1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Развитие мелкой моторики: идеи для занятий. Логопедический массаж – верный путь к чистой речи

“Развитие мелкой моторики рук на логопедических занятиях как условие развития речи”
консультация на тему

“Развитие мелкой моторики рук на логопедических занятиях как условие развития речи”

Скачать:

Предварительный просмотр:

“Развитие мелкой моторики рук на логопедических занятиях как условие развития речи”

Известному педагогу Василию Александровичу Сухомлинскому принадлежит высказывание « Ум ребенка – на кончиках его пальцев ». Это не просто красивые слова: в них содержится объяснение того, каким образом развивается ребенок. Ведь огромное количество нервных окончаний расположено именно в руке и на языке.

Доказано, что специальная работа по формированию мелкой моторики пальцев рук благотворно влияет на процесс развития речи, способствует улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму, а также мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга и, следовательно, уровня развития мышления, памяти и внимания.

Учёные пришли к выводу, что приблизительно треть всей поверхности двигательной проекции головного мозга занимает именно проекция кисти рук, которая располагается рядом с речевой зоной. Из этого следует следующий вывод: развитие речи ребёнка и развитие мелкой моторики – два взаимосвязанных неразрывных процесса. Отмечу также, что к сфере мелкой моторики относится огромное разнообразие всяческих движений. Это и примитивные жесты, такие как захват различных объектов, это и очень мелкие движения, от качества которых зависит почерк человека. Вязание – это один из ярких примеров действий мелкой моторики.

Что такое мелкая моторика?

Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий мышечной, костной и нервной систем человека, зачастую в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких, точных движений кистями и пальцами рук и ног. Часто для понятия «мелкая моторика» используется такой термин как «ловкость».

Способов, которые совершенствуют мелкую моторику, очень много:

1. Использование развивающих игрушек

2. Пальчиковая гимнастика

3. Массаж и самомассаж.

4. Изобразительная деятельность (лепка, рисование, резание по контуру, вырезание предметов на глаз).

При этом происходит:

– развитие мозга ребенка;
– стимулирование развития речи;
– развитие творческих способностей;
– развитие фантазии;
– расслабление мышц рук и всего тела;
– улучшение произношения звуков.

1. Использование развивающих игрушек.

В настоящее время современным рынком предлагается множество интересных детских игрушек, цель которых – развитие мелкой моторики у детей, как средство развития речи. Роль игрушки для развития мелкой моторики у детей заключается в том, чтобы ускорить, а также усовершенствовать данный навык в развитии ребенка.

Шнуровка даёт возможность придумать множество игр. Это и непосредственно шнурование, и возможность использовать элементы «шнуровки» в сюжетно-ролевых играх или изучать основные цвета. Игры-шнуровки созданы с целью развития мелкой моторики рук, усидчивости и глазомера. В процессе игры совершенствуется координация движений и гибкость кистей рук. «Шнуровки» способствуют развитию мелкой моторики, логического мышления, речи, и как результат – стимулируют развитие органов артикуляции (речевого аппарата).

Пирамидка – это одна из базовых развивающих игрушек для ребёнка . Этаигрушка помогает развивать мелкую моторику, логическое мышление, освоение новых форм, различных форм и размеров, а также цветов. Пирамидка, изготовленная из дерева, несёт в себе положительную энергию деревянной игрушки. Элементы такой пирамидки приятно держать в руках, поскольку они всегда тёплые на ощупь, а шероховатая поверхность отлично развивает тактильную чувствительность ребенка.

При помощи деревянных или пластмассовых кубиков можно конструировать башни, строить крепости и дома. Кроме того, продаются деревянные кубики с нанесёнными на них картинками (например, овощи, домашние животные , герои сказок), благодаря которым игра в кубики переходит в собирание картинки. Это уже не только развитие мелкой моторики и пространственного мышления, но и развитие внимания и логики.

Доски Сегена (рамки, вкладыши)

Доски Сегена представляют собой разборные картинки, это деревянные доски с вкладышами, на которых изображены различные живые или неживые предметы. Ребенок должен закрыть доску составляющими элементами, подобрав нужную по рисунку и размеру часть. Данная игра способствует развитию речи, логики, координации движений, мелкой моторики рук, а также пространственного восприятия малыша.

Фигурки на магнитах

Используя магнитную мозаику у ребенка развивается мелкая моторика, координация движений и пространственного мышления. А фантазии ребенка помогут раскрыться различные фигурки в виде разноцветных букв, цифр и геометрических фигур.

Благодаря таким занятиям ребенок развивает мелкую моторику пальцев рук, а также знакомится с различными геометрическими фигурами и различными цветами. Ну чем не увлекательное занятие!

Собирая красочные картинки, ребенок развивает не только мелкую моторику, но и внимательность, сообразительность, логическое мышление, координирование работы глаз и кистей рук.

Игры с разными мозаиками способствуют развитию мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребёнка.

2. Пальчиковые игры, пальчиковые куклы и куклы-перчатки

Пальчиковые игры народная мудрость принесла к нам из глубины веков. Всем нам хорошо известны игры «Сорока-ворона», «Ладушки», «Коза-рогатая» и многое другое. Игры и гимнастика для пальчиков помогают в общем всестороннем развитии ребенка.

По своей сути пальчиковые игры – это массаж и гимнастика для рук. Пальчиковые игры проводятся прямо за партой в сопровождении веселых стишков. Стихи рекомендуется читать наизусть. Необходимо, чтобы не только дети видели ваше лицо, но чтобы и вы видели их лица и наблюдали за впечатлением от текста стихотворения и самой пальчиковой игрой.

Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у детей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.

В пальчиковых играх одним из основных массажных приемов является поглаживание. Его следует выполнять ритмично, спокойно, свободно и легко скользя по коже кончиками пальцев или ладонью.

Другим основным массажным приемом в пальчиковых играх считается растирание. Растирание выполняется подушечками пальцев или ладонью. К данному приему относятся еще и такие массажные движения, как пиление, строгание, штрихование и пересекание.

Вот на улице мороз!
Эх, быстрей потрите нос!
Каждый пальчик согреваем!
Сильно – сильно растираем!

Весьма полезным массажным приемом в пальчиковых играх является вибрация, к которой относятся похлопывание, рубление, поколачивание, встряхивание и т.д.Так, слабая вибрация повышает мышечный тонус, а сильная снимает повышенный тонус и снимает нервную возбудимость.

На логопедических занятиях можно организовывать пальчиковый театр. Это увлекательная дидактическая игра , которая стимулирует развитие мелкой моторики, развивает воображение, память, мышление, внимание, помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции, формируя творческие способности.

3. Массаж и самомассаж.

Самомассаж является прекрасным средством развития мелкой моторики рук. Самомассаж можно выполнять, как с предметами, так и без них (пальчиковые игры).

Читать еще:  Почему женщин называют кукушками. Женщины-кукушки: почему их становится все больше

Одним из приемов самомассажа является использование массажеров разной формы и величины (мячики «ежики»). Чтобы данный вид тренинга оказался для детей скучным и утомительным занятием, предлагаю веселые стихотворные тексты. На занятиях часто использую игровые упражнения с использованием массажного шарика «Су Джок». Детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм.

Использую в своей работе по развитию мелкой моторики бельевые прищепки разного цвета и формы . Занятия с прищепками начинаю с того, чтобы показать детям, как прищепка может «открывать» и «закрывать» рот.

Исходное положение для каждого упражнения: рука согнута в локте, стоит на столе. Прищепка удерживается указательным и большим пальцами. В последующих занятиях можно задействовать обе руки и ритмично закрывать и открывать прищепки по ходу проговаривания текста.

Можно бельевые прищепки надевать на ногтевые фаланги пальцев

(кроме большого) и ударять пальчиками по парте на каждый ударный слог.

Вот проснулся, встал гусенок,
Пальцы щиплет он спросонок.

– Дай, хозяйка, корма мне
– Раньше, чем моей родне!

С помощью прищепок может получиться волшебство! Из круга солнышко (Солнышко утром рано встает. Лучики тянет – тепло нам дает), из треугольника елочка. Работая с прищепками дети развивают не только мелкую моторику, но и цветовое восприятие.

На логопедических занятиях успешно применяю игровые упражнения с пуговицами. Благодаря такому массажу стимулируются кончики пальцев рук и ладоней, происходит активизация сенсорно – моторных функций, необходимых для успешного взаимодействия с окружающим миром.

Некоторые игры, которые можно применять для развития мелкой моторики рук.

Коробка заполняется пуговками разного размера, разного цвета, формы , предлагается выполнить следующие упражнения:

– опустите руки в коробку;
– поводите ладонями по поверхности
– пересыпать из ладошки в ладошку;
– найти самую большую пуговицу, самую маленькую, самую квадратную, гладкую и т.д.;
– пересыпать пуговицы в прорезь банки.

Используется для массажа рук и природные материалы – шишки, грецкие орехи:

Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех.

( два грецких ореха ребенок держит в руке и вращает их один вокруг другого).

С помощью счетных палочек выкладываем буквы. Различные фигуры. Желательно, чтобы счетные палочки были ребристыми (служат дополнительным массажем). Выполняем массаж пальчиков с помощью карандашей, губок для мытья посуды, проволоки.

Игры с крупами тоже эффективный прием в развитие мелкой моторики рук («Пересыпаем крупу», «Прячем ручки», «Найди игрушку» и т.д.).

3. Изобразительная деятельность.

Особенно положительное влияние на развитие мелкой моторики рук оказывает изобразительная деятельность:

1. Рисование – это может быть раскрашивание, обведение трафаретов, штриховка и т.д.

Применяется на логопедических занятиях и способы нетрадиционного рисования. Ребята с удовольствием рисуют пальчиками на манной крупе

( Игра «Волшебный поднос »). Можно написать букву, слово или пофантазировать на понравившуюся тему. Такая деятельность с использованием нетрадиционных способов рисования, позволяет развивать мелкую моторику пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга. Кроме того развивает память, внимание, учит ребенка думать, анализировать, сочинять и воображать. Рисование пальчиками на крупе можно отнести и к самомассажу.

2 . Лепка из пластилина, глины, слоеного теста.

Во время лепки развивается не только мелкая моторика рук, но и навыки ручного труда. Дети учатся координировать движения рук, приобретают сенсорный опыт. Например, игра «Забавные картинки» (равномерно распределить пластилин на картон и с помощью различных горошин выкладывать рисунки).

Все перечисленные способы развития мелкой моторики рук оказывают благотворное влияние на развитие речи ребенка. Поэтому важно как можно раньше создавать условия для накопления ребенком практического двигательного опыта, развития навыков ручной умелости.

Уделяя должное внимание упражнениям, играм на развитие мелкой моторики, мы решаем сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияем на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, ребенок быстрее и лучше начинает говорить. Нужно помнить, что чем «умнее» руки, тем умнее ребенок.

LiveInternetLiveInternet

Приложения

  • ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Я – фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
  • Дешевые авиабилетыВыгодные цены, удобный поиск, без комиссии, 24 часа. Бронируй сейчас – плати потом!
  • Всегда под рукойаналогов нет ^_^ Позволяет вставить в профиль панель с произвольным Html-кодом. Можно разместить там банеры, счетчики и прочее
  • Скачать музыку с LiveInternet.ruПростая скачивалка песен по заданным урлам

Музыка

Видео

Рубрики

  • Английский язык (257)
  • Great Britain (57)
  • ВАЖНОЕ (9)
  • Аудиокниги / Радиоспектакли (37)
  • Бохо (29)
  • Вокруг света (50)
  • Культура (3)
  • Вязание крючком (994)
  • Вязание для детей (246)
  • Филейное вязание (32)
  • Женское летнее (23)
  • Жилеты (62)
  • Приемы вязания / Правила (105)
  • Узоры крючком (220)
  • Шапки / Шляпки (88)
  • Вязание спицами (1783)
  • Вязание для детей (459)
  • Жилеты (134)
  • Палантины / Накидки / Шарфы / Шали (231)
  • Приемы вязания / Правила (386)
  • Узоры спицами (166)
  • Шапки/Шляпки (199)
  • Говорим и пишем правильно (50)
  • Делаем сами (200)
  • Детская психология / Воспитание и развитие детей (484)
  • Дидактические игры (26)
  • Логопедия (9)
  • Обучение (276)
  • Поделки (28)
  • Распечатки (36)
  • Для дома, для семьи (321)
  • Дача / Сад / Огород (188)
  • Организованное хранение / Упаковка (40)
  • Ремонт (39)
  • Домашнее хозяйство (105)
  • ЖЗЛ (79)
  • Журналы по вязанию (170)
  • Здоровье (190)
  • Изобразительное искусство (1214)
  • Эрмитаж (8)
  • Исаак Левитан (3)
  • Интерьер (224)
  • История / Истории (123)
  • Великая Отечественная война (55)
  • История вещей (2)
  • Картины / Картинки / Фото (79)
  • Книги (57)
  • Многослов-1: Книга, с которой можно разговаривать (9)
  • Для детей (8)
  • Учебники (3)
  • Компьютерная грамотность (491)
  • Players (26)
  • Дневник (237)
  • Разделители и декор (89)
  • Рамочки (54)
  • Кулинария (1274)
  • Аэрогриль (2)
  • Блины (6)
  • Выпечка (427)
  • Горшочки (7)
  • Десерт / Сладости (49)
  • Для детей (30)
  • Заготовки (41)
  • Картофель / Овощи (51)
  • Крупы / Макароны (18)
  • Кухонные штучки (1)
  • Мультиварка (27)
  • Мясо / Птица (222)
  • Напитки (28)
  • Оформление блюд / Этикет (24)
  • Рецепты Ильи Лазерсона (2)
  • Рыба (71)
  • Салаты / Закуски (178)
  • Соусы (26)
  • Супы (43)
  • Творог / Яйца (56)
  • Ледниковый период (1)
  • Литература (24)
  • Мода / Стиль / Красота (177)
  • Мои посты (84)
  • Музыка (467)
  • “Голос” (10)
  • Андре Рьё (3)
  • Концерты (2)
  • Jazz (12)
  • Для детей (13)
  • Исаак Шварц (10)
  • Классика (67)
  • Любимое (145)
  • Музыка кино (18)
  • Музыкальные открытки (39)
  • Ностальгия (15)
  • Песни (12)
  • О музыке и музыкантах (10)
  • Природа (20)
  • Пьяццолла (14)
  • Танго (7)
  • Мультфильмы (14)
  • Надо же! (52)
  • Народные рецепты (101)
  • Настроение (191)
  • Наша жизнь (342)
  • Как это было (20)
  • Зарисовки (8)
  • ОбщениеОтношения (83)
  • Размышления (126)
  • Что такое хорошо и что такое . (31)
  • Полезные ресурсы (61)
  • Поэзия (492)
  • Губерман (7)
  • Пушкин (6)
  • Самуил Маршак (8)
  • Стихи для детей (21)
  • Православие (157)
  • Праздники (310)
  • 9 мая (9)
  • Масленица (4)
  • 23 февраля (1)
  • Новый год и Рождество (223)
  • Тосты (14)
  • Природа (119)
  • Разное (52)
  • Россия (261)
  • Москва (10)
  • Казань (7)
  • Русский костюм (4)
  • Крым Севастополь (2)
  • Мурманск / Мурманская область (2)
  • Усадьбы (2)
  • Славяне (1)
  • Тверь (1)
  • Петербург (19)
  • Промыслы (4)
  • Рукоделие (457)
  • Для кукол (43)
  • Сам себе художник (8)
  • Слово / Речь (4)
  • Фильмы (93)
  • Цветы (71)
  • Цитаты (131)
  • Человек, как личность (53)
  • Шитье (578)
  • Старые джинсы (46)
Читать еще:  Чем убрать желтизну после осветления. Как убрать желтизну с волос после окрашивания

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Логопедический массаж – верный путь к чистой речи

Логопедический массаж – верный путь к чистой речи

У вас родился малыш. Все мысли заняты только им – как он растет, развивается. Сначала ребенок учится фиксировать взгляд, улыбаться, говорит первое желанное «АГУ»! Именно с этого первого гуленья и начинается развитие речи у детей. Но не всегда все идет так гладко, как хотелось бы маме и папе – речь у ребенка может появляться с задержкой или иметь дефекты. Последнее десятилетие стал очень распространенным такой способ устранения речевых дефектов, как логопедический массаж с помощью специалиста или самостоятельно, при наработке опыта.

Важность речевого развития

Заметьте, что заниматься развитием речи нужно не с первых слов, а первого дня рождения малыша. Хотя в последнее время стало модно слушать музыку во время беременности – спокойную, классическую, мамину колыбельную и, конечно же, папин голос. Речь – один из важных этапов развития ребенка. Сначала малыш издает звуки, после звуков наступает лепет: «ба-ба-ба», «да-да-да», «та-та-та», «ду-ду-ду», «бу-бу-бу». Лепет – это предречевая вокализация, своего рода тренировка мышц артикуляционного аппарата.

Если родители замечают какие-то признаки отставания в речевом развитии малыша, то в таком случае может понадобиться помощь специалиста. Перед посещением логопеда было бы неплохо посетить невропатолога, сделать энцефалограмму и нейросонограмму.

Логопедический массаж для детей в борьбе с задержкой речевого развития

Самым древним методом лечения многих заболеваний считается массаж. С давних времен люди методом нажатия на определенные точки пытались лечить разные недуги. Логопедический массаж – это тоже массирование и нажатие определенных точек языка, щек, губ, мочек ушей и рук.

Существуют различные виды логопедического массажа – это и зондовый массаж Новиковой, и логопедический массаж по Дьяковой, Краузе, Приходько.

Конечно же, наиболее эффективно проводят его квалифицированные и опытные специалисты, обученные по любой из методик или наработавшие свой личный опыт. Но при желании мама может научиться мастерству и делать речевой массаж ребенку самостоятельно. Самые простые и легко выполнимые упражнения мы и опишем в данной статье.

Логопедический массаж рук

Пальчики рук тесно связаны с мозгом и внутренними органами. Распределение такое: большой палец связан с головным мозгом, указательный – с желудком, средний палец – с кишечником и позвоночником, безымянный – с печенью, мизинец – с сердцем. Ежедневно массируя пальчики малыша, вы будете стимулировать все его органы. Так что логопедический массаж нужно начинать с рук. Перед началом массажа тщательно помойте руки, продезинфицируете спиртом или стеллириумом, намажьте детским маслом.

  1. Массаж ручек нужно начинать с мизинчика, массируя от ноготка до основания каждый суставчик. Пройдите несколько раз каждый пальчик.
  2. Надавливайте на подушечки пальчиков от 3 до 10 раз, постепенно увеличивая и силу нажатия и их количество.
  3. Указательным пальцем массируйте круговыми движениями ладошку малыша, как вы делаете сороку-белобоку.
  4. Теперь те же движения, только надавливая указательным пальцем, начиная с края и сводя в центре ладошки. Повторить несколько раз.
  5. Кольцевой массажер наденьте на пальчик малыша и массируйте им сверху вниз каждый пальчик. Все упражнения начинайте с мизинца.
  6. Возьмите резиновый мячик с шипами или деревянные массажеры, водите ими по ладошке от запястий к пальчикам.

Логопедический массаж рук для детей не имеет противопоказаний. Его можно начинать делать с первых дней жизни. Главное чтобы у ребенка не было аллергии на массажное масло.

Логопедический массаж языка

По поводу массажа языка лучше проконсультироваться со специалистом. В домашних условиях массаж языка можно делать зубной щеткой, можно так же использовать электрическую зубную щетку или детский набор зубных щеток фирмы кампол.

Логопедический массаж языка делается точечными и круговыми движениями поочередно и повторяется от 3 до 10 раз.

  1. Точечными движениями от левой стороны к правой от основания по краю языка (в виде U) и по средине.
  2. По такому же маршруту, только круговыми движениями.
  3. По всему языку зигзагообразным (Z) маршрутом с лева направо сначала точечными и затем круговыми движениями.
  4. Теперь по левому краю языка, от основания к кончику, проделайте те же упражнения
  5. По правому краю языка, от основания к кончику, чередуя точечные и круговые движения.
  6. В виде птички (V) от уздечки к кончику языка, начиная с левой стороны, чередуя точечные и круговые движения.
  7. Как две прямые параллельные линии, проводите от уздечки к кончику языка, сначала по левому краю, затем по правому. Не забывайте сначала делать точечные движения, затем круговые.

Логопедический массаж губ

Массаж губ делается круговыми движениями 50 раз по часовой стрелке и 50 раз против часовой стрелки.

  1. Один указательный палец поставьте у крылышка носика с левой стороны, а средний палец поставьте у уголка губ – проведите круговые движения. Затем, то же самое только с другой стороны.
  2. Поставьте указательные пальцы по средине над верхней губой и проглаживайте и круговые движения поочередно в стороны. Так же проделайте под нижней губой.
  3. По этакому же маршруту, как и в упражнении №2 проделайте пощипывание двумя пальцами.
  4. Пощипывание тремя пальцами.
  5. Теперь нужно повторить упражнение №3.
  6. Повторить упражнение №2.

Логопедический массаж заканчивайте массажем мочки ушей по 50 раз по часовой стрелке и против. Так же очень важно массировать «речевую точку», которая находится на кисти руки у основания перепонки между большим и указательным пальцем. Проделывайте круговые движения по 50 раз в одну сторону и 50 раз в другую сторону.

После массажа ласкайте малыша, похвалите его за послушание, поиграйте с ним. Главное, чтобы у малыша осталось приятное впечатление от массажа. И тогда он сам будет подставлять вам свой язычок и вскоре порадует новыми словами.

Статью подготовила Анна Тильная, специально для заботливых родителей и всех читателей сайта ДвеМамы.

Детский логопедический массаж для развития речи

Логопедический массаж относится к техникам, применяемым в логопедии для улучшения произношения и психоэмоционального состояния людей с дефектами речи.

Читать еще:  Поздравления с 10 годовщиной свадьбы прикольные. Смешные поздравления с годовщиной свадьбы

Если вы скептически относитесь к этому методу лечения речевых нарушений, считая его трудоемким и неэффективным, то в этой статье мы постараемся убедить вас в обратном.

Для чего нужен логопедический массаж

Логопедический массаж — это специальные приемы воздействия на участки тела, так или иначе связанные с речевой деятельностью.

Эта процедура изменяет состояние мышечной ткани, нервных волокон, кровеносных сосудов, кожного покрова, таким образом решая задачи, для которых, собственно, и проводится.

Польза логомассажа

Благодаря выполнению логопедического массажа в организме происходит ряд изменений:

  • нормализация гипо- или гипертонуса мышц в мимической и артикуляционной мускулатуре;
  • уменьшение патологических непроизвольных мышечных движений;
  • активизация и увеличение силы сократительной способности мышц аппарата речи;
  • улучшение качеств артикуляции, в том числе четкости, объема, скорости;
  • восприятие движений речеобразующих органов.

И что в итоге? А в итоге массаж речевых зон лица приносит следующую пользу:

  • благотворно влияет на нервную систему и общее состояние организма;
  • стимулирует лимфо- и кровообращение, регулирует тканевые процессы обмена, способствует насыщению крови кислородом и улучшению клеточного питания;
  • увеличивает эластичность мышц и силу их сокращений, помогает их восстановлению после нагрузок, повышает работоспособность;
  • снижает тонус при спазмах и поднимает его при слабости органов артикуляции, задействует малоподвижные мышечные участки;
  • формирует координацию движений органов речи, стимулирует их восприятие;
  • увеличивает объем и диапазон движений;
  • укрепляет мышцы и готовит артикуляционный аппарат к максимально быстрой постановке звуков.

Показания и противопоказания

Именно благодаря такому спектру действия этот метод активно применяется при дизартрии, дислалии, алалии, афазии, ринолалии, заикании, дефектах голоса, задержке речевого развития, а также во всех случаях, когда нарушен мышечный тонус аппарата речи.

Противопоказания тоже есть. Это общие инфекционные заболевания, болезни кожи, слизистой оболочки глаз, полости рта, увеличение лимфоузлов, а также негативная эмоциональная реакция ребенка на проведение процедуры.

А теперь коснемся технической стороны этого метода.

Виды логопедического массажа

В современной логопедии используются различные технологии логопедического массажа:

  1. Классический, когда руками с помощью специальных приемов участки тела гладят, растирают, разминают, а также создают вибрацию.
  2. Точечный, при котором стимулируют или расслабляют биологически активные точки, его проведение требует специальных знаний и навыков.
  3. Аппаратный, который делают с использованием специальных приборов.
  4. Самомассаж, при котором массируют лицо руками или покусывают язык зубами.
  5. Зондовый логопедический массаж, когда с помощью зондов активизируют деятельность отдельных участков органов артикуляции.

Сила и длительность воздействия определяет, будет это расслабляющий или активизирующий массаж. Легкое нажатие и скользящее поглаживание снижают возбудимость. И наоборот, глубокие и энергичные прикосновения дают тонизирующий эффект.

Инструментами для логопедического массажа языка могут быть зонды, ложки, зубная щетка, деревянный или пластмассовый шпатель.

Его не проводят дистанционно, потому что этот метод предполагает непосредственное механическое воздействие на тело человека.

Особенности логопедического массажа дома

Логопедический массаж ребенку можно делать как в клинике, так и дома, и это даже предпочтительнее, потому что домашняя обстановка и близкое окружение исключают беспокойство и волнение для малыша.

Прежде всего родителям необходимо создать условия и соблюсти правила:

  1. Работайте в проветренном помещении.
  2. Используйте защитную маску и перчатки при массаже в ротовой полости.
  3. Тщательно вымойте инструменты и обдайте их кипятком.
  4. Обработайте свои чистые руки спиртосодержащим раствором.
  5. Не выполняйте логомассаж сразу после еды и при неважном самочувствии малыша.
  6. Длительность сеансов увеличивайте постепенно.
  7. Ребенку следует находиться лежа на спине, под шею подложите валик. Также приемлемо положение полусидя, если оно обеспечит расслабление мышцам и свободу дыханию.
  8. Ободряющие слова и похвала по окончании процедуры создадут положительный настрой и желание продолжить занятия в следующий раз.

При выполнении массажа учитывайте возраст ребенка. Грудничкам, детям до 3 лет — 5-10 минут, дошкольникам — 15-20 минут, детям старше 7 лет— 20-30 минут. Периодичность 2-3 раза в неделю. Курс 10-15 сеансов.

Чтобы делать логопедический массаж для детей в домашних условиях, нужна консультация врача, который составит индивидуальный план занятий, назначит приемы воздействия и скоординирует вашу работу.

Проводя сеанс массажа своему маленькому ребенку дома, активно общайтесь с ним. Это необходимо для снятия напряжения. Расскажите сказку, включите спокойную музыку или напойте песню — помогите ему расслабиться.

Если хотите сами сделать детский логопедический массаж, давайте учиться.

Техники логомассажа

Существуют определенные приемы и техники для каждого вида массажа:

Логопедический массаж лица для детей

Выполняйте манипуляции последовательно, двигаясь сверху вниз. Не напрягайтесь. Помните — ваши руки исцеляют.

Логопедический массаж ложками

Этот метод воздействия на речевые зоны является разновидностью массажа лица. Приготовьте несколько чистых чайных ложек. Обратите внимание на то, чтобы их поверхность была гладкой, во избежание травмирования нежной кожи ребенка. Повторяйте каждое движение 6-8 раз.

Артикуляционный массаж языка для развития речи

Логопедический массаж языка дома проводится с использованием шпателя, зубной щетки, либо руками в медицинских перчатках. Понадобится стерильная салфетка, чтобы убрать слюну. При болевых ощущениях у ребенка процедуру прекращают.

Перед проведением сеанса постарайтесь расслабить массирующими движениями воротниковую зону, шейные мышцы и челюсти, потому они непосредственно влияют на работу речевого аппарата.

Пальчиковый логомассаж для развития речи

Массаж пальчиков не имеет противопоказаний и возрастных ограничений. Его можно выполнять и детям до года. Он воздействует на нервные окончания пальцев рук и таким образом активизирует речевые зоны головного мозга. Массажеры, резиновые мячи с шипами усиливают эффект. Развивая мелкую моторику посредством массажа, вы способствуете развитию речи своего ребенка.

Самомассаж

Научите малыша движениям самомассажа. Выполняйте его вместе, играя. Он приведет в тонус мышцы лица и сделает лучистой улыбку.

Упражнения для самомассажа языка тоже просты и доступны.

Зондовый логопедический массаж

Для проведения массажа зондами необходимо профессиональное обучение. Такой метод коррекции назначают детям после полугода. Во время манипуляций ребенку не должно быть больно. Курс длится 15-20 дней.

Надо отметить, что любая из вышеописанных техник дает реальные результаты:

  • исправляется звукопроизношение;
  • формируется правильное речевое дыхание;
  • становится сильным голос;
  • стабилизируется эмоциональное состояние.

Рекомендуется совмещать разные виды логомассажа для того, чтобы коррекция речи была успешной.

Настроение — главный помощник логомассажа

Если вы дополните логопедический массаж артикуляционной гимнастикой и дыхательными упражнениями, изучением и проговариванием скороговорок, играми для крупной и мелкой моторики, чтением детской литературы, активным эмоциональным общением, то добьетесь впечатляющих результатов.

Выполняя массаж своему малышу дома, не забудьте о главном — о своем настроении. Тепло ваших рук, спокойные и уверенные движения, доброжелательная улыбка, любящий взгляд — это лучшие помощники в преодолении любого недуга!

Источники:

http://nsportal.ru/shkola/materialy-dlya-roditelei/library/2017/01/17/razvitie-melkoy-motoriki-ruk-na-logopedicheskih
http://www.liveinternet.ru/users/alyonabat61/post333548550/
http://kakgovorit.ru/logopedicheskij-massazh

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: