0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Психолого-педагогический подход в общении с детьми. Советы психолога при общении с детьми

Развитие общения детей

Завести друзей и продвинуться по карьерной лестнице, поддержать диалог и отстоять свое мнение — все это результаты хорошей коммуникации. Развивать навыки общения детей специалисты советуют с самых ранних лет, так как общительные дети чувствуют себя более счастливыми, лучше учатся взаимодействовать с людьми.

Старайтесь говорить с малышом очень выразительно, буквально показывайте ему смысл высказывания и выражением лица, и руками, и голосом. И несмотря на то, что карапуз еще не знает очень многого, специалисты советуют общаться с ним красивыми и развернутыми предложениями.

А вот планшеты и яркие игрушки со множеством кнопочек и эффектами могут замедлить речевое развитие, — предупреждают психологи. Во-первых, они мешают полноценному общению между родителем и ребенком, а во-вторых, результаты исследований показали, что дети, играющие в такие игрушки, в дальнейшем не могут регулировать свои эмоции и ладить со сверстниками. Еще выяснилось, что все обучающие функции умных игрушек не откладываются в памяти у детей. Родители радуются, что они знакомят свое чадо с буквами и цифрами, а, на самом деле, малыш лишь учится нажимать на кнопки.

Порой папы и мамы стараются пораньше отдать ребенка в детский сад, чтобы он научился общаться с другими детьми. Но это не всегда работает, считает клинический психолог Елена Трушина.

— Социальные навыки — умение выражать свои желания, реагировать на отказ, защищать свои границы у совсем маленьких детей развиваются исключительно через общение с близким взрослым. Он показывает пример, как реагировать. В группе детсада, когда детей много, а взрослых 1-2, такой возможности научиться кооперации, разрешению конфликтов у ребенка нет. Скорее, можно сказать, что дошкольник применяет в детском коллективе те способы общение, которым он научился дома.

Малыши еще не могут играть со сверстниками, игрушки для них интереснее. Поэтому задача родителей — просто привлекать внимание к другим детям («Посмотри, какая девочка! Какое у нее красивое платье!»). Достаточно, если вы ходите в гости, где есть дети или играете на детской площадке.

К 4 годам малыш понимает, что играть с другим интереснее, чем одному. И это время сюжетно-ролевых игр: в больницу, в полицию, дочки-матери. Это лучший коммуникативный тренинг. Здесь ребенок и командует, и выполняет инструкции, и обманывает, и играет множество ролей. Именно в игре дети учатся договариваться. Например, кто будет доктором, а кто больным или во что будем играть.

К 5-6 годам дети уже могут общаться со сверстниками и родителями вне игры. С ними можно говорить на различные темы и обсуждать то, чего нет перед глазами: где я был вчера, какой мультик я люблю, куда я поеду завтра.

Психология общения с детьми – основы

Психоэмоциональное развитие маленького ребенка полностью зависит от общения – сначала с родителями, затем с учителями и сверстниками. Недооценка значимости общения родителями чревата серьезными последствиями для малыша: от комплекса неполноценности до заторможенного развития речи и психики. К сожалению, многие родители считают, что обучение ребенка – задача детских садов и школ, а им самим отводится скромная роль контролеров успеваемости и посещения занятий. На самом деле психология общения с детьми дошкольного возраста родителей играет решающую роль. Именно так малыши получают больше всего информации, учатся адекватно оценивать и реагировать на окружающие явления, вырабатывают характер, модели поведения в обществе, нравственные установки, ценности и многое другое.

Не думайте, что маленькие дети ничего не понимают. Они прекрасно разбираются в интонациях и настроениях, остро чувствуют негатив со стороны родителей, переживают, если от них отмахиваются.

Потеря непрерывной связи с родителями через общение для дошкольника равносильна потере сразу всех ориентиров. В раннем детстве любые события и явления оцениваются через призму родительских реакций. Эти реакции записываются детским подсознанием и проецируются на поведение ребенка. Вот почему дети из неблагополучных семей агрессивны – они просто копируют родительское поведение, считая, что так и следует вести себя с людьми.

Типы общения по возрастным периодам

Главных возрастных периодов у ребенка три: дошкольный, младший школьный и подростковый. Каждый из них характеризуется своими особенностями восприятия информации, ведущей деятельностью, отношением к окружающим, кризисами и рисками. Общаться с детьми в разные периоды взросления следует исходя из их актуальных потребностей и нужд.

Читать еще:  Выглядит смоки айс. Макияж смоки айс для карих глаз — Покоряем дымчатым взглядом

Дошколята – 3–6 лет

Психология общения с ребенком 6 лет основывается на игре, т. к. это ведущий тип деятельности в этом возрасте. Через активные игры с родителями и сверстниками ребенок знакомится с окружающим миром, примеряет на себя социальные роли, учится взаимодействовать и общаться с такими же детьми. Игры в этом возрасте активные и бурные, т. к. ребенок очень быстро развивается физически. Также превалируют подражательные игры и детские театральные занятия, в которых ребенок копирует взрослых. Дошколята очень пытливы и более всего нуждаются в родительском внимании.

Очень важно, чтобы именно в этот период ребенок не чувствовал себя брошенным и ненужным. Не отделывайтесь от него гаджетами и мультиками, не позволяйте бездействовать, не запрещайте играть с другими детьми, даже если вам кажется, что ребенок тратит на игры слишком много времени.

Младшие школьники – 7–12 лет

В школе ребенок впервые попадает в полноценный коллектив со своими правилами поведения, обязанностями, внешней и внутренней иерархией. Родители более не находятся рядом с ребенком постоянно, их место занимают школьные учителя. Основную роль в жизни ребенка занимает учеба. И не только потому, что учиться заставляют в школе, – в этом возрасте дети тянутся к знаниям сами. На первых порах учеба воспринимается как большая игра, в которой малыш стремится только выигрывать. Вот почему плохие оценки воспринимаются как личностная трагедия, а количество отличников и хорошистов в младших классах самое высокое за весь период обучения.

Психология общения с ребенком 7 лет и старше основывается на мотивации. Школа для младшеклассника – огромный новый мир, о котором он будет говорить, не переставая. Ваша задача поддерживать этот восторженный интерес, помогать преодолевать трудности и поощрять любые инициативы ребенка, не идущие ему во вред.

Подростки – 13–17 лет

Заключительный и переломный этап взросления отличается потерей авторитета старших и переориентацией на общение со сверстниками. Это можно считать первым шагом во взрослую жизнь, в которой нет мамы с папой, и каждый сам за себя. Подросток более не воспринимает сказанное родителями и учителями как непреложную истину, его взгляды становятся подчеркнуто независимыми, где независимость – почти самоцель. Психология общения с детьми школьного возраста, начиная с 13 лет, обязательно учитывает особенности данной группы.

Стремление подростков к индивидуальности настолько высоко, что они не способны заметить конформизм внутри своих собственных групп. Например, одинаковая одежда, музыка, сленг, манеры поведения – все это делает их неотличимыми друг от друга, но парадоксальным образом удовлетворяет потребность выделяться на общем фоне.

Главная опасность подросткового кризиса – эксперименты. Очень многих детей они заводят в сети наркомании, алкоголизма и малолетней преступности, из которых не всем удается выбраться. Вероятность такого развития событий во многом определяется отношениями внутри семьи и общением ребенка с родителями.

Даже если подросток открыто ставит под сомнение родительский авторитет и отвергает любые попытки наладить отношения, он все равно в вас нуждается и хочет, чтобы вы нашли к нему дорогу.

Методы личного общения с ребенком

Если вас останавливает неуверенность в том, правильно ли вы понимаете, какое именно общение нужно ребенку, если не хотите вести себя навязчиво или опасаетесь усугубить и без того хрупкие отношения, отбросьте сомнения в сторону. Нерешительность может привести к тому, что ребенок почувствует себя ненужным, одиноким и брошенным, а это прямая дорога к низкой самооценке, безынициативности, апатии и замкнутости в себе.

Не лучшим решением будут постоянные попытки контролировать ребенка, вмешиваться в его жизнь, давать бесконечные советы и заставлять поступать по-своему. Родителям при этом кажется, что они проявляют заботу и участие, но ребенок страдает от того, что его не воспринимают, как личность, способную на самостоятельные решения. Это не значит, что контроль не нужен вообще, но лучше обходиться без него там, где возможно.

Не забывайте, что детство – это временно. Вы растите взрослого человека, поэтому важно давать ему почувствовать себя взрослым. Общайтесь на равных, позволяйте проявлять инициативу и уважайте собственное мнение ребенка.

Читать еще:  Кредит после развода кто платит. Как делится кредит при разводе? Делятся ли при разводе кредиты

Как правильно общаться с ребенком?

Казалось бы, естественный процесс коммуникации с собственным чадом, но он может превратиться в настоящее испытание, когда теряется взаимопонимание. Что происходит между родителями и ребенком? Почему все меняется?

Многие психологи и педагоги приходят к мнению, что родители не знают элементарных приемов общения с детьми. Для повышения своей грамотности необходимо читать специальную литературу.

Тип общения по возрастным периодам

С момента рождения до 2 лет родители практически ведут монолог с любимым чадом. В 2-3 года ребенок осознает себя как личность. В этот момент у ребенка формируется характер, он ярко выражает свое недовольство тому, что не нравится. В этот период надо воспринимать ребенка, как личность. Спрашивайте мнение ребенка, если ему что-то не по душе, то пытайтесь исправить ситуацию.

Общение надо начинать с грудного возраста

Общение начинается с понимания состояния ребенка. Если вы овладеете этой тактикой, то дальше в отношениях с детьми все сложится удачно. При возникновении трудностей в общении старайтесь придерживаться следующих рекомендаций.

Если ребенок не хочет слушать – надо выяснить причину

Как правильно общаться с ребенком – советы психолога

  • Уделяйте ребенку как можно больше времени для общения. Об этом говорит книга Гиппенрейтер – известного психолога и педагога. С взрослением малыш понимает, что мама принадлежит не только ему, но и папе, у мамы есть работа. Ребенок испытывает ревность, чтобы избежать негатива, нужно говорить с ребенком, если ему интересно.
  • После посещения садика интересуйтесь, как ребенок провел день. Обязательно расспрашивайте малыша о занятиях, что давали кушать в садике, с кем он общался. Наслаждайтесь этими временами, ведь в подростковом возрасте ребенок вам всего не расскажет.
  • Не унижайте достоинство ребенка, ведите разговор на равных. Если малыш говорит откровенную неправду, то постарайтесь тактично поправить ребенка.

С ребенком надо говорить с уважением его личности

  • Не теряйте взрослого человека в глазах ребенка. Иногда родители, находясь в растерянности, начинают говорить с ребенком на его языке. Это приводит к снижению авторитета в глазах ребенка. В сложной и стрессовой ситуации малыш попросту не будет вас слушать.
  • Самый важный урок, который взрослый моет преподать ребенку – свой положительный пример. Иногда слова остаются незамеченными, а поступки навсегда остаются в памяти, в критической или похожей ситуации ребенком будет сделан выбор в пользу родительского примера. Малыш с детских лет копирует движения, поведение, речь родителей. Будьте внимательны к мыслям чувствам, словам, движениям, которые вы делаете. Книга Гиппенрейтер затрагивает эту тему, в ней собраны практические советы в этом направлении. Не ленитесь читать методическую литературу.
  • Перед началом общения с ребенком у вас в голове должна быть четкая цель, которая должна красной нитью пронизывать разговор. Общение без цели не приводит ни к каким результатам.
  • Общение должно строиться на диалоге, обязательно ждите ответа ребенка.

    Прочитайте книгу “Не кричите на ребенка”

    Не повышайте голос на ребенка, он может не понять смысл вашего высказывания, но отлично распознает ваш негатив в интонации, в помощь вам книга «Общаться с ребенком. Как?»

    Книги Юлии Гиппенрейтер о общении

    Любовь, забота и неравнодушие

    Ваши мысли и действия должна пронизывать безусловная родительская любовь. Только в этом случае все общение будет построено на бескорыстном чувстве. Все стремления и действия, которые человек совершает, находясь в состоянии любви, обязательно приведет к успеху. Вряд ли любящий родитель начнет разговор с фразы: «Ты у меня сейчас получишь?». Настрой родителя обозначен, ребенок приготовился к обороне, теперь он только защищается. Старайтесь избегать подобных высказываний в общении с детьми.

    Что такое безусловное принятие

    Не приветствуется полное равнодушие, здесь важно понимать разницу между спокойствием и откровенным равнодушием. Ваша безучастность играет пагубную роль, ребенок замыкается, выйти на контакт в такой ситуации практически невозможно.

    Методы личного общения со своим ребенком

    Разговор с ребенком нужно начать со зрительного контакта, если обстановка спокойная можно выходить на тактильный контакт. Через взаимодействия передаются истинные эмоции, постарайтесь побороть раздражение и негатив, делайте шаг на встречу от всего сердца.

    Читать еще:  Сочетание желтого и кораллового в одежде. Сочетание кораллового цвета в одежде

    Ребенок берет пример с родителей

    • К серьезному разговору нужно заранее готовиться и фокусироваться. Для этого необходимо закончить все домашние дела, поставить телефон на беззвучный режим, выключить компьютер и телевизор. Беседа на серьезные темы не должна быть мимолетным делом, создайте атмосферу в доме. Читайте литературу о ваших детях, книга должна стать вашим добрым другом.
    • Забудьте во время разговора о приказном тоне, только конструктивный диалог. Сам тип такого общения предполагает неравенство собеседников, приказы предполагают беспрекословное подчинение. Ваша задача, чтобы ребенок подчинился вашим напутствиям по доброй воле. Только тогда будет положительный результат от вашего взаимодействия. Книга Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?» несколько раз фокусирует на этом внимание.

    Как правильно общаться с ребенком

    Старайтесь не использовать в речи частицу «не», она придает негативный оттенок всей речи. Пока не выбросишь мусор, не наведешь порядок в комнате, не сходишь в магазин за хлебом. Предпочтительно говорить, когда вынесешь мусор, можешь поиграть с ребятами.

    • Постарайтесь говорить с ребенком живым образным языком, тогда ребенок будет воспринимать речь не только в качестве занудного нравоучения, а поверит в возможность развития событий. Здесь помогут оживить речь притчи, народные сказки и пословицы, примеры из вашего детства, читать вместе с ребенком – отличная идея. Народная речь – емкая и образная навсегда остается в детской памяти, ребенок быстро поймет и прочувствует ваш посыл.
    • Из предыдущего пункта вытекает совет говорить все же на понятном ребенку языке. Ваша речь может быть красивой и образной, но если ребенок не понимает ее смысла, то вряд ли общение будет эффективным. С раннего детства старайтесь работать над словарным запасом ребенка, объясняйте значение непонятных слов. Это сделает малыша образованным.

    Для каждого возрастного периода свой тип общения

  • Сопровождайте речь не абстрактными картинами, которые трудно укладываются в голове ребенка. Лучше описывайте простые и яркие образы то, что ближе к детскому восприятию.
  • Старайтесь не давать однозначных советов. Учите ребенка. Что в мире нет однозначно черного или белого. Пытайтесь разбираться в конкретной ситуации. Эти умения понадобятся ребенку в жизни очень часто. Умение принимать правильные решения – очень нужное качество.
  • Всегда с пониманием относитесь к детским вопросам. Даже если они кажутся вам наивными и нелепыми. Старайтесь искать ответы и говорить с ребенком честно. Детская память очень цепкая, если вы соврали ребенку даже один раз, ложь может вскрыться в любой момент. В этом случае вы потеряете авторитет в глазах ребенка навсегда. Если вы чего-то не знаете, то не бойтесь в этом признаться. Когда изучите данный вопрос хорошо, можете дать верный совет. Таким образом, вы выработаете у ребенка веру в поиск истины.

    Хвалите ребенка за реальные успехи

    Хвалите ребенка за реальный успех. Некоторые родители впадают в крайности, одни ограничиваются скупой похвалой раз в год, другие преклоняются перед ребенком за совершение ежедневных действий. Важно оговорить для себя критерии успехи ребенка, если достижение реально, то не скупитесь на похвалу. Такая позиция сформирует адекватную самооценку у ребенка.

      Не связывайте наказания с личностью ребенка. Принимайте к рассмотрению каждый поступок ребенка. Высказывайте свои мысли без негатива, сдержанным и спокойным тоном. Ребенок должен понимать, что ваше недовольство не относится к нему, как к личности, если он изменит ситуацию, то ваша позиция переменится.

    Наказания должны быть гуманными и дать ребенку возможность обдумать свое поведение
    Наказания не должны быть связаны с негативом, скорее вам нужно организовать отсутствие позитива. Это не позволит развиться злобе и агрессии со стороны ребенка. Так ребенок будет стремиться к выполнению обещаний, он будет знать, что за все усилия его ждет приз, а не наказание в случае провала. Так вы создаете у чада положительную мотивацию.

    Рекомендуемая литература

    И, напоследок. Старайтесь изучать культуру речи – дети копируют наши привычки. Если ребенок постоянно слышит речевые ошибки, то он подсознательно копирует их. Вы самый лучший пример – это большая честь и большая ответственность.

    Источники:

    http://www.kp.ru/putevoditel/sovety-dlya-roditelej/razvitie-obshheniya-detej/
    http://www.teatr-benefis.ru/staty/dlya-roditelej/psihologiya-obshheniya-s-detmi/
    http://detki.guru/vospitanie/sovety-roditelyam/kak-pravilno-obshhatsya-s-rebenkom.html

  • Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов:

    Adblock
    detector