10 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Понятие «трудновоспитуемый» в социальной педагогике. Причины трудновоспитуемых детей

Трудновоспитуемость как социально-педагогическая проблема.

Трудновоспитуемость — обозначает отклонения в поведении и психике ребенка, учащегося, требующие усиленного внимания педагогов, индивидуализации средств воздействия для их преодоления. Примером таких отклонений могут быть: пониженные адаптивные способности, неадекватность самооценки и уровня притязаний, недостаточное развитие для данного возраста мотивационно-волевой сферы и познавательных процессов. Причинами и результатом трудновоспитуемости чаще всего является отрицательное влияние окружения, ошибки в семейном воспитании, дефекты нервной системы, особенности характера, затрудненная социальная адаптация и др. Для предупреждения и профилактики трудновоспитуемости необходимо установление оптимального психологического режима жизни, учения и воспитания, обеспечение здорового морально-психологического микроклимата, корректное использование методов воспитания и перевоспитания.

Трудновоспитуемость предполагает ту или иную степень сопротивления ребенка целенаправленным педагогическим воздействиям, его неспособность или нежелание адекватно реагировать на них. В педагогике нет единого понимания «трудного» ребенка, единого подхода к диагностике и коррекции его поведения и личностного развития. Само понятие «трудный подросток» приняло форму широко распространенного социального стереотипа. Прежде всего, необходимо отделить понятие «трудный» от понятия «трудновоспитуемый».

Трудновоспитуемость предполагает сопротивление воспитательному воздействию к той или иной социальной роли, особенности характера, другие личностным особенностям. И проявляется в отклонениях социального характера.

Как известно, сопротивление воспитательному воздействию не всегда связано с социальной запущенностью, с отклонениями в сознании и поведении подростка. Оно может проявляться и как следствие педагогических просчетов, неумения осуществлять индивидуальный подход в процессе обучения и воспитания. Так, скажем, особо одаренный учащийся может вызывать серьезные затруднения у педагога самостоятельностью своего мышления, неприятием привычных, трафаретных решений, объяснений отдельных явлений, склонностью к спорам, возражениям. Конфликты, возникающие в учебной деятельности, переносятся на взаимоотношения с педагогом, что также представляет особый вид трудновоспитуемости, который отнюдь не создает предпосылок противоправного поведения.

Термин «трудновоспитуемость» означает невосприимчивость и сопротивляемость воспитуемого педагогическому воздействию. Причина этой сопротивляемости – чаще всего отставание личности в положительном развитии, отсюда возникновение недостатков, отрицательных свойств в характере, неправильных установок в поведении, нездоровых потребностей и т. д. И как тревожный результат – «трудные» дети, школьники, взрослые с устойчивыми проявлениями отрицательных свойств и отклонениями в поведении.

В отечественных психолого-педагогических науках в 20- 30-х гг. XX в. данным термином обозначали практически всех детей, чьё обучение и воспитание представляли трудности. К трудным детям фактически относились все аномальные дети, ныне выделяемые в особую категорию. К трудным относили также беспризорников, малолетних преступников и др. детей, которых также характеризовали как «морально дефективных».

Моральная дефективность не является некоторой, изначально присущей отдельным особенностью, а выступает следствием неблагоприятных социальных условий их развития. В итоге было признано неправомерным подразделение детей на нормальных и морально дефективных.

В современной литературе трудными обычно называют тех детей, чьё поведение резко отклоняется от общепринятых норм и препятствует полноценному воспитанию. Поэтому используется также синоним «трудновоспитуемые дети», т. к. они наименее склонны следовать педагогическим предписаниям и проявляют крайнюю невосприимчивость к традиционным педагогическим воздействиям. Многочисленные исследования показали, что при адекватном подходе к формирующейся личности критический возраст может протекать бесконфликтно. Поэтому встречающееся иногда понятие «трудный возраст» достаточно условно; учёт возрастных особенностей развития позволяет избежать многих трудностей, характерных несколько для определённого возрастного этапа, сколько для индивидуальной ситуации развития. Трудновоспитуемости зачастую приводит к несостоятельности педагогических рекомендаций.

В соответствии с основными причинами, вызывающими негативные проявления в поведении, можно выделить четыре группы детей.

Первую группу представляют подростки, причиной трудновоспитуемости которых являются отклонения в развитии эмоционально-волевой сферы, чрезмерно выраженные индивидуально-типологические особенности, вплоть до акцентуации характера, психопатий. Для выявления таких детей существуют хорошо разработанные методы психодиагностики. Педагогу достаточно знать об особенностях поведения учеников этого типа трудновоспитуемости, чтобы своевременно направить их к психологу или психоневрологу и затем организовать для них комплекс медико-педагогических воздействий.

Вторую группу составляют подростки, у которых сопротивляемость требованиям воспитателя вызвана педагогически неверными формами воздействия. Например, если учитель, общаясь с подростками, не учитывает возрастные особенности учеников, то протест против норм и правил, навязываемых таким педагогом, будет вполне закономерным. Аналогично следует оценивать и те случаи, когда недисциплинированность подростка является своеобразным ответом на нетактичность учителя, невнимание к эмоциональному состоянию ученика, переживаниям, вызванным неблагоприятно сложившейся ситуацией (например, неблагополучие или несчастье в семье ученика; возникновение незначительных дефектов его внешности; трудности в общении с одноклассниками и т.д.).

Трудновоспитуемость такого типа является ситуативной, «ложной», и подростки этой группы не нуждаются в специальных воспитательных воздействиях. Напротив, именно педагог должен пересмотреть свою позицию и найти выход из создавшейся ситуации.

Третью группу составляют подростки, отклоняющееся поведение которых обусловлено значительными пробелами в овладении моральными и этическими знаниями, несформированностью нравственных представлений и особенно навыков нравственного поведения. Это, по сути, педагогически запущенные подростки, которые в силу бесконтрольности и попустительства со стороны взрослых не привыкли сдерживать свои импульсивные порывы, считаться с желаниями окружающих. Такие ученики нарушают нормы и правила поведения не потому, что отрицают их ценность, а потому, что не научились еще владеть своим поведением, не могут отказаться от сиюминутных желаний ради выполнения должного. Обычно такие подростки осознают свои недостатки и хотят избавиться от них, но им не хватает силы воли.

Задача педагога в данном случае должна состоять в том, чтобы усилить уже имеющийся внутренний мотив ученика внешними стимулами. Иными словами, необходима постоянная кропотливая работа, направленная на заполнение тех пробелов в воспитании, которые были допущены ранее.

Систематический контроль со стороны педагога, постоянная поддержка подростка в его стремлении овладеть своим поведением приносят положительные результаты.

Четвертую группу подростков, у которых сопротивляемость педагогическим воздействиям обусловлена изменениями личности, связанными с искажением представлений о своих взаимоотношениях с окружающими, можно назвать «собственно трудновоспитуемыми».

В отличие от педагогически запущенных, которых надо довоспитывать, т.е. дополнить их морально-этические знания и сформировать у них личностные качества, которых им недостает, «собственно трудновоспитуемые» подростки требуют иного подхода, предполагающего переделку их нравственных представлений и качеств личности, т.е. перевоспитания.

Подростки этой группы не принимают замечаний и требования педагогов, как бы справедливы они ни были. Несмотря на то, что поведение таких учеников явно противоречит существующим нормам, они не желают менять его, отказываются от помощи в учебе и вообще отрицают необходимость какого-либо вмешательства в их жизнь. На критические отзывы одноклассников и взрослых трудный ученик отвечает либо равнодушием, либо вызывающим поведением, всем своим видом показывая несогласие с негативной оценкой окружающими его поведения и личности в целом.

Читать еще:  Что делать чтобы ребенок не врал. Почему ребёнок врёт: причины детской лжи, что с этим делать

Самое сложное здесь заключается в том, что ученик уверен в своей правоте. Он действительно не видит своих отрицательных качеств и всегда может оправдать свои даже самые неприглядные поступки. То, что подросток видит себя и свои отношения с окружающими совсем в ином свете, чем это есть на самом деле, приводит к сопротивлению ученика педагогическим воздействиям.

Несоответствие реально сложившейся ситуации и представления подростка о ней проявляется даже в учебной деятельности, хотя критерии оценки знаний достаточно однозначны. Формально признавая факт неуспеваемости, ученик не признает это как свой неуспех, как свой недостаток.

Причину неудач в учебе подросток ищет во внешних обстоятельствах: чрезмерной сложности программного материала, несправедливости учителей и т.п. Неадекватное отношение ученика к результатам своей учебной деятельности становится причиной нарастающего сопротивления подростка педагогическим воздействиям, направленным на повышение его успеваемости, что расценивается педагогом как проявление недисциплинированности.

Взаимоотношения трудного ученика со своими одноклассниками также определяются неадекватным представлением школьника о них. Обычно такие подростки переоценивают свою роль в коллективе, считая себя популярными и авторитетными среди ребят. Занимая крайне неблагополучное место в системе межличностных отношений, они как бы не замечают отрицательного отношения к себе со стороны одноклассников, неосознанно отталкивая эту информацию, поскольку мысль о своей несостоятельности в сфере общения нередко переживается очень болезненно.

Такое расхождение между реальной ситуацией и представлением подростка о ней приводит к тому, что он не воспринимает критику товарищей, обычно рассматривая ее как «нападки завистников» (при этом он быстро забывает неприятные эпизоды) либо обесценивая для себя общение с одноклассниками, что толкает его на поиск иной группы сверстников.

Неправильная оценка себя в сфере учебной деятельности, в сфере общения с одноклассниками тесно связана с неправильной оценкой своих личностных качеств. Значительное большинство трудновоспитуемых подростков переоценивают свои положительные личностные качества, причем такая переоценка не влияет на точность оценки этих же качеств у одноклассников.

Следовательно, трудные подростки оценивают себя неадекватно не потому, что недостаточно понимают смысл оцениваемых качеств или не умеют анализировать поступки людей. Эта неадекватность обусловлена притязаниями ученика на высокую оценку своих личностных качеств. Трудновоспитуемые подростки не признают своей принадлежности к категории «плохих», внутренне приравнивая себя по своим личностным качествам к хорошим ученикам. То, что подросток не замечает подтверждения такому представлению о себе со стороны окружающих, вызывает у него чувство обиды. Считая себя незаслуженно низко оцененным, ученик начинает проявлять агрессивность по отношению к тем, кто дает ему такие оценки. В этом случае причиной негативного поведения ученика является неудовлетворенность его стремления утвердить себя в желаемой позиции.

Упрямство, противопоставление своего поведения общепринятым нравственным нормам есть следствие невозможности добиться положения хорошего ученика, к которому стремится каждый школьник. Таким образом, существует защитный механизм личности, состоящий в искажении представлений подростка о реально существующих отношениях.

Многообразие предпосылок трудновоспитуемости, объединенных часто в непредсказуемом переплетении в комплекс причин, позволяет классифицировать это социально-педагогическое явление следующим образом:

По типу запущенности:

— педагогически запущенные (неуспевающие и недисциплинированные);

а) с пассивной жизненной позицией (Я — безволие, равнодушие, недоверие);

б) с неадекватной реакцией (Я эго — эгоисты, упрямцы);

в) с антиобщественным поведением (Я агор — жестокие, антагонистичные, аморальные);

— социально запущенные (дезорганизаторы — пассивные и активные);

— правонарушители (бродяжничество, воровство, хулиганство);

— отклоняющиеся от нормы по здоровью (психические и соматические заболевания).

По области психических нарушений:

— с нарушениями в сфере общения;

— с повышенной или пониженной эмоциональной реакцией;

— с односторонним умственным развитием;

— с неправильным развитием волевой сферы.

— неудовлетворенные своим положением в детском коллективе;

— неудовлетворенные своим положением в семье;

— с преобладанием связей с дезорганизаторами;

— с надломленной психикой;

— с избытком энергии, не нашедшей применения.

Задача школы заключается в создании особого педагогического пространства повышенного внимания воспитательного воздействия, полигоном социального опыта для тех детей, кого недопоняли, не долюбили, не доучили, не защитили в этом сложном мире. Судьба этих детей сегодня зависит от интегрированных усилий профессионалов: учителей, воспитателей, кружководов, социальных педагогов, их тесного контакта с семьей и сверстниками подростков.

Понятие «трудновоспитуемый» в социальной педагогике

Тема. Трудновоспитуемые дети: сущность, причины, проблемы

1. Понятие «трудновоспитуемый» в социальной педагогике;

2. Типичные группы трудновоспитуемых и особенности воспитательной работы с ними,

3. Формы проявления трудновоспитуемое и проблемы воспитания трудновоспитуемых.

1 . Кащенко В П Педагогическая коррекция Исправление недостатков характера у детей и подростков М , 2000

2 Лесгафт П Семейное воспитание ребенка и ею значение В 3 ч // Иэбр пед.соч / Сост И Н Рсшетень М, 1988 Ч III

3 Сорока-Росинский В Н Педагогические сочинения М 1991

4. Сухомлинский ВА Трудные дети // Избр произв В 5 т Киев, 1980

Понятие «трудновоспитуемый» в социальной педагогике

В истории педагогики первым словосочетанием было «дети трудные в воспитательном отношении».

В настоящее время существует понятие трудновоспитуемый. Трудновоспитуемый ребенок, который для конкретного воспитателя (воспитателей) представляет определенные сложности.

Это проявляется в поведении ребенка, его отношении к
другим детям, воспитателю, воспитательному воздействию.

«Трудный ребенок» сложный в обеспечении направленного развития, обучения и воспитания, обусловленное его особенностями познавательной деятельности, возрастного развития (подросток).

В данных определениях нет принципиального отличия. Поэтому данные понятия будем рассматривать как синонимы.

Первые исследователи проблемы трудновоспитуемых детей в России были врачи. К ним прежде всего обращались родители с этими проблемами, и им приходилось их решать (А. Дернова-Ярмоленко, М. Перфильев).

Среди педагогов и психологов, опубликовавших работы по проблемам трудновоспитуемым, были те, кто непосредственно работал
в системе исправления, перевоспитания Дриль, Кащенко, Сорока-Росинский, Макаренко и другие.

Ученый—педагог, психолог, юрист и общественный деятель Дриль 1 многие годы жизни посвятил исследованию проблем:

— социального отклонения у детей и путей его преодоления;

— причин, способствующих формированию детей, которые требуют исправления;

— ввел понятие «медико-психологической диагностики» детей в исправительных учреждениях;

— описал особенности воспитательной работы в исправительных учреждениях.

Дриль Дмитрий Андреевич (1846—1910) — ученый, юрист, психолог, педагог и общественный деятель. С его именем связано (становление отечественной криминологии и пенитенциарной (исправительно-трудовой педагогики) Он окончил юридический факультет Московского университета (1873) и там же прошел медицинскую подготовку. Защитил диссертацию по теме «Малолетние преступники» и с 1897 г возглавлял
отдел исправительно-воспитательных заведений при главном тюремном управлении МВД Российской империи Вместе с В М Бехтеревым является основателем психоневрологического института. С осени 1910 г в этом институте начал читать лекции.

Читать еще:  Красивые смс привествия и пожелания с добрым утром. Самые красивые пожелания с добрым утром

Наиболее типичными причинами (факторами) формирования
детей, трудных в воспитательном отношении, Перфильев, Кащенко,
Сухомлинский и другие указывали следующие:

Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)

ТРУДНОВОСПИТУЕМЫЕ ДЕТИ: СУЩНОСТЬ, ПРИЧИНЫ, ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

В воспитательной работе встречаются благополучные дети, не требующие каких-либо усилий, а так же те, кто представляет определенные трудности для воспитателей. Среди них выделяют трудновоспитуемых. Это определенная категория детей, которая отличается от сверстников и характеризуется определенными проявлениями.

В результате изучения главы 35 студент должен:

знать

  • • сущность понятия «трудновоспитуемый» в социальной педагогике;
  • • взгляды В. Н. Сорока-Росинского о типичных группах трудновоспитуемых и их особенностях;
  • • формы проявления трудновоспитуемости и проблемы воспитания трудновоспитуемых;

уметь

• определять основные формы трудновоспитуемости и проблемы воспитания трудновоспитуемых;

владеть

• методами определения основных форм трудновоспитуемости ребенка и проблем воспитания трудновоспитуемых.

Понятие «трудновоспитуемый» в социальной педагогике

Понятие трудновоспитуемый встречается и в специальной литературе и в повседневном лексиконе воспитателей. В первой половине XX в. использовалось выражение – «дети, трудные в воспитательном отношении». До настоящего времени понятие «трудные» дети не имеет общепринятой трактовки. Это связано с многоаспектностью явления, именуемого трудновоспитуемостью. Историко-педагогический подход позволяет выделить в проблеме наиболее существенное, что сложилось в ее понимании.

Под трудновоспитуемым понимается такой ребенок, который для конкретного воспитателя (воспитателей) представляет определенные трудности в педагогической работе. Эти трудности проявляются в негативном (девиантном) поведении ребенка, его отношении к другим детям, воспитателю и воспитательному воздействию.

Одними из первых проблемы трудновоспитуемых детей в России исследовали чаще всего врачи. Именно к ним обращались родители с проблемами трудновоспитуемости детей и им приходилось их решать. В конце XIX – начале XX в. нс редко в статьях, отдельных брошюрах именно врачи анализировали трудновоспитуемость и давали рекомендации родителям. Детский врач М. Перфильев, работавший с трудновоспитуемыми детьми и их родителями, писал, что вначале родители «замечают какие-либо особенности или странности в ребенке, с которыми они не могут справиться самостоятельно и потому иногда даже очень рано обращаются за разъяснением к врачу (гораздо чаще впрочем этого не бывает); затем ребенок вступает в школьный период и проявляет свои особенности или странности еще в большей мере, причем педагоги или вовсе не замечают или игнорируют их, или же переталковывают их по-своему, и, наконец, когда зло уже запущено или даже непоправимо, обращаются к врачу, ищут его всемогущества» [1] .

Среди педагогов, психологов, опубликовавших работы по проблемам трудновоспитуемости преобладали те, кто непосредственно работал в системе исправления, перевоспитания. В частности, к таким авторам относятся Д. А. Дриль, В. П. Кащенко, В. Н. Сорока-Росинский, А. С. Макаренко и др.

Д. А. Дриль многие годы жизни посвятил исследованию проблем социального отклонения детей и путей его преодоления. Он уделил значительное внимание исследованию причин формирования детей, которые требуют исправления, одним из первых ввел понятие медико-психологической диагностики детей в исправительных учреждениях и особенностей воспитательной работы с ними.

В. П. Кащенко отмечал, что родившиеся физически здоровое существо имеет от природы возможности полноценного развития в благоприятных условиях. На практике таких условий не существует и развитию ребенка сопутствуют неблагоприятные факторы, в том числе болезни, которые затормаживают его физический и интеллектуальный рост, искажают его эмоциональную конституцию, делают недостаточными его способности и неадекватными реакции на окружающие явления. В таких случаях и говорят о трудных детях. Этим подчеркивают характерную особенность в их жизненных проявлениях (а также и в педагогическом плане), связанную с устойчивыми отклонениями от нормы тех или иных сторон формирующейся личности, обусловленными физическими или умственными недостатками и проявляющиеся в осложненной форме поведения.

М. Перфильев, В. П. Кащенко, В. А. Сухомлинский и другие исследователи в качестве наиболее типичных причин (факторов) формирования детей, трудных в воспитательном отношении, указывали следующие.

  • 1. Наследственные. Ребенок наследует от своих предков и родителей психофизиологические особенности организма, так или иначе обязательно влияющие на его развитие и весь склад будущего «Я», способствующие формированию особенностей характера, отклонений, которые не всегда быстро и ясно обнаруживаются родителями и педагогами.
  • 2. Приобретенные с рождения своеобразия (недоношенность, хилость и слабость организма, своеобразие развития и функционирования тех или иных органов), существенно влияющие на его последующее развитие, формирование тех или иных отрицательных качеств и свойств личности.
  • 3. Приобретенное в раннем возрасте своеобразие как следствие:
    • – искусственного вскармливания;
    • – передачи болезни от кормящей матери;
    • – бытовых условий;
    • – болезней и особенностей их протекания;
    • – очевидной или незаметной, но постоянной недостаточности питания;
    • – ушибов головы, травмы.

Невозможно перечислить всего многообразия факторов, обусловливающие уход за ребенком, которые могут сказаться на его развитии. Это иной раз ничем сразу не обнаруживается, но постепенно накапливается и влияет на психику ребенка, впоследствии определяя своеобразие его индивидуального развития.

  • 4. Обусловленные неумением родителей наблюдать и видеть своеобразие ребенка, нуждающегося в особо направленном развитии и воспитании, и учитывать это в воспитании. В частности, далеко не все родители умеют выделять такие явления, как:
    • гиперактивность часто «нервных», бойких, легко впечатлительных детей, непосед;
    • гипоактивность, проявляемую в вялости, болезненности, малоподвижности, трудной восприимчивости, упрямстве, своенравности, раздражительности;
    • пластичность психики и повышенную восприимчивость. Как указывал В. А. Сухомлинский, таких (особенно маленьких) детей возбуждает или парализует агрессивность школьной суеты – беготня, шум, крик, особенно крик учителя, даже когда он кричит не на них. От крика ученик буквально цепенеет, деревенеет. Под влиянием страха он в течение продолжительного времени не может нормально развиваться. Самое драгоценное время упущено для полноценного умственного развития;
    • одаренность, оказавшаяся в среде отчуждения, неприятия. Такое явление имеет место, вследствие нереализованности возможностей ребенка в познавательной деятельности и неадекватности их проявления;
    • замедленное умственное развитие – не умственно отсталые, а нормальные дети, в воспитании которых в дошкольные годы допущены ошибки;
    • состояние дезадаптации (начало пребывания в детском саду, переходе из детского сада в школу, при переходе другой школьный коллектив), которое усугубляется неумением воспитателей осознать это, провоцируя неадекватное поведение и негативную деформацию личности. Данный факт особенно негативно проявляется, когда и сама среда оказывается по отношению к этому ребенку агрессивной.
  • 5. Обусловленные воспитанием, воспитательными действиями без учета индивидуальных особенностей ребенка, педагогическими упущениями в работе с ним. Детское сердце легко ранимо. В учении, вообще во всей школьной жизни при невнимательном или равнодушном отношении к ребенку появляется множество острых углов и подводных камней, создающих условия для потрясений, с которыми ребенок не может справиться. К таким факторам относятся следующие.
Читать еще:  Как делать красивые снежинки из белой бумаги. Снежинки из бумаги к новому году

Во-первых, недостаток (отсутствие) должного воспитания ребенка в годы раннего детства (от года до семи-восьми лет). Чем дальше от рождения начинается воспитание разума, тем более трудновоспитуем человек в интеллектуальном плане. Это проявляется либо в ошибочном мнении, о том, что, чтобы ребенок учился, до поступления в школу его сознание должно оставаться как чистая доска (не надо учить его писать и читать), либо в неумении создавать обстановку, способствующую развитию стремления ребенка к познанию в дошкольный и начальный школьный период. Если этого нет, по существу нет умственного воспитания и формируется задержка умственного развития.

В умственном воспитании важная роль принадлежит любознательности. Она пробуждается в ребенке незаметно для тех, кто его окружает. Истоки любознательности в природе самого человека. Исследования специалистов убедительно показывают, что ее можно развивать, тормозить и даже «закупорить». Открывая перед ребенком те или иные вещи, предметы, явления, воспитатель обеспечивает его направленное развитие. И чем больше открытий, тем больше новых вопросов возникает у ребенка, тем больше он изумляется, радуется. Если этого не происходит то, у ребенка формируется невосприимчивость, непонятливость, тупость, которые и делает его трудным в обучении и воспитании.

Во-вторых, несправедливость, оскорбляющая и уязвляющая самолюбие, вызывающая у ребенка возмущение и рождающая самые разнообразные формы активного и пассивного протеста. То, что у взрослого вызывает легкое волнение, у ребенка может стать источником большого горя.

В-третьих, грубость и бестактность по отношению к ребенку, способствующие усилению его возбуждения. Пережив подобное состояние, он нередко прибегает к совершенно неожиданной форме активного протеста – действиям на зло, к кривлянью, паясничанью. Ему легче предстать в роли беззаботного шалуна, даже шута. В конце концов окружение привыкает к тому, что он кривляется и паясничает. Это очень опасное состояние – притупление чувства чести, гордости. Нельзя допускать, чтобы ребенок перестал уважать сам себя, дорожить собственной честью, перестал стремиться быть лучше, чем он есть.

В-четвертых, равнодушие по отношению к ребенку, негативно сказывающееся на его нежной, чуткой натуре. Оно вызывает у ребенка потребность изменения отношения к себе и он разными способами старается привлечь внимание. Это могут быть истерические проявления, неординарные показные действия, агрессивность по отношению к окружающим.

В-пятых, стремление некоторых родителей поставить воспитание на «научную» основу, что приводит к нивелированию своеобразия ребенка в угоду новомодным тенденциям избранной «педагогики». Часто такой родитель использует определенную книгу и пытается дословно реализовать ее советы в воспитании ребенка. При этом часто увлекаются специально подобранными игрушками, не соответствующими интересам и потребностям ребенка, создают искусственный круг общения, у него выискиваются «таланты и наклонности», часто мнимые или отвечающие существующей «моде», начинается дрессировка, ломка ума, чувства и воли, доходящие до истинной пытки для него. В конечном итоге это приводит к деформации личности ребенка, вплоть до трагедии.

В-шестых, «сильные», «волевые» меры воздействия на ребенка в семье. Послушание и повиновение не должны основываться на страхе, который порождает обман, лицемерие, подхалимство.

В-седьмых, «устройство» родителями своего ребенка в «престижные» детские сады, школы, гимназии, без учета его индивидуальных возможностей и склонностей. В таких учреждениях нередко имеет место перегрузка ребенка и, как следствие, его неспособность справиться с учебной программой, что приводит к серьезным нервным срывам, раздражительности и другим негативным последствиям.

В-восьмых, попустительство в воспитании – «свободное воспитание» без учета его негативных последствий. В этом случае часто воспитание вообще отсутствует, а впоследствии это ведет к бесконтрольности и полной неуправляемости в отношении к ребенку.

В-девятых, ошибки воспитания, способствующие формированию у ребенка отрицательных позиций, интересов, привычек, установок.

В-десятых, отсутствие общественного воспитания, стремление родителей изолировать ребенка от внешней среды. Такой подход формирует «искусственность» и ограниченность личности. Ребенку приходится очень трудно в последующем самопроявлении в школьной среде и общении со сверстниками. Он не знает как лучше себя вести, у него нет опыта общения, самопроявления активности. Все эго способствует изоляции, сдерживанию в активности, насмешкам сверстников, а порой и издевательств с их стороны или, наоборот, к неадекватным действиям и поступкам, последствия которых трудно прогнозировать.

  • 6. Обусловленные проблемами семьи, отразившимися па воспитании ребенка. Это:
    • ребенок, которого не ждали и обусловившее данный факт негативное отношение к нему;
    • отсутствие подлинно человеческого окружения в детские годы. Существует поговорка «с кем поведешься, того и наберешься». Не лучшее окружение способствует усвоению опыта соответствующего поведения и отношения;
    • приниженное или недостаточно почетное положение матери в семье. Неуважение к матери ведет к игнорированию ее воспитательного воздействия и формированию понимания того, что необязательно слушаться тех, кто делает какие-либо замечания и наставления. У мальчиков это может способствовать формированию негативного отношения к представительницам противоположного пола;
    • отсутствие отца или его положительного воспитательного влияния на ребенка;
    • агрессивность семейного быта, способствующая формированию у ребенка напряженности, переходящей в страх со всеми вытекающими из этого явления негативными последствиями;
    • самоустранение родителей от воспитания ребенка по различным причинам: «служебной» занятости; из-за желания пожить для себя, пока молоды; перекладывание воспитания на бабушек, дедушек, других воспитателей. Такие родители часто считают, что пока ребенок маленький он не понимает, а когда подрастет, вот тогда они и займутся его воспитанием;
    • отсутствие единства требований и согласованности действий в процессе воспитания;
    • отсутствие внутренней дисциплины и порядка в семье, положительных воспитательных примеров, фактических образцов для подражания.
  • 7. Обусловленные случайно попавшей в руки книгой или просмотром телевизионной передачи далеко не детского содержания, побуждающих не по возрасту ранний интерес и поиск ответов не у родителей, а у знакомых.
  • 8. Обусловленные влиянием улицы в широком смысле слова, со всеми ее житейскими сторонами:
    • отрицательными примерами старших;
    • – кругом новых знакомых далеко не лучшего поведения, совместными поисками приключений.

Изложенное показывает, как много факторов может способствовать формированию трудновоспитуемости ребенка. Каждый трудновоспитуем по-своему. Причины этого свои. Одни из них характеризуются своеобразием роста ребенка, его неугомонностью и активностью, другие – результат негативного воспитания, влияния среды, третьи – следствием нарушения в развитии и недостатков воспитания.

  • [1] Отечественная социальная педагогика: хрестоматия / сост. и авт. предисл. Л. В. Мардахаев. М.: Изд. центр «Академия», 2003. С. 338-353.

Источники:

http://megalektsii.ru/s43t10.html
http://studall.org/all3-144857.html
http://studme.org/56685/pedagogika/trudnovospituemye_deti_suschnost_prichiny_problemy_vospitatelnoy_raboty

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector