приняли его, этим вы только роняете авторитет ребёнка. Чаще хвалите ребёнка, обращайте внимание на его сильные стороны. Всячески поддерживайте веру ребёнка в собственные силы.

4. Поощряйте ребёнка постоянно тренировать свои коммуникативные навыки.

Создавайте как можно больше таких ситуаций, в которых ребёнку придётся общаться с другими детьми. Хорошо, если ребёнок занимается в кружке или спортивной секции, где он может найти друзей по интересам. Поддерживайте его всякий раз, когда он проявляет инициативу в общении и ведёт себя дружелюбно и открыто.

5. Помогите ребёнку взять на себя ответственность за свои успехи/неуспехи в общении.

Нужно помочь ребёнку понять, что отношение сверстников к нему зависит от того как он сам к ним относится, как себя ведёт. В этом вам может помочь психолог. Вы можете предложить ребёнку посетить тренинги общения.

Читать еще:  Как делать мраморный дизайн. Мраморный маникюр гель лаком: техника выполнения, идеи

Если у подростка нет друзей, сверстники не принимают его, значит у него есть какие–то психологические проблемы. И от неудач, от отвержения сверстников проблемы только усугубляются. Чтобы ребёнок был успешным, нужно, чтобы он был счастливым, ведь недаром говорят: «Пока ты будешь счастлив, у тебя будет много друзей». Дарите ребёнку как можно больше положительных впечатлений – путешествия, праздники, маленькие сюрпризы в будние дни. «Подружитесь» со своим подростком, станьте для него тем человеком, к которому он всегда сможет обратиться за советом и помощью.

Быковская Н.Ю., заведующий Центром по работе с родителями БОУ ДПО «ИРООО».

Почему у ребенка нет друзей — что делать и как ему помочь?

С юных лет ребенок стремится к общению с такими же детьми, как он. Связь детей в игре, общении, а в подростковом возрасте — выстраивание крепких дружеских связей, дает возможность подростку справиться с непростыми задачами: научиться общаться, познать себя и все, что он может, заработать авторитет у сверстников. В школе, когда мальчик или девочка приступает к выстраиванию самопредставления, ответ ровесников, их реакция является тем, что в первую очередь влияет на его формирующуюся самооценку. Подросток начинает нуждаться в поддержке, единении с кем-либо и взаимопонимании с себе подобными. Очень часто у многих подростков бывают случаи, когда они ощущают себя изгоями, и становятся раненными либо агрессивным, либо равнодушным отношением к себе со стороны других детей.

Среди детей, как правило, найдутся ребята, которые производят впечатление замкнутых, закомплексованных. Они превращаются в объект для усмешек в компании. Обычно, это детки, которые плохо одеваются, неприятно пахнут или, может быть, выглядят не так как другие. Это могут быть девочки и мальчики, страдающие проблемами с лишним весом, носящие очки, хромающие и т.д.

Оскорбленный таким поведением ребенок ощущает себя подавленным. Если он с детства закомплексованный, издевки и усмешки делают его еще более ранимым. Ребенок стесняется заводить разговор с другими подростками, с одноклассниками и педагогами, не умеет выступать на занятиях, от чего начинает плохо учиться. У такого подростка очень часто страдает самооценка, он перестает любить себя, а потом и остальных людей.

Что делать, если у ребенка нет друзей?

Когда родители выявили дефицит друзей у сына или дочери или отсутствие таковых вовсе, нужно открыто обсудить это с подростком, но, не спрашивая у него ничего напрямую в по этому поводу. Родителям не надо заранее бить тревогу и показывать подростку тревогу относительно этой проблемы. Ребенок может также начать волноваться и не пойти на беседу. Отцу или матери необходимо непринужденно выстроить со своим ребёнком диалог, сделать так, чтобы сыну или дочке хотелось самим рассказать о своих тревогах, поведать все, что его беспокоит.

Для того чтобы подросток сумел подружиться со своими ровесниками, нужно ему доходчиво разъяснить, что он решительно может быть активным в общении, но не должен навязывать свое общество другим людям. При этом необходимо быть подготовленным к позитивным эмоциям и к зарождению новой дружбы. Не нужно строить подсознательных барьеров, закрывающих его от окружающего мира.

Именно родители придают сыну или дочери некоторую степень умственного развития и развивают у них коммуникативные навыки. Разумеется, родители не могут непосредственно влиять на обстановку, образовавшуюся в окружении ребенка. Но очень часто они раньше педагогов обнаруживают, что подростку неудобно в школе, что у него плохие отношения с ровесниками. Тогда нужно безотлагательно что-то предпринять — лучшим решением будет пойти и обсудить беспокоящие признаки с учителем своего ребенка, чтобы развеять подозрения, чем дать проблеме усугубиться. В таком случае разумнее попросить помощи у специалиста, например, у школьного психолога.

Вопрос отверженных в кругу сверстников детей — это весьма спорная дилемма. Никто из родителей не желал бы, чтобы ребенок стал изгоем, испытывал жестокость в обращении со стороны сверстников. Одновременно с этим навряд ли кто-либо пожелает, чтобы сын или дочь были инициатором травли другого мальчика или девочки. Нужно научить подростка учитывать мнение окружающих, искать компромиссные пути решения проблемы.

Плюсы и минусы друзей — видео

Источники:

http://bebiklad.ru/wospitanie/net-druzey
http://rid-omsk.irooo.ru/uchimsya-vmeste/32-ot-3-do-7-let
http://pristor.ru/pochemu-u-rebenka-net-druzej-chto-delat-i-kak-emu-pomoch/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector