0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Психологические потребности ребенка. Социально-психологические потребности детей разного возраста

Пять основных потребностей ребенка

Искусством воспитания нельзя овладеть раз и навсегда. С возрастом потребности ребенка изменяются, и родителям необходимо научиться чутко реагировать на эти изменения. По моему мнению, у всех детей всех возрастов есть пять основных потребностей: потребность в уважении, потребность чувствовать собственную значимость, потребность в приятии, потребность чувствовать связь с другими людьми и потребность в безопасности.

Я назвал их основными, поскольку успешная реализация этих надобностей — краеугольный камень воспитания эмоционально здорового ребенка. Для родителей эти потребности — словно дорожная карта, с помощью которой можно и нужно корректировать свои действия, оценивать педагогические успехи, развивая сильные стороны детского характера и сглаживая недостатки ребенка.

Любовь

Возможно, вы уже задавали этот вопрос: «А как же любовь? Почему ее не включили в число пяти основных детских потребностей?» Я не упоминю о любви умышленно, и вовсе не потому, что недооцениваю ее значимость, — наоборот, важность любви невозможно переоценить. Просто само слово «любовь» приобрело так много разных оттенков, что утратило часть своей силы и смысла.

Слова «я тебя люблю» звучат порой банально, бессмысленно, часто они просто сбивают нас с толку. В одном интервью молодая женщина так пересказывает свой разговор с матерью — они долгое время жили порознь. «Ну ты же знаешь, как мы тебя любим, дорогая? — спрашивает мать. — Разве мы не твердим все время об этом?» На что дочь сердито отвечает: «Любовь? Да что вы знаете о любви? Вы только говорили, что любите меня, но по вашим действиям я этого не заметила!»

Есть родители, которые унижают или игнорируют ребенка, а потом говорят ему «мы тебя любим», надеясь, что эти слова как-то сгладят их безобразное поведение. Слишком часто любовь отождествляется с фразой «я тебя люблю». Если бы одних только слов было достаточно, процент разводов не был бы столь высоким. Семьи разваливаются не потому, что кто-то из супругов перестает говорить о любви. Это происходит из-за того, что люди перестают с любовью друг к другу относиться. Если любви нет в поступках супругов — то все труднее верить словам.

Большинство родителей действительно любят своих детей — это естественно. Но это не значит, что все эти родители умеют себя вести как любящие отцы и матери. Одна женщина рассказывала мне, как некий авторитет в области воспитания уверял ее, что нужно просто любить ребенка, вести себя честно и искренне — и все будет отлично.

Любовь, искренность и честность, конечно, очень важны. Но «не все то золото, что блестит». Я помню одного отца, который постоянно бранил и унижал своего сына, обзывая его толстяком, лентяем, дубиной и еще бог весть кем. Этот сын, уже взрослый мужчина, страдает и мучится до сих пор. А ведь отец любил его, честно и открыто выражал свои мысли и был вполне искренен.

Итак, на вопрос «А как же любовь?» я отвечаю, что без любви обойтись, конечно же, невозможно и что говорить ребенку «я тебя люблю» тоже нужно, но этого будет явно недостаточно: любовь должна быть подтверждена делами. Вот почему слово «любовь» в моем восприятии — скорее не существительное, но глагол, а «поступать как любящие родители» означает обращаться с ребенком так, чтобы на душе у него было светло, радостно и спокойно. Залог эмоционального здоровья ребенка — стремление родителей вести себя так, чтобы дети чувствовали: их уважают, ценят, принимают такими, какие они есть, включают «в команду» и защищают — это и есть лучший способ доказать свою любовь.

Потребность в уважении

Детям необходимо чувствовать, что их уважают. Поэтому отношение к ним должно быть самым внимательным, обращение — вежливым и обходительным. Детям нужно, чтобы их ценили и видели в них полноценных людей, а не «довесок» к родителям, которым можно помыкать по собственному усмотрению. Детям необходимо, чтобы их уважали как независимых личностей, обладающих собственной волей и желаниями.

Если обращаться с ребенком без должного уважения, его самооценка будет резко снижаться, он будет вызывающе держаться с окружающими. В конечном счете он совсем отобьется от рук. Дети, чьи родители относятся к ним как к существам второго сорта, часто просто-таки уверены, что с ними что-то не так, — нередко это становится их подсознательным убеждением. См. →

Читать еще:  Что делать, если ребенку не хватает грудного молока? Как понять что ребенок наелся грудным молоком

Потребность ощущать собственную значимость

Чувствовать свою значимость означает для ребенка чувствовать собственную силу, влияние, ценность, чувствовать, что «я что-то таки значу». Эта потребность проявляется в самом нежном возрасте.

Если дети не чувствуют себя нужными и полезными (а в наше время это одна из главных детских проблем), если у них не получается удовлетворить эту свою потребность «законно», дети, скорее всего, попытаются привлечь к себе внимание каким-либо далеко не безобидным способом. Они могут взбунтоваться, озлобиться, начать дерзить, могут связаться с какой-то бандой или шайкой; пристраститься к наркотикам, начать вести беспорядочную половую жизнь, стать на путь преступления. См. →

Потребность принятия

Ребенку нужно, чтобы в нем видели самодостаточную уникальную личность, а не просто копию родителей, которую необходимо подогнать под родительские стандарты идеального сына или дочери.

Это означает, что дети вправе иметь свои суждения, свои чувства, желания и представления о мире. Мы должны признать, что чувства не плохи и не хороши — они просто существуют. Принимать — не значит одобрять, соглашаться или проявлять свое снисхождение. Принимать чувства ребенка — это значит признавать, что дети, как и все люди, наделены своими чувствами и что эти чувства не надо подавлять, не надо их бояться — их надо принимать, понимать и обсуждать, при необходимости совместно с ребенком работая над их развитием. См. →

Потребность чувствовать связь с окружающими

Детям необходимо чувствовать себя «в команде». Им нужно, чтобы о них не забывали и позволяли участвовать в происходящих событиях. Между тем вспомните, сколько раз вы слышали и произносили реплики: «Нет, не сейчас. Подрасти сначала», «Ты еще маленький, тебе еще рано».

Если люди занимаются каким-то делом сообща, они острее чувствуют существующую между ними связь. Работа по дому или совместный досуг дают нам возможность стать ближе друг другу, чему-то научиться и помочь другим. Если ребенок чувствует крепкую связь со своими близкими, он сможет успешно противостоять негативным воздействиям извне. Также повышается и вероятность того, что он захочет быть похожим на кого-то из домашних. См. →

Потребность в безопасности

Защитить ребенка означает создать стабильное, безопасное, спокойное и внимательное окружение, в котором ребенок будет чувствовать, что его любят и оберегают, а намерения и поведение близких ему людей продиктованы искренней заботой о его благополучии.

Искусство обхождения с детьми — это, в том числе, искусство балансировать между свободой и контролем. Определенные ограничения неизбежны, без ограничений дети не смогут чувствовать себя в безопасности. Вседозволенность порождает тревогу, ребенок постоянно будет чувствовать какую-то опасность, а незрелость и отсутствие опыта сделают его и вовсе беспомощным. См. →

Консультация для родителей «Основные потребности детей дошкольного возраста»

Мария Бондарчук
Консультация для родителей «Основные потребности детей дошкольного возраста»

Основные потребности детей дошкольного возраста.

Слайд 1: Очень важно воспитателям, учителями и родителям знать об основных потребностях детей!

Слайд 2: Наверное, все мы согласимся с тем, что самое главное в жизни родителей – это дети, у которых есть много потребностей!

Слайд 3. Но как стать хорошими родителями, воспитателями или учителями? Этому не учат в детском саду или в школе. Наша первая школа – это наш первый ребенок.

Слайд 4. Каков должен быть план воспитания ребенка? Что больше всего нужно ребенку? Какова главная цель воспитания? Давайте сразу определим эту цель. И наша главная цель должна быть следующей: воспитать их так, чтобы вырос здоровый, полноценный,всесторонне развитый, благополучный человек, способный принимать самостоятельно здравые, правильные решения в своей жизни.

Слайд 5. А теперь обратим наше внимание на основные потребности ребенка. Мы рассмотрим четыре главные.

Слайд 6. Первая потребность ребенка – это зрительный контакт. С самого рождения, еще даже не умея говорить, ребенок получает информацию о том, как мы к нему относимся через выражение наших глаз. Он пытается установить с нами зрительный контакт. Потому что для него это первый язык коммуникации с человеком.

Слайд 7. Было замечено, что дети в неблагополучных семьях не имеют полного удовлетворения этой потребности, и как результат этого, они также не умеют правильно формировать отношения, они не смотрят в глаза, отводят в глаза в сторону. Такие люди обычно не вызывают у нас доверия, но это они получили как следствие отсутствия зрительного контакта с ними в детстве в своей семье. Было также замечено, что дети, которые умеют легко и открыто общаться, вызывают симпатии, как у своих сверстников, так и у взрослых. Обычно эти дети смотрят при беседе в глаза, много улыбаются, склоны доверять людям и вызывать у них симпатию. Обычно с ними много разговаривают родители и при беседе в семье, они смотрят друг другу в глаза. Удовлетворяя эту потребность ребенка в вашей любви через зрительный контакт, вы сможете дать ценное наследие вашим детям.

Читать еще:  Принца на коне не существует. Принц на белом коне в каждом и в каждый дом. В окончание истории

Слайд 8. Вторая потребность ребенка – потребность в физических прикосновениях, прикосновениях любви. Наши прикосновения – это также мощное средство сказать ребенку о том, что мы его любим! Почему дети плачут и просятся на руки, когда мы кладем их в манеж? Потому что их жизнь с самого начала развивалась в теплом уютном безопасном месте – утробе матери. Они росли, совершенствовались – это все происходило под тихий звук материнского сердца и теплые касания об ее тело. Затем, появившись в этом мир, ребенок теряется; все, что давало ему безопасность – ощущение близости и тепла материнского тела потеряно. Вот почему ребенок пытается вернуть это ощущение любви, безопасности, мира. И мы возвращаем ему это, когда берем на руки, обнимаем, садим на колени, держим в своих руках.

Слайд 9. Кожа детей очень нежная и чувствительная. Вот почему они так ценят наши прикосновения и любят мягкие игрушки. Потому что им нужно чувствовать эту теплоту для нормального развития. Известны факты, когда дети запаздывали в своем умственном и физическом развитии и даже умирали, когда их не брали на руки и не разговаривали с ними. Добрые прикосновения стимулируют также выработку гормонов, укрепляющих иммунитет. Как жаль, что со временем родители перестают понимать эту нужду ребенка. Они все меньше и меньше обнимают и ласкают своих детей и почти совсем перестают это делать, когда дети вступают в самый критический подростковый возраст, а в это время и мальчикам, и девочкам очень нужна поддержка и уверенность в любви родителей через добрые прикосновения. Как жаль, что со временем наши прикосновения все больше становятся методом дисциплины, а не способом передачи любви.

Слайд 10. Третья важная нужда в жизни детей – это потребность в общении, наполненном любовью. С самых первых дней жизни ребенка вокруг него должен звучать добрый голос матери. Те дети, с которыми много и постоянно разговаривают в младенчестве, формируют близкие отношения со своими родителями, копят ценную информацию об окружающем мире, развиваются лучше. Поэтому хорошо, когда родители и дети бывают такими разговорчивыми.

Слайд 11. Дети также нуждаются, чтобы семья могла выделять время для совместных игр, прогулок и проведения выходных. В это время общение будет осуществляться не только непосредственно через сам разговор, сколько через совместную деятельность, совместно проведенное время. Это время наполняет сердце ребенка любовью, он чувствует себя нужным, любимым, ценным для своих родителей.

Слайд. 12. Планируйте такое время, как со всей семьей, так и с каждым ребенком отдельно.

Слайд 13. Четвертая потребность – потребность в дисциплине, наполненной любовью. Дисциплина – это не наказание, как думают некоторые. Дисциплина – воспитание ребенка, с целью помочь ему постичь важные правила и принципы жизни. Это должно достигаться, прежде всего, через многократное повторение, обсуждение, сообщение информации, анализа поступков, установления четких границ.

Слайд 14. Дисциплина подразумевает установление определенных правил. С течением возраста они могут меняться. С раннего детства важно установить первые правила поведения, за которыми стоят важные жизненные принципы:

1. Мы не причиняем вреда людям

2. Мы не причиняем вреда вещам

3. Мы не причиняем вреда себе

Важно, чтобы родители сами были последовательны и сами исполняли эти правила.

Слайд 15. Но как же добиться добровольного послушания? В чем его секрет?

Слайд 16. Прежде всего, нужно определить, какой самый предпочтительный стиль воспитания ребенка. Известно, что существуют 4 основных стиля воспитания. Но самый лучший – авторитетный, когда ребенок слушается вас не из-за чувства страха перед наказанием, а потому что уважает вас. Это достигается тем, что вы не просто требуете послушания, а достигаете его через объяснения, что ребенок чувствует и знает, что вы любите его, и каждое ограничение имеет причину и направлено на то, чтобы принести благо ему.

Читать еще:  Онлайн календарь определения срока беременности. Рассчитать дату родов с помощью калькулятора

Слайд 17. При воспитании необходимо понимать важность индивидуального подхода к каждому ребенку. Что работает с одним, необязательно работает с другим. Но это обязанность родителей подобрать правильные ключи.

Слайд18. Важно также помнить принцип садоводческого метода воспитания. Что это такое? Это такой подход, когда мы в воспитании руководствуемся следующими принципами: сад не выпускает готовой продукции сразу же на второй день после посадки семян, выращивание – это процесс. Требуется много терпения, труда, иногда бессонных ночей, поливки, подрезки, подкормки и т. д., чтобы, в конце концов, получился какой-либо урожай.

Слайд 19. Цель воспитания – это свободный полет, способность самостоятельно принимать правильные решения.

Слайд 20 Но при этом самое сильное влияние оказывает личный пример родителей.

Слайд 21. Действительно процесс воспитания – это нелегкий труд. Но мы с вами: учителя, воспитатели, родители – призваны к этой ответственной работе и должны сделать все, что в наших силах, чтобы воспитать и научить наших детей.

Психологические потребности ребенка. Социально-психологические потребности детей разного возраста

Наши действия – это реализация наших личных целей, желаний и потребностей. Причем потребность – одна из важных составляющих нашего поведения, настроения и в целом жизни.

Потребность – это внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостатка чего-либо. Потребности – это внутренние возбудители активности, проявляются по-разному и в зависимости от ситуации. Точной классификации потребностей в психологии нет, но есть несколько различных теорий. Обратимся к одной из наиболее известных, так называемой пирамиде Маслоу.

Автор данной теории, Абрахам Маслоу, – известный американский психолог, основатель гуманистической психологии. Самое интересное то, что эту самую «пирамиду Маслоу» создал не он, а другие ученые для того, чтобы структурировать его идеи и разработки и в области психологии. Сам автор теории, полагал, что а данная иерархия потребностей не является фиксированной и больше всего зависит от индивидуальных особенностей самого человека.

В основе «пирамиды Маслоу» находятся физиологические потребности, связанные с обеспечением организма. Это потребность в удовлетворении голода, жажды и т.д. Именно эти потребности удовлетворить проще всего. Пища обычно действует на нас и детей в частности успокаивающе, поднимает настроение, дает силы к жизни.

Далее идут бытовые потребности, определяющие развитие человека в обществе. Это потребность в безопасности, принадлежности, любви, уважении и почитании.

Верхушка пирамиды – это так называемые метапотребности. Они связаны с самопознанием, самореализацией и самосовершенствованием.

Теперь давайте подробнее поговорим о психологических потребностях ребенка.

В раннем детстве ребенку свойственны следующие потребности: в безопасности, эмоциональные и когнитивные (познавательные).

В каждом ребенке эти потребности могут быть реализованы в разной степени, многое зависит от индивидуальных физиологических и психических особенностей.

Потребность в безопасности основана на инстинкте самосохранения, ее по праву считают основной для первого года жизни малыша. Ведь в это время жизнь ребенка полностью зависит от окружающих его взрослых! В дальнейшем эта потребность превращается в осторожность.

Эмоциональные потребности – необходимость в хорошем, добром отношении к себе. Потребность в эмоциях считают также врожденной, как и предыдущую. В первый год жизни эмоциональные потребности очень связаны с потребностью в безопасности. Вспомните, когда ребенок сухой, накормленный — он доволен и, значит, в безопасности. Позже, примерно после 3-х лет, ребенок ощущает свою половую принадлежность и осознает себя личностью. Поэтому он требует к себе полного принятия и безграничной любви со стороны окружающих его родных и близких.

Когнитивные (познавательные) потребности – необходимость в познании окружающего мира и составления своего представления обо всем. Следствие этой потребности – период развития ребенка-почемучки, когда он хочет знать все и обо всем. В этот момент очень важно отвечать на все вопросы ребенка, даже если они кажутся вам бессмысленными и глупыми.

После 3-х-4-х лет у ребенка появляется потребность в социальном самоутверждении (развиваются лидерские качества, повышается ценность общения); духовные потребности (в красоте, гармонии, самосовершенствовании) чаще всего актуализируются ближе к подростковому возрасту.

Источники:

http://www.psychologos.ru/articles/view/pyat-osnovnyh-potrebnostey-rebenka
http://www.maam.ru/detskijsad/osnovnye-potrebnosti-detei-doshkolnogo-vozrasta-konsultacija-dlja-roditelei-s-prezentaciei-1-chast-2-ch-prezentaci-v-drugoi.html
http://child-hood.ru/index.php/psychology-age-ec/3576-psikhologicheskie-potrebnosti-rebenka.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector